1. Основные характеристики образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Программа «Хоровой фольклор: традиции и практика», является
модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе
типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное
пение» Науменко Г. М. и программы «Русский фольклор» Куприяновой Л. Л.,
«Фольклор в школе» Ювженко Н.А., а также на основе собственного опыта работы в
МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е.
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хоровой фольклор: традиции и практика» разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р.
3) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.09.2022 № 485-пр.
4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
5) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
6) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
7) Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении
информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)».
9) Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от
08.10.2021 № 1916-р «О проведении независимой оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ (общественной экспертизе)».
10) Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11) Устав МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е.
11)Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А. Е.
Направление
дополнительной
программы - художественное.
общеразвивающей
образовательной
Актуальность программы:
В современных условиях возрастает потребность общества в патриотическом
воспитании подрастающего поколения. Глобализация и стремительные социальные
изменения привели к размыванию культурных традиций и снижению интереса
молодежи к историческому наследию своей страны. Воспитание уважения к
национальным ценностям, формирование чувства гордости за свою культуру и
осознание личной сопричастности к истории становятся важными задачами системы
образования. Особую роль в этом процессе играет знакомство детей с традиционной
культурой: музыкой, народной хореографией, ремеслами и народными костюмами.
Отличительные особенности:
Традиционная народная культура несет в себе глубокие символические смыслы,
передает дух времени и отражает мировоззрение предков. Через изучение и воссоздание
фольклора дети не только постигают исторические и художественные аспекты
традиции, но и развивают эстетический вкус, чувство идентичности и уважение к
своему культурному наследию. Программа «Хоровой фольклор: традиции и практика»
отвечает на вызовы современности, предлагая детям практический путь к освоению
национальной культуры. Она способствует укреплению семейных связей через
совместное проведение народных праздников, развивает уважение к труду мастеров
прошлого и формирует осознанное отношение к истории своего народа. Таким образом,
программа становится значимым инструментом патриотического воспитания,
закладывая основу для сохранения культурных традиций и формирования гармонично
развитой личности. Программа направлена на погружение в аутентичные традиции
через вокальное, инструментальное и театрализованное исполнение фольклорных
произведений, знакомство с народными обрядами и ремеслами, что способствует
развитию творческого потенциала, эмоциональной выразительности и культурной
идентичности участников.
Социализация и личностный рост детей, развитие творческого потенциала путем
приобщения к традиционной культуре, традиционным ценностям.
Цель образовательной программы:
Формирование у детей и подростков глубокого понимания и уважения к народной
культуре через изучение традиционного фольклора, развитие исполнительских
навыков, осознание исторической преемственности и воспитание патриотических
чувств на основе национального наследия.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1. Знакомство детей с основными жанрами русского фольклора (песни, сказки,
былины, пословицы, загадки).
2. Изучение традиционных форм исполнения фольклорных произведений
(вокальные техники, народные инструменты, особенности речевого исполнения).
3. Знакомство с региональными особенностями фольклора разных областей
России.
4. Обучение основам сценического движения и народной хореографии.
5. Формирование умений и навыков создания элементов народного костюма и
аксессуаров.
Развивающие задачи:
1. Развитие музыкального слуха, голоса, интонации и чувства ритма.
2. Формирование эстетический вкуса и интереса к народному искусству.
3. Развитие коммуникативные навыки через народные игры, коллективное пение
и взаимодействие в ансамбле.
4. Стимулирование творческого самовыражения через фольклорное пение,
драматизацию, хореографию и декоративно-прикладное искусство.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости и способности к глубокому
восприятию культурных традиций.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям
русского народа.
2. Формирование чувства патриотизма через изучение народного искусства.
3. Воспитание бережного отношения к природе через народные традиции,
связанные с календарными праздниками.
4. Формирование и развитие трудолюбия и ответственности через участие в
творческих и практических занятиях.
5. Укрепление семейных традиций и ценностей через совместные творческие
проекты детей и родителей.
Отличительные особенности образовательной программы по фольклору:
1. Уровни сложности освоения программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения, чтобы дети могли
глубже погружаться в традиционную культуру.
2. Основные идеи, на которых базируется программа
- Преемственность традиций. Важно передавать народное наследие через
практическую деятельность. Живой фольклор. Обучение происходит не только через
изучение текстов и записей, но и через активное участие в обрядах, праздниках и
практиках. Связь с местной культурой. В основе программы лежат фольклорные
традиции региона, но также рассматриваются общерусские традиции.
