Акварелька

Пояснительная записка
Направленность ДОП «Акварелька»: Художественная
Нормативно правовая база:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Акварелька» по художественному
направлению разработана на основе требований ФГОС ООО, основной образовательной
программы ООО ФГОС, плана дополнительного образования МБОУ СОШ №9 им. А.Е.
Ландышевой, в соответствии с календарным графиком работы по программе «Изобразительное
Искусство Б.М. Неменского» и направлена на обеспечение достижения планируемых
результатов ООП ООО.
В результате изучения курса дополнительного образования при получении начального общего
образования у обучающихся будут сформированы базовые УУД:
Закрепление функциональным владением базовыми инструментами и художественными
материалами;
1. Расширение базового словарного запаса направления художественная грамотность;
2. Самостоятельность и ответственность в достижении успеха при выполнении
творческой работы;
3. Закреплен опыт в выполнении креативной работы в парах и командах;
4. Усилены понятийные базовые абстрактные и относительные понятия по окружающему
миру и литературе;
В данной программе присутствуют различные формы обучения, направленные на
формирование навыков как группового творчества, так и интеграция с основными
направлениями учебного курса младшей школы: окружающий мир, визуальная геометрия
пространства, литература, русский язык, история, традиционные промыслы коренных народов
Российской Федерации и Урала.
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления
«Акварелька» разработана и составлена на основе авторской программы «Изобразительное
искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяевой, Г.Е. Гуровой. Теоретическими основаниями
программы являются: концепция универсального механизма таланта психологов И. Акимова и
В. Клименко, согласно которой талант — это норма, достижение которой зависит от гармоничной
работы и развития учащегося, и идея Б.М. Неменского о формировании у ребенка эмоциональноценностного отношения к миру путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница»
составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ и основополагающими документами:
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных
 программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
 методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 «Положением о структуре, содержания и оформления дополнительной общеобразовательной
программы» МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А. Е.
 Уставом МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А. Е.
Актуальность: Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения,
свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык
искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то,
что чувствует их живая душа. Творчество для них — это отражение душевной работы; чувства,
разум, глаза и руки – инструменты души. Темы и задания, обращены к познанию мира природы,
к душе учащегося в младшей школе, его нравственному чувству. Занятия по данной теме
способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе
карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из
окружающей действительности, а также гармоничная корреляция тем уроков с программой
общего развития (по рекомендации классного руководителя, тематического мероприятия, в
соответствии с общешкольными требованиями).
Целевая группа ДОП «Акварелька»: учащиеся младшей школы 8-9 лет, 9-10 лет, 10-11
лет.
Отличительные особенности программы: Данная программа имеет художественную
направленность, т.к. базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-

ориентированного обучения и проектной деятельности. Во введении дети знакомятся с
содержанием программы, инструментами и материалами, средствами выразительности.
Каждый год занятий делится на 3 этапа:
Этап 1 (11 занятий) – «тренировочный»: помогает вспомнить и закрепить пройденный
материал о возможностях акварельных красок, терминологии и основных способах рисования,
построения рисунка (портрет, натюрморт, пейзаж, композиция, иллюстрация)
Этап 2 (11 занятий) – «поисковой»: предполагает художественное раскрепощение (при
использовании самодельных инструментов и работу в парах) на заданную тему самостоятельно,
с периодической помощью учителя;
Этап 3 (11 занятий) – «креативный художественный проект»: помогает детям создать
несколько мини индивидуальных проектов в формате художественная композиция, панно,
художественный плакат, декоративная открытка и 1 крупный проект (выставка художественных
работ) на заданную тему в групповом рисовании, который рассчитан на 2-3 урока и авторское
оформление работ.
Режим занятий:
общее количество часов в год – 34 ч.
Количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю по 1 ак.часу.;
периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в 3-х формах: индивидуальная, парная и групповая.
Оценка результатов занятий по программе осуществляется:
По уровню художественного мастерства;
По уровню теоретических знаний;
По способности взаимодействовать с другими детьми;
По способности принимать самостоятельные решения;
По широте кругозора.
1. Содержание общеразвивающей программы
1 год обучения
1.1 Интенсивность занятий для 8-9 лет
№
Образовательный этап
1
Творческая лаборатория
(составляющая творческого
практикума)
2
Творческий проект
(составляющая творческого
практикума)
3
Пошаговый мастер класс
4

Самостоятельная работа
(составляющая творческого
практикума)
Итого учебных часов

Кол-во часов
1

Форма аттестации
Блиц опрос

12

Выставка лучших работ
учащихся

22

Выставка работ
учащихся
Выставка лучших работ
учащихся

3

34

1.2. Учебно-календарное планирование 8-9 лет
В том числе
Всего
№
Название темы
часов
Теория
Практика
1 этап «Осенняя палитра»
1 Вводное занятие
2
1
1

