I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО ОВЗ 1.1 Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного общего образования (далее - ООО) обучающихся с задержкой психического развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №9» имени Ландышевой А.Е. (далее - Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. АООП ООО ЗПР Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Приказом Министерства просвещения РФ № 244/803 от 12 апреля 2024 г «О внесение изменений в приказы Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2023 г № 953/2116, № 954/2117 и № 955/2118 АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы представляет собой комплекс взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей обеспечивающей духовнонравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся начального общего образования. Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Цель АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы: создание условий для освоения содержания образования, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи, реализуемые на уровне ООО: Создание условий для адаптации обучающихся при переходе с первого уровня обучения на второй уровень основной школы; Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах познавательно-образовательной деятельности; Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования, повышение мотивации обучения; Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным предметам; Освоение активных форм получения и использования информации; Организация профессиональной ориентации девятиклассников с ОВЗ; Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута. В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ЗПР программы положены следующие принципы: Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; Коррекционная направленность образовательной деятельности; Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося; Онтогенетический принцип; Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся; Принцип преемственности; Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области); Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; Принцип сотрудничества с семьей. АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР. К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР: Учащиеся с задержкой психического развития обучаются по общеобразовательным программам массовой школы. Учебный план обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач: гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении материала, дозированной при помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей. В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом не менее 1 часа в неделю. Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия по логопедии вне школы. В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя-предметники должны осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны учитываться рекомендации психолога, учителя-логопеда, дефектолога, классного руководителя об особенностях развития, организации познавательной деятельности школьника. Включать в уроки задания развивающей направленности. АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории: обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ЗПР; обучение по индивидуальным программам; организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы. АООП ООО для обучающихся с ЗПР содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений- 20% от общего объема Программы. Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений): с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Школе; с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы. Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет пять лет. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК). 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы. Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, соответствуют ООП ООО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, включаются программы курсов коррекционно-развивающей области. Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП ООО Школы. Структура планируемых результатов АООП ООО дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии: содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области, оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика), объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП ООО соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП ООО Школы. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области) должны соответствовать требованиям: 1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.). Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде. Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту. Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности. Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении. Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»: Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. Автоматизация поставленных звуков. Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП ООО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психологопедагогической реабилитации»). Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы. Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным предметам соответствуют ООП ООО Школы. 1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с ЗПР). Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся с ЗПР и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ЗПР, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ЗПР и развития жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО являются значимыми для оценки качества образования обучающихся с ЗПР. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки. В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО Школы, используется метод экспертной оценки (заключения специалистов школьного ППк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-педагогического консилиума (ППк), работающих с ребенком. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО 1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП ООО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы. 2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности соответствуют ООП ООО Школы. 3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся соответствует ООП ООО Школы. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП ООО Школы. 5. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР: обучение в общеобразовательном классе по АОП; обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса: через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей, обучающихся, ребенка с ЗПР (помощь в формировании адекватных отношений между ребенком с ЗПР, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости. Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации. Задачи программы: своевременное выявление детей с ЗПР; определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии; определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП ООО, их интеграции в Школе; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО; разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах. Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности. Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической коррекции познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, необходимым направлением программы коррекционной работы является медицинская коррекция и абелитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение). Этапы реализации программы коррекционной работы: 1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. 2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. 4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативная работа; информационно-просветительская работа. План реализации программы коррекционной работы Цель Содержание Формы и методы Сроки Ответственны деятельности работы й Диагностическое направление Своевременное Выявления Стартовая Сентябрь Специалисты выявление детей, обучающихся с психологонуждающихся в особыми педагогическая специализированной образовательным диагностика помощи, и потребностями определение Направление на Подготовка Сентябрь, май Специалисты, характера и объема ТПМПК необходимой и/или по учителя, затруднений в документации необходимост ведущие освоении и коррекционны конкретными е занятия, обучающимися классный образовательной руководитель программы Мониторинг Анализ По итогам 1,2 Специалисты, динамики результатов полугодия в учителя, развития деятельности рамках ППк классный обучающихся, обучающихся, по четвертям руководитель успешности успеваемости освоения программы обучения Проектирование и корректировка коррекционных мероприятий Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоциональноличностной сфере детей с ЗПР Анализ результатов исследования Сентябрь, май и/или по необходимост и Коррекционно-развивающее направление Выбор и Программа Сентябрь разработка сопровождения оптимальных для (перечень курсов развития ребенка коррекционнос ЗПР развивающей коррекционных области) программ, методик и приемов обучения в соответствии с его образовательным потребностями Специалисты, учителя Специалисты, учителя Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения Программы занятий Сентябрь Специалисты, учителя Системное воздействие на учебнопознавательную деятельность ребенка в динамики образовательного процесса Занятия В течение года Специалисты, учителя Развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ребенка