Рабочая программа курса ВД Будь уверен на все 100 (9 кл)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Режевского городского округа
МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е.
Рассмотрена на
Педагогическом совете
(Протокол № 1/23-24)
«_» августа 2023 г

Согласовано
Зам директора по УВР
________ С.Н. Топоркова
«____»_____ 2023 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9
__________К.С. Середкина
приказ № ____
от «__» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Будь уверен на все 100»
Для обучающихся 9 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Елизарова М.С.,
педагог-психолог

с. Липовское 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................................................................... 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................... 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ........................................................................................................... 4
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ........................................................................................................... 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................ 4
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ................................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................................... 7
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................. 10

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что сдача ОГЭ в форме тестирования
является обязательной процедурой для всех обучающихся школ России, она обеспечивает
объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с
государственными образовательными стандартами.
Под психологической готовностью к ОГЭ подразумевается определенный
эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное
поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление
возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает
формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых
психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических
знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ. Для этого была
разработана программа по подготовке и сдаче ОГЭ у обучающихся.
Актуальность психологической подготовки к ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с
тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией
Настоящая программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания,
вызванные ОГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам
эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом
подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает
обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.
При разработке программы основной опор шел на программу занятий по подготовке
учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и
Будневич Г.Н., программу «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н., программа «Познай
себя».
Форма проведения занятий: подгрупповая.
Режим занятий: программа имеет теоретическую и практическую части и разработана
на год обучения. Класс разделён на 2 группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждой
группой.
Организация внеурочной деятельности опирается на следующие нормативные
документы:
1. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целесообразность программы состоит в создании условий для овладения
обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ОГЭ.
Данный курс позволит подросткам выработать тактики уверенного поведения в период
подготовки к экзаменам, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить
уверенность в себе и в своих силах.

3

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель программы: выработка психологических качеств, умений и навыков у
обучающихся 9 класса, которые повысят эффективность подготовки к прохождению и сдаче
ОГЭ.
Задачи программы:
- знакомство с возможными способами подготовки к ОГЭ;
- повышение учебной мотивации старшеклассников;
- повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки,
позитивного мышления;
- развить умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять
время;
- знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с
методами саморегуляции;
- профилактика тревожности выпускников 9 класса.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования курс внеурочной деятельности «Будь уверен на все 100»,
является курсом внеурочной деятельности.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы:
- мини-лекции;
- беседы;
- методы релаксации и арт-терапии;
- дискуссии;
- разминки;
- проигрывание упражнений;
- диагностические методики;
- рефлексия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- умение ставить цели;
- умение планировать время труда и отдыха;
- понимание своих личностных особенностей и их учета в учебной деятельности;
- умение планировать свою образовательную деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
жизненных ситуаций;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- освоенность социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и
сформированный личностный смысл учения;
- развитая самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- умение распознавать и контролировать свои эмоциональные состояния;
- сформированные эстетические потребности, ценности и чувства;
4

- развитое этическое чувство доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитые навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- сформированная установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
- первоначальные представления об экзаменах и формах организации ОГЭ;
- умение видеть трудности в подготовке к экзаменационным ситуациям;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки – критическое мышление;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
поставленных задач;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы
психической деятельности),
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы
действия, которые он приобретает в процессе обучения),
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической
культурой),
- опыт творческой самодеятельности,
- овладение культурой психической деятельности,
- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и
действительности в целом.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка результатов осуществляется через психологическое диагностирование в начале
изучения курса внеурочной деятельности и в конце.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 повысится сопротивляемость к стрессу;
 сформируется психологическая защищенность;
 сформируется уверенность в своих силах;
 формирование навыков поведения на экзамене;
5




осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
развитие коммуникативных умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятие 1. «Вводное занятие. Психодиагностика. Знакомство»
Форма организации: фронтальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: диагностика.
Занятие 2. «Экзамен – это … Часть 1»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Обсуждение. Синтез и анализ полученных результатов.
Занятие 3. «Экзамен – это … Часть 2»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Обсуждение. Синтез и анализ полученных результатов.
Занятие 4. «Что такое стресс? Часть 1»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Обсуждение. Синтез и анализ полученных результатов.
Занятие 5. «Что такое стресс? Часть 1»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Обсуждение. Выполнение упражнений. Синтез и анализ
полученных результатов.
Занятие 6. «Как справиться с напряжением? Часть 1»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Упражнения. Синтез и анализ полученных результатов.
Занятие 7. «Как справиться с напряжением? Часть 2»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Упражнения. Синтез и анализ полученных результатов.
Занятие 8. «Мои сильные качества. Часть 1»
Форма организации: групповая работа познавательного характера.
Виды деятельности: Изучение новых терминов. Выполнение упражнений. Синтез и
анализ полученных результатов.
Занятие 9. «Мои сильные качества. Часть 2»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Упражнения. Синтез и анализ полученных результатов.
Занятие 10. «Формула успеха. Часть 1»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Обсуждение. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов.
Занятие 11. «Формула успеха. Часть 2»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Практические задания. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов.
Занятие 12. «Тайм-менеджмент»
Форма организации: индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Практические задания. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов. Тест.
Занятие 13. ««Пончики» от стресса»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Практические задания. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов.
Занятие 14. «Память и приемы запоминания. Часть 1»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
6