Формы
аттестации/контроля
Теория - Блиц опрос

2

3
2
3
4

«В мастерской
художника» /
натюрморт
«Осенний вальс» /
образное
художественное
композирование под
музыку
«Запасливый ёжик» /
портрет
«Золотой листопад» /
пейзаж
«Золотой петушок» /
портрет
«Школьный рюкзак с
игрушкой» /
натюрморт

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

5
«Над крышей дома
моего» / пейзаж
6
7

8
9

«Ветка рябины» /
натюрморт
«Осенняя бабочка» /
образное
художественное
композирование под
музыку
«Тихое лесное озеро» /
пейзаж
«Осенний букет и
кошка» / натюрморт

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

-

1

-

1

10
«Дом из мороженого» /
композиция

2 этап «Мастерская деда Мороза»
1 «Мой любимчик» /
1
портрет
2 «Зимний лебедь» /
1
композиция
3 «Маленькой ёлочке
холодно зимой» /
образное
художественное
1
композирование под
музыку

Практика –
практическая работа по
теме
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини-проект /
просмотр работ
групповой проект /
работа в парах /
просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Групповой проект /
работа в парах /
просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

4
5
6
7
8

«Котик в зимней шапке
и шарфике» / портрет

1

-

1

1

1

-

1

-

1

«Ёлочный шарик» /
декоративная роспись

1

-

-

«Рождественский
ангел» / портрет

2

1

1

1

1

-

1

-

1

1

-

1

2

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

«Зимний натюрморт» /
натюрморт
«Зимнее окно» /
композиция

9

«Северное сияние» /
пейзаж
10 «Новогодний вечер» /
натюрморт в
интерьере
3 этап «Весенние праздники»
1 «Варежки» /
декоративная роспись
2 «Папа мой лучший
друг» / портрет по
представлению
3 «Голуби под облаками»
/ образное
художественное
композирование под
музыку
4 «Тортик для мамы» /
натюрморт
5 «Весенний день» /
пейзаж
6
«Весенний натюрморт»
/ натюрморт
7

8

9
10

«Весенняя бабочка» /
композиция с
декоративными
элементами
«Подводный мир и
яркие рыбки» /
образное
художественное
композирование под
музыку
«Цыпленок в корзинке»
/ портрет
«Космическое
путешествие» /
образное

Самостоятельная
работа / просмотр работ
/ выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини проект /
просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини проект /
просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Самостоятельная
работа / просмотр работ

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ
/ выставка

художественное
композирование под
музыку
Содержание учебного тематического плана для 1 года обучения:
Этап 1 «Осенняя палитра»
Теория: Беседы о красоте и многообразии родной природы Урала. Знакомство с теорией
воздушной перспективы, композиции, теорией цвета.
Практика: Пошаговые мастер-классы для наглядного рисования по алгоритму «от простого к
сложному». Прослушивание тематической классической музыки П.И. Чайковского, Вивальди,
Моцарта. Интуитивное рисование под музыку при раскрашивании тематической декоративной
композиции. Чтение отрывков из стихотворных сказок А.С. Пушкина, сказов П.П. Бажова.
Форма контроля: Беседа
Этап 2 «Мастерская деда Мороза»
Теория: Беседы о красоте и многообразии традиций народов России и Урала. Традиции встречи
Нового года в светском и христианском обществе. Семейные традиции встречи Нового года.
Чтение отрывков зимних народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок».
Практика: Пошаговые мастер-классы для наглядного рисования по алгоритму «от простого к
сложному». Прорисовка деталей композиции и элементов в соответствии с темой урока.
Знакомство с прямой перспективой, рисование перспективы по алгоритму «вытягивания форм».
Создание композиции пейзажа по планировке дальнего и ближнего вида. Рисование без
карандаша по мокрой бумаге.
Форма контроля: Выставка лучших работ к Новому году и Рождеству.
Этап 3 «Весенние праздники»
Теория: Беседы о достижениях наших героев военных, путешественниках, космонавтах.
Обучение базовым принципам теории воздушной перспективы, композиции, теорией цвета.
Прослушивание инструментальной музыки без слов и вальсов Штрауса.
Практика: Интерактивные презентации и пошаговые мастер-классы для наглядного рисования
по алгоритму «от простого к сложному». Слушание героической музыки. Рисование по образцу
(дидактический материал)
Форма контроля: Выставка лучших работ к празднику «12 апреля», «9 мая»
2 год обучения
1.3. Интенсивность занятий для 9-10 лет
№
Образовательный этап
1
Теория
творчества
(составляющая
творческого
практикума)
2
Творческий практикум
3

