Положение о системе наставничества в МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А.Е.

Приложение 2
к приказу МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е.
от 17.03.2023 года № 56-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления
Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности
наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение,
основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах
для получения ожидаемых результатов.
2.4.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы
наставничества.
2.7.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в школе.
2.8.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней,
чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует
обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.).
3.

Цели и задачи наставничества

3.1.
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в
современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной
системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов

МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е
3.2.
Основными задачами школьного наставничества являются:
•
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
•
разработка и реализация программ наставничества;
•
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
•
инфраструктурное и материально -техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
•
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
•
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в
школе;
•
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
•
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного
образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1.
Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
4.2.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
школы по учебно - воспитательной работе.
4.3.
Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
4.4.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.5.
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором,
педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о
потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
4.6.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
•
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
•
с ограниченными возможностями здоровья;
•
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
•
имеющие проблемы с поведением;
•
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7.
Наставляемыми могут быть педагоги:
•
молодые специалисты;
•
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
•
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
•
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями
и т.д.
4.8. Наставниками могут быть:
•
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
•
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и
создании продуктивной педагогической атмосферы;
•
родители обучающихся - активные участники родительских советов;
•
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
•
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
•
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность
передать свой опыт;
•
ветераны педагогического труда.
4.9.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в
целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей
(законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей)
несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами

наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на
безвозмездной основе.
5.
Формирование наставнических пар
5.1.
Основная задача этапа - сформировать пары "наставник - наставляемый" либо группы из
наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям.
5.2.
Основные критерии:
 профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
 у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.
5.3. В целях формирования оптимальных наставнических пар либо групп необходимо:
 провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в
любом удобном для участников формате (например, каждый наставник 5 - 10 минут общается
с каждым наставляемым, далее следует серия выступлений наставников с последующим
общением с наставляемыми).
 получить обратную связь от участников общей встречи - как от наставников, так и
наставляемых. Обратная связь собирается в формате анкет со следующими вопросами.
С кем из наставников вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
Кто может помочь вам достичь желаемых целей?
С кем из наставляемых вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
Кому вы сможете помочь в рамках выбранных наставляемым целей, если они были озвучены?
5.4. Закрепить результат, проанализировав обратную связь на предмет максимальных совпадений. Если
какой-то наставляемый остался без наставника по результатам анализа, куратору необходимо будет
провести дополнительную встречу с наставляемым для выяснения подробностей и причин подобного
несовпадения. Куратор по согласованию с наставником может предложить обоим участникам провести
дополнительную встречу (серию встреч) для определения объективных возможностей создать пару.
5.5. Сообщить всем участникам итоги встречи (независимо от ее формата) и зафиксировать
сложившиеся пары или группы в специальной базе куратора. Предоставить участникам программы
наставничества контакты куратора и их наставника для последующей организации работы.
Результатом этого этапа станут сформированные наставнические пары или группы, готовые
продолжить работу в рамках программы.

6.
Реализация целевой модели наставничества.
6.1.
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества:
«Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».
6.2.
Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик», «Учитель - учитель»,
«Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете.
6.3.
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
•
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
6.4.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
6.5.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи - планировании.
7. Завершение программы наставничества
7.1. Основные задачи этапа:
 подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате
личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для

популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.
7.2. Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода
наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых
позиций.
7.3. В программе наставничества предусмотрены два основных варианта завершения наставнического
взаимодействия:
1) запланированное (завершение программы, окончание академического года, достижение целей
наставничества и т.д.);
2) незапланированное (смена места проживания, болезнь участника, невозможность уделять
наставляемому достаточно времени, межличностные конфликты и т.п.).
7.4. Процедура завершения взаимодействия наставника с наставляемым требует обязательного
сопровождения куратором программы. Куратор организует заблаговременное предупреждение
наставляемого о завершении взаимодействия.
7.5. В случае незапланированного завершения взаимоотношений из-за личных конфликтов особенно
важно соблюдать процедуру. Независимо от причины незапланированного завершения куратор
программы должен провести беседу с наставником, включающую:
 обсуждение чувств наставника относительно завершения взаимодействия с наставляемым;
 обсуждение причин завершения;
 обсуждение положительного опыта участия в программе наставничества;
 обсуждение процедуры заблаговременного уведомления наставляемого и его родителей об
ожидаемом завершении взаимоотношений, чтобы было достаточно времени на подготовку;
 обзор правил взаимодействия наставника и наставляемого после завершения отношений;
 планирование последнего взаимодействия (последней встречи) наставника и наставляемого
(при необходимости);
 обсуждение ситуаций, при которых наставляемый может обратиться к наставнику после
завершения взаимодействия.
7.6. Аналогичную беседу куратор должен провести с наставляемым, обеспечить возможность
наставнику и наставляемому попрощаться друг с другом в здоровом, уважительном и утверждающем
ключе.
7.7. Если наставляемому планируется назначить нового наставника, то нужно обсудить это с
наставляемым. Необходимо помочь ему понять возможные ошибки во взаимоотношениях с
предыдущим наставником и обсудить способы, позволяющие избежать их в будущем. Если
наставнические отношения прекращаются не из-за личного конфликта (например, изменился режим
работы наставника), необходимо донести это до наставляемого, рассказать о реальных причинах и
помочь пережить чувства, связанные с прекращением отношений в рамках программы наставничества.
8.8. Затем следует организовать встречу наставляемого с его новым наставником. Если наставляемый
имел значительные проблемы с предыдущими наставниками, целесообразно будет установить в новых
взаимоотношениях испытательный срок, в течение которого куратор обязательно присутствует на
встречах и собирает обратную связь от обоих участников.

