мастер дома

1

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка.........................................................................
1.1. Нормативно-правовые документы................................................
1.2. Актуальность программы...............................................................
1.3. Особенности программы (новизна,
педагогическая целесообразность).......................................................
1.4. Цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитательные)......
1.5. Планируемый результат..................................................................
1.6. Этапы педагогического контроля.................................................

3
3
4

2. Учебно–тематический план программы «Мастер дома».................

8

3. Содержание программы........................................................................
4. Условия реализации программы...........................................................
4.1. Календарный учебный график.......................................................
4.2. Методическое обеспечение............................................................
4.3. Материально-техническое обеспечение........................................
4.4. Информационно - методическое обеспечение программы........
4.5. Кадровое обеспечение....................................................................
4.6. Оценочные материалы…………………………………………..
5. Список рекомендуемой литературы ……………………………..
Приложение 1..........................................................................................
Приложение 2 ………………………………………………………...
Приложение 3 …………………………………………………………

10
12
12
12
14
14
14
14
18
19
20
24

4
5
6
7

2

1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастер дома» относится к
технической направленности, т. к. реализуется в сфере начального технического творчества.
Данная программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных приказом от 31.07.2020
№ 304 по вопросам воспитания;

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

Приказа Министерства образования РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

Национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при
президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16) – «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые
профессионалы», «Социальная активность»;

Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей (утв.
Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (от 30 ноября 2016 г. № 11)»;

Приказа Министерства Просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» от 3 сентября 2019 года N 467 с
учетом изменений, внесенных приказом от 2 февраля 2021 г. N 38;

Распоряжения правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации внеурочной
деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих
программ с использованием дистанционных образовательных технологий (вместе с
«Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»).

Приказа Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018
г. №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;

Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
от 14.10.2015 года №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих
программ»;

Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» имени Ландышевой
Александры Евгеньевны;

Локально-нормативных актов общеобразовательного учреждения.
3

1.2. Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Мастер дома» (далее
– Программа) заключается в комплексном трудовом, эстетическом, нравственном
воспитании подрастающего поколения, развитие интереса к рабочей деятельности, к людям
труда. В эпоху бурного развития информационных технологий дети уже с раннего возраста
легко осваивают мобильные устройства, умело пользуются ими, свободно ориентируются в
пространстве интернет. При этом современный ребенок в быту чаще всего беспомощен. Некоторые элементарные операции в виде мелкого ремонта или изготовлении простых изделий
кажутся непосильной задачей. Представленный программно-методический материал
предоставляет возможность в краткосрочный период приобрести начальные трудовые
навыки, необходимые в повседневной бытовой деятельности. Материал ориентирован на
получение учащимися начальных знаний столярного и электротехнического дела, опыта
изготовления столярно-мебельных изделий и выполнения электромонтажных работ.
Содержание программы направлено на приоритетные направления социальноэкономического развития региона – развитие производственной сферы. На базе центра
«Точка роста» обеспечивается реализация программы дополнительного образования
технической направленности «Мастер дома».
1.3. Особенности программы
Педагогическая целесообразность. Педагог дополнительного образования с применением объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, эвристического методов обучения, образовательных технологий: групповой работы, проектного
обучения, информационно-коммуникационных, интеллект-карты, диагностической - в
кратко- срочный период формирует у школьника элементарные умения по выполнению
бытовых операций. Обучение проходит в учебных кабинетах-мастерских с необходимым
набором инструментов и оборудования. Условия реализации Программы решают задачи по
удовлетворению возрастных психолого-физиологических потребностей детей 11-12 лет:
самостоятельность, чувство «взрослости», общение со сверстниками по интересам,
расширение социальной среды, профессиональное самоопределение.
Новизна. Разделы Программы предлагают приобрести: столярные навыки - начальные
приемы обработки древесины, способы соединения и крепления древесных конструкций;
знания электротехнического дела - понятие электрической цепи, способы обслуживания
источников тока, приемы монтажа электрического оборудования. Предусмотрены занятия,
на которых учащиеся изучают целый комплекс необходимых приемов ремонта, технического
обслуживания велосипеда и бытовых источников света. Для самостоятельного выполнения
предложены итоговые практические работы, которые помогают закрепить полученные
знания и умения. Каждая тема программы сопровождается подробными инструкциями по
охране труда, обеспечивающими безопасность, сохранность здоровья и работоспособность
детей.
Принципы образования: сознательность и доступность; связь теории с практикой;
систематичность и последовательность; активность и прочность, учет возрастных и
индивидуальных особенностей.
Направленность – техническая.
Образовательная область – технология.
Образовательный уровень –
начальный. Уровень усвоения –
ознакомительный. Ориентация
содержания – практическая.Характер
освоения – развивающий.
Адресат программы: в реализации программы принимают участие обучающиеся с 11
4

до 12 лет. Количество до 15 человек.
Уровень программы, объем и сроки: базовый, срок обучения 1 год, количество часов в
год – 34.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Общее количество часов –34.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав групп – постоянный. Проводятся групповые занятия с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку. Количество детей до 15 человек. Формы проведения
занятий: творческая мастерская; выставка; творческий отчет; мастер-класс; игра. Формы
организации деятельности: индивидуальные, групповые.
Формы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3. Практические: практические занятия;
4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
5. Эвристический: продумывание будущей работы.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану), а также использование дистанционных и (или) комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе.
Программа реализуется на бюджетной основе, как за счет средств персонифицированного финансирования, так и за счет средств муниципального задания.
Программа сформирована на основе модульного принципа, что позволяет выделить
модули (блоки) в целях совершенствования организации учебного процесса, структурирования содержания программы, работы педагогов, участия обучающихся в освоении программыс
учетом различных условий ее финансирования.
1.4. Цели и задачи программы
Цели:
1. Формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира,
развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с
наклонностями в области точных наук и технического творчества.
2. Способствовать формированию творческой личности, созданию условий для наиболее
полного раскрытия творческих и технических способностей воспитанников, овладению
основами технического творчества, приобщению к труду.
3. Направление работы в кружке на трудовое, эстетическое воспитание подростков,
расширение их кругозора.
4. Способствовать формированию у воспитанников навыков самостоятельной работы с
различными материалами, деталями, устройствами и механизмами;
5. Совершенствовать общетрудовые навыки пользования ручным и ручнымэлектрифицированным инструментами.
6. Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить
воспитанников к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему
профессиональному самоопределению.
Реализация целей программы идет через решение ее задач.
Образовательные:
Знать: Теоретические и практические основы и приемы ручного труда;
Уметь: Применять смешанные техники работы с использованием ручного
электрифицированного инструмента. Создавать простейшие собственные конструкции;

