РП курса внеурочной деятельности Геометрия вокруг нас (1-4 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Режевского городского округа
МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е.
Рассмотрена на
Педагогическом совете

Согласовано
Зам директора по УВР

(Протокол № 1/22-23)
«30» августа 2022 г

«

»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9

С.Н. Топоркова
2022 г

К.С. Середкина
приказ № 117-ОД
от «30» августа 2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
Модуль «Математическая грамотность»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составители: учителя начальных классов

с. Липовское 2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

3

Цели и задачи изучения учебного курса

3

Место учебного курса в учебном плане

4

Планируемые образовательные результаты

4

Оценка достижения планируемых результатов

5

Содержание учебного курса

5

Тематическое и календарно-тематическое планирование

6

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса учебного курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Геометрия
вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального
общего образования.
Средством реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» блока «Математическая грамотность» является учебное пособие «Геометрия вокруг нас»: автор
Волкова С.И. «Геометрия вокруг нас» НОО (в 2-х частях), издательство «Просвещение», 2019.
Программа «Геометрия вокруг» учитывает возрастные, общеучебные и психологическиеособенности
младшего школьника.
Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» рассчитана на 135 часов и
предполагает срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала учебного курса по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас». Эта работа
осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент
на уроке; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они
внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у
обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей через подбор
соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроке интерактивных форм работы,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. Выбор и использование на уроках методов,
методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. Установление уважительных, доверительных,
неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной
среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Геометрия вокруг нас» нацелена на создание эффективной модели взаимоотношений
школьника с внешней средой. Программа помогает максимально быстро адаптироваться ифункционировать в
ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,составлять простые
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, программа
«Геометрия вокруг нас» есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ
ВОКРУГ НАС»
Цель программы: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения
задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то»,
«и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями
анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.

3

Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать
аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и
образное мышление художника.
Задачи:
научить оперировать числовой и знаковой символикой;
развивать умение последовательно описывать события ивыполнять последовательность действий;
научить поиску закономерностей;
обучить решению логических задач;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научить обобщать математический материал;
воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
воспитывать ответственность, самостоятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный курс внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас», является курсом внеурочной
деятельности. Содержание курса структурно представлено разделами (тематическими линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего курса обучения с 1 по 4 класс.
Изучение курса «Геометрия вокруг нас» предполагает активную интеллектуальную деятельность
обучающихся, участие в учебных мероприятиях, олимпиадах, в том числе основанных на межпредметных
связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Математика», «Технология».
Формы организации занятий:
 Творческий проект;
 Выставка-конкурс;
 Предметные недели;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика содержания курса «Геометрия вокруг нас» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
1) Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера.
2) Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека.
3) Воспитание чувства справедливости, ответственности.
4) Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
1) Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
2) Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
3) Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
4) Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
5) Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
6) Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром
конструкции.
7) Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
8) Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действии при заданном условии.
9) Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
10) Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
11) Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с
образцом.
Предметные результаты
1) Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей

4

симметрии.
2) Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры.
Место заданной фигуры в конструкции.
3) Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
4) Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
5) Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
6) Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
7) Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
8) Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Универсальные учебные действия
1) Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
2) Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать
его в ходе самостоятельной работы.
3) Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками.
4) Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
5) Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
6) Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
7) Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для
обоснования своего суждения.
8) Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. В конце каждой четверти дети создают индивидуальные проекты.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные
результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
математике, технологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует
курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и
заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. При
первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются
нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале,
сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах
практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур
выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей
изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введённых геометрических
фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих
конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счётные
палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с
основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Так, после введения одной из важнейших линейных геометрических фигур – отрезка – предусмотрена
целая серия специальных заданий на конструирование из отрезков одинаковой и разной длины различных
линейных, плоскостных и пространственных объектов. Первые задания направлены на выявление равных и
неравных отрезков, на умение расположить их в порядке увеличения или уменьшения. Далее отрезки
используются для изготовления силуэтов различных объектов, в том числе и каркасов геометрических фигур,
как на плоскости так и в пространстве. Задания предполагают доконструирование, переконструирование
различных силуэтных объектов. При этом переконструирование проводится: с сохранением числа

