.ЧФУ Смысловое чтение 1-3 классы

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2024 № 151-ОД

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБОУ
СОШ № 9 имени Ландышевой
А.Е. протокол № 1/24-25
«29» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Смысловое чтение»
для обучающихся 1 – 3 классов

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета

3

Цель изучения учебного предмета

4

Место учебного предмета в учебном плане

4

Планируемые образовательные результаты

5

Оценка достижения планируемых результатов

11

Содержание учебного предмета

12

Тематическое и календарно-тематическое планирование

17

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

37

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Смысловое чтение»» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса и возрастныхособенностей младших школьников, на основе авторской
программы О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков учебного предмета. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
- обращение внимания на ярких деятелей литературы, связанных с изучаемыми в данный
момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на
достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только
проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом
прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать
отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится
интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического,
стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике,
лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста,
составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя
сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор,
ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного
чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую
информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе
работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым
текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает
орфографическую зоркость.

3

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как
заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с
иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также
прослеживаются межпредметные связи.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе
– это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её
красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе
через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как
ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами
учебного
предмета
у
ребёнка
развиваются
организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие
через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни
и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности
школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с
использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-3 классов и рассчитана на
3 года обучения (101 час, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-3 классе на каждый учебный
4

год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа реализуется в рамках части
формируемой участниками образовательных отношений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания
5

в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре,
понятий о добре и зле, дружбе и честности,;

 достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением
вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
 использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку
поступков героев;

 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

 умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;

 умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь
написать отзыв на прочитанное произведение;

 умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
1-2 класс
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1-2 классе является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 1-2 классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
6

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Предметные результаты:
Ученик научится:













 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
 различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них
отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к
близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных
народов;
 владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных
возможностей;
 воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе
по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения под руководством учителя;
 определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить
содержание текста по плану под руководством взрослого;
 характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку
(положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
 составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу
(на основе прочитанного или прослушанного произведения);
 применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой
деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных
произведений по аналогии с прочитанным;
7

 ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание,
заголовки, иллюстрации;
 выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
 рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Ученик получит возможность научиться:
 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  самостоятельно находить ключевые слова;
 самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию
(чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование
ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения
2 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
  определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
 озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать
абзацы,

 различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них
отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к
родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных
народов;

 соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов
искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные
тексты;

 владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми
словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при
чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от
особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения
(изучающее, выборочное);

 воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного
текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к
фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному.
Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения;

 определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить
портретные
характеристики
персонажей.
Пересказывать
повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя
составлять план повествования (вопросный, номинативный);

 характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать
героев одного произведения по заданным критериям;

 находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные
средства языка в собственном высказывании;

 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей;
 составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе
прочитанного или прослушанного произведения);

 применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой
деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное
8

иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным
продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными;

 ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление,
аннотацию, предисловие, иллюстрации);

 выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь
пользоваться систематическим каталогом;
 рассказать
о прочитанной книге (автор, название, тема);

 под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
. определять главную мысль текста
. соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
. находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к
учителю, родителям и др.
. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
. различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
3 класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса в 3–4-м
классах является формирование следующих умений:
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества).

 В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок
совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса в 3 – 4 м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
 Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную
проблему.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
 Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
9

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять
главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).

 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных
ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты
бытовой и духовной культуры;
соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов
искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);
воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного
текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать
на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из
текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного
характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под
руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера.
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать
текст (подробно, выборочно, сжато);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев
произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии
для сравнения;
находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные
средства языка в собственном высказывании;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации;
составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
10

применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно
читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать)
собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного
из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением,
словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными;
выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической
культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат
(обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по
заданному образцу;
самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в
соответствии с учебной задачей под руководством взрослого.
Ученик получит возможность научиться:
. соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
. находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за
помощью к учителю, родителям и др.
. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
. различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
. оценивать уместность использования слов в тексте.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется по пятибалльной системе. Педагог проводит анализ техники чтения,
проектов, творческих работ, устных ответов, выразительного чтения стихотворений
наизусть, пересказов.
Формы организации учебной деятельности:



Рабата в группе, в паре.