и

Владеть: Элементарными знаниями и приемами работы ручного труда.
Развивающие:
5

1. Развитие интереса и мотивации к учению через практическую работу;
2. Формирование
сравнивать;

умений

проектировать,

конструировать,

анализировать,

оценивать,

3. Формирование эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к традициям и культуре человека труда;
2. Формирование культуры труда и общения в группе.
Независимо от направления работы программа создана с опорой на следующие педагогические
принципы:
• Уважение к личности подростка;
• Признание права подростка на ошибку;
• Опора на их знание и интерес, получаемый в школе;
• Справедливость;
• Сохранение здоровья детей.
Также в основу программы положении:
• Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности воспитанников,
сочетание практической работы с развитием творческих способностей;
• Система межпредметных связей (технология, физика, черчение и изобразительное искусство.).
1.5. Планируемые результаты
Планируемый результат
Учащиеся будут осваивать технологические операции в столярном и электротехническом деле; производить техническое обслуживание и ремонт оборудования и бытовых
приборов; мастерить готовые изделия.
Учащиеся будут знать инструкции по охране труда при: организации рабочего места,
выполнении операций по изготовлению изделий и наладке оборудования, работе столярным
и электроинструментом; название и назначение инструментов, свойства материалов и
способы их обработки; специальную терминологию.
Учащиеся будут уметь правильно организовывать свое рабочее место, пользоваться
инструментами ручного и механизированного труда, соблюдать правила личной гигиены при
работе с различными материалами и инструментами, выполнять сборочные и наладочные
работы с учетом принципов и законов столярного производства и электромонтажных работ.
Учащиеся будут иметь опыт применения трудовых навыков в самостоятельной деятельности, подбора инструментов и материалов, выбора технологических операций, выполнения монтажно-сборочных и наладочных работ.
У учащихся получат развитие зрительная память, внимание, способность к анализу и
синтезу, пространственное и творческое воображение, наглядно-образное и ассоциативное
мышление, чувство пропорции и масштаба, мелкой моторики рук, физической выносливости,
координации, крепости мышц корпуса и рук.
Личностные результаты:
 видение и оценка прекрасного в предметах, явлениях действительности, декоративно-прикладного творчества; психоэмоциональное развитие, овладение установками умственного и физического труда;
 развитие самостоятельности, коммуникабельности, пространственного мышления,
художественно-эстетического вкуса.
 знание истории выжигания по дереву; эволюции инструментов, приспособлений и
материалов для выжигания;
6

 знание технологического процесса подготовки деревянной поверхности и техники
выжигания.
Метапредметные результаты:
 алгоритмизированное
планирование
процесса
познавательно-трудовой
деятельности;
 определение организационных и материально-технических условий, способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
изделий;
 соблюдение норм и правил культуры труда, норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
1.6. Этапы педагогического контроля
Процесс обучения включает следующие формы и виды контроля:
Вводный контроль: проводится в форме наблюдения. Проверяются умения правильно
пользоваться карандашом, копировальной бумагой, знание правил безопасности при работе
с инструментами.
Текущий контроль (аттестация): собеседование по темам: «Обработка деревянных
изделий», «Сверление деталей», «Заточка инструмента», «Основы пайки», «Основы
электромонтажных работ», «Соединение деталей гвоздем и шурупом». ТБ и порядок работы
с инструментом. Проверяется умение выполнения работы с инструментом. Зачётная работа:
«Столярных дел мастер». Проверяется умение применения инструментов в определенном
виде работ; знание и соблюдение этапов выполнения работы, уровень техники выполнения.
Итоговый контроль (аттестация): Выставка, презентация. Анализируется
творческий подход, качество выполненных работ.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки и конкурсы декоративно
- прикладного творчества; итоговая выставка лучших творческих работ; персональные
выставки.
Виды, формы организации контроля, подведения итогов реализации программы
представлены в таблице 1:
Таблица 1. Формы и виды организации контроля по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастер дома» (по укрупнённым тематическим разделам)
№

1

Наименование
раздела и /темы
Охрана труда,
электро- и пожарная
безопасность при
работах

2

Основы
материаловедения,
электромонтажных и
слесарных работ

3

Инструменты и приспособления для выполнения столярных
и электромонтажных
работ

Форма
занятий
Беседа

Объяснение

Беседа

Приемы и
методы
Словеснонаглядный.
Приучение к
выполнению
Требований

Форма подведения итогов

Словеснонаглядный

Обобщающая
беседа

Словеснонаглядный

Анализ работ,

Вводная
диагностика

Таблица 1
Средства
обучения
Раздаточный
материал

Таблицы,
инструменты и
принадлежности
инструменты и
принадлежности

7

4

Последовательность
выполнения работ

Объяснение

5

Основы композиции.

Объяснение

6

Подготовка заготовок
к работе.

Объяснение

7
8

Технология
слесарных работ
Основные приёмы
Обработки
деревянных изделий.

