ЧФУ Модуль Лапта (2-3 кл)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/25-26
«27» августа 2025

приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2025 № 88-ОД

«29» августа 2024

Рабочая программа
модуль по видам спорта «Лапта»

для 2, 3 классов
на 2025 – 2026 учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика модуля «Лапта»

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры
общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний,
создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального
развития способностей человека, совершенствования его двигательной
активности и формирования здорового образа жизни, социальной
адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и
физического развития.
Физическое воспитание в образовательных организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы, является
универсальным средством формирования разносторонней и гармонично
развитой личности, способнойактивно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими
возможностями в использовании форм, средств и методов обучения,
воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие
физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех
видов физкультурно- спортивной деятельности, формирование культуры
здорового образа жизни, формирование национально – культурных
ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям
физической культурой.
В настоящее время обновление содержания учебного предмета
«Физическая культура» включает развитие и внедрение спортивноориентированных форм обучения, реализацию образовательных программ
на основе традиционных, прикладных и популярных у обучающихся видов
спорта, в том числе лапты.
Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми
видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных
условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и
внеклассной работы не требуется больших средств на приобретение
оборудования и инвентаря. Для игры достаточнопростой ровной площадки
размером 45-55 м в длину, 25-40 м в ширину, несколько цельнодеревянных
бит длиной от 60 до 110 см и мяча для игры в большой теннис.
Лапта – это двухсторонняя командная игра, которая проводится на
2

прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями.
Цель одной команды совершить как можно больше перебежек после
совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где
каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде
два очка. Цель другой команды не дать соперникам сделать перебежки
посредством осаливания мячом и поймать больше «свечей», причем,
осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки.
Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не
только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно
для развития познавательных интересов, выработки воли и характера,
формирования умения ориентироваться в окружающей действительности,
воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает
развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности,
творческого отношения к деятельности.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно
связан с задачей развития умственных и физических способностей
занимающихся.
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным
действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач по
формированию двигательных навыков и развитию определенных
интеллектуальных, морально- волевых, эстетических качеств личности
учащихся и организацию условий для их лучшего решения.
Занятия лаптой способствуют развитию у обучающихся основных
физических качеств. Важнейшим качеством для игры в лапту является
скорость. Она зависит не только от двигательных реакций, но и от
быстроты мышления и уровня развития морально-волевых качеств.
Силовые качества в лапте находят свое выражение в выполнении удара по
мячу, в прыжковой деятельности, в скорости бега и т.д. Для развития этого
качества на уроках применяются упражнения с набивными мячами,
утяжеленными битами, приседания с отягощением, метания мячей на
дальность. В процессе игры воспитываются и такие физические качества
как ловкость, гибкость, скорость, выносливость и их сочетания, которые
необходимы для всестороннего развития школьника.
На уроках лапты с успехом могут решаться и воспитательные
задачи, так как в процессе игры для достижения общей победы учащиеся
должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать
сопротивления соперника. Это помогает воспитанию дружбы,
коллективизма, инициативности, решительности, а также комплекса
психолого-физиологических качеств.
3

Игре в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и
большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из
важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить
интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической
культурой. Эффективность уроков по лапте в общеобразовательной школе
достигается рациональным планированием учебного материала.
Занятия в лапту предполагают проведение обучения на открытом
воздухе с использованием естественной площадки с травяным покрытием.
Однако проведение обучения можно организовать и в спортивном зале.
Лапта в закрытых помещениях будет способствовать подготовке учащихся
и позволит сохранить необходимые навыки в течение года.
Таким образом, в процессе проведения уроков по русской лапте
учитель физической культуры должен направить свои усилия на то, чтобы
в ходе занятий спортивной игрой укрепить здоровье детей, улучшить их
физическую подготовленность, добиться прочного освоения жизненно
необходимых умений и навыков, воспитать потребность и умение
самостоятельно заниматься физическими упражнениями, содействовать
воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

