РП ЧФУ Функциональная грамотность (5-6 кл)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса части
формируемой участниками образовательных отношений

«Функциональная грамотность»
(Модуль естественно-научная грамотность)

для 5-6 классов общего образования
на 2023-2024 учебный год

с. Липовское 2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

3

Цели и задачи изучения учебного курса

3

Планируемые образовательные результаты

3

Тематическое планирование

6

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические знания являются одним из основных компонентов экологической
культуры. Научные представления о многообразии и целостности природы, о
взаимосвязанности всех её компонентов необходимы для формирования у школьников
экологического мышления, развития навыков в экологически оправданного поведения и
ценностного отношения к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«Функциональная грамотность» (модуль естественно-научная грамотность) для 5-6
классов способствует расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире и
формирует целостное представление о природе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель курса:
- познакомить с основными группами живых организмов, объяснить значение и
принципы их классификации;
- научить определять систематическое положение, среду и условия обитания организма
по совокупности его внешних признаков и особенностей жизнедеятельности;
- сформировать представление об усложнении организмов в процессе эволюции при
освоении ими новых сред обитания;
- объяснить роль экологических факторов в жизни живых организмов;
- описать приспособления живых организмов, сформированные под действием
абиотических и биотических факторов;
- доказать характеристику антропогенного фактора;
- доказать необходимость ответственного отношения к природной среде на основе
знаний основных природных закономерностей;
- показать возможность личного участия каждого человека в природоохранной
деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
- Готовность к практической деятельности экологической направленности:
исследованию природы, художественно – эстетическому отражению природы, участию в
природоохранной деятельности.
- Умение оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения.
- Осознание личной ответственности за состояние окружающей среды.
Метапредметные результаты

3

Метапредметные результаты освоения курса представлены в соответствии с
подгруппами универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
- умение сравнивать и классифицировать объекты по различным критериям; объяснять
явления и процессы; делать выводы и обобщения, устанавливать причинно- следственные
связи;
- умение работать с различными источниками информации, превращать ее из одной
формы в другую: представлять её в словесной форме или наглядно-символической;
- осуществлять смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию; понимать
целостный смысл текста, выделять в нем главное;
- применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной
практике: различать экологические факторы и характеризовать их влияние на объекты
природы, участвовать в природоохранной деятельности, выражать своё отношение к
природе через рисунки, сочинения и проектные работы;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Регулятивные УУД:
- умение определять цели и формулировать задачи познавательной деятельности;
- умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения
познавательных задач;
- умение определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей деятельности, оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- умение оценивать результаты своей деятельности, правильность выполнения задачи,
собственные возможности её решения, фиксировать динамику собственных
образовательных результатов;
- владение основами самоконтроля и самооценки: умение самостоятельно определять
причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общие решения и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
4

Предметные результаты
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки живых организмов (животных, растений и грибов);
- называть основные таксоны растений и животных;
- определять виды живых организмов по внешнему виду и описаниям;
- характеризовать условия организмов в различных средах обитания;
- объяснять причины усложнений организмов в процессе эволюции при заселении ими
новых сред обитания;
- сравнивать особенности строения живых организмов разных систематических групп
или сред обитания и делать выводы на основе сравнения;
- устанавливать соответствие между живыми организмами и средами их обитания;
- проводить доказательства взаимосвязи между живыми организмами и условиями среды
обитания;
- различать абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы;
- приводить примеры влияния экологических факторов на живые организмы;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать живые организмы,
ставить эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе.
Обучающийся получит возможность научится:
- находить информацию о живых организмах в научно- популярной литературе,
словарях, справочниках, интернет – ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить
информацию из одной формы в другую;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о живых организмах на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов
и взаимосвязей в природе;
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе ; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 ч) 5 класс
№

Тема

1

Что
экология

2

Система
живой
природы
Растения
и
животные – живые
организмы
Разнообразие
животных
Сидячие
беспозвоночные
животные – губки и
кишечнополостные
Ползающие
беспозвоночные
животные - черви
Бегающие
беспозвоночные
животные – раки и
пауки
Летающие
беспозвоночные
животные
насекомые
Беспозвоночные
животные
с
собственным домом
- моллюски
Плавающие
позвоночные
животные - рыбы

3

4
5

6

7

8

9

10

изучает

Оборудование занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Колышки, шпагат (веревка) длинной 40 м, измерительная лента, линейки, альбомный лист, клейкая лента, пакеты
для мусора (4шт.), резиновые перчатки, ручные лупы, инструктивные карточки; презентация или видеофрагмент о
развитии экологии как науки
Фотографии и карточки с изображением растений и животных, портет К.Линнея, видеофрагменты о многообразии
животного и растительного мира планеты
Фотографии и карточки с изображениями растений и животных, сухие семена фасоли, проростки фасоли с
листьями, весы

http:// eor.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями животных, микроскопы, готовые микропрепараты простейших, культура
инфузории-туфельки
Карточки с изображением конечностей животных, фотографии с изображениями губок и кишечнополостных
животных, презентация или видеофрагмент о многообразии кишечнополостных