8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
8.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах (Приложение № 1).
8.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
•
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
•
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников,
динамика образовательных результатов.
8.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит
на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
8.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.

8.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

9. Обязанности наставника:
•
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
Устава МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е, определяющих права и обязанности.

•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.
•
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого
диалога.
•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу и будущее.
•
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски
и противоречия.
•
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у
наставляемого своего индивидуального видения.
•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его
поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию
общекультурного и профессионального кругозора
•
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с
предложениями и выводами.
10. Права наставника:
•
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством.
•
Защищать профессиональную честь и достоинство.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по
ним объяснения.
•
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
•
Получать психологическое сопровождение.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
11. Обязанности наставляемого:
•
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
Устава МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е, определяющих права и обязанности.
•
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
12. Права наставляемого:
•
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством.
•
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
•
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
•
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
13. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
•
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
•
Выдвижение лучших наставников
на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
•
Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
•
Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
•
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
•
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,

касающихся развития школы.
14. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
•
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е;
•
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
•
Целевая модель наставничества в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е;
•
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е
•
Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп»

Приложение № 1.
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).
Форма "учитель - учитель"
Форма наставничества "учитель - учитель" предполагает взаимодействие молодого педагога
(при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным
и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? __________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность
программы наставничества
1
2
3
4
5
6
7
8
4. Ожидаемый уровень комфорта
при участии в программе
1
2
3
4
5
6
7
8
наставничества
5. Ожидаемое качество
организационных мероприятий
(знакомство с коллективом,
1
2
3
4
5
6
7
8
рабочим местом, должностными
обязанностями и
квалификационными
требованиями)
6. Ожидаемая полезность
программы профессиональной и
1
2
3
4
5
6
7
8
должностной адаптации
7. Ожидаемая польза
организованных для Вас
мероприятий по развитию
1
2
3
4
5
6
7
8
конкретных профессиональных
навыков (посещение и ведение
открытых уроков, семинары,
вебинары, участие в конкурсах)
8. Ожидаемое качество передачи
Вам необходимых теоретических
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

9

10

9

10

9

10

9

10

9

10

знаний
9. Ожидаемое качество передачи
Вам необходимых практических
навыков
10. Ожидаемое качество
программы профессиональной
адаптации
11. Насколько Вам важно
ощущение поддержки наставника?
12. Насколько Вам важно, чтобы
Вы остались довольны совместной
работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?______________________________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?_________________________________________
15. Как часто Вы ожидаете проведение
мероприятий по развитию конкретных
профессиональных навыков (посещение и Очень
Часто
Редко
1-2
Никогд
ведение открытых уроков, семинары,
часто
раза
а
вебинары, участие в конкурсах)?
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? __________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Ожидаемая эффективность программы
1
2
3
4
5
6
7
наставничества
4. Ожидаемый комфорт от работы в
программе наставничества?
1
2
3
4
5
6
7
5. Насколько эффективно Вы сможете
организовать мероприятия (знакомство с
коллективом, рабочим местом,
1
2
3
4
5
6
7
должностными обязанностями и
квалификационными требованиями)
6. Ожидаемая эффективность программы
профессиональной и должностной адаптации
1
2
3
4
5
6
7
7. Как Вы думаете, насколько хорошо с
Вашей помощью наставляемый овладеет
необходимыми теоретическими знаниями?
1
2
3
4
5
6
7
8. Как Вы думаете, насколько хорошо с
Вашей помощью наставляемый овладеет
необходимыми практическими навыками?
1
2
3
4
5
6
7
9. Ожидаемое качество разработанной Вами
программы профессиональной адаптации
1
2
3
4
5
6
7
10. Ожидаемая включенность наставляемого
1
2
3
4
5
6
7
в процесс
11. Ожидаемый уровень удовлетворения
1
2
3
4
5
6
7
совместной работой
12. Что Вы ожидаете от программы и своей
роли?_______________________________________