Творческий проект
(составляющая творческого
практикума)
4
Самостоятельная работа
(составляющая творческого
практикума)
Итого учебных часов

Кол-во часов
6
28
10

1.4. Учебно-календарное планирование 9-10 лет
№
Название темы
Всего
В том числе

Форма аттестации

Выставка
лучших
работ учащихся
Выставка
лучших
работ учащихся

34

Формы

часов
1

2
3
2
3

4
5

1 этап «Осенняя палитра»
«Осенний вальс» /
образное
художественное
композирование под
музыку
«Осенние зверята» /
сюжетная композиция
«Золотой листопад» /
пейзаж
«Натюрморт с тыквой»
/ натюрморт
«Букет любимому
учителю» /
декоративная
композиция
«Звездная ночь» /
пейзаж
«Осенний домик» /
декоративная
композиция

Теория

Практика

2

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

1

-

-

1

-

1

-

1

6

«Зайчик в лесу» /
портрет персонажа
1
сказки
7 «Рыбалка на реке» /
1
пейзаж
8 «Осенний венок –
украшение для сада» /
1
декоративная
композиция
9 «Экскурсия в музей» /
композиция в
2
интерьере
2 этап «Мастерская деда Мороза»
1 «Хрустальная
снежинка» /
1
симметричная
композиция
2 «Мороз и солнце» /
1
зимний пейзаж
3 «Снеговик – музыкант»
1
/ портрет
4 «Пряничный домик» /
декоративная
1
композиция
5 «Зимнее окошко» /
декоративная
1
композиция

1

1

аттестации/контроля
Беседа/ блиц-опрос /
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини-проект в парах /
просмотр работ
групповой проект /
работа в парах /
просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Групповой проект /
работа в парах /
просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

-

1

-

1

-

1

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ

-

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

1

6

«Зимняя кормушка» /
композиция
7 «Сказочный лес» /
пейзаж
8 «Рождественская
звезда» / образное
художественное
композирование под
чтение стихов
9 «Летучий корабль» /
декоративная
композиция
10 «На новогоднем катке»
/ сюжетная
композиция
3 этап «Весенние праздники»
1 «Я герой в маске» /
автопортрет в образе
2 «Папа мой лучший
друг» / портрет
3 «Котик на крыше» /
пейзаж
4 «Букет для мамы» /
натюрморт
5 «Весенний пейзаж» /
пейзаж
6 «Весенний натюрморт
с любимой книгой" /
натюрморт
7 «Воздушное
приключение» /
декоративная
композиция
8 «Золотые купола» /
архитектурная
композиция
9 «Маленький водопад» /
пейзаж
10 «Флаги над городом» /
декоративная
композиция

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини проект /
просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

1

-

1

1

-

-

2

1

1

1

1

-

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини проект /
просмотр работ

1

-

1

1

-

1

2

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ

В рамках программы предусмотрено дополнительно 2 часа на творческую подготовку к
школьным мероприятиям и тематическим урокам, связанных с темой учебного года, на которые
нагрузка дополнительного образования не предусмотрена.
Все занятия по курсу дополнительного образования направлены на стимулирование
воображения, уверенности моторных навыков, расширение его ассоциативной и словарной базы.
Во время урока запрограммирована динамическая пауза. Все темы основаны на понятных
персонажах, объектах или природных формах, в ходе урока отталкиваясь, от которых ребенок
расширяет свое понимание действительности за счет усложнения самостоятельно добавляемых
элементов в творческой работе.

