Основы волонтёрской деятельности

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи
1.3 Содержание
1.4 Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации
2.2 Формы аттестации
2.3 Оценочные материалы
2.4 Методические материалы
2.5 Рабочая программа воспитания
2.6 Календарный план воспитательной работы
3. Список литературы

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы волонтерской деятельности» имеет социально-гуманитарную
направленность и предназначена для обучающихся 10-17 лет.
Данная программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №
816

«Об

утверждении

осуществляющими

порядка

образовательную

применения
деятельность,

организациями,
электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г.
N 729-p «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных
общеразвивающих программ»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.648-20
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд. VI. гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»);
3

Актуальность и востребованность программы обусловлена тем,
что

в

настоящее

время

вовлечение

детей

в

добровольческую

(волонтёрскую) деятельность – одно из приоритетных направлений
современной государственной молодёжной политики.
Отличительные особенности программы заключаются в том;
 формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции
через новые формы работы с детьми и молодёжью;
 развитии волонтёрского (добровольческого) движения;
 получении подростками новых знаний;
 развитии навыков общественной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что для
проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы
досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела,
которые направлены на проявление творческих способностей, умение
работать вв команде, активное участие каждого. Важной особенностью
данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются
родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее
семейные ценности и формирующие здоровую среду для развития
полноценной,

самодостаточной

личности

отличительной

особенностью

программы

ребёнка.
является

Очень

важной

привязанность

содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из
различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно
пополнять и закреплять знания и практические навыки обучающихся.
Новизна образовательной программы заключается в том, что
большое внимание уделяется созданию безопасного информационного
контента

добровольческой

направленности

в

процессе

освоения

программы.
Так же, так как одной из задач реализации программы является
укрепление

семейных

ценностей,

на

проводимых

мероприятиях

допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и
4

сестер, не достигших 14 лет), а на акциях (форма практических занятий) –
присутствие родителей.
Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и
укреплять человеческие ценности; способствуют личностному росту и
развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся
добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий
и акций, общения с различными характеристиками населения, что
впоследствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Адресат программы:
Данная программа предназначена для социально активных обучающихся
в возрасте 10-17 лет.
Размер группы – 20 мест. Зачисление на обучение по программе
осуществляется без предъявления особых требований к обучающимся в
течение всего учебного года по заявлению родителя (законного
представителя) несовершенного ребёнка.
Объём и срок освоения программы
Объём программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: базовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса опирается на следующие
принципы:
- добровольность;
- участие обучающихся в программе на добровольных началах;
- доступность;
- подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия
целевой группы;
- позитивность;
- положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих,
действительность;
5

- последовательность;
- подача материала осуществляется поэтапно;
- дозированность;
- информация не превышает запрос целевой группы;
непрерывность и систематичность;
- осознание обучающимися волонтёрского движения личностной и
социальной значимости их деятельности.
Организационные формы обучения.
Состав группы обучающихся – постоянный.
Программа «Основы волонтерской деятельности» предусматривает
теоретические, практические и индивидуальные занятия;
Теоретические занятия – проводятся в виде групповых, развивающихся,
профилактических, обучающих и тренинговых занятиях, учёбах, сборах,
бесед и т.д. Практические занятия – проводятся в виде мини – тренингов,
игр, конкурсов, опросников, акций, дискуссии и т.д. Оформление
информационных стендов, плакатов, листовок и т.д. Индивидуальные
занятия проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном
порядке.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Общее
количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводится 1 раз в неделю по1
часу.

1.2. Цели и задачи программы

6

Цель

–

формирование

морально

–

нравственных,

гражданско-

патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в
волонтёрскую деятельность.
Задачи:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
 Воспитывать у обучающихся такие нравственные понятия, как «ценность
человеческой

жизни»,

человеческого

«справедливость»,

достоинства»,

«бескорыстие»,

«милосердие»,

«уважение

«доброжелательность»,

«сопереживание».
 Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных
поручений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
 Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через
организацию общественно полезной деятельности, способствующей
самореализации школьника.
 Апробацию новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности
РАЗВИВАЮЩИЕ:


Распространение волонтёрского движения в школе.

 Привлечь общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в
помощи

людей,

проблемам

села.

Развивать

волонтёрство

в

селе.