5

использованных отрезков, но с изменением положения определённого условием числа отрезков; с изменением
(увеличением, уменьшением) их числа (игра “Волшебные палочки”). В последнем случае предполагается
обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведённого действия. В практике выполнения заданий
такого характера дети, проводя арифметические операции, отсчитывая нужное число палочек, увеличивая или
уменьшая их число, не только используют изученные свойства геометрических фигур, но и выявляют их
новые свойства. Сначала выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв,
различных многоугольников). Но постепенно уровень трудностей заданий растёт, и дети подводятся к
возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов
пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды,
призмы, куба, используя для соединения ребёр в вершинах маленькие шарики из пластилина.
Первый год обучения ставит цели сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как:
«точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырёхугольники». Научить сравнивать,
анализировать; выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.
Второй год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее.
Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении
геометрических задач, привить навыки пользования циркулем, транспортиром.
Третий год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их
построениями; определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с
геометрическими телами.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы,
акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способ общения детей друг с другом
носит дискуссионный характер.
Виды деятельности
Основной методической линией при использовании пособия является организация разнообразной
геометрической деятельности: наблюдение, моделирование, практическая и графическая фиксация
результатов работы с моделью, преобразование по заданным условиям одних фигур в другие, создание
объектов на базе изученного геометрического материала.
В результате этого дети сами расширяют свои геометрические знания, соотносят их с геометрией
окружающего мира, развивают пространственное воображение, мышление, глазомер, графические навыки.

Содержание программы
Тематическое планирование модуля «Геометрия вокруг нас»
1 класс (33 часа)
№

Тема

1

Путешествие в страну
Геометрию. Знакомство с
Весёлой Точкой.

2

стране
«Дороги
в
Геометрии». Линия.

Кол-во
часов

1

1

Формы
проведения
занятий

Содержание занятий
Загадки
о
геометрических
инструментах. Игра «Муха»,
перемещение точки по команде
«вверх»,
«вниз»,
«влево»,
«вправо» на игровом поле 33
клетки.
Игра «Дорожка» - учатся
проводить линии через каждую
точку.

Практические
упражнения;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

Участие в научно- Мультимедийная
исследовательских презентация
дискуссиях;

3

Прямая линия и её свойства.
Линейка.

1

История Творческий
Шкала
линейки.
проект;
возникновения линейки.

4

Кривая линия.

1

Сравнение прямой и
линии.

5

Замкнутые и незамкнутые
кривые линии.

1

Рисование узоров из замкнутых Творческий
и незамкнутых линий. Загадки. проект;

6

Учимся чертить прямую.

1

Практические задания.

кривой Деловые беседы;

Деловые беседы;

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/

6

7

8

«Дороги
в
стране
Геометрии».
Пересекающиеся линии.
Вертикальные
и
горизонтальные
прямые
линии.
Отрезок. Имя отрезка.

9
10

1

1
Сравнение
отрезков.
Единицы длины.

11 - Обозначение
14 геометрических
буквами.
15 - Луч.
Солнечные
16
несолнечные лучи.
1719

Практические задания.

1
4

фигур

и

2

Сантиметр.
Измерение
длины отрезков.

3

Угол.
20

Выставкаконкурс;

1

1

Штрихование
Практические
задания.

домиков. Творческий
проект;

Стихотворение об отрезке. Игра Деловые беседы;
«Сложи фигуру». Сказка «Про
отрезок».
Задание с циркулем. Игра Творческий
проект;
«Сложи фигуру».
Знакомство
с
латинским
алфавитом.
Сравнение
геометрических фигур. Чертим по
образцу
фигуры.
Игра
«Лабиринт».
Практические
задания.
Знакомство с циркулем.

