Программа воспитания 23-24 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
имени Ландышевой А.Е.
РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБСУЖДЕНО
педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9
протокол №

УТВЕРЖДЕНО
приказом

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

с.Липовское, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ...........................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ........................................................ 6
1.2 Направления воспитания ..................................................................................7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания................................................. 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 21
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 21
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 22
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .................................................................. 36
3.1 Кадровое обеспечение ................................................................................... 36
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ..................................................... 37
3.3 Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями ..................................................................... 36
3.4 Анализ воспитательного процесса ............................................................... 38
Примерный календарный план воспитательной работы................................... 41

2

Пояснительная записка
В Муниципальном бюджетном

общеобразовательном учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №9» имени Ландышевой А.Е. (далее
МБОУ СОШ №9) обучается 116 обучающихся, численность педагогического
коллектива – 21 человек. Обучение ведется с 1 по 11 класс по трем уровням
образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее
общее образование.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 разработана с учётом
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации напериод
до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами

воспитания

для

организаций

дошкольного

и

среднего

профессионального образования.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 предназначена для
планирования

и

организации

системной

воспитательной

деятельности;

разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей); реализуется в

единстве урочной и

внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими
участниками
воспитания;

образовательных
предусматривает

отношений,
приобщение

социальными
обучающихся

институтами
к

российским
3

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое
просвещение, формирование российской культурной игражданской идентичности
обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, ихродители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания
обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент

содержания

воспитания

обучающихся

включает

духовно-

нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей
Российской

Федерации

высоконравственной

в

сфере

личности,

воспитания

разделяющей

детей

является

российские

развитие

традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.

5

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных икультурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающейсреде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных

отношений,

личностных

результатов

применения
освоения

полученных

знаний;

общеобразовательных

достижение
программ

в

соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися
общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы,
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
6

деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни вцелом.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического,

системно-деятельностного,

личностно-

ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:


гражданское воспитание — формирование российской гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой иполитической культуры;


патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,

Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение,

формирование

российского

национального

исторического

сознания, российской культурной идентичности;


духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;


эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на

основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
7

образцам отечественного и мирового искусства;


физическое воспитание, формирование культуры здорового образа

жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей
с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;


трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности;


экологическое воспитание — формирование экологической культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающейсреде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;


ценности научного познания — воспитание стремления к познанию

себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1)

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало

на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
8

2)

в развитии их позитивных отношений к этим общественным

ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3)

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта

поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике
(т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень

начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
-

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом

(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогаястаршим;
-

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»

как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
-

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,

свою страну;
-

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в

классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
-

проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать

спорные вопросы, не прибегая к силе;
-

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить

знания;
-

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
9

жизни;
-

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
-

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть

в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2.

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного

общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, вкотором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещанаему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
10

дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-

к культуре как духовному богатству общества и важному условию

ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего

настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как

равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с

11

особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя
как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом
возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый
возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3.

В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего

образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге

самостоятельной

взрослой

жизни.

Сделать

правильный

выбор

старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально
значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
-

опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом,

опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
-

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома

или на улице;
-

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения

научных исследований, опыт проектной деятельности;
-

опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия

человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других

12

людей;
-

опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых

людях, волонтерский опыт;
-

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого

самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанныхс
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
реализовывать

1)

воспитательные

возможности

общешкольных

ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3)

вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные

объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
4)

использовать в воспитании детей возможности школьного урока,

поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5)

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на

уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6)

поддерживать деятельность функционирующих на базе школы

детских общественных объединений и организаций;
7)

организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и

реализовывать их воспитательный потенциал;
13

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)

организовать

работу

школьных

медиа,

реализовывать

их

воспитательный потенциал;
10)

развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовыватьее

воспитательные возможности;
11)

организовать работу с семьями школьников, их родителями или

законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования
Гражданское воспитание
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека вобществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление оРодине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родногокрая, своей
Родины — России, Российского государства.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,семейные ценности
с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий
ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разныхнародов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
14

языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественнойкультуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасногоповедения в
быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовойдеятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,приносящих
вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общегообразования
Гражданское воспитание
15

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий
готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законныхинтересов
других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своегокрая, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственныхценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,рождения и воспитания
детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влиянияна поведение людей.
16

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении
здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,безопасного поведения, в том числе
в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различногорода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач
в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной,цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
17

естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектомтысячелетней
российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в
настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно- патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей,
отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и
мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый
интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной
культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурномунаследию
своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих
в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,поддерживающий
их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание

18

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре
народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Уклад общеобразовательной организации
Процесс воспитания в МБОУ СОШ №9 основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия
его эффективности.
2.1

19

Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющийкритически оценивать это
влияние.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в
доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться всовременном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональнойдеятельности в
российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи,
общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в томчисле на глобальном
уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий
знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в
быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметныхобластях с учётом
своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достиженияхнауки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии
России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
20

собственного быта.

Физическое воспитание,
благополучия

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплениисвоего здоровья и здоровья
других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их вреда дляфизического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности
адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
условиям (социальным, информационным, природным).

Основными традициями воспитания в МБОУ СОШ №9 являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
- важной чертой каждого общешкольного дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя
до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
21

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые общешкольные дела – это главные традиционные общешкольные
дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в образовательной организации используются следующиеформы
работы.
На внешкольном уровне:
Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической,
трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
социально-благотворительная инициатива (акции): «Весенняя неделя
добра», «Безопасная дорога», «Праздник для ветерана образования», «Покорми
птиц зимой». Обучающиеся школы, родительское сообщество и педагоги
собирают подарки, готовят поздравления, пишут открытки. Ход мероприятия и
его итоги освещаются на школьном сайте.
патриотическая акция «Удели внимание ветерану войны»,
«Бессмертный полк». За всеми классами закреплены труженики тыла, дети войны,
которых они поздравляют перед Днем Победы.
Открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
22

совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, села, страны:
общешкольные родительские и ученические собрания, которые
проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
встречи учащихся, родителей с представителями ПДН, ГИБДД в
рамках профилактических мероприятий (профилактика правонарушений,
употребления ПАВ, наркотиков, нарушений ПДД и т.д.).
Организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,
праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих:
- Торжественная линейка «Первый звонок»;
- День учителя;
- Новогодние мероприятия: сказочное представление и конкурсная
программа для 1-6-х классов, новогодняя сказка и дискотека для 7-9-х
классов;
- Митинг, посвященный Дню Победы;
- Торжественная линейка «Последний звонок»;
- Торжественное вручение аттестатов выпускникам.
На школьном уровне:
Еженедельная торжественная Церемония поднятия (спуска) флага
Российской Федерации.
Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которыхучаствуют
все классы школы:
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют
учебный процесс, проводят уроки, педсовет, следят за порядком в школе и
т.п.);
- Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания;
- Праздники, концерты, конкурсные программы, 8 Марта, День защитника
Отечества, День Победы, «Первый звонок», «Последнийзвонок» «Праздник
осени» и др.;
- Предметные недели.
- Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
23

-

идентичностьдетей:
«Посвящение в первоклассники»;
«Прощание с букварем»;
«Прощай начальная школа»;
Выборы председателя Совета обучающихся;
«Последний звонок».

- Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию
чувства доверия и уважения друг к другу:
- общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
- награждение на выпускников на торжественной линейке Последнего
звонка и торжественного вручения аттестатов;
- итоговые родительские собрания.
На уровне классов:
 выбор
и делегирование представителей классов в Совет
обучающихся, общешкольный родительский комитет;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне школы.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
24

ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник - классный
руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями- предметниками в
данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
- организация и проведение Разговоров о важном;
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной, творческой, профориентационной
направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и
тем самым
дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обучающегося,
поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе,
предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения;
-  сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочениеи
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного
участия в жизникласса;
- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны
25

следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
 Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в
мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником
беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
обучающихся, учителями- предметниками, а также (при необходимости) – со
школьным психологом;
 поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими
работниками, выбор профессии, организации высшего образования и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую
они совместно стараются решить;
 коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями- предметниками и
обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных
делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
обучающихся.
Работа
с
родителями
обучающихся
или
их
законными
представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
26

 помощь родителям обучающихся или их законным представителямв
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их обучающихся;
 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительногообразования»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Курсы
внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Геометрия
вокруг нас», «Проектная деятельность», «Функциональная грамотность», и т.д.,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
27

общества, формирующие ихгуманистическое мировоззрение и научную картину
мира.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности «Подвижные игры», «Легкая атлетика», направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами школы воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
28

неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит
их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не
всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством
введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
через деятельность Совета обучающихся, объединяющего активистов
классов для облегчения распространения значимой для школьников информации
и получения обратной связи от классных коллективов;
через работу постоянно действующего школьного актива (Совета
старшеклассников), инициирующего и организующего проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов, акций, школьных ключевых дел).
В составе Совета обучающихся формируются:
- Учебный комитет.
- Информационный центр.
- Досуговый центр.
- Спортивный комитет.
- Трудовой комитет.
- Вожатский комитет.
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным психологом школьной службы медиации по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
29

 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров-старост, представляющих интересы класса вобщешкольных делах
и призванных координировать его работу с работой Совета обучающихся и
классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов
и форм деятельности:
 экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах классными
руководителями и родителями школьников: в музей, в театр, цирк, на
предприятие, на выставку, на природу;
профориентационные экскурсии учащихся;
общешкольный туристический слет (День здоровья), включающий в себя,
например: командные соревнования, конкурс туристской кухни, конкурс
туристской песни, комбинированную эстафету.
Модуль «Волонтерство»
Волонтерство- это участие школьников в общественно полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное
волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций,
которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровнерайона, города,
страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность
30

школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения
в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как
внимание, забота, уважение. Позволяет развивать коммуникативную культуру,
умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию,
умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:
- участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий районного и городского уровня от лица школы (встречающими
лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения
мероприятия, ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
участие школьников в организации культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий , проводимых на базе школы (в том числе
районного, городского характера);
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, ветеранам
Великой Отечественной войны и труженикам тыла, проживающим в микрорайоне
расположения образовательной организации;
- привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной
сферы в проведении культурно просветительских и развлекательных
мероприятий для учащихся и проживающих людей в этих учреждениях;
- участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к
сбору помощи для нуждающихся.
На уровне школы:
- участие школьников в организации праздников, спортивных соревнований(в
т.ч. традиционных),торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
- участие старших школьников в работе с младшими ребятами: проведение
для них праздников, утренников, тематических вечеров:
- Веселые переменки
- Новогодние чудеса
- Масленица совместная работа волонтеров старшеклассников с ЦТР;
- участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работапо
благоустройству школьной и пришкольной территории);
- Проводят акции направленные на пропаганду здорового образа жизни и
гражданско-патриотической направленности.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
31

ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение ситуаций, в которых
необходимо принять решение, занять определенную позицию, расширяющие
знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, находящиеся на территории Режевского городского
округа и Свердловской области, дающие школьникамначальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
посещение профориентационных выставок, Ярмарки профессий, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
организация на базе школы лагеря труда и отдыха для обучающихся 8-10 классов,
трудовая деятельность которых осуществляется в соответствии с договором с
Управлением культуры, физической культуры, спорта и молодежной политики
Администрации Режевского городского округа;
совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, участие в мастер классах, просмотр открытых
онлайн-уроков.
индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации):
32

– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет учащихся и консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через школьные СМИ:
школьный сайт, школьная группа в ВК, Инстаграм, YouTube) наиболее
интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных дел,
кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров,
дискотек;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы исоответствующую группу
в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной
организации в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
учителями и родителями открыто обсуждаются значимые для школы вопросы;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферупсихологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее
влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебныезанятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в школе (проведенных общешкольных
мероприятиях, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми
33

