СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/25-26
«27» августа 2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2025 № 88-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2025-2026 учебный год
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Методическими рекомендациями по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от
15.04.2022 № СК- 295/06;
- Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП
2.4.3648-20;
- Программой развития социальной активности «Орлята России» для
обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией
А. В. Джеуса; автор-составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.
В рамках указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее –
Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята
России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в
сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного
пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в
образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания»,
в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России»
способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с
подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех
вызовов современного мира.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Орлята России» представлены по годам обучения. Также они включают
отдельные результаты в области становления личностных качеств и
метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом
этапе обучения.
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в
неделю в 1 классе и 2 часа во 2-4 классах начальной школы. Программа
рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс - 34 учебных недели в
год).
Основные направления воспитательной деятельности
Направления
воспитания
Гражданское
Патриотическое
Духовнонравственное
Эстетическое
Целевые ориентиры
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее
территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей малой родины, родного края, своего народа,
российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских
правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку
своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражающий непринятие любых форм
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования,
роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к
самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи,
российские традиционные семейные ценности (с учетом
этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего
народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, искусстве, творчестве людей.
Физическое
Трудовое
Экологическое
Познавательное
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой
и спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному
состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное
отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах
доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Понимающий ценность природы, окружающей среды,
зависимость жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе
собственное поведение, на состояние природы, окружающей
среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение,
непринятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки
охраны природы, окружающей среды и действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира,
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы, о науке, научном знании, научной картине
мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в
разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком
образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного
развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к
«социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России».
Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать
свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни.
1класс
Название
трека
Трек
«Орлёнок –
Эрудит».
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Содержание учебного курса
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все
связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной
стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами
получения информации.
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Символ трека – Круг Добр. Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как
можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец»,
«волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать
преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач
учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека –
Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом,
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети –
активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и
Формы
организации
занятий
Виды
деятельности
Дидактические,
развивающие и
ролевые игры,
учебные диалоги,
игровая программа.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Создание
«Классного круга
добра». Решение
кейса «Как
поступить в данной
ситуации
и
что
попросить в награду».
Динамические паузы.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Идея «одной
большой командой
делаем общее дело».
изготовление
оригами, реализация
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
классную ѐлку к новогоднему празднику/ участвуют в новогоднем идей по украшению проблемноклассном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для класса/классной ёлки ценностное
знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий
общение.
(на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ
«Орлёнок – трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
Спортсмен»
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от
учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека –
альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций,
истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и
моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я –
хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника
Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Танцевальная
зарядка; введение
образа ЗОЖика,
участие в весёлых
стартах, проба
спортивных
ролей
детьми,
прослушивание
рассказа спортсмена
школы, интервью,
беседа со
спортсменами
Игра – путешествие,
работа в парах по
изучению данных в
детской
энциклопедии,
просмотр
познавательного
видеоролика об
историческом и
культурном
богатстве своего
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
физкультурноспортивная
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение
Трек
«Орлёнок
Эколог»
–
региона/своей
страны, просмотр
фотографий о
прошлом, старине..
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека Сбор рюкзачка
– Рюкзачок эколога. Погодные условия в момент реализации трека эколога, экскурсия
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение
2 класс
Название
трека
Содержание учебного курса
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека
– конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости
классного коллектива, сформировать
детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной
деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …»
Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя
звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в
команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание,
учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие
Формы
организации
занятий
Игра-испытание.
Динамические паузы.
Практикум «Пробую
себя в роли лидера».
Работа
по
ЧТП
Веревочный курс
«Лидер»
Виды
деятельности
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
проблемноценностное общение
задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по
кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),«молекула», «имя хором» и др.
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека –
Конверт-копилка. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад,
интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети
знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с
пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «ОрлёнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой
части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с
лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Командные и
интеллектуальные
игры, «Кейс
интеллектуальных,
игра «Всезнайки»
Создание «конвертакопилки «Эрудит»,
игра «Хочу всё
знать»
Создание идеи своего
дела. Тренинг «Мы
мастера».
