РП курса внеурочной деятельности Конструирование и моделирование (1-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Режевского района
МБОУ СОШ №9 им.Ландышевой А.Е.

Рассмотрено на
Педагогическом совете
(Протокол №
« _» _______2023г

Согласовано
Зам. директора по УВР
__________С.Н.Топоркова
« »
2023 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 9
__________К.С.Середкина
от «___» _________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности

«Конструирование и моделирование»
1 – 4 класс
(направление: общеинтеллектуальное)

Составители: учителя начальных классов

с. Липовское, 2023г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

3

Цели и задачи учебного курса

4

Место учебного курса в учебном плане

4

Планируемые образовательные результаты

5

Оценка достижений планируемых результатов

7

Содержание учебного курса

8

Календарно-тематическое планирование

12

Материально-техническое
процесса

обеспечение

образовательного

23

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструирование
и моделирование» создана на основе Федерального государственного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструирование и
моделирование» учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Программа по курсу «Конструирование и моделирование» рассчитана
33 часа в первом классе, по 34 часа в 2-4 классах, и предполагает срок
реализации 4 года. Программа предназначена для детей 6-10 лет.
Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа рассчитана на
проведение 1 занятия в неделю.
Данная программа создана с учетом Рабочей программой воспитания.
Представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного
решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного
улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной
школе.
Учебный процесс учащихся с ОВЗ осуществляется на основе АООП
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и
конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их
взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и
теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а
специально
организованная
конструкторско-практическая
учебная
деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для
формирования элементов технического мышления и конструкторских
навыков, но и для развития пространственного воображения и логического
мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний
при их использовании в новых условиях.

3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И
МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Цель программы: формирование элементов технического мышления,
графической грамотности и конструкторских умений, представление
младшими школьниками начального конструкторского моделирования,
ознакомление с геометрическими фигурами, развитие логического мышления
и пространственных представлений с помощью смены познавательной
деятельности.
Задачи программы:
1) развивать познавательные способности и общеучебные умения и
навыки;
2) формировать качества логического и пространственного мышления,
характерных для математической деятельности и необходимой для
продуктивной жизни в обществе;
3) воспитывать аккуратность, внимание, умение
анализировать,
синтезировать и комбинировать.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
КУРСА
«КОНСТРУИРОВАНИЕ
И
МОДЕЛИРОВАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные
изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать
объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить
самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или
свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения.
Предмет «Конструирование и моделирование» дает возможность
дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской
деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство
мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния
и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность
и полученные математические знания создают основу для овладения
предметом «Конструирование и моделирование», а конструкторскопрактическая деятельность способствует закреплению основы в ходе
практического использования математических знаний, повышает уровень
осознанности изученного математического материала, создает условия для
развития логического мышления и пространственных представлений
учащихся.
В программе уделяется внимание ознакомлению с компьютером,
работе по формированию у детей началу компьютерной грамотности, работе
4

на персональных компьютерах с учетом возрастных особенностей.
Ведущей линией в методике обучения курсу «Конструирование и
моделирование» является организация конструкторско-практической
деятельности учащихся на базе изучаемого геометрического материала.
Формы организации занятий:
 Творческий проект;
 Выставка-конкурс;
 Предметные недели;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
— положительное отношение и интерес к изучению математики;
— целостное восприятие окружающего мира;
— развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий;
— рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими;
— навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
— установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
—
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства и способы её осуществления;
—
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера;
—
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
—
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по
родовидовым
признакам;
—
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
5

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
—
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
—
использование приобретённых математических знаний для описания
и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений;
—
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов;
—
приобретение начального опыта применения математических знаний
для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
—
умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и
строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Ожидаемые результаты 1 класс
Знать: термины — точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия,
многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение
материалов (бумага, ткань, проволока); название и назначение инструментов
и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет); правила техники
безопасности при работе с названными инструментами; иметь представление
и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие
геометрические фигуры; правила личной гигиены.
Уметь: собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей;
преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному
результату; сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на
прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из
бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте.
Ожидаемые результаты 2 класс
Знать: термины - кривая линия, окружность, круг, овал, радиус,
диаметр, центр окружности, круга. Правила техники безопасности, личной
—