4

Цели изучения модуля «Лапта»
Цель рабочей программы учебного предмета «Физическая
культура» (модуль «Лапта») для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы начального общего
образования (далее – Модуль) является формирование у обучающихся
навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения,
устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного
здоровья, ведению здоровогообраза жизни через занятия физической
культурой и спортом с использованием средств вида спорта лапта.
Задачи модуля:
- всестороннее гармоничное развитие детей и подростков,
увеличение объёмаих двигательной активности;
- укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение
безопасности на занятиях по лапте;
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории
развитиялапты в частности;
- формирование общих представлений о лапте, о ее возможностях и
значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и
физической подготовке обучающихся;
- формирование образовательного базиса, основанного как на
знаниях и умениях в области физической культуры и спорта, так и на
соответствующем культурном уровне развития личности обучающегося,
создающем необходимыепредпосылки для его самореализации;
формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами
вида спорта «Лапта»; - воспитание положительных качеств личности,
норм коллективноговзаимодействия и сотрудничества;
-развитие положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного интереса к предмету «Физическая культура»,
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях
физической культурой и спортом;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области
спорта.
Преимущество Модуля заключается в том, что технологии
5

вида спорта
«Лапта» позволяют успешно решать весь комплекс
вышеперечисленных задач, являясь действенным средством укрепления
здоровья детей и подростков в школе, подготовки обучающихся к
выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК
«Готов к труду и обороне» (ГТО) и подготовки юношей к службе в
Вооруженных Силах Российской Федерации, формируют навыки
собственной безопасности икультуры поведения при занятиях физической
культурой и спортом.
В Модуле специфика лапты удачно сочетается практически со
всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет
«Физическая культура» в школе (легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры), предполагая доступность освоения учебного материала всем
возрастным категориям обучающихся независимо от уровня их
физического развития и гендерных особенностей.
Модуль расширяет принцип интеграции уроков физической
культуры с такими формами, как внеурочная деятельность, школьные
спортивные клубы, занятия в дополнительном образовании физкультурноспортивной направленности,участие в соревнованиях.
Процесс реализации Модуля, опираясь на интегративный подход в
обучении,позволяет планомерно реализовывать поставленную цель и
последовательно решать задачи физического и социального воспитания
детей и подростков на протяжении всех лет их пребывания в
общеобразовательной организации.
Модуль «Лапта» разработан в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах
обучающихся образовательных организаций и утверждает:
- право образовательных организаций на самостоятельность в
осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении
содержания
образования,
разработке
и
утверждении
своих
образовательных программ, выборе учебно- методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным
программам (п. 1, п. 2, п. п. 6 п.3 ст.28 Закона);
- право педагогических работников на свободу выбора и
использования педагогически обоснованных форм, средств, методов
обучения и воспитания, а также право на творческую инициативу,
разработку и применение авторских программ и методов обучения, и
воспитания в пределах реализуемой
6

- образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
- Модуль учитывает: федеральные государственные образовательные
стандарты начального общего образования, утвержденные приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №
286; федеральныегосударственные образовательные стандарты основного
общего образования,утвержденные приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287; федеральные
государственные образовательные стандарты среднего общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; примерную программу
воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического
объединенияпо общему образованию, протокол № 2/20 от 2 июня 2020 г.)
и направлен на реализацию цели и задач Концепции преподавания
учебного предмета
- «Физическая культура» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
утвержденной
протоколом
заседания
коллегии
Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г. №ПК-1вк.
- Модуль направлен на реализацию Концепции развития детскоюношеского спорта до 2030 года (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 3894-р)
на обновление содержания образовательных программ в области
физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей,
потребностями семьи, общества и государства; обеспечения условий для
доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детскоюношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;
реализации права на развитие личностного и профессионального
самоопределения и самореализации детей в различных элементах системы
детско- юношеского спорта; внедрения системы спортивной ориентации
детей для занятий видом (видами) спорта.