Экскурсия/ мастеркласс
Мини-спектакль
Познавательная,
игровая
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение.
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Беседа. Динамические Познавательная,
Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый паузы
проблемногод. Проведение трека в данный временной период можно
ценностное
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
общение
поддержит
общее
настроение
добра,
взаимопонимания,
удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ
трека - чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к
середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том
числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний
период.
Трек
«Орлёнок –
Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека
– рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека –
альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Беседа.
Игра «Победа над
Великим
Нехочухой».
Динамические паузы.
Работа с чек-листом,
Игра с элементами
ТРИЗ,
минисоревнования. КТД
«Плакат
болельщика». Играобсуждение
«Копилка
болельщика».
Сбор рюкзака
эколога, игровые
упражнения, игра
«Экологическая
ромашка»,
Дидактическая игра
«Орлёнок»: что в
мусорном
ведре?
Экскурсия/
интеллектуальная
игра.
Экскурсия, беседа,
исследование
исторических
альбомов
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное
общение
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения
традиций, истории и культуры своего родного края. Основная
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
3-4 классы
Название
трека
Содержание учебного курса
Формы
организации
занятий
Виды
деятельности
Трек
«Орлёнок –
Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека
– конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива в начале учебного года,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений
Игра на
командообразование.
Беседа. Тренинг на
выявления лидера в
команде.
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
проблемноценностное
общение
Трек
«Орлёнок –
Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц
второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных
интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Игра «Лото».
Интеллектуальная
игра
«Вопрос от эрудита».
Игра
«Интеллектуальный
кроссворд». Игра
«Эврика».
Познавательная,
игровая
Трек
«Орлёнок –
Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом,
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Мастер классы.
КТД
«Россия
мастеровая». Игра по
станциям
«Город мастеров».
Тренинг
«Мы
мастера»
Трек
«Орлёнок –
Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно
рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит
общее
настроение
добра,
взаимопонимания,
удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Решение кейса
«Как поступить в
данной ситуации и
что попросить в
награду». КТД
«Создай людям
хорошее
настроение». Минитренинг.
Трек
«Орлёнок –
Спортсмен»
Трек
«Орлёнок –
Эколог»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ
трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к
середине учебного года накапливается определённая усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные
мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в
зимний период.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека
– рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение.
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
КТД
«Зарядка». КТД
«Плакат
болельщика».
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика».
Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное
общение.
КТД
«Экологическая
тропа».
КТД
Познавательная,
игровая, проблемно
ценностное
общение
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с «Знаю, умею,
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического действую».
субботника.
Трек
«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека –
альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе
лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через
понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
КТД «Альбом
памяти». Поделка
«Традиции России».
Кодекс
«Орленкахранителя».
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество,
проблемно
ценностное
общение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
–
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
–
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
–
уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота
своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
–
понимание связи человека с окружающим миром;
–
бережное отношение к среде обитания;
–
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
–
признание индивидуальности каждого человека;
–
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
–
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
–
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
–
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
–
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
–
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
–
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
–
бережное отношение к природе;
–
непринятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
–
первоначальные представления о научной картине мира;
–
познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
–
проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
–
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
–
способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения;
–
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
–
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
–
умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
–
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
–
понимать, что информация может быть представлена в разной форме –
книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
–
умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора, руководителя, исполнителя;
–
умение сравнивать свои качества с качествами лидера,
комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
–
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в
ходе поиска ответа;
–
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе;
–
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
–
умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
–
–
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
–
признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
–
умение высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновывать, приводя аргументы;
–
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,
корректно по отношению к окружающим;
–
умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности;
–
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность
изменять себя;
–
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск
средств её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
–
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
–
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности;
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание
главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность,
увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга,
журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера
совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности
комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего
и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит»,
синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения
мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»;
умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные
танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр»,
«добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать
положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность
природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила
экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной
среде; владение различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об
истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и
чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека-лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые
волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п\п
Тема раздела
1.