На уроках во 3 классе применяются тематические презентации с иллюстрациями и примерами
работ знаменитых русских художников и иллюстраторов. Дидактические карты с пошаговым
алгоритмом выполнения творческой работы, а также лучшие работы из фонда школы за
предыдущий учебный период. Также предлагается детям на выбор 2 темы, в зависимости от
эмоционального настроя класса. Все задания на уроках во 3 классе обладают ярким
эмоциональным окрасом, для стимулирования мнемотических процессов и расширения
ассоциаций. Для этого применяются такие направление как рисование того что, невозможно
потрогать руками, например, «Сонный полдень», «Северный ветер», «Прощание с зимой». Это
способствует раскрытию творческих способностей учащихся и их социальной активности между
собой в классе. Также такой подход позволяет выявить «спящий» творческий потенциал и
активировать скрытые художественные таланты у учащихся младшей школы. На уроках первого
этапа акцентирование сделано на литературное оформление учебного материала с целью
качественно улучшить культуру речи.
Цели 1 года обучения: Развивать у учащихся младшей школы (8-9 лет) творческие
способности, средствами общепринятого и нетрадиционного рисования.
Задачи 1 года обучения: Сформировать поступательное изображение композиции на основе
алгоритма действий «от общего к частному» простых геометрических форм к мелкой
детализации, а также научить базовой ориентации в поле рабочего листа, научить базовым
понятиям о пространстве и цвете.
Образовательные: Привить учащимся младшей школы творческие навыки владения
различными художественными инструментами и базовой технике рисования акварелью;
Воспитательные: Привить любовь к природе и промыслам коренных народов Российской
Федерации и Урала;
Развивающие: Раскрепостить креативное мышление младшего школьника;
Планируемые результаты:
Предметные: свободное владение основными навыками формообразования на основе
геометрических форм, умение смешивать краски, определять теплоту и интенсивность
колористической гаммы, логичное формирование сюжета и композиции в рисунке.
Метапредметные: свободная ориентация в поле листа, умение самостоятельно определять
время года, настроение в композиции художественной работы учащегося, Уметь смело
предлагать декоративное оформление композиции.
Личностные: проявлять внимание к деталям, аккуратность в работе, дружеское и
уважительное отношение к работам учащихся в группе. Готовность прийти на помощь и
принятие конструктивной критики. Желание добиваться успеха в начатом деле и терпение
доводить начатую работу до конца.
Оценивание работ младших школьников по 5-бальной системе не предусмотрена. Формальное
оценивание работ учителем производится по следующим принципам:
Соответствие теме урока;
Готовность к уроку (наличие художественных материалов и инструментов)
Аккуратность исполнения работы
Конструктивное взаимодействие учащегося с классом и учителем
Креативность и индивидуальность выбора композиции, авторское мнение ребенка.
Все занятия по курсу дополнительного образования направлены на стимулирование
воображения, уверенности моторных навыков, расширение его ассоциативной и словарной базы.
Во время урока запрограммирована динамическая пауза. Все темы основаны на понятных
персонажах, объектах или природных формах, в ходе урока отталкиваясь, от которых ребенок
расширяет свое понимание действительности за счет усложнения самостоятельно добавляемых
элементов в творческой работе.
На уроках во 4 классе применяются тематические презентации с иллюстрациями и примерами
работ знаменитых русских художников и иллюстраторов. Дидактические карты с пошаговым
алгоритмом выполнения творческой работы, а также лучшие работы из фонда школы за

предыдущий учебный период. Также предлагается детям на выбор 2 темы, в зависимости от
эмоционального настроя класса. Все задания на уроках во 3 классе обладают ярким
эмоциональным окрасом, для стимулирования мнемотических процессов и расширения
ассоциаций. Для этого применяются такие направление как рисование того что, невозможно
потрогать руками, например, «Театральный вечер», «Утренняя симфония», «Доброта». Это
способствует раскрытию творческих способностей учащихся и их социальной активности между
собой в классе. Также такой подход позволяет выявить «спящий» творческий потенциал и
активировать скрытые художественные таланты у учащихся младшей школы. На уроках первого
этапа акцентирование сделано на литературное оформление учебного материала с целью
качественно улучшить культуру речи.
Содержание учебного тематического плана для 2 года обучения:
Этап 1 «Осенняя палитра»
Теория: Беседы о красоте и многообразии родной природы Урала. Знакомство с средневековой
архитектуры русского православия. Обучение нахождению воздушной перспективы в
композиции рисунка, гармоничные алгоритмы теорией цвета.
Практика: Интерактивные презентации, пошаговые мастер-классы для наглядного рисования
по алгоритму «от простого к сложному», «форма, значение, объем». Прослушивание
тематической классической музыки П.И. Чайковского, Вивальди, Моцарта. Тематическое
рисование под музыку при раскрашивании декоративной композиции. Внимание к аккуратности
деталей и контура рисунка.
Форма контроля: Беседа
Этап 2 «Мастерская деда Мороза»
Теория: Беседы о красоте и многообразии традиций народов России и Урала. Беседа на тему
«Русский Север», Традиции встречи Нового года в светском и христианском обществе.
Семейные традиции встречи Нового года.
Практика: Пошаговые мастер-классы для наглядного рисования по алгоритму «от простого к
сложному» «форма, значение, объём». Прорисовка деталей композиции и элементов в
соответствии с темой урока. Применение прямой перспективы, самостоятельное рисование
перспективы по алгоритму «вытягивания форм». Создание композиции пейзажа, интерьера по
планировке от дальнего до ближнего вида. Уверенное рисование без карандаша по мокрой бумаге
в парах.
Форма контроля: Выставка лучших работ к Новому году и Рождеству.
Этап 3 «Весенние праздники»
Теория: Беседы о достижениях наших героев военных, путешественниках, космонавтах.
Обучение базовым принципам теории воздушной перспективы, композиции, теорией цвета.
Знакомство с художественным плакатом, техникой коллаж.
Практика: Интерактивные презентации и пошаговые мастер-классы для наглядного рисования
по алгоритму «от простого к сложному». Слушание героической музыки. Рисование по образцу
(дидактический материал). Применение техник «монотипия», лессировка, «кляксография» в
оформлении работ. Рассказы на тему защита Сталинграда, «Дорога жизни».
Форма контроля: Выставка лучших работ к празднику «9 мая»
Цель 2 года обучения: познакомить с доступными художественными приемами для младшей
возрастной группы учащихся.
Задачи 2 года обучения:
Образовательные: акцентировать внимание учащихся на аккуратность и внимательность к
деталям художественной композиции, уверенно применять алгоритм действий «от общего к
частному», ввести базовый терминологический словарь, относящийся к эстетическохудожественному труду;