- Эстетическое воспитание. Развитие художественного вкуса и чувства прекрасного
через народную культуру.
3. Педагогические принципы реализации программы
- Принцип преемственности. Вовлечение родителей, бабушек и дедушек в процесс
обучения для передачи семейных традиций.
- Принцип сознательности и активности. Дети не только изучают материалы, но и
участвуют в создании костюмов, сценок, праздников, что способствует более
глубокому погружению.
- Принцип вариативности. Учет индивидуальных способностей детей, предложенные
задания могут адаптироваться под уровень участников.
4. Принципы научности содержания программы.
Используются этнографические источники, собранные фольклористами, научные
исследования, а также живая традиция местных носителей.
5. Принцип синкретичности. Изучение фольклора происходит в сочетании с историей,
ремеслом, национальной кухней, народной педагогикой.
6. Принцип актуальности. Программа адаптирована к потребностям современным
детям- использует интерактивные и цифровые технологии (записи носителей
традиции, мультимедийные материалы).
7. Принцип сезонности. Программа построена в соответствии с народным календарем,
что помогает детям лучше понимать цикличность жизни в традиционной культуре.
Основу годового цикла программы составляет календарь традиционных праздников,
что позволяет учащимся не только изучать фольклорные традиции, но и проживать их
в реальном времени.
Примерные модули программы:
Осенний цикл: Осенины, Покров, осенние вечерки.
Зимний цикл: Коляда, Святки, Масленица.
Весенний цикл: Гуканье весны, Вербное воскресенье, Пасха, Красная горка.
Летний цикл: Троица, Семик, Иван Купала, Петров день. Такой подход позволяет
сделать изучение фольклора не абстрактным, а живым, встраивая детей в
традиционный культурный контекст через личный опыт.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Хоровой фольклор:
традиции и практика» ориентирована на детей от 7 до 15 лет, проявляющих интерес к
певческому
народному
искусству.
Данная
программа
предусматривает
дифференцированный
подход
к
обучению,
учет
индивидуальных
психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Программа рассчитана на детей 7-15 лет. Широкий возрастной диапазон обусловлен
принципом преемственности и социализации. У младших детей формируется навык
самостоятельности. Ведущим видом становится учебная деятельность. Они учатся не
только у учителя, но и у своих старших товарищей. Старшие дети в группе уже
обладают навыком самостоятельности и могут играть роль наставников для младших.
Таким образом, в совместной творческой деятельности дети разных возрастов учатся
коммуницировать, отстаивать свою точку зрения, уступать младшим товарищам и
заботиться о них.
Такое формирование группы заимствовано в традиционном укладе жизни наших
предков, когда подобной группой являлась большая семья. Дети в таком
разновозрастном коллективе развиваются и обучаются быстрей и качественней,
приобретают больше навыков самостоятельности.
Принцип формирования учебных групп:
Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.
Наполняемость групп от 10-15 человек. Такое количество обучающихся позволяет
легко осуществлять индивидуальный
группами.
подход и организовывать работу малыми
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.
Режим занятий:
В соответствии с нормами СанПин 2.4.3648-20 занятия проводятся один раз в
неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час (40 минут). Формы
организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных
занятий (всей группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и
индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое
занятие, игра, сценическая деятельность.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Структура занятия:
1 этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии.
2 этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых
знаний. Физкультминутка.
3 этап. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Формы проведения занятий:
учебные занятия;
практические занятия (разучивание песен, танцев, сценариев, игр);
итог (концерты, конкурсы).
Виды занятий – беседы, лекции, практические занятия, мастер классы, экскурсии,
открытые занятия.
Используются следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.
Педагогические приемы:
Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование):
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т.
д.).
1.Содержание общеразвивающей программы "Хоровой фольклор: традиции
и практика"
1.1 Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Содержание раздела
Количество часов
практика
0,5
6
7
6
2
2
теория
0,5
3
3
2
1
1
Вводный цикл
Осенний цикл
Зимний цикл
Весенний цикл
Летний цикл
Итоговый цикл
всего
1
9
10
8
3
3
2.2Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Количество
часов
в
т
п
Формы
работы
Формы
аттеста
ции/кон
троля
1. Вводный цикл
1.
Введение в программу
1 ч 0,5
Что такое фольклор. Правила работы
в коллективе. Знакомство с
правильной певченской позицией
стоя и сидя. Артикуляционная
разминка. Распевание.
