РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для 9 классов общего образования на 2023-2024 учебный год с. Липовское 2023 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Цели изучения учебного предмета 3 Планируемые образовательные результаты 4 Содержание учебного предмета 6 Тематическое и календарно-тематическое планирование 12 Учебное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 16 2 Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. на основе: - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ СОШ № 9; - приказа Минобрнауки России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». На изучение информатики в 9 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. на 2023-2024 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов: Учебник «Информатика: Учебник для 9 класса», Босова Л.Л.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Изучение курса информатики в 9 классе направлено на систематизацию представления учащихся об информационном моделировании, как основном методе приобретения знаний путём расширения и укрепления навыков использования средств ИКТ. Главная особенность изучения информатики в 9 классе заключается в формировании прочной связи учебного содержания по предмету с собственным жизненным опытом учащихся и чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Цели обучения: ‒ Формирование целостного мировоззрения; ‒ Совершенствование обще учебных и общекультурных навыков работы информацией; ‒ Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. с Задачи обучения: ‒ Развитие представления об информации, как важнейшем стратегическом ресурсе развитие личности государства, общества; ‒ Формирование умения деятельности в области информатики и ИКТ; ‒ Развитие понимания роли информационных процессов в современном мире; ‒ Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности); ‒ Воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Использование на уроках различных форм и методов обучения (методы: интерактивные, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, метод проектов; форма обучения: 3 групповая, индивидуальная, работа в паре) способствует развитию математических умений и навыков, содействует устойчивому интересу к предмету. Различные формы контроля (контрольные работы, самостоятельные работы, тестовые работы) способствуют проверке усвоения учебного материала по предмету. Планируемые результаты освоения программы: личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире; ‒ готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; ‒ способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной, творческой, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности; ‒ способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом; ‒ развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; ‒ способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; предметные ‒ формирование информационной и алгоритмической культуры; ‒ развитие алгоритмического мышления; ‒ формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойств; ‒ формирование умений формализации и структурирования информации; ‒ формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; ‒ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете; ‒ формирование представления о компьютере, как универсальном устройстве обработки информации; ‒ развитие основных навыков и умений использования ЭВМ. метапредметные регулятивные: ‒ самостоятельно работать, внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, умение доводить до конца начатую работу; ‒ задавать вопросы, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; ‒ оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы; ‒ определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; ‒ выступать устно или письменно о результатах своих действий, умение организовывать свою деятельность; ‒ ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; ‒ организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–познавательной деятельности. Познавательные: 4 ‒ владеть обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»; ‒ выполнять действия по заданному алгоритму; ‒ делать предположения об информации, нужной для решения учебной задачи; ‒ устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения; ‒ строить логические рассуждения при выполнении различных видов работ; ‒ расширенный поиск информации с использованием ресурсов и интернета. Коммуникативные: ‒ принимать и сохранять учебную задачу; ‒ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; ‒ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; ‒ уметь договариваться, менять и отстаивать свою точку зрения; ‒ использовать информационные термины в речи для планирования и регуляции своей деятельности; ‒ осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий; ‒ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 5 Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) № п/п Наименование разделов Характеристика основных содержательных линий 1 Повторение Правила техники безопасности и правильная организация рабочего места; представление о предмете изучения. 2 Моделирование и формализация Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; Виды информационных моделей в зависимости от стоящей задачи; Пользовательский интерфейс используемого программного средства; Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. КР1 Исполнение алгоритмов для конкретных исходных данных; Разработка программ, содержащих подпрограмму; Разработка программ для обработки одномерного массива: Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; КР2 3 Алгоритмизация и программирование Лабораторные, Использован практические работы, ие резерва экскурсии, направления учебного проектной деятельности времени 6 Подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; Нахождение суммы значений всех эле ментов массива; Нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. 4 Обработка числовой информации в электронных таблицах Пользовательский интерфейс используемого программного средства; Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. КР3 5 Коммуникационные технологии Способы взаимодействия на основе компьютерных сетей; Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Поиск информации; Источники информации, достоверность найденной информации; Потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, пути их устранения КР4 7 Тематическое планирование № п/п Наименова ние разделов Общее количе ство часов 1 Повторение 2 Моделирова ние и формализац ия Сроки изуче ния Основное содержание темы Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся Универсальные учебные действия 2 Правила техники безопасности и правильная организация рабочего места; представление о предмете изучения. 6 Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; Виды информационных моделей в зависимости от стоящей задачи; Пользовательский интерфейс используемого программного средства; Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Общее и отличия в разных программных продуктах, Групповая - обсуждение Правила техники безопасности Фронтальная – ответы на вопросы, представление о предмете изучения. Индивидуальная – конспектирование основных правил безопасности. Групповая - обсуждение различных видов информационных моделей в зависимости от стоящей задачи; обсуждение возможностей и условия пользовательского интерфейса используемого программного средства для решения типовых задач; . Фронтальная – ответы на вопросы: виды информационных моделей Регулятивные- определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде.обще учебные– использовать 8 предназначенных для решения одного класса задач. в зависимости от стоящей задачи, пользовательский интерфейс используемого программного средства; 3 Алгоритмиз ация и 8 Исполнение алгоритмов для конкретных исходных данных; Разработка программ, содержащих подпрограмму; общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение Коммуникативные оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех Групповая - обсуждение возможностей среды программирования для реализации решения задач. Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, 9 программир ование 4. Обработка числовой информации Разработка программ для обработки одномерного массива: Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; Подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; Нахождение суммы значений всех элементов массива; Нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. 11 Пользовательский интерфейс используемого программного средства; Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Фронтальная использование на ПК операторов, функции и команды для программирования. Индивидуальная использовать приемы работы в среде программирования, запускать и редактировать программу. работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – Групповая - обсуждение предвосхищать результаты. средств информационных и коммуникационных Познавательные - передают в сжатом технологий для создания содержание (развернутом) виде. обще текстовых документов использовать Фронтальная - учебные– общие приемы решения использование на ПК задач; средства информационных поставленных знаково-символистические и коммуникационных действия, смысловое технологий. чтение. Индивидуальная использовать приемы работы в процессоре Word Коммуникативные оформляют мысли в устной (выделение, копирование, форматирование текста, и письменной речи с учетом использование вставки, речевых ситуаций, умеют необходимости обрезки и других при отстаивать точку зрения, возможностей редактора). 10 5. Коммуника ционные технологии 7 Способы взаимодействия на основе компьютерных сетей; Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Поиск информации; Источники информации, достоверность найденной информации; Потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, пути их устранения Групповая - обсуждение способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Поиск информации; Источники информации, достоверность найденной информации; Фронтальная использование на ПК приемов работы в интернете. аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех Индивидуальная – работа в интернете, решение задач, связанных с поисковыми сервисами, поиск информации и ее обработка. 11 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Цифровая грамотность 1.1 Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней 1.2 Работа в информационном пространстве Количество часов Всего Контрольные работы 3 0 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 3 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1 Моделирование как метод познания 6 8 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу Раздел 3. Алгоритмы и программирование 3.1 Разработка алгоритмов и программ 8 6 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 3.2 Управление 2 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу Раздел 4. Информационные технологии 4.1 Электронные таблицы 8 10 0 1 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Информационные технологии в современном обществе Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4.2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 11 1 34 2 2 12 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п 1 2 Тема урока Глобальная сеть Интернет. IPадреса узлов. Большие данные Информационная безопасность Количество часов Всего Контрольные работы 1 0 Практические работы 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b578 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b690 3 4 Учет понятия об информационной безопасности при создании комплексных информационных объектов в виде веб-страниц Виды деятельности в сети Интернет 1 1 0 0 Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней», «Работа в информационном пространстве» Модели и моделирование. Классификации моделей Табличные модели 1 0 0 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b7bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b8e8 5 6 7 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ba1e 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17bb36 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17be06 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c04a 13 9 10 11 12 Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе данных Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе Дерево. Перебор вариантов с помощью дерева Математическое моделирование 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c392 13 14 15 16 Этапы компьютерного моделирования Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Моделирование как метод познания» Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов Одномерные массивы 1 1 0 0 Типовые алгоритмы обработки массивов Сортировка массива Обработка потока данных 1 0 0 1 1 0 0 0 0 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Разработка алгоритмов и программ» Управление. Сигнал. Обратная связь 1 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c4aa 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c9c8 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cb12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cc3e 17 18 19 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cd60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d01c 20 21 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d1ca 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d4d6 14 22 Роботизированные системы 1 0 0 23 Электронные таблицы. Типы данных в ячейках электронной таблицы Редактирование и форматирование таблиц Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Относительная, абсолютная и смешанная адресация Условные вычисления в электронных таблицах Обработка больших наборов данных 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d602 24 25 26 27 28 29 30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d710 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d832 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d990 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17db70 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e08e 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e2b4 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e6ba 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e87c Численное моделирование в электронных таблицах 32 Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронные таблицы» 33 Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона 34 Резервный урок. Обобщение и систематизация. Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 31 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17eaca 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ec3c 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ed54 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ee6c 34 2 2 15 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение - учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г.; - рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г; Перечень электронных образовательных ресурсов: 1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 классов: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php 2. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 3. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО 4. Http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики 5. Http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики 6. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) 7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество 8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.