РП ЧФУ Функциональная грамотность (8 кл)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса

«Функциональная грамотность»
(Модуль: читательская грамотность)
для 8 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год

с. Липовское 2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета

3

Планируемые образовательные результаты

3

Тематическое и календарно-тематическое планирование

7

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Функциональная грамотность» для 8 класса составлена на основе следующих
нормативных документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 9» имени ландышевой А.Е.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к
итоговой аттестации.
Задачи:
- Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
- Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических,
орфоэпических ошибок;
- Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
- Совершенствовать культуру устной речи.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Функциональная грамотность» в 8 классе отводится 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль).. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства..
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта,
освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Недостающая или избыточная
информация. Пути восполнения недостающей информации.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2. Сформированность ответственного отношения к учению.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
3

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
4

деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения).
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 критически оценивать содержание и форму текста.
5

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе.
11.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
12.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
6

дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов;
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

№

Тема занятия
Устное
собеседование как
форма сдачи ГИА в 9
классе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание
Виды деятельности

Коммуникативные
задачи устного
собеседования;
структура экзамена
Тема 1. Чтение текста вслух
1

Электронные
образователь
ные ресурсы

Лекция

7

2

Критерии
оценивания чтения
текста вслух

Интонация: Интонация Рассказ учителя, работа с
презентацией
соответствует
пунктуационному
оформлению текста (1);
Интонация не
соответствует
пунктуационному
оформлению текста (о).
Темп чтения: Темп
чтения соответствует
коммуникативной
задаче (1); Темп чтения
не соответствует
коммуникативной
задаче (0)
Максимум: 2 балла

3

Особенности задания 1. Тексты научноРассказ учителя, анализ текста,
1 устного
работа с презентацией
популярного стиля о
собеседования
выдающихся людях
России.
2. Текст
сопровождается
иллюстрациями
(портретом героя).
3. Объём текста 170180 слов.
4. Проверяется
понимание
прочитанного текста,
выразительность
чтения: темп,
интонация, соблюдение
орфоэпических,
грамматических норм,
отсутствие искажения
слов.
5. Текст содержит
сложную
грамматическую
единицу - имена
числительные, которые
необходимо правильно
произнести в нужном
падеже.
6. На подготовку - 2
минуты. Во время
подготовки ученик
имеет право делать
пометы, вести краткие

https://pptonline.org/694
941

8

записи (подчёркивать
трудные слова).
Понятие о темпе и
интонации чтения

4

Темп, интонация
чтения

5

Соблюдение
орфоэпических и
грамматических
норм при чтении

Границы
орфоэпических и
грамматических норм
русского языка при
чтении

6

Этапы подготовки к
чтению

7

Типичные ошибки
при чтении текста

8

Особенности текстов
научно-популярного
стиля

1. Подчеркнуть слова
со знаком ударения,
числительные,
фамилии, имена,
отчества, сложные и
незнакомые слова.
2. Правильно
употребить
числительные
1) медленный темп
чтения, монотонная
интонация;
2) неправильное
прочтение окончания
зависимого слова;
3) искажение слов;
4) замена слов по
смыслу;
5) неправильная
постановка ударения;
6) неправильная
грамматическая форма
числительного в
косвенном падеже;
7) замена целых слов
по оптическому
сходству;
8) пропуски и
перестановки слов,
слогов, букв.
Черты научного стиля
речи:
1. Строгая логичность,
объективность текста,
смысловая точность;

Работа со словарем, анализ
текста, выразительное чтение
текстов
Работа с тренажером, тестовые
задания, анализ текста

https://pptonline.org/294
987
https://infourok
.ru/prezentaciy
a-po-temesoblyudenieorfoepicheskihnorm-v-rechisovremennihlyudey1664095.html

Составление кластера,
слушание, работа с таблицей

Стилистический эксперимент,
чтение текста, его анализ

https://uchitely
a.com/russkiyyazyk/126731prezentaciyagotovimsya-kustnomusobesedovaniy
u-porusskomuyazyku-9klass.html

Ответы на вопросы,
стилистический эксперимент,
анализ текста

9

Практикум.
Выразительное
чтение
10 Критерии
оценивания
пересказа текста с
включением
приведенного
высказывания
9