2. Осенний цикл
0,5
Беседа,
упражнения
Опрос
1
Осенины, Покров день
Осенние песни, традиции, заклички,
начало сельского года.
Игры «Капустка», «Репка»
Работа над певческим дыханием,
артикуляцией.
Народный костюм осени
Элементы одежды, ткани,
символика. Игра «Клубок»,
«Ткачиха»
3ч 1
2
Разучивание
песен, беседа
Опрос
2 ч 1,5
0,5
Рассказ,
Тестир
работа с
ование
иллюстрациям
и, просмотр
фото и видео
2
3
Практика хорового пения
4ч 1
Осенний репертуар, ансамблевое
пение. Работа над певческим
дыханием, артикуляцией,
унисонным звучанием. Пение с
движением.
Знакомство с народными
инструментами : ложки, трещетки,
кугиклы. Шумовой оркестр.
Игра «Сидит Яша», «Колокольцы бубенцы»
3. Зимний цикл
3
Репетиции,
игры
Выступ
ление
1
Святки, Колядки, Рождество
4ч 1
Зимние обряды и песни,
традиционные игры. Разучивание
колядок. Работа над певческим
дыханием, артикуляцией. Элементы
двухголосия.
Святочные игры «Покойник»,
«Олень».
Святочные гадания.
Народный костюм зимы
2 ч 1,5
Особенности зимнего костюма.
Детская одежда. Загадки об одежде,
ткачестве, шитье.
Масленица
4ч 1
Масленичные песни, игры,
обрядовые действия. Работа над
унисонным звучанием, элементы
двухголосия в масленичных песнях,
работа с певческим дыханием,
артикуляцией.
Игры «Сковородка», «Гори,гори
ясно».
4. Весенний цикл
3
Разучивание
песен,
подготовка к
колядованию.
Опрос
0,5
Рассказ,
просмотр
образцов
Тестир
ование
3
Пение,
игровые
формы.
Подготовка к
празднику.
Выступ
ление
Встреча весны. Весенние заклички,
весенние хороводы. Закликание
жаворонков. Сороки. Игры
«Ручеёк», « Как из-под горы».
Работа над расширением голосового
диапазона. Элементы двухголосия.
Народный костюм весннего
времени. Праздничный костюм:
украшения, головные уборы.
Девичий костюм на Красную горку.
4ч 1
3
Разучивание
песен, беседа
Опрос
1ч 1
0
Рассказ,
работа с
материалами
Тестир
ование
2
3
1
2
3
Практика хорового пения. Весенний
репертуар: заклички, весенние
хороводы, игры. Работа в ансамбле.
Традиции Пасхи. Прослушивание и
разучивание волочебных песен.
Элементы двухголосия. Игра на
народных инструментах.
3 ч 0,5
2,5
Репетиции
Опрос
5.Летний цикл
1.
Троица, Купала, Петровки.
Летние праздники. Разучивание
игровых и обрядовых хороводов.
Пение с движением. Игра «А мы
сеяли лен».
3 ч 1,5
1,5
Пение,
хороводы,
игры
Опрос
2.
Подготовка и выступление по
материалу года. Работа со
сценарием.
Итоговое занятие, концерт.
3ч 0
3
Репетиция,
концерт
Концер
т
2.3 .Содержание учебного плана программы
1. Вводное занятие
Теория. Понятие фольклор. Синкретичность фольклора. Какие виды искусств включает
в себя фольклор.
Правила работы в коллективе. Знакомство с правильной певченской позицией стоя и
сидя.
Практика. Артикуляционная разминка. Упражнения на дыхание. Распевание.
Вокальные упражнения на примарной высоте. Скороговорки.
2. Осенний цикл.
Занятие 1. Осенины.
Теория. Рассказ о осенних обычаях русской деревни: праздник урожая, встреча осени.
Сказка «Вершки и корешки»
Практика. Артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание. Распевки в
диапазоне терции. Работа над правильной певческой позицией. Разучивание осенних
закличек «Осень, осень, в гости просим!». «Осень, осень». Игра «Репка»
Занятие 2. Осенины.
Теория. Праздничные обряды осени. Народные загадки об овощах. Шуточный обряд
«похороны мух».
Практика. Продолжение начатой вокальной работы. Осенние заклички - повторение.
Пестушка «Мы капустку рубим, рубим» Песня «Вот задумал комарик жениться»
Игры «Капустка»
Занятие 3. Покров день.