и психокоррекция его поведения Занятия, наблюдения В течение года Специалисты, учителя Обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированны х психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся Организация информационнопросветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса Консультативное направление Консультировани По запросам В течение е специалистами учебного года педагогов по согласно выбору графику индивидуально консультаций ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями Консультативная помощь семье по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся В течение учебного года согласно графику консультаций Дать Консультировани В течение года рекомендации е обучающихся с обучающимся с ЗПР ЗПР по выбору стратегии обучения и поведения, исходя из своих индивидуальнотипологических особенностей Информационно-просветительское направление Тематические Беседы, В течение выступления для тематические учебного года педагогов, выступления на по запросам родителей родительских (законных собраниях, представителей), ШМО, обучающихся ПС, сайт, информационные стенды, печатные материалы Специалисты, учителя Специалисты, учителя Специалисты, учителя Специалисты, учителя Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого--педагогической помощи в условиях Школы. Диагностическая работа включает: раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения; социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагога- психолога, , учителялогопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора). Основные требования к условиям реализации программы: психолого-педагогическое обеспечение; программно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение. Психолого-педагогическое обеспечение обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации Программы коррекционной работы используются: адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных общеобразовательных программ. Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку. В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, тьютора, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материальнотехнических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе, также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы: наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1) наличие кабинета для логопедических занятий (1) Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Планируемые результаты Программы коррекционной работы: 1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП ООО. 2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с ЗПР). 3. Социальная адаптация обучающихся. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО 3.1 Учебный план АООП ООО Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) при обучении в общем классе, соответствуют ООП ООО школы. Недельный учебный план для обучающихся с ОВЗ (адаптированная образовательная программа) 5 – 9 классы Предметные области Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Учебные предметы 5 6 Обязательная часть Русский язык 5 6 Литература 3 3 Иностранный язык 3 3 Математика 5 5 Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История России, всеобщая история 2 2 Обществознание 1 География 1 1 Физика Химия Биология 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России 1 1 Музыка 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Труд (технология) 2 2 Физическая культура 2 2 Основы безопасности и защиты Родины Классы 7 8 9 4 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 2 3 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2,5 1 2 3 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционная работа в рамках внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности (по выбору обучающихся) 1 27 29 30 31 32,5 2 29 1 30 2 32 2 33 0,5 33 5 5 5 5 5 1 1 1 1 1 3.2 План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю. План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с ЗПР (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП ООО школы. Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА. Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП ООО определяет Школа. В 5-9 классах по АООП ЗПР в коррекционно-развивающей области выделены часы следующих коррекционных курсов: Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью коррекции пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими, каллиграфическими навыками. Логопедические коррекционно-развивающие занятия -1 час по профилактике дисграфии, развитию графомоторных навыков с целью формирования навыков письменной речи; Коррекционно-развивающие занятия с психологом - 1 час с целью коррекции основных психологических функций, преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Коррекционно-развивающие занятия по математике - 1 час с целью коррекции пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы. План внеурочной деятельности в 5-9 классах АООП обучающихся с ЗПР Формы Название Количество часов Направления Всего организации в неделю внеурочной деятельности* 1 1 КоррекционноКоррекционно развивающая Индивидуальные развивающие занятия по 1 1 область (ЗПР) занятия русскому языку Коррекционно Индивидуальные развивающие занятия с 1 1 занятия психологом Логопедические Индивидуальные коррекционно1 1 занятия развивающие занятия Индивидуальные Коррекционно занятия развивающие занятия по 1 1 математике Итого 5 Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП ООО вынесены в Приложение Календарный учебный график Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП ООО школы. 3.3.Система условий реализации АООП ООО Нормативные условия В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Разработана и реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне основного общего образования (данную работу проводит педагог- психолог совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и педагогами-тьюторами). Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области. Организационно-содержательные условия В рамках ШМО учителей-предметников на заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР, работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательного процесса. Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области. Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учитель-логопед, социальный педагог, педагогпсихолог, и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы. Комплексное психолого--социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ реализуется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психологопедагогического консилиума образовательной организации (ППК)); Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплексное психолого--социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами школы (педагогом-психологом, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами школы, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей). Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Социальный педагог участвует в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами), выступления на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником (сотрудники ОВП), а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей. С целью ликвидации речевых нарушений в школе работает педагог-логопед, обеспечивающий ребенку индивидуальный подход и гибкую систему работы. Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагогапсихолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ. Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов Психолого-педагогическое обеспечение - обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психологопедагогической комиссии; - обеспечение психолого-педагогических условий; - обеспечение специализированных условий; - обеспечение здоровьесберегающих условий; - обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; - развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются кабинет коррекционно-развивающей работы, сенсорная комната, медицинский кабинет. Работают специалисты педагог - психолог, социальный педагог, педагоги-предметники. В кабинете психолога имеется: - рабочее место; - зона первичного приема и беседы; - методический уголок; - место для занятий с детьми; - зона релаксации; - аппаратно-программный комплекс для детей с ОВЗ; - развивающие программы, игры и упражнения, раздаточный материал для организации деятельности. Рабочее пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста. В настоящее время психологический кабинет одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон: методическую, консультативную, место для индивидуальной и групповой работы с детьми. Функциональное распределение кабинета по зонам помогает заниматься консультированием и диагностикой, профилактикой и просвещением; развивающей, коррекционной, методической и экспертной деятельностью. Сама обстановка помогает детям расслабиться, настроиться на позитивное общение и игру. Свободное размещение удобных мягких кресел служит для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдо - и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Кадровые условия Учителя-предметники основной школы, специалисты имеют высшее профессиональное образование и среднее профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИРО. Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне основного общего образования в рамках школьного ППк, в постоянный состав которого входят учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК (на договорной основе).