Воспитательные: сформировать в коллективе учащихся младшей школы дружеские и
партнерские отношения на основе взаимопомощи и командной работы в классе, а также к
бережному отношению к рабочему пространству, художественным инструментам и позитивному
мнению окружающих, относительно качества и/или конструктивной критике готового
результата;
Развивающие: прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
Планируемые результаты:
Предметные: проявлять интерес к созданию эстетических композиций, с точки зрения
качества рисунка – аккуратность, соответствие теме урока, проявление уникальных личностных
художественных предпочтений. Соответствие пропорция предметов и изображаемых живых
фигур (человек, животное).
Метапредметные: Способность наблюдать за окружающим миром, выявляя его эстетические
особенности и эмоциональный настрой. Самостоятельно отслеживать особенности предметов
(форма, текстура, цвет, светотень). Стремление к достижению лучшего результата.
Личностные: Проявление качеств сотрудничества при работе в команде, готовность прийти
на помощь без подсказки учителя, индивидуальная ответственность за последовательное
выполнение работы. Аккуратное и бережное отношение к художественным инструментам и
чистоте на рабочем месте.
3 год обучения
1.5. Интенсивность занятий для 10-11 лет
№
Образовательный этап
Кол-во часов
1
Теория
творчества
6
(составляющая
творческого
практикума)
2
Творческий практикум
28
3

Творческий проект
(составляющая творческого
практикума)
4
Самостоятельная работа
(составляющая творческого
практикума)
Итого учебных часов

10

Форма аттестации

Выставка
лучших
работ учащихся
Выставка
лучших
работ учащихся

1.6. Учебно-тематической планирование 10-11 лет.
В том числе
Всего
№
Название темы
часов
Теория
Практика
1 этап «Осенняя палитра»
1 «В мастерской юного
художника» /
2
1
1
композиция в
интерьере
2 «Осенняя эстетика» /
1
1
городской пейзаж
3 «Осенний натюрморт» /
1
1
натюрморт
2 «Осенние увлечения» /
1
1
рисование по

34

Формы
аттестации/контроля
Беседа/ блиц-опрос /
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ /
выставка
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

представлению
сюжетной композиции
3

4
5

6
7

«День учителя» /
сюжетная композиция
в интерьере
«Осенний город» /
пейзаж
«Осенний узор» /
декоративная
композиция
«Осенний урожай» /
натюрморт

1

-

1

1

-

1

1

1

«Уборка в саду» /
1
тематический пейзаж
8 «Осенний котик» /
1
портрет
9 «Я уступаю осени
дорогу» / образное
художественное
2
композирование под
чтение стихов
2 этап «Мастерская деда Мороза»
1 «Зимнее озеро» /
1
пейзаж
2 «Зимний натюрморт у
окна» / натюрморт в
1
интерьере
3 «Зимние игры» /
1
сюжетная композиция
4 «Новогодний декор для
дома» / декоративная
1
композиция
5 «Новогодняя кухня
моей мамы (бабушки) /
1
портрет в интерьере
6 «Новогодний
натюрморт» /
1
натюрморт
7 «Большая новогодняя
ёлка» / декоративная
1
композиция
8 «Зимний вальс» /
образное
художественное
2
композирование под
музыку

1

-

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Мини-проект в парах /
просмотр работ
групповой проект /
работа в парах /
просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

-

1

-

1

-

1

1

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Самостоятельная
работа / просмотр работ

1

-

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

-

Мини проект, работа в
парах / просмотр работ

-

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Групповой проект /
работа в парах /
просмотр работ

