РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса части формируемой участниками образовательных отношений «Функциональная грамотность» (Модуль естественно-научная грамотность) для 5-6 классов общего образования на 2023-2024 учебный год с. Липовское 2023 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Общая характеристика учебного курса 3 Цели и задачи изучения учебного курса 3 Планируемые образовательные результаты 3 Тематическое планирование 6 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экологические знания являются одним из основных компонентов экологической культуры. Научные представления о многообразии и целостности природы, о взаимосвязанности всех её компонентов необходимы для формирования у школьников экологического мышления, развития навыков в экологически оправданного поведения и ценностного отношения к природе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «Функциональная грамотность» (модуль естественно-научная грамотность) для 5-6 классов способствует расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире и формирует целостное представление о природе. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Цель курса: - познакомить с основными группами живых организмов, объяснить значение и принципы их классификации; - научить определять систематическое положение, среду и условия обитания организма по совокупности его внешних признаков и особенностей жизнедеятельности; - сформировать представление об усложнении организмов в процессе эволюции при освоении ими новых сред обитания; - объяснить роль экологических факторов в жизни живых организмов; - описать приспособления живых организмов, сформированные под действием абиотических и биотических факторов; - доказать характеристику антропогенного фактора; - доказать необходимость ответственного отношения к природной среде на основе знаний основных природных закономерностей; - показать возможность личного участия каждого человека в природоохранной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты - Готовность к практической деятельности экологической направленности: исследованию природы, художественно – эстетическому отражению природы, участию в природоохранной деятельности. - Умение оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения. - Осознание личной ответственности за состояние окружающей среды. Метапредметные результаты 3 Метапредметные результаты освоения курса представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий. Познавательные УУД: - умение сравнивать и классифицировать объекты по различным критериям; объяснять явления и процессы; делать выводы и обобщения, устанавливать причинно- следственные связи; - умение работать с различными источниками информации, превращать ее из одной формы в другую: представлять её в словесной форме или наглядно-символической; - осуществлять смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию; понимать целостный смысл текста, выделять в нем главное; - применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике: различать экологические факторы и характеризовать их влияние на объекты природы, участвовать в природоохранной деятельности, выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения и проектные работы; - овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Регулятивные УУД: - умение определять цели и формулировать задачи познавательной деятельности; - умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; - умение определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - умение оценивать результаты своей деятельности, правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения, фиксировать динамику собственных образовательных результатов; - владение основами самоконтроля и самооценки: умение самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать индивидуально и в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. 4 Предметные результаты Обучающийся научится: - выделять существенные признаки живых организмов (животных, растений и грибов); - называть основные таксоны растений и животных; - определять виды живых организмов по внешнему виду и описаниям; - характеризовать условия организмов в различных средах обитания; - объяснять причины усложнений организмов в процессе эволюции при заселении ими новых сред обитания; - сравнивать особенности строения живых организмов разных систематических групп или сред обитания и делать выводы на основе сравнения; - устанавливать соответствие между живыми организмами и средами их обитания; - проводить доказательства взаимосвязи между живыми организмами и условиями среды обитания; - различать абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы; - приводить примеры влияния экологических факторов на живые организмы; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать живые организмы, ставить эксперименты и объяснять их результаты; - знать и аргументировать основные правила поведения в природе. Обучающийся получит возможность научится: - находить информацию о живых организмах в научно- популярной литературе, словарях, справочниках, интернет – ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить информацию из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о живых организмах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и взаимосвязей в природе; - осознанно использовать знания основных правил поведения в природе ; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч) 5 класс № Тема 1 Что экология 2 Система живой природы Растения и животные – живые организмы Разнообразие животных Сидячие беспозвоночные животные – губки и кишечнополостные Ползающие беспозвоночные животные - черви Бегающие беспозвоночные животные – раки и пауки Летающие беспозвоночные животные насекомые Беспозвоночные животные с собственным домом - моллюски Плавающие позвоночные животные - рыбы 3 4 5 6 7 8 9 10 изучает Оборудование занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Колышки, шпагат (веревка) длинной 40 м, измерительная лента, линейки, альбомный лист, клейкая лента, пакеты для мусора (4шт.), резиновые перчатки, ручные лупы, инструктивные карточки; презентация или видеофрагмент о развитии экологии как науки Фотографии и карточки с изображением растений и животных, портет К.