Волшебный микрофон

1

1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.Пояснительная записка
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на
воспроизведение
разнообразными
дошкольного

и

рассматривается

духовного
сферами

образовательного

младшего
как

потенциала
школьного

пространство,

человека,

располагает

воздействия

возраста.

на

Сфера

способствующее

ребенка
искусства

формированию

социально-эстетической активности личности. По мнению современных
ученых,

педагогов,

самореализации

ее

психологов,
творческого

раскрытию
потенциала

качеств
в

личности

наибольшей

и

степени

способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой
органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства,
сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в
арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания
целостной одаренной личности.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный микрофон» имеет художественную направленность.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации
программы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2

2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам»



Приказ

Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному

самоопределению

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, включая детей- 5 инвалидов, с учетом их особых
3

образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
 Устав МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А.Е.;
 Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля

успеваемости,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная

школа

№9»

имени

Ландышевой

Александры

Евгеньевны.
Актуальность программы
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать
процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует

формированию

нравственных

качеств

у

воспитанников

объединения.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания
каждого участника коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. Программа предоставляет возможность, помимо получения
базовых

знаний,

накопленного

эффективно

человечеством

готовить
социально

воспитанников

к

-

опыта.

культурного

освоению
При

планировании занятий учитываются индивидуальные различия в имеющихся
знаниях, умениях и навыках школьников, особенностях их мышления и
4

свойствах личности. От индивидуального уровня и темпа развития каждого
ребенка зависит количество заданий, их вариантов для разных детей. Исходя
из возрастныхособенностей детей, происходит отбор методов и форм работы.
Работа над спектаклем или другими сценическими формами может быть
организована по отдельному графику в объеме запланированных на год часов.
В процессе занятий обучающиеся могут попробовать себя в роли
артиста.

Театральная

постановка

позволяет

углубить

и

укрепить

представления развивающейся личности о мире и о себе. На репетициях и
обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь так важно
чувствовать игру партнера, подыгрывать, когда это требуется, создавая
правильное настроение и у актера, и у зрителя.
По уровню освоения программа общеразвивающая, модульная.
Обеспечивает возможность обучения детей с различным стартовым уровнем
готовности к её освоению. Тематические модули предусматривают обучение
с усложнением содержания материала по принципу восходящей и
расширяющейся дидактической спирали.
Отличительной особенностью данной программы является синтез
типовых образовательных программ по всеобщему и специальному
театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как,
интонация, мимика, жест, пластика, походка, правильная, выразительная речь
не

только

знакомит

с

содержанием

определенных

литературных

произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко
чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная

игра

способствует

развитию

детской

фантазии,

воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественноречевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни
5

школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса,
расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению
культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость,
зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как
в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр - сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с
другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями
танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает

их

как

возможность

воспитывать

зрительскую

и

исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью,
своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку
раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться
своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь
именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем
при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально
положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и
жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со
спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования
к его личностным и предметным результатам, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной

работы

с

детьми,

основана

на

психологических особенностях развития школьников.
Социальная значимость программы
Значение и специфика театрального искусства заключаются в
одномоментности

сопереживания,

коммуникативности,

живом

познавательности,

воздействии

эмоциональности,

художественного

образа

на

личность. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства
6

для детей, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и
психологии, связанные с:
 художественным образованием и воспитанием детей;
 формированием эстетического вкуса;
 нравственным воспитанием;  развитием коммуникативных качеств
личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
 воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии,

речи

(диалога

и

монолога);

созданием

положительного

эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных
ситуаций через игру.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ
Программа разработана на основе методических рекомендаций по
речевой и театрализованной деятельности: Чуриловой Э.Г. «Методика и
организация театрализованной деятельности дошкольников и младших
школьников», Киселевой О.И. «Развитие творческих способностей детей
средствами

театрально-игровой

деятельности»,

Ситкиной

И.Г.

и

«Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности
ребенка» Румянцевой Н.В. Так же в работе с учащимися используются
коррекционно-логопедические

технологии

обогащения

и активизации

словарного запаса (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.), работы Левиной Р.Е.,
Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Ушаковой Т.Н., Жинкина Н.И., Ушинского
К.Д., Визель Т.Г., Черниговской Т.В., Лынской М.И. Программа основана на
принципах реалистического театра школы переживания (К.С. Станиславский)
и насовременном понимании «Метода физических действий и потребностей –
информационной

концепции

личности».