Объяснение
Объяснение

Словесно
наглядный
Словесно
наглядный
Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка
Анализ работ,
Выставка
Анализ работ,
Выставка

инструменты и
принадлежности
инструменты и
принадлежности
инструменты и
принадлежности

Словесно
наглядный
Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка
Анализ работ,
Выставка

инструменты и
принадлежности
инструменты и
принадлежности

9

Технология
электромонтажных
работ

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка

инструменты и
принадлежности

10

Сборка изделия

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
Выставка

инструменты и
принадлежности

11

Изготовление
изделий, соединение
электрической цепи

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка

инструменты и
принадлежности

12

Выставка детского
Творчества

Показ

-

-

-

Формы подведения итогов: творческие выставки, конкурсы, защита творческих
проектов.
Рекомендации к организации педагогического контроля:
 индивидуальный характер контроля, требующий осуществления
контроля результатов учебной работы каждого учащегося;
 систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения.
2. Учебно–тематический план программы «Мастер дома»
Таблица 2
№
п/п

Название раздела, темы

Вводное занятие

2

Рабочее место. Разметка
материала
Обработка деревянных деталей
Сверление деталей
Соединений деталей
гвоздем и шурупом
Заточка инструмента
Обслуживание велосипеда
Итоговое занятие (аттестация)
по разделу

6
7
8

В том числе
Теория
Практика

Раздел 1. Столярных дел мастер
1
1

1

3
4
5

Всего
часов

Формы
аттестации/
контроля

Беседа, наблюдение

2

1

1

3
2
2

1
1
1

2
1
1

2
4
1

1
1
-

1
3
1

Устный опрос
Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

Выставка работ,
анализ
8

Итого по модулю
9
10
11
12
13
14
15

Вводное занятие

17

7

10

Раздел 2. Электрических дел мастер
1
1

Рабочее место. Инструменты и
материалы
Электричество
Основы электромонтажных
работ
Основы пайки
Обслуживание бытового
светильника
Итоговое занятие (аттестация)
по разделу
Итого по модулю

ИТОГО ЗА ГОД ОБУЧЕНИЯ:
в
том
числе
в
рамках
персонифицированного
финансирования
в рамках выполнения муниципального
задания

Беседа, наблюдение

2

1

1

3
2

1
1

2
1

3
4

1
1

2
3

2

-

2

17

6

11

34
34

13

21

Устный опрос
Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

Выставка работ,
анализ

34

9

3. Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Организационные вопросы. Содержание и режим занятий. Демонстрация изделий.
Общая инструкция по охране труда (Приложение 2).
Практика. Игра на знакомство. Диагностика учащихся.
Раздел 1. Столярных дел мастер
Тема 2. Рабочее место. Разметка материала (2 часа)
Требования к организации труда на рабочем месте. Организация рабочего места при
проведении столярных работ. Подготовка к работе основного инструмента и оборудования.
Виды столярных операций. Необходимость правильной разметки. Работа с чертежом. Инструменты для разметки и пользование ими: линейка, угольник, рулетка. Определение центра отверстий. Межцентровые расстояния. Инструкция по охране труда при организации рабочего места и работе столярным инструментом (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Подбор необходимых инструментов. Выполнение разметки изделия по заданному чертежу на деревянной поверхности, с нанесением
центров отверстий разных диаметров.
Тема 3. Обработка деревянных деталей (3 часа)
Предварительное чтение чертежей. Общие принципы пиления. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины: лобзик, ручная пила. Типы зубьев пил.
Выпиливание, строгание, ошкуривание деталей. Инструменты для ручного строгания:
рубанок, фуганок. Приёмы ручного строгания и приспособления, облегчающие работу. Итоговое ошкуривание поверхностей. Инструменты и приемы ошкуривания. Инструкция по
охране труда при работе с пилящим и строгальным инструментом (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Подбор необходимых инструментов. Выпиливание лобзиком деревянной заготовки по намеченному контуру, с последующим ошкуриванием поверхности.
Тема 4. Сверление деталей (2 часа)
Предварительное чтение чертежей. Определение по чертежу количества и диаметра
отверстий. Инструменты для сверления. Виды свёрл. Сверление древесины ручным инструментом. Механизированное сверление. Инструкция по охране труда при работе инструментом для сверления отверстий (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Чтение чертежа. Подбор необходимых инструментов для ручного и механизированного сверления, сверл нужного диаметра. Поочередное сверление отверстий при помощи ручного и механизированного инструмента.
Тема 5. Соединений деталей гвоздем и шурупом (2 часа)
Скрепление изделий из древесных материалов. Соединение на гвоздях. Основные
размеры гвоздей. Определение размера гвоздя по величине скрепляемых поверхностей. Приспособление для забивания мелких гвоздей.
Соединение на шурупах. Размещение шурупа на поверхности изделия, определение
центра вкручивания. Инструменты для ручного и механизированного вкручивания и выкручивания шурупов. Инструкция по охране труда при работе с инструментом для соединения
деталей (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Подбор инструментов необходимых для соединения деревянных заготовок гвоздями и шурупами. Поочередное скрепление заготовок.
Тема 6. Заточка инструмента (2 часа)
Инструменты и материалы для заточки. Напильники. Механизированное точило. Способы точения (сухой, при помощи воды). Угол заточки инструмента. Заточка бытовых инструментов. Инструкция по охране труда при работе с точильным инструментом (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Заточка столярного инструмента. Заточка бытовых инструментов (нож, отвертка).
10