6

гигиены при работе с инструментами и деталями конструктора. Название и
назначение различных инструментов, приспособлений, соединений.
Уметь: начертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга,
треугольника, квадрата, прямоугольника. Самостоятельно изготавливать
несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца
изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по
заданным условиям; узнавать и выполнять простейшие соединения деталей
конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку. Выполнять
простейшие построения на персональном компьютере.
Ожидаемые результаты 3 класс
Знать: правила безопасности труда и личной гигиены при работе
различными инструментами, при сборке деталей конструктора; название
элементов электрической цепи, назначение и способы крепления деталей
конструктора, способы контроля точности построения деталей (с помощью
линейки, шаблона, угольника, циркуля); технические сведения о
транспортных машинах, особенности их устройства, назначения,
применения; правила работы на персональном компьютере.
Уметь: соблюдать правила личной безопасности и личной гигиены во
всех видах технического труда; рационально размечать материал с помощью
шаблона, угольника, линейки; выполнять технический рисунок и
изготавливать по нему несложное изделие; вносить в технический рисунок
и изготовленное изделие изменения по заданным условиям; выполнять
простейшие функции при работе на персональном компьютере.
Ожидаемые результаты 4 класс
Знать: названия объёмных тел и их элементов, узнавать их по трём
проекциям, по графическому изображению, изготавливать по чертежу,
соединять части конструкции в одно целое, различать Архимедовы и
Платоновы тела, использовать творческий подход к работе.
Уметь: читать чертеж; видеть проекции; конструировать модели
объёмных геометрических тел и составлять из них объекты по заданию или
замыслу; зарисовывать их на бумаге; анализировать и расчленять на части
простейшие объекты; называть составляющие их части; сконструировать
объект по схематическому рисунку, по техническому чертежу, видоизменить
его и усовершенствовать по заданному условию; контролировать
правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции;
применять простейшие навыки пользователя персональным компьютером.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. Форма подведения итогов
7

участие в школьных и районных конкурсах и олимпиадах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (33 часа)
1.
Пространственные, линейные и плоскостные представления.
Пространственные представления. Расположение объектов: вверху, внизу,
справа, слева, перед, за, между, рядом. Точка. Линия. Линии прямые и
кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Получение прямой линии путем
перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Изучение свойств прямой
линии. Отрезок прямой. Луч. Рассмотрение и изготовление моделей отрезков
путем перегибания листа бумаги, вырезание полосок бумаги, сгибание
кусков проволоки (складывание стрелы, оригами: бабочка, птица).
Отыскивание моделей отрезков в окружающих предметах. Сравнение
отрезков «на глаз», наложением. Вычеркивание отрезков разной длины,
размещение их в порядке возрастания, убывания.
2.
Ломаная линия.
Отрезок. Конструирование линейных и плоскостных объектов из отрезков
одинаковой длины (счетных палочек) и отрезков разной длины (куски
проволоки) - геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов:
елочки, домики, лодочки с парусом.
Представление о плоском угле. Конструирование моделей угла из палочек,
проволоки, бумаги или картона.
Сравнение углов «на глаз» и путем наложения. Выделение равных углов.
Отыскивание углов в окружающих предметах. Построение углов. Знакомство
с прямым углом.
Ломаная линия. Изготовление модели ломаной линии из палочек, проволоки:
геометрические фигуры, каркасы космических объектов. Рисование ломаной
линии.
3.
Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник.
Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат.
Получение этих фигур путём перегибания листа бумаги, путём сгибания
куска проволоки, выкладывания палочек, по шаблону, трафарету.
Многоугольник. Изготовление многоугольника на плоскости из палочек
(одинаковой и разной длины), из кусков проволоки.
Построение многоугольника из простейших геометрических фигур:
прямоугольников, квадратов, треугольников. Разбиение многоугольника на
прямоугольники, квадраты, треугольники.
Конструирование различных композиций, бордюров из геометрических
фигур на плоскости. Составление плоских предметов из заданных частей
8