Старт программы
2.
Орлёнок – Лидер
3.
Орлёнок – Эрудит
Кол- Электронные (цифровые) образовательные
во
ресурсы
часов
4ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
4ч
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog
4ч
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
4.
Орлёнок – Мастер
4ч
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
7.
Орлёнок – Эколог
4ч
8.
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
4ч
9.
Подведение итогов
1ч
Итого:
33 ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
https://orlyatarussia.ru/library/29
2 класс
№
п\п
Тема раздела
Кол-во
часов
1.
Старт программы
2ч
2.
Орлёнок – Лидер
8ч
3.
Орлёнок – Эрудит
8ч
4.
Орлёнок – Мастер
12 ч
5.
Орлёнок – Доброволец
8ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
8ч
7.
Орлёнок – Эколог
10 ч
8.
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
Подведение итогов
8ч
Итого:
68 ч
9.
4ч
Электронные(цифровые)образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnayahkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/68257
5/? ysclid=llokep8qay493518882
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-podrugomu/korobka-hrabrosti
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/library/29
3 класс
№
п\п
Тема раздела
Кол-во
часов
Электронные(цифровые)образовател
ьные ресурсы
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyM
qpg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=
34
https://orlyatarussia.ru/library/29
1.
Старт программы
2ч
2.
Орлёнок – Лидер
8ч
3.
Орлёнок – Эрудит
8ч
4.
5.
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
12 ч
8ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
8ч
7.
Орлёнок – Эколог
10 ч
8.
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
8ч
9.
Подведение итогов
4ч
Итого:
68 ч
4 класс
№
п\п
Тема раздела
Кол-во
часов
Электронные(цифровые)образовательн
ые ресурсы
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://orlyatarussia.ru/library/29
1.
Старт программы
2ч
2.
Орлёнок – Лидер
8ч
3.
Орлёнок – Эрудит
8ч
4.
5.
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
12 ч
8ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
8ч
7.
Орлёнок – Эколог
10 ч
8.
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
Подведение итогов
8ч
Итого:
68 ч
9.
4ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема
Подготовительный этап к участию в Программе - 4 ч
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
1.
классе»
Кол-во
часов
1
«Мы будем друзьями в классе»
1
«Правила настоящих друзей»
1
Вводный Орлятский урок
1
2.
3.
4.
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч.
«Кто такой эрудит?»
5.
1
«Всезнайка»
1
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
«Подведём итоги»
1
6.
7.
8.
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч.
«От слова к делу»
9.
1
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
«Доброволец – это доброе сердце»
1
«Подведём итоги»
1
«Орлёнок – Мастер» 4 ч.
«Мастер – это…»
13.
1
10.
11.
12.
Дата
«Мастерская Деда Мороза …»
1
«Класс мастеров»
1
«Классная ёлка»
1
14.
15.
16.
«Орлёнок – Спортсмен» 4 ч.
«Утро мы начнём с зарядки»
17.
1
«Сто затей для всех друзей»
1
«Весёлые старты»
1
«Азбука здоровья»
1
18.
19.
20.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
21.
1
«История школы – моя история»
1
«Поход в музей»
1
«Историческое чаепитие»
1
«ЭКОЛОГиЯ»
1
«В гости к природе»
1
«Мы друзья природе»
1
«Орлята – экологи»
1
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
«Орлёнок – Лидер» 4 ч.
«Лидер – это…»
29.
1
«Я хочу быть лидером!»
1
«С командой действую!»
1
«Мы дружный класс»
1
30.
31.
32.
Подведение итогов 2 ч.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
33.
учебном году
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
2 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Старт программы – 2 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.
2
Орлёнок – Лидер –8 ч
Лидер – это…
2.
2
С командой действовать готов. Верёвочный курс
2
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
2
«Мы дружный класс!»
2
3.
4.
5.
Орлёнок – Эрудит – 8 ч
Кто такой эрудит?
6.
2
Развиваемся, играя!
