Аннотация к рабочей программе ВД Орлята России 1кл

Аннотация к программе «Орлята России»
1 – 4 классы
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана на основе следующих
нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён
приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286).
- Основная образовательная
программа начального общего
образования
муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средней общеобразовательной школы №9» имени
Ландышевой А.Е.
- Программа воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней
общеобразовательной школы №9» имени Ландышевой А.Е.
Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром
«Орленок».
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов
составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским
детским центром
«Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой
Л.Р., Спириной Л.В.
– Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и
основываются на российских базовых национальных ценностях.
Цель курса:
формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных
знаний,
отношений
и
опыта
позитивного преобразования
социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре,
природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:


Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан
нашей страны, России.
 Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейнымценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.
 Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
 Развивать творческие способности и эстетический вкус.
 Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
 Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
 Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему
миру.
 Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую
иисследовательскую деятельность.
Реализация программы «Орлята России» для детей с 1 по 4 классы начинается с первой
четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают
«свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс
участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в

Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим.
Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в
Программе.
Содержание учебного курса
1
класс
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени
учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес
к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными
способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра
Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год.
Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец»,
«волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором
участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В
решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках
данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской
Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуютв новогоднем
классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест
работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж,
ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая
нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) –хранители своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить

мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
2
класс
Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В
процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости
классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления
опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со
мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель
объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания
выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться
по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и
др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлёнок
– Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных
олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с
разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в
том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая
мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках
данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два
временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт
или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами
своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее
настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному
опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей,
так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная
усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность

использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы.
В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
личностного отношения к семье, Родине, ксвоему окружению и к себе лично. Ребёнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) –
хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности,
что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости
классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек
«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе
Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках
данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два
временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт
или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит
общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному
опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что

актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы.
В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины»
Место учебного курса в учебном плане


На изучение курса «Орлята России» по учебному плану отводится в 1 классе 33ч в год (1ч в
неделю), во 2- 4 классах по 68ч в год (2ч в неделю). Программа рассчитана на 237 учебных часов.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным
профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение
к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во
взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в

информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и
уважение к научным знаниям, науке).
Критерии оценивания
Обучение ведется на безотметочной основе. Программа учебного курса обеспечивает достижение
выпускниками начальной школыкомплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».