2. Стандартность,
краткость, ясность,
строгость
3. Научная статья,
научный доклад,
учебная литература,
диссертация.
4. Терминологическая
и профессиональная
лексика.
5. Отвлеченность и
обобщенность.
Языковые средства,
делающие научный
текст популярным:
▪ примеры для
иллюстрации
отдельных научных
положений;
▪ сравнение;
▪ вводные слова;
▪ употребление частиц;
▪ риторические
восклицания.
Знакомство и работа с текстами с формате устного
собеседования (выразительное чтение). Анализ текста
Лекция, работа с текстом
1. Сохранение при
пересказе микротем
текста:
- Все основные
микротемы исходного
текста сохранены (1);
- Упущена или
добавлена одна и более
микротем (0).
2. Соблюдение
фактологической
точности при
пересказе:
- Фактических ошибок,
связанных с
пониманием текста, нет
(1);
- Допущены
фактические ошибки
(0).
3. Работа с
высказыванием:
- Приведённое
высказывание
включено в текст во
10

11 Особенности
пересказа

12 Этапы подготовки к
пересказу

13 Речевые,
орфоэпические и

время пересказа
логично, уместно (1);
- Приведённое
высказывание
включено в текст во
время пересказа не
логично и/или не
уместно или
приведённое
высказывание не
включено в текст во
время пересказа (0).
4. Способы
цитирования:
- Ошибок нет (1);
- Допущены ошибки
при цитировании (0).
Максимум: 4 балла
Лекция, составление конспекта
1. При подготовке
подробного пересказа
необходимо
определить место
предложенного
высказывания, чтобы
получился цельный
текст.
2. Высказывание
должно быть введено
любым из способов
цитирования.
3. Во время пересказа
ученик имеет право
зачитать высказывание.
4. Время на подготовку
составляет 1 минуту
Составление кластера,
1. При подготовке к
слушание, работа с таблицей
чтению
сформулировать
основную мысль текста
2. Пронумеровать
количество абзацев
3. Выделить ключевые
слова, главную мысль
каждой микротемы
4. Пересказать текст,
логично и уместно
включив приведённое
высказывание.
Работа с тренажером, тестовые
задания, анализ текста

https://lusana.r
u/presentation/
44507

https://uchitely
a.com/russkiy11

грамматические
нормы при
пересказе

14 Практикум.
Исправление
речевых,
орфоэпических и
грамматических
ошибок при
пересказе
15 Работа с
высказыванием

Границы
орфоэпических и
грамматических норм
русского языка при
пересказе

yazyk/184846prezentaciyaustnyypereskaztrebovaniyapriemypodgotovkitipichnyeoshibki.html
Анализ текста

Творческий пересказ текстов
Особенности
научно-популярного стиля,
высказываний,
подбор высказываний к тексту
предложенных в
устном собеседовании
16 Практикум. Пересказ Знакомство и работа с текстами с формате устного
текста научнособеседования (пересказ). Анализ текста
популярного стиля
17 Практикум. Пересказ
с включением
приведенного
высказывания
Тема 3. Монолог
Рассказ учителя, конспект,
18 Критерии
1. Выполнение
оценивания
Работа с таблицей
коммуникативной
монолога
задачи:
- Экзаменуемый
справился с
коммуникативной
задачей.
Приведено не менее 10
фраз по теме
высказывания.
Даны ответы на все
вопросы. Фактические
ошибки отсутствуют
(1);
- Экзаменуемый
предпринял попытку
справиться с
коммуникативной
задачей, но не на все
вопросы были даны
ответы, и/или
допущены фактические
ошибки, и/или
12

19 Особенности
монолога

приведено менее 10
фраз по теме
высказывания (0).
2. Учёт условий
речевой ситуации:
- Учтены условия
речевой ситуации (1);
- Условия речевой
ситуации не учтены (0).
3. Речевое оформление
монологического
высказывания:
- Высказывание
характеризуется
смысловой
цельностью, речевой
связностью и
последовательностью
изложения : логические
ошибки отсутствуют,
последовательность
изложения не
нарушена (1);
- Высказывание
нелогично, изложение
непоследовательно.
Присутствуют
логические ошибки (0).
Максимум: 3 балла
Лекция, беседа, связный ответ
1. Три варианта
на поставленный вопрос
монолога
2. Высказывание
создаётся с опорой на
вербальную и
визуальную
информацию.
3. На подготовку
даётся одна минута, во
время которой они
могут продумать
содержание монолога,
сделать пометы или
записи на листе для
подготовки.
4. Объём высказывания
должен составлять не
менее 10 фраз.

https://obrazov
aka.ru/russkiyyazyk/monolog
icheskayarechraznovidnostkriterii.html

13

20 Монолог-описание

21 Практикум.
Монологическое
описание
фотографии
22 Монологповествование

23 Практикум.