геометрической формы. Выполнение заданий на видоизменение данной или
построенной
фигуры.
Используем
Математический
набор
для
первоклассника, бумагу, лёгкий картон.
4.
Величины геометрических фигур.
Измерение длины и ширины прямоугольника. Понятие площади
прямоугольника. Определение размеров заготовки прямоугольной
(квадратной) формы. Разметка и вырезание прямоугольника заданных
размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изделия: закладки,
открытки,
игрушки,
аппликации,
тематические
композиции
из
геометрических фигур по образцу, по описанию, по замыслу, по указанию их
назначения.
5.
Компьютер.
Экскурсия в компьютерный класс школы. Знакомство с персональным
компьютером.
6.
Систематизация и обобщение знаний.
Повторение пройденного материала. Подведение итогов. Выставка лучших
работ.
2 класс (34 часа)
1. Простейшие геометрические фигуры
Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение
прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей
простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги
неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой
бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке
листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы.
Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на
другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники,
квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты,
треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур.
Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических
фигур.
Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и
геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты).
Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным
условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации).
2. Окружность. Круг.
Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.
Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью
циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток».
9

Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное
расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности.
Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между
кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент.
Изготовление модели часов, выпуклой звезды.
Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в
гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов.
Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор,
автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных
геометрических фигур.
Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство
со схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и
конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.
3. Конструктор и техническое моделирование.
Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора,
монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила
техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и
монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места.
Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое,
внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Изготовление изделий:
садовая тележка, вертолёт, дорожный знак, бульдозер, водный транспорт,
детская площадка.
3 класс (34 часа)
1. Простейшие геометрические фигуры
Закрепление и углубление знаний и умений при выполнении простейших
геометрических построений. Конструирование из линейных и плоскостных
геометрических
фигур. Преобразование, видоизменение отдельных
элементов фигур, фигур и объектов, их построение. Взаимное расположение
двух фигур. Построение объектов из геометрических фигур. Танграм. Ось
симметрии. Конструирование объектов с использованием оси симметрии
(ребристые игрушки).
2. Техническое моделирование и конструирование
Технический рисунок, эскиз. Правила чтения технического рисунка, эскиза,
чтение и изготовление по ним изделий с предварительным составлением
плана выполнения этапов работы. Примерный перечень изделий: коробки,
конверты, сотовый телефон. Игры: лото, театр зверей. Техническое
моделирование и конструирование.
Технические
сведения о транспортирующих устройствах и машинах:
принцип действия, назначения, применения. Сбор и изготовление машин:
10

катамаран,
пароход,
подъемный
кран,
легковой
автомобиль.
Совершенствование
изготовленных моделей,
расширение
их
функций в
области применения. Изготовление действующих игрушек,
их совершенствование, улучшение внешнего вида (колодец с воротом,
калейдоскоп).
Электрический конструктор. Электрическая цепь и её элементы: провода,
выключатель, реостат, лампочка, батарейка. Проводники и изоляторы.
Последовательное, параллельное и смешанное соединения. Чертеж схемы
электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей из
конструктора.
4 класс (34 часа)
1.
Пространственные тела и пространственное конструирование.
Элементы пространства (длина, ширина, высота объектов). Три проекции
тела.
Параллелепипед.
Развертка
параллелепипеда.
Графическое
изображение параллелепипеда на бумаге (рисунок, три проекции).
Изготовление из бумаги моделей параллелепипеда и изготовление каркаса из
проволоки. Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда.
Примеры тел, объектов, имеющих форму параллелепипеда.
Куб. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба.
Изготовление объектов из параллелепипедов и кубов (робот, карандашница
«Ёжик», комбинированные подвески).
2.
Шар
Изготовление модели шара из пластилина и изделий, имеющих форму шара.
Отыскивание в окружающих предметах шара или его частей. Знакомство с
другими объемными телами. Демонстрация моделей цилиндра (стакан),
конуса (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на
плоскость), пирамиды (рисунки египетских пирамид). Изготовление
пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму
равностороннего треугольника, по его средним линиям; цилиндра, конуса по
техническому рисунку. Изготовление объектов из объёмных тел (летающая
тарелка, пингвин, игрушки-кувыркайки).
3.
Техническое моделирование и конструирование
Усечённые многоугольники. Платоновы тела (сочетание одинаковых
геометрических фигур). Архимедовы тела (сочетание различных
геометрических фигур). Чтение несложных чертежей и конструирование по
чертежу. Анализ готовой конструкции. Изменения в чертеже и их реализация
в конструкции. Определение размеров изделия по чертежу и взаимного
расположения частей конструкции.
Изготовление объектов, конструкций из всех видов изученных тел
11