Присоединять в отряд серебрённых волонтёров.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего Теория Практика
1.1 Введение. Правила
техники
безопасности и
противопожарной

1

1

0

Наблюдение
Тестирование
Диагностика
Диагностическая
игра
7

защиты, санитарии
и гигиены
2.Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения
2.1 Социальная работа
1
1
0
Анкетирование
и социальное
Опрос
служение. История
добровольчества.
2.2 Волонтёрство как
1
1
0
Тестирование
институт
Диагностика
формирования и
развития
социальной
активности
молодёжи
2.3 Мотивация
3
1
2
Анкета
Наблюдение
волонтёрской
деятельности. Роль
Беседа
Волонтёрство в
личностном
развитии
3.Игровые технологии в работе волонтёра
3.1 Игробаза
2
1
1
Контрольное
упражнение
Наблюдение
3.2 Игровая программа
2
1
1
Творческая работа
Наблюдение
3.3 Организация
2
1
1
Организация и
игровых досуговопроведение
массовых
благотворительных
мероприятий,
акций
детских праздников
Наблюдение
4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ
4.1 Искусство говорить
2
2
2
Беседа
«Нет». Возможные
Тестирование
способы отказа от
Наблюдение
не желательного
предложения,
действия. Встреча с
психологом
4.2 Разработка и
3
1
2
Беседа
проведение игр,
Анкетирование
викторин и
презентаций по
8

4.3

5.1

5.2
5.3

6.1

7.5

7.1

7.2

профилактике
зависимостей.
Компьютерная,
1
1
Опрос
игровая
Анкетирование
зависимости.
Наблюдение
Разработка и
проведение
мероприятий по
профилактике.
5.Информационные технологии в работе волонтёров
Презентация.
2
1
1
Творческое задание
Принципы
создания, способы и
правила
демонстрации
Информационный
2
1
1
Конкурс работ
буклет. Принципы и
алгоритм создания.
Листовка-флаер.
2
1
1
Творческое задание
Принципы и
алгоритм создания.
6.Основы проведения социальных дел
Организация
3
1
2
Проведение акций
социальных дел
Моделирование
гражданскоситуаций
патриотической
направленности
Особенности
3
1
2
работы с младшими
школьниками
7.Специальная подготовка волонтёров
Особенности
2
1
1
Организация
работы с
мероприятия
ветеранами и
Устный анализ
пожилыми людьми
самостоятельной
деятельности
Особенности
2
1
1
Организация
работы с людьми
мероприятия
ОВЗ
Наблюдение
Устный анализ
самостоятельной
деятельности
Итого
34
17
18
9

Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Введение. Правила технике безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены. Знакомство с группой.
2.Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения.
(4часа)
Теория:

Социальная

работа

и

социальное

служение.

История

добровольчества. Волонтёрство как институт формирования и развития
социальной активности молодёжи. Роль волонтёра в решении социальных
проблем местного сообщества.
Практика: Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в
личностном развитии.
3.Игровые технологии в работе волонтёра (6 часов)
Теория: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников.
Практика: Игробаза. Игровая программа. Организация игровых досуговомассовых мероприятий, детских праздников.
4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ (6 часов)
Теория:

Виды

зависимостей.

«Азбука

здоровья».

Профилактика

алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей.
Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение
программ по профилактике.
5.Информационные технологии в работе волонтёров (6часов)
Теория: Информационный буклет. Листовка. Пресс и пост релизы. Принципы
создания.
6.Основы проведения социальных дел (6 часов)
Теория: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций.
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.
Практика: Разработка и проведение социальных акций. Организация
социальных дел гражданско-патриотической направленности.
10

7.Специальная подготовка волонтёров (8 час)
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам,
детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и
многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
Практика: Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам,
детям, оставшимся без попечения родителей. Помощь приемным и
многодетным семьям, помощь семьям в сложной жизненной ситуации.
1.4 Планируемые результаты
Личностные:
- формирование активной гражданской позиции, положительного отношения
молодёжи к добровольческой деятельности;
- воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно
служить обществу, толерантности, милосердию, доброты, отзывчивости,
сохранении и укреплении здоровья.
Метапредметные:
- развитие у молодёжи способности к личностному самоопределению и
творческой самореализации:
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских
способностей;
- развитие творческие способности, потребность в саморазвитии;
- развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в
команде;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми
различных социальных категорий;
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей
деятельности.
Предметные:
- обучение молодёжи знаниям и умениям, необходимым для участия в
волонтёрской деятельности;
11

- знакомство с историей существующей практикой реализации социальнозначимых проектов субъектами волонтёрской деятельности;
-

обучение

основным

способам

организации

социально-значимой

деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование,
реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам
проведения некоторых досуговых форм;
- специальная подготовка волонтёров по работе с людьми различных
социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья,
подростки девиантного поведения и т.д.).
Результаты в перспективе:
-

развитие

инфраструктуры

поддержки

и

развития

молодёжных

добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и
количественный уровень вовлеченности молодёжи в социально значимую
добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи в
криминогенную среду;
- обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых
механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
- расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности,
предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы
молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к
информации о проблемах общества, создание необходимых условий для
более эффективного участия граждан и организаций в решении социально
значимых проблем);
-