http:// eor.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями представителей различных типов червей, демонстрационные таблицы и
несколько живых кольчатых червей для лабораторной работы

http://scool- cоllection.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями раков и пауков, влажные препараты речного рака для лабораторной
работы

http:// eor.edu.ru

Фотографии, таблицы и карточки с изображениями насекомых, презентация или видеофрагмент о
приспособлениях насекомых к жизни в различных условиях, коллекции насекомых для лабораторной работы

http://fcior.edu.ru

Фотографии, карточки и таблицы с изображениями брюхоногих и двустворчатых моллюсков, коллекции раковин
брюхоногих и двустворчатых моллюсков для лабораторной работы

http://scool- cоllection.edu.ru

Фотографии, карточки и таблицы с изображениями хрящевых и костных рыб, влажные препараты и скелеты рыб
для лабораторной работы

http:// eor.edu.ru

http://fcior.edu.ru
http://scool- cоllection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

6

11

12

13

14

15
16

17

18
19

20
21

22

23

Земноводные
–
позвоночные
животные, живущие
на суше и воде
Пресмыкающиеся –
первые
типичные
обитатели
суши
среди позвоночных
Летающие
позвоночные
животные - птицы
Животные, которые
кормят детёнышей
молоком,
или
Млекопитающие
В мире животных
(урок – игра)
Разнообразие
растений
Водоросли
–
обитатели
водной
среды
«Земноводные»
растения - мхи
Папоротники,
хвощи и плауны –
растения влажных
мест обитания
Голосеменные
растения
Покрытосеменные,
или
Цветковые
растения
Грибы
самостоятельное
царство
живой
природы
В мире растений
(урок-игра)

Фотографии, карточки и таблицы с изображениями хвостатых и бесхвостых земноводных, презентации или
видеофрагменты о многообразии земноводных и о развитии головастиков, влажные препараты и скелеты
земноводных для лабораторной работы

http://fcior.edu.ru

Фотографии, карточки и таблицы с изображениями пресмыкающихся различных отрядов, презентация о
многообразии пресмыкающихся, видеофрагмент фильма «Парк юрского периода», влажные препараты и скелеты
пресмыкающихся и земноводных

http:// eor.edu.ru

Альбомные листы бумаги, воздушные шарики (2шт.), фотографии, карточки, таблицы с изображениями птиц
различных отрядов, презентация или видеофрагмент о многообразии птиц и приспособленности их к обитанию в
различных условиях, чучела и скелеты пресмыкающихся и птиц
Фотографии, карточки и таблицы с изображениями млекопитающих различных отрядов, презентация или
видеофрагмент о приспособленности млекопитающих к обитанию в различных средах и разных климатических
условиях, чучела и скелеты пресмыкающихся и млекопитающих

http://fcior.edu.ru

Фотографии, карточки и таблицы с изображениями животных разных систематических групп, карточки с
названиями типов и классов животных
Фотографии и карточки с изображениями различных растений, презентации или видеофрагменты о жизненных
формах растений, о приспособлениях растений к произрастанию в различных условиях, о роли растений в природе
и жизни человека
Микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, культура одноклеточных зелёных водорослей и других
растений, презентации или видеофрагменты о многообразии водорослей, о роли водорослей в природе

http:// eor.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями мхов и водорослей, прзентация или видеофрагмент о многообразии мхов,
гербарии мхов (кукушкин лён, сфагнум)
Фотографии и карточки с изображениями наземных споровых растений и водорослей, а также древних
папоротниковидных растений, гербарные образцы папоротниковых , хвощей и плаунов, коллекция каменного угля,
презентация или видеофрагмент о происхождении и многообразии папоротниковидных растений

http:// eor.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями споровых и голосеменных растений, гербарные образцы голосеменных
растений, презентация или видеофрагмент о происхождении и многообразии голосеменных растений
Фотографии и карточки с изображениями покрытосеменных растений, гербарные образцы покрытосеменных
растений и цветков, презентация или видеофрагмент о происхождении и многообразии покрытосеменных
растений, о значении покрытосеменных в природе и жизни человека
Фотографии и карточки с изображениями грибов, муляжи ядовитых и съедобных грибов, презентация или
видеофрагмент о многообразии грибов и их значение в природе и жизни человека

http://scool- cоllection.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями растений разных систематических групп, карточки с названиями отделов
растений

http://scool- cоllection.edu.ru

http://scool- cоllection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

http://scool- cоllection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

http:// eor.edu.ru

http://fcior.edu.ru

7

26

Среды
обитания
организмов
Факторы
среды
обитания
Растения и свет

27

Животные и свет

28

Растения и тепло

29

Животные и тепло

30

Для чего нужна вода
животным
и
растениям
Воздух в жизни
растений
и
животных
Биотические
отношения
в
природе
Антропогенные
факторы среды

24
25

31

32

33

34

Обитатели
Дома
Земля (урок-игра)