Индивидуальная работа


Фронтальная работа.

Учебная дискуссия.


Тестирование.

Учебная игра


Урок- путешествия,


Наблюдение.


Практическая 
работа.

Исследование


Творческая работа, 
Практическая работ

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к
плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения,
позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и
паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ
(с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев
по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,
выражен-ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
12

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление
текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему.
Содержание в 1 классе
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста,
герои, заголовок. Вопросы по фактическому содержанию художественного текста. Способы
толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использование словарей.
Последовательность событий, план для пересказа. Подробный пересказ текста по опорным словам,
предложенному плану, коллективно составленному плану, серии рисунков, на основе вопросов.
Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения) под руководством
учителя.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая
форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и
личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, высказывание на
заданную тему. Культурные нормы речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): поиск в тексте и понимание значения
и роли в тексте средств художественной выразительности. Средства изображения и выражения
чувств героя. Звуковая и смысловая стороны слова.
13

Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление рассказа по рисункам,
серии рисунков. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев,
выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Распределение произведений по темам,
жанрам. Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).

Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение,
читатель, автор (рассказчик), тема, герой, прозаическая и стихотворная речь.
Содержание во 2 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки,
считалки, небылицы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; рассказы, басни,
стихотворения, сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературнохудожественных произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений.
Произведения народного творчества.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов).
Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения,
составление вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование
своего впечатления в устном высказывании).
Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово
(словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого
текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом
замедление его или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды
чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации, имени автора.
Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных
и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение
заглавия с содержанием. Подробный и выборочный пересказ учебного и познавательного
текста.
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема
текста, герои, заголовок, портретные описания персонажей, диалог.
Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием
словарей и справочной литературы. Последовательность событий. Эпизод, смысловые
части; план текста для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от
лица героя.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под
руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит произведение?». Сравнение героев
одного произведения, характеристика героев (портрет, характер, поступки). Вопросы
проблемного характера, вопросы на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм;
вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с
опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, рассказ по
рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с соблюдением
последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Структура речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной
выразительности, их значение и роль в тексте.
Звуковая и смысловая стороны слова.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и
фрагментам прочитанных текстов. Придумывание сказок и составление рассказов по
аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития
сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
14

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям,
инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; творческий пересказ
(от лица героя).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, автор
(рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли); отношение автора к герою (с
помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения
волшебной сказки. Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма). Выполнение групповых творческих проектов
(под руководством учителя).
Содержание в 3 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о
животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения,
литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературнохудожественных произведениях. Произведения живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов).
Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по
услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Описание своего впечатления от произведения в форме устного высказывания.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и
перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение,
позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением.
Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных
норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к
прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в
соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное,
просмотровое.
Прогнозирование
художественный,

содержания
учебный,

произведения по
заголовку,
научно-популярный.

автору. Стили речи:

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей; определение
главной мысли текста; деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов.
Алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема
текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий, ключевые события.
Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов:
по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста
подробный, выборочный.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев
(сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте
соответствующих слов и выражений), характеристика героев произведения (портрет,
характер, поступки). Вопросы проблемного характера, а также на установление
взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм;
вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с
опорой на текст и личный опыт.

15

Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную
тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с
соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого
высказывания. Структура речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной
выразительности, их значение и роль в тексте.
Прямое и переносное значение слов.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным
произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью
вопросов учителя); высказывание по репродукции картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Словесное рисование по
эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного
произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к
словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв,
рассказ о книге (без пересказа содержания).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение,
искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки), отношение автора
к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях
построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог
героя, диалоги героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством
учителя)
.

