РП учебного предмета Информатика (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
для 9 классов общего образования
на 2023-2024 учебный год

с. Липовское 2023 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Цели изучения учебного предмета

3

Планируемые образовательные результаты

4

Содержание учебного предмета

6

Тематическое и календарно-тематическое планирование

12

Учебное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

16

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с Положением
о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ СОШ № 9;
- приказа Минобрнауки России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
На изучение информатики в 9 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. на 2023-2024 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в
год.
Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта,
состоящего из следующих компонентов:
 Учебник «Информатика: Учебник для 9 класса», Босова Л.Л.– М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015;
 Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: методическое пособие.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Изучение курса информатики в 9 классе направлено на систематизацию представления
учащихся об информационном моделировании, как основном методе приобретения знаний путём
расширения и укрепления навыков использования средств ИКТ. Главная особенность изучения
информатики в 9 классе заключается в формировании прочной связи учебного содержания по
предмету с собственным жизненным опытом учащихся и чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды.
Цели обучения:
‒ Формирование целостного мировоззрения;
‒ Совершенствование обще учебных и общекультурных навыков работы
информацией;
‒ Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

с

Задачи обучения:
‒ Развитие представления об информации, как важнейшем стратегическом ресурсе
развитие личности государства, общества;
‒ Формирование умения деятельности в области информатики и ИКТ;
‒ Развитие понимания роли информационных процессов в современном мире;
‒ Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного
проектирования, моделирования, исследовательской деятельности);
‒ Воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с
применением средств ИКТ.
Использование на уроках различных форм и методов обучения (методы: интерактивные,
игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, метод проектов; форма обучения:
3

групповая, индивидуальная, работа в паре) способствует развитию математических умений и
навыков, содействует устойчивому интересу к предмету.
Различные формы контроля (контрольные работы, самостоятельные работы, тестовые
работы) способствуют проверке усвоения учебного материала по предмету.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные
– понимание роли информационных процессов в современном мире;
‒ готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
‒ способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной,
творческой, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности;
‒ способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
‒ развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
‒ способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
предметные
‒ формирование информационной и алгоритмической культуры;
‒ развитие алгоритмического мышления;
‒ формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм,
модель) и их свойств;
‒ формирование умений формализации и структурирования информации;
‒ формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях;
‒ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе
с компьютерными программами и в Интернете;
‒ формирование представления о компьютере, как универсальном устройстве обработки
информации;
‒ развитие основных навыков и умений использования ЭВМ.
метапредметные
регулятивные:
‒ самостоятельно работать, внимательно выслушивать мнение других, уважительно
относиться к ответам одноклассников, умение доводить до конца начатую работу;
‒ задавать вопросы, определять последовательность промежуточных действий с учетом
конечного результата;
‒ оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы;
‒ определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного
результата, составление плана и последовательности действий;
‒ выступать устно или письменно о результатах своих действий, умение организовывать
свою деятельность;
‒ ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
‒ организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–познавательной
деятельности.
Познавательные:
4

‒ владеть обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель»;
‒ выполнять действия по заданному алгоритму;
‒ делать предположения об информации, нужной для решения учебной задачи;
‒ устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения;
‒ строить логические рассуждения при выполнении различных видов работ;
‒ расширенный поиск информации с использованием ресурсов и интернета.
Коммуникативные:
‒ принимать и сохранять учебную задачу;
‒ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
‒ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
‒ уметь договариваться, менять и отстаивать свою точку зрения;
‒ использовать информационные термины в речи для планирования и регуляции своей
деятельности;
‒ осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;
‒ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь

5

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№
п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных
линий

1

Повторение

Правила техники безопасности и правильная
организация рабочего места; представление о
предмете изучения.

2

Моделирование и формализация

Адекватность модели моделируемому объекту
и целям моделирования;
Виды информационных моделей в
зависимости от стоящей задачи;
Пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
Условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
задач;
Общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.

КР1

Исполнение алгоритмов для конкретных
исходных данных;
Разработка программ, содержащих
подпрограмму;
Разработка программ для обработки
одномерного массива:
Нахождение минимального (максимального)
значения в данном массиве;

КР2






3

Алгоритмизация и программирование

Лабораторные,
Использован
практические работы,
ие резерва
экскурсии, направления
учебного
проектной деятельности
времени

6

Подсчет количества элементов массива,
удовлетворяющих некоторому условию;
Нахождение суммы значений всех эле­ ментов
массива;
Нахождение количества и суммы значений всех
четных элементов в массиве; сортировка элементов
массива и пр.