Линнея, видеофрагменты о многообразии животного и растительного мира планеты Фотографии и карточки с изображениями растений и животных, сухие семена фасоли, проростки фасоли с листьями, весы http:// eor.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями животных, микроскопы, готовые микропрепараты простейших, культура инфузории-туфельки Карточки с изображением конечностей животных, фотографии с изображениями губок и кишечнополостных животных, презентация или видеофрагмент о многообразии кишечнополостных http:// eor.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями представителей различных типов червей, демонстрационные таблицы и несколько живых кольчатых червей для лабораторной работы http://scool- cоllection.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями раков и пауков, влажные препараты речного рака для лабораторной работы http:// eor.edu.ru Фотографии, таблицы и карточки с изображениями насекомых, презентация или видеофрагмент о приспособлениях насекомых к жизни в различных условиях, коллекции насекомых для лабораторной работы http://fcior.edu.ru Фотографии, карточки и таблицы с изображениями брюхоногих и двустворчатых моллюсков, коллекции раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков для лабораторной работы http://scool- cоllection.edu.ru Фотографии, карточки и таблицы с изображениями хрящевых и костных рыб, влажные препараты и скелеты рыб для лабораторной работы http:// eor.edu.ru http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru http://fcior.edu.ru 6 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Земноводные – позвоночные животные, живущие на суше и воде Пресмыкающиеся – первые типичные обитатели суши среди позвоночных Летающие позвоночные животные - птицы Животные, которые кормят детёнышей молоком, или Млекопитающие В мире животных (урок – игра) Разнообразие растений Водоросли – обитатели водной среды «Земноводные» растения - мхи Папоротники, хвощи и плауны – растения влажных мест обитания Голосеменные растения Покрытосеменные, или Цветковые растения Грибы самостоятельное царство живой природы В мире растений (урок-игра) Фотографии, карточки и таблицы с изображениями хвостатых и бесхвостых земноводных, презентации или видеофрагменты о многообразии земноводных и о развитии головастиков, влажные препараты и скелеты земноводных для лабораторной работы http://fcior.edu.ru Фотографии, карточки и таблицы с изображениями пресмыкающихся различных отрядов, презентация о многообразии пресмыкающихся, видеофрагмент фильма «Парк юрского периода», влажные препараты и скелеты пресмыкающихся и земноводных http:// eor.edu.ru Альбомные листы бумаги, воздушные шарики (2шт.), фотографии, карточки, таблицы с изображениями птиц различных отрядов, презентация или видеофрагмент о многообразии птиц и приспособленности их к обитанию в различных условиях, чучела и скелеты пресмыкающихся и птиц Фотографии, карточки и таблицы с изображениями млекопитающих различных отрядов, презентация или видеофрагмент о приспособленности млекопитающих к обитанию в различных средах и разных климатических условиях, чучела и скелеты пресмыкающихся и млекопитающих http://fcior.edu.ru Фотографии, карточки и таблицы с изображениями животных разных систематических групп, карточки с названиями типов и классов животных Фотографии и карточки с изображениями различных растений, презентации или видеофрагменты о жизненных формах растений, о приспособлениях растений к произрастанию в различных условиях, о роли растений в природе и жизни человека Микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, культура одноклеточных зелёных водорослей и других растений, презентации или видеофрагменты о многообразии водорослей, о роли водорослей в природе http:// eor.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями мхов и водорослей, прзентация или видеофрагмент о многообразии мхов, гербарии мхов (кукушкин лён, сфагнум) Фотографии и карточки с изображениями наземных споровых растений и водорослей, а также древних папоротниковидных растений, гербарные образцы папоротниковых , хвощей и плаунов, коллекция каменного угля, презентация или видеофрагмент о происхождении и многообразии папоротниковидных растений http:// eor.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями споровых и голосеменных растений, гербарные образцы голосеменных растений, презентация или видеофрагмент о происхождении и многообразии голосеменных растений Фотографии и карточки с изображениями покрытосеменных растений, гербарные образцы покрытосеменных растений и цветков, презентация или видеофрагмент о происхождении и многообразии покрытосеменных растений, о значении покрытосеменных в природе и жизни человека Фотографии и карточки с изображениями грибов, муляжи ядовитых и съедобных грибов, презентация или видеофрагмент о многообразии грибов и их значение в природе и жизни человека http://scool- cоllection.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями растений разных систематических групп, карточки с названиями отделов растений http://scool- cоllection.