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
1

1

9

«Лиса краса в зимней
шубе» / декоративный
портрет персонажа
сказки
10 «Северное сияние» /
пейзаж
3 этап «Весенние праздники»
1 «Папа мой герой» /
портрет в образе
2 «Пришла весна» /
сюжетный пейзаж,
образное
художественное
композирование под
музыку
3 «Подарок для мамы –
ловец сов» /
декоративное
рисование
4 «Первые ручьи и
бумажные кораблики» /
сюжетная композиция
5
6
7

1

-

1

-

1

1

-

1

2

1

1

1

1

-

-

1

1

Мини проект /
просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

Самостоятельная
работа / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

«Натюрморт с кошкой
и вербой» / натюрморт

1

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

«Весеннее небо и
звездопад» / пейзаж

1

-

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

«Космический корабль
в космосе» /
декоративная
композиция

8

«Яхта в море» / пейзаж

9

«День победы» /
декоративная
композиция
«Салют над городом» /
городской пейзаж

10

1

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

Пошаговый мастер
класс / просмотр работ
1

-

1

1

-

1

1

-

1

Самостоятельная
работа / просмотр работ
Пошаговый мастер
класс / просмотр работ

1

Самостоятельная
работа / просмотр работ

1

-

Материально-методическое наполнение для уроков по программе ДОП «Акварелька»:
Основные художественные материалы и инструменты:
Художественная акварель 12 цветов;
Гуашь белая «Титановая»
Кисти белка №2,5 и №5;
Нитки простые швейные;
Ватные палочки;
Альбом для рисования 20 листов (3 шт на весь цикл обучения);
Простой карандаш;

Ластик;
Цветные карандаши 12 цветов;
Цветной картон 6 листов (на выбор учащихся);
Черный картон 6 листов;
Ножницы;
Цветные бумажные бытовые салфетки (на выбор учащихся);
Глянцевая бумага формата А-3 (для работы в парах);
Влажные салфетки, фартуки, налокотники (для поддержания гигиены рук и рабочего места);
Пластиковые стаканчики.
Мультимедиа:
Интерактивная панель;
Ноутбук;
Содержание учебного тематического плана для 3 года обучения:
Этап 1 «Осенняя палитра»
Теория: Беседы о красоте традиционных семейных традиций. Знакомство с городской
архитектурой. Обучение нахождению двух и более центров в воздушной перспективе в
композиции рисунка, гармоничные алгоритмы теорией цвета. Пропорции тела человека и
животного. Понятие «соразмерность», «эстетика», «общая атмосфера».
Практика: Интерактивные презентации, пошаговые мастер-классы для наглядного рисования
по алгоритму «от простого к сложному», «форма, значение, объем». Прослушивание
тематической классической музыки П.И. Чайковского, Вивальди, Моцарта. Тематическое
рисование под музыку при раскрашивании тематической декоративной композиции. Внимание к
аккуратности деталей и контура рисунка.
Форма контроля: Беседа
Этап 2 «Мастерская деда Мороза»
Теория: Беседы о красоте и многообразии традиций народов России и Урала. Беседа на тему
«Русский Север», Традиции встречи Нового года в светском и христианском обществе.
Семейные традиции встречи Нового года.
Практика: Пошаговые мастер-классы для наглядного рисования по алгоритму «от простого к
сложному» «форма, значение, объём». Прорисовка деталей композиции и элементов в
соответствии с темой урока. Применение прямой перспективы, самостоятельное рисование
перспективы по алгоритму «вытягивания форм». Создание композиции пейзажа, интерьера по
планировке от дальнего до ближнего вида. Уверенное рисование без карандаша по мокрой бумаге
в парах.
Форма контроля: Выставка лучших работ к Новому году и Рождеству.
Этап 3 «Весенние праздники»
Теория: Беседы о достижениях наших героев военных, путешественниках, космонавтах.
Обучение базовым принципам теории воздушной перспективы, пропорций человека,
соразмерности, композиции, теорией цвета. Тематические презентации на тему современное
применение классических и новых форм в рисовании акварелью. Алгоритм рисование портрета
человека, животного в «анфас» и «профиль».
Практика: Интерактивные презентации и пошаговые мастер-классы для наглядного рисования
по алгоритму «от простого к сложному». Слушание героической музыки. Рисование по образцу
(дидактический материал). Применение техник «монотипия», лессировка, «кляксография» в
оформлении работ.
Форма контроля: Выставка лучших работ к празднику «9 мая»
Цель 3 года обучения: Освоить номинальную теорию цвета, «колоративное видение»
художественной работы, самостоятельное определение колористического и композиционного

