РП ЧФУ Грамматика это интересно 8 класс

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБОУ
СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е.
протокол № 1/24-25
«29» августа 2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ №
9 имени Ландышевой А.Е от «29»
августа 2024 № 151-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Грамматика — это интересно»
8 класс

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Цель изучения учебного предмета

3

Место учебного предмета в учебном плане

4

Общая характеристика программы

4

Планируемые образовательные результаты

5

Содержание учебного предмета

6

Оценка достижения планируемых результатов

8

Тематическое и календарно-тематическое планирование

8

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

11

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Грамматика — это интересно» предназначена для учащихся основной школы, а
также для учащихся, интересующихся предметом.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к грамотности и освоение опыта ранее изученного; она расширяет кругозор
учащихся о русском языке, знакомит с историей языка, формирует орфографическую и
пунктуационную грамотность школьников.
Программа направлена на расширение и углубление сведений, полученных учениками на
уроках русского языка, призвана заинтересовать детей, увлечённых данным предметом, не только
сообщением каких-либо новых сведений в том или ином разделе, но и тем, что уже известные
положения предстают в новом аспекте, создаются новые ассоциации, устанавливаются новые
аналогии.
Новизна данной программы — в организации учебного процесса как сотрудничества и
творческого общения педагога и учащихся, что обеспечивает возможность интенсивно обогащать
познавательный опыт, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную
деятельность, углублять имеющиеся знания посредством использования различных форм и методов
проведения занятий.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков учебного курса «Грамматика – это интересно». Эта работа
осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
— демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент
темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные,
этические вопросы;
— использование воспитательных возможностей содержания учебного курса для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
— инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым лицам, произведениям литературы и искусства.
Актуальность программы «Грамматика — это интересно» заключается в том, чтобы научить
ребёнка понимать устное и печатное слово, стремиться выражать свои мысли и чувства литературно,
поскольку свободное владение русским языком – надежная основа каждого русского человека в его
жизни, труде, творческой деятельности. Дети могут применить полученные знания и практический
опыт при работе над проектом, при подготовке к олимпиадам, конкурсам.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
формирование языковой компетенции обучающихся.
Задачи:
•
повышение орфографической и пунктуационной грамотности школьников;
•
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры
мышления;

3

•
развитие логического мышления, креативных возможностей, развитие связной речи,
формирование яркой и выразительной устной и письменной речи.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа предназначена для обучающихся 8 класса. Образовательная деятельность
реализуется через часть формируемую участниками образовательных отношений.
Время реализации программы — 1 год обучения.
Количество часов — 35.
Режим занятий: 1 раза в неделю. Длительность занятия — 1 академический час.
Форма учебного процесса: групповая.
Занятия могут быть комбинированными, аудиторными и внеаудиторными, практическими,
диагностическими, лабораторными, контрольными и др.
В течение года проводится текущий контроль уровня сформированности знаний и умений с
помощью:
1) тестов (по грамматике, синтаксису, лексике);
2) творческих диктантов.
Кроме этого, используется формирующее оценивание.
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как
«Литература», «Русский язык».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивается наличием всех необходимых для работы материалов и
пособий. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактна и включает в себя
необходимую информацию о теме и предмете знания. Большее количество времени занимает
практическая часть. Форму занятий можно определить, как самостоятельную, групповую, творческую
деятельность детей.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для
изучения. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные задания, требующие
интеллектуального осмысления.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как
«забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному»,
последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее
усвоению.
Методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему
усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его
работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом
обучения является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит
поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к все
более частным.
Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения
вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуальногрупповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях
данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления,
логики, коммуникативной компетенции.
Методический прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой
неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной (работы) и ее
конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому

4

(произведению) с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической
основой для развития познавательных способностей.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы предусматривает
интеллектуальную игру «Брейн-ринг». В течение года ребята будут привлекаться к участию в
конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Содержание образования предпочтительно реализовывать посредством технологий
проблемного обучения, проектной технологии.
Из дидактического обеспечения — наличие тренировочных упражнений, индивидуальных
карточек, текстов для проверочных работ, разноуровневых заданий, обучающих презентаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа «Грамматика — это интересно» предполагает достижение следующих планируемых
результатов:
Личностные:
•
получение знаний о необходимости ответственного отношения к своему родному языку;
понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражении и развитии творческих способностей (первый уровень);
•
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова,
русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражении и развитии творческих
способностей (второй уровень);
•
приобретение опыта общения и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности
(третий уровень).
Метапредметные:
•
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять
необходимую информацию;
•
выделять и преобразовывать необходимую информацию;
•
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые
виды деятельности и формы сотрудничества;
•
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
•
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и сознательного
выбора в познавательной деятельности;
•
уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
•
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
предполагает достижение следующих планируемых результатов:
•
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных
предложений, предложений с прямой речью;
•
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с
изученными правилами пунктуации;
•
пользоваться дополнительной научно-популярной, справочной литературой;
•
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
•
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
•
совершенствовать
умение осуществлять
речевой
самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

5

•
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Синтаксис как раздел науки о языке (1 ч)
Что изучает синтаксис? Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами
науки о языке. Основные синтаксические единицы. Выдающиеся русские лингвисты, внесшие вклад в
развитие синтаксической науки.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

2.
«А все-таки, какая она хорошая!» (2 ч)
Краткие сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации:
структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке. Функции
знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания. Факультативные и
вариативные знаки препинания. Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности
пунктуации.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
«Это непростое простое предложение» (2 ч)
Отличие предложения от других синтаксических единиц. Признаки предложения, его
отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

3.

4.
«Какой из главных членов предложения главнее?» (3 ч)
Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых.
Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
5.
«Бывают ли обстоятельственные определения?» (4 ч)
Постановка вопросов к второстепенным членам предложения. Синкретичные члены
предложения (прогулка в лесу: какая? или где?) Приложение.
Разряды обстоятельств. Синтаксические функции инфинитива.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
6.
«Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения?» (2 ч)
Особенности грамматической основы в односоставных предложениях. Типы односоставных
предложений. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений.
Роль односоставных предложений в тексте.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
6

Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
«Чем может осложняться простое предложение?» (3 ч)
Способы осложнения простого предложения. Особенности синтаксического и
пунктуационного разбора осложненных простых предложений.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

7.

8.
«Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?» (2 ч)
Признаки однородных членов предложения. Грамматические нормы при употреблении
однородных членов. Изобразительно-выразительные возможности однородных членов. Постановка
знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
«Что такое обособление?» (3 ч)
Обособление причастных и деепричастных оборотов. Разграничение между уточнением и
пояснением. Функции союза или.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

9.

«Чем отличаются вставные конструкции от вводных?» (3 ч)
Функции вводных слов и предложений. Разграничение вводных слов и омонимичных им
конструкций. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными единицами. Вводные
единицы как выразительное средство.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
11. «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (1 ч)
Функции обращения: призывная оценочно-характеризующая, этикетная.
Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

10.

«Камень преткновения» (3 ч)
Синтаксические позиции, вводимые словами как, будто, словно, точно и др. Отличие
сравнительного оборота от придаточной сравнительной части.
Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, точно, словно и др.
Сравнительные конструкции как выразительное средство.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

12.

«От простого к сложному» (2 ч)
Определение частей в сложном предложении.

13.

7

Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов. Средства связи разных типов
придаточных частей в сложноподчиненном предложении. Смысловые отношения между частями
бессоюзного предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора сложных
предложений.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.

14. «Кто говорит?» (2 ч)
Способы передачи чужой речи. Составляющие диалога. Диалогическое единство. Правила
речевого этикета. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалога.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
15. «Что нам стоит текст построить!» (2 ч)
Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются синтаксические
возможности простого и сложного предложений.
Классификация текстов. Основные признаки текста. Способы смысловой связи и средства связи
предложений в тексте.
Формы организации: учебный диалог, групповая работа, фронтальная работа.
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, анализ текстов, составление кроссвордов,
интеллектуальных игр.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на отметочной основе. Педагог проводит анализ проектов, творческих работ,
устных ответов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов
плана. Название тем

Общее
В том числе
кол-во
Практика
часов Теория

1

Синтаксис как раздел науки о языке

1

1

-

2

«А все-таки, какая она хорошая!»

2

1

1

Образователь
ные ресурсы,
включая
электронные
(цифровые)

[Электронный
ресурс]
—
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российская
электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/
[Электро
нный ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .

8

3

«Это непростое простое предложение»

2

1

1

4

«Какой из главных членов предложения
главнее?»

3

1

2

5

«Бывают ли обстоятельственные
определения?»

4

2

2

2

1

1

3

1

2

8

«Сочинительный ряд и однородные
члены: всегда ли они совпадают?»

2

1

1

9

«Что такое обособление?»

3

1

2

10 «Чем отличаются вставные конструкции
от вводных?»

3

1

2

11 «Великолепная,
сильная,
оживляющая фигура»

1

1

-

12 «Камень преткновения»

3

1

2

13 «От простого к сложному»

2

1

1

6
7

«Есть ли в русском языке обобщенноличные предложения?»
«Чем может осложняться простое
предложение?»

слово

Российск
ая электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/
[Электро
нный ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российск
ая электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/
[Электронный
ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российская
электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/
[Электронный
ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российская
электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/
[Электронный
ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российская
электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/
[Электронный
ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российская
электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/

9

14 «Кто говорит?»

2

1

1

15 «Что нам стоит текст построить!»

2

1

1

35

16

19

Итого

[Электронный
ресурс] —
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
[Электронный
ресурс]
—
http://www.rosen
tal-book.ru/ .
Российская
электронная
школа
https://www.resh
.edu.ru/

Поурочное планирование занятий
№
п/п
1

2
3

Тема занятия
Синтаксис как раздел науки о языке. Выдающиеся русские
лингвисты.
Из истории русской пунктуации.
Принципы русской пунктуации
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков
препинания
Пунктуация и интонация
Выразительные возможности пунктуации

Кол-во часов
1

1
1

Простое предложение как синтаксическая единица. Его строение
Синтаксические характеристики простого предложения
Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его
выражения
Сказуемое. Его типы. Способы выражения
Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения
Дополнение

1
1

10
11
12
13
14

Определение
Приложение
Обстоятельство
Трудные случаи построения односоставных предложений
Особенности значения односоставных предложений
Особенности функционирования односоставных
предложений

1
1
1
1
1

15

Осложняющие конструкции в простом предложении
Однородные члены предложения

1

16

Обособленные члены предложения

1

4
5
6
7
8
9

1
1
1
1

10

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30

31
32
33
34
35

Выделительные и разделительные знаки препинания при
осложняющих конструкциях
Особенности синтаксического и пунктуационного разбора
осложненного простого предложения
Союзы при однородных членах
Однородные члены с обобщающим словом
Однородные и неоднородные определения
Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных
членах
Обособление определений
Обособление приложений
Обособление обстоятельств и дополнений
Трудные случаи постановки знаков препинания при
обособленных членах предложения
Вводные единицы: значение и функционирование
Значение вводных слов
Вводные предложения
Трудные случаи пунктуации при вводных и вставных
конструкциях
Сравнительный оборот
Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях
с как
Определение количества частей в сложном предложении.
Синонимия разных типов сложных предложений
Разграничение омонимичных союзов и союзных слов.
Разграничение типов придаточных частей в сложноподчиненном
предложении
Построение графических схем сложных предложений. Трудные
случаи синтаксического разбора сложных предложений
Диалог и монолог как форма речи. Понятие о диалогическом
единстве
Трудные случаи постановки знаков препинания при прямой речи
и диалоге
Текст как синтаксическая единица. Его строение
Текст как синтаксическая единица. Его строение. Средства связи
предложений в тексте

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Методические пособия.
Интерактивная доска.

11

Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя.
Учебно-методическая литература
1. Антонова, Е. С. Тайна текста. Вербум [Текст]. — М., 2012.
2. Громов, С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и
абитуриентов [Текст]. — М. : Московский Лицей, 2006. – 304 с.
3. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике [Электронный ресурс] —
http://www.rosental-book.ru/ .

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».