Фотографии и карточки с изображениями живых организмов различных сред обитания, презентация или
видеофрагмент о средах обитания и их обитателях
Фотографии и карточки с изображениями живых организмов различных сред обитания, презентация или
видеофрагмент о классификации факторов среды
Фотографии и карточки с изображениями светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых растений, презентация
или видеофрагмент о растениях, произрастающих в разных поясах освещенности (жарком, умеренных и холодных)
Фотографии и карточки с изображениями дневных и ночных животных, презентация или видеофрагмент о роли
продолжительности светового дня в жизни животных
Фотографии и карточки с изображениями растений: сосна обыкновенная, кактус цереус, монстера
привлекательная; карты «Растительность мира» и «Растительный мир России»
Фотографии и карточки с изображениями холоднокровных и теплокровных животных; две емкости для воды
разных размеров, горячая вода, термометры для воды (2 шт.); презентация или видеофрагмент о холоднокровных
и теплокровных животных, обитающих в различных климатических условиях; карты «Животный мир планеты» и
«ЖИВОТНЫЙ МИР России»
Фотографии и карточки с изображениями растений и животных; презентация или видеофрагмент о роли воды в
жизни организмов

http:// eor.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями растений и животных; диаграмма «Состав воздуха»; таблица «Фиксация
азота»; презентация или видеофрагмент о роли газов воздуха и путях их поступления в живой организм

http:// eor.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями взаимоотношений между организмами; презентация или видеофрагмент
о многообразии биотических связей в природе

http://fcior.edu.ru

Фотографии и карточки с изображениями положительных и отрицательных результатов деятельности человека;
перья птиц, машинное масло, бензин (керосин), вода; презентация или видеофрагмент об особо охраняемых
природных территориях
Фотографии и карточки с изображениями растений и животных, обитающих в разных средах и разных
климатических условиях, карточки с названиями типов и видов экологических факторов

http://scool- cоllection.edu.ru

http:// eor.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://scool- cоllection.edu.ru
http:// eor.edu.ru
http://fcior.edu.ru

http://scool- cоllection.edu.ru

http:// eor.edu.ru

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 ч) 6 класс
№ п/п

Наименование раздела
Электронные образовательные
ресурсы

Колич.

В том числе

часов

практических
работ

2

1

4

2

7

5

14

10

экскурсий

http:// eor.edu.ru

1

Введение
http://fcior.edu.ru

http://scool- cоllection.edu.ru

2

Многообразие растений
http:// eor.edu.ru

http://fcior.edu.ru

3

Жизнедеятельность растений
http://scool- cоllection.edu.ru

http:// eor.edu.ru

4

Развитие растительного мира на Земле

9

http://fcior.edu.ru

http://scool- cоllection.edu.ru

Растения в биогеоценозе

5

Итого:

8

5

1

34

23

1

Перечень практических работ
Раздел 1.
1.

Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом»

Раздел 2.
1.

Лабораторная работа №2 : « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов»

2.
Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения» Раздел 3.
Жизнедеятельность растений.

3.
Практическая работа № 4: « Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение
фотосинтеза в аквариуме»
4.

Практическая работа № 5: « Наблюдение процессов транспирации у бальзамина»

5.

Практическая работа №6: «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов»

6.

Практическая работа №7: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в темноте»

10

7.

Практическая работа № 8: « Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ»

Раздел 4. Развитие растительного мира на Земле
1.

Практическая работа № 9: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей»

2.

Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность воды, температура, освещение, изоляция»

3.

Практическая работа №10: « Наблюдение гигроскопических возможностей мха Сфагнум»

4.

Практическая работа №11: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и еловой хвои»

5.

Практическая работа № 12: « Искусственное опыление культурных растений( на примере томатов)»

6.

Практическая работа № 13 : « Изучение внутреннего строения семени фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав»

7.

Практическая работа № 14: « Изучение и моделирование условий прорастания семян культурных растений»

8.

Практическая работа № 15 : « Изучение способов распространения семян и плодов ( работа с коллекциями)»

9.

Практическая работа № 16: « Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений»

10. Практическая работа № 17: « Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой»

11. Практическая работа № 18 : « Моделирование условий выращивания рассады ( освещённость, температура, полив, подкормка)»
Раздел 5. Растения в биогеоценозе
1. Практическая
работа №19 «
Ярусность у
водных
растений. Приспособленность растений к жизни в воде , на поверхности
воды. В условиях избыточного увлажнения ( работа с аквариумными растениями, таблицами, презентацией)»
2.

Практическая работа №20: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного (елового и соснового)- сравнительная характеристика»( Экскурсия)

11

3.

Практическая работа № 21 : « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного»

4.

Практическая работа №22: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга».

5.
Практическая работа № 23: « Изучение способов адаптации растений к экстремальным условиям существования: пустыня жаркая,
пустыня антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв» ( работа с гербариями и презентациями)
6.
Практическая работа № 24: « Изучение охраняемых растений своей местности и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и
презентацией)ю

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Используемая литература.

Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского
университета Дружбы народов, 1999г.
Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г.
Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г.

Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М.,
Дрофа,2002г.
« Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».