Творческий
проект;

https://uchi.ru/

Сказка. Самостоятельная работа.
Логические задачи. Практическая
работа.
Знакомство с видами углов:
прямой,
острый,
тупой.
Практические задания.
Создание модели ломаной из
конструктора.
Сравнение
геометрических фигур.
Создание
модели
из
многоугольников.

Деловые беседы;

https://uchi.ru/

Деловые беседы;

https://uchi.ru/

Деловые беседы;

https://uchi.ru/

Практические
упражнения.

Мультимедийная
презентация

Творческий
проект;

Мультимедийная
презентация

2425

Ломаная.

2628

Многоугольник.

3

29

Прямоугольник.

1

Сказка. Практическое задание.
Игра «Найди лишнее».

30

Квадрат.

1

3132

Дециметр.

2

Продолжение
знакомства
с Творческий
геометрическими
фигурами. проект;
Квадрат.
Сложение
и
изготовление квадрата.
Оригами.
Практические
Практические задания.

Геометрический
КВН.
Обобщение изученного в 1м классе.

1

Командное соревнование на
проверку знаний по геометрии.

33

Мультимедийная
презентация

Знакомство с единицей измерения Предметные
недели;
см. практические задания.

Виды углов.

2

Мультимедийная
презентация

Участие в научно- https://uchi.ru/
исследовательских
дискуссиях;

2123

3

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
Мультимедийная
презентация

Мультимедийная
презентация

https://uchi.ru/

упражнения.
Творческий
проект;

https://uchi.ru/

7

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п Тема занятия

Всего
часов

В том числе
Теория

Практика

ЭОР

Путешествие в страну
Геометрию.
Знакомство с Весёлой
Точкой.
«Дороги в стране
Геометрии». Линия.
Прямая линия и её
свойства. Линейка.
Кривая линия.

1

0,5

0,5

https://rosuchebnik.ru/material/laboratori
ya-funktsionalnoy- gramotnosti/

1

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

0,5

0,5

https://rosuchebnik.ru/material/laboratori
ya-funktsionalnoy-gramotnosti/

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://rosuchebnik.r u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

1

0,5

0,5

https://rosuchebnik.ru/material/laboratori
ya-funktsionalnoy-gramotnosti/

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

20.

Замкнутые
и
незамкнутые кривые
линии.
Учимся
чертить
прямую.
«Дороги в стране
Геометрии».
Пересекающиеся
линии.
Вертикальные
и
горизонтальные
прямые линии.
Отрезок. Имя отрезка.
Сравнение отрезков.
Единицы длины.
Обозначение
геометрических фигур
буквами.
Обозначение
геометрических фигур
буквами.
Обозначение
геометрических фигур
буквами.
Обозначение
геометрических фигур
буквами.
Луч. Солнечные и
несолнечные лучи.
Луч. Солнечные и
несолнечные лучи.
Сантиметр. Измерение
длины отрезков.
Сантиметр. Измерение
длины отрезков.
Сантиметр. Измерение
длины отрезков.
Угол.

https://rosuchebnik.r u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

21.

Виды углов.

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Мультимедийнаяпрезентация

8

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Виды углов.
Виды углов.
Ломаная.
Ломаная.
Многоугольник.
Многоугольник.
Многоугольник.
Прямоугольник.
Квадрат.
Дециметр.
Дециметр.
Геометрический КВН.
Обобщение изученного
в 1-м классе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

https://uchi.ru/
Мультимедийнаяпрезентация
Мультимедийнаяпрезентация
Мультимедийнаяпрезентация
Мультимедийнаяпрезентация
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/

Презентация

9

Содержание программы
Тематическое планирование модуля «Геометрия вокруг нас»
2 класс (34 часа)
№

Тема

1

Интеллектуальная
разминка
Повторение
изученного в 1-м классе.

2

Геометрический
калейдоскоп.