Содержание

программы

ориентировано на знакомство с выразительным языком театрального
7

искусства, как основы формирования навыков восприятия, понимания и
толкования действий и эмоций, освоение коммуникативных навыков общения.
Важным средством развития этого процесса является общение и умение
выражать свои эмоции, применить их в организации смыслового содержания
высказывания, передать эмоциональный и содержательный подтекст речевых
сообщений, регулировать саму процедуру общения, всё это связано с формой
речи и является важнейшей составляющей речевого и социального развития
ребёнка в младшем школьном возрасте. Уделяется внимание развитию разных
анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического. Проводится
коррекционная работа по устранению недостатков звукопроизношения.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебный
микрофон» ориентирована на детей от 8 до 14 лет, проявляющих интерес к
театральному

искусству.

дифференцированный

Данная

подход

к

программа

обучению,

учет

предусматривает
индивидуальных

психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Возрастные особенности младшего школьного возраста (8-10 лет)
характеризуются готовностью и интересом к овладению новыми знаниями,
умениями и навыками. Для познавательной деятельности данной возрастной
категории

характерна,

прежде

всего,

эмоциональность

восприятия.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны
понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными
образами. В эмоциональной жизни изменяется содержательная сторона
переживаний – их волнует главным образом то, что связано с обучением.
Ребенка радует, что педагог и родители хвалят за успехи, поэтому важно
чувство радости от труда закрепить положительным отношением. В младшем
школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как
8

любовь к Родине, патриотизм.
Возраст (11 до 14 лет) считается переходным от детства к юности. Период
трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот
возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления.
Учитывая возможности этого периода, педагог на своих занятиях постоянно
предлагает обучающимся решать проблемные задачи, сравнивать, выделять
главное, находить сходные и отличительные черты. Кроме того, принимая во
внимание то, что процесс обучения – это не только процесс усвоения знаний,
но и процесс воспитания личности, педагог постоянно обращает свое
внимание на формирование устойчивых нравственных идеалов, системы
оценочных суждений, моральных принципов обучающихся. Любая жизненная
ситуация, конфликтные моменты на обычных занятиях в коллективе служат
поводом для обсуждения, оценки, диалога педагога с обучающимся, что
особенно важно именно в этом возрасте, когда закладываются основы его
нравственных и социальных качеств. Похвала, выделение позитивных
моментов в деятельности подростка особенно важны, когда они совершаются
в присутствии товарищей, значимых для него людей.
Принцип формирования учебных групп
На обучение по программе могут быть зачислены все желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для
зачисления является заявление от родителей, согласие на обработку
персональных данных. Наполняемость групп 15 человек, группы могут быть
как

одновозрастные,

так

и

разновозрастные

в

зависимости

от

подготовленности обучающихся. Возможен переход на следующий год
обучения (по результатам входящего контроля) если уровень знаний и умений
ребенка соответствует «базовому» уровню обучения. При наличии свободных
мест возможен дополнительный прием обучающихся на всех этапах обучения
в течении учебного года. Обучение проводится на русском языке. Обучение
детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств 9

дистанционное.
Общий объем ОП по учебному плану 68 часов.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 36 учебных недель в течение 9 календарных
месяцев необходимых для ее освоения.
Режим занятий
Занятия

проводятся

1

раз

в

неделю

по

2

академических

часа.

Продолжительность 1 академического часа - 30 минут для обучающихся 7 лет,
40 минут для обучающихся с 8 лет. Между занятиями 10 минутный перерыв
для проветривания кабинета и отдыха детей.
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную

сложность

предлагаемого

для

освоения

содержания

программы.
1.2

Цель

творческого,

программы:

развитие

речевого

потенциала

комплексного,
каждого

психологического,

обучающегося

путем

совершенствования коммуникативных навыков, социализации и адаптации
младшего школьника.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи:
−

сформировать речевые компоненты театрализованной деятельности;

−

сформировать

артикуляционные

навыки,

звукопроизношение,интонационную выразительность и голосовые
характеристики;
Развивающие задачи:
10

−

развивать творческие, речевые и исполнительские способности

детей;
−

развивать фонематическое восприятие обучающихся;