Виды деятельности: Практические задания. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов.
Занятие 15. «Память и приемы запоминания. Часть 2»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Практические задания. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов.
Занятие 16. «Мои ресурсы»
Форма организации: групповая и индивидуальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Практические задания. Упражнения. Синтез и анализ полученных
результатов.
Занятие 17. «Итоговое. Психодиагностика»
Форма организации: фронтальная работа познавательного характера.
Виды деятельности: Итоговая диагностика. Обсуждение итогов. Синтез и анализ
полученных результатов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНОКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1

2,3

4,5

6,7

8,9

Тема

«Вводное
занятие.
Знакомство.
Психодиагностика»

«Экзамен – это …»

«Что такое стресс?»

«Как справиться с
напряжением?»

«Мои сильные
качества»

Кол-во часов

1

1

1

1

1

Содержание занятий

Дискуссия. Диагностика.

Формы
проведения
занятий

Дискуссия,
разминка,
диагностические
методики.

Арт-терапия,
«Ассоциации», «Циферблат»
«Самопрезентация»,
«Мои проигрывание
цели», «Символ экзамена», упражнений,
рефлексия.
«Крокодильчики», «+/- ОГЭ».
Мини-лекция,
«Кошка-соака», «Откровенно разминка,
говоря»,
мини-лекция, релаксация,
проигрывание
«Избавимся от напряжения»,
упражнений,
«Взгляд из будущего».
рефлексия.
Беседа,
проигрывание
«Если
бы…»,
«Волна»,
упражнений,
«Дыхательная
релаксация»,
«Ящик Пандоры», «Место релаксация,
разминка,
личной силы».
рефлексия.
«Для
меня
успех
на
экзамене…», «Мои ресурсы», Проигрывание
«Ромашка», «Плот», «Образ упражнений,
уверенности».

7

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
https://nsportal.ru/
shkola/psikhologi
ya/library/2019/12
/23/anketasamootsenkapsihologicheskoygotovnosti-k-ege
https://infourok.ru/
prezentacii-popsihologiitreningi-naznakomstvosplochenie324397.html
https://kopilkauro
kov.ru/psihologu/p
resentacii/page=1?
class=9&count=20

https://pptonline.org/765933

https://pptonline.org/topcat/
psycho/lang/ru

разминка,
рефлексия.

10,11 «Формула успеха»

12

13

«Тайм-менеджмент»

«Пончики» от стресса

«Память и приемы
14,15 запоминания»

16

17

«Мои ресурсы»

«Итоговое
занятие.
Психодиагностика»

1

1

1

1

1

1

«Маленькие
успехи»,
«Я
люблю… Я хочу… Я могу…»,
«Послание
самому
себе»,
«Декларация
моей
самоценности»,
«Формула
успеха».

Практические упражнения

Практические упражнения

Теория.
задания

Обсуждение.
задания

Проигрывание
упражнений,
разминка, арттерапия,
рефлексия.
Мини-лекция,
проигрывание
упражнений,
рефлексия.
Беседа,
проигрывание
упражнений, арттерапия,
рефлексия.

https://pptonline.org/260515

https://infourok.ru/
prezentaciya-natemu-tajmmenedzhment6139321.html
https://ppt4web.ru/
medicina/stress4.h
tml

Мини-лекция,
проигрывание
Практические
упражнений,
рефлексия.

https://pptonline.org/26051
5

Беседа,
Практические проигрывание
упражнений,
рефлексия.

https://psychojour
nal.ru/presentation
/

Беседа.
Подведение
итогов. Диагностические
Диагностика. Рефлексия
методики.
Рефлексия.

https://nsportal.ru/
shkola/psikhologi
ya/library/2019/12
/23/anketasamootsenkapsihologicheskoygotovnosti-k-ege

*Класс разделён на 2 группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждой группой.

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема занятия

«Вводное
занятие.
Знакомство
Психодиагностика»
2.
«Экзамен-это…»
3.
«Что такое стресс?»
4.
«Как справиться с напряжением?»
5.
«Мои сильные качества»
6.
«Формула успеха»
7.
«Тайм-менеджмент»
8.
«Пончики» от стресса
9.
«Память и приемы запоминания»
10. «Мои ресурсы»
11. «Итоговое занятие. Психодиагностика»
Итог: 17 ч.
1.

В том числе

Всего
часов

Теория

Практика

1

0,5

0,5

2
2
2
2
2
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5

1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5

*Класс разделён на 2 группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждой группой.

9

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
№ п/п

Наименование объектов и средств
материально-технического
обеспечения

Количество

Оборудование для
проведения практических
работ
1

Буклеты, памятки

2

Тестовые бланки для работы

3

Канцелярские принадлежности

4

Погремушки

5

Раздаточный материал

6

Мяч

1 экземпляр на
каждого ученика
1

7

Коробка

1

1

Компьютер (ноутбук)

1

2

Мультимедийный проектор

1

1 экземпляр на
каждого ученика
1 экземпляр на
каждого ученика
1 экземпляр на
группу
2

Учебное оборудование

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».