и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить свободное пространство школы на зоныактивного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийное оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и
в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковыхсобытий;
акцентирование
внимания
школьников
посредством
элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Совет школы, общешкольный родительский комитет, педагогический
совет, участвующие в управлении школой и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
 встречи родителей с приглашенными специалистами: социальными
работниками Территориального центра помощи семьям и детям, врачами,
инспекторами ПДН, ГИБДД, представителями прокуратуры по вопросам
профилактики;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
34

 педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
 информирование и взаимодействие с родителями посредством
электронного журнала, школьного сайта, в группах WhatsApp.
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
МБОУ СОШ №9 укомплектована кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определённых Рабочей программой
воспитания. Для каждого работника разработана должная инструкция,
содержащая конкретный перечень должностных обязанностей работника, с
учётом особенностей организации труда, отдыха и управления.
Общее количество педагогических работников – 21:
Из них административный персонал: 4 человека.Педагогический персонал:
- учителя-предметники, из них 10 классных руководителей,
- 1 педагог-психолог,
- 1 социальный педагог,
- 1 педагог-организатор,
- 4 педагога дополнительного образования,
- 1 учитель-логопед,
- 1 тьютор.
Программу Воспитательной работы реализуют все педагоги МБОУ СОШ
№9 в соответствии с направлениями модулей: классные руководители, педагогорганизатор, советник по воспитанию, педагог-психолог, учителя предметники,
педагоги дополнительного образования. Так же данной программой
предусмотрен модуль «Работа с родителями», что подразумеваетинформационно35

просветительскую работу с родителями и их личное участие в мероприятиях
школы, класса.
Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных правовых документов МБОУ СОШ №9, в которые
вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:
- Образовательная программа МБОУ СОШ №9,
- Программа развития МБОУ СОШ №9,
- Учебный план дополнительного образования,
- Должностные инструкции педагогов.
Подробное описание приведено на сайте школы https://9rezh.uralschool.ru/
Раздел «Образование» https://9rezh.uralschool.ru/sveden/education
Раздел «Документы» https://9rezh.uralschool.ru/sveden/document
3.2

3.3
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая
такие социокультурные
ценности, как
забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми
участникамиобразовательных отношений школы.
На уровне воспитывающих сред: психолого-педагогическаясреда
строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная
воспитывающая среда школы, класса обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми,
педагогами, родителями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном
образовании
развиваются
на
принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
36

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных классах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и
событиях класса, формирует личностный опыт, развивает самооценку и
уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализацииПрограммы воспитания является:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов школьного образования
(НОО, СОО, ООО), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
формирование и поддержка инициативы обучающихся с ОВЗ в
различных видах деятельности;
5)
активное привлечение ближайшего социального окружения к
воспитанию ребенка.
Задачи воспитания детей с ОВЗ:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к обучающимся с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6)
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
обучающихся с ОВЗ;
37

7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.4 Анализ воспитательного процесса
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Результаты деятельности школы не сводятся только к показателям
обученности, т.е. традиционным знаниям, умениям, навыкам детей. Показателями
успешной деятельности школы, в целом, сводятся к следующим пунктам:
1.
уровень обученности детей (от допустимого до продвинутого по
каждому предмету);
2.
уровень развития детей:
 психического (работа с детьми, часто пропускающими учебные занятия, с
детьми «группы риска», детьми с ОВЗ);
 физического (проведение уроков физкультуры, спортивных секций,
спортивных соревнований, физминуток, соблюдение здоровьесберегающих
технологий);
 интеллектуального (создание условий для работы с одаренными детьми,
участие в интеллектуальных мероприятиях);

уровень духовно-нравственной воспитанности детей.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – так их как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
38

школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Анализ проводится с использованием анкет, опросников, мониторингов.
Основными
направлениями
анализа
организуемого
в
школе
воспитательного процесса являются следующие:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, руководителем методических объединений
классных руководителей, активом детско-молодежного объединения.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых являются беседы со школьникамии их
родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством
реализации личностно развивающего потенциала
школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
39

качеством профориентационной работы школы;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

40

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарный план воспитательной работы на
2023-2024 учебный год

41

42

43

44

45

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».