РП ВД Проектория 5 класс

УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО

приказом МБОУ СОШ № 9 имени

Педагогическим советом МБОУ СОШ

Ландышевой А.Е от «29» августа 2024

№ 9 имени Ландышевой А.Е. протокол

№ 151-ОД

№ 1/24-25
«29» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ПроеКТОрия»

для обучающихся 5 класса

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

3

Цели и задачи изучения учебного курса

3

Место учебного курса в учебном плане

4

Планируемые образовательные результаты

4

Оценка достижения планируемых результатов

6

Содержание учебного курса

7

Тематическое и календарно-тематическое планирование

9

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «ПроеКТОриЯ» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника. Программа внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» разработана для учащихся 5
класса в соответствии с ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
С

введением

Федерального

Государственного

Образовательного

Стандарта

второго

поколения

воспитательный процесс должен строиться на основе развития у обучающихся психологической готовности к
выбору, профессиональному и личностному самоопределению.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала внеучебного курса «ПроеКТОриЯ». Эта работа осуществляется в следующих
формах:
- пробуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений,
событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
- обращение внимания на профессии, связанные с изучаемыми в данный момент темами;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические
вопросы;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у
обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через
подбор соответствующих исторических сведений, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым профессиям в общегражданском контексте.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНОГО

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Программа «ПроеКТОриЯ» направлена на расширение кругозора обучающихся по профориентации и
создание условий для формирования личностных качеств.
Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого
человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс
длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни,
как никогда актуальна.

Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место

психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения
поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием
личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа рассчитана для обучающихся 5 класса, на 1 год обучения. На реализацию программы
«ПроеКТОриЯ» отводится 34 часа в год.

3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель курса внеурочной деятельности «Проектория» - формирование профориентационной компетентности
подростков, путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.
Задачи курса:
1. Активизировать внутренние психологические ресурсы обучающихся для формирования умения составлять и
корректировать свою профессиональную перспективу;
2.
3.
4.

Осознать значимость правильного выбора будущей профессии;
Развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии;
Уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
учебный курс внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ», является курсом внеурочной деятельности.
Содержание курса структурно представлено разделами (тематическими линиями), обеспечивающими
непрерывность изучения курса на протяжении всего курса обучения в 5 классе.
Изучение курса предполагает активную творческую деятельность обучающихся, участие в творческих
мероприятиях, смотрах, в том числе основанную на межпредметной связи с такой дисциплиной, как
«Обществознание».
Формы организации занятий:
Профориентационные игры; игровые профессиональные упражнения; самоописание; групповая дискуссия;
использование конструктивной обратной связи; рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг,
тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности.



I. Личностные:
потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и
способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования;



принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений
(ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных
социальных групп нашего города;



способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;



умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми,
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;




формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

4








о принятых в обществе нормах поведения и общения;
об основах здорового образа жизни;
развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия
планируемого результата (участие в конкурсах);




формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в
том числе и в качестве конкурсанта.



Познавательные:
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о
профессиях



анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;



умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи
между описываемыми событиями и явлениями;









критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
о правилах конструктивной групповой работы.
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;



использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.



об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;



приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:




участвовать в исследовательских работах;
знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;



иметь представление о правилах проведения исследования;



получение первоначального опыта самореализации.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся
профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

1. Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной
трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

2. Мотивационно-Ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и
профессиональных ценностей);

3. Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и
уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью,

5

морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в
урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и
положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к
труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой
деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой,
дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно
полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в
самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о
том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

•

на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования

как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

•

на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и

ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

•

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально

ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового
творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы
трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. Для реализации содержания обучения по данной программе
основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые
помогают обучающимся применять изученные правила на практике.

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки,
экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе. исследовательские работы,
социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)
Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего
отношения к теме.

6

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и
каким я хочу стать»

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся
посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих
работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и
содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая
конференция.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 Введение. Знакомство. (1 час)
2.Мои личные профессиональные планы. (1 час)
3.Ценностные ориентации. (1 час)
4.Самооценка и уровень притязаний. (1 час)
5.Интересы и склонности в выборе профессии. (1 час)
6.Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. (1 час)
Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э.
7.Концепция индивидуальности Голланда. (1 час).
«Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип
ригидности психологической установки», «Тест Голланда».
8.Правила выбора профессии. (1 час)
9.Ошибки и затруднения при выборе профессии. (1 час)
10.Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. (1 час)
11.Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. (1 час)
12.Что такое профессиограмма? (1 час)
13.В каких учебных заведениях можно получить профессию? (1 час)
14.На работу устраиваемся по правилам. (1 час)
15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») (1 час)
16 «Быть нужным людям…» (1 час)
17 Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» (1 час)
18 Как готовить себя к будущей профессии? (1 час)
19. Исследование «Необычная творческая профессия». (1 час)
20. Сочинение «… - это призвание!» (1 час)
21.Рабочие профессии. (1 час)
22. Жизненно важная профессия. (1 час)
23.Профессия, охраняющая общественный порядок. (1 час)
24. Встреча с интересной личностью. (1 час)
25. Великие личности нашей страны и путь их становления. (1 час)

7

26. «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и работал………» (1 час)
27. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» (1 час)
28.29. Экскурсия на предприятия нашего района. (2 часа)
30. Отчет о посещении предприятий. (1 час)
31.Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» (1 час)
32. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» (1 час)
33. Творческий проект "Моя будущая профессия"(2 часа)

8

Календарно-тематическое планирование

№

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Общее
количество
часов

п/п

Тема

1

Введение. Знакомство.

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

беседа

1

2

Мои личные профессиональные планы.

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

анкетирование

1

3

Ценностные ориентации.

https://urok.1sept.ru/articles/68
4815

беседа

1

4

Самооценка и уровень притязаний.

https://proforientatsia.ru

тестирование

1

5

Интересы и склонности в выборе профессии.

https://urok.1sept.ru/articles/68
4814

тренинг

1

6

Классификация профессий
вопросник Климова.

https://urok.1sept.ru/articles/68
4816

профориентационные игры

1

7

Концепция индивидуальности Голланда.

https://urok.1sept.ru/articles/68
4812

профориентационные игры

1

8

Правила выбора профессии.

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

практика

1

9

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

https://urok.1sept.ru/articles/68
4814

практика

1

по

Климову.

Отвечаем

на

Формы проведения занятий

9

10

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители?
Профессии моего рода.

https://proforientatsia.ru

беседа

1

11

Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С.
Пряжниковым.

https://urok.1sept.ru/articles/68
4811

практика

1

12

Что такое профессиограмма?

https://urok.1sept.ru/articles/68
4811

групповая дискуссия

1

13

В каких учебных заведениях можно получить профессию?

https://urok.1sept.ru/articles/68
4811

тренинг

1

14

На работу устраиваемся по правилам.

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

самоописание

1

15

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

ролевая игра

1

16

«Быть нужным людям»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

беседа

1

17

Сочинение- рассуждение «Самая нужная профессия»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

практика

1

18

Как готовить себя к будущей профессии

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

ролевая игра

1

19

Исследование «Необычная творческая профессия»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

ролевая игра

1

20

Сочинение «……-это призвание»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

беседам

1

21

Рабочие профессии

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

ролевая игра

1

22

Жизненно важна профессия

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

тренинг

1

10

23

Профессия,охраняющая общественный порядок

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

самоописание

1

24

Встреча с интересной личностью

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

ролевая игра

1

25

Великие личности нашей страны и путь их становления

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

тренинг

1

26

«Мои родители хотят, чтобы я был похож на …. и работал
……..»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

ролевая игра

1

27

Сочинение- рассуждение «Если бы я был президентом»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

практика

1

28-29

Экскурсия на предприятия нашего района

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

профориентационные игры

2

30

Отчет о посещении предприятия

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

практика

1

31

Рассуждение «Представим, что я …….»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

практика

1

32

Итоговое занятие «Мир профессий»

https://externat.foxford.ru/pole
zno-znat/career-guidance

практика

1

33

Творческий проект «Моя будущая профессия»

Подготовленные учениками
презентации

самоописание

1

34

Творческий проект «Моя будущая профессия»

Подготовленные учениками
презентации

самоописание

1

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Печатные пособия раздаточные
2. Печатные демонстрационные пособия
3. Профориентационные фильмы
4. Компакт-диски
5. .Интерактивные пособия
6. .Общее и вспомогательное оборудование для кабинета

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
6. Раздаточный материал.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».