Рукодельница

ВВЕДЕНИЕ
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является,
наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным
окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и
среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративноприкладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных
местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях.
Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все
эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и
совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то
ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись
навсегда.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных
предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В
процессе

создания

предметов

декоративно-прикладного

искусства

у

детей

закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно
полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти
знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком
соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет
неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Рукодельница» составлена в соответствии с Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и нормативно
документами:
 Концепцией развития дополнительного образования детей Утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09 2014 г. N
1726-р;
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
утверждении СанПин 2.4.4.3.172-14

« Об

«Снитарно – эпидимологического

требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций

дополнительного образования детей»

от

04.07.2014г №41;
 Письмом Минобразнауки России №09-3242 от 18.11.2015 « О направлении
информации (в месте с «Методическими рекомендациями по практикованию
дополнительных программ (включая разноуровневые программы)»;
 «Примерными требованиями к программам дополнительного образования
детей» приложения к письму Департамента правовыми молодежной политики,
воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №
0-18-44;
 «Положением о структуре, содержания и оформления дополнительной
общеобразовательной программы» МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А. Е.
Уставом учреждения.
Программой развития школы и Конвенцией ООН о правах ребенка.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рукодельница»
имеет художественную направленность, являясь одним из важных направлений
дополнительного образования. Здесь активизируется приобщение детей к истокам
отечественной культуры, развивается художественное образование, раскрывается
творческий потенциал.

Актуальность - проблема организации детского и подросткового досуга
особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток
взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, вне учебное
время детей, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами:
сложностями в отношениях с родителями, влиянием молодежной субкультуры, средств
массовой информации и т. д. Ребенок организует свое свободное время в связи со
своими интересами и потребностями. В чем и заключается задача – направить
деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное
русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные
социальные воздействия. Кроме этого, чтобы ребенок не потерялся в современной
жизни, важно уже в школьном возрасте помочь ему с самоопределением, показать, как
можно образовательная деятельность организуется на принципах разумности,
разнообразия, системности правильно реализовать свои возможности. Досуговая и
дополнительная, опоры на интересы и потребности детей, добровольности участия в
мероприятиях.
Целевая группа программы «Рукодельница» обучающиеся среднего школьного
возраста с 11 до 14 лет. Число детей одновременно находящихся в группе, до 15
человек.
Отличительные особенности. Программа является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность
каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета,
реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в
ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине.
Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний
и умений и развитие творческой личности.
Срок освоения общеобразовательной программы – 1 год.
Объем общеобразовательной программы.
среднего школьного возраста, с 11 до 14 лет.

Программа рассчитана на детей

Объем программы - 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 раз в
неделю.
Режим занятий. Продолжительность занятия согласно требованиям СанПиН для
среднего школьного возраста – по 40 минут (1 раз в неделю).
Целью данной

программы является: формирование и развитие основ

художественно эстетической культуры ребенка через декоративно-прикладное
искусство.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей и современными направлениями развития декоративноприкладного творчества;
- научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- сформировать у обучающихся потребность в высоких культурных и духовных
ценностях и их дальнейшем обогащении;
- развить способности внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения;
- воспитать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
- воспитать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду,
формировать потребность обучающихся к саморазвитию.
- развить потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию,
наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развить положительные эмоции и волевые качества;
- развить моторику рук, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Базовый уровень. Глубокое воспитывающее влияние на формирование
убеждений обучаемого оказывает его собственный опыт. Т. е. приходя на занятия
ребенок имеет уже практический, трудовой и нравственный багаж заложенный в семье,
в детском саду. Это в значительной мере влияет на результативность обучения.
Разнообразить образовательную деятельность, сделать ее более увлекательной,
интересной значительно помогают применяемые на занятиях новые, нетрадиционные
материалы, пластмасса, волокнистые материалы и т. д.
Перечень форм обучения:
- фронтальный;
- коллективный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой.
Формы организации занятий:
традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое занятие, игра,
праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка.
Виды занятий – беседы, лекции, практические занятия, мастер классы, экскурсии,
открытые занятия.
Используются следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.
Педагогические приемы:
 Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
 Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование):
 Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т.
д.);
Методы проведения занятий:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие
по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое

выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала,
объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративноприкладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском
рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в
форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к
изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,
наблюдательности, мышления.
Ожидаемые результаты и способы определения их решения
 Должны ознакомиться с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного творчества, научиться владеть
различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе.
 Развить образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание. А так же положительные эмоции и волевые качества, развить
моторику рук, глазомер.
 Воспитать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду.
Формы проведения результатов
В течение учебного года проводится диагностика, направленная на изучение
личности обучающихся, занимающихся в объединении. Это позволяет оптимизировать
образовательный процесс. Результаты диагностики отражаются в «диагностических
картах» обучающихся.
Обратная связь позволяет получать сведения о ходе процессов усвоения
материала у каждого обучающегося, она является важнейшим условием управления
образовательным процессом.
В ходе занятий

постоянно оценивается деятельность детей (качество

выполняемой работы, точность исполнения, умение сохранять необходимый темп
работы, доводить начатое дело до конца, культуру труда, соблюдение техники
безопасности, бережное отношение к оборудованию и материалам, самоконтроль
обучающихся). Кроме того

обязательно проводится контроль за изменением

личностных качеств обучающихся, за умением применять полученные знания на
практике.
Программа предусматривает следующие формы контроля:
1. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методами наблюдения за
правильностью работы, обсуждения и оценивания детьми собственных
работ и работ товарищей.
2. Тематический контроль проводится после прохождения каждой темы в форме
блиц-опросов, викторин, мини-выставок, решения кроссвордов, выполнения
творческих заданий.
3. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года через
тестирование, организацию выставки детских работ и её коллективного
обсуждения, игру-путешествие, конкурс, фестиваль.
Отличительные особенности программы состоит в том, что она показывает
развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как
целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического
феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение
личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом
воспитании детей. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную
направленность.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких
мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и
патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства
важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших
коренных национальностей.
У обучающихся проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному
краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить
свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
На нравственное воспитание обучающихся существенное влияние оказывает
коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие,

вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного
искусства у них воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить
начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать
трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение
объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать
интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать,
выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Включение обучающегося в разные виды художественной деятельности,
основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из
главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его
художественно-творческих способностей.
Главной задачей педагога дополнительного образования является умение
заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не
навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в
его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить
добро и красоту, приносит людям радость.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь
идет

о

важнейшем

условии

формирования

индивидуального

своеобразия

декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская,
П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и
другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные
представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного,
развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и
потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы
и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны. По
сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитания
гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно
актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного
богатство своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития обучающихся, их эстетического
воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство
поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное
влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления поновому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая мисси
– нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во
всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое
занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели:
всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Педагогическая целесообразность. Мы живем там, где нет возможности
увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной
композиций, предметов быта и игрушек. И у детей нет возможности соприкоснуться с
декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой
росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить
детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать
примеры работы с бумагой, тканью, кожей, вышивкой, ознакомить с образной
стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Темы работы с детьми, в данной программе являются актуальными и
целесообразными в данное время. На занятиях в объединении помогаю детям освоить
не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения
традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим
эстетике наших дней.
Это

позволяет

поддерживать

у

детей

интерес

к

работе

и

хорошую

работоспособность. У детей появляется множество идей для творчества. В всего
времени обучающиеся изготавливают много разных работ, овладевая навыками разных
видов деятельности, и добиваются хороших результатов. Полученные навыки,
после прохождения программы, помогут выпускникам в дальнейшей жизни.
Они смогут с лёгкостью оформить интерьер, сшить изящные изделия в
лоскутном стиле, сделать разнообразные подарки своими руками.
При составлении данной программы проанализирована программа Технология.
Программа начального и основного общего образования / М. В.Хохлова, П. С.

Самородский, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф. 2010. Эта
программа предназначена для работы в школе.
В процессе написания программы были изучены следующие публикации:
Указания к составлению образовательной программы образовательного учреждения
культуры дополнительного образования детей. Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург,
2008; Т.Н. Проснякова. Технология. Уроки мастерства. – 2008.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по
выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание
теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой
теме.
1.2.