(клубничка, зверюшки, игрушки по замыслу, вертолёт, коттедж).
Календарно-тематическое планирование
1
№
п/
п

класс

Наименовани Количество часов
е разделов и
Всего
Теоретич
тем
еские
программы
работы

Практич
еские
работы

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Пространственные, линейные и плоскостные представления - 4 часа
1.1 Знакомство уч1
1
Беседа
ся с основным
содержанием
курса
1.2 Точка. Линия,
1
0,5
0,5
Практические Библиотека ЦОК
изображение
упражнения
https://m.edsoo.ru/7f
точки и линий
41c7e2
на бумаге.
Линии: прямая,
кривая,
взаимное
расположение
линий на
плоскости.
Замкнутая и
незамкнутая
кривая.
1.3 Виды бумаги:
1
0,5
0,5
Практические https://uchi.ru/teache
тонкая,
упражнения
rs/lk/main
толстая,
гладкая,
шероховатая и
др. и их
назначение.
Основные
приёмы
обработки
бумаги:
сгибание,
складывание,
разметка по
шаблону и т.д.
1.4 Практическая
1
1
Практические https://www.yaklass.
работа с
упражнения
ru/EmailSubscription
бумагой:
s/SavePreferences
получение
путём сгибания
бумаги прямой,
пересекающихс
яи
12

непересекающи
хся прямых.
Св-во прямой.
Различные
положения
прямых.
Раздел 2. Ломаная линия - 8часов
2.1 Отрезок. Вычерчивание
1
отрезка с использованием
линейки. Преобразование
фигур, составленных из
счётных полочек, по
заданным условиям.
2.2 Обозначение
2
геометрических фигур
2.3 буквами. Изготовление
бумажных полосок разной
длины. Конструирование
модели «Самолёт» из
бумажных полосок.
Изготовление аппликации
«Песочница» из бумажных
полосок
2.4 Луч. Вычерчивание луча.
1
Сравнение прямой,
отрезка и луча.

1

1

Практические
упражнения

1

Творческий
проект

1

Научноисследователь
ская
дискуссия
Практические
упражнения

Сантиметр. Сравнение
1
0,5
0,5
отрезков по длине
разными способами.
Упорядочивание отрезков
по длине.
2.6 Циркуль. Геометрическая
1
1
Беседа
сумма и разность двух
отрезков.
2.7 Угол. Прямой угол.
1
1
Творческий
Непрямые углы.
проект
Изготовление модели
прямого угла. Чертёжный
треугольник. Виды углов:
прямой, острый, тупой,
развёрнутый.
2.8 Ломаная. Замкнутая,
1
0,5
0,5
Практические
незамкнутая ломаная.
упражнения
Вершины, звенья
ломаной. Изготовление
модели ломаной из
проволоки. Длина
ломаной.
Раздел 3. Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник - 13часов
2
1
1
3.1 – Многоугольник. Углы,
Деловые
2.5

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

https://m.edsoo.ru/7f
41c7e2

https://www.yaklass.
13

стороны, вершины
многоугольника.
Треугольник,
четырёхугольник,
пятиугольник и др.
Классификация
многоугольников по
числусторон
3.3 – Прямоугольник. Св-во
3.5
противоположных
сторон прямоугольника.
Изображение
прямоугольника на
бумагев клетку. Квадрат.
Преобразование
прямоугольника в
квадрат и квадрат в
прямоугольник.
Чертёж. Обозначение на
чертеже линии сгиба.
3.6– Единицы длины: ДМ, М.
Соотношение между
3.7
единицами длины.
3.2