Тема 7. Обслуживание велосипеда (4 часа)
Технический осмотр велосипеда. Устройство. Основные узлы. Регулировка. Ремонт.
Обслуживание. Колёса и шины. Технический осмотр и регулировка основных узлов велосипеда. Подшипники скольжения и качения. Масла и смазки. Регулировка натяжения цепи.
Практика. Подготовка рабочего места. Измерение давления воздуха в шинах и подкачка до необходимого значения. Смазка основных узлов. Регулировка подшипников скольжения. Установка и натяжение цепи. Изменение высоты и угла наклона сиденья, руля. Замена светоотражающих элементов. Проверка звуковых приспособлений.
Тема 8. Итоговая работа по разделу (1 час)
Практика. Изготовление столярно-мебельного изделия по заданному чертежу.
Раздел 2. Электрических дел мастер
Тема 9. Вводное занятие (1 час)
Организационные вопросы. Содержание и режим занятий. Демонстрация изделий.
Общая инструкция по охране труда (Приложение 2).
Практика. Игра на знакомство. Диагностика учащихся.
Тема 10. Рабочее место. Инструменты и материалы (2 час)
Требования к организации труда при работе с электрическими источниками. Организация рабочего места. Подготовка к работе основного инструмента и оборудования.
Понятия: напряжение, электрический ток, сопротивление. Работа с электропроводами.
Инструменты и приспособления для монтажа и демонтажа электрических цепей. Инструкция
по охране труда при организации рабочего места и работе с электроинструментом
(Приложение 2).
Тема 11. Электричество (3 часа)
Понятие электрический ток. Способы измерения напряжения. Устройство элементов
простейшей электрической цепи. Составные части цепи: источник тока, потребитель, выключатель. Химические источники питания - электробатарей, низковольтные лампочки
накаливания, светодиоды.
Приборы для измерения напряжения, тока и сопротивления. Размерность шкал приборов. Условные графические изображения. Инструкция по охране труда при измерении
напряжения в электрической сети (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Зарисовка схем включения приборов в цепь.
Измерение электрических параметров на нагрузки электрической цепи с помощью комбинированных электроизмерительных приборов. Проверка напряжения индикатором.
Тема 12. Основы электромонтажных работ (2 часа)
Виды электромонтажных работ. Базовые понятия о монтаже и демонтаже электрической проводки. Виды электрических проводников и способы их соединения. «Оконцевание»
проводов. Применение зажимов и других видов соединений. Инструкция по охране труда при
проведении электромонтажных работ (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Демонтаж старых проводников на заготовке.
Зачистка и облуживание проводов. Изготовление электропроводящих шин и их последующий монтаж. «Оконцевание» проводов «колечком». Соединение проводников скруткой, «под
винт», на клеммники.
Тема 13. Основы пайки (3 часа)
Сущность процесса пайки, применяемые флюсы и припои, приёмы пайки. Проверка и
подготовка паяльника к работе, контроль и уход за жалом паяльника. Инструкция по охране
труда при работе с паяльником (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Зачистка и лужение жала паяльника. Пайка
простейших электрических цепей. Пайка соединений деталей. Лужение токопроводящих шин
монтажной платы.
Тема 14. Обслуживание бытового светильника (4 часа)
Технический осмотр и ремонт бытового светильника. Разновидности бытовых светильников. Применяемые источники света в светильниках. Ламповый патрон, провод, штепсельная вилка. Приемы обнаружения неисправностей и методы их устранения. Приемы за11

мены электрических розеток, выключателей. Инструкция по охране труда при проведении
наладочных работ электробытовых приборов (Приложение 2).
Практика. Подготовка рабочего места. Разборка и сборка кнопочного переключателя
светильника. Устранение неисправностей. Проверка проводки (перекрут, надлом, разрыв).
Разборка и сборка штепсельной вилки. Проверка работы светильника.
Тема 15. Итоговое занятие (2 часа)
Практика. Подведение итогов. Выставка изделий, выполненных учащимися за учебный период. Проведение мастер-классов.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного года

2 сентября – 31 мая

Количество учебных недель, учебных дней, 34/34
учебных часов
Продолжительность учебного года
9 месяцев
Режим занятий

согласно учебно-тематического плана

Сроки проведения и итоговых
(аттестаций)

май

апрель

Итоговое
занятие
(аттестация)
ВСЕГО

март

4

февраль

Раздел 2

январь

3

декабрь

2

Вводное
занятие
Раздел 1

ноябрь

1

Количество часов по месяцам
октябрь

Название
разделов
сентябрь

№

занятий Декабрь, май

2
2

4

3

4

2
2

4

3

4

1
3

4

4

3

4

4

4

3

4

4

Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором школы на 2024
– 2025 учебный год.
4.2. Методическое обеспечение
В основу программы положены следующие принципы обучения: творческой активности,
продуктивности, связи теории с практикой, систематичности, единства группового и
индивидуального обучения, доступность и наглядность, последовательность и систематичность
обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по
программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Методические условия:
12

- рекомендуемые типы занятий: консультация, практическая работа, оформление выставки,
игра, КТД;
- рекомендуемые образовательные технологии: групповой работы, информационнокоммуникационные, здоровьесберегающие, интеллект-карта, проектного обучения,
исследовательского обучения, диагностическая;
- методические материалы: демонстрационный материал: таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации; раздаточный материал: технологические карты и чертежи по изготовлению изде- лий.
- В процессе работы по настоящей программе используются авторские разработки, а также
информационно-методические материалы:
 литература по основным разделам;
 дидактический материал: карточки-задания, презентации, плакаты, раздаточный
теоретический материал, наглядные пособия, инструкции по технике безопасности, образцы
работ;
 журналы по техническому моделированию, декоративно-прикладному творчеству;
 материалы для бесед и викторин;
 игры, конкурсы, сценарии.
Дидактическое обеспечение
 наглядные пособия.
 образцы моделей.
 чертежи, шаблоны.
Методы обучения:
 репродуктивный.
 объяснительно-иллюстративный.
 эвристический (изложение педагога, творческий поиск обучаемых).
 исследовательский.
Обучение осуществляется преимущественно через учебное занятие.
Формы учебных занятий:
Занятие-знакомство – направлено на знакомство группы, сплочение коллектива, снятие
напряжения, развития коммуникативных навыков.
Беседа. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что обучающиеся
принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы,
объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и
окончательно формулирует ответы.
Занятие-презентация на основе современных мультимедийных средств - эффективный
способ донести информацию, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать
сообщение и его содержательные функции.
Видео-занятие – небольшой по объему узкоспециализированный материал, который
помогает разобраться с отдельными аспектами тем программы.
Практикум. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные
работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении
усвоенных теоретических знаний и умений. Используются установочные, иллюстративные,
тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие занятия-практикумы.
Творческая мастерская - это нетрадиционная форма организации личностноориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную
поисковую, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся по построению
собственных знаний и демонстрации умений.
Экскурсия. На занятия - экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий:
обогащение знаний, обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными
явлениями и процессами; развитие технических способностей учащихся, их самостоятельности,
организованности; воспитание положительного отношения к учению.
Занятие-исследование – учебное занятие, цель которого достигается опытным путем.
На первоначальных этапах в объединении рекомендуется использовать фронтальную
форму работы, при которой все обучающиеся выполняют одно и то же задание. Первые учебные
модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями. Со временем
13

