Аннотация к РП География углубленный уровень 10-11 кл

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«География», 10-11 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями Основной образовательной программы
среднего общего образования. Средствами реализации рабочей программы является учебные пособия: Гладкий
Ю.Н., Николина В.В . География (базовый уровень) : учебник для учащихся 10 класса общеобразоват.
учреждений. -М.:Просвещение, 2023 г. Максаковский В.П. География (базовый уровень) учебник для учащихся
10 -11 класса общеобразоват. учреждени -М.:Просвещение, 2014 гт
Место предмета в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения географии на углубленном уровне, – 204 часа: в
10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Основная цель реализации программы:
Цели изучения географии на углублённом уровне на уровне среднего общего образования направлены
на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры
разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими
проблемами современности с позиций постиндустриализации и устойчивого развития, с ролью России как
составной части мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях, о методах геоэкологического
изучения географического пространства, о географических аспектах экологических проблем человечества и
путях их решения в мире и России с позиций устойчивого развития общества и формирования ценностного
отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
3) формирование в завершённом виде основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на
использование их в реальной действительности; приобретение навыков гражданского действия,
самостоятельного получения новых знаний;
5) формирование системы географических знаний и умений, необходимых для решения проблем
различной сложности в повседневной жизни с позиций понимания географических аспектов достижения
целей устойчивого развития; для решения комплексных задач, требующих учёта географической ситуации на
конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений
и процессов с учётом пространственно-временных условий и факторов; для выявления географической
специфики и роли России в условиях стремительного развития трансграничных, интеграционных процессов
в мировой экономике, политике, безопасности, социальной и культурной жизни;
Предметные результаты
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по географии (углубленный уровень):
1) понимание роли и места комплекса географических наук в системе научных дисциплин и в решении
современных научных и практических задач:
приводить примеры, подтверждающие значимую роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая
наука на региональном уровне, в странах мира, в том числе и России;
приводить примеры географических прогнозов изменений геосистем разного ранга;
определять задачи, возникающие при решении средствами географических наук глобальных проблем,
проявляющихся на различных уровнях;
оценивать возможности и роль географии в решении задач по достижению целей устойчивого
развития.
2) освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания географических факторов,
определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических процессов и
явлений;
описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве, новую
многополярную модель политического мироустройства;
называть цели устойчивого развития;

сравнивать особенности компонентов природы, свойств природных процессов и явлений в пределах
различных территорий и акваторий мира и России;
классифицировать стихийные природные явления;
извлекать и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках,
необходимую для подтверждения тех или иных тезисов;
определять географические факторы, влияющие на сущность и динамику важнейших природных
процессов, в том числе процессов рельефообразования, формирования и изменения климата, изменения
уровня Мирового океана, почвообразования, формирования зональных и азональных природных комплексов;
освоение и применение системы знаний для выделения и оценивания географических факторов,
определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов,
процессов, явлений и экологических процессов:
описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве, ареалы
распространения основных религий;
особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства на разных этапах его
развития;
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства изученных стран;
называть составные элементы мирового хозяйства, страны-лидеры по численности населения, по
производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, состав важнейших
отраслевых и региональных интеграционных группировок, секторы мирового хозяйства, сегменты мирового
рынка;
классифицировать ландшафты по заданным основаниям, стихийные природные явления;
вычленять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках,
необходимую для подтверждения тех или иных тезисов;
вычленять географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных,
социально-экономических объектов, процессов и явлений и экологических процессов, в том числе
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой
продолжительности жизни и возрастной структурой населения, показателями суммарного коэффициента
рождаемости и типами воспроизводства населения отдельных стран, особенностями хозяйства отдельных
стран и регионов мира и России, факторами производства;
сравнивать структуру экономики стран с различным уровнем социально-экономического развития,
географические аспекты и тенденции развития социально-экономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений;
объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений:
географические особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран, в том числе и
России;
причины этноконфессиональных конфликтов, особенности демографической ситуации в России и
странах мира;
различия в темпах и уровне урбанизации в странах разных типов социально-экономического развития;
различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
направления международных миграций;
особенности демографической политики в России и странах мира;
особенности размещения населения отдельных стран;
международную хозяйственную специализацию стран;
называть составные элементы мирового хозяйства, страны-лидеры по численности населения, по
производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, состав важнейших
отраслевых и региональных интеграционных группировок;
три сектора мирового хозяйства;
сегменты мирового рынка;
классифицировать ландшафты по заданным основаниям;
стихийные природные явления;
вычленять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках,
необходимую для подтверждения тех или иных тезисов;
оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран;
природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей
промышленности и сельского хозяйства, международные миграции как фактор, влияющий на
демографическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных странах, с использованием различных
источников географической информации;