4

Обработка числовой информации в
электронных таблицах

Пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
Условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
задач;
Выявлять общее и отличия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.

КР3

5

Коммуникационные технологии

Способы взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
Доменные имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
Поиск информации;
Источники информации, достоверность
найденной информации;
Потенциальные угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ, пути их устранения

КР4

7

Тематическое планирование
№
п/п

Наименова
ние
разделов

Общее
количе
ство
часов

1

Повторение

2

Моделирова
ние и
формализац
ия

Сроки
изуче
ния

Основное содержание темы

Характеристика основных
видов учебной
деятельности учащихся

Универсальные учебные
действия

2

Правила техники безопасности и
правильная организация рабочего
места; представление о предмете
изучения.

6

Адекватность модели

моделируемому объекту и целям
моделирования;
Виды информационных моделей
в зависимости от стоящей
задачи;
Пользовательский интерфейс 
используемого программного
средства;
Условия и возможности
применения программного

средства для решения типовых
задач;
Общее и отличия в разных

программных продуктах,

Групповая - обсуждение
Правила техники
безопасности
Фронтальная – ответы на
вопросы, представление о
предмете изучения.
Индивидуальная –
конспектирование
основных правил
безопасности.
Групповая - обсуждение
различных видов
информационных моделей
в зависимости от стоящей
задачи; обсуждение
возможностей и условия
пользовательского
интерфейса
используемого
программного средства
для решения типовых
задач;
.
Фронтальная – ответы на
вопросы: виды
информационных моделей

Регулятивные- определяют
цель учебной деятельности,
осуществляют
поиск
средства её достижения,
работают по составленному
плану, используют наряду с
основными
дополнительные средства.
целеполагание
–
формулировать
и
удерживать
учебную
задачу; планирование –
выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
контроль и самоконтроль –
различать
способ
и
результат
действия;
прогнозирование –
предвосхищать результаты.







Познавательные - передают
содержание
в
сжатом
(развернутом)
виде.обще
учебные–
использовать
8

предназначенных для решения
одного класса задач.


в зависимости от стоящей
задачи,
пользовательский
интерфейс используемого
программного средства;



3

Алгоритмиз
ация и

8

Исполнение алгоритмов для
конкретных исходных данных;
Разработка программ,
содержащих подпрограмму;

общие приемы решения
поставленных
задач;
знаково-символистические
действия,
смысловое
чтение
Коммуникативные
оформляют мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций, умеют
при
необходимости
отстаивать точку зрения,
аргументируя
ее,
подтверждая фактами. :
инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью;
проявлять
активность
во
взаимодействии
для
решения
задач;
формулировать собственное
мнение,
слушать
собеседника;
управление
коммуникацией – разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиции всех

Групповая - обсуждение
возможностей
среды
программирования
для
реализации решения задач.

Регулятивные - определяют
цель учебной деятельности,
осуществляют
поиск
средства её достижения,
9

программир
ование

4.

Обработка
числовой
информации

Разработка программ для
обработки одномерного массива:
Нахождение минимального
(максимального) значения в
данном массиве;
Подсчет количества элементов
массива, удовлетворяющих
некоторому условию;
Нахождение суммы значений
всех элементов массива;
Нахождение количества и суммы
значений всех четных элементов
в массиве; сортировка элементов
массива и пр.
11

Пользовательский интерфейс
используемого программного
средства;
Условия и возможности
применения программного
средства для решения типовых
задач;
Выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных для решения
одного класса задач.

Фронтальная
использование на ПК
операторов, функции и
команды
для
программирования.
Индивидуальная
использовать
приемы
работы
в
среде
программирования,
запускать и редактировать
программу.

работают по составленному
плану, используют наряду с
основными
дополнительные средства.
целеполагание
–
формулировать
и
удерживать
учебную
задачу; планирование –
выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
контроль и самоконтроль –
различать
способ
и
результат
действия;
прогнозирование –
Групповая - обсуждение предвосхищать результаты.
средств информационных
и
коммуникационных Познавательные - передают
в
сжатом
технологий для создания содержание
(развернутом)
виде.
обще
текстовых документов
использовать
Фронтальная
- учебные–
общие
приемы
решения
использование на ПК
задач;
средства информационных поставленных
знаково-символистические
и
коммуникационных
действия,
смысловое
технологий.
чтение.
Индивидуальная
использовать
приемы
работы в процессоре Word Коммуникативные
оформляют
мысли
в
устной
(выделение, копирование,
форматирование текста, и письменной речи с учетом
использование
вставки, речевых ситуаций, умеют
необходимости
обрезки
и
других при
отстаивать
точку зрения,
возможностей редактора).
10

5.