−

развивать способность детей к импровизации в процессе

воплощения образовгероев и совершенствовать их артистические данные;
Воспитательные задачи:
−
−

создавать

атмосферу

положительного

настроя

ираскрепощения;

эмоционального

воспитывать доверительные отношения сотрудничества и

взаимопомощи;
−

прививать обучающимся чувство любви к прекрасному через

приобщение ихк театральному искусству.
Основой организации работы с обучающимися в данной программе является
система дидактических принципов:
 психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
 минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;  целостного представления о мире – при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
 вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы
интегрируют современные научные взгляды об основах организации
творческого развивающего обучения и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
11

проявление у детей устойчивого интереса к занятиям театральным
искусством, развивать пространственное воображение, навыки драматизации,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать
самостоятельные решения и нести ответственность за них. Создание
благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на
занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие
системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает
психоэмоциональный настрой каждого ребенка, помогает быть уверенным в
своих силах, уметь оценивать свои успехи.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
 игровые технология;  технология креативного мышления;
 проектная технология;
 технология проблемного обучения;
 технология развивающего обучения;
 личностно-ориентированная технология;
 технология системно-деятельностного подхода;
 здоровьесберегающие технологии.
Направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению
здоровья

обучающихся

отражает

понятие

«здоровье

сберегающие

технологии», где целью является обеспечение обучающимся возможности
сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков
здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в
повседневной жизни. Охрана жизни детей является частью творческого
процесса, для обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд
требований:  помещение для занятий светлое, просторное, хорошо
12

проветриваемое;  на занятиях проводить расслабляющие упражнения,
используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил
личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации

дополнительной

общеобразовательной

программы.

Они

помогают при выполнении творческих заданий и проектов, становятся
участниками и организаторами мероприятий, выступают сопровождающими
в различных поездках. В течение учебного года предусматривается
проведение родительских 3 собраний, консультаций, бесед, открытых
занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных
праздников и творческих конкурсов.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего
года в ненавязчивой и доброжелательной форме
Цель – воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развитие их
кругозора,

стимулирование

любознательности,

воспитание

самостоятельности и самокритичности.
Задачи воспитательной работы:
 сформировать уважительное отношение к старшим, людям труда,
педагогам, сверстникам;  воспитывать в детях духовное начало, тягу к
самосовершенствованию, нравственному развитию;
 воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из
них уроки, развивать творческие качества: здоровое соперничество,
смелость, выносливость;
 познакомить обучающихся с историей развития шахматной культуры и
спорта в России, выдающимися шахматными деятелями России;
 сформировать умение работать в команде;
13

 сформировать способности к анализу и представлению своей нравственной
позиции;
 воспитывать волю, настойчивость, ответственность и самостоятельность.
В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы обучающиеся усваивают информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются нравственные ориентации.
Дополнительные беседы педагога направлены на формирование личностных
качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к окружающим,
коммуникабельность, патриотизм, культура поведения.
Продуктивное участие в занятиях, в выполнении творческих задач
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых участвуют обучающиеся объединения «Волшебный микрофон». В
игровых занятиях проявляются и развиваются личностные качества
обучающихся: эмоциональность, активность, нацеленность на успех,
готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые
мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха, развивают
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Методы воспитательной работы
 Убеждение.
 Упражнение.
 Пример.
 Опора на нравственные идеалы.
 Поощрение.

14

Формы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения:
 словесные, наглядные, практические;
 индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных
сведений педагога обучающимся);


репродуктивные,

проблемно-поисковые

(отражают

степень

самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает
мероприятия, которые направлены на повышение интереса обучающихся к
данному курсу:
 встречи и беседы с родителями учащихся, совместные творческие
мастерские, мастер-классы;
 сбор и систематизация наглядного материала;
 участие в конкурсах.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный;
 наглядный;
 практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский –
самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
15