беседы

ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

3

1

2

Практические
упражнения

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

2

1

1

Научноисследователь
ские
дискуссии
Выставка –
конкурс

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

Беседа

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

6
1
5
3.8 – Изготовление
3.13 геометрического набора
треугольников.
Изготовление
аппликаций
«Домик», «Чайник»,
«Ракета» с
использованием
геометрического набора
треугольников.
Изготовление набора
«геометрическая
мозаика». Изготовление
аппликаций с
использование набора.
Изготовление узоров,
составленных из
геометрических фигур,
позаданному образцу и
по воображению.
Раздел 4. Величины геометрических фигур – 5 часов
4.1
1
1
Измерение длины и
ширины
прямоугольника. Понятие
площади
прямоугольника.
Определение размеров
4.2
1
1
заготовки
прямоугольной
(квадратной) формы.

14

1
1
Разметка и вырезание
прямоугольника
заданных размеров по
краю бумаги
прямоугольной формы.
4.4 – Изготовление изделий из 2
2
4.5
бумаги: закладки,
открытки, игрушки,
аппликации,
тематические
композиции из
геометрических фигур по
образцу, по описанию,
позамыслу, по указанию
их назначения.
Раздел 5. Компьютер - 1час
30
Экскурсия в
1
1
компьютерный класс
школы. Знакомство с
персональным
компьютером.
Раздел 6. Систематизация и обобщение знаний – 3 часа
Повторение пройденного 1
31
1
материала.
Подведение итогов.
32
1
1
4.3

33

Выставка лучших работ.

Итого

1

1

33

10

Практические
упражения

Творческий
проект

Беседа

Беседа
Предметная
неделя
Выставка –
конкурс

23

2 класс

№
п/
п

Количество часов
Тео
В
рети
Наименование разделов
Практич
се
ческ
и тем программы
еские
г
ие
работы
о
рабо
ты

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1. Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры - 14 часов
1.1

1.2

1.3

Виды углов, отрезок,
ломаная, длина ломаной
Треугольник.
Соотношениемежду
длинами сторон
треугольника
Прямоугольник.
Определение

1

Беседа

1

0,5

0,5

Практические
упражнения

Библиотека ЦОК

1

1

0,5

0,5

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

https://m.edsoo.ru/7f41
c7e2

15

прямоугольника
Противоположные
1
1.4
стороны прямоугольника
и их свойства.
Диагонали
1
1
1.5
прямоугольника и их
свойства.
Квадрат. Определение
1
1
1.6
квадрата.
Практическая работа 1
1
1.7
«Преобразование
фигур».
Построение
1
прямоугольника на
1.8
нелинованной бумаге с
помощью чертежного
треугольника.
Середина отрезка.
1
1.9
Деление отрезка
пополам.
Свойства диагоналей
1
1
1.10
прямоугольника.
1.11 Практическая работа 2
2
–
«Изготовление пакета
1.12 дляхранения палочек».
1.13 Практическая работа 3
2
–
«Изготовление
1.14 подставки для кисточки».
Раздел 2. Окружность. Круг. – 7 часов

1

1

Практические
упражнения

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

Беседа

https://m.edsoo.ru/7f41
c7e2

Беседа

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

Творческий
проект

1

1

Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7f41
c7e2

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

Беседа

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

2

Творческий
проект

2

Творческий
проект

Окружность. Круг. Центр, 2
1
1
2.1 радиус, диаметр
Практические
окружности (круга).
упражнения
2.2 Прямоугольник,
вписанный в окружность.
2.3 Практическая работа 4
2
2
Творческий
«Изготовление ребристого
проект
2.4 шара».
Практическая работа 5
2
2
2.5
«Изготовление
Практические
аппликации
упражнения
2.6
«Цыпленок».
Деление окружности на 6 1
1
Практические
2.7 равных частей.
упражнения
Вычерчивание «розеток».
Раздел 3. Конструктор и техническое моделирование – 13 часов
2
2
3.1 – Практическая работа 6
Деловые
«Изготовление
закладки
для
3.2
книги». Составление
беседы
технологической карты для

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

https://uchi.ru/teache
rs/lk/main
https://uchi.ru/teache
rs/lk/main

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences
16

изготовления кольца.
Деление фигур на части,
подготовка к составлению
чертежа.

