РП ЧФУ Практикум по работе с текстом 11 класс

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. протокол
№ 1/24-25
«29» августа 2024

приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2024 № 151-ОД

«29» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса

«Практикум по работе с текстом»
для обучающихся 11 класса

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по
русскому языку в форме Единого государственного экзамена и рассчитана на 34 часа. Она
содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной)
школы, углубляет знания учащихся, полученные в 10 классе. Программа предусматривает
теоретический материал посредством обобщающих бесед и лингвистического анализа
текстов. Работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с
работой над текстом. Одно из главных мест в программе занимает работа над стилями речи.
Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Именно подготовка
к экзамену по русскому языку в тестовой форме (задания типа “С”) даёт шанс приобрести
необходимую языковую и риторическую эрудицию, ориентирует на интерпретацию
текстов разных стилей и написание рецензии. Факультативный курс непосредственно
связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и
навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к
сдаче ЕГЭ.
На курсе, реализуемому через часть формируемую участниками образовательных
отношений предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию
навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.. Работа с
выразительными средствами языка не выделяется отдельно, она систематически
проводится в процессе работы с текстом.
Данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:
лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение
применять их на практике; языковую, основанную на практическим владением русским
язык, знании языковых норм, орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;
коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание
собственных текстов.
Данная программа создана с учетом Рабочей программой воспитания. Представляет собой
один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время
проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания подрастающей молодежи.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:




Систематизировать и обобщить знания по курсу основной (полной) школы;
Повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную
подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ.
Научить учащихся правильно использовать лексическое богатство русского языка
и стилистически возможности, создавать свою собственную творческую работу.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:




Ликвидировать у учащихся имеющиеся пробелы, формировать умения и навыки
устной и письменной речи учащихся, обогащать словарный запас и
грамматический строй речи.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

ФОРМЫ РАБОТЫ: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

2

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:















лекция;
беседа;
объяснение учителя;
создание проблемной ситуации;
анализ текстов различных стилей и типов;
анализ готовых образцов сочинений;
работа с тестами ЕГЭ;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
обсуждение, диалог;
написание и редактирование сочинений-рассуждений;
самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: справочная и учебная литература, тексты различных
стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы,
таблицы, опоры, компьютер.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц
с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других);
комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного). Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого
и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса
русского языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм
согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной
формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов
предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание духовных ценностей российского народа; Сфрмированность
нравственного сознания, норм этичного поведения; Способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
3

ценности; Осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; Ответственное
отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне; Устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов
различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов,
жанров; Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
Выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии
оценки.
Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства
русской фонетики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы.
Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные
способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства
словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические
(морфологические) нормы.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и
второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные
предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений.
Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы.
Выразительные средства грамматики.
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц.
Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание
суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи.
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание
4

НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий.
Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное
написание. Орфографический анализ.
Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения,
обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах,
уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания
при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи. Пунктуационный анализ.
Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы
речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в
тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых
средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ
текста. Создание текстов – рассуждений.
Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон,
олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза,
инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое
восклицание, синтаксический параллелизм.

5

Календарно-тематическое планирование
№
занятия
1
2

Тема и содержание занятия

ЭОР

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.
Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис).

Количество
часов
1
1

3

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку ( фонетика и орфография).

1

https://infourok.ru/podgoto
vka-k-ege-zadaniya-a1fonetika-4808966.html

4

Орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах, правописание –не и –ни,
-н и –нн.
Словообразование, слитное или раздельное написание слов, языковые нормы
языка.
Языковые и грамматические нормы языка

1

Синтаксис и пунктуация (простое и сложное предложение).
Синонимика простых предложений с обособленными определениями и с
придаточными определительными.
Пунктуация при вводных и вставных конструкциях
Языковые нормы языка. Использование нормированной лексики
Лексические нормы языка. Паронимы.

2
1

5
6

7-8
9
10
11
12

6

1
1

1
1
1

https://foxford.ru/wiki/russk
iy-yazyk/yazykovyenormy-orfoepicheskieleksicheskiegrammaticheskie?utm_refer
rer=https%3A%2F%2Fyan
dex.ru%2F
Добавлено примечание ([A1]):

https://foxford.ru/wiki/russk
iy-yazyk/leksicheskienormy-sovremennogorusskogo-yazyka-zadanie-5ege

13

Типы грамматических ошибок.

1

14
15-16

1
2

20
21-22
23-24

Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.
Разбор зданий ЕГЭ, связанных с анализом текста. Часть “С” (типы речи, стили
речи)
Работа с основной мыслью текста.
Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах
(разбор заданий “С” из ЕГЭ).
Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях
речи (разбор заданий “С” из ЕГЭ).
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.
Анализ изобразительно-выразительных средств (разбор задания 8 из части “В”).

25
26
27
28
29
30-31
32-34

Анализ написанной рецензии на научный стиль речи, разговорный.
Анализ написанной рецензии на публицистический стиль речи.
Написание собственных рецензий учащихся (часть “С”).
Анализ написанной рецензии на художественный стиль речи.
Оценочные слова и речевые клише в помощь к написанию сочинения.
Написание рецензии на художественный стиль речи (часть “С”).
Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

1
1
1
1
1
2
3

17
18
19

7

1
2
2
1
2
2

Учебно-методическая литература
Литература для педагога
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для
общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.:
Просвещение, 1989, 1992.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.:
Просвещение, 2002.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.
Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое
планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.
Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение,
1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова
А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.:
Просвещение, 2009.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.:
Экзамен, 2006.
Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический
материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.
Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический
материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.
Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и
образование, 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика
и культура речи, М.: Махаон, 2005.
Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.Волж. кн. изд., 1993.
Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку.
10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2001.
Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2007.
Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.
Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И.,
Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»),
Волгоград, Учитель, 2004.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 1982.
8

Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:
2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
Различные виды лингвистических словарей.

Литература для учащихся
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мещерина Русский язык –учебник для 10-11 классов
общеобразовательных организаций. Базовый уровень:в 2ч., М.П»Русское слово», 2015.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для
общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.:
Просвещение, 1989, 1992.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.:
Экзамен, 2006.
Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и
образование, 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика
и культура речи, М.: Махаон, 2005.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:
2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
Различные виды лингвистических словарей.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».