увеличивается значение самостоятельной работы.
Программа предполагает индивидуальную и групповую работу с детьми. За годы работы
педагог становится советчиком, помощником, другом не только детей, но и родителей. Все
занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предлагают широкий
простор для творчества обучающихся. Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом,
педагог постоянно корректирует деятельность ребенка, помогает ему вовремя исправлять
допущенные ошибки. Результатом такого сотворчества становятся выставки, презентации.
Выставка-презентация. Данная форма используется в качестве заключительного занятия
по темам и итогам года. В ходе выставки презентации проводится самоанализ и взаимоанализ
выполненных работ, обучающиеся учатся представлять результат, демонстрируют знание теории
и практические умения.
Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед
небольшой продолжительности. Некоторые из них могут проводить сами воспитанники,
руководитель помогает подобрать литературу и оказывает консультативную помощь.
4.3. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия:
 учебные кабинеты-мастерские, вытяжная вентиляция;
 материалы: фанера, наждачная бумага;
 инструменты:
 инструмент для индивидуального пользования (инструмент, которым учащиеся пользуются
при выполнении монтажных, сборочных, наладочных и других работ индивидуально
непосредственно на своих рабочих местах – это паяльники электрические, плоскогубцы разные,
круглогубцы разные, кусачки торцовые и боковые, пинцеты, монтажные или перочинные ножи,
отвертки);
 общего пользования (инструмент, которым учащиеся пользуются по мере надобности – это
тиски ручные, настольные и слесарные, дрель ручная или электрическая с наборами сверл,
молотки, плоскогубцы с изолированными ручками, напильники разных размеров, форм, ти- пов
насечки, гаечные накидные и универсальные ключи для завертывания гаек, ножовка сле-сарная
ручная со сменными полотнами, ножницы разные, угольники, линейки, рубанки, ста- меска,
коловорот;
 токарные, сверлильные, заточные станки и другое слесарное оборудование, позволяющее
выполнять работы по изготовлению конструкций.
 приборы: амперметр, вольтметр, омметр, авометры, осциллограф, звуковой генератор, генератор стандартных сигналов;
 медицинская аптечка, шкафы для хранения оборудования и материалов.
4.4. Информационно-методическое обеспечение программы
Информационно-методические условия:
 электронные образовательные ресурсы;
 информационно-коммуникационные технологии: Microsoft Word,
PowerPoint, Excel.
4.5. Кадровое обеспечение
Учебно-воспитательный процесс реализует педагог дополнительного образования,
имеющий высшее образование и профессиональные компетенции по предмету технология
начального общего образования.
4.6. Оценочные материалы
Оценочные материалы: дидактические материалы (тесты, творческие задания,
творческие задачи).
Объектами мониторинга являются:
 уровень обученности каждого обучающегося (теоретические знания
практические умения)

и
14

 уровень развития;
 уровень воспитанности
Проверка образовательных результатов проходит по определенному плану, органически вписываясь в учебную деятельность.
В процессе обучения применяется вводный, текущий, промежуточный, итоговый,
контроль.
Вводный контроль проводится педагогом с целью выяснения уровня подготовленности детей в области прикладного творчества и технологии. Для проведения данного вида
контроля используются следующие формы: опрос, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование.
Промежуточный контроль проводится в середине учебного года и является с одной
стороны – подведением итогов работы за первое полугодие, с другой стороны – позволяет
наметить пути дальнейшей работы в соответствии с полученными результатами. Промежуточный контроль может проводиться в форме беседы, опроса, тестирования, наблюдения,
выполнения практических заданий с последующим анализом и самоанализом.
Итоговая аттестация (занятие) проводится в конце учебного года. Ее цель – выявление
уровня знаний, умений и навыков, личностного развития учащихся, в результате освоения
программы за учебный год. Формы итогового контроля: конкурсы, выставки, презентации.
Наряду с указанными видами контроля необходимо учитывать данные систематического текущего контроля, который рекомендуется проводить после изучения темы или модуля программы.
Использование разнообразных форм контроля позволяет учащимся проявить навыки
самостоятельной работы, совершенствовать знания, повышает сознательность, стимулирует
творчество.
Результатом обучения по программе является также результаты участия учащихся в
соревнованиях, конкурсах.
Мониторинг образовательных результатов согласуется с задачами программы и ожидаемыми результатами.
Для оценки результатов выбраны уровни: низкий, средний, высокий.
1. Высокий уровень.
Ребенок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы,
имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной
деятельностью, активен и инициативен. Ребенок выполняет задания без особых затруднений.
2. Средний уровень.
Ребенок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с
программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не
обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.
3. Низкий уровень.
Ребенок в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но
реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса,
самостоятельности не проявляет.
Формы подведения итогов реализации программы предполагаются разнообразные:
- выставки различного уровня (тематические, персональные, итоговые);
- участие в конкурсах;
Чтобы проследить качество обученности по образовательной программе, необходимо
организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы:
1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
2. Мониторинг личностного развития обучающихся.
3. Реализация творческого потенциала обучающегося
Мониторинг результатов обучения дополнительной общеразвивающей программе
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированной
основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг
15

