Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства просвещения и ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений. Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели. В МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. 2 Объем максимально допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–9-х классах – семи уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: – в 5-х классах – 29 часов в неделю; – 6-х классах – 30 часов в неделю; – 7-х классах – 32 часа в неделю; – 8–9-х классах – 33 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов. Учебный план разработан на основе федерального учебного плана Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 (с изменениями и дополнениями). Обучение в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы. Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет. В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–8-х классах. В 9-м классе дополнительно к этому включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов. Для реализации данного модуля используется 0,5 часа из части формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательных отношений, имеют соотношение 70% на 30% и обеспечивается за счет внеурочной деятельности и предметов «Химия (пропедевтика)» (7 класс); «Химия в задачах и упражнениях» (8 класс); «Биология» (расширенный курс в 7 классе) в рамках предметной области «Естественно-научные предметы»; «Практикум по русскому языку» в 9 классе; курс «Функциональная грамотность» обеспечивает развитие у обучающихся функциональной грамотности, которая определяется как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной 3 среде. На часть, формируемую участниками образовательных отношений, в учебном плане отводится: 1 час в 6 классе; по 2 часа в 5, 7-8 классах; 0,5 часа в 9 классе. Таким образом, в 5-9 классах часть, формируемая участниками образовательных отношений, распределена в полном объеме. Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности: – «Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах; - «Билет в будущее» - отводится по одному часу в 6-9 классах; - «ПроеКТОриЯ» - 1 час в 5 классе – «Мир информатики» – отводится по 1 часу в неделю в 6–7-х классах; – «Основы финансовой грамотности» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах; - «Зеленая лаборатория» - 1 час в 5 классе; - «Экология живых организмов» - 1 час в 6 классе; – «Занимательная химия» – 1 час в 7 классе; - «ЗОЖ. Путь к успеху»- 1 час в 8 классе; - «Химическая лаборатория» - 1 час в 9 классе. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет МБОУ СОШ № 9. Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ СОШ № 9. Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице. Предметы, курсы Русский язык Литература Английский язык Алгебра Классы Формы промежуточной аттестации 5–8-е ВПР 9-й Контрольная работа 5–6-е Задания на основе анализа текста, сочинение 7–9-е Контрольная работа, сочинение 5–9-е Контрольная работа 7–9-е Контрольная работа 4 Геометрия 7–9-е Контрольная работа Вероятность и статистика 7–9-е Тест Информатика 7–9-е Индивидуальный проект 5–8-е ВПР 9-й Индивидуальный проект 6–8-е ВПР 9-й Тест География 5–9-е Контрольная работа Физика 7–9-е Контрольная работа, лабораторная работа Химия 8–9-е Контрольная работа, лабораторная работа 5–8-е ВПР 9-й Контрольная работа ОДНКНР 5–6-й Тест ИЗО 5–7-е Практическая работа Музыка 5–8-е Тест Труд (технология) 5–8-е Разработка изделий Физическая культура 5–9-е Сдача нормативов ОБЗР 8–9-е Тест История Обществознание Биология Учебный план основного общего образования (пятидневная неделя) Предметные области Количество часов в неделю Учебные предметы V Всего VI VII VIII IX класс класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература 5 6 4 3 3 21 3 3 2 2 3 13 Иностранный (английский) язык 3 3 3 3 3 15 5 5 – – – 10 – – 3 3 3 9 Математика информатика и Математика Алгебра 5 Геометрия – – 2 2 2 6 и – – 1 1 1 3 Информатика – – 1 1 1 3 История 2 2 2 2 2,5 10,5 – 1 1 1 1 4 1 1 2 2 2 8 – – 2 2 3 7 – – – 2 2 4 1 1 1 2 2 7 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной 1 культуры народов России 1 – – – 2 1 1 1 – – 3 Искусство Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 – 4 Технология Труд (технология) 2 2 2 1 1 8 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 2 10 – – – 1 1 2 27 29 30 31 32,5 149,5 Вероятность статистика ОбщественноОбществознание научные предметы География Физика ЕстественноХимия научные предметы Биология Основы Основы безопасности и безопасности защиты Родины защиты Родины Итого и Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по 2 выбору: 1 2 2 0,5 7,5 Читательская грамотность: учимся для 1 жизни. – – – – 1 Функциональная грамотность 1 1 – - – 2 Биология – – 1 - - 1 Химия (пропедевтика) – – 1 - – 1 Грамматика – это интересно. - - - 1 - 1 Химия в задачах и упражнениях – - – 1 – 1 6 Практикум по русскому языку - - - - 0,5 0,5 Всего в неделю 29 30 32 33 33 157 Максимально допустимая недельная 29 нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 30 32 33 33 157 Учебные недели 34 34 34 34 170 1020 1088 1122 1122 5338 34 Всего учебных часов на учебный период 986 Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 1 1 1 1 5 Билет в будущее - 1 1 1 1 4 ПроеКТОриЯ 1 - - - - 1 Основы финансовой грамотности 1 1 1 1 1 5 Мир информатики – 1 1 - - 2 Зеленая лаборатория 1 - - - - 1 Экология живых организмов - 1 - - - 1 Занимательная химия - - 1 - - 1 ЗОЖ. Путь к успеху - - - 1 - 1 Химическая лаборатория - - - 1 1 курсов 4 5 4 4 22 Итого на реализацию внеурочной деятельности 7 5