5. Правильность речи
задания 3 и 4
оценивается совместно
Особенности монолога Работа с карточками:
составление монологического
– описания:
высказывания по картинкам и
1. Связь между
фотографиям
предложениями
обычно параллельная.
2. Каждое предложение
относительно
самостоятельно.
3. В описании
используются слова,
обозначающие
качества, свойства
предметов.
4. Глаголы чаще всего
в форме
несовершенного вида,
чаще прошедшего
времени, для большей
наглядности - в форме
настоящего времени.
5. В описании глаголы
обозначают не
последовательную
смену событий, а
одновременность
происходящего.
Знакомство и работа с текстами с формате устного
собеседования (монолог). Анализ текста
Особенности монолога Конспект, анализ статьи,
выделение основной
– повествования:
информации, составление
1. Коммуникативная
опорной схемы
задача информировать о
событии или действиях
героя
2. Основные вопросы к
тексту:
- Что произошло с
героем (со мной)?
- Где?
- Когда?
3. Характерна цепная
связь между
предложениями
Знакомство и работа с текстами с формате устного
14

Монологический
рассказ по заданной
теме
24 Монолограссуждение

25 Практикум.
Монологическое
рассуждение на
заданную тему
Тема 4. Диалог
26 Критерии
оценивания диалога

27 Особенности
диалога

собеседования (монолог). Анализ текста
Конспект, составление
Структура монолога –
монологического высказывания,
рассуждения:
работа с планом,
- тезис;
- аргументы;
- выводы.
Знакомство и работа с текстами с формате устного
собеседования (монолог). Анализ текста

1. Выполнение
коммуникативной
задачи:
- Учащийся справился
с коммуникативной
задачей. Даны ответы
на все вопросы в
диалоге (1);
- Ответы на вопросы не
даны
или
Даны односложные
ответы на вопросы (0).
2. Учёт условий
речевой ситуации:
- Учтены условия
речевой ситуации (1);
- Условия речевой
ситуации не учтены (0).
Максимум: 2 балла
1. По окончании
монолога ученику
задаётся 3 вопроса по
теме. Вопросы
подобраны так, что
помогают расширить
содержание
высказывания
2. В зависимости от
содержания
монологического
высказывания
учащегося экзаменатор
вправе менять их
последовательность,
уточнять и дополнять
информацию

Рассказ учителя, конспект,
Работа с таблицей

Сопоставление текстов, анализ
текста, работа в парах

15

28 Речевые,
орфоэпические и
грамматические
нормы при диалоге
29 Практикум.
Составление
вопросов к тексту
30 Практикум. Диалог с
опорой на текст
31 Проектная
деятельность.
Групповой проект
«Какие трудности
вызывает устное
собеседования?»
32 Защита проектов
33 Зачет в формате
устного
собеседования
34 Рефлексия

3. Цель экзаменаторасобеседника эмоционально
расположить
экзаменуемого к
беседе, стимулировать
его речевую
деятельность. Если
учащийся отказывается
отвечать на вопросы
(произносит фразы
типа: «Я не знаю», «У
меня нет никаких
интересов», «Мне
нечего рассказать»),
необходимо задать ряд
стимулирующих
высказывание
вопросов, попытаться
«разговорить» ученика.
То же речевое
поведение
экзаменаторасобеседника
рекомендовано и в
ситуации односложных
ответов учащихся.
Слушание, работа с тренажером
Границы
орфоэпических и
грамматических норм
русского языка при
пересказе
Знакомство и работа с текстами с формате устного
собеседования (диалог). Анализ текста

Выявление трудностей,
вызванных
подготовкой к устному
собеседованию

Проведение зачета по
КИМ, отвечающим
требованиям устного
собеседования

Создание проекта на заданную
тему

Защита проектов
Зачет
Анализ полученных
результатов, беседа

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Г.Т. Егораева. ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. Пособие по подготовке к устной части. Раздел
"Говорение". Экзамен, 2018 г.
2. И.П. Цыбулько. Методические рекомендации по

подготовке учащихся Методические

рекомендации для учителя по подготовке учащихся 9 классов к экзамену по русскому
языку.Устная часть.ФИПИ. Москва, 2022.
3. http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
6. Раздаточный материал

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».