изменения направления международных экономических связей России в новых геополитических
условиях;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения
свойств изученных географических объектов, явлений и процессов, в том числе знания о широтной
зональности, свойств вод Мирового океана, вод суши, показателей гидроэнергетического потенциала рек;
оценивать роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов
в мировой экономике, в производстве других важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции;
использовать знания об истории развития земной коры для установления последовательности
важнейших событий геологической истории Земли;
объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений, мерзлотных, ледниковых
форм рельефа в пределах различных территорий мира и России, особенности образования и распространения
тропических ураганов;
объяснять географические особенности биоразнообразия;
особенности влияния эндогенных и экзогенных рельефообразующих процессов на рельеф отдельных
территорий мира;
свойства основных типов почв;
динамику изменения ресурсообеспеченности стран и регионов различными видами природных
ресурсов;
географические особенности территориальной структуры хозяйства России;
размещение предприятий;
оценивать природно-ресурсный капитал регионов России для развития отдельных отраслей
промышленности и сельского хозяйства;
оценивать изменения отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
возможности России в развитии прогрессивных технологий;
характеризовать политико-географическое положение России;
конкурентные преимущества экономики России.
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии
взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем: использовать географические знания о
природе Земли и России, о населении, хозяйстве мира и России, об особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том
числе для установления взаимосвязей между различными элементами геосистем и их изменениями, между
особенностями географического положения, природы, населения и хозяйства России (её регионов);
характеризовать связи между нежеланием отдельных стран признавать реальность новой
многополярной модели мироустройства и ростом глобальной и региональной нестабильности.
4) владение географической терминологией и системой географических понятий:
применять географические понятия: устойчивое развитие, геоинформационные системы,
ресурсообеспеченность, денудация и аккумуляция, мерзлотные, ледниковые формы рельефа, водный баланс
территории, государственная территория и исключительная экономическая зона, континентальный шельф,
политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство, демографический взрыв, демографический кризис, суммарный
коэффициент рождаемости, расширенное и суженное воспроизводство населения, демографический переход,
старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс
человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение
населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, рурбанизация, мегалополисы,
глобальные города, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, мировое
хозяйство, международная экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация,
международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового
хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная
энергетика», «органическое сельское хозяйство», транспортная система, «контейнерные мосты»,
информационная инфраструктура, цепочки добавленной стоимости, глобализация и деглобализация мировой
экономики, энергетический переход – для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
5) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования
и проектирования как метода познания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и
процессов:
самостоятельно выбирать тему;

определять проблему, цели и задачи наблюдения или исследования; формулировать гипотезу;
составлять план наблюдения или исследования;
определять инструментарий (в том числе инструменты геоинформационных систем) для сбора
материалов и обработки результатов наблюдения или исследования.
6) сформированность навыков картографической интерпретации природных, социальноэкономических и экологических характеристик различных территорий и акваторий: представлять
информацию о природе Земли, населении и хозяйстве мира и России в виде карт, картограмм, картодиаграмм.
7) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования
в них для критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников;
работы с геоинформационными системами: определять и сравнивать по разным источникам
информации географические аспекты и тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
анализировать и интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать
выводы;
оценивать научность аргументации географических прогнозов;
использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой
для изучения особенностей природы Земли;
природы, населения и хозяйства России, взаимосвязей между ними;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) информацию об
особенностях природы Земли, природы, населения и хозяйства России и отдельных регионов;
использовать различные источники географической информации для оценивания места и роли России
в мире по производству важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
классифицировать страны по типам воспроизводства населения, по занимаемым ими позициям
относительно России, по уровню социально-экономического развития, по особенностям функциональной
структуры их экономики с использованием различных источников географической информации;
сравнивать страны по уровню социально-экономического развития;
показатели, характеризующие демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных
отраслей в национальных экономиках, энергоёмкость валового внутреннего продукта (ВВП) отдельных стран
мира;
оценивать влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую
ситуацию в отдельных странах и регионах России;
условия отдельных территорий стран мира и России для размещения предприятий и различных
производств;
роль ТНК в формировании цепочек добавленной стоимости;
влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических
типов;
объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран;
использовать знания об ареалах распространения мировых религий и их современных изменениях для
формулирования выводов и заключений о различиях основных культурно-исторических регионов мира,
международных экономических отношениях;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о структуре
населения, географических особенностях развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных
стран.
8) сформированность умений проводить географическую экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов: оценивать современное состояние окружающей
среды, аргументировать географические прогнозы;
составлять прогноз изменения географической среды под воздействием природных факторов и
деятельности человека.
9) применение географических знаний для самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её условий, в том числе на территории России;
влияния последствий изменений в окружающей среде на различные сферы человеческой деятельности
на региональном уровне: сопоставлять, оценивать и аргументировать различные точки зрения на актуальные
экологические и социально-экономические проблемы стран мира и России.
10) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах
взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию
территорий, готовность к самостоятельному поиску методов решения практико-ориентированных задач:

называть цели устойчивого развития;
приводить примеры изменений геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
определять проблемы взаимодействия географической среды и общества в пределах различных
природных комплексов Земли, на территории России;
оценивать различные подходы к решению геоэкологических проблем;
интегрировать и использовать географические знания и сведения из источников географической
информации для составления географических прогнозов изменения геосистем под влиянием природных и
антропогенных факторов, положительных и отрицательных эффектов изменения климата на территории
России, для решения проблем, имеющих географические аспекты, и для решения учебных и (или) практикоориентированных задач.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по географии (углубленный уровень):
1) понимание роли и места комплекса географических наук в системе научных дисциплин и в решении
современных научных и практических задач:
определять аспекты глобальных проблем на региональном и локальном уровнях, которые могут быть
решены средствами географических наук;
оценивать возможности и роль географии в решении проблем на примере отдельных стран и регионов
мира.
2) освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания географических факторов,
определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов,
процессов, явлений:
описывать положение и взаиморасположение географических регионов и стран в географическом
пространстве, ареалы распространения основных религий на территории стран и регионов мира, особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства отдельных стран мира и России, природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства изученных стран;
называть страны-лидеры в изучаемых регионах по численности населения, по производству основных
видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных
интеграционных группировок;
классифицировать различные природные и социально-экономические объекты и явления по заданным
критериям;
выделять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках,
необходимую для подтверждения тех или иных тезисов;
определять географические факторы, влияющие на сущность и динамику важнейших природных,
социально-экономических объектов, процессов и явлений на территории отдельных стран и регионов мира;
сравнивать структуру экономики стран с различным уровнем социально-экономического развития в
регионах мира, географические аспекты и тенденции развития социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений: географические
особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран и регионов мира;
причины этноконфессиональных конфликтов, особенности демографической ситуации в отдельных
странах и регионах мира;
различия в темпах и уровне урбанизации в странах изучаемых регионов;
различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
направления международных миграций;
особенности демографической политики в изученных странах и в России;
особенности размещения населения отдельных стран; международную хозяйственную специализацию
изученных стран;
оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран;
оценивать природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей
промышленности и сельского хозяйства, международные миграции как фактор, влияющий на
демографическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных странах, с использованием различных
источников географической информации.
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии
взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем:
использовать географические знания о хозяйстве и населении мира и России, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач в