решения композиции, опираясь на свой опыт в художественном творчестве, целеустремленность
к достижению высоких результатов и конструктивного взаимодействия с коллективом класса.
Задачи 3 года обучения:
Образовательные: Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие
изобразительных навыков ребенка. Увеличить словарный объем детей
Воспитательные: Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения своих чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивающие: Сформированность активной самостоятельности действий детей в
изобразительном труде, умению находить новые уникальные для личности учащегося способы
художественного изображения композиции и колористической гаммы;
Планируемые результаты:
Предметные: Самостоятельно определять виды композиции, умение самостоятельно
компоновать формы и предметы в композиции в соответствии с поставленной задачей и
пропорциями заданных предметов и форм, применят различные техники рисования, без
подсказки учителя. Находить и проявлять в рисунке базовые понятия о воздушной перспективе
и светотени.
Метапредметные: Применять самостоятельно на основной алгоритм рисования «от общего к
частному», «от простого к сложному». Уверенно следовать к финалу работы за один
академический час, проявляя соревновательные характеристики личности. Давать развёрнутые
ответы на поставленные вопросы, связанные с художественной деятельностью, умение
поддержать разговор в общении на тему традиционного рисования, прийти на помощь и
объяснить ключевые техники изобразительного творчества при работе с акварелью.
Личностные: Уверенно и четко сформировать собственные идеи, проявлять настойчивость
при создании художественной работы, стараясь достигнуть результата. Проявлять инициативу в
творчестве и альтруизм в учебном процессе.
Режим занятий:
Общее количество часов в год – 34 ч.
Количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю по 1 ак.часу.;
периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в 3-х формах: индивидуальная, парная и групповая.
Оценка результатов занятий по программе осуществляется:
По уровню художественного мастерства;
По уровню теоретических знаний;
По способности взаимодействовать с другими детьми;
По способности принимать самостоятельные решения;
По широте кругозора.
Общий объем программы: 102 академических часа.
8-9 лет 34 академических часа (31часа учебных + 3 организационные)
9-10 лет 34 академических часа (32часа учебных + 2 организационные)
10-11 лет 34 академических часа (32часа учебных + 2 организационные)
Срок освоения ДОП:
Для возраста 8-9 лет: 2024-2027 уч.г.г.
Для возраста 9-10 лет: 2024-2026 уч.г.г.
Для возраста 10-11 лет: 2024-2025 уч.г.г.
Особенности организационного процесса:
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных
возрастных этапах для традиционного рисования рекомендуется использовать промысловые
техники и приемы (геометрические декоры дымковской и мезенской росписи, растительные
мотивы хохломы и т.п.). Также прививаются академические способы рисования (построение
карандашом, градиенты, рисование в заданной цветовой гамме), что позволяет стимулировать у

учащегося мелкую моторику, тренирует точность цветопередачи и активизирует творческий
колористический поиск
Виды и нетрадиционных инструментов рисования.
Учащиеся начинают каждый цикл рисования с привычных им кисточек, а затем на уроках
предлагаются следующие инструменты: картон, мятая бумага, техника рисования по мокрой
бумаге, контурировка и метод «тычка» ватными палочками, рисование по «мокрой бумаге»,
кляксография, монотипия, применение в живописи поваренной соли.
Перечень форм обучения:
Словесные, теоретические (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
Пошаговый мастер класс (презентация с пошаговыми действиями)
Интуитивное рисование под музыку (видео-аудио формат с применением классической или
популярной музыки без слов)
Литературное путешествие (краткий пересказ знакомой истории, блиц опрос, рисование по
памяти с опорой на иллюстрации книг)
Пленэр рисование природы с натуры
Наглядное рисование по образцу (по предоставленным вариантам композиции от 3 до 5
вариантов)
Самостоятельная работа в парах или небольших группах (3-5 человек работают над одним
большим форматом)
Перечень видов занятий: – тематическая совместная деятельность педагога и класса в форме
дополнительного образования художественно-эстетического комплекса:
1. Литературное путешествие – интегрированный литературный урок с чтением
тематического материала;
2. Урок пошаговый мастер-класс;
3. Урок арт-игра в парах;
4. Урок арт-игра в группах (3-5 участника);
5. Урок «Наглядное рисование»;
6. Урок ассоциативного рисования под музыку;
7. Урок арт-викторина, работа с тематической презентацией;
Перечень форм подведения итогов:
Проведение выставок лучших детских работ
Проведение открытого мероприятия
Проведение мастер-классов (литературное путешествие) в библиотеке дома культуры
Липовское
Оценивание работ младших школьников по 5-бальной системе не предусмотрена.
Формальное оценивание работ учителем производится по следующим принципам:
1. Соответствие теме урока;
2. Готовность к уроку (наличие художественных материалов и инструментов)
3. Аккуратность исполнения работы
4. Конструктивное взаимодействие учащегося с классом и учителем
5. Итоговый результат творческой деятельности, где оценивается уровень завершенности
работы.
Главные цель: Воспитание и развитие полноценной, активной и предприимчивой личности,
способной находить индивидуальный творческий способ решения поставленных перед ней
задач. Художественно-эстетического комплекс занятий становится задача развития у учащегося
интереса к творчеству, способности самореализации.
Образовательные: сформировать первоначальные представления о роли изобразительного
искусства в развитии общества и жизни человека в целом. Роль творческого начала в духовнонравственном развитии человека;

