РП ОДНКР 5-6 классы

УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО

приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2024 № 151-ОД

Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. протокол
№ 1/24-25
«29» августа 2024

«29» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-6 классов общего образования

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Содержание учебного предмета

5

Планируемые образовательные результаты

7

Тематическое и календарно-тематическое планирование

13

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» для обучающихся 5–9-х разработана в соответствии с требованиями
следующих документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;

приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;

СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

концепции преподавания предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;

примерной рабочей программы по ОДНКНР;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №9 имени Ландышевой А.Е.

УМК Виноградовой Н. Ф. ОДНКНР (5–6 класс).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цели изучения учебного курса:

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;

создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу
с представителями других культур и мировоззрений;

идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Достижение целей изучения учебного курса обеспечивает решение учебнометодических задач:

овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
3


развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;

становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

формирование
основ
научного
мышления
обучающихся
через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;

обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и
выводов;

воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;

содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:

расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных
при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;

углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;

формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;

воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению
к людям другой культуры , умению принимать и ценить ценности других культур, находить
в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;

осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими ;

раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;

формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;

получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и

4

современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;

развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Данная рабочая программа разработана с учетом региональной специфики в
соответствии с концепцией преподавания ОДНКНР.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Для педагога:

Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс;

Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
5 класс. Учебник;

Виноградова Н. Ф., Мариносян Т. Э. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 6 класс. Учебник.
Для обучающихся:

Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
5 класс. Учебник;

Виноградова Н. Ф., Мариносян Т. Э. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 6 класс. Учебник.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 68 часов: по 1 часу в неделю, по 34 часов в год в 5-х и 6-х
классах (из расчета на 34 учебных недель в учебном году).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Введение
Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств
человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных,
нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры.
Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная
и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные
исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
Раздел I. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – сплав
культур народов, проживающих на территории России. Фольклор и декоративно-прикладное
творчество народов России.
Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры,
представители других творческих профессий). Человек – творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки. Культура Энской области.
Раздел II. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Патриотические чувства –
характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных
5

народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Патриоты – представители разных конфессий (Сергей
Радонежский, Рабби Шнеур Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на
благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).
Ветераны труда г. Владивостока.
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе – нравственная
ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как
часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте
России. Охрана природы в Приморском крае.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье.
Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. Наши семейные традиции.
Обобщающие уроки.
6-й класс
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки
возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек – носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи,
музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Деятели науки,
литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра г. Владивостока и Приморского края. Их
вклад в развитие российской культуры.
Раздел I. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных
культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на
развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль
монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей.
Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение
архитектуры. Икона – художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное
пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII–XII века – золотое
время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть – архитектурный шедевр,
ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования
мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь.
Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма.
6

Иудаизм в России. Тора – Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях
живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога – дом окнами на Восток, прообраз
мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в
России. Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь
буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений.
Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Раздел II. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права
граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет
традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел III. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности,
убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на
повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях,
событиях общественной жизни.
Эмоциональное отношение к окружающему миру,
проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой,
произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

7


уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:

8


ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;

9

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений ;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;

выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.


10

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговор ы;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
11


самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;

регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности ( управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные

понимание вклада представителей различных народов России в формирование
ее цивилизационного наследия;

понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;

поддержка интереса к традициям собственного народа и народов,
проживающих в Российской Федерации;

знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов
Российской Федерации;

формирование уважительного отношения к национальным и этническим
ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;

осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;

формирование представлений об образцах и примерах традиционного
духовного наследия народов Российской Федерации;

умение определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия,
этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в
беседе, в исследовательских и иных работах;

12


умение
использовать
различные
виды
литературы
(научную,
художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические,
лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России,
местах важнейших событий ее прошлого и настоящего;

умение проводить поиск информации, используя письменные и вещественные
свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни,
традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;

умение выявлять характерные черты национальных характеров народов
России;

умение объяснять, в чем заключались назначение и художественные
достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений
искусства;

способность давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и
явлениям отечественной истории и культуры;

выделять этапы становления и развития народов России, их духовнонравственных и культурно-религиозных традиций;

умение проводить поиск информации о культуре, истории, религии,
фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение ,
интернет);

умение составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных
традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о
значительных событиях в их прошлом и настоящем;

способность давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной
культуры;

умение характеризовать нравственные качества и духовные ценности
русского народа и других народов России;

умение сопоставлять традиции, религии, менталитеты, ценности,
нравственные понятия народов России, выявляя в них общие черты и различия;

умение видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;

умение высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного
наследия России в мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-й класс
Раздел/тема

Количество
часов,
отводимых на
освоение темы

Введение.
Зачем изучать 3
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»

Количество
оценочных
процедур
1

ЭОР и ЦОР

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
13

Величие
многонациональной
российской культуры

6

2

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

Человек – творец и носитель 6
культуры

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

Законы нравственности
часть культуры общества

– 3

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

Береги землю родную, как 5
мать любимую

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

Плод добрых трудов славен

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

5

14

Семья – хранитель духовных 5
ценностей

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

Обобщение

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >

2

6-й класс
Раздел/тема

Количество
Количество
часов,
оценочных
отводимых
на процедур
освоение темы

ЭОР и ЦОР

Введение. Что мы знаем 2
о духовно-нравственной
культуре народов России

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

Роль религии в развитии 2
культуры

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

Культурное
наследие 4
христианской Руси

1

Электронная
учебника,
РЭШ.
Единая
цифровых

форма
библиотека
коллекция

15

образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Культура ислама

4

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

Иудаизм и культура

4

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

традиции 4

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

Забота государства о 5
сохранении
духовных
ценностей

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

Духовный мир человека

4

1

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

Культура человека и его 4
образованность

1

Электронная
учебника,
РЭШ.

Культурные
буддизма

форма
библиотека

16

Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
Обобщение

2

Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >

1

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:


установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися,

способствующих

позитивному

восприятию

обучающимися

требований

и

просьб

педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;


побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;


привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на

уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;


использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
17



включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;


организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их

неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в

рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться
дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего
места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за
команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.
Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной
повестки (вручение Нобелевской премии, политические события, географические открытия и
т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через
предметную составляющую. Создание условия для применения предметных знаний на
практике, в том числе и в социально значимых делах. Такая деятельность развивает
способность приобретать знания через призму их практического применения.
Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая
форма

работы

способствует

формированию

коммуникативных

навыков,

опыта

сотрудничества и взаимопомощи.
Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и
взаимодействию.
18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов
России. 5 класс.-М,:Вентана-Граф, 2023

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/3/5/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
6. Раздаточный материал

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».