1

1

3.4 – Практическая работа 7
«Изготовление аппликации
3.5

2

2

3.6

1

1

3.7 – Практическая работа 8
«Изготовление аппликаций
3.8

2

2

3.9

1

1

Выставка –
конкурс

4

4

Практические
упражнения

3.3

3.10
–
3.13

«Автомобиль». Чтение
чертежа. Соотнесение
деталей рисунка и деталей
чертежа
Выполнение чертежа по
рисунку объекта.

«Трактор с тележкой»,
«Экскаватор».
Оригами. Изготовление
изделий «Щенок», «Жук».
Работа с набором
«Конструктор».

Итого

34

8

Практические
упражнения

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

Практические
упражнения

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

Практические
упражнения

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

Творческий
проект

https://www.yaklass.
ru/EmailSubscription
s/SavePreferences

26

3 класс

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Теоре
тичес
Вс
Практические
кие
его
работы
работ
ы

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2. Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры - 22 часа
Отрезок,
2
1.1 –
ломаная,
1.2
многоугольник.
Треугольник.
3
Виды
треугольников
по сторонам:
разносторонний,
равнобедренный,
1.3 – равносторонний.
1.5
Построение
треугольника по
трём сторонам.
Виды
треугольников
по углам:
прямоугольный,

1

1

2

1

Беседа

Практические
упражнения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

17

1.6

1.7 1.8

1.9

1.10

1.11
–
1.12

остроугольный,
тупоугольный.
Конструировани
е моделей
различных
треугольников.
Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением из
двух одинаковых
полосок,
каждая из
которых
разделена на 4
равносторонних
треугольника.
Изготовление
каркасной
модели
правильной
треугольной
пирамиды из
счётных
палочек.
Вершины, грани
и рёбра
пирамиды.
Изготовление
геометрической
игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник)
на основе полосы
из 10
равносторонних
треугольников.
Периметр
многоугольника,
в том числе
прямоугольника
(квадрата).
Построение
прямоугольника
на нелинованной

1

1

2

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Практические
упражнения

https://www.yakla
ss.ru/EmailSubscr
iptions/SavePrefer
ences

Беседа

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

2

1

1

Практические
упражнения

1

1
Творческий
проект

2

2

Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2
18

бумаге с
использованием
свойств его
диагоналей.
Построение
1
квадрата на
нелинованной
1.13
бумаге по
заданным его
диагоналям.
Чертёж.
2
Изготовление по
1.14
чертежам
–
аппликаций
1.15
«Домик»,
«Бульдозер».
Составление
2
аппликаций
различных
фигур из
1.16
различных
–
частей
1.17
определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологически 1
1
1.18
й рисунок.
Изготовление по 1
технологическом
1.19 у рисунку
композиции
«Яхты в море».
Площадь.
1
1
1.20 Единицы
площади.
Площадь
2
1
прямоугольника
(квадрата),
1.21
различных
–
фигур,
1.22
составленных из
прямоугольнико
в и квадратов.
Раздел 2. Окружность. Круг. – 7 часов

2.1

Разметка окружности.
Деление окружности
(круга) на 2, 4, 8
равных
частей.

1

1
Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Беседа

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

2

2

Творческий
проект

Творческий
проект
1
Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

Беседа

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

1

1

19

2.2

2.3
2.4

2.5

2.6

2.7

Изготовление модели
цветка с
использованием
деления круга на 8
равных
частей.
Деление окружности
на 3,
6, 12 равных частей.
Изготовление модели
часов.
Взаимное
расположение
окружностей на
плоскости.

1

Деление отрезка
пополам без
определения его длины
(с использованием
циркуляи линейки без
делений).
Получение
практическим способом
треугольника,
вписанного в
окружность
(круг).