16

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
«Чтение. Работа с текстом» в 1 классе
№
п/п

Тема урока

Кол – во часов

Основные виды
учебной деятельности учащихся

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образов.
ресурсы

всего

1

3

Работа с текстом «Спала
кошка на крыше…»
Л.Толстого

Работа с текстом «Была у
Насти кукла…»
Л.Толстого

2

1

Контр.
работы
0,5

0

Практ.
работы
1,5

1

Слушание текста. Определение количества
предложений. Анализ содержания текста. Поиск
информации в тексте по вопросам и на основе
иллюстрации.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

4

5

Работа с текстом
«Медведь» по
Е.Чарушину

Работа с текстом «Хотела
галка пить…» Л.Толстого

1

1

0

0

1

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации.
Нахождения значения слова.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Соотносить
заглавие рассказа с темой и главной мыслью,
отвечать на вопросы по содержанию.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

17

Последовательность событий. Деление слов для
переноса.

6

7

8

Работа с текстом «Старик
сажал яблони…»
Л.Толстого

Работа с текстом «Лиса»
по Е.Чарушину

Комплексная работа

1

1

1

0

0

1

1

1

0

№1

9

Работа с текстом «Весной
скворец весь горит…»
А.Тихонова

2

0,5

1,5

https://uchi.ru/

Определять главную мысль произведения
Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации. Деление
слов для переноса. Определение значения слова.

Устный опрос

Определение уровня овладения ключевыми
умениями (сформированность навыков чтения,
умение работать с текстом, понимать и
выполнять инструкции), позволяющие успешно
продвигаться в освоении учебного материала на
следующем этапе обучения.

тест

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста, озаглавливание. Нахождение
предложений по цели высказывания. Описание и
характеристика героев.

тест

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Соотношение слова и картинки.
Совершенствование навыков чтения.
11

Работа с текстом «Хороша
весна в лесу…»
А.Тихонова

1

0

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста Определение главной мысли

Устный опрос

http://nsportal.ru

18

произведения. Выписывать из текста
вопросительные предложения.

12

Работа с текстом «Пошла
Катя по утру по грибы…»
по Л.

1

0

1

Толстому

13

Комплексная работа

1

1

0

№2

https://uchi.ru/

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации.
Написание имен собственных. Подбор к словам
синонимов. Определение последовательности
событий.

Устный опрос

Демонстрировать свои знания; уметь работать
по плану; проверять полученный результат.

тест

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

14

15

Работа с текстом «Слон»
Е.Чарушина

Работа с текстом «Надя
приехала к

1

1

0

0

1

1

бабушке в колхоз…»
Я.Тайца

16

Работа с текстом «Издали
горы кажутся строгими…»
А.Тихонова

1

0,5

0,5

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка правильного
чтения слов. Поиск информации в тексте по
вопросам. Соотношение картинок с
содержанием текста. Образование новых слов с
новым значением. Определение
последовательности событий по картинкам.

Работа с
карточками

Самостоятельное чтение текста.Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации.
Определение главного героя произведения.
Определение последовательности событий по
картинкам.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение заголовка
текста по содержанию . Написание слов с ъ
знаком.

Работа с
карточками

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

19

https://uchi.ru/

17

18

19

20

Работа с текстом
«Охотился кит как-то близ
устья реки…»
С.Сахарнова

1

Работа с текстом «Всё
здесь» Я.Тайца

1

Работа с текстом «Просто
старушка» В.Осеевой

Работа с текстом «По
пояс» по Я.Тайцу

1

2

0

0

0

0,5

1

1

1

1,5

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Нахождение предложений по
цели высказывания. Определение участников
разговора, запись диалога.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Выбор названия. Отвечать
на вопросы по содержанию, словами текста.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение главной мысли
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Составление предложения по схеме, запись.
Работа с пропущенными буквами на изученные
правила.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение главной мысли
текста. Отработка

Тестовые задания

https://uchi.ru/

Комплексная работа
№3

1

1

0

Демонстрировать свои знания; уметь работать
по плану; проверять полученный
результат.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

навыка правильного чтения.