индивидуально-фронтальный

–

чередование

индивидуальных

и

фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Формы и методы организации образовательного процесса, виды занятий
Формы проведения занятий
Ведущая форма организации занятий - групповая.
Наряду с групповой формой проводятся индивидуально-групповая, работа в
парах и мини группах, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:
- в первой части занятия обучающимся преподается теория, они учатся
стратегическим и тактическим приемам театрализации, построению плана
организации сценического искусства, правильной оценке позиции, пробуют
ставить мизансцены;
- вторая часть занятия посвящена театрализованной игре, где обучающиеся
применяют на практике полученные знания путем решения творческих задач
и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми систематизированы следующем
образом:
- теоретические занятия;
- практические занятия:
- решение творческих задач, мизансцен;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- театрализованные игры;
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
 словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, инсценировка;
16

 наглядный – показ педагогом вариантов развития драматизации, просмотр
видеоспектаклей;
 практический –тренинги, мастер-классы, драматизации.
по степени активности познавательной деятельности обучающихся:


объяснительно-иллюстративные

-

обучающиеся

воспринимают

и

усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные драматизации,
спектакли;
 исследовательский – овладение обучающимися методами креативности и
драматизации.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
 комбинированные занятия обобщающего и углубленно познавательного
типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые
представления о театральной игре;
 интегрированные занятия.
Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в
единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные
занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой
познавательный интерес;
 занятия с применением электронных ресурсов.
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить
информативность и эффективность занятия при объяснении учебного
материала, способствует увеличению динамизма и выразительности
излагаемого материала;
 коллективные творческие работы усиливают психологические связи между
детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты,
17

сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
 обобщающие занятия, позволяющие проводить текущий контроль уровня
усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в
организацию учебного процесса.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Личностные результаты.
-наличие потребности в сотрудничестве со сверстниками, доброжелательное
отношение

к

сверстникам,

бесконфликтное

поведение,

стремление

прислушиваться к мнению одноклассников;
-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
-осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-осуществлять

контроль,

коррекцию

и

оценку

результатов

своей

деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
18

Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять

индивидуальные

творческие

способности

при

сочинении

рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности, приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
19

-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-выразительному чтению;
-различать произведения по жанру;
-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-видам театрального искусства, основам актерского мастерства;
-сочинять этюды по сказкам;
-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение).
Формы подведения итогов реализации программы
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении
в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование
общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности
обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования
полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков,
социализации в общественной жизни.
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных
целей обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
20

Формы контроля деятельности
Наблюдение, творческое задание, этюды, конкурсное исполнение.
Способами определения результативности программы являются диагностика,
проводимая в конце года обучения в виде педагогического наблюдения и
отчетного
спектакля.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
- входящий контроль (сентябрь-октябрь);
- промежуточная аттестация (декабрь-январь);
- итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах. Внутренним
результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств
детей:
навыки сотрудничества и стремления к самореализации, творческая
активность,
эмоциональная гибкость, толерантность и способность к адекватной
самооценке.

21

2. Содержание общеразвивающей программы
2.1.

Учебный план
Формы

Кол-во часов

аттестации/
№

Разделы

контроля

п/п
1

Вводное занятие. Инструктаж по

в

т

п

2

1

1

наблюдение

10

5

5

наблюдение,

ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
2

Мастерство актёра

творческое
задание
3

Сценическая речь

23

8

15

наблюдение,
этюды

4

Постановочная работа

33

12

21

наблюдение,
конкурсное
исполнение

Итого:

2.2.

68

26

42

Учебный (тематический) план обучения.
Формы

№ п/п

Кол-во часов
Название тем, разделов

1

Вводное занятие. Инструктаж по

аттестации/
контроля

в

т

п

2

1

1

наблюдение

10

5

5

наблюдение

ПБ. Игровая программа «Будем
знакомы»
2

Мастерство актера

2.1.

Введение

1

0,5

0,5

творческое задание

2.2.

Театр вокруг нас

1

0,5

0,5

творческое задание

2.3.

Творим вместе

1

0,5

0,5

творческое задание
22

2.4.

«Мы играем – мы

0,5

0,5

наблюдение

1

0,5

0,5

творческое задание

1

мечтаем»
2.5.

Многообразие выразительных
средств втеатре

2.6.

Сценическая фантазия

1

0,5

0,5

наблюдение

2.7

Сценическое внимание

1

0,5

0,5

творческое задание

1

0,5

0,5

наблюдение

1

0,5

0,5

творческое задание

1

0,5

0,5

наблюдение

23

8

15

Наблюдение,

2.8.
Постановка этюдовисторий
2.9
Предлагаемые
обстоятельства
2.10. «На

сцене».