Коммуника
ционные
технологии

7

Способы взаимодействия на
основе компьютерных сетей;
Доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете;
Поиск информации;
Источники информации,
достоверность найденной
информации;
Потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ,
пути их устранения

Групповая - обсуждение
способов взаимодействия
на основе компьютерных
сетей;
Доменные имена
компьютеров и адреса
документов в Интернете;
Поиск информации;
Источники информации,
достоверность найденной
информации;
Фронтальная использование на ПК
приемов работы в
интернете.

аргументируя
ее,
подтверждая фактами. :
инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью;
проявлять
активность
во
взаимодействии
для
решения
задач;
формулировать собственное
мнение,
слушать
собеседника;
управление
коммуникацией – разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиции всех

Индивидуальная – работа
в интернете, решение
задач,
связанных
с
поисковыми сервисами,
поиск информации и ее
обработка.

11

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Глобальная сеть Интернет и стратегии
безопасного поведения в ней
1.2
Работа в информационном пространстве

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

3

0

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

3

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Моделирование как метод познания

6
8

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1
Разработка алгоритмов и программ

8
6

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

3.2

Управление

2

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы

8
10

0

1

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Информационные технологии в
современном обществе
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4.2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

11
1
34

2

2

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС
№ п/п

1
2

Тема урока

Глобальная сеть Интернет. IPадреса узлов. Большие данные
Информационная безопасность

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

1

0

Практические
работы
0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b578

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b690

3

4

Учет понятия об информационной
безопасности при создании
комплексных информационных
объектов в виде веб-страниц
Виды деятельности в сети Интернет

1

1

0

0

Облачные технологии.
Использование онлайн-офиса для
разработки документов
Обобщение и систематизация
знаний по темам «Глобальная сеть
Интернет и стратегии безопасного
поведения в ней», «Работа в
информационном пространстве»
Модели и моделирование.
Классификации моделей
Табличные модели

1

0

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b7bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b8e8

5

6

7
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ba1e

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17bb36

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17be06

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c04a

13

9

10

11
12

Разработка однотабличной базы
данных. Составление запросов к
базе данных
Граф. Весовая матрица графа.
Длина пути между вершинами
графа. Вычисление количества
путей в направленном
ациклическом графе
Дерево. Перебор вариантов с
помощью дерева
Математическое моделирование

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c392

13
14

15

16

Этапы компьютерного
моделирования
Обобщение и систематизация
знаний. Контрольная работа по теме
«Моделирование как метод
познания»
Разбиение задачи на подзадачи.
Составление алгоритмов и
программ с использованием
ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов
Одномерные массивы

1

1

0

0

Типовые алгоритмы обработки
массивов
Сортировка массива
Обработка потока данных

1

0

0

1
1

0
0

0
0

Обобщение и систематизация
знаний. Контрольная работа по теме
«Разработка алгоритмов и
программ»
Управление. Сигнал. Обратная связь

1

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c4aa

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c9c8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cb12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cc3e

17
18
19

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cd60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d01c

20

21

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d1ca

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d4d6

14

22

Роботизированные системы

1

0

0

23

Электронные таблицы. Типы
данных в ячейках электронной
таблицы
Редактирование и форматирование
таблиц
Встроенные функции для поиска
максимума, минимума, суммы и
среднего арифметического
Сортировка и фильтрация данных в
выделенном диапазоне
Построение диаграмм и графиков в
электронных таблицах
Относительная, абсолютная и
смешанная адресация
Условные вычисления в
электронных таблицах
Обработка больших наборов данных

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d602

24
25

26
27
28
29
30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d710

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d832

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d990

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17db70

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e08e

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e2b4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e6ba

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e87c

Численное моделирование в
электронных таблицах
32
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Электронные
таблицы»
33
Роль информационных технологий в
развитии экономики мира, страны,
региона
34
Резервный урок. Обобщение и
систематизация. Итоговое
повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17eaca

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ec3c

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ed54

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ee6c

34

2

2

15

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9
класс»,
– Москва, БИНОМ:
Лаборатория знаний, 2019 г.;
- рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ:
Лаборатория знаний, 2019 г;

Перечень электронных образовательных ресурсов:
1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 классов:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
2. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
3. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
4. Http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
5. Http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
6. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов (ОМC)
7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».