22

http://nsportal.ru

Тестовые задания

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

20

23

24

Работа с текстом «Зимой»
С.Редозубова и др.

Работа с текстом «Почему
с тополей падает снег?»
По материалам
энциклопедии

1

1

0

0

1

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение главной мысли
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Работа с пропущенными буквами на изученные
правила. Определение последовательности
событий по картинкам.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила. Подбор к словам
синонимов.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Выделение участников
диалога, запись. Краткие ответы на вопросы.
Составление предложения из группы слов,
запись. Образование новых слов,
противоположных по значению. Нахождение

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

«Хочешь знать почему?»
25

Работа с текстом «Дома у
бабушки были куры…»
Я.Тайца

1

0

1

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

главных членов в предложении. Главная мысль
текста.
26

Работа с текстом «Что
касается
сообразительности…»
А.Тихонова

1

0

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Определение
последовательности событий по картинкам.
Поиск информации в тексте по вопросам и на
основе иллюстрации.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

21

27

Работа с текстом «По
грибы» Я.Тайца

1

0

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Нахождение слов антонимов.
Работа с пропущенными буквами на изученные
правила.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/1

Определение главной мысли текста.
28

29

Работа с текстом «Три
товарища» В.Осеевой

Работа с текстом «Собака
–близкий родственник
волку…»

1

1

0,5

0

0,5

1

по И.Шустовой

30

Работа с текстом «Издали
на лесной опушке…» по
Н.Юрцевичу

1

0

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Определение
последовательности событий по картинкам.
Определение темы и главной мысли текста.
Ответы на вопросы. Нахождение
вопросительных предложений. Выбор слов
близких по значению. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила.

Работа с
карточками

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила. Подбор к словам
синонимов. Выбор названия произведения.

Устный опрос

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение темы и главной
мысли текста.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

31

Работа с текстом
«Дедушка рассказывал…»
по Н.Юрцевичу

1

0

1

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка
правильного чтения. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила. Понимать текст,
опираясь на содержащуюся в нём информацию.
Формулировать несложные выводы,

Устный опрос

22

основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод.

32

Интеллектуальная игра «В
мире текста»

1

0

1

Демонстрировать свои знания; уметь работать
по плану; проверять полученный результат.
Проверка предметных и универсальных учебных
умений.

Тестовые задания

33

Подведение итогов работы
в учебном году. Обмен
мнениями, суждениями.

1

0

1

Рефлексия полученных знаний.

Устный опрос

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
«Чтение. Работа с текстом» во 2 классе
№
п/п

Тема урока

1

Работа с текстом
И.Соколова – Микитова
«В лесу».

2

Кол-во часов
Всего

Работа с текстом
В.Осеевой «Плохо»

1

Контр.
работы
0

Основные виды учебной деятельности учащихся
Практич.
работы
1

Чтение по слогам.
Определение темы
иллюстрацией.

1

0

1

текста. Работа

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образов.
ресурсы

Устный опрос

http://nsportal.ru

с

Вести диалог. Определять последовательность.
Работатьс иллюстрацией. Подбирать антонимы.

https://uchi.ru/

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

3

Работа с текстом
Л.Толстого «Два
товарища»

1

0

1

Определять главную мысль.Делить слова для
переноса. Подбирать синонимы.
Работать с пословицами.
Определять

Работа с
карточками

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

23

последовательность событий.
4

Работа с текстом В.
Бурлакова «На рассвете»

1

0,5

0,5

Тестовые задания

Устанавливать
последовательность
Восстанавливать

пунктов

http://nsportal.ru

плана.
https://uchi.ru/

деформированные
предложения. Находить
абзац. Подбирать заголовоктекста. Работать
с иллюстрациями.
5

Работа с текстом
А.Тихонова «Где вода, там
жизнь»

1

0

1

Ставить ударение в словах. Подбирать
заголовок
к
тексту.
Работать
с
иллюстрацией.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

6

7

Работа с текстом
С.Михалкова «Аисты и
лягушки».