Осложняющие
обстоятельства
3

Сценическая речь

этюды
3.1.

Дыхание

10

4

6

наблюдение

3.2.

Дикция

8

2

6

Наблюдение,
этюды

3.3.

Орфоэпия

2

1

1

наблюдение

3.4.

Подгрупповая

3

1

2

этюды

33

12

21

Наблюдение,

работа
4.

Постановочная работа

конкурсное
исполнение
23

4.1.

10

3

7

наблюдение

5

2

3

наблюдение

3

1

2

наблюдение

3

1

2

наблюдение

всей

10

4

6

конкурсное исполнение

4.6.

Премьера спектакля

1

0,5

0,5

конкурсное исполнение

4.7.

Игровая программа

1

0,5

0,5

конкурсное исполнение

От

этюдов

к

спектаклю
4.2.

Музыкальнопластическое
решение отдельных
эпизодов

4.3.

Создание эскизов и
декораций

4.4.

Репетиции
отдельных картин

4.5.

Репетиции
пьесы целиком

«Я - артист»
Всего за год: 68

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Игровая программа
«Давайте познакомимся»
Теория. Содержание программы и режим занятий; Инструктаж по охране
труда и технике безопасности на занятиях.
Практика. Игровая программа «Давайте познакомимся».
2. 1. Введение.
24

Теория. Беседа о театральном искусстве. Знакомство обучающихся с
планом работы на учебный год. Проведение инструктажа по технике
безопасности. Правилаповедения на занятиях.
Практика. Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный
ком»,
«Автограф»; общегрупповая игра: «Импровизированный театр».
Форма контроля. Творческое задание.
2.2.

Театр вокруг нас.

Теория. Знакомство детей с профессиональными театрами. Акцентируется
внимание ребёнка на жизненных историях, которые помогут в создании
этюда. Практика. Выезд в театр на спектакль и на экскурсию по театру.
Просмотр и обсуждение просмотренного спектакля.
Форма контроля. Творческое задание.
2.3.

Творим вместе.

Теория: Творческое взаимодействие с партнёром. Формирование навыков
групповой творческой деятельности; развитие навыков коммуникативной
культуры,коллективного действия. Понятия «партнёр», «ансамбль».
Практика. Игры:

«Заяц»,

«Мяч»,

«Клубок»,

«Батут».

Упражнения:

«Встреча»,
«Перегруппировка», «Ритм-презентация», «Групповые скульптуры» и др.
Форма контроля. Творческое задание.
2.4.

«Мы играем - мы мечтаем».

Теория. Коллективные игры, как способ жизнедеятельности. Театральные
коллективные игры, в которых особое внимание уделяется согласованности
действий.
Практика. Игры: «Давайте притворяться», «Шаги», «Воробьи – вороны.»,
«Тише едешь – дальше будешь», «Испорченный телефон», «Руки-ноги»,
«Море волнуется раз». «Тумба, тумба, где ключи» «Где мы были, мы не
скажем, а что делали,покажем» и другие упражнения.
25

Форма контроля. Наблюдение.
2.5.

Многообразие выразительных средств в театре.

Теория. Знакомство с понятиями: спектакль, драматургия, декорации,
костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Их вспомогательная
роль в театральном искусстве. Стержень театрального искусства исполнительское искусство актера.
Практика. Создание и проигрывание этюдов, основанных на традиционном
литературном материале: сказки, детские стихи А. Барто, С. Маршака и др.
«Театр моды» (домашнее задание по созданию костюмов сказочных героев).
Форма контроля. Показ этюдов.
2.6.

Сценическая фантазия.

Теория. Сценическое воспитание актёра. Фантазия и актерское воображение.
Роль фантазии в создании образа, спектакля. Развитие фантазии и
воображения, как средство выражения богатого эмоционального спектра и
развитие художественно- эстетического вкуса.
Практика: Упражнения «Сказка», «Метафоры», «Интерпретация» (работа с
картинами

и

иллюстрациями),

«Дорисуй

картину»,

«Археологи»,

«Скульптор и глина», «Волшебная палочка». В основе упражнений лежит
создание направленности воображения на сцене, активное фантазирование,
основы импровизации.
Форма контроля. Творческое задание.
2.7.
Теория.

Сценическое внимание.
Определение

внимания.