результатов обучения обучающегося по дополнительной общеразвивающей программе».
Дважды в течение учебного года заносятся данные об обучающихся в диагностическую карту.
Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели,
критерии, степень выраженности оцениваемого качества, методы диагностики.
Мониторинг личностного развития обучающихся. В мониторинге отражаются
многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности
ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не
требуют привлечения других специалистов. Работа по предложенной технологии позволяет
содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился,
каким стал через некоторое время.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать
наблюдение, анкетирование, тестирование и другие.
Реализация творческого потенциала обучающегося. В диагностической карте
заполняются достижения обучающихся: на уровне учреждения, на уровне района, города, на
уровне региона, страны, на международном уровне.
Контроль усвоения по итогам прохождения материала каждого
модуля (или по полугодию)
Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80%) — 3 балла
2-й уровень усвоения (80-90%) — 4 балла
3-й уровень усвоения (90-100%) — 5 баллов
Таблица контроля результата усвоения воспитанника
ФИО

Раздел

Тема

Знает

Умеет

Примечание

Таблица результата самооценки воспитанника
Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

Примечание

Форма аналитической характеристики заполненных кар мониторинга
Итоговый аналитический отчет по картам эффективности образовательного процесса
Объединение (название коллектива)__________________________________________
Педагог дополнительного образования (ФИО) _________________________________
Название реализуемой ДООП _______________________________________________
Возраст детей по программе_____________ Срок реализации программы_________________
Для составления аналитической характеристики деятельности педагога по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе на текущий год необходимо ответь на
следующие вопросы:
1. Сколько Всего мальчиков в объединении?
Всего учащихся взять за 100%.
2. Сколько процентов выбыло детей?
Рассчитывается по формуле:
100% ------------------------ X Кол-во выбывших = % выбывших
Общее кол-во детей
16

Подвести ИТОГИ
3. Каковы результаты «личностного развития учащихся»?
Представить в табличном виде либо графическом

Уровни
Низкий
Средний
Высокий

0-срез
(сентябрь)
Кол-во/%
Кол-во/%
Кол-во/%

Периоды среза мониторинга
1 полугодие
2 полугодие
(декабрь)
(май)
Кол-во/%
Кол-во/%
Кол-во/%
Кол-во/%
Кол-во/%
Кол-во/%

За год
Кол-во/%
Кол-во/%
Кол-во/%

4. Уровни достижения по итогам года:
№

Мероприятие

Воспитанники

Результат

Уровень

5. Список рекомендуемой литературы

17

Для педагога
1. Афонин К., Блинов В., Володин Е. Технология. Технический труд. 7 класс. Учебник.
ФГОС. – М.: Дрофа, 2018. – 208 с.
2. Казакевич В., Молева А. Технология. Технический труд. 5-7 классы. Учебник в 3-х
книгах. ФГОС. – М.: Баласс, 2018. – 432 с.
3. Павлова О. Трудовое обучение. Столярное дело. 5-6 классы. Рабочая программа.
ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2018. – 87 с.
4. Симоненко А., Самородский В., Синица Н. Технология. Технический труд. 6 класс.
Рабочая тетрадь (вариант для мальчиков). ФГОС. – М.: Вентанта-Граф, 2018. – 80 с.
5. Машинистов В.Г., Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению.
М.: “Просвещение”, 1991. 60 с.
Для родителей (законных представителей)
1. Демус В. Большая книга работы по дереву. Резьба, выпиливание лобзиком, выжигание, гравировка. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2017. – 384 с.
2. Лихачев В. Основы слесарного дела. – М.: Солон-пресс, 2018. – 608 с.
3. Чумаченко Ю. Материаловедение и слесарное дело: учебное пособие. – Р.н/Д: Феникс, 2018. – 396 с.
Для учащихся
1. Кашкаров А. Электронные опыты для юного радиолюбителя. - Р.н/Д: Феникс, 2018.
– 139 с.
2. Кашкаров А. Электроника для начинающих: от А до Я. – Р.н/Д: Феникс, 2017. – 140с.
3. Павлова О. Трудовое обучение. Слесарное дело. 5-6 классы: рабочая программа.
ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2017. – 96

Интернет – источники:
1. Рабочая программа по труду. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://infourok.ru/rabochaya-programma-ruchnoy-trud-klass-649465.html, свободный. – Загл. с
экрана.

2. Рабочая программа по ручному труду. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoymasterilki, свободный. – Загл. с экрана.

trud/2013/01/31/programma-kruzhka-

3. Рабочая программа по предмету «Трудовое обеспечение». [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://globuss24.ru/doc/rabochaya-programma-po- predmetu-trudovoe-obuchenie-4-klassviii-vid, свободный. – Загл. с экрана.

4. Рабочая программа по трудовому обучению. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/corect/planirovanie/rabochaiaproghramma-po-trudovomu-obuchieniiu-1klass-korriektsionnoi-shkoly-viii-dblf, свободный. – Загл. с экрана.

