ЧФУ РП Легкая атлетика (5-9 кл)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/25-26
«27» августа 2025

приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2025 № 88-ОД

«29» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физическая культура»
Модуль « Легкая атлетика».

Пояснительная записка
Легкая атлетика дает возможность развивать все физические
(двигательные) качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию,
с учетом сенситивных периодов развития детей. Занятия лёгкой атлетикой
являются общедоступными благодаря разнообразию видов, огромному
количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься
практически повсеместно и в любое время года. Виды легкой атлетики имеют
большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, так как
владение основами техники бега, прыжков и метаний является жизненно
необходимыми навыками каждого человека. Легкоатлетические дисциплины
играют важную роль в общефизической подготовке спортсменов практически во
всех видах спорта. Беговые виды легкой атлетики, как средство закаливания,
оказывают положительное влияние на иммунную систему организма человека,
повышают выносливость и устойчивое состояние организма к воздействию
низких температур, простудным заболеваниям.
Цель программы: обучение основам легкоатлетических дисциплин (бега,
прыжков и метаний) как базовому жизненно необходимому навыку,
формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального
самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через
занятия физической культурой и спортом с использованием средств легкой
атлетики.
Задачи программы: - всестороннее гармоничное развитие детей и подростков,
увеличение объёма их двигательной активности; - укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных
физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма,
обеспечение культуры безопасного поведения средствами легкой атлетики; формирование технических навыков бега, прыжков, метаний и умения
применять их в различных условиях; формирование общих представлений о
различных видах легкой атлетики, их возможностях и значении в процессе
укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке
обучающихся; - обучение основам техники бега, прыжков и метаний,
безопасному поведению на занятиях на стадионе (спортивной площадке), в
легкоатлетическом манеже, в спортивном зале, при проведении соревнований по
кроссу и различным эстафетам, отдыхе на природе, в критических ситуациях; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
средствами различных видов легкой атлетики с общеразвивающей и
корригирующей направленностью; воспитание общей культуры развития
личности обучающегося средствами легкой атлетики, в том числе, для

самореализации и самоопределения; - развитие положительной мотивации и
устойчивого учебно познавательного интереса к физической культуре,
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях
физической культурой и спортом средствами различных видов легкой атлетики;
- популяризация легкой атлетики в общеобразовательных организациях,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности
к занятиям различными .
Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и
учебных программ для занятий во внеурочное время.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью
развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость,
гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в
трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются
навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и
рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто
занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно
техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого
организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены,
питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное
значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная
организация и методика проведения занятий и соревнований положительно
влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств
(воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки
собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств,
специфических антропометрических особенностей, высокой психической
устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные
способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Цель создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому
и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся,
через обучение легкой атлетике.
Задачи:
Обучающие:
-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
-формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
-развитие физических способностей;
-раскрытия потенциала каждого ребенка;

-развития морально
-волевых качеств;
-развития внимания, мышления.
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
культуру поведения, уважение к людям,
-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Возраст детей: программа составлена для учащихся 5,6,7,8,классов
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 час в неделю в каждом
классе (34 часа в год).
Этапы:
первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и
овладение базовыми основами техники избранного вида спорта;
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных
физических качеств и двигательных навыков;
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40
минут. Для более качественного освоения предметного содержания занятия
подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательнопредметной и образовательно-тренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными
знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению
самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного
материала;
образовательно-предметной направленности используются для
формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики,
подвижных игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной направленности используются для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих
задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и
физических качеств, обучают способам регулирования физической
нагрузки
Основными формами подведения итогов программы являются:
тестирование;
умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять
различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и
коллективные действия.

знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых
упражнений и способность применения их на практике:
способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по
легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в
год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
выполнение контрольных нормативов;
овладение теоретическими знаниями;
знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых
упражнений;
способность применять основные приёмы самоконтроля;
знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
знание основ истории развития лёгкой атлетики
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской
культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в
спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие
результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на
соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия
спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее
окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» курса «Физическая культура»
на занятиях учащиеся должны
Характеризовать
значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма
занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
 правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных
учебной программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных,
силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние
дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча
(гранаты) на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой
атлетики.
Уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях лёгкой атлетикой;

технически правильно выполнять предусмотренные учебной
программой легкоатлетические и контрольные упражнения
(двигательные тесты);
 контролировать своё самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
технически правильно выполнять предусмотренные учебной
программой легкоатлетические и контрольные упражнения
(двигательные тесты);
 контролировать своё самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
5-6 класс
Прыж
ок в
Бег
длину 30м
с места (сек)
Оценк (см)
а

Поднима
ние
туловищ
Подтягива а из
ние
положен
(мальчики ия, лежа
)
на спине
мальчи девоч
за 30сек.
ки
ки
(девочки
)

Бег
100
0м
(ми
н.
сек.)