Содержание общеразвивающей программы

№

Название темы

1
2

Вводное занятие
Что такое
декоративно
прикладное
творчество, его виды
Основы цветоведения

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В том числе
Всего
часов
Теория
Практика
1
1
2

1

1

4

2

2

3

1

2

Хохломская роспись
Декоративная роспись
стекла
7 Дымковская игрушка
8 Волшебные свойства
и разновидности
бумаги.
9 Бумагопластика
10 Мыловарение
11 Соленое тесто
12
Скрапбукинг

4

2

2

4

2

2

3

1

2

4

2

2

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

13 Итоговое занятие
Итого:

1
34

16

1
18

3
4

Основы композиции

5
6

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Практическая
работа
Создание эскизов
Творческая
композиция
Роспись доски
Практическая
работа
Выставка работ
Практическая
работа
Выставка работ
Изготовление мыла
Лепка из теста
Изготовление
открыток
Выставка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой.
2. Что такое декоративно прикладное творчество, его виды.
Теория: Виды декоративно-прикладного творчества.
Практика: Найти в литературе как можно больше видов декоративных видов
творчества и зарисовать один из них.
3.Основы цветоведения.
Теория: Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета. Хроматические и
ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний.
Практика: Упражнения по смешиванию цветов. Творческое создание эскизов по
заданной теме.
4. Основы композиции.
Теория: Основные элементы композиции. Понятие «перспектива». Центр композиции.
Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Правила построения
композиции.
Практика: Упражнения по элементам композиции. Составление эскиза композиции.
Создание творческой композиции по заданной теме.
5.Хохломская роспись.
Теория: История хохломской и росписи. Технология росписи и с поэтапной
последовательностью. Основные приемы работы с материалами, подготовка дерева к
краске, наложение светотени, техника безопасности, демонстрация видео по росписи.
Рассказ об интересных природных явлениях, красоте и богатстве Земли, красоте
родного края, понятие «пейзаж», «композиция», приемы и особенности композиции в
пейзаже. История «Урало-сибирской росписи», специфические особенности Уралосибирской росписи, элементы росписи, демонстрация нанесения узора, основные приемы
работы с материалами.
Практика: Подготовка разделочной доски, к дальнейшему ее декорированию.
Нанесение предварительно выбранного рисунка на плоскостную поверхность
разделочной доски. Выбор цветовой гаммы красок. Заполнение рисунка краской, с
помощью разных по толщине кистей. Разделочная доска, после полного высыхания по
необходимости покрывается лаком.
Контроль: составление кроссворда по теме роспись, совместная оценка получившихся
изделий.

6. Декоративная роспись стекла
Теория: Техника декоративной росписи по стеклу. Роспись в технике «тиффани».
Краски, контуры, лаки, инструменты, применяемые в работе со стеклом.
Практика: Отработка нанесения линий на стекло, нанесение контура, витражной
краски.
Обсуждение готовых работ. Викторина по теме.
7. Дымковская игрушка
Теория: История возникновения дымковского промысла. Технология изготовления
дымковской игрушки.
Практика: Выбор и изготовление, непосредственно самой игрушки. Сушка, и
долгожданная ее роспись.
Контроль: Выбор лучших работ на выставку.
8. Волшебные свойства и разновидности бумаги.
Теория: Как родилась бумага? Свойства бумаги. Разновидности бумаги. Материалы и
инструменты при работе с бумагой. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: изготовления поделки из бумаги.
9. Бумагопластика
Теория: Термин бумагопластика, основные приемы работы с материалами, история
«квиллинга». Оригами, история возникновения. Как сделать квадрат, оригами из
других форм. История возникновения папье-маше, правила приготовления бумажного
теста, нанесения бумажного теста на матрицу, накладывание слоя на слой, скрепление слоев
клейстером, объем и пропорции игрушки в технике папье-маше. Самостоятельный выбор
рельефного изображения, разработка эскиза.
Практика: Квиллинг: разработка эскиза, изготовление модулей, работа в технике
«квиллинг». Оригами: изготовление оригами, сборка сложных форм. Папье-маше:
изготовление бумажного теста, практическая работа по изготовлению геометрических тел,
соблюдение пропорций игрушки при составлении единой конструкции, разработка эскиза,
конструирование игрушки из геометрических форм (цилиндра, полусферы, овала),
изготовление бумажного теста, изготовление матрицы из форм, пластилина, глины, работа
в технике «папье-маше», окраска и лакировка игрушки.
Контроль: Выбор лучшей работы.

