СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/24-25 «29» августа 2024 приказом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е от «29» августа 2024 № 151-ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-9 классов 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Общая характеристика учебного курса 5 Цели и планируемые результаты 14 Содержание курса 15 Тематическое планирование 20 Оценка достижения планируемых результатов 31 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 31 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: • Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); • Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) • Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) Программа курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 4 года (59 класс): Количество часов: 5 класс 34 часа, в неделю 1 час 6 класс 34 часа, в неделю 1 час 7 класс 34 часа, в неделю 1 час 8 класс 34 часа, в неделю 1 час 9 класс 34 часа, в неделю 1 час Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ № 9 реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков учебного курса «Финансовая грамотность». Эта работа осуществляется в следующих формах: Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного теоретической проблемы, генерирования и оформления 3 уважительного отношения к чужим идеям, публичного аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам. Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 им. Ландышевой А.Е. реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала внеучебного курса «Финансовая грамотность». Эта работа осуществляется в следующих формах: - пробуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; - обращение внимания на профессии, связанные с изучаемыми в данный момент темами; Используемые формы работы: беседа, мастер-класс, семинар, коллоквиум, деловая игра. 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 5 - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. 5 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды денег. Семейный бюджет. Кредиты. Виды кредитов. Социальные пособия. Пенсия. Налог. 6 Планируемые результаты Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: умение грамотно распоряжаться деньгами. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 7 • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. У6 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, современные деньги России и других стран; Семейный бюджет, хозяйственная деятельность семьи. Кредиты. Виды кредитов. Социальные пособия. Планируемые результаты Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: 8 умение грамотно распоряжаться деньгами. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять 9 взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Ч7 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 класса в сфере экономики семьи. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, роль денег в нашей жизни; Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов; Кредиты. Виды кредитов. Социальные службы; Пенсионная система РФ; Налоговая система РФ. Планируемые результаты Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: умение грамотно распоряжаться деньгами. 10 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 11 Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ЕБ8 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8 класса в сфере экономики семьи. В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений. 9 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) 12 «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи. Обучающиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. ЦЕЛИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; 13 Требования к предметным результатам освоения курса: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. 14 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 5 класс (34 часа) Раздел 1. Доходы и расходы семьи Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании». Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы». Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план». Раздел 5. Что такое финансовая грамотность Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 6 класс (34 часа) Раздел 1. Основная проблема экономики Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения». Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». 15 Раздел 3. Формы организации бизнеса Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы». Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнесплана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». Раздел 5. Ты – потребитель Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов. Раздел 6. Законы спроса и предложения Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения». Раздел 7. Рыночное равновесие Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». Раздел 8. Возникновение банков Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов». Раздел 9. Потребитель финансовых услуг Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит». Раздел 10. Профессии банковской сферы Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». Раздел 11. Проектная деятельность Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 7 класс (34 часа) Раздел 1. Личное финансовое планирование Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». Раздел 2. Финансы и кредит Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа 16 «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». Раздел 3. Расчетно-кассовые операции Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». Раздел 4. Инвестиции Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие». Раздел 5. Страхование Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». Раздел 6. Пенсии Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья». Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность» 8 класс (34 часа) Раздел 1. Потребительская культура Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания». Раздел 2. Потребитель и закон Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Раздел 3. Потребитель – король на рынке Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром». Раздел 4. Куда уходят деньги? 17 Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги». Раздел 5. Информация для потребителя Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». Раздел 6. Искусство покупать Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять». Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». Раздел 8. Кто защищает права потребителей Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся Раздел 10. Защита проектов 9 класс (34 часа) Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Тема 1. Происхождение денег. Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» Тема 2. Источники денежных средств семьи. Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» Тема 3. Контроль семейных расходов. Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» Тема 4. Построение семейного бюджета Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния 18 Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). Раздел 3. Риски в мире денег Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» Тема 8. Риски в мире денег. Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» Тема 10. Собственный бизнес. Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?» Тема 11. Валюта в современном мире. Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?» Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5- 9 класс 5 КЛАСС № п/п Тема урока Кол-во часов Что такое деньги и откуда они 2 взялись. Современные деньги 1. Электронные образовательные ресурсы https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuchto-takoe-dengi-otkuda-oni-vzyalis-i-kak- России и других стран. ih-tratit-klass-2826047.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiiasovremennye-dengi-rossii-5-klass.html Семья как потребитель. 2 https://infourok.ru/urok-po-ekonomike-natemu-semya-potrebitel-uslug-zhkh-5-klass- 2. 5424089.html https://infourok.ru/prezentaciya-semya-kakpotrebitel-6483363.html Хозяйственная деятельность 3. 2 семьи. https://uchitelya.com/okruzhayuschiymir/131103-prezentaciya-poobschestvoznaniyu-semeynoe-hozyaystvo-5klass-umk-bogolyubov-ln.html Потребности человека и семьи. 2 https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/presen tacii/priezientatsiia-uroka-potriebnosti-siem-i 4. https://uchitelya.com/obschestvoznanie/1107 53-prezentaciya-potrebnosti-cheloveka-5klass.html 5. Элементы семейного хозяйства. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/l ibrary/2015/06/02/semeynoe-hozyaystvo Планирование, учет и контроль 6. 2 2 в семейном хозяйстве. https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/pr esentacii/priezientatsiia-siemieinoiekhoziaistvo-5-klass 7. Что такое бюджет семьи. 2 https://pptcloud.ru/raznoe/semeynyybyudzhet-407536 20 Что кладут в потребительскую 2 корзину. https://nsportal.ru/vuz/ekonomicheskienauki/library/2013/07/02/prezentatsiya-kteme-potrebitelskaya-korzina 8. https://infourok.ru/prezentaciya-poekonomike-chto-kladut-v-potrebitelskuyukorzinu-2813339.html Доходы и расходы семьи. 2 9. https://uchitelya.com/obschestvoznanie/2407 5-prezentaciya-dohody-i-rashody-semeynyybyudzhet.html 10. Бюджет семьи. 2 https://ped-kopilka.ru/blogs/blog79200/urokfinansovoi-gramotnosti-5-klas.html Ресурсосбережение основа 2 финансового благополучия. https://bigslide.ru/ekologiya/7663resursosberezhenie.html 11. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F% 2Fpadlet.com%2Folja5230%2Flapn1dicfcgb 0xsl&post=-199296429_5&cc_key= Банковская карта Виды 12. 2 банковских карт. https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temuprakticheskaya-rabota-bankovskie-karti-vidibankovskih-kart-klass-2742306.html Как умно управлять своими 13. 2 деньгами. https://pptcloud.ru/raznoe/finansovayagramotnost-kak-umno-upravlyat-svoimidengami https://ppt-online.org/787022 Как сделать сбережения. 