Прыж
ок в
Бег
длину 30м
с места (сек)
Оценк (см)
а
мальчи девоч
ки
ки

Высок
190
ий

170

4.9

5.0

9

Высок
190
ий

170

Средн
ий

170

150

5.4

5.6

6

Средн
ий

170

150

Низки
й

150

130

6.0

6.3

2

Низки
й

150

130

Бег
30м
(сек)

Поднима Бег
Подтягива
ние
100
ние
туловищ 0м

7-8 класс
Прыж
Оценк
ок в
а
длину

Прыж
Оценк
ок в
а
длину

Бег
30м
(сек)

с места
(см)

(мальчики а из
)
положен
ия, лежа
на спине
мальчи девоч
за 30сек.
ки
ки
(девочки
)

(ми
н.
сек.)

с места
(см)
мальчи девоч
ки
ки

Высок
208
ий

185

4.7

4.9

10

Высок
208
ий

185

Средн
ий

190

170

5.4

5.5

8

Средн
ий

190

170

Низки
й

170

143

5.8

6.1

3

Низки
й

170

143

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела

Всего
часов

Из них
1 год

1

Бег на короткие дистанции

30

8

8

7

7

2

Метание малого мяча

30

8

8

7

7

3

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» 28

6

6

8

8

4

Прыжки в высоту «перешагиванием»

28

6

6

8

8

5.

Подвижные игры с элементами легкой
атлетики

20

5

5

4

4

136

34

34

34

34

Итого часов:

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
5 класс
Наименование разделов, тем

Из них

Всего
теория
часов

№ п/п

практика

1.

Бег на короткие дистанции

8

В
процессе 8
обучения

1.1

Техника выполнения высокого старта

2

-

2

1.2

Техника выполнения низкого старта

3

-

3

1.3

Стартовый разгон и бег по дистанции

3

-

3

2

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

6

В
процессе 6
обучения

2.1

Техника отталкивания в прыжках в
длину с разбега «согнув ноги»

3

-

2.2

Техника приземления

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание»

6

3
В
процессе 6
обучения

3.1

Техника отталкивания с места и небольшого
разбега, а также правильному выполнению
маховых движений ногой и руками при
отталкивании

2

-

2

3.2

Постановка толчковой ноги на место
отталкивания

4

-

4

3

4.

Метание малого мяча

8

В
процессе 8
обучения

4.1

Техника выполнения хлесткому движению
метающей руки в финальном усилии

1

-

1

4.2

Техника выхода в положение "натянутого
лука" в финальном усилии

1

-

1

4.3

Метание малого мяча с одного шага, стоя
боком в направлении метания.

4

-

4

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м.

2

-

2

5.

Подвижные игры с элементами легкой
атлетикой

6

В
процессе 6
обучения

5.1

Развитие физических способностей в
подвижных играх с элементами легкой
атлетики

6

-

6

Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой
атлетике
Физическая культура человека
- режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с
ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
длину с разбега.
- история развития легкой атлетики
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в
длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные
беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическое развитие человека
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также
правильному выполнению маховых движений ногой и руками при
отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в
высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения
техники бега и прыжков.

4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию
мяча.
Физическая культура человека
- значение правильного питания при занятиях спортом
Практическая часть: Метание теннисного мяча с одного шага, стоя боком в
направлении метания. Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными
играми.
Способы двигательной деятельности
- подготовка к занятиям легкой атлетикой
Практическая часть:
Игры с бегом: «Волк во рву», « Жмурки», « Ловушки», « Картошка», «Выше
ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки по полоскам»
,«Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
6 класс
Всего Из них
№ п/п Наименование разделов, тем
часов теория
практика
1.

Бег на короткие дистанции

8

В
процессе
обучения

1.1

Техника выполнения низкого старта

2

-

2

1.2

Стартовый разгон и бег по дистанции

3

-

3

1.3

Техника движения рук в беге

3

3

2

Прыжки в длину с разбега «согнув
ноги»

6

В
процессе
обучения

8

6

2.1

Техника отталкивания в прыжках в
длину с разбега «согнув ноги»

3

-

3

2.2

Техника приземления

3

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание»

6

В
процессе
обучения

3.1

Техника отталкивания с места и
небольшого разбега, а также правильному 2
приземлению в прыжках в высоту

-

2

3.2

Техника разбега в сочетании
отталкиванием

4

-

4

8

6

4.

Метание малого мяча

8

В
процессе
обучения

4.1

Техника выполнения хлесткому
движению метающей руки в финальном
усилии

1

-

1

4.2

Техника выхода в положение "натянутого
лука" в финальном усилии

1

-

1

Техника выполнения скрестного шага

1

-

1

4.3

Метание малого мяча с двух – трех шагов
разбега

3

-

3

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8
- 10м.

2

-

2

5.