10.Мыловарение
Теория: Что такое мыловарение, рассказ о маслах, ингредиентах и их свойствах,
основные приемы работы с материалами, техника безопасности, демонстрация видео
по мыловарению. Фазы приготовления, взаимодействие компонентов.
Практика: Выбор формы, цвета и запаха. Трение мыла на терке, плавление мыла и
добавление наполнителей, разлив по формам, украшение. Изготовление душистого
мыла ручной работы для ванны и бани. Подарок для мамы к 8 марта.
11.Соленое тесто
Теория: Понятие «соленое тесто», различия и общие свойства пластилина и соленого
теста. Способы приготовления соленого теста. Основные приемы работы с соленым
тестом.
Практика: Испытание свойств массы. Лепка из соленого теста фигурок животных:
разработка эскиза, изготовление соленого теста, работа с соленым тестом,
окрашивание и лакировка игрушки. Изготовить изделия для масленицы.
12. Скрапбукинг
Теория: Техника и технология изготовления открыток в технике Скрапбукинг.
Практика: Изготовление открыток к празднику (природный материал, блестки,
бросовый материал).Открытки к 9 мая (природный материал, декоративные цветы,
ленты атласные, бусины).
13. Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год с помощью теста. Оформление выставки работ
детей, изготовленных за год. Выбор лучших работ по нескольким номинациям:
-интересное творческое решение;
-правильно переданный образ;
-самая аккуратная работа.
Награждение обучающихся по итогам выставок.
1.3.

Планируемые результаты

Метапредметные:
- уметь правильно готовиться к занятию;
- составлять композицию;
- уметь подбирать необходимый материал для работы с природным и бросовым
материалами;

- правильно использовать инструменты и приспособления при работе с бумагой;
- уметь изготовлять шаблоны и применять их в работе;
- уметь выполнять изделия в технике торцевание;
- уметь использовать материалы и инструменты для вышивки;
- уметь применять цветовую гамму;
- уметь экономно расходовать материалы;
- уметь правильно хранить ленты;
- уметь оформлять и оценивать изделия.
Личностные:
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России, творческой деятельности эстетического характера;
- проявление познавательной активности в области декоративно-прикладного
творчества;
- формирование ответственного отношения к учению;
- овладение элементами организации умственного и физического труда;
- формирование творческого подхода к выполнению изделия;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование индивидуально - личностных позиций учащихся.
Предметные:
- знать основы композиции;
- знать свойства и виды ленты и других материалов;
- знать технологию изготовления изделий в разных техниках;
- знать технологию вышивки лентами;
- знать историю происхождения техники «канзаши» и развитие изделий из
ленты.

1.4. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

34
68
1
16
18
5 сентября
27.10.2024 – 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2025 – 30.03.2025

Окончание учебного года

23 мая

1.5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным
требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов,
образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Подрамники.
Материалы:
Канцелярские предметы. Кисти всех номеров. Краски: витражные, по ткани, по стеклу,
акриловые. Глина. Мука и соль. Все виды бумаги. Мыльная основа, арома масла,
пищевые красители. Лоскутки ткани и кожи, кружева, тесьма. Шерсть. Бисер.
Деревянные доски.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы,
ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный
молоток, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для
вышивки петлей, клеевой пистолет.
Кадровое обеспечение программы.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим
образование, соответствующее Профстандарту педагога дополнительного образования
детей и взрослых и направленности дополнительной общеобразовательной
программы,

осваиваемой обучающимися.
Учебно-методическое обеспечение.
На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций,
рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых
операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям
закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями
постоянно напоминаю детям о правилах пользования инструментами и соблюдении
правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактический материал: таблицы, фотографии, схемы, картины, шаблоны,
методическая литература, плакаты, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с
образцами, кроссворды, методические разработки, тесты.
1.6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Наблюдение. Опрос. Анкетирование. Тестирование. Выставка. Практическая
деятельность. Мастер-класс. Текущий контроль проводится в процессе обучения на
итоговых занятиях по темам. При аттестации по программе учитывается участие
обучающихся в выставках и конкурсах различного уровня (муниципального,
районного, областного) и результативность.
- входящая диагностика - на первых занятиях;
- промежуточная диагностика - вторая декада декабря;
- итоговая диагностика - вторая, третья декада мая.
В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от
наличия необходимых материалов, индивидуальной подготовленности обучающихся,
учета их интересов и пожеланий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
2.Концепция педагога дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N
1726-р.