формирование

основ

духовно-нравственного

и

патриотического

воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни
молодого поколения России.
2.Комплекс организационно-педагогических услови
2.1 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
12

1. Канцелярия (бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые
карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки,
папки)
2. Символика и атрибутика (футболки, кепки, бейджи, баннер)
3. Дидактические материалы
- сценарии и методические разработки мероприятий
- личная книжка волонтера
- кодекс и памятка волонтера
- учебно-наглядные пособия
Информационно методическое обеспечение
1. Стенды для постоянных и временных экспозиций.
2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств
обучения:


аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;



компьютер;



интерактивная доска;



выход в Интернет.
.
2.2 Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов состоит из
следующих направлений:
- внешняя оценка (мероприятия различного уровня – конкурсы, смотры);
-

внутренняя

оценка

(личностные:

портфолио,

метапредметные:

педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций,
организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях, предметные;
анализ результатов тренингов, тестирование).
Способы проверки результатов освоения программы;
- систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
13

- тестирование обучающихся «Я- волонтёр!»
- контрольные упражнения «Я – волонтёр!»
- количество проведенных мероприятий;
- количество задействованных обучающихся программы и объектов
деятельности;
-

наличие

документов,

подтверждающих

результаты

волонтёрской

деятельности (портфолио, волонтёрская книжка);
- участие в конкурсах; «Добровольцы России», «Лучший волонтёр отряда»,
«Лучший волонтёрский проект», «Лучший руководитель волонтёрского
отряда» и т.д.
-

участие

в

форумах,

слетах,

сборах,

семинарах,

мастер-классах

волонтёрского движения;
- организация, реализация социально – значимых проектов;
- создание авторских социально – значимых проектов.
2.3 Оценочные материалы
Пакет диагностических методик;
Оценка

результатов

работы

осуществляется

в

ходе

наблюдений,

собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной
оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем
самоопределении обучающихся.
Методики:
- Тест «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей
добровольческой деятельности)
-

Определение

направленности

личности

(ориентационная

анкета).

Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности;
позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской
деятельности.
- «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок.
Деятельностно–поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и
14

организаторских способностей для добровольческой деятельности; реальный
вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях)
- тестирование обучающихся «Я-волонтер!»
- контрольные упражнения «Я-волонтер!»
- диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
- тест «Лидеры бывают разные»
- стена гласности
- экран соревнований (Пирамида личностного роста).
- тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
- опросник – определение направленности личности
- анкетирование: «Я-волонтер!», «Этапы развития волонтнрского движения в
России», характеристика социально – значимых проблем. Практические
навыки, которыми обладает волонтер.
Фонд оценочных средств программы
Фонд оценочных средств включает в себя:
- средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: (опрос
письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокусгруппа, дебрифинг и др.);
- средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности:
(глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, рецензия, аннотация,
реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная
презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);
- средства оценивания, предполагающие анализ деятельности; (мониторинг,
конкурс,

организационно-деятельностная

игра,

проект,

отчет,

кейс-

измеритель и др.);
- средства оценивания интегративного характера: (резюме, портфолио,
паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).
Для проведения промежуточной аттестации:
1. Подобрать

нормативно-правовые

документы

по

вопросам

добровольческой деятельности.
15

2. Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт
волонтёрского движения в разных странах».
3. Выполнить

презентацию

по

теме

«Опыт

работы

волонтёрских

организаций».
4. Проанализировать компетенции, необходимые волонтёру.
5. Описать принципы волонтёрской деятельности.
6. Описать

технологии

создания

эффективно

работающей

команды

волонтёров.
7. Рассмотреть технологии набора волонтёров.
8. Составить вопросы для интервью с волонтёром.
9. Разработать тренинговое занятие для обучения волонтёров.
10.Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения
волонтёров.
11.Представить методы оценки работы волонтёра.
12.Описать технологии обучения волонтёров.
13.Разработать профориентационный волонтёрский проект «Один день в
ВУЗе».
14. Написать эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству
является показателем зрелости гражданского общества (или «Я –
волонтёр!».
15. Составить глоссарий: «волонтёр», «доброволец», «добровольчество»,
«волонтёрская

деятельность»,

«социально-значимая

деятельность»,

«проект», «тимуровцы» и др.
16.Составить буклет «Памятка молодого волонтёра».
17. Разработать памятку «Как стать волонтёром»
18.Разработать волонтёрский проект и представить его на конкурс
социально-значимых проектов.
19.Исследовать уровень осведомлённости молодёжи о добровольческой
деятельности.
20.Выполнить творческую работу «Идеальный волонтёр».
16