1

1
Творческий
проект

1

1

1
1

1

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

1

1

1

1

Раздел 3. Конструктор и техническое моделирование – 13 часов
2
2
3.1 – Изготовление
аппликации
3.2
«Паровоз»,
Творческий
геометрической игры
проект
«Танграм» и апплика3.3 –
3.5

ций фигур из частей
игры «Танграм».
Техническое констру3
ирование из деталей
набора «Конструктор».
Изготовление по приведённым рисункам
моделей «Подъёмный
кран» и «Транспортёр»

Итого

№
п/п

34

4
класс
Наименование
разделов и тем

3
Выставка –
конкурс

10

24

Количество часов
Вс
Теоре
Практические

Формы

Электронные
(цифровые)
20

программы

его

тичес
кие
работ
ы

работы

проведения
занятий

образовательные
ресурсы

Раздел 1. Пространственные тела и пространственное конструирование – 24 часа
Игра-путешествие
1
1
Беседа
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8
1.9
1.10

1.11

1.12

Решение
топологических
задач. Подготовка
учащихся
к
изучению объемных
тел.
Куб. Игра «Кубики
для
всех».
Прямоугольный
параллелепипед.
Куб.
Развертка
параллелепипеда.
Каркасная
модель
куба.
Развертка куба.
Куб.
Площадь
полной
поверхности куба.
Знакомство
со
свойствами
игрального кубика.
Равносторонний
и
равнобедренный
треугольники.
Измерение углов.
Транспортир.
Построение
углов
заданной
градусной меры.
Построение
треугольника по трем
заданным
сторонам.
Построение
равнобедренного и
равностороннего
треугольников.

1

1

1

1

1

Практические
упражнения

Библиотека ЦОК

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Практические
упражнения

https://www.yakla
ss.ru/EmailSubscr
iptions/SavePrefer
ences

Беседа

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

1

1

1

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

1

1

Творческий
проект

1

1

Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

1

1

Практические
упражнения

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main
https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

1

1

Беседа

1

1

Творческий
проект

1

1
Творческий
проект

1

1

Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2
21

1.13

1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
1.21
1.21
1.22
1.23

1.24

Площадь.
1
Вычисление
площади
фигур
сложной
конфигурации.
Площадь. Измерение 1
площади палеткой.
Числовой луч.
1

1

1
1

Числовой луч
(закрепление).
Сетки.
Игра
«Морской
бой».
Сетки. Координатная
плоскость.
Осевая симметрия.

1

1

1

1

Симметрия.
Симметрия
(закрепление).
Поворотная
симметрия.
Прямоугольный
параллелепипед.
Прямоугольный
параллелепипед.
Прямоугольный
параллелепипед.
Модель
развёртки
параллелепипеда

Беседа

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

Практические
упражнения
Практические
упражнения
Практические
упражнения

https://m.edsoo.ru/7
f41c7e2

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Деловая игра
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

Практические
упражнения
Практические
упражнения
1

Практические
упражнения

Практические
упражнения

1

1

1

1

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

Творческий
проект

Раздел 2. Шар – 6 часов
Практические
упражнения
Цилиндр. Закрепление 1
1
Практические
2.2
изученного.
упражнения
Конус.
1
1
Практические
2.3
упражнения
Пирамида.
1
1
Практические
2.4
упражнения
Пирамида.
1
1
Практические
2.5
упражнения
Шар.
1
1
Практические
2.6
упражнения
Раздел 3. Конструктор и техническое моделирование – 13 часов
3.1 – Обобщение
3
3
Выставка –
3.3
изученного
конкурс
2.1

Цилиндр.

1

1

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

https://uchi.ru/teac
hers/lk/main
https://uchi.ru/teac
hers/lk/main
https://uchi.ru/teac
hers/lk/main
https://uchi.ru/teac
hers/lk/main

22

материала по теме
«Геометрические
тела». Изготовление
аппликаций
из
геометрических
фигур
3.4
Геометрический
1
КВН.
Итого
34

1
14

Выставка –
конкурс

20

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Помещение, оборудованное для многофункциональных занятий (учебный
класс, доска, шкаф для материалов и инструментов).
2. Технические средства обучения (ноутбук, проектор, документ-камера и
т.д.).
3. Таблицы, плакаты, схемы, книги, фотографии, журналы, альбомы и т.д.
4. Методическая литература: С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу
«Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И.
Волкова. М.: Просвещение, 2021
5. Инструменты (ножницы, циркуль, линейка и др.), материалы (карандаши
простые и цветные, краски, кисти, бумага (цветная, белая), картон,
ватман, клей, природный материал, лоскутки ткани и т.д.).

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».