Место модуля «Лапта» в учебном плане
Модуль разработан для реализации на уроках физической культуры
во 2-3 классах общеобразовательной организации в рамках рабочей
программы по предмету «Физическая культура», являющейся обязательным
компонентом содержательного раздела основной образовательной
7

программы образовательной организации.
При планировании занятий лаптой, как урока физической культуры,
изучение базовых основ техники лапты (мини-лапты) предполагается в
следующемобъеме: в2,3-х классах – 68 часов.
Содержание Модуля расширяет и дополняет компетенции
обучающихся, полученные в результате освоения примерной программы
учебного предмета
«Физическая культура» образовательных организаций, реализующих
основные общеобразовательные программы, в части планирования
учебного материала по теоретической подготовке обучающихся по разделу
«Знания по физической культуре и спорту на основе лапты» в каждом году
обучения и формированию новых двигательных действий средствами
лапты, их использования в прикладных целях для увеличения двигательной
активности и оздоровления в повседневной жизни.
Предлагаемый Модуль можно успешно интегрировать со
следующими разделами (модулями) программы «Знания о физической
культуре», «Способы самостоятельной деятельности», «Физическое
совершенствование». Интеграция Модуля поможет обучающимся в
освоении содержательных компонентов и модулей по легкой атлетике,
подвижным и спортивным играм, гимнастике, а такжев освоении программ
в рамках внеурочной деятельности, деятельности школьных спортивных
клубов, подготовке и проведении спортивных мероприятий.
Также, учитель имеет возможность творчески использовать учебный
материал Программы в разных частях урока по физической культуре с
выбором различных технических элементов лапты с учётом возраста и
физической подготовленности обучающихся (с соответствующей
дозировкой их интенсивности).

8

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Лапта»
Личностные
у учащихся будут сформированы:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию;
 способности к эмоциональному восприятию физических объектов,
задач, решений,
 рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
 коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками в игровой деятельности;
 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания.
Метапредметные
учебно-интеллектуальные:
учащиеся научатся:
 выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
 адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и
собственные возможности еѐрешения;
учащиеся получат возможность научиться:
 определять последовательность промежуточных целей
соответствующих им действий с учетом конечного результата;
 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия;
 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно
усвоить, определять качество и уровень усвоения.
учебно-коммуникативные
учащиеся научатся:
 организовывать совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
 работать в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
 учащиеся получат возможность научиться: координировать и

принимать различные позиции во взаимодействии;
9

 аргументировать свою позицию и координировать ее с

позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности.
учебно-организационные
учащиеся научатся:
 работать с информацией;
 применять правила и пользоваться инструкциями;
 использовать знаки, символы, схемы;
учащиеся получат возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить логические, рассуждения, умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.
Предметные
 учащиеся познакомятся с историей возникновения русской лапты;
 учащиеся познакомятся с правилами игры в русскую лапту,
 учащиеся овладеют различными приемами владения мячом.
учащиеся получат возможность научиться:
 применять тактические и стратегические приемы организации игры в
русскую лапту;
 применять во время игры в русскую лапту все основные
технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли
мяча, ударов битой по мячу);
 применять в игре индивидуальные навыки, и принимать
участие в групповых и командных тактических действиях в
нападении и защите;
 организовывать и судить школьные соревнования.
Ожидаемые результаты
В результате изучения раздела «Лапта» курса «Физическая культура»
на занятиях учащиеся должны:
Знать
 Значение Лапты
в развитии физических способностей и
совершенствовании
функциональных
возможностей
организма
занимающихся;
 Правила безопасного поведения во время занятий по лапте;
 Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники
10

 Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и
тактических действий;
 Упражнения для развития физических способностей (скоростных,
силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости,
гибкости);
 Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания
физической и технической подготовленности и требования к технике и
правилам их выполнения;
 Основное содержание правил соревнований по лапте;
 Жесты судьи;
 Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лапты;
Уметь
 Соблюдать меры безопасности и правила профилактики
травматизма на занятиях по русской лапте;
 Выполнять технические приемы и тактические действия;
 Контролировать свое самочувствие (функциональное
состояние организма) на занятиях по Русской лапте;
 Играть в лапту с соблюдением основных правил;
 Демонстрировать жесты судьи.