Воспитательные: сформировать основы художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
Развивающие: овладение базовыми умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном
конструировании)
Интегрированный подход в обучении как инновация: В настоящее время очень важным
для развития современного общества является возрождение духовности. Участие в различных
тематических видах деятельности помогает раскрыться и реализоваться личность ребёнка,
стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов
мира. Приобщением учащихся младшей школы к миру прекрасного на занятиях ДОП
«Акварелька» раскрывается через темы: природа и окружающий мир, русская литература и
традиционные семейные и государственные праздники. Учащиеся учатся наблюдать, замечать, а
в последствии видеть особенности ландшафта в пейзаже, эмоции и настроение в портрете, учится
уважать традиции, литературу в композиции, бережное отношение к труду и продуктам
собственной творческой мысли. Такое отношение учит любить и беречь окружающий мир,
природу своей Родины. Темы уроков перекликаются с поурочным планированием младшей
школы, это: окружающий мир, литературное чтение, что обеспечивает укрепление меж
предметных связей и формирует у ребенка целостное восприятие мира.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего
мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Каждый цикл занятий делится на 3 этапа:
Этап (11 занятий) – «тренировочный»: помогает вспомнить и закрепить пройденный
материал о возможностях акварельных красок, терминологии и основных способах рисования,
построения рисунка (портрет, натюрморт, пейзаж, композиция, иллюстрация)
Этап (11 занятий) – «поисковой»: предполагает художественное раскрепощение (при
использовании самодельных инструментов и работу в парах) на заданную тему самостоятельно,
с периодической помощью учителя;
Этап (11 занятий) – «креативный художественный проект»: помогает детям создать
несколько мини индивидуальных проектов в формате «ЛЭП БУК», плакат, художественная
аппликация и 1 крупный проект (выставка художественных работ) на заданную тему в групповом
рисовании, на этом этапе итоговый проект рассчитан на 2-3 урока и авторское оформление работ.
В рамках программы предусмотрено дополнительно 2 часа на адаптацию младших
школьников к формату школьных мероприятий и тематических уроков, связанных с темой
учебного года, на которые нагрузка дополнительного образования не предусмотрена.
Все занятия по курсу дополнительного образования направлены на стимулирование
воображения, уверенности моторных навыков, расширение его ассоциативной и словарной базы.
Во время урока запрограммирована динамическая пауза. Все темы основаны на понятных
персонажах, объектах или природных формах, в ходе урока отталкиваясь, от которых ребенок
расширяет свое понимание действительности за счет усложнения самостоятельно добавляемых
элементов в творческой работе.
На уроках во 2 классе применяются тематические презентации с иллюстрациями и примерами
работ знаменитых русских художников и иллюстраторов. Дидактические карты с пошаговым
алгоритмом выполнения творческой работы, а также лучшие работы из фонда школы за
предыдущий учебный период. Также предлагается детям на выбор 2 темы, в зависимости от
эмоционального настроя класса. Все задания на уроках во 2 классе обладают ярким

эмоциональным окрасом, для стимулирования мнемотических процессов и расширения
ассоциаций. Для этого применяются такое направление, как рисование того, что невозможно
потрогать руками, например, «Веселый ветер», «Лимонный день», «Грустный натюрморт». Это
способствует раскрытию творческих способностей учащихся и их социальной активности между
собой в классе. Также такой подход позволяет выявить «спящий» творческий потенциал и
активировать скрытые художественные таланты у учащихся младшей школы.
2. Список литературы:
2.1. Для учащихся:
О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 классы» М.: ГИЦ
«ВЛАДОС», 2007.
2.2. Для родителей:
Л. Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления»
Екатеринбург: ООО «Форум Книга», 2007 г.
Л. И. Степанова «Полный курс по рисованию акварелью» М.: ООО «Издательство АСТ» 2018
г.
2.3. Для педагога:
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования Часть» 1.- М.: Издательство
«Скрипторий 2003, 2013.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» Часть 2.- М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2013.
Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», М.: ГИЦ
«ВЛАДОС», 2006.
Прокофьев Н.И. «Живопись: техника живописи и технология живописных материалов», М.:
ГИЦ «ВЛАДОС», 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».