2 https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/present acii/priezientatsiia-sbieriezhieniia-lichnyi- 14. biudzhiet https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kzaniatiiu-sberezheniia-5-6-klass.html Кредиты. Виды кредитов. 15. 2 https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-dlya-5-klassa6428818.html 21 https://present5.com/urok-finansovojgramotnosti-kredity-vidy-kreditov-1/ Налоги. 2 16. https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-nalogi-4981623.html https://урок.рф/presentation/33668.html 17. Социальные пособия. 2 https://ppt-online.org/920758 Тематическое планирование 6 класс № Тема урока п/п Кол-во часов Роль денег в нашей жизни. 2 Современные деньги в России Электронные образовательные ресурсы https://kopilkaurokov.ru/corect/presentacii/prie zientatsiia_na_tiemu_dien_ghi_v_nashiei_zhiz 1 ni https://infourok.ru/prezentaciya-na-temusovremennie-dengi-rossii-klassi-2759920.html Ресурсосбережение основа 2 финансового благополучия. https://pptcloud.ru/biologiya/resursosberezheni e-319802 2 https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/lib rary/2019/03/04/master-klass-osnovyfinansovoy-gramotnosti Финансовое благополучие семьи. 2 3 https://infourok.ru/prezentaciya-kak-dobitsyafinansovogo-blagopoluchiya-4410567.html https://ppt-online.org/830677 4 Бюджет семьи. https://multiurok.ru/files/finansovaiagramotnost-semeinyi-biudzhet-6-klass.html Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что 5 2 такое собственность? 2 https://infourok.ru/prezentaciya-poobschestvoznaniyu-dlya-klassa-semeynoehozyaystvo-880937.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomikena-temu-vidi-sobstvennosti-3371898.html 22 https://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/20 14/10/19/urok-ekonomiki-v-6-klasse-po-temesobstvennost Потребительская корзина. 2 Прожиточный минимум. https://nsportal.ru/ap/library/nauchnotekhnicheskoe-tvorchestvo/2022/08/25/proekt- 6 po-matematike-6-klass-produktovaya https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuprozhitochniy-minimum-1702691.html Купля – продажа. Товары и 2 услуги. https://infourok.ru/prezentaciya-obmentorgovlya-reklama-6-klass-obshestvoznanie- 7 6325724.html https://uchitelya.com/obschestvoznanie/95149tovary-i-uslugi.html Виды торговли. Типы магазинов. 2 https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomikena-temu-torgovlya-vidi-torgovli-klass610331.html https://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/20 8 16/05/31/torgovlya-vidy-torgovli-formytorgovli https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovojgramotnosti-na-temu-tipy-magazinov-6-klass6485137.html Рациональный бюджет школьника. 9 2 Сколько стоит ученик? https://myslide.ru/presentation/lichnyjbyudzhet-shkolnika https://infourok.ru/prezentaciya-skolko-stoitrebenok-1990498.html Виды торговли. 2 10 https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomikena-temu-torgovlya-vidi-torgovli-klass610331.html Дисконтные карты. Товары 11 потребительского назначения: длительного пользования, 2 https://ppt-online.org/472127 https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuklassifikaciya-tovarov-5296166.html 23 краткосрочного пользования и бытовые услуги. Пластиковые карты. Правила 12 2 https://ppt-online.org/363979 2 https://infourok.ru/proekt-i-prezentaciya-na- пользования. Банковский вклад. Виды банковских вкладов. temu-procenty-i-bankovskie-vklady-6-klass- 13 4166415.html https://videouroki.net/video/20-kakie-byvayutvklady-249.html Что такое пенсия. 14 2 https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoygramotnosti-pensii-2294683.html Услуги службы занятости 15 2 населению. https://myslide.ru/presentation/1597783399_go sudarstvennaya-sluzhba-zanyatosti Налоговая система РФ 2 https://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/20 14/01/20/prezentatsiya-k-uroku-po-teme- 16 nalogi-6-klass https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsii a-k-uroku-vidy-nalogov-6-klass.html Что такое финансовое 2 мошенничество. Страховой рынок https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovojgramotnosti-na-temu-moshennichestvo-5-6- России. 17 klassy-6066568.html https://infourok.ru/strahovoj-rynok-rossii4775789.html Тематическое планирование 7 класс № п/п Тема урока Кол-во часов Роль денег в нашей жизни. 1 2 Электронные образовательные ресурсы https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kuroku-finansovoi-gramotnosti-dengi.html https://uchitelya.com/obschestvoznanie/23186 -prezentaciya-dengi-i-ih-funkcii-7-klass.html 24 Структура доходов семьи. 2 https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-poteme-struktura-dokhoda-semi.html 2 https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-7-klass-byudzhet-semi5093147.html 3 Зарплата как источник дохода. 2 https://ppt-online.org/321509 Структура семейных расходов. 2 https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya- Контроль семейных расходов. rabota/library/2018/10/27/prezentatsiya- 4 semeynyy-byudzhet https://multiurok.ru/files/pourochnyi-plan-natemu-kontrol-semeinykh-raskhodo.html Составление, анализ семейного 4 бюджета. https://infourok.ru/semejnyj-byudzhetprakticheskoe-zanyatie-k-uroku-finansovojgramotnosti-sostavlenie-semejnogobyudzheta-v-5-7-klassah-4482679.html https://урок.