Приложение 1
18

Методические рекомендации по проведению педагогической диагностики
Тест
Цель: определение уровня знаний учащихся в начале обучения по программе.
Условия проведения:
1. Время выполнения – 20 мин.
2. Самостоятельное выполнение теста.
1. Как называется инструмент для забивания гвоздей? (молоток).
2. Как называется приспособление для заточки инструментов? (брусок, токарный станок).
3. Что можно сделать, при помощи дрели? (круглые отверстия).
4. Что такое электрический ток? (движение частиц).
5. Как называется связка составляющих элементов, проводящих электрический ток?
(электрическая цепь).
Итоговая работа по разделу «Столярных дел мастер»
Цель: определение уровня навыков и умений, приобретенных по итогу раздела
Условия проведения:
1. Время выполнения – 90 мин.
2. Самостоятельное изготовление столярно-мебельного изделия по заданному чертежу.
3. Повторение педагогом инструкций по охране труда, необходимых для выполнения столярных работ.
Оборудование: деревянные заготовки, столярный инструмент, чертежи различных
столярно-мебельных изделий (по объему составляющих деталей – не более пяти).
Порядок выполнения:
1. Прочитать чертеж и подобрать необходимые для изготовления изделия столярные инструменты.
2. Нанести контур чертежа составляющих деталей на деревянную поверхность: габаритные
размеры, центры отверстий, места скрепления деталей.
3. Произвести выпиливание составляющих изделие деталей, ошкуривание поверхности.
4. Выбрать подходящий для данного изделия способ соединения его составных деталей
(гвоздями, шурупами).
5. Произвести сборку изделия.
6. Произвести итоговое шлифование наждачной бумагой.
Итоговая работа по разделу «Электрических дел мастер»
Цель: определение уровня навыков и умений, приобретенных по итогу раздела
Условия проведения:
1. Время выполнения – 90 мин.
2. Самостоятельное изготовление элементарной электрической цепи из заданных составляющих.
3. Повторение педагогом инструкций по охране труда, необходимых для выполнения электромонтажных работ.
Оборудование: составляющие электрической цепи и инструмент необходимый для
электромонтажных работ, схемы электрических цепей.
Порядок выполнения:
1. Прочитать схему, подобрать необходимый для сборки электрической цепи инструмент.
2. Подобрать составляющие, указанные в схеме.
3. Произвести сборку составляющих электрической цепи.
4. Проверить исправность цепи, подключив питание.

Приложение 2
19

Инструкции по охране труда
I. Общая инструкция по охране труда
1. Во время занятий необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации
оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.
2. Поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.
3. Рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.
4. Выполнять работу только исправным инструментом.
5. Технологические операции выполнять в установленных местах, используя специальные
приспособления, под контролем педагога.
6. Не допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах.
7. Не допускается выполнять какие-либо действия без разрешения педагога.
8. Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо сообщать педагогу.
II. Инструкция по охране труда при организации рабочего места и
работе столярным инструментом
1. Рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен
слепить глаза. Рабочее место и инструмент должны быть готовы к эксплуатации.
2. Для смены рабочих приспособлений, очистки приспособлений и механизмов, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты.
3. Учащимся запрещается без разрешения педагога подходить к оборудованию мастерской и
пользоваться им, трогать электрические разъемы.
4. Работать только исправными инструментами и применять их по назначению.
5. После окончания работ выключать все оборудование под контролем педагога.
6. Приводить в порядок рабочее место, убирать инструменты, приспособления, готовые детали и заготовки.
7. По окончанию занятия мыть лицо и руки теплой водой.
III. Инструкция по охране труда при работе с пилящим и
строгальным инструментом
1. При строгании заготовку необходимо закреплять в зажиме верстака.
2. Проверить исправность инструмента.
3. Переносить рубанок необходимо только опущенной рукой.
4. Хранить рубанок необходимо в лотке, лезвием вниз.
5. При пилении заготовку необходимо закреплять в зажиме верстака.
6. Полотно пилы должно быть без трещин, не быть ржавым.
7. При пилении - одна рука производит надпил, другая рука крепко держит заготовку.
8. Пилить нужно без рывков.
9. При работе напильником нужно проверить исправность пилящего полотна.
Следить за тем, чтоб на полотне не скапливалось большое количество опилок.
10. Переносить напильник необходимо только опущенной рукой.
11. Хранить инструменты необходимо в отведенном месте.
IV.Инструкция по охране труда при работе инструментом
для сверления отверстий
1. Перед сверлением отверстий необходимо надежно закрепить заготовку и подкладную
доску на столярном верстаке.
2. Сверло в патроне должно быть закреплено без перекосов.
3. Нельзя держать коловорот или дрель сверлом к себе.
4. Подачу сверла при работе надо осуществлять плавно, без рывков.
5. Нажим на упор коловорота (дрели) в начале и конце сверления должен быть небольшим,
вращение рукоятки – медленным.
20