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru http://fcior.edu.ru http:// eor.edu.ru http://fcior.edu.ru 7 26 Среды обитания организмов Факторы среды обитания Растения и свет 27 Животные и свет 28 Растения и тепло 29 Животные и тепло 30 Для чего нужна вода животным и растениям Воздух в жизни растений и животных Биотические отношения в природе Антропогенные факторы среды 24 25 31 32 33 34 Обитатели Дома Земля (урок-игра) Фотографии и карточки с изображениями живых организмов различных сред обитания, презентация или видеофрагмент о средах обитания и их обитателях Фотографии и карточки с изображениями живых организмов различных сред обитания, презентация или видеофрагмент о классификации факторов среды Фотографии и карточки с изображениями светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых растений, презентация или видеофрагмент о растениях, произрастающих в разных поясах освещенности (жарком, умеренных и холодных) Фотографии и карточки с изображениями дневных и ночных животных, презентация или видеофрагмент о роли продолжительности светового дня в жизни животных Фотографии и карточки с изображениями растений: сосна обыкновенная, кактус цереус, монстера привлекательная; карты «Растительность мира» и «Растительный мир России» Фотографии и карточки с изображениями холоднокровных и теплокровных животных; две емкости для воды разных размеров, горячая вода, термометры для воды (2 шт.); презентация или видеофрагмент о холоднокровных и теплокровных животных, обитающих в различных климатических условиях; карты «Животный мир планеты» и «ЖИВОТНЫЙ МИР России» Фотографии и карточки с изображениями растений и животных; презентация или видеофрагмент о роли воды в жизни организмов http:// eor.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями растений и животных; диаграмма «Состав воздуха»; таблица «Фиксация азота»; презентация или видеофрагмент о роли газов воздуха и путях их поступления в живой организм http:// eor.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями взаимоотношений между организмами; презентация или видеофрагмент о многообразии биотических связей в природе http://fcior.edu.ru Фотографии и карточки с изображениями положительных и отрицательных результатов деятельности человека; перья птиц, машинное масло, бензин (керосин), вода; презентация или видеофрагмент об особо охраняемых природных территориях Фотографии и карточки с изображениями растений и животных, обитающих в разных средах и разных климатических условиях, карточки с названиями типов и видов экологических факторов http://scool- cоllection.edu.ru http:// eor.edu.ru http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru http:// eor.edu.ru http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru http:// eor.edu.ru 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ч) 6 класс № п/п Наименование раздела Электронные образовательные ресурсы Колич. В том числе часов практических работ 2 1 4 2 7 5 14 10 экскурсий http:// eor.edu.ru 1 Введение http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru 2 Многообразие растений http:// eor.edu.ru http://fcior.edu.ru 3 Жизнедеятельность растений http://scool- cоllection.edu.ru http:// eor.edu.ru 4 Развитие растительного мира на Земле 9 http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru Растения в биогеоценозе 5 Итого: 8 5 1 34 23 1 Перечень практических работ Раздел 1. 1. Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом» Раздел 2. 1. Лабораторная работа №2 : « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов» 2. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения» Раздел 3. Жизнедеятельность растений. 3. Практическая работа № 4: « Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в аквариуме» 4. Практическая работа № 5: « Наблюдение процессов транспирации у бальзамина» 5. Практическая работа №6: «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» 6. Практическая работа №7: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в темноте» 10 7. Практическая работа № 8: « Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ» Раздел 4. Развитие растительного мира на Земле 1. Практическая работа № 9: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей» 2. Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность воды, температура, освещение, изоляция» 3. Практическая работа №10: « Наблюдение гигроскопических возможностей мха Сфагнум» 4. Практическая работа №11: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и еловой хвои» 5. Практическая работа № 12: « Искусственное опыление культурных растений( на примере томатов)» 6. Практическая работа № 13 : « Изучение внутреннего строения семени фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав» 7. Практическая работа № 14: « Изучение и моделирование условий прорастания семян культурных растений» 8. Практическая работа № 15 : « Изучение способов распространения семян и плодов ( работа с коллекциями)» 9. Практическая работа № 16: « Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений» 10. Практическая работа № 17: « Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой» 11. Практическая работа № 18 : « Моделирование условий выращивания рассады ( освещённость, температура, полив, подкормка)» Раздел 5. Растения в биогеоценозе 1. Практическая работа №19 « Ярусность у водных растений. Приспособленность растений к жизни в воде , на поверхности воды. В условиях избыточного увлажнения ( работа с аквариумными растениями, таблицами, презентацией)» 2. Практическая работа №20: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного (елового и соснового)- сравнительная характеристика»( Экскурсия) 11 3. Практическая работа № 21 : « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного» 4. Практическая работа №22: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга». 5. Практическая работа № 23: « Изучение способов адаптации растений к экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв» ( работа с гербариями и презентациями) 6. Практическая работа № 24: « Изучение охраняемых растений своей местности и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и презентацией)ю 12 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Используемая литература. Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского университета Дружбы народов, 1999г. Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г. Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г. Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М., Дрофа,2002г. « Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г. 13