Работа с текстом
И.Пузанова «На рыбалке».

1

0

1

Выделять
главную
Участвовать в

мысль

текста.

Устный опрос

диалоге.
Находить
вопросительные предложения.

1

0

1

Подбирать заголовок к тексту. Подбирать
антонимы. Работать с кроссвордом, с
иллюстрацией.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Кроссворд

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/
8

Итоговая работа за 1
четверть по тексту:

1

1

0

Оценивать свои результаты и достижения.
Анализировать ошибки.

Письменная
работа

«Медведко» Д.Н.МаминаСибирика

9

Работа над ошибками.
Работа с текстом
В.Бехревского «Мишка
под деревом»

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

Подбирать синонимы,заголовок к тексту.

Тестовые задания

http://nsportal.ru

Восстанавливать
последовательность событий.

24

https://uchi.ru/

10

11

Работа с текстом
И.Соколова- Микитова
«На лесной дороге»

Работа с текстом
Л.Яхнина

1

0

1

предложения.
Определять
лексическое
значение слова.Давать характеристику герою.
Подбирать заголовокк тексту.
1

0

1

«Силачи».

12

Работа с текстом
А.Тихонова

Работа с
карточками

Восстанавливать
деформированные

1

0,5

0,5

Ставить ударение в словах. Деление текста на
части. Определять основную мысль текста.
Работать с таблицей. Классифицировать слова.

Работать со схемой, с иллюстрацией.
Расставлятьзнаки препинания.

https://uchi.ru/

Заполнение
таблицы

Работа с текстом из
детской

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Работа с
карточкой

«Сороки».

13

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0

1

энциклопедии.

Подбирать
вопросительным

заголовок

Работа с
карточкой

предложением. Определять главную мысль
текста.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Восстановление
деформированногопредложения.
14

Работа с текстом
К.Ушинского

1

0

1

Находить абзац. Оформлять обложку книги.
Работать с кроссвордом.

Кроссворд

«Играющие собаки»

15

Итоговая работа

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/
1

1

0

Обобщение и систематизация

Тестовая работа

http://nsportal.ru

полученных знаний. Оценитьрезультату своих
достижений.

25

за 2 четверть по тексту:
«Четыре желания»
К.Д.Ушинского
16

Работа с текстом И.
Соколова – Микитова

https://uchi.ru/

1

0

1

«Утром в лесу»

17

Работа с текстом
Е.Пермяка

Работа с текстом
И.Соколова– Микитова
«Белка»

Устный опрос

Восстанавливатьпредложения.

1

0

1

«Первая рыбалка»

18

Анализировать ошибки. Применять прием
сравнения.

Различать стиль речи. Определять главную
мысль текста, последовательность пунктов
плана. Работать с иллюстрацией.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0,5

0,5

Определять
текст.

тип

текста. Списывать

Письменная
работа

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

19

20

Работа с текстом
С.Михалкова «Не стоит
благодарности».

Работа с текстом
Г.Цыферова

1

0

1

Ставить ударение в словах.

Тестовые задания

Составлять диалог. Работать с кроссвордом.
Подбирать
прилагательные
к
существительным.
1

0

1

Выполнять фонетический разбор. Перечислять
качествагероя.

https://uchi.ru/

Устный опрос

«Жил на свете слоненок».

21

Работа с текстом
В.Кологрива

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0

1

Работать с таблицей. Ставить ударение в
словах.

Работа с таблицей

http://nsportal.ru

«Жизнь кузнечика»

26

https://uchi.ru/
22

Работа с текстом
С.Аксакова

1

0

1

Определять стиль текста., лексическое
значение слова.Находить абзац.