11

Содержание программы «Лапта»
2 класс
1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на
занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена,
врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к
местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические
требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня.
Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и
обуви.
2. Теоретическая подготовка.
Теория:
1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической
культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное
значение. Из истории развития лапты.
2. Сведения о строении и функциях организма человека.
3. Влияние физических упражнений на организм человека.
4. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при

ушибах, растяжении связок.
5. Правила игры в лапту. Состав команды. Расстановка и
переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена
подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры.
Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков.
Упрошенные правила игры.
3. Общая физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника
безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет
физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе
упражнений.
Практика:
3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов,
упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для
мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и
мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития
скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и
направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места
12

и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
3.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры
«Перебежки подвое», «Один на один», «Передал – садись», «Чей
отскок дальше», «Падающая палка».
4. Специальная физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника
безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет
физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе
упражнений.
Практика:
4.1. Специальные подготовительные физические упражнения:
прыжковые упражнения; имитация нападающего удара,
упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа;
повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со
скакалкой и др.).
4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения,
подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения
сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча,
броском в цель).
4.3. Упражнения по формированию тактических приемов игры:
выработка умений принятия правильного решения в различных
играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно
осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с
другими игроками для достижения победы над противником.
Упражнения на гибкость и расслабление.
4.4. Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с
выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
5. Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника
безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет
физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе
упражнений.
Практика:
–

Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в
сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии
8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней
или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь
13

на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном
направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча,
другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении,
поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой.
Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу.
Расстояние 8-10м;
– то же на расстоянии 15-20м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на
месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут
перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной
колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец
своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на
месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на
скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
–
Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе,
производя имитацию ударов на низком, среднем и высокому
ровнях;
–
Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
–
То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м
мячу;
–
Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на
высоту
1,5 – 2м;
–
То же, только задавая достаточно высокую траекторию
полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
– В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом
располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит
к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной
разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок,
поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание.
Способы передачи постоянно меняются в зависимости от
расстояния;
– Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится
игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и
14

бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему,
который убегает в конец колонны. Потом следующий из
колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от
ситуации меняются;
– Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В
центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди
бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга,
поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его
любым способом (двумя руками илиодной).
6. Контрольные игры и соревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий;
определение каждому учащемуся игровой функции в команде, . с
учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
7. Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся.
Учет полученных результатов для
индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.
Практика: Сдача контрольных нормативов.

15

Содержание программы «Лапта»
3 класс
1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на
занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена,
врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к
местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические
требования к занимающимся лаптой. Общий режим дня.
Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и
обуви.
2. Теоретическая подготовка.
Теория:
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры
и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории
развития лапты.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и
мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и
дыхательная системы человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние
физических упражнений на увеличение мышечной массы,
работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.
- Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах,
растяжении связок.
- Правила игры в лапту. Состав команды. Расстановка и переход
игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи.
Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и
обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные
правила игры. Судейская терминология.
3. Общая физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности
при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и
возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов,
16

упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для
мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и
мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития
скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и
направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места
и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
3.4. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры
«Перебежки подвое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая
палка».
4. Специальная физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника
безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет
физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе
упражнений.
Практика:
4.1. Специальные подготовительные физические упражнения:
прыжковые упражнения; имитация нападающего удара,
упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа;
повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со
скакалкой и др.).
4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения,
подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения
сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча,
броском в цель).
4.5. Упражнения по формированию тактических приемов игры:
выработка умений принятия правильного решения в различных
играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно
осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с
другими игроками для достижения победы над противником.
Упражнения на гибкость и расслабление.
4.6. Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами
русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с
выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
5. Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника
17

безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет
физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе
упражнений.
Практика:
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в
сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии
8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней
или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь
на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном
направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча,
другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении,
поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой.
Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу.
Расстояние 8-10м;
– то же на расстоянии 15-20м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на
месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут
перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной
колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец
своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на
месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на
скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
–
Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе,
производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком
уровнях;
–
Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
–
То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м
мячу;
–
Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на
высоту
1,5 – 2м;
–
То же, только задавая достаточно высокую траекторию
полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
–

18

– В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом

располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит
к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной
разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок,
поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание.
Способы передачи постоянно меняются в зависимости от
расстояния;
– Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится
игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и
бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему,
который убегает в конец колонны. Потом следующий из
колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от
ситуации меняются;
– Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В
центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди
бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга,
поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его
любым способом (двумя руками или одной).
6. Контрольные игры и соревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий;
определение каждому учащемуся игровой функции в команде, .и с
учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
7. Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся.
Учет
полученных результатов для
индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.
Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.

