1 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности для 5 – 9-х классов МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. в рамках реализации обновленных ФГОС ООО на 2024-2025 учебный год План внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования разработан в соответствии с требованиями: ➢ Федерального закона от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ➢ Закона Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; ➢ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; ➢ Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; ➢ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; ➢ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ➢ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; ➢ Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; ➢ Письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; ➢ Устава МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е.; 2 ➢ Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. В соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования: • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с семьями обучающихся; • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; • продолжить формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; • продолжить развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширить рамки общения с социумом. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: 3 • 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; • 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности), целью которых является развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); • 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: • занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном ровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения), целью которых является интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; • занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.), целью которых является удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; • занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии), целью которых является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Принципы организации внеурочной деятельности: • интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); • сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); 4 • доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); • неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, интегрированных курсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, посещения ярмарок профессий, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Внеурочная деятельность в 5-9-х классах реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, игровой площадкой, музыкальной техникой, библиотекой, медиатекой, кабинетом технологии, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками, центром детских инициатив. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; 5 • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы учащихся, их родителей (законных представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям. План внеурочной деятельности 5-9-х классов МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. 2024 – 2025 учебный год (недельный) Направления внеурочной Название рабочей Форма Количество часов деятельности программы организации Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 5 6 7 8 9 1.Информационно «Разговоры о Классный час 1 1 1 1 1 просветительские занятия важном» патриотической, нравственной и экологической направленности 2.Занятия по формированию Метапредметный 1 1 1 1 1 Финансовая функциональной грамотности кружок грамотность обучающихся 3. Занятия, направленные на «ПроеКТОриЯ», Классный час; 1 удовлетворение экскурсии профориентационных интересов и «Билет в будущее» 1 1 1 1 потребностей обучающихся Вариативная часть «Мир информатики» «Художественное выпиливание и выжигание» 1. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 2. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. 1 «Занимательная химия» 5 1 4 2 1 1 1 1 1 Курсы с практической составляющей 1 1 «ЗОЖ. Путь к успеху» 1 1 «Химическая лаборатория» Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей «ЮИД» 5 Кружок «Зеленая лаборатория» «Экология живых организмов» 1 Все го 1 1 1 1 1 6 обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических «ДЮП» сообществ, детских общественных объединений, органов Основы ученического самоуправления, на волонтерства организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Детские объединения 1 1 1 1 7