Подвижные игры с элементами легкой
атлетикой

6

В
процессе
обучения

6

5.1

Развитие физических способностей в
подвижных играх с элементами легкой
атлетики

6

-

6

Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой
атлетике

Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 4060 м, движение рук в беге, бег с ускорением.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в
длину с разбега. Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в
длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения
техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие
физических качеств
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также
правильному приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в
высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения
техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию
мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении
метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии;
выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии;
метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча
в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными
играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Знамя», « Жмурки», « Ловушки», « Выручай!», «Выше ноги от
земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест»,
«Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу»,
«Мяч среднему».

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
7 класс
№ п/п Наименование разделов, тем

Всего
часов

Из них
теория

практика

1.

Бег на короткие дистанции

7

В процессе
обучения

7

1.1

Техника выполнения низкого старта и
стартового разгона

3

-

3

1.2

Стартовый разгон и бег по прямой
дистанции с максимальной скоростью

4

-

4

8

В процессе
обучения

8

4

-

4

2
2.1

Прыжки в длину с разбега "согнув
ноги"
Техники движения в полете в прыжках в
длину с разбега

2.2

Ритм последних шагов

4

-

4

3.

Прыжки в высоту с разбега способом
"перешагивание

8

В процессе
обучения

8

3.1

Техника разбега в сочетание с
отталкиванием

4

-

4

3.2

Техника перехода через планку

4

-

4

4.

Метание малого мяча

7

В процессе
обучения

7

4.1

Техника выполнения скрестного шага

1

-

1

4.2

Техника метания малого мяча на
дальность с трех бросковых шагов

1

-

1

4.3

Отведение руки с малым мячом на два
шага и метанию с четырех бросковых
шагов.

3

-

3

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с
2
расстояния10-12м.

-

2

4

В процессе
обучения

4

4

-

4

5.

5.1

Подвижные игры с элементами легкой
атлетикой
Развитие физических способностей в
подвижных играх с элементами легкой
атлетики

Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой
атлетике
Физическая культура человека
- влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств
личности.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый
разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках
в длину с разбега; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в

длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые
упражнения для освоения техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
высоту.
Физическая культура (основные понятия).
-организация и планирование самостоятельных занятий по развитию
физических качеств.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через
планку. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые
упражнения для освоения техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию
мяча.
Физическая культура человека:
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Практическая часть: выполнение «крестного» шага при разбеге; метания
малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым
мячом на два шага при разбеге и метанию с четырех бросковых шагов;
метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с
расстояния 10-12м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными
играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические
эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от
земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по
кругу», «Мяч среднему», «Лапта»

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год
8 класс
№ п/п Наименование разделов, тем

Всего
часов

Из них
теория

практика
7

1.

Бег на короткие дистанции

7

В
процессе
обучения

1.1

Техника бега с максимальной скорости
по прямой дистанции

4

-

4

Техника перехода от стартового разгона к
бегу по дистанции.

3

-

3

2

Прыжки в длину с разбега "согнув
ноги"

8

В
процессе
обучения

8

2.1

Отработка отдельных элементов прыжка
в длину с разбега способом «согнув
ноги»

2

-

2

2.2

Подбор индивидуального разбега для
каждого ученика

3

-

3

2.3

Прыжок в длину с полного разбега.

3

-

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом
"перешагивание

8

В
процессе
обучения

8

3.1

Отработка отдельных элементов прыжка
в высоту способом «перешагивания»

2

-

2

3.2

Подбор индивидуального разбега для
каждого ученика

3

-

3

3.3

Прыжок в высоту с полного разбега.

3

3

4.

Метание малого мяча

7

В
процессе
обучения

4.1

Техника отведения руки с малым мячом
на два шага в ходьбе и медленном беге.

2

-

7

2

4.2

Технике разбега и метанию малого мяча с
полного разбега

3

-

3

4.3

Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния
12-16 м.

2

-

2

5.

Подвижные игры с элементами легкой
атлетикой

4

В
процессе
обучения

4

5.1

Развитие физических способностей в
подвижных играх с элементами легкой
атлетики

4

-

4

Содержание
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой
атлетике
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый
разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках
в длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм
последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину
с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения
техники прыжков.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в
высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через
планку. Подбор индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в
высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения
техники бега и прыжков.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию
мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «крестного» шага при разбеге; метания
малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым
мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного
разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с
расстояния 12-16м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными
играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические
эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от
земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по
кругу», «Мяч среднему», «Лапта»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В учебных группах первого и второго года обучения.
В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний,
средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие
строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических

упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10
до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и
подвижным играм.
В учебных группах третьего и четвертого года обучения.
Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных
упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать
свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно
планируемому результату, освоению знаний средств и методов
специальной физической подготовки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
1.

1.1.