8

9

10

8

9

10

8

9

10

8

9

10

8

9

10

8

9

10

8
8

9
9

10
10

8

9

10

13. Что особенно ценно для Вас в
программе?____________________________________________
14. Как часто Вы собираетесь проводить
мероприятия по развитию конкретных
Очень Часто
профессиональных навыков (посещение и
часто
ведение открытых уроков, семинары,
вебинары, участие в конкурсах)

Редко

Никогд
а

1-2
раза

15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Второй этап опроса для мониторинга
программы (по завершении работы).
Форма "учитель - учитель"
Форма наставничества "учитель - учитель" предполагает взаимодействие молодого педагога
(при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным
и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому
разностороннюю поддержку.
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Эффективность
программы
наставничества
1
2
3
4
5
6
7
8
4. Насколько
комфортно было
работать в
1
2
3
4
5
6
7
8
программе
наставничества?
5. Качество
организационных
мероприятий
1
2
3
4
5
6
7
8
(знакомство с
коллективом,
рабочим местом,
должностными
обязанностями и
квалификационными
требованиями)
6. Полезность
программы
профессиональной и
1
2
3
4
5
6
7
8
должностной

9

10

9

10

9

10

9

10

адаптации
7. Организованные
для Вас
мероприятия по
развитию
конкретных
профессиональных
навыков (посещение
и ведение открытых
уроков, семинары,
вебинары, участие в
конкурсах)
8. Качество
передачи Вам
необходимых
теоретических
знаний
9. Качество
передачи Вам
необходимых
практических
навыков
10. Качество
программы
профессиональной
адаптации
11. Ощущение
поддержки
наставника
12. Насколько Вы
довольны вашей
совместной
работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли? _____________________________________
14.
Насколько
оправдались
Ваши
ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в
программе?______________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
________________________________________________________________
17. Как часто
проводились
мероприятия по
развитию
конкретных

Очень часто

Часто

Редко

1 - 2 раза

Никогда

профессиональных
навыков
(посещение и
ведение открытых
уроков, семинары,
вебинары, участие
в конкурсах)?
18. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
19. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
20. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в
течение следующих 5 лет? [да/нет]
21. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни
образовательной организации? [да/нет]
22. После общения с наставником почувствовали ли Вы прилив уверенности в собственных
силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала? [да/нет]
23. Заметили ли Вы рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных Вам классах?
[да/нет]
24. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским
сообществами благодаря программе наставничества? [да/нет]
25. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные
работы: статьи, исследования? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
3. Эффективность
программы
наставничества
1
2
3
4
5
6
7
8
4. Насколько
комфортно было
работать в
1
2
3
4
5
6
7
8
программе
наставничества?
5. Насколько
эффективно удалось
организовать
1
2
3
4
5
6
7
8
мероприятия
(знакомство с
коллективом,
рабочим местом,

9

10

9

10

9

10

должностными
обязанностями и
квалификационными
требованиями)?
6. Эффективность
программы
профессиональной и
должностной
адаптации
7. Насколько
наставляемый
овладел
необходимыми
теоретическими
знаниями?
8. Насколько
наставляемый
овладел
необходимыми
практическими
навыками?
9. Качество
программы
профессиональной
адаптации
10. Включенность
наставляемого в
процесс
11. Насколько Вы
довольны вашей
совместной
работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Что Вы ожидали от программы и своей роли?___________________________________
13.
Насколько
оправдались
Ваши
ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14. Что особенно ценно для Вас было в программе? ___________________________________
15. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить? __________________
16. Как часто
проводились
мероприятия по
Очень часто
развитию
конкретных
профессиональных
навыков
(посещение и