6. Стружки с поверхности изделия сдувать нельзя, их надо сметать специальной щеткой.
V. Инструкция по охране труда при работе с инструментом для
соединения деталей
1. Работать можно только исправным инструментом, использовать его надо строго по назначению.
2. Молоток при работе надо держать на расстоянии 20-30 мм (2-3 пальца) от свободного
конца ручки.
3. Нельзя оставлять столярный молоток на краю верстака.
4. Нельзя стоять за спиной человека, работающего молотком.
5. Острие шила должно быть направлено в сторону от работающего.
6. Пользоваться надо только такой отверткой, которая точно подходит к шлицу головки шурупа.
7. Шуруп надо ввинчивать под прямым углом к детали.
8. При сборке деталей нельзя пользоваться шурупами со сбитым шлицем.
9. Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.
10. Заусенец на головке ввернутого шурупа надо обязательно удалить шлифовальной шкуркой.
VI. Инструкция по охране труда при работе с точильным инструментом
1. Убедиться в отсутствии трещин и сколов на абразивном круге точильного станка.
2. Установить подручник для заточки инструмента на расстоянии 2-3 мм от абразивного
круга и надежно закрепить его.
3. Проверить исправную работу станка на холостом ходу, отступив в сторону от опасной зоны напротив круга, убедиться в отсутствии биения абразивного круга.
4. При заточке инструмента надежно удерживать его руками, плавно, без рывков и больших
усилий подводить его к абразивному кругу несколько выше его горизонтальной оси.
5. Во избежание засорения глаз частицами абразивного круга не производить заточку инструмента без защитных очков.
6. Не наклоняться близко к вращающемуся абразивному кругу.
7. Не определять на ощупь остроту и ровность заточки инструмента. Качество заточки определять после того, как инструмент отведен от круга и выведен в безопасную зону.
8. Не класть на корпус станка инструмент и другие предметы.
9. Не оставлять работающий станок без присмотра.
VII. Инструкция по охране труда при организации рабочего места и
работе с электроинструментом
1. Внешним осмотром проверить целостность и исправность электроинструмента, подводящего токоведущего кабеля и защитного заземления корпуса.
2. Надеть диэлектрические перчатки и встать на диэлектрический коврик.
3. Проверить исправную работу переносного электроинструмента на холостом ходу и убедиться в надежности крепления режущего инструмента.
4. Включать электроинструмент только после того, как обрабатываемая деталь закреплена на
верстаке или другом рабочем месте.
5. Подавать электроинструмент к обрабатываемой детали плавно, без резких движений и
толчков.
6. Не допускать попадания на электроинструмент воды, грязи и других веществ, следить за
исправностью защитного заземления.
7. Не оставлять электроинструмент без присмотра включенным в сеть.
8. Ставить или класть электроинструмент в безопасном положении, исключающим его падение.
9. Следить при работе за подводящим токоведущим кабелем, не допускать его скручивания,
завала деталями и механическим воздействиям.
10. Привести в порядок рабочее место, стружку убрать щеткой, не сдувать ее ртом и не сме21

тать рукой.
VIII. Инструкция по охране труда при измерении напряжения в
электрической сети
1. Перед началом работы необходимо застегнуть все пуговицы, завязать тесемки и шнурки.
2. Проверить исправность измерительного прибора, осмотрев его и убедившись в целостности корпуса, сменных картриджей, смотровых стекол.
3. Убедиться в достаточности освещенности рабочего места и, подготовить к работе измерительные приборы.
4. Не допускается использование измерительных приборов: не имеющих клейма или с просроченным клеймом, поврежденных и нуждающихся в ремонте и поверке, не отвечающих
установленному классу точности измерения.
5. Запрещается производить замеры при снятой крышке корпуса прибора.
6. Запрещается оставлять измерительные приборы без присмотра во время проведения замеров.
7. По окончании работы необходимо: выключить измерительные приборы, очистить приборы от загрязнений, измерительные приборы положить на хранение в отведенное для этой цели место.
8. Все измерительные манипуляции проводить строго под руководством педагога.
IX. Инструкция по охране труда при проведении электромонтажных
работ
1. Разложите на рабочем месте инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном педагогом. Не допускайте на рабочем месте ничего лишнего.
2. Проверьте состояние инструмента. Все ручки инструментов должны иметь изолирующее
покрытие, пользуйтесь инструментом только по назначению.
3. Подготовьте материалы и разложите их на рабочем месте так, чтобы все было видно и не
мешало работе.
4. Соберите электрические схемы, произведите их переключение при отсутствии напряжения.
5. Схему соберите так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скрещивались петельками.
6. При пайке строго выполняйте инструкцию по технике безопасности при паянии.
7. При работе возле электрических приборов и машин следите, чтобы руки, одежда, волосы
не касались вращающихся деталей и оголенных проводов.
8. Собранную схему включайте только после осмотра ее педагогом.
9. Не проверяйте наличие напряжения пальцами.
10. Уберите рабочее место от отходов, пыли и лишних деталей.
11. Приведите в порядок одежду.
X. Инструкция по охране труда при работе с паяльником
1. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2. Проверить исправность оборудования, приборов.
3. При пользовании паяльником: проверить его на соответствие классу защиты от поражения
электрическим током, техническое состояние кабеля и штепсельной вилки, целостность защитного кожуха и изоляции рукоятки.

22

4. Точно выполнять все указания педагога при проведении работ.
5. Работать только с исправным инструментом.
6. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать только под наблюдением педагога.
7. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее педагогом.
8. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
9. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только по приборам.
10. Паяльник переносить за корпус, хранить в специальном месте.
XI. Инструкция по охране труда при проведении наладочных работ
электробытовых приборов
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
2. Не оставляйте рабочего места без разрешения педагога.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в правильном порядке.
4. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описания, уясните
ход выполнение.
5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключении источника питания.
6. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановок с помощью указателя напряжения.
7. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.
8. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением,
немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом педагогу.

2

Приложение 3
План воспитательной работы
№
п/
п

1
1
1

1

1
1

1

Название мероприятия

Время и место проведения

«Ключевые дела учреждения»
В течение года
Участие в праздниках, выставках-конкурсах,
мастер-классах, онлайн-мероприятиях
Модуль «Экскурсии. Выезды. Походы»
Экскурсии в учреждения культуры и спорта
В течение года
Модуль «Профориентация»
В течение года
Участие в профориентационных мероприятиях: экскурсии на предприятия города, ярмарки
профессий, конкурсы по профориентации,
профориентационная диагностика, дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях
Модуль «Работа с родителями»
В течение года
Участие в родительских собраниях. Вовлечение родителей в мероприятия СОШ

Модули, заполняемые по выбору
Модуль «Организация предметно-развивающей среды»
Оформление и наполнение кабинета учебноВ течение года
материальными пособиями по ДОП
Модуль «Детский медиацентр»
Освещение деятельности объединений в СМИ
В течение года
Модуль «Детские общественные объединения»
Участие в профилактических акциях,
в мероприятиях РДШ

В течение года

Ответственный

Педагог
Педагог
Педагог

Педагог

Педагог
Педагог

Педагог

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».