Устный опрос

«Щенок».

23

Работа с текстом Ш.Перро

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0

1

«Золушка»

Работать с иллюстрацией. Работать с
кроссвордом.

Работа с
кроссвордом

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

24

Итоговая работа за 3
четверть

1

1

0

Обобщение и систематизация полученных
знаний. Оценитьрезультаты своих

Тестовые задания

достижений.

25

Работа с текстом
Н.Юрцевича

1

0

1

https://uchi.ru/

Определять стиль текста, лексическое
значение слова.Находить абзац.

Устный опрос

«Красавица русских
лесов»

26

Работа с текстом
С.Юцзунь

Работа с текстом
В.Танасийчука
«Лосось».

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0

1

Работать
диалог.

с

пословицами. Составлять

Устный опрос

«Светлячок и Муравей»

27

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

1

0

1

Определять стиль текста. Работать с
кроссвордом.
Находить границыпредложения.

Работа с
карточками

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

27

28

Работа с текстом
В.Коржикова

1

0

1

Работа с текстом арабской
народной сказки «Хлеб и
золото»

https://uchi.ru/
1

0

1

Называть героев сказки.

Устный опрос

Работа с текстом
К.Ушинского

1

0

1

Определять жанр
подборсинонимов.

произведения,

https://uchi.ru/

Работа с
карточками

«Гадюка»

31

Работа с текстом
М.Садовского

1

0,5

0,5

Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы,
определять
стиль
текста,
восстанавливать

Тестовые задания

1

0

1

Определять главную мысль текста, подбирать
заголовок ктексту, оформлять обложку.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

предложения.
Работа с текстом
В.Осеевой «Кто хозяин?»

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

«Зима на колесах»

32

http://nsportal.ru

Определять жанр
произведения., лексическое значение слова.

30

http://nsportal.ru

предложения. Работать силлюстрацией.

«Прогулка по лесу»

29

Устный опрос

Восстанавливать

Работа с
карточками

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

33

Работа с текстом
И.Соколова – Микитова
«Лоси».

1

1

0

Обобщение и систематизация полученных
знаний. Оценитьрезультаты своих
достижений.

Письменная
работа

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

28

34

Работа с текстом
И.Крылова

1

0

1

«Кукушка и Петух»

Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы,определять стиль текста,
восстанавливать

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

предложения.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
«Чтение. Работа с текстом» в 3 классе
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов
всего

1

Вводное занятие

1

Контр.
работы
0

Основные виды учебной деятельности
Практ.
работы
1

Ориентироваться в учебнике. Применять
системуусловных обозначений при выполнении
заданий. Предполагать на основе названия
содержание текста. Пользоваться словарём.
Составлять
связное
высказывание
по
иллюстрациям и оформлению учебника; умение
с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образов.
ресурсы

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

коммуникации
2

Работа с текстом
«Синица»

1

0

1

Определять главную мысль произведения,
логику
повествования, смысловые и их
интонационные связи в тексте.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения .
Объяснение значения некоторых слов с опорой на
текст или пользуясь словарём. Работа с
иллюстративным материалом.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

29

3

Работа с текстом
«Птицы»

1

0,5

0,5

Читать выразительно и осознанно текст
художественного
произведения
и
выделять

Письменная
работа

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

главное в прочитанном; оценивать
события, героев произведения. тему
текста, делить
предложенный текст на части, озаглавливать
их, определять тип текста, находить в тексте
сравнения, подбирать к словам синонимы,
проверочные слова, выписывать из текста
вопросительные и восклицательные
предложения,
предложениях
основы.
4

Работа с
текстом «
Фламинго»

1

0

1

,

находить
в
грамматические

Читать выразительно и осознанно текст
художественного
произведения
и
выделятьглавное в прочитанном,

Письменная
работа

https://uchi.ru/

Пересказывать, делить текст на смысловые
части,составлять его простой план.
5

Работа с текстом

1

0

1

«Грызуны»

Определять главную мысль произведения,
логику повествования, смысловые и их
интонационные связи в тексте.