Наименование объектов и средств
материально-технического оснащения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт по физической культуре,
примерные программы, авторские
рабочие программы входят в состав
Стандарт основного общего
обязательного программнообразования по физической культуре
методического обеспечения кабинета
по физической культуре (спортивного
зала)

1.2.

Примерные программы по учебным
предметам. Физическая культура. 5-8
классы

1.3.

Рабочие программы по физической
культуре

1.4.

Учебники и пособия, которые входят
в предметную линию
учебников
А.П.Матвеев
Физическая культура. 5-7 классы /
Под редакцией А.П Матвеев
Учебник для общеобразовательных
учреждений.
Физическая культура. 8-9 классы /
Под общ. ред.А.П Матвеев
Пособие для учителя/ на сайте
издательства

Учебники, рекомендованные
Министерством Просвящения
Российской Федерации, входят в
библиотечный фонд.
Методические пособия и тестовый
контроль к учебникам входят в
библиотечный фонд

Внеурочная деятельность учащихся.
Легкая атлетика (серия «Работаем по
новым стандартам»).
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.
1.5.

Учебная, научная, научно-популярная
литература по физической культуре и
спорту, олимпийскому движению

В составе библиотечного фонда

1.6.

Методические издания по физической
культуре для учителей

Методические пособия и
рекомендации, журнал «Физическая
культура в школе»

1.7.

Федеральный закон «О физической
культуре и спорте»

В составе библиотечного фонда

2

Демонстрационные учебные пособия
Комплекты плакатов по методике
обучения двигательным действиям,
гимнастическим комплексам,
общеразвивающим и корригирующим
упражнениям

2.1.

Плакаты методические

2.2.

Портреты выдающихся спортсменов,
деятелей физической культуры,
спорта и олимпийского движения

4

Технические средства обучения

4.5.

Мегафон

1

4.6.

Мультимедийный компьютер

Возможность входа в Интернет. 1

4.7.

Сканер

1

4.8.

Принтер лазерный

1

4.9.

Копировальный аппарат

1

5.

Учебно-практическое оборудование

5.1.

Стенка гимнастическая

10

5.2.

Бревно гимнастическое напольное

1

5.3.

Бревно гимнастическое высокое

1

5.4.

Козел гимнастический

2

5.5.

Конь гимнастический

2

5.6.

Перекладина гимнастическая

2

5.7.

Канат для лазанья с механизмом
крепления

1

5.8.

Мост гимнастический подкидной

5.9.

Скамейка гимнастическая жесткая

5.10.

Маты гимнастические

10

5.11.

Мяч набивной (1 кг, 2 кг)

15

5.12.

Мяч малый (теннисный)

25

5.13.

Скакалка гимнастическая

30

5.14.

Палка гимнастическая

15

5.15

Обруч гимнастический

15

Легкая атлетика
5.16.
Планка для прыжков в высоту

8

5.17

Стойка для прыжков в высоту

4

5.18.

Лента финишная

1

5.19.

Дорожка разметочная для прыжков в
длину с места

6

5.20.

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

2

5.21

Мячи для метания

20

Подвижные и спортивные игры
Комплект щитов баскетбольных с
5.22.
кольцами и сеткой

2

2

5.23.

Щиты баскетбольные тренировочные
кольцами и сеткой

4

5.24.

Мячи баскетбольные

50

5.25.

Сетка для переноса и хранения мячей

1

5.26

Жилетки игровые с номерами

15

5.27.

Стойки волейбольные

2

5.28.

Сетка волейбольная

2

5.29.

Мячи волейбольные

25

5.30.

Табло перекидное

1

5.31.

Ворота для мини футбола

2

5.32.

Сетка для ворот мини-футбола

2

5.33.

Мяч футбольный

15

5.34

Насос для накачивания мячей

2

Измерительные приборы
5.35.
Секундомер

7

5.36.

Шагомер электронный

Средства первой помощи
5.37
Аптечка медицинская

2
1

Спортивные сооружения

6.

6.1.

Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и
девочек, душевыми для мальчиков и
девочек, туалетами для мальчиков и
девочек

6.2.

Кабинет учителя

Включает в себя рабочий стол,
стулья, книжные шкафы (полки).

6.4.

Подсобное помещение для хранения
инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи.

7.
7.1.

Пришкольный стадион (площадка)
Легкоатлетическая дорожка

3

7.2.

Сектор для прыжков в длину

1

7.3.

Игровое поле для футбола

1

7.4.

Площадка игровая баскетбольная

2

7.5.

Площадка игровая волейбольная

2

7.6.

Гимнастический городок

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Для педагога
1. Программы допущенным и рекомендованным Министерством Посвящения
РФ.
2.Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие
для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В.
Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.
Для обучающегося:
1.Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
2.Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
3.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурнооздоровительная работа в школе. Москва, 2007.

4.В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация
занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
5.Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г.
Электронные образовательные ресурсы:
http://spo.1september.ru/urok/
http://www.fizkult-ura.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».