СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/24-25 «29» августа 2024 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е от «29» августа 2024 № 151-ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОМЕТРИИ» для обучающихся 11 класса 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: целенаправленная подготовка обучающихся к успешной сдаче промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации за курс среднего общего образования; развитие математических, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений; развитие у обучающихся практических навыков решать геометрические задачи, нестандартные задачи; углубление и расширение знаний обучающихся. Задачи курса: формировать у обучающихся навык решения задач повышенного уровня сложности по геометрии; познакомить обучающихся с типами заданий и способами их решения; расширить сферу математических знаний обучающихся; продолжить приобщать учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами; создать положительную мотивацию обучения математике. Формы проведения занятий обучающихся в соответствии с данной программой следующие: практикум по решению задач; решение задач, повышенной трудности; работа с научно – популярной литературой; разбор задач, заданных домой; занятия организованы по принципу: теория – практика. Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве. 2 На занятиях используется наглядный материал: видео-фрагменты, дидактический, счетный, демонстрационный материал, модели фигур. Место курса в учебном плане Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа — по 1 часу в неделю. Срок реализации программы — 1 год. Обучение ведется на отметочной основе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тела вращения Взаимное расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере. Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и конуса. Симметрия сферы и шара. Комбинации тел вращения и многогранников. Призма, вписанная в цилиндр, описанная около цилиндра. Пересечение сферы и шара с плоскостью. Касание шара и сферы плоскостью. Понятие многогранника, описанного около сферы, сферы, вписанной в многогранник или тело вращения. Площадь поверхности цилиндра, конуса, площадь сферы и её частей. Подобие в пространстве. Отношение объёмов, площадей поверхностей подобных фигур. Решение задач на плоскости с использованием стереометрических методов. Построение сечений многогранников и тел вращения: сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса (параллельные основанию и проходящие через вершину), сечения шара, методы построения сечений: метод следов, метод внутреннего проектирования, метод переноса секущей плоскости. Векторы и координаты в пространстве Векторы в пространстве. Операции над векторами. Векторное умножение векторов. Свойства векторного умножения. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Разложение вектора по базису. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМТЕНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. навыки решения разных типов заданий по рассматриваемым темам; 3 самостоятельный поиск методов решения заданий по данным темам; навыки к выполнению работы исследовательского характера; навыки решения задач ЕГЭ разных типов части 2 профильного уровня; личностный рост обучающегося, его самореализация. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при решении геометрических задач; уметь решать стереометрические и планиметрические задачи. анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: свободно оперировать понятиями, связанными с цилиндрической, конической и сферической поверхностями, объяснять способы получения; оперировать понятиями, связанными с телами вращения: цилиндром, конусом, сферой и шаром; распознавать тела вращения (цилиндр, конус, сфера и шар) и объяснять способы получения тел вращения; классифицировать взаимное расположение сферы и плоскости; вычислять величины элементов многогранников и тел вращения, объёмы и площади поверхностей многогранников и тел вращения, геометрических тел с применением формул; свободно оперировать понятиями, связанными с комбинациями тел вращения и многогранников: многогранник, вписанный в сферу и описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник или тело вращения; вычислять соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел; изображать изучаемые фигуры, выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу, строить сечения тел вращения; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; свободно оперировать понятием вектор в пространстве; решать геометрические задачи на вычисление углов между прямыми и плоскостями, вычисление расстояний от точки до плоскости, в целом, на применение векторно-координатного метода при решении; 4 свободно оперировать понятиями, связанными с движением в пространстве, знать свойства движений; строить сечения многогранников и тел вращения: сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса (параллельные основанию и проходящие через вершину), сечения шара; использовать методы построения сечений: метод следов, метод внутреннего проектирования, метод переноса секущей плоскости; доказывать геометрические утверждения; применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной и неявной форме; решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин; применять программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач; применять полученные знания на практике: сравнивать, анализировать и оценивать реальные ситуации, применять изученные понятия, теоремы, свойства в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин; иметь представления об основных этапах развития геометрии как составной части фундамента развития технологий. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов Наименование разделов и № п/п тем программы Всего Теоретические занятия Практические занятия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 11 КЛАСС 1. Планиметрические задачи 1 2. Метод координат при решения задач 1 1 https://resh.edu.ru/ 3. Метод координат при решения задач 1 1 https://resh.edu.ru/ 4. Метод координат при решения задач 1 1 https://resh.edu.ru/ 5. Метод координат при решения задач 1 1 https://resh.edu.ru/ 6. Метод координат при решения задач 1 1 https://resh.edu.ru/ 7. Метод координат при решения задач 1 1 https://resh.edu.ru/ 8. Объём многогранника 1 1 https://resh.edu.ru/ 9. Объём многогранника 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 6 10. Объём многогранника 1 1 https://resh.edu.ru/ 11. Объём многогранника 1 1 https://resh.edu.ru/ 12. Объём многогранника 1 1 https://resh.edu.ru/ 13. Объём многогранника 1 1 https://resh.edu.ru/ 14. Площади поверхности и объёмы круглых тел 1 15. Площади поверхности и объёмы круглых тел 1 1 https://resh.edu.ru/ 16. Площади поверхности и объёмы круглых тел 1 1 https://resh.edu.ru/ 17. Площади поверхности и объёмы круглых тел 1 1 https://resh.edu.ru/ 18. Площади поверхности и объёмы круглых тел 1 1 https://resh.edu.ru/ 19. Площади поверхности и объёмы круглых тел 1 1 https://resh.edu.ru/ 20. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 21. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 22. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 7 23. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 24. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 25. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 26. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 27. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 28. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 29. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 30. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 31. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 32 Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 33. Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 34 Повторение, обобщение и систематизация знаний 1 1 https://resh.edu.ru/ 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 31 9