УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е от «29» августа 2024 № 151-ОД СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/24-25 «29» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» для обучающихся 5 класса 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Общая характеристика учебного курса 3 Цели и задачи изучения учебного курса 3 Место учебного курса в учебном плане 4 Планируемые образовательные результаты 4 Оценка достижения планируемых результатов 5 Содержание учебного курса 5 Тематическое планирование 6 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Зеленая лаборатория» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у обучающихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала внеучебного курса «Зеленая лаборатория». Эта работа осуществляется в следующих формах: - пробуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; - обращение внимания на профессии, связанные с изучаемыми в данный момент темами; - использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих исторических сведений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым профессиям в общегражданском контексте. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Зеленая лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций. Программа рассчитана для обучающихся 5 класса, на 1 год обучения. На реализацию программы «Зеленая лаборатория» отводится 34 часа в год. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач: 3 - Формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе. - Формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере. - Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним. - Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений. - Формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования. - Освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условиях и ухода за ними. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли ученых-биологов различных направлений биологических специальностей. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью проведения различных опытов ученики отвечают на вопросы, приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но и описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный курс внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория», является курсом внеурочной деятельности. Содержание курса структурно представлено разделами (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего курса обучения в 5 классе. Изучение курса предполагает активную исследовательскую деятельность обучающихся, участие в научных мероприятиях, олимпиадах, в том числе основанную на межпредметной связи с такой дисциплиной, как «Биология». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - Знания основных принципов и правил отношения к живой природе. - Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: - Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. - Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. - Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: - Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение). - Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. - Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. - Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. 4 - Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных. - Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. - Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей. - Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: - Знание основных правил поведения в природе. - Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: - Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. - Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними. 5. В эстетической сфере: - Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия- наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология - раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология - наука о жизненных процессах. Эмбриология - наука о развитии организмов. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология - научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология-наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением лабораторных и практических работ, которые помогают обучающимся применять изученные правила на практике. Формы работы: познавательная беседа, инструктаж, лабораторная работа, семинар, практикум, экскурсия. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Зеленая лаборатория» в 5 классе будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в интернет-ресурсах, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА Тема занятия Содержание 1 Введение. Почувствуй себя натуралистом Экскурсия. Живая и неживая природа. 2 Почувствуй себя фенологом 3 Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое Почувствуй себя цитологом Лабораторная работа. №1Составление макета этапов развития семени фасоли. Лабораторная работа№2. «Изучение строения микроскопа». Творческая мастерская. Создание модели клетки из пластилина. Лабораторная работа №3. «Строение тканей животного организма». Лабораторная работа №4. «Химический состав растений» Лабораторная работа №5. «Исследование процесса испарения 4 5 Почувствуй себя гистологом 6 Почувствуй себя биохимиком 7 Почувствуй себя физиологом Планируемые результаты Общее количество часов Формы проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы http://schoolcollection.edu.ru/ Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчёты об экскурсии. Макет этапов развития семени фасоли 1 познавательная беседа, инструктаж, 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ Таблица «Основные части микроскопа и их назначение». Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат. Модель клетки. Устанавливать основные части клетки. 1 семинар http://schoolcollection.edu.ru/ 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Презентация «Строение тканей своих наблюдений под микроскопом». 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ Опыты. 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказыватьна основании процесса испарения воды листьями, что это свойства живого. 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ 6 8 Почувствуй себя библиографом 9 Почувствуй себя вирусологом 10 Почувствуй себя бактериологом 11 Почувствуй себя альтологом 12 Почувствуй себя протозоологом 13 Почувствуй себя микологом 14 Почувствуй себя орнитологом воды листьями». Творческая мастерская. Создание картотеки великих естествоиспытателей. Творческая мастерская. Создание собственной фотоколлекции, рисунки вирусов. Творческая мастерская. Изготовление бактерий из подручного материала. Лабораторная работа №6. «Строение многоклеточной водоросли спирогиры». Лабораторная работа №7. «Рассматривание простейших под микроскопом». Лабораторная работа №8. «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом». Творческая мастерская. Подкармливание птиц зимой. Изготавливать самодельные Картотека великих естествоиспытателей. Выставка 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Фотоколлекция. Выставка. Находить в интернет – ресурсах фотографии. 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Защита работы. Устанавливать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных. 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Рисунок. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания в реальной жизни. 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ Модель простейшего из глины, пенопласта, вата, Называть клетки – организмы, выделять их общие признаки. Делать выводы. Пользоваться готовыми микропрепаратами. Фотографии в презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат. 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ Фото птиц на кормушках. Записи своих наблюдения. 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 7 15 Почувствуй себя аквариумистом 16 Почувствуй себя экологом 17 Почувствуй себя физиологом 18 Почувствуй себя исследователем природных сообществ 19 20 Почувствуй себя зоогеографом Почувствуй себя дендрологом 21 Почувствуй себя этологом 22 Почувствуй себя фольклористом кормушки. Творческая мастерская. Создание макета аквариума. Творческая мастерская. Иградомино «Кто, где живет» Творческая мастерская «Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений (овес)» Творческая мастерская «Лента природных сообществ» Творческая мастерская «Распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах» Экскурсия «Изучение состояния деревьев на экологической тропе» Лабораторная работа № 10 «Наблюдение за поведением домашнего питомца» Творческая мастерская Создавать макет аквариума. 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Создать игру «Кто, где живет» и поиграть в начальной школе. Определять среды жизни организмов 1 семинар http://schoolcollection.edu.ru/ 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Картотека и фотоколлаж деревьев. Научиться бережно относиться к природе. Изучить разнообразие деревьев. Уметь называть виды деревьев 1 экскурсия http://schoolcollection.edu.ru/ Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ Опыт и защита, таблица. Изучать и описывать влияние воды, света и температуры на рост растений. Делать выводы Лента, мини-конференция Создать игру-путаницу и работать с картой мира. Уметь размещать организмы по природным зонам 8 23 24 Почувствуй себя палеонтологом Почувствуй себя ботаником 25 26 Почувствуй себя следопытом 27 28 Почувствуй себя зоологом 29 Почувствуй себя цветоводом 30 Почувствуй себя экотуристом 31 - Работа над проектом «Знакомство и работа с легендой о любом растении или животном» Творческая мастерская № 17 «Работа с изображениями останков человека и их описание» Творческая мастерская «Изготовление простейшего гербария цветкового растения» Творческая мастерская. Создание биологической игротеки «Узнай по контуру животное» Лабораторная работа № 8 «Наблюдение за передвижением животных» Лабораторная работа № 11 «Создание клумбы и правил ухода за ней» Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге». 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 1 семинар http://schoolcollection.edu.ru/ 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ 1 лабораторная работа http://schoolcollection.edu.ru/ 1 семинар http://schoolcollection.edu.ru/ 1 практиум http://schoolcollection.edu.ru/ Фотоколлаж. Работать с изображениями и описаниями ископаемых останков человека Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции Игра биологического содержания. Дать такое описание организма, по которому другие могли бы определить, о ком идет речь Приготовление микропрепарата. Сравнение передвижения разных одноклеточных организмов. Делать вывод о значении движения для животных Клумба или кашпо. Определять правила ухода за комнатными растениями Создать агитационные листки (плакаты) по Красной книге 9 34 35 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - защита проектов 1 практикум http://schoolcollection.edu.ru/ 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Используемая литература. 1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. Автор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013 2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012 3. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Издание: Академия: 2012 4. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАРМедиа: 2013 5. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2011 6. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2011 7. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011 8. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012 11