Виды

внимания:

произвольное

и

непроизвольное; природное и социально-обусловленное. Восприятие и
наблюдательность в деятельности актёра. Внимание, память, мышление, как
основа личности актёра.
Практика. Упражнения «Имя», «Посмотрим друг на друга», «Мешай
мне»
«Исчезнувший

предмет»,

«Канон»,

«Зеваки»,

«Буквы

алфавита»
26

«Конвейер»,
«Встать

по

пальцам»,

«След

в

след»

«Музыкальная

шкатулка»,

«Сыщики»,
«Пианино» и др.
Форма контроля. Творческое задание.
2.8.

Постановка этюдов-историй.

Теория. Позиция исполнителя – позиция зрителя. Работа с личным текстом.
Самостоятельное

создание

образа

выразительности

(интонация,

с

мимика,

помощью

комплекса

пантомима).

средств

Самостоятельная

разработка сюжета.
Практика Игры – драматизации, игры - имитации (имитация образов
животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе
текста). Создание историй с предметом, с музыкой разного характера,
создание коллективных этюдов.
Форма контроля. Творческое задание.
2.9.

Предлагаемые обстоятельства.

Теория. Понятия «предлагаемые обстоятельства», «событие», «ПФД память физических действий». История и предыстория. Создание навыка
интеграции личного опыта учащегося в создание истории.
Практика: Упражнение «Что было до..?» Этюды «В магазине», «Сад», «В
школе», «День рождение» и др.
Форма контроля. Творческое задание.
2.10. «На сцене». Осложняющие обстоятельства.
Теория: Знакомство с особенностями установления зрительного контакта с
залом,

формирование

навыков

самостоятельной

и

психологической

подготовки к выходу на сцену.
Практика: Игры – драматизации, в основе которых лежит имитация
публичного выступления. Упражнения: «Стоп, я вмешиваюсь!», «Я на
сцене». Создание в ходе коллективного обсуждения свода «Правила
27

артиста», позволяющего настроиться навыступление и преодолеть страх.
Форма контроля. Наблюдение.
Модуль «Сценическая речь».
3.1.

Дыхание

Теория. Беседа о дисциплине. Элементарные сведения об анатомическом
строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата.
Правильная

осанка.

Смешанно-диафрагмальный

тип

дыхания.

Звукообразование. Краткие сведения о механизме голосообразования и
некоторых особенностях звука: направлении (фокусе), резонировании,
высоте (диапазоне), силе.
Практика. Выполнение упражнений для снятия мышечного напряжения.
Постановка корпуса. Упражнения для тренировки речевого дыхания: сначала
фрикативные согласные, потом гласные, слоги, слова, фразы. Строчка текста
постепенно увеличивается. Дыхание берется перед каждой строкой. По мере
усвоения упражнений по развитию дыхания вводится звук. Направление
звука, силавыдоха со звучанием.
Формы контроля. Наблюдение.
3.2.

Дикция

Теория. Понятие о предмете. Общие сведения об устройстве и
функционировании речевого аппарата. Гласные звуки и их классификация по
месту и способу образования. Тренировка гласных звуков в различных
словах, учебных текстах. Согласные звуки. Классификация согласных звуков
в сочетании с гласными в словах, фразах, текстах. Продолжается работа над
исправлением дикционных недостатков речи у учеников.
Практика. Упражнения

для

тренировки

артикуляционного

аппарата,освобождающие от мышечных зажимов челюсть, лицо, губы, язык,
а также верхнюючасть корпуса, руки, шею. Тренировка ведется в двух темпах
(медленном и среднем),на материале пословиц, загадок, скороговорок и
специально подобранных текстов. Работа проходит в группах и
28

сформированных подгруппах, после стартовойдиагностики в начале
учебного года, в зависимости от вида речевого дефекта.
Формы контроля. Наблюдение, этюды.
3.3.

Орфоэпия

Теория. Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие
сведения о языке, его функциях. Ударение в слове. Произнесение гласных
звуков «о», «а» в ударном слоге. Произнесение гласных звуков «о», «а» в
предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в
слогах, удаленных от ударного гласного на 2-3 слога. Произнесение
согласных звуков с часто встречающимися дефектами в произношении: «ч,
щ», «ж, ш», «с, з, ц», «р, л».
Все правила орфоэпии усваиваются сначала на примерах специально
подобранных слов, затем в сочетаниях согласных для тренировки развития
дикции, голоса, логики. Работа над правильностью произношения проходит
под наблюдением педагога. Ведётся работа над исправлением имеющихся в
бытовой речи ошибок в
произношении.
Практика. Работа над текстами, литературным материалом для знакомства
сдетскими авторами.
Формы контроля. Наблюдение.
3.4.