Часто

Редко

1 - 2 раза

Никогда

ведение открытых
уроков, семинары,
вебинары, участие
в конкурсах)?
17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
19. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в
течение следующих 5 лет? [да/нет]
20. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни
образовательной организации? [да/нет]
21. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским
сообществами благодаря программе наставничества? [да/нет]
22. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные
работы: статьи, исследования? [да/нет]
Опросники для SWOT-анализа реализуемой
программы наставничества
Форма наставничества "учитель - учитель"
Факторы SWOT
Внутренние
Внешние

Позитивные
Сильные стороны
Возможности

Личностная оценка наставляемых
Всего участников Из них:
Довольны совместной работой
Характеристика
Понравилось участвовать в программе
Хотел бы продолжить работу в программе
наставничества
Видит свое профессиональное развитие в данной
образовательной организации в течение следующих 5 лет
Появилось желание более активно участвовать в
культурной жизни образовательной организации
После общения с наставником почувствовал прилив
уверенности в собственных силах для развития личного,
творческого и педагогического потенциала
Заметил рост успеваемости и улучшение поведения в
подшефных классах
Заметил сокращение числа конфликтов с педагогическим
и родительским сообществами благодаря программе
наставничества

Негативные
Слабые стороны
Угрозы

Довольны результатом
Количество участников,
отметивших ее для себя

Появилось желание и/или силы реализовывать
собственные профессиональные работы: статьи,
исследования
Видит свое профессиональное развитие в данной
образовательной организации в течение следующих 5 лет
Появилось желание более активно участвовать в
культурной жизни образовательной организации
После общения с наставником почувствовал прилив
уверенности в собственных силах для развития личного,
творческого и педагогического потенциала
Дополнительные тестирования для оценки личностных
результатов участников программы наставничества
Для каждого из участников наставнической программы сообразно проведение конкретных
форматов тестирования.
Педагоги
Первый этап (до начала работы)
Возраст (социально-демографические
данные)
Как долго работаете в этой школе?
(социально-демографические данные)
Предмет, который Вы преподаете
(социально-демографические данные)
Профессиональное выгорание
Ролевая модель
Метанавыки (soft skills)

Второй этап (по окончании работы)
Возраст (социально-демографические
данные)
Нет
Нет
Профессиональное выгорание
Нет
Метанавыки (soft skills)

Опросник "Профессиональное выгорание"
Методика, основанная на опроснике национального исследовательского университета
"Высшая школа экономики" (русскоязычная версия Н. Водопьянова, Е. Старченкова)
Инструкция. Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, какие
переживания возникают у специалистов педагогической профессии. Вам предлагается 22
утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте
внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей
работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 "ежедневно".
Таблица 5. Опросник "Профессиональное выгорание"
N
Вопрос
1.
Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой)
2.
К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон
3.
Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на)
идти на работу
4.
Я хорошо понимаю каждого моего ученика (студента) и
нахожу к каждому свой подход
5.
Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних

Шкала
0123456
0123456
0123456
0123456
0123456

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.

эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума
Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом
настроении и эмоционально воодушевленно
Я умею находить правильное решение в конфликтных
ситуациях с моими учениками
Я чувствую угнетенность и апатию
Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих
учеников и коллег
В последнее время я стал(а) более отстраненным(ной) и
жестким(ой) по отношению к тем, с кем работаю
Как правило, ученики, их родители и администрация школы
слишком много требуют от меня или манипулируют мной. Они
преследуют только свои интересы
У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю
в их осуществление
Я испытываю эмоциональный спад на работе
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что
радовало меня раньше
Я не могу быть участливым(ой) ко всем ученикам (студентам),
особенно к недисциплинированным и не желающим учиться
Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и
сотрудничества при общении с моими учениками (студентами)
и коллегами
Я легко общаюсь с учениками (студентами) и их родителями
независимо от их социального положения и поведения
Я многое успеваю сделать на работе и дома
Я чувствую себя на пределе возможностей
Я многого смогу еще достичь в своей жизни
Бывает, что коллеги, ученики (студенты) и их родители
перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей

0123456
0123456
0123456
0123456
0123456
0123456

0123456
0123456
0123456
0123456
0123456
0123456

0123456
0123456
0123456
0123456
0123456

Стимуляция: 22 утверждения (таблица 5).
Процедура. Стимулы предъявляются последовательно, друг за другом, в заданном порядке.
Участнику необходимо выбрать один из 7 вариантов ответа: "Никогда", "Очень редко",
"Редко", "Иногда", "Часто", "Очень часто", "Ежедневно".
Подсчет результатов
Субшкала
Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Профессиональная
успешность (редукция
персональных достижений)

Номер утверждения
1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20
5, 10, 11, 15, 22
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

Максимальная сумма баллов
54
30
48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».