УТВЕРЖДЕНО
СОГЛАСОВАНО
приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2024 № 151-ОД
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. протокол
№ 1/24-25
«29» августа 2024
«29» августа 2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-6 классов общего образования
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Содержание учебного предмета
5
Планируемые образовательные результаты
7
Тематическое и календарно-тематическое планирование
13
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
19
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» для обучающихся 5–9-х разработана в соответствии с требованиями
следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
примерной рабочей программы по ОДНКНР;
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ №9 имени Ландышевой А.Е.
УМК Виноградовой Н. Ф. ОДНКНР (5–6 класс).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цели изучения учебного курса:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу
с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Достижение целей изучения учебного курса обеспечивает решение учебнометодических задач:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
3
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности
и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование
основ
научного
мышления
обучающихся
через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и
выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных
при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению
к людям другой культуры , умению принимать и ценить ценности других культур, находить
в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими ;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
4
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Данная рабочая программа разработана с учетом региональной специфики в
соответствии с концепцией преподавания ОДНКНР.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Для педагога:
Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс;
Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
5 класс. Учебник;
Виноградова Н. Ф., Мариносян Т. Э. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 6 класс. Учебник.
Для обучающихся:
Виноградова Н. Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
5 класс. Учебник;
Виноградова Н. Ф., Мариносян Т. Э. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 6 класс. Учебник.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 68 часов: по 1 часу в неделю, по 34 часов в год в 5-х и 6-х
классах (из расчета на 34 учебных недель в учебном году).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Введение
Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств
человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных,
нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры.
Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная
и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные
исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
Раздел I. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – сплав
культур народов, проживающих на территории России. Фольклор и декоративно-прикладное
творчество народов России.
Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры,
представители других творческих профессий). Человек – творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки. Культура Энской области.
Раздел II. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Патриотические чувства –
характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных
5
народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и
др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Патриоты – представители разных конфессий (Сергей
Радонежский, Рабби Шнеур Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на
благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).
Ветераны труда г. Владивостока.
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе – нравственная
ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как
часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте
России. Охрана природы в Приморском крае.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье.
Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. Наши семейные традиции.
Обобщающие уроки.
6-й класс
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки
возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек – носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи,
музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Деятели науки,
литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра г. Владивостока и Приморского края. Их
вклад в развитие российской культуры.
Раздел I. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных
культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на
развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль
монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей.
Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение
архитектуры. Икона – художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное
пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII–XII века – золотое
время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть – архитектурный шедевр,
ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования
мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь.
Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма.
6
Иудаизм в России. Тора – Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях
живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога – дом окнами на Восток, прообраз
мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в
России. Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь
буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений.
Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Раздел II. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права
граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет
традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел III. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности,
убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на
повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях,
событиях общественной жизни.
Эмоциональное отношение к окружающему миру,
проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой,
произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
7
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:
8
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
9
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений ;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
10
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговор ы;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
11
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности ( управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные
понимание вклада представителей различных народов России в формирование
ее цивилизационного наследия;
понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
поддержка интереса к традициям собственного народа и народов,
проживающих в Российской Федерации;
знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов
Российской Федерации;
формирование уважительного отношения к национальным и этническим
ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
формирование представлений об образцах и примерах традиционного
духовного наследия народов Российской Федерации;
умение определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия,
этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в
беседе, в исследовательских и иных работах;
12
умение
использовать
различные
виды
литературы
(научную,
художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические,
лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России,
местах важнейших событий ее прошлого и настоящего;
умение проводить поиск информации, используя письменные и вещественные
свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни,
традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;
умение выявлять характерные черты национальных характеров народов
России;
умение объяснять, в чем заключались назначение и художественные
достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений
искусства;
способность давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и
явлениям отечественной истории и культуры;
выделять этапы становления и развития народов России, их духовнонравственных и культурно-религиозных традиций;
умение проводить поиск информации о культуре, истории, религии,
фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение ,
интернет);
умение составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных
традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о
значительных событиях в их прошлом и настоящем;
способность давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной
культуры;
умение характеризовать нравственные качества и духовные ценности
русского народа и других народов России;
умение сопоставлять традиции, религии, менталитеты, ценности,
нравственные понятия народов России, выявляя в них общие черты и различия;
умение видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
умение высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного
наследия России в мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-й класс
Раздел/тема
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
Введение.
Зачем изучать 3
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»
Количество
оценочных
процедур
1
ЭОР и ЦОР
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
13
Величие
многонациональной
российской культуры
6
2
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
Человек – творец и носитель 6
культуры
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
Законы нравственности
часть культуры общества
– 3
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
Береги землю родную, как 5
мать любимую
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
Плод добрых трудов славен
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
5
14
Семья – хранитель духовных 5
ценностей
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
Обобщение
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<... >
2
6-й класс
Раздел/тема
Количество
Количество
часов,
оценочных
отводимых
на процедур
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Введение. Что мы знаем 2
о духовно-нравственной
культуре народов России
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Роль религии в развитии 2
культуры
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Культурное
наследие 4
христианской Руси
1
Электронная
учебника,
РЭШ.
Единая
цифровых
форма
библиотека
коллекция
15
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Культура ислама
4
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Иудаизм и культура
4
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
традиции 4
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Забота государства о 5
сохранении
духовных
ценностей
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Духовный мир человека
4
1
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
Культура человека и его 4
образованность
1
Электронная
учебника,
РЭШ.
Культурные
буддизма
форма
библиотека
16
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
Обобщение
2
Электронная
форма
учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
(school-collection.edu.ru).
<... >
1
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
17
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Формы реализации воспитательного компонента школьного урока:
Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться
дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего
места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за
команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества.
Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной
повестки (вручение Нобелевской премии, политические события, географические открытия и
т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через
предметную составляющую. Создание условия для применения предметных знаний на
практике, в том числе и в социально значимых делах. Такая деятельность развивает
способность приобретать знания через призму их практического применения.
Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая
форма
работы
способствует
формированию
коммуникативных
навыков,
опыта
сотрудничества и взаимопомощи.
Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и
взаимодействию.
18
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов
России. 5 класс.-М,:Вентана-Граф, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/3/5/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
6. Раздаточный материал
19