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Литература, рекомендуемая для педагога:
1. Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика» - М.: Школа – Пресс, 1993
2. Максимова М. "Лоскутики" М.Просвещение, 1988
3. Максимова М. Кузьмина М. "Лоскутные подушки и одеяла" Москва
ЭКСМО. 2004
4. Молотова Л.Н. «Русский народный костюм». – Л. Художник РСФСР,
1984 МакКормик Г.М. «Лоскутное шитье». М.: Ниала ХХ1век, 2001
5. Озёрова О. "Школа шитья" Москва ЭКСМО. 2004
6. С.В. Кульневич, «Новая педагогика», Воронеж, 2011г.
7. С.В. Кульневич, «Педагогика личности», Воронеж, 2012г
8. Журнал «Сделай сам», Изд. Знание, Москва, №1, 2010г.
9.Журнал «Своими руками», Изд. Малыш, 2013г.
10. Журнал «Народное творчество», № 1 – 12 , 2011г., № 1, 2012г.
11. Т.О. Фролова «Подарок своими руками. Мягкая игрушка», Москва, 2010г.
Литература, рекомендуемая детям/родителям
1.Жук, С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие/ С.М. Жук. – Ростовна-Дону: Феникс, 2010 – 318 с.
2.Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу сама». – СПб, Мастерица, 1995
3.Журнал «Формула рукоделия». Издатель ООО «Формула рукоделия».
4.Журнал «Ручная работа». Издатель ООО «Медиа Сервис».
5.Журнал «Рукоделие: модно и просто». Издатель ЗАО «Издательство
Газетный мир».
6.Нагибина, М.Н. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль,
7.Грачева Т. «Мастерицам», - М.: Малыш, 1987

8.Кузнецова Л. «Делу время, потехе час». – М.: Детская литература, 1986
9. Румянцева Е. «Украшения для девочек», Москва, Айрис пресс, 2005
Интернет-ресурсы:
Mirknig.com http :// www . mirknig . com / hobby _ remesla/
Пятница: Интернет-журнал http://www.paraskeva.ru/
Руки не для скуки http://handshand.ru/
Рукодельница http://biblioteka-ua.ucoz.ru/
Сногсшибательные советы http://www.nadomu.com/

Приложение 1
Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе художественной направленности «Рукодельница»
Входной контроль
Согласно Положения о формах, периодичности, порядке проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
в Центре проводится входной, промежуточный и итоговый мониторинг обучающихся
по освоению дополнительной общеобразовательной программы дополнительной
общеразвивающей программы «Рукодельница».
Входной тест «Рукодельница»
Фамилия _______________________, Имя ____________________
Отметьте правильные ответы
1. Шов это
а) последовательный ряд стежков
б) расстояние между двумя проколами иглы
в ) последовательность стежков,выполненных для соединения деталей
изделиядруг с другом
2. Определите виды ручных швов:
а) шов «набор»; д) шов «через край»; б) смёточный шов; е) закроечный шов;
в) шов «вперёдиголкой»; ж) шов «назад иголкой»; г) шов «откос»; и)
петельный;
г) фотографии с пошаговой демонстрацией выполнения узора;
а) шерсть; б) хлопок; в) акрил; г) лен.
3. Шов это:
а) последовательный ряд стежков
б) расстояние между двумя проколами иглы
в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей
изделия друг с другом
1 Из каких материалов можно создавать открытки, поделки, картины?
2 Какие инструменты для этого понадобятся?
3 Какие виды аппликации
вы знаете? (ленточная, силуэтная,

геометрическая, предметная).
4 Какие виды ткани вы знаете?
5 Что можно делать с тканью, чтобы создать ту или иную работу?
6 Какие виды ткани используются в декоративно-прикладном творчестве?
7 Как подают ножницы другому человеку?
8 Как хранят ножницы?
9 Что нужно сделать, закончив работу?
10 Почему во время работы нельзя отвлекаться?
Задания практического характера направлены на выявление умений
обучающихся мять и скручивать ткань, складывать ее по намеченным
линиям, обводить шаблон, вырезать и соединять детали на плоскости.
Промежуточный тест
1 Какие ткани создаются из природных волокон?
ситец, марля, полиэстер, мешковина, лен, лайкра
2 Какой шов чаще всего используют для сшивания деталей из меха?
а) обметочный, б) сметочный, в)назад иглой.
3 Какие виды ручных швов чаще всего используют для сшивания деталей из
ткани?
а) обметочный, б) сметочный, в) назад иглой
Вопросы для итоговой аттестации (мониторинга)
1 Назовите основные правила техники безопасности на занятиях по
рукоделию:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2 Какие ткани создаются из природных волокон?
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3 Какие виды ручных швов чаще всего используют для сшивания деталей из
ткани?_______________________________________________________
_______________________________________________________________

__________________________________________________________________
4 Какой шов чаще всего используют для сшивания деталей из меха?
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
5 Назовите основные инструменты для кроя?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
6 Когда возникли первые игрушки? Какие материалы были использованы в
их создании?
7 Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
8 Почему самодельных тряпичных кукол изображали безликими?
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
9 Для чего служили куклы - обереги?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10 С какими куклами-оберегами вы знакомы?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Практическая часть. Изготовить куклу закрутку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».