Кол-во
часов

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://rosuchebnik.r
Практические
u/material/laboratori
упражнения;
ya-funktsionalnoygramotnosti/
Участие в научно- Мультимедийная
исследовательских презентация

Содержание занятий
Игра «Путешествие точки».

1

1

Конструирование
многоугольников из заданных
дискуссиях;
элементов.

3-5 Линия.
Многоугольник
(продолжение)

3

Практические
«Лабиринт».

6-8 Ломаная. Длина ломаной.

3

Сравнение
геометрических Деловые беседы;
фигур. Заполнение таблицы. Узор
из геометрических фигур.

Прямоугольник.
9-11 Диагонали
прямоугольника.
12- Квадрат.
21

3
10

22- Окружность. Круг.
31

10

32 Интеллектуальная
разминка.

1

33 Урок-практикум.

1

задания.

Игра Творческий

Практические задания на развитие
умения чертить на нелинованной
бумаге. Рисуем ракету.
Практические
задания.
Сравнение фигур. Моделирование
из счетных палочек. Изготовление
«Лампа». Оригами «Кармашек
для счетных палочек».
Рисование
узоров
из
геометрических фигур с помощью
циркуля.
Отгадывание
кроссворда.
Моделирование
геометрических фигур по образцу.
Рисование фигуры по заданным
размерам.
Разгадывание
геометрического
кроссворда.

проект;

Творческий
проект;

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://uchi.ru/

Деловые беседы;

https://uchi.ru/

Выставкаконкурс;

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

Творческий
проект;

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

Моделирование геометрических Деловые
беседы
фигур по образцу.

Мультимедийная
презентация

Командное соревнование на
проверку знаний по геометрии.

Мультимедийная
презентация

Творческий
проект;;

34 Урок – праздник
«Хвала
геометрии!»

1

10

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п Тема занятия

Всего
часов

Интеллектуальная
разминка Повторение
изученного
в
1-м
классе.
Геометрический
калейдоскоп.
Линия. Многоугольник
(продолжение)

В том числе
Теория

Практика

ЭОР

0,5

0,5

https://rosuchebnik.ru/material/labor
atoriyafunktsionalnoygramotnosti/

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1
3

1

2

3

1,5

1,5

1,5

1,5

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoy-gramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoy-gramotnosti/
https://uchi.ru/

10
10

5
5

5
5

Интеллектуальная
разминка.

1

0,5

0,5

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratoriyafunktsionalnoy- gramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
funktsionalnoygramotnosti/

33

Урок-практикум.

1

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

34

Урок
–
праздник
«Хвала геометрии!»

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

1

2
3-5
6-8

9-11
12-21
22-31
32

Ломаная.
ломаной.

Длина

Прямоугольник.
Диагонали
прямоугольника.
Квадрат.
Окружность. Круг.

1

3
https://uchi.ru/

ya-

11

Содержание программы
Тематическое планирование модуля «Геометрия вокруг нас»
3 класс (34 часа)
№

1
2

Тема

Интеллектуальная
разминка
Повторение
изученного во 2-м классе.
Геометрический
калейдоскоп.

Кол-во
часов

Содержание занятий

Игра «Забавные фигуры».
1

1

3-4 Линия. Многоугольник
(продолжение)

2

5-8 Виды
треугольников
(равнобедренный,
равносторонний,
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный).
Пирамида.
9-11

4

3

12- Периметр
16 многоугольника.

5

17- В царстве смекалки.
18

2

Формы
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://rosuchebnik.r
Практические
u/material/laboratori
упражнения;
ya-funktsionalnoygramotnosti/
Участие в научно- Мультимедийная
исследовательских презентация

Конструирование
многоугольников
из
дискуссиях;
одинаковых треугольников.

Практические задания. Игра Творческий
«Лабиринт».
Работа
с проект;
циркулем.
Сравнение
геометрических Деловые беседы;
фигур. Заполнение таблицы.
Изготовление
модели
«Равносторонний
треугольник».
Знакомство с гранями , ребро и
вершина
пирамиды.
Разгадывание
ребусов.
Оригами
«Игрушка».
Лабиринт.
Практические
задания.
Сравнение фигур с помощью
периметра.
Рисование
узоров
из
геометрических фигур.

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

Творческий
проект;

https://uchi.ru/

Деловые беседы;

https://uchi.ru/

Участие в научно- https://rosuchebnik.r
исследовательских u/material/laboratori
ya-funktsionalnoyдискуссиях;
gramotnosti/

Периметр
19- многоугольника.
23
24- Площадь.
Площадь
26 прямоугольника
(квадрата).
Окружность.
Круг.
27- Деление
окружности
28 (круга)на 6, 12 равных
частей.

5

3

2

Вычисление периметра по
образцу.
Заполнение
таблицы.
Решение
заданий
на
нахождение площади. Задачи
на развитие восприятия и
воображения.
Сравнение
фигур. Заполнение таблиц.
Заполнение
таблицы.
Сравнение
геометрических
фигур. Отгадывание ребусов.
Рисование
фигуры
по
заданным размерам.

Творческий
проект;
Деловые беседы;

Творческий
проект;

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
Мультимедийная
презентация

Мультимедийная
презентация

12

29- Взаимное расположение
31 окружностей
на
плоскости.
32 Интеллектуальная
разминка.
33

Урок-практикум.

34 Математический
лабиринт.

3

Задание
с
циркулем. Творческий
проект;
Отгадывание ребусов.

Мультимедийная
презентация

1

Разгадывание геометрического Участие в научноисследовательских
кроссворда.

https://uchi.ru/

Моделирование
и Предметные
использование
игры недели;
«Танграм».
Командное соревнование на Деловые беседы;
проверку
знаний
по
геометрии.

https://uchi.ru/

дискуссиях;

1

1

https://uchi.ru/

Итог: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п Тема занятия

1

2
3-4

5-8

9-11
12-16
17-18

Интеллектуальная
разминка
Повторение
изученного во 2-м
классе.
Геометрический
калейдоскоп.
Линия.
Многоугольник
(продолжение)
Виды треугольников
(равнобедренный,
равносторонний,
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный).
Пирамида.
Периметр
многоугольника.
В царстве смекалки.

Периметр
19-23 многоугольника.
24-26 Площадь. Площадь
прямоугольника
(квадрата).
Окружность. Круг.
27-28 Деление окружности
(круга)на
6,
12
равных частей.
29-31 Взаимное
расположение

Всего
часов

В том числе
Теория

Практика

ЭОР

0,5

0,5

https://rosuchebnik.r u/material/laboratori yafunktsionalnoygramotnosti/

0,5

0,5

Мультимедийнаяпрезентация

1
2

1

1

https://rosuchebnik.r u/material/laboratori yafunktsionalnoygramotnosti/

4

2

2

https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy- gramotnosti/

2

3

https://uchi.ru/

3
5

2

3

https://uchi.ru/

2

1

1

3

2

https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy- gramotnosti/
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy- gramotnosti/

1,5

1,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

1

Мультимедийнаяпрезентация

1,5

1,5

Мультимедийнаяпрезентация

1

5
3

2

3

13

32
33
34

Интеллектуальная
разминка.
Урок-практикум.

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

Математический
лабиринт.

1

0,5

0,5

https://uchi.ru/

14

Содержание программы
Тематическое планирование модуля «Геометрия вокруг нас»
4 класс (34 часа)
№

1

Кол-во
часов

Тема
Повторение
материала,
изученного в 3-м классе.
Игра-путешествие.

Многоугольник.
2-5 Окружность.
(продолжение).

Круг

Прямоугольный
6-10 параллелепипед.
Развёртка
параллелепипеда.

Составление
узоров
геометрических фигур.
«Сложи квадрат».

4

Работа с чертежами. Отгадывание Участие в научноребусов. Рисование узоров из исследовательских
дискуссиях;
геометрических фигур.

1112

Куб. Игра «Кубики для
всех».

2

1314
1516

Каркасная модель куба.
Развёртка куба.
Знакомство со свойствами
игрального кубика.

2

17

Изготовление
платяного шкафа.

2

модели

Прямоугольный
параллелепипед. Куб.

24

Осевая симметрия.

Зрительный
диктант. Творческий проект;
Практическая
работа.
Изготовление параллелепипеда.
Моделирование
из
счетных
палочек.
Деловые беседы;
Практическая работа.
Развёртка куба. Моделирование
куба.

исследовательских
дискуссиях;

Практические задания.

Творческий проект;

Игра «Выполни симметрично».
Игра «Выложи из спичек».

Деловые беседы;

6

Симметрия.

3

Симметрия (закрепление).

3

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
Мультимедийная
презентация

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://uchi.ru/

Творческий проект;
Работа с проволокой.
Игра «Одним росчерком».
https://uchi.ru/
Игральный кубик. Задания на Деловые беседы;
развитие
пространственного
мышления. Игра «Узнай фигуру».
Участие в научно- https://rosuchebnik.r
Практическая работа.

1

1
2527
2830

из Практические
Игра упражнения;

1

5

1823

Формы
проведения
занятий

Содержание занятий

u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://rosuchebnik.r
u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
Мультимедийная
презентация

Творческий проект; Мультимедийная
Выполнение симметричных
презентация
рисунков. Оригами «Ёжик»
Игра «Сложи узор». Графический Творческий проект; Мультимедийная
презентация
диктант «Киска». Головоломка.

15

3133

Шар, сфера. Цилиндр.
3

Обобщение
изученного
34 материала
по
теме
«Геометрические тела».
Итог: 34 ч.

Стихотворение.
Задание
на Участие в научноразвитие
пространственного исследовательских
дискуссиях;
мышления.
Деловые беседы;

1

Игра «Узнай по развёртке».

https://uchi.ru/

Мультимедийная
презентация

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п Тема занятия

1

2-5

6-10

11-12
13-14

15-16

17
18-23
24
25-27
28-30
31-33

Повторение материала,
изученного в 3-м классе.
Игра-путешествие.
Многоугольник.
Окружность.
Круг
(продолжение).
Прямоугольный
параллелепипед.
Развёртка
параллелепипеда.
Куб. Игра «Кубики для
всех».
Каркасная
модель
куба.
Развёртка куба.
Знакомство
со
свойствами игрального
кубика.
Изготовление модели
платяного шкафа.
Прямоугольный
параллелепипед. Куб.

Всего
часов

Практика

ЭОР
https://rosuchebnik.ru/material/laboratori
ya-funktsionalnoy-gramotnosti

0,5

0,5

2

2

Мультимедийнаяпрезентация

2

3

https://rosuchebnik.ru/material/laboratori
ya-funktsionalnoy- gramotnosti/

2

1

1

https://rosuchebnik.ru/material/laboratori
ya-funktsionalnoy- gramotnosti/

2

1

1

https://uchi.ru/

0,5

1,5

https://uchi.ru/

1

0

3

3

0,5

0,5

1,5
1,5

1,5
1,5

Мультимедийная презентация

1,5

1,5

Мультимедийная презентация

0,5

0,5

https://uchi.ru/

0,5

0,5

Мультимедийная презентация

1

4

5

2

1
6

Осевая симметрия.
Симметрия.
Симметрия
(закрепление).
Шар, сфера. Цилиндр.

В том числе
Теория

1
3
3

https://rosuchebnik.r u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/
https://rosuchebnik.r u/material/laboratori
ya-funktsionalnoygramotnosti/

Мультимедийная презентация

3
34

1

Обобщение
изученного материала
по
теме
«Геометрические
тела».
Повторение материала,
изученного в 3-м классе.
Игра-путешествие.

1

1

Итог: 34 ч.
16

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».