Устный опрос

Работа с текстом

1

0,5

0,5

«Бактерии»

Работа с таблицей

Определение стиля текста

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Определение различных средств выразительности

6

http://nsportal.ru

Осмысление содержания прочитанного. Умение
размышлять над содержанием произведений
Делать выписки из прочитанных текстов с
учётом

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

цели их дальнейшего использования, заполнять
таблицы.
7

Работа с текстом

1

0

1

Составлять

на

основании

текста

Устный опрос

http://nsportal.ru

30

небольшое
монологическое
высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.

«Волчиха»

https://uchi.ru/

Отвечать на вопросы по содержанию, словами
текста Нахождение и чтение слов и выражений,
которые можно использовать при написании
сочинения.
8

Работа с текстом «Ответ»

1

0

1

Делить тексты на смысловые
составлятьплан текста.

части,

Устный опрос

Осмысление содержания прочитанного.

9

Работа с текстом

1

0

1

«Диковинное дерево»

10

Работа с
научнопопулярным
текстом

1

0

1

Комплексный
анализ текста (
продолжение)

Чтение по готовому плану.

https://uchi.ru/
Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Устный опрос

Понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нём информацию, но и
наструктуру.

«Воздух»
11

Использовать формальные элементы текста
(например, подзаголовки, сноски) для поиска
нужной
информации.
Ориентироваться
в
соответствующих
возрасту
словарях
и
справочниках. Объяснять значения некоторых
слов с опорой на текст или пользуясь словарём

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания
1

0

1

Высказывать своё предположение, составлять
небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст, поиск и выделение
необходимой информации. Учиться работать по
предложенному учителем плану, делать выводы
в
результате индивидуальной работы и
совместнойработы всего класса,

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

формировать свои мысли вслух.
12

Работа с текстом
«Олени»

1

0

1

Определение характеристик героев с опорой
на текст, иллюстрации.

Устный опрос

http://nsportal.ru

31

https://uchi.ru/

Участвовать в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Объяснять значения некоторых слов с опорой на
текст или пользуясь словарём
13

Работа с текстом «Змеи»

1

0

1

Устный опрос

Определение стиля текста
Понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства
текста. Умение размышлять над содержанием
произведений.

14

Работа с текстом

1

0

1

«Синички»

Формулировать
несложные
выводы,
основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающиевывод.
Осознанное и произвольное
речевого высказывания

15

Работа с текстом

https://uchi.ru/

Устный опрос

Определение заголовка к тексту

1

0

1

«Дрессировка»

Работа с текстом «И так
бывает»

1

0

1

построение

Нахождение по данному началу или
концупредложения всего предложения.
Нахождение логического отрывка.

Чтение отрывка, к
подобратьпословицу.

которому

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Работа с
карточкой

можно

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Работа с иллюстративным
материалом. Работа со словарём
16

http://nsportal.ru

Работа с
карточками

Сопоставлять
и
обобщать
содержащуюся в разных частях текста
информацию.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Составление предложений по схеме.
17

Работа с
научнопопулярным

1

0

1

Нахождение и чтение образных слов и
описаний. Составлять на основании текста
небольшое монологическое высказывание,

Устный опрос

http://nsportal.ru

32

текстом

отвечая на поставленный вопрос

https://uchi.ru/

«Радуга»
18

19

Комплексный
анализ текста (
продолжение)

Работа с текстом
«Конец лета»

1

1

0

0,5

1

0,5

Умение размышлять над содержанием
произведений.
Осознанное
и
произвольное построение
речевого
высказывания.

Устный опрос

Нахождение в тексте ответа на заданный
вопрос. .Смысловое

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

чтение как осмысление цели чтения,
извлечение необходимой информации.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Сравнивать между собой объекты, описанные в
тексте
20

Работа с текстом

1

0

1

«Сосновый бор»

Нахождение предложения,
которого можно

с

помощью

Устный опрос

дать ответ на вопрос.

https://uchi.ru/

Понимать
информацию,
представленную в
неявном виде
(например, находить в тексте
несколько
примеров,
приведённое утверждение)
21

Комплексный
анализ текста (
продолжение)

1

0

1

http://nsportal.ru

доказывающих

Смысловое чтение как осмысление цели
чтения,извлечение необходимой информации.

