!Рабочая программа ВД Занимательная химия ( 7 кл)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности

«Занимательная химия»
для 7 классов общего образования
на 2023-2024 учебный год

с. Липовское 2023 г.

1

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные дисциплины
естественного цикла, и это, к сожаленью, не идет на пользу последним. Например, происходит
неуклонное сокращение числа часов, выделяемых на изучение химии, но, тем не менее, химия по прежнему остается (и должна оставаться) полноценным учебным предметом. И требования к
знаниям по химии остаются достаточно серьезные, особенно касается это обучающихся, которые
выбирают сдачу ОГЭ и ЕГЭ по химии.
Рабочая программа курса внеурочной химии 7 класса разработана на основе Примерной
программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов
общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Старт в химию».
При разработке программы ориентация ставилась на то, что пропедевтический курс не
предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и наша инициатива вести его у нас в школе
поддерживается руководством и осуществляется за счет школьного компонента.
Пропедевтический курс химии «Старт в химию» является несистематическим курсом.
Авторы курса при конструировании своего курса не включали в него системные знания основного курса
химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы. Поэтому
учащиеся, которые приступают к обязательному изучению химии в 8-м классе, не оказываются в
неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтический курс, другие изучали его 1 ч в неделю,
третьи — 2 ч в неделю, такое положение было бы некорректно в свете закона о защите прав ребенка.
Рассчитана программа на 34 часа (1 час в неделю). Контрольных работ – 2; практических
работ – 6.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его
представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые химией
представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе, о путях решения
глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и
экологической безопасности, проблем здравоохранения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
• подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
• разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
• сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
• отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а
также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении
химии в 8-м и 9-м классах;
• рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития
химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
• интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе
учебной дисциплины «Химия».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Пропедевтический курс химии «Старт в химию» курс состоит из четырех тем:
Первая тема «Химия в центре естествознания» актуализирует химические знания учащихся,
полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Это
уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета,
позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со
старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных
наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная
интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном
этапе изучения химии.

3

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе
подчеркивается, что химия — наука экспериментальная, поэтому рассматриваются такие понятия, как
эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически доступные
для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу
естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным
оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, которую они
применяли ранее), проведение простейших операций с оборудованием и веществами (правила
нагревания, фиксациярезультатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует
предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует
требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения химии
экспериментальные работы лонгитюдного (продолжительного по времени) характера (выращивание
кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).
Вторая тема курса «Математические расчеты в химии» позволяет отработать расчетные
умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части
целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в
том числе и доля примесей). Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на
математику.
Третья тема «Явления, происходящие с веществами»актуализирует знания учащихся о
физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, готовит их к изучению
химического процесса на следующей ступени обучения.
Четвертая тема «Рассказы по химии»включает интересные сведения о русских химиках, об
отдельных веществах и некоторых химических реакциях.
Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение удельного веса самостоятельной
работы учащихся, например, при проведении домашнего химического эксперимента и обсуждении его
результатов, подготовке сообщений для ученических конференций, защите проектов, выборе объекта
для подготовки сообщения или проекта и др. Курс направлен на развитие таких логических операций
мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и
подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
В заключение можно отметить, что в курсе почти не затронуты требования стандарта химического
образования для основной школы, например символы химических элементов и формулы веществ
семиклассники учат только по желанию, не предусмотрено составлениеформул веществ и уравнений
химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.
Формы организации учебного курса:
практика; пробы, моделирующие профессиональную деятельность; учебно-творческие занятия;
беседы; проект; мастер-класс; экскурсия; коллоквиум.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в
части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности
владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:

4

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой
и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании
учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной
картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые
для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и
читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по
химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её
существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное
отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов
химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс,
эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и
позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной
картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
5

регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл
химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями); умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии;
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве
основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения
новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного
результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в
условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного
данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания,
умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности
по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений: знать/понимать
химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и
молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
уметь
называть:некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие
вещества при помощи качественных реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента поформуле соединения, объемную долю газа в
смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

6







безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Методы контроля:
По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный),
итоговый (выходной).
По способу оценивания: «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной
оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).
По способу организации контроля: автоматический (компьютерный), взаимоконтроль, контроль
учителя, самоконтроль.
По ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.
По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы,
собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные
работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и
лабораторных работ, а также проектов).
Формы контроля:
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных
принципов, законов, теорий);
- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к
восприятию нового материала);
- зачет (выдается перечень вопросов, оглашаются требования к уровню подготовки), можно
предлагать продуманную систему зачетов с учетом специфики класса;
- устный экзамен (как традиционная форма итоговой аттестации);
- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение
самостоятельных заданий без вмешательства учителя);
- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в
письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);
- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с
возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология
оценивания – рейтинговая или отметочная);
- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует
сочетание методов опроса и собеседования);
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования
умений, навыком и приемов применения практических знаний).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка результатов ведется на безотметочной основе. В конце каждой четверти проводится
мониторинг интеллектуальных достижений.
Еженедельно организуются викторины и
интеллектуальные досуги, позволяющие проследить динамику и прирост умений в области химии.