Подгрупповая работа

Теория. Продолжается

практическая

работа

по изученным

Большее

внимание

и

теоретическая

темамнаправления «Сценическая

речь».

уделяется работе над конкретным нарушением

речи участников данной подгруппы.
Формированиеподгрупппроисходит после

стартовой

диагностики.
Практика.

При поступлении

ребёнка

в

коллектив,

по

наличию

определённого речевого дефекта.(Методика «Карта одарённости» Савенкова
29

А., «Речевая карта» Трубникова Н.М.) Занятия проходят в игровой форме,
под наблюдением педагога, с использованием текстов, скороговорок,
диалогов.
Формы контроля. Этюды.
Модуль «Постановочная работа»
4.1. От этюдов к спектаклю
Теория. Тема, сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы.
Анализ сюжетной линии. Выбор и анализ сценического материала
Практика. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Формы контроля. Наблюдение.
4.2. Музыкально-пластическое решение отдельных эпизодов
Теория. Главные события, событийный ряд. Анализ пьесы по событиям.
Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения,
целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Практика. Выразительные средства, приемы, штампы.
Формы контроля. Наблюдение.
4.3. Создание эскизов и декораций
Теория. Декорации, значение декораций в спектакле.
Практика. Создание эскизов и декораций
Формы контроля. Наблюдение.
4.4. Репетиции отдельных картин
Теория. Актуализация театрального опыта.
Практика. Работа над отдельными эпизодами. Работа над созданием образа,
выразительностью и характером персонажа. Отработка выразительности
речи, мимики, жестов. Работа над характером персонажей.
Формы контроля. Наблюдение.
4.5. Репетиции всей пьесы целиком
Теория. Анализ пьесы по событиям.
30

Практика. Репетиции с использованием всех знаний, навыков и технических
средств. Прогонные репетиции
Формы контроля. Конкурсное исполнение.
4.6 Премьера спектакля
Теория. Анализ выступления.
Практика. Премьера спектакля. Обсуждение спектакля.
Формы контроля. Конкурсное исполнение.
4.7. Игровая программа «Я - артист»
Теория. Анализ предыдущего театрального опыта. Работа над ошибками.
Практика. Игровая программа «Я - артист».
Формы контроля. Конкурсное исполнение.
3. Организационно-педагогические условия
№ п/п Основные характеристики образовательного

1 год обучения

процесса
1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

68

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

18

7

Начало занятий

07.09.2024

8

Выходные дни

31 декабря – 8 января

9

Окончание учебного года

23.05.2024

3.2 Условие реализации программы

 материально - технические условия:
 отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для
хранения наглядного материала;
31

 мультимедийное оборудование;

 материально-техническое оснащение занятий:
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на
социальном заказе, родители (законные представители) самостоятельно
обеспечивают

обучение

ребенка

соответствующим

комплектом

оборудования индивидуального пользования по выбранной программе
(концертные костюмы и обувь, грим, канцелярские принадлежности,
участие в фестивалях и конкурсах различного уровня)
Кадровое обеспечение - в реализации программы принимает участие
педагог дополнительного образования со средним специальным или
высшим

педагогическим

образованием,

любой

квалификационной

категории, обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по
данной программе.
Методические материалы:
Дидактико-методическое обеспечение:
 книги и иллюстрации для детей по истории театра;
 сборники пьес и другого постановочного материала;
 игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов;
 записи классической музыки.
Цифровые образовательные ресурсы: презентации по темам:
 введение в актерское мастерство;
 специфика театрального (актерского) искусства;
 основы актерского мастерства и театральной культуры;
 театральные профессии;
 устройство сцены и зрительного зала;  сценическое движение;
 грим – основа создания образа;
 технология грима лица живописным способом. Контрольные и
проверочные пособия:
32

 материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций.