Теория. Покров день в православии и в культуре крестьян. Обычаи и поверья этого
дня. Покровские ярмарки. Работы в доме. Посиделки, вечерки.
Практика. Продолжение начатой вокальной работы. Песня «Где был, Иванушка?».
Игры «Горшки продажные» , «Белый камень». Опрос детей по пройденным темам.
Занятие 4. Народный костюм
Теория. Из чего делали ткани. Способы окрашивания. Элементы мужской и женской
одежды.
Практика. Упражнения на дыхание, артикуляцию. Работа над певческой позицией.
Распевки в диапазоне терции. Работа над унисоном, синхронной артикуляцией. Пение
«по цепочке». Повторение выученных песен. Разучивание частушек.
Игра «Клубок»,
Занятие 5. Народный костюм
Теория. Детская традиционная одежда. Символика вышивки. Прослушивание песни «
Селезня я любила» или « Я селезня любила».
Практика. Продолжение вокальной работы. Пение по принципу «Эхо». Пение
выученных песен с движением. Игра «Ткачиха». Тестирование.
Занятие 6. Практика хорового пения
Теория. Певческое дыхание, певческая позиция - повторение. Знакомство с народными
инструментами : ложки, трещетки, кугиклы. Закрепление полученных знаний по
осенним крестьянским праздникам.
Практика. Подготовка к «Капустным посиделкам». Работа с выученным песенным
материалом. Работа над элементами импровизации и двухголосия. Разучивание игр
«Сидит Яша». Пение с движением.
Занятие 7. Практика хорового пения
Теория. Распев, подголосок.
Практика. Работа над певческим дыханием, артикуляцией, унисоном. Элементы
импровизации на выученных распевках. Разучивание песни «Как на тоненький ледок».
Работа со сценарием «Ванечка-паренек».
Занятие 8. Практика хорового пения
Теория. Закрепление пройденного материала.
Практика. Работа со сценарием «Ванечка-паренек». Разучивание хороводной песни
«Ванечка-паренек». Игра «Колокольцы-бубенцы».
Занятие 9. Практика хорового пения
Итоговое занятие -выступление.
3. Зимний цикл
Занятие 1. Зимние праздники крестьян
Теория. Знакомство с зимними праздниками, обрядами и обычаями крестьян.
Практика. Разучивание зимних закличек «Ой. Морозушка-мороз», «Мороз на
рябине». Загадки о зиме и ее явлениях. Разучивание кадрильных припевок «Чижикчижик»
Занятие 2. Зимние праздники крестьян
Теория. Рождество. Святки. Традиции Святок. Колядование.
Практика. Разучивание колядок «Колёдка-колёдка», «Рождество Христово».
Повторение припевок «Чижик-чижик». Игра «Как у дяди Нестера». Работа над
унисонами, певческим дыханием, интонацией зова, артикуляцией. Пение с движением.
Занятие 3. Зимние праздники крестьян
Теория. Повторение пройденного. Святочные гадания. Подблюдные песни.
Практика. Повторение выученных песен. Прослушивание и разбор колядки «Ой,
ходила Коляда». Продолжение начатой вокальной работы. Игра «Покойник»
Занятие 4. Зимние праздники крестьян
Теория. Просмотр и обсуждение документального фильма «Снега»
Практика. Игровая викторина по зимним традициям и праздникам русской деревни.
Занятие 5. Народный костюм зимнего времени года.
Теория. Повторение пройденного материала по народному комплексу одежды. Общие
сведения. Зимняя одежда и обувь взрослых людей. Материалы для изготовления
одежды и обуви.
Практика. Загадки об элементах зимней одежды. Продолжение начатой вокальной
работы. Повторение песни «Селезня я любила». Игра «Олень»
Занятие 6. Народный костюм зимнего времени года.
Теория. Зимняя одежда и обувь крестьянских детей. Просмотр дефиле «Мода от
народа»
Практика. Пение выученных попевок и песен. Работа над унисонами, элементами
двухголосия. Отработка певческой позиции, интонации зова.
Занятие 7. Масленица.
Теория. Крестьянский праздник Масленица. Обычаи и традиции масленичной недели.
Практика. Разучивание песни «Масленица-полизуха». Продолжение начатой
вокальной работы. Работа со сценарием «Масленица».
Занятие 8. Масленица.
Теория. Семейные традиции на Масленицу. Домашняя Масленица на Урале.
Величание молодоженов.
Практика. Разучивание песен «У меня квашня», « Прощай, Масленица!». Работа над
унисоном, двухголосием, интонацией зова. