Аннотация к программе «Смысловое чтение» 1 – 3 классы Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 г. №286, с требованиями Основной образовательной программы начального общего образования. Средством реализации рабочей программы учебного курса «Смысловое чтение» является набор учебных пособий: Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс, 2 класс, 3 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект») В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебный курс «Смысловое чтение» является курсом в части формируемой участниками образовательных отношений и преподаётся в начальной школе с 1 по 3 класс включительно. Содержание курса «Смысловое чтение» структурно представлено разделами (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего курса школьного обучения. Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Программа «Смысловое чтение» рассчитана на 101 час и предполагает срок реализации 3 года (1-3 класс): 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа. Программа направлена на достижение следующей цели: формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использованием различных по характеру и знаковым системам источников информации. Задачи: – овладение учащимися технологии продуктивного чтения – совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к чтению книг; – формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; – развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. Предметные результаты 1 класс Ученик научится: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов; владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей; воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя; определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого; характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным; ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации; выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого; составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными; ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом; рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема). 2 класс Ученик научится: определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы, различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов; соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты; владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное); воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный); характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям; находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей; составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения); применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными; ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом; рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема); под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Класс Ученик научится: - различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры; - соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты; - владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное); - воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; - определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); - характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения; - находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании; -объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации; - составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме; - применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными; - выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации); - составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу; - самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей под руководством взрослого. Критерии оценивания 3 Обучение ведется на безотметочной основе. Педагог проводит анализ техники чтения, проектов, творческих работ, устных ответов, выразительного чтения стихотворений наизусть, пересказов.