Тестовые задания

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

22

Работа с текстом
«Дельфины»

1

0

1

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по
значению данным.
Описывать по определенному алгоритму
объект наблюдения, сравнивать между собой
два объекта, выделяя два-три существенных
признака.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

33

Умение размышлять над содержанием
произведений.
произвольное
высказывания.
23

Работа с текстом

1

0

1

«Башмачки»

Осознанное
и
построение речевого

Определение
последовательности
рисунковсогласно содержанию текста.

Устный опрос

Вычленять содержащиеся в тексте основные
события
и
сопоставлять
их
с
иллюстративным материалом.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Извлечение необходимой информации
из прочитанного текста. Работа со
словарём.
24

Работа с текстом

1

0

1

«Немецкая овчарка»

Осмысление замысла и главной
мыслипроизведения

Тестовые задания

Понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр,структуру, выразительные средства текста

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Смысловое чтение как осмысление цели
чтения,извлечение необходимой информации.
25

26

Работа с текстом « Осёл
и бобр»

Работа с текстом «Весна»

1

1

0

0

1

1

Чтение по ролям диалога, исключая слова
автора. Понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства
текста. Извлечение необходимой информации
из прочитанного текста.
Определение заголовка к тексту

Тестовые задания

https://uchi.ru/

Устный опрос

Формулировать
несложные
выводы,
основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод.
27

Комплексный
анализ текста (
продолжение)

1

0,5

0,5

Нахождение по данному началу или
концу предложения всего предложения
.Нахождение логического отрывка.

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Работа с
карточками

http://nsportal.ru

34

https://uchi.ru/

Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Работа с иллюстративным
материалом
28

Работа с текстом
« Накатке»

1

0

1

Чтение отрывка, к которому
подобрать иллюстрацию

можно

Устный опрос

Группировать,
систематизировать
объекты,выделяя один-два признака.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Самостоятельное
создание
способов
решения
проблем творческого
и
поискового характера.
29

Работа с
научнопопулярным
текстом

1

0

1

Поисковое
чтение.
По
результатам
наблюдений
находить и формулировать
правила, закономерности и т. п.

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

«Растения»
30

Комплексный
анализ текста (
продолжение)

1

0,5

0,5

Тестовые задания

Извлечение необходимой информации
изпрочитанного текста.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

31

Работа с текстом
«Калина»

1

0

1

Нахождение в тексте отрывка,
поможетответить на вопрос.

который

Устный опрос

Понимать информацию, представленную в
неявном виде: например, выделять общий признак
группы элементов, характеризоватьявление по его
описанию; находить в тексте несколько примеров,
доказывающих приведенное

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

утверждение.
32

Комплексный
анализ текста (
продолжение)

1

0,5

0,5

Извлечение необходимой информации
изпрочитанного текста.

Тестовые задания

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

35

33

34

Контрольная работа по
промежуточной
аттестации

Итоговое занятие

1

1

0

Проверять себя и самостоятельно оценивать
своидостижения.

Письменная
работа

Определять
тему
и
главную
мысль
произведения;озаглавливать тексты; выделять в
тексте главное и второстепенное; ставить
вопросы к
1

0

1

прочитанному.
Оценка
—
выделение
и
осознание
обучающимсятого, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание качества и уровня
усвоения.

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

Устный опрос

http://nsportal.ru

https://uchi.ru/

36

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – наглядные пособия:
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники,
ластик.
Наборы муляжей овощей и фруктов.
Набор предметных картинок
Словари по русскому языку.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
УМК «Школа России»
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Аудиопроигрыватель
Экспозиционный экран
Книгопечатная продукция:
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – 6-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».