21.Выполнить презентацию по теме «Волонтёр это…».
22.Выполнить коллаж по теме «Современные направления волонтёрской
деятельности».
2.4 Методическое обеспечение
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация.
Это даёт возможность педагогу в рамках реализации данной программы
достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать
возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения,
раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной
деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным
для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в
ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность,
удовольствие от общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм
обучения:
- игровые методы;
- наглядно-словесные методы;
-

методы

диагностики;(метод

упражнения,

работа

с

методической

литературой, самостоятельная работа).
- приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного,

коммуникативного,

эстетического

и

физического

потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных
особенностей используются разнообразные формы поведения занятий.
- занятие-экскурсия
- занятие-путешествие
17

- занятие-исследование
- занятие лекция
- занятие – игра
Деятельность и технологии:
- популяризация добровольчества в МБОУ СОШ №9 им Ландышевой А.Е
с.Липовское коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными
добровольцами учреждения, добровольческими центрами, органами власти,
городскими организациями, работающими с добровольцами;
- создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО,
социальных учреждений) в добровольческих усилиях и баз данных молодых
добровольцев, готовых к участию в их работе;
-

обеспечение

информации,

знаниями

и

инструментами

молодых

добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;
- деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию
достижений и успехов молодых добровольцев;
- проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального
проектирования;
- создание возможностей для осуществления на практике разработки,
управления

и

реализации

молодёжью

добровольческих

проектов,

мероприятий, акций;
- организация конкурсов добровольческих проектов и др.
Методы обучения:
Обучение

–

подготовка

волонтера

(добровольца)

к

выполнению

возложенных на него обязанностей.
Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово).
Словесные

методы

подразделяются

на

следующие

виды:

рассказ,

объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале
деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить
18

его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа
будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня:
- первый – описание функциональных обязанностей,
- второй – распределение ролей о ответственности.
На первом уровне добровольцу сообщается:
- что необходимо делать в ходе работы;
- чего нельзя делать;
- что надо делать, оказавшись в конкретной сложной ситуации.
Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу
приобрести практические навыки. В процессе тренировки помогают
усовершенствовать полученные навыки.
Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в поцессе всей
деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и
ситуационное обучение.
Методы воспитания:
Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.
Метод

организации

деятельности:

приучение,

требование,

создание

воспитательных ситуаций.
Метод стимулирования: поощрения, наказание соревнование.

2.5 Рабочая программа воспитания
Программа воспитания МБОУ СОШ №9 им Ландышнвой А.Е на
2024-2025 учебный год (далее – Программа воспитания) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
19

Процесс

воспитания

основывается

на

следующих

принципах

взаимодействия педагогов и школьников:
-

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,

соблюдения

конфиденциальности

информации

о

ребенке

и

семье,

приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
-

ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого

ребенка

и

взрослого,

без

которой

невозможно

конструктивное

взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия
его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной
организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
20

- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененным в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1)

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало

на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2)

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям

(т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3)

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта

поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Самоанализ

организуемой

в

школе

воспитательной

работы

осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:

21

-

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,

ориентирующий

экспертов

на

уважительное

отношение,

как

к

воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-

принцип

приоритета

анализа

сущностных

сторон

воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей,
а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности,
характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
-

принцип

развивающего

ориентирующий

экспертов

характера

на

осуществляемого

использование

его

анализа,

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
-

принцип разделенной ответственности за результаты личностного

развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвитии.
2.6 Календарный учебный график
Количество учебных недель

34

Количество учебных дней

34 (1 раза в неделю)

Продолжительность каникул

с 28.10.2024-03.11.2024
с 30.12.2024-12.01.2025
с 24.03.2025-30.03.2025
с 01.06.2025 г. по 31.08.2025 г.
с 01.09.2024 по 31.05.2025 г.

Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации

с 18.12.2024 по 23.12.2024 г.

Сроки аттестации по итогам
освоения программы

с 20.05.2025 по 25.05.2025 г.

22

3.Список литературы
Для педагога:
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева,
И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. –
М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.
2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной
работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с.
56
4. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. –
2007. – 24 авг. – 60 с.
5. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностносмысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г.
Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.
6. Волонтерство Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс].
Электрон. текстовые данные.
Для детей:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 200-144 с.
2. Андреев

В.И.

Педагогика.

Учебный

курс

для

творческого

саморазвития-3-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003608с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений.

Люди,

которые

играют

в

игры.

Психология

человеческой судьбы - СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер,
2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
Для родителей:
1. Программа обучающего курса школы волонтеров “Академия добра”.
ГУ “Мордовский республиканский молодежный центр”.
23

2. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие
/ Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
3. Агапов Е. Социальная помощь и культура // вопросы социального
обеспечения. 2006 - №21.
4. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».