3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы:
 входящий контроль (сентябрь-октябрь) в форме опроса и наблюдения;


промежуточная

аттестация

(декабрь-январь)

творческая

театрализованна миниатюра работа;
 итоговая аттестация обучающихся (апрель-май) в качестве участников
спектакля.
Педагогическая диагностика
Критерии оценки освоения образовательной программы:
 наличие устойчивого интереса к занятиям;
 приобретение навыков общения со сцены;
 умение словесно и пластически действовать на сцене;
 владение основными элементами актерского мастерства;
 участие в постановке спектакля;
 участие в конкурсах, концертах, смотрах.
Критериями оценки результативности обучения являются:
 уровень развития речи;
 уровень развития памяти;
 уровень эмоционального развития;
 глубина эстетического восприятия;  степень пластичности движения.
Уровни освоения образовательной программы:
высокий

уровень

-

творческая

активность

ребёнка,

его
33

самостоятельность, быстрое осмысление заданий, точное выразительное
выполнение, ярко выраженная эмоциональность.
средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание
включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении
заданий. Требуются дополнительные объяснения.
низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен.
Спокойно и без интереса относится к заданиям. Критерии оценки
выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные
критерии:
 артистизм и убедительность;
 эмоциональность и образность;
 понимание сюжетной линии;
 понимание поставленной задачи и взаимодействие персонажей; 
сложность исполняемой роли.

Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к
театральному искусству и театрализованной деятельности; знает
правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их
различия и может охарактеризовать театральные профессии;
Средний

уровень

деятельностью,

(2

балла):

использует

свои

интересуется
знания

в

театрализованной
театрализованной

деятельности;
Низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной
деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать
различные виды театра.
Речевая культура
34

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики
интерпретирует

главных

и

единицы

второстепенных
сюжета

на

героев;

основе

творчески

литературного

произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц,
используя

языковые

и

интонационно-образные

средства

выразительности речи;
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного
произведения;

дает

словесные

характеристики

главных

и

второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы
сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности
(эпитеты, сравнения, образные выражения);
Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает
главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы
сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и
характере героев, использует различные средства воспитателя;
Средний

уровень

(2

балла):

владеет

знаниями

о

различных

эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя
мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их
характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами
мимики, жеста, движения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного
характера, создавая выразительные пластические образы; свободно
подбирает

музыкальные

характеристики

героев,

музыкальное
35

сопровождение

к

частям

сюжета;

самостоятельно

использует

музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в
спектакле;
Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических
движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные
характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из
предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские
музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение,
исполняет песню, танец;
Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов
в

соответствии

с

характером

музыки;

затрудняется

выбрать

музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом;
затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе
знакомых песен к спектаклю.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы
над спектаклем;
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность
действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.
4. Список литературы
Нормативные документы
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
36

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
37

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
37 реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,

способствующих

профессиональному

социально-психологической

самоопределению

детей

с

реабилитации,
ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;


Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога:
1. Дополнительное образование в современной школе./ Л. Н. Буйлова,
Н.В. Кленова. -. М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.
2. Акулова, О. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. –
2005. – № 4. – С. 24–32.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей./ А.Ф.
Ануфриев,С. П. Костромина. – М.: Ось 89, 2001. – 115 с.
4. Батаршев,

А.В.

Психология

индивидуальных

различий:

от
38

темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2008. – 187с.
Васильев Ю. А. Уроки сценической речи: музыкально- ритмический
тренинг./ Ю.А. Васильев, Д.А. Лагачев – СПб., изд-во СанктПетербургской академии театрального искусства. 2012.-184с.
5. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: вариации для тренинга. – СПб.,
изд-во Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012.197с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. –
М.:Просвещение, 1991. – 90 с.
7. Выготский, Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО,
2003. – 509с.
Список литературы для детей:
1.

Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,
4 класс. – М.: Баласс, 2013. – 48 с.

2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей. – М.
ООО «Попурри», 2017. – 352 с.
3. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. 5. Я познаю мир: Театр: Дет.
энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –
2008. – 445с.
Интернет-ресурсы:
1. Спектакль «Детский альбом» https://www.culture.ru/movies/7674/detskiialbom
2. Спектакль «Мой дедушка был вишней»
https://www.culture.ru/movies/4306/moi-dedushka-byl-vishnei
3. Спектакль «Конек-горбунок» https://www.culture.ru/movies/1740/konek39

gorbunok

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».