Тематическое планирование
19

№
п/п
1

2,3 классы
Наименование тем

Количество часов
2 класс

Вводное занятие

2
3
3.1

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП):

3.2

Легкоатлетические упражнения

3.3
4

Подвижные игры
Специальная физическая подготовка
(СФП):
Специальные подготовительные
физические
упражнения
Упражнения по овладению техникой игры

4.1

4.2
4.3
4.4

Акробатические упражнения

Упражнения по формированию
тактических приемов игры
Специальные подготовительные игры

3 класс

1
1
В процессе занятий
4

4

4
4

4
4

4

4

3

3

2

2

2

2

7

7

2

2

6

Техническая и тактическая подготовка
(ТТП)
Контрольные игры и соревнования

7

Итоговое занятие. Контрольные испытания

1

1

Итого:

34

34

5

20

Календарно-тематическое планирование
Лапта, 2 класс (34 ч)
№
п/п

ЭОР
Тема

3
4
5
6

Инструктаж по ТБ. История развития русской
лапты. Ловля и передача мяча.
Правила игры в лапту
https://yandex.ru/video/p
review/14107122487131
732231
Как держать биту. ОРУ
Передача мяча на точность
Передача мяча на дальность
Ловля, передачи мяча в движении в тройках

7
8
9
10

Ловля мяча в движении от земли
Ловля мяча в движении от земли
ОФП с набивными мячами
Эстафеты с элементами русской лапты

11

Беговые упражнения. Передачи мяча снизу

12

ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч

13
14
15
16
17
18

Смена команд без осаливания
ОРУ. Ловля и передача мяча
Игра в поле. Бьющие игроки
Осаливание и борьба за «город»
ОФП с предметами, с мячами
Развитие скоростно-силовых способностей

19

Ловля и передача мяча на дальность

1
2

20 Ловля и передача мяча в цель
21 Ловля и передача мяча от удара от пола
22 Передачи мяча на короткие дистанции
23 ОФП с набивными мячами
24 Игровой день
25 Игра в нападении. Челночный бег
26 Развитие скоростных способностей
21

27
28
29
30
31
32
33
34

Игра в защите с осаливанием
Развитие координационных способностей
Подача мяча в цель
Упражнения на силу мышц ног
Подача мяча в цель, на дальность
Упражнения на силу мышц рук
Развитие скоростно - силовых способностей
ОФП с предметами

22

Календарно-тематическое планирование
Лапта, 3 класс (34 ч)
Тема
№
п/п
1 Инструктаж по ТБ. История развития
русской лапты.
2 Передача мяча на дальность.
Упражнения на силу мышц ног.
3 «Пятнашки» - игра от пола
4 Упражнения на силу мышц рук
5 Двухсторонняя игра, разбор ошибок
6 Развитие координационных
способностей
7 Смена команды после осаливания
8 Развитие силовых способностей
9 Передачи мяча в парах, в тройках,
защита мяча
10 ОФП с предметами
11 Игровой день
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

ЭОР
https://yandex.ru/video/preview/
14107122487131732231

Передачи мяча снизу в цель
Подачи мяча снизу в цель
Подачи мяча с боку в цель
Подачи мяча сверху в цель
Эстафеты с теннисными мячами
Развитие скоростно-силовых
способностей
Передачи мяча в парах в цель
ОФП Развитие силовых способностей
Игровой день
Развитие координационных
способностей
Беговые упражнения. Игра «Пятнашки»
Эстафеты с элементами русской лапты
Игра в нападении без подачи
Игра в защите в «доме»
Работа с битой. Выбрасывание
23

27
28
29
30
31
32
33

Работа с битой. Выбрасывание
Развитие силовых способностей
Осаливание биты в «доме». Игра
ОРУ с теннисными мячами. Игра
ОФП. Развитие силовых способностей
Эстафеты с элементами русской лапты

34

Эстафеты с теннисными мячами

Игровой день.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ежова А.В. Русская лапта: основные правила игры и методика обучения
техническим приемам учебно-методическое пособие, 2019 г.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».