Аннотация к РП Литература 10-11 кл

Аннотация к рабочей программе по Литературе
10-11 классы
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации».
Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский
язык и литература», является обязательным для изучения в 10-11 классах. В
учебном плане на его изучение отводится 204 часа : 10 кл. – 102 часа (3часа в
неделю), 11кл. – 102 часа (3 часа в неделю)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом для базового уровня.
Основная цель реализации программы:
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностносмысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с
развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как
средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам
отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании
коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов
и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся
на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных целей
возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач,
стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося
средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему
как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли литературы в жизни общества,
государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к
ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на
разные темы; свободно использовать словарный запас;
1

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в
том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного
отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
умелое использование богатейших возможностей русского языка при
соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать
в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на
различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности
обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их
жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоциональноличностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных
и письменных высказываниях.
Предметные результаты.
Предметные результаты по литературе в средней школе должны
обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;
2)
осознание
взаимосвязи
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному
2

литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений
русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе
литератур народов России.
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях,
участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве
писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение;
художественное время и пространство; миф и литература; историзм,
народность; историко-литературный процесс; литературные направления и
течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды
тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,
подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая,
силлаботоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в
литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в художественной литературе и умение применять их в
речевой практике;
3

12) владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров
(объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе
в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
Система оценки планируемых результатов.
Проверка уровня достижения планируемых результатов по литературе
осуществляется в ходе
1. написания творческих работ (сочинений различной тематики и
жанровой формы),
2. учебных исследований;
3. индивидуальных и групповых проектов;
4. через систему диагностических работ: тестовых заданий открытой и
закрытой формы,
5. самостоятельного анализа незнакомого ученикам художественного
текста повопросам учителя;
6. составление своих вопросов и ответов к самостоятельно прочитанному
на уроке художественному тексту.
Система оценки достижения планируемых результатов призвана обеспечить
одинаковые требования к умениям учащихся, формируемых в ходе изучения
литературы. Система оценки включает периодичность оценивания, виды,
формы контроля знаний и нормы оценки различных видов деятельности.
Нормы оценки устанавливают единые критерии оценки различных сторон
владения устной и письменной речью, количество отметок за различные
виды контрольных работ.
При разработке системы оценки достижения планируемых результатов по
литературе в соответствии с требованиями ФГОС использованы
традиционные нормы оценки различных видов деятельности, поскольку эти
формы проверки знаний и умений не утратили своей актуальности.
Однако в современный образовательный процесс вошли и новые формы
контроля: тесты, диагностические работы по литературе, проекты и
4

исследования. Эти виды деятельности требуют критериального оценивания.
Критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с
художественным произведением.
1) Оценивание устных ответов учащихся
При оценке устных ответов учитывается знание текста и понимание идейнохудожественного содержания изученного произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли
художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания
изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе
и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и
последовательность ответа, техника и выразительность чтения).
Периодичность оценивания, виды и формы контроля описаны в целевом
разделе Основной образовательной программы основного общего
образования.
Оценка за устный ответ ставится исходя из особенностей организации урока
и полученного учеником задания. Это может быть развёрнутый
монологический ответ или ответы учащегося в течение всего урока или
нескольких уроков.
«5» - за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться
теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих
выводов; хорошее владение литературной речью.
«4» - за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь
событий, характерные поступки героев и роль основных художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения,
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение
литературной речью. Однако по одному, двум из этих компонентов ответа
могут быть допущены неточности.
5

«3» - за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого
произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий,
характерные поступки главных героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно художественного содержания произведения;
знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться
этими знаниями при анализе произведения, ограниченность навыка разбора и
недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения
своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа,
а также ряд недостатков в его композиции и языке.
«2» - за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом,
неумение объяснять поведение, характеры героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико- литературных понятий и
слабое владение литературной речью.
2) Оценивание письменных работ
При оценивании сочинений учитывается правильное понимание учебного
задания, глубина и полнота раскрытия темы, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейноэстетического содержания произведения, доказательность основных
положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия
темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение
включать их в текст сочинения, соразмерность частей сочинения, логичность
связей и переходов между ними, точность и богатство лексики, умение
пользоваться изобразительными средствами языка).
«5» - ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее о
хорошем знании текста произведения и других материалов, необходимых для
ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении
мыслей;
- написанное правильным литературным
соответствующее содержанию;

языком

- допускается одна - две неточности в содержании.
«4» - ставится за сочинение:
6

и

стилистически

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными
отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного
материала, и других источников по теме
сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а
также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным
соответствующее содержанию;

литературным

языком,

стилистически

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трехчетырех речевых недочетов.
«3» - ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но
односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены
отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического
материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
«2» - ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из
спутанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из
общих положений, не
опирающихся на текст произведения;

7

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи
между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Приведённые нормы оценки за сочинение по литературе носят примерный и
обобщённый характер. В зависимости от жанра сочинения и объёма работы
возникает необходимость корректировки содержания критериев (или
разработки новых критериев). Каждый раз критерии оценки сочинения могут
меняться, но они должны быть известны ученикам перед выполнением
работы. Учитель чётко формулирует задание и критерии его оценивания. То
же касается и тестовых, и диагностических работ по литературе.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».