рф/library/zanyatie_po_finansov oj_gramotnosti_kak_rasschitat_101447.html 5-6 https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovojgramotnosti/7-klass/riski-i-finansovaiabezopasnost-159205/dlia-chego-nuzhnoosushchestvliat-finansovoe-planirovanie159626/re-a39f3886-a52a-4fea-851ff703fc3d3b24 Что такое финансовое 2 мошенничество. https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-na-teme-finansovoemoshennichestvo-i-riski-finansovyh-piramid- 7 7-9-klass-6162467.html https://kopilkaurokov.ru/finansovayagramotnost/presentacii/finansovoie_moshienn ichiestvo Фальшивые деньги. 8 2 https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-falshivie-dengi-klass2869968.html 25 Кредиты. Виды кредитов. 2 9 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokufinansovoy-gramotnosti-na-temu-kredit3841281.html Микрофинансированнные 2 кооперативы. https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-mikrofinansovie- 10 organizacii-klass-2869972.html https://100urokov.ru/predmety/mikrofinansov ye-kooperativy 11 12 Банковские карты. 2 https://урок.рф/presentation/22506.html Кредитные карты. 2 https://uchitelya.com/obschestvoznanie/15349 5-prezentaciya-kreditnye-karty.html Возможности банковской 13 2 карты. https://ppt-online.org/472127 https://shareslide.ru/uncategorized/prezentatsi ya-po-finansovoy-gramotnosti-na-temu-11 14 Социальные службы. 2 https://infourok.ru/prezentaciya-organizaciyasocialnogo-obsluzhivaniya-2574247.html Пенсионная система РФ. 2 15 https://infourok.ru/prezentaciya-poobschestvoznaniyu-na-temu-pensionnieprogrammi-klass-1829274.html Налоговая система РФ. 2 https://uchitelya.com/obschestvoznanie/63453 -prezentaciya-nalogi-7-klass.html 16 https://kopilkaurokov.ru/finansovayagramotnost/presentacii/priezientatsiia_po_tie mie_naloghovaia_sistiema Итоговая работа по курсу 17 2 Финансовая грамотность. https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-intellektualnaya-igrasvoya-igra-dlya-uchaschihsya-klassovobobschenie-znaniy-3989165.html Тематическое планирование 8 класс № п/п Тема урока Кол-во часов Электронные образовательные ресурсы 26 Деньги. Виды денег. 2 Банки. История развития банков. 2 Денежные переводы, счета и вклады. 2 Кредитные продукты. 2 Виды кредитов и их свойства. Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги. Что такое кредитная история. 2 2 Микрофинансовые организации. 2 Инфляция. Причины и последствия. 2 Что такое страхование, как оно работает. 2 Мошенничество на финансовых рынках. 2 1 2 3 4 5 6 2 7 8 9 10 11 https://infourok.ru/prezentaciya-poobschestvoznaniyu-dlya-klassa-na-temudengi-3457331.html https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuistoriya-bankovskogo-dela-3704282.html https://ppt-online.org/202278 https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-na-temu-bankovskieuslugi-predostavlyaemye-grazhdanam-8klass-6371789.html https://infourok.ru/kreditnye-produkty4793910.html https://ppt-online.org/651594 https://ppt-online.org/445462 https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentac ii/tsifrovyie-dien-ghi-i-sistiemaeliektronnykh-platiezhiei https://infourok.ru/prezentaciya-na-temukreditnaya-istoriya-5860137.html https://docs.yandex.ru/docs/view?url=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFo ewruCAUIMl9Upa2ZzQpxf3GNTwLJ9YJc6JHK2lXOkLW1MddIC n01CT1g4VvjlZiun2eQ8DNE3s9OZZ4BFxxe YKo53o7OLU77-C1B-JaESiforeMWDP32KpJ3IPIBFANVYfA%3D% 3D%3Fsign%3DS1v04z1KaubBRMavtCCQk YKWbqfys8jBE5vLsyUYM30%3D&name= Презентация%20урока%20Кредитная%20и стория.pptx&nosw=1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-pofinansovoy-gramotnosti-mikrofinansovieorganizacii-3513305.html https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-8-klass-na-temu-inflyaciya4262936.html https://videouroki.net/razrabotki/konspiektpriezientatsiia-po-tiemie-infliatsiia-isiemieinaia-ekonomika.html https://multiurok.ru/files/chem-pomozhetstrakhovanie-1.html https://uchitelya.com/obschestvoznanie/24787 -prezentaciya-chto-takoe-strahovanie.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokufinansovye-mahinacii-8-10-klass6517952.html https://ppt-online.org/651867 27 12 13 14 15 Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Личный и семейный бюджет 2 Цели планирования составление плана. 2 Информационное общество. Портал государственных услуг. Подоходный налог. Налог на имущество. 2 Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? 2 2 2 16 17 https://infourok.ru/prezentaciya-poekonomike-zaschita-prav-potrebiteley-klass2713541.html https://infourok.ru/prezentaciya-byudzhetsemi-klass-486501.html https://uchitelya.com/tehnologiya/75730prezentaciya-byudzhet-semi-racionalnoeplanirovanie-rashodov-8-klass.html https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/li brary/2021/01/16/shkolnikam-o-gosuslugah https://ru.wikipedia.org/wiki/Подоходный_на лог https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/li brary/2013/01/12/prezentatsiya-k-urokuklassifikatsiya-nalogov-8-klass https://infourok.ru/prezentaciya-na-temunalog-na-imushestvo-fizicheskih-lic4704320.html https://урок.рф/presentation/22507.html https://infourok.ru/prezentaciya-na-temunegosudarstvennye-pensionnye-fondy5158938.html Тематическое планирование 9 класс № п/п Тема урока Кол-во часов Электронные образовательные ресурсы 1 Современные деньги России и других стран. Практическая работа. Деньги. . 1 https://infourok.ru/prezentaciya-na-temusovremennie-dengi-rossii-klassi-2759920.html https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-pofinansovoy-gramotnosti-kakie-bivayutistochniki-dohodov-klass-3662924.html 2 2-3 https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-pofinansovoy-gramotnosti-chto-mozhetproishodit-s-dengami-i-kak-eto-vliyaet-nafinansi-semi-3625475.html Структура доходов семьи. 1 Зарплата как источник дохода. 1 Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как 1 4 5 6 https://uchitelya.com/obschestvoznanie/18162 -prezentaciya-planirovanie-byudzheta-semi-9klass.html https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-iupravlenie/library/2022/04/24/zarplata-kakistochnik-dohoda https://infourok.ru/prezentaciya-po-temebezrabotica-klass-1582408.html 28 7 8 9 10 11 12 1314 15 16 17 получить пособие по безработице и кому оно полагается в России. Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов. 1 1 Практическая работа. Контроль семейных расходов. 1 Что такое семейный бюджет. Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. Составление семейного бюджета. Практическая работа. Составление, семейного бюджета. Практическая работа. Составление бюджета семьи. Что такое финансовое мошенничество. 1 1 https://ppt-online.org/1035241 https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsi ia-po-teme-kontrol-semeinogo-biudzheta.html https://findslide.org/obshchestvoznanie/50767 5-prezentatsiya-po-finansovoy-gramotnostina-temu-33 https://ppt-online.org/1042255 https://урок.рф/presentation/28684.html 1 https://ppt-online.org/1239695 2 https://obrazovanie-gid.ru/voprosy/onlajnurok-lichnyj-finansovyj-plan-put-kdostizheniyu-celi-prezentaciya.html https://pandia.ru/text/78/275/71552.php Фальшивые деньги. Что такое пенсия. 1 1 Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. Банки и их функции. 1 Договор банковского вклада и банковского счёта. 2 Банковский кредит и условия его предоставления. 1 Банковские карты. Виды банковских карт. Практическая работа. Банковские карты. Практическая работа. Банковские карты. Зачет. 1 1 1 18 19 1 20 2122 23 24 2526 27 2 1 https://ppt-online.org/1262763 https://kopilkaurokov.ru/finansovayagramotnost/presentacii/finansovoie_moshienni chiestvo https://ppt-online.org/894923 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokufinansovoj-gramotnosti-chto-takoe-pensiya-ikak-sdelat-eyo-dostojnoj-9-klass4036847.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuobschestvoznaniya-na-temu-pensionnayasistema-rossii-305693.html https://uchitelya.com/obschestvoznanie/80046 -prezentaciya-banki-i-ih-funkcii-bankovskayasistema-rossii.html https://ppt-online.org/543093 https://myslide.ru/presentation/dogovorbankovskogo-vklada https://infourok.ru/prezentaciya-poekonomike-na-temu-krediti-i-ih-rol-vsovremennom-obschestve-klass-3825021.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiiabankovskie-karty-k-uroku-po-moduliu.html https://infourok.ru/prezentaciya-vidibankovskih-kart-2011865.html https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/08/0 1/prezentatsiya-plastikovye-karty 29 28 29 30 31 32 33 34 Налог. Какие налоги вам предстоит платить. 1 Практическая работа. Налог. 1 Информационное общество. Портал государственных услуг. 1 Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин. Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. Что нужно знать при оформлении на работу. 1 Практическая работа. Финансовая грамотность. 1 1 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poobshestvoznaniyu-nalogi-9-klass4587291.html https://multiurok.ru/files/kakie-nalogi-myplatim.html https://infourok.ru/prezentaciya-poinformatike-portal-gosudarstvennyh-uslug4663629.html https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/ 11/13/prezentatsiya-na-temu-pravila-umnogopokupatelya https://infourok.ru/prezentaciya-pravapotrebitelya-9-klass-4236320.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuoformlenie-na-rabotu-po-dogovorudokumenty-neobhodimye-pri-trudoustrojstve9-klass-6406944.html https://kopilkaurokov.ru/finansovayagramotnost?class=9 30 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. В конце каждой четверти дети создают совместные коллективные работы. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивное оборудование. Интерактивная доска. Компьютерное оборудование. Ноутбук учителя. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Интерактивное оборудование. Интерактивная доска. Компьютерное оборудование. Ноутбук учителя 31