контексте реальной жизни, в том числе для установления взаимосвязей между особенностями
географического положения и особенностями природы, населения и хозяйства отдельных стран;
выделения факторов, определяющих географическое проявление глобальных проблем человечества
на региональном и локальном уровнях;
составления сравнительных географических характеристик регионов и стран мира;
классификации стран по заданным основаниям;
характеристики тенденций развития основных отраслей мирового хозяйства и изменения его
отраслевой и территориальной структуры в странах мира;
объяснения международной хозяйственной специализации изученных стран;
места России в международном географическом разделении труда;
особенностей проявления глобальных проблем на региональном уровне, в отдельных изученных
странах; взаимосвязанности глобальных проблем человечества.
4) владение географической терминологией и системой географических понятий:
применять географические понятия: суммарный коэффициент рождаемости, расширенное и суженное
воспроизводство населения, старение населения, состав населения, структура населения, экономически
активное население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции
населения, расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация,
мегалополисы, глобальные города, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие
страны, ресурсообеспеченность, международная хозяйственная специализация, международное
географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства,
транснациональные корпорации (ТНК), транспортная система, информационная инфраструктура, цепочки
добавленной стоимости, глобализация и деглобализация мировой экономики, энергетический переход – для
решения учебны и (или) практико-ориентированных задач.
5) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования
и проектирования как метода познания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и
процессов:
самостоятельно выбирать тему;
определять проблему, цели и задачи наблюдения или исследования;
формулировать гипотезу;
составлять план наблюдения или исследования;
определять инструментарий (в том числе инструменты геоинформационной системы) для сбора
материалов и обработки результатов наблюдения или исследования.
6) сформированность навыков картографической интерпретации природных, социальноэкономических и экологических характеристик различных территорий и акваторий:
представлять информацию о численности, составе и структуре населения, об отраслевой структуре и
размещении хозяйства отдельных стран, регионов мира, о распространении различных стихийных бедствий,
о последствиях глобального изменения климата, опустынивания территории в виде карт, картограмм,
картодиаграмм.
7) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования
в них, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников;
работы с геоинформационными системами:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические аспекты и тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
анализировать и интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать
выводы;
использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой
для изучения особенностей природы, населения и хозяйства, взаимосвязей между ними и особенностей
проявления и путей решения глобальных проблем человечества на региональном и локальном уровнях, в том
числе определять показатели общего уровня развития хозяйства и важнейших отраслей хозяйства в
отдельных странах, географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран
и регионов мира с использованием различных источников географической информации, ведущих
поставщиков и потребителей в странах и регионах мира основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции и услуг на мировом рынке;
основные международные магистрали и транспортные узлы, направления международных
туристических маршрутов на территории стран и регионов мира;

классифицировать страны по типам воспроизводства населения, по уровню социальноэкономического развития, по особенностям функциональной структуры их экономики с использованием
различных источников географической информации;
сравнивать страны по уровню социально-экономического развития, показатели, характеризующие
демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных отраслей в национальных экономиках,
энергоёмкость ВВП отдельных стран мира;
оценивать влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую
ситуацию в отдельных странах и регионах России, условия отдельных территорий стран мира и России для
размещения предприятий и различных производств, роль ТНК в формировании цепочек добавленной
стоимости, влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических
типов;
объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран;
использовать знания об ареалах распространения мировых религий и их современных изменениях для
формулирования выводов и заключений о различиях основных культурно-исторических регионов мира,
международных экономических отношениях;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о структуре
населения, географических особенностях развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных
стран.
8) сформированность умений проводить географическую экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов:
оценивать современное состояние окружающей среды в странах и регионах мира, научность
аргументации географических прогнозов;
составлять прогноз изменения географической среды в отдельных странах и регионах мира под
воздействием природных факторов и деятельности человека, в том числе оценивать влияние урбанизации на
окружающую среду;
социально-экономические и экологические последствия урбанизации в странах различных социальноэкономических типов;
использовать знания о конкурентных преимуществах отдельных национальных экономик стран мира
и России для поиска путей решения проблем развития их хозяйства, об особенностях природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства отдельных субрегионов и стран мира, о глобальных проблемах человечества
для формирования собственного мнения по актуальным экологическим и социальноэкономическим
проблемам мира и России.
9) применение географических знаний для самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её условий:
прогнозировать влияние последствий изменений в окружающей среде на различные сферы
человеческой деятельности на региональном уровне;
сопоставлять, оценивать и аргументировать различные точки зрения на актуальные экологические и
социально-экономические проблемы мира и России.
10) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах
взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию
территорий, готовность к самостоятельному поиску методов решения практико-ориентированных задач:
определять проблемы взаимодействия географической среды и общества в различных регионах и
странах мира;
интегрировать и использовать географические знания и сведения из источников географической
информации для решения практико-ориентированных задач; решать проблемы, имеющие географические
аспекты, в том числе для оценки географических факторов, определяющих остроту глобальных проблем
человечества, различных подходов к решению глобальных проблем человечества;
объяснять современную демографическую ситуацию в разных регионах и странах мира,
географические особенности проявления проблем взаимодействия географической среды и общества;
составлять географические прогнозы изменений в окружающей среде под влиянием хозяйственной
деятельности человека, изменения возрастной структуры населения отдельных стран, изменения численности
населения и рабочей силы отдельных стран;
изменения демографической ситуации в странах, находящихся на разных этапах демографического
перехода.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».