ПРОГРАММА КУРСА
(1 ч в неделю; всего 34 ч.)
Тема 1.Химия в центре естествознания (11 ч)

7

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки
о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на
природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства
веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего
мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее
протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и
домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого
горючего, спиртовки.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в
физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические
муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и
знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).
Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация,
которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение иинформация, которую они
несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия
«атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых
веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и
аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера.
Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы.
Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные
соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их
роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль
хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел,
углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях,
воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект.
Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.
Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например,
лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для
иллюстрации идеи «свойства — применение». 3- Учебное оборудование, используемое при изучении
физики, биологии, географии и химии. 4. Электрофорная машина в действии. 5. Географические
модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений,
животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их
кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и
сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс
диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических
решеток. 12. Три агрегатных состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан,
уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15.
Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород
(гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых
(нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19.
Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных
веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22.
Качественная реакция на известковую воду.
Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2.
Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения

8

частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 5.
Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 6. Обнаружение эфирных масел в
апельсиновой корке. 7. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. 8. Обнаружение
углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.
Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов
перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5.
Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в
свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение составаполивитаминов из
домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности
при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы
с нагревательными приборами.
Тема 2.
Математические расчеты в химии(9 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и
молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы
химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества
относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих
вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w)
химического элемента в сложном веществе и еерасчет по формуле вещества. Нахождение формулы
вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух,
природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие
средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (ц) компонента газовой
смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле,
и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе.
Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и
массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси
в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе
вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с
использованием этих понятий.
Демонстрации. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути(П). 3. Коллекции различных
видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного песка
и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей
(кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма
объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9- Приготовление
раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и
материалов, содержащих определенную долю примесей.
Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных
смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного
вещества и опыты с полученным раствором. 3- Изучение состава некоторых бытовых и
фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.
Практическая работа 3- Приготовление раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества.
Т ема 3.

9

Явления, происходящиес веществами (11 ч)
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые
простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание,
декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент, его использование вбыту, на производстве и в военном деле. Устройство
противогаза.
Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения
вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегон ка нефти.
Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в
лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних
веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение
осадка, выделение газа.
Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси
порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды
и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование. 6.
Фильтрование. 7. Респираторные маски и марлевые повязки. 8. Адсорбционные свойства
активированного угля. 9. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 10.
Противогаз и его устройство. 11. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной
установки для перегонки жидкостей. 12. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 13. Разделение
смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 14. Взаимодействие
порошков железа и серы при нагревании. 15. Получение углекислого газа взаимодействием
мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 16. Каталитическое
разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 17. Ферментативное
разложение пероксида водорода с помощью катал азы. 18. Кислотный огнетушитель, его
устройство и принцип действия. 19. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином
раствора щелочи кислотой. 20. Взаимодействие растворов перманганата и дихромата калия с
раствором сульфита натрия. 21. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида
железа(Ш) реакцией обмена. 22. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в
кислоте. 23. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с
кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или
бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.
Домашний эксперимент. 1. Разделение смеси сухого молока и речного песка. 2.
Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии
гриппа. 3. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. 4. Адсорбция
активированным углем красящих веществ пепси-колы. 5. Адсорбция кукурузными палочками
паров пахучих веществ. 6. Изучение состава и применения синтетических моющих средств,
содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 8.
Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 9. Приготовление известковой воды и опыты с ней.
10. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов.
Тема 4.
Рассказы по химии (3ч)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность
М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.

10

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение
выбранных учащимися веществ.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез,
горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции,
выбранные учащимися

11

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов

Электронные образовательные
ресурсы

контрольных работ

практических работ

Тема

По рабочей
программе

№

1.

Химия в центре
естествознания

11

2

2.

Математические
расчеты в химии
Явления,
происходящиес
веществами
Рассказы по химии
(3ч)

9

1

1

11

3

1

6

2

3.

4.

Итого

https://nsportal.ru/shkola/khimiya/libra
ry/2019/01/25/urok-himii-7-klasshimiya-v-tsentre-estestvoznaniya
https://urok.1sept.ru/articles/412236
https://nsportal.ru/shkola/khimiya/libra
ry/2015/10/24/razrabotka-uroka-poteme-yavleniya-proishodyashchie-s

3
34

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.О.С.Габриелян.
Программа
вводного
курса
химии
7
класс.
Пропедевтический курс -М.: Дрофа, 2014.
2.О.С.Габриелян,
Г.А.Шипарева.
Методическое
пособие
к
пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина
«Химия. Вводный курс.7 класс»- М., Дрофа, 2010.
3.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин. «Химия. Вводный
курс.7класс».- М., Дрофа, 2017.
4.О.С.Габриелян, Г.А.Шипарева
Рабочая тетрадь 7 кл. к учебнику
О.С.Габриеляна «Химия. Вводный курс. 7 класс»-М., Дрофа, 2017.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».