2
Могу быть изобретателем
2
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека
«На старте новых открытий»
2
7.
8.
9.
Орлёнок – Мастер -12 ч
Мастер – это…
10.
2
От идеи – к делу!
2
КТД «Классный театр»
2
«Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» –
подводим итоги
2
11.
12.
13.
Из них на Подведение промежуточных итогов - 4 ч.
Дата
14.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
2
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
2
15.
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 8 ч
От слова к делу.
2
КТД «Создай хорошее настроение»
2
КТД «Братья наши меньшие»
2
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
2
16.
17.
18.
19.
Орлёнок – Спортсмен – 8 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
2
О спорт, ты – мир!
2
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
2
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
2
20.
21.
22.
23.
Орлёнок – Эколог – 8 ч
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
2
«Мой след на планете»
2
Восхищаемся красивым миром
2
«Шагая в будущее – помни о планете»
2
24.
25.
26.
27.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 10 ч
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.
2
Хранитель семейных традиций
2
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
2
Историческое чаепитие
2
Расскажи мне о России
2
28.
29.
30.
31.
32.
Подведение итогов – 4 ч
33.
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
2
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3 класс
№
Тема
Старт программы – 2 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.
Орлёнок – Лидер – 8 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером
Кол-во
часов
2
2
3.
«В команде рождается лидер»
2
4.
КТД «Вместе мы сможем всё»
2
5.
«Мы дружный класс!
2
Орлёнок – Эрудит – 8 ч
6.
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
2
7.
«Игра – это полезно и интересно»
2
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
2
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
2
Орлёнок – Мастер 12 ч
10.
Мастер – это…«Россия мастеровая»
2
11.
«В гости к мастерам»
2
12.
«Мастер – это звучит гордо!»
2
13.
«Путь в мастерство» – подводим итоги
2
Из них на Подведение промежуточных итогов 4 ч.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 8 ч
14.
16.
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
2
2
2
Дата
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
2
18.
«Доброволец – это доброе сердце»
2
19.
«Портрет добровольца»
2
Орлёнок – Спортсмен – 8 ч
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
2
21.
«Сто затей для всех друзей»
2
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
2
23.
«Встреча-подарок»
2
Орлёнок – Эколог – 8 ч
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
2
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
2
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
2
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
2
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 10 ч
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
2
29.
«Традиции моей страны»
2
30.
«Знать, чтобы хранить»
2
31.
КТД «История становится ближе»
2
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
2
Подведение итогов – 4 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
2
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4 класс
№
Тема
Старт программы – 2 ч
Вводный «Орлятский урок».
1.
Орлёнок – Лидер – 8 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.
Кол-во
Часов
2
2
3.
«В команде рождается лидер».
2
4.
КТД «Вместе мы сможем всё».
2
5.
«Мы дружный класс!
2
Орлёнок – Эрудит – 8 ч
6.
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
2
7.
«Игра – это полезно и интересно»
2
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
2
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
2
Орлёнок – Мастер 12 ч
10.
Мастер – это…«Россия мастеровая»
2
11.
«В гости к мастерам»
2
12.
«Мастер – это звучит гордо!»
2
13.
«Путь в мастерство» – подводим итоги
2
Из них на Подведение промежуточных итогов 4 ч.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 8 ч
14.
16.
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
2
2
2
Дата
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
2
18.
«Доброволец – это доброе сердце»
2
19.
«Портрет добровольца»
2
Орлёнок – Спортсмен – 8 ч
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
2
21.
«Сто затей для всех друзей»
2
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
2
23.
«Встреча-подарок»
2
Орлёнок – Эколог – 8 ч
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
2
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
2
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
2
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
2
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 10 ч
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
2
29.
«Традиции моей страны»
2
30.
«Знать, чтобы хранить»
2
31.
КТД «История становится ближе»
2
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
2
Подведение итогов – 4 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
2
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии
посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskierekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты
игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-vprogramme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3. Учебно-методический комплект для 1
класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4. Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/
6. Построение курса внеурочной деятельности 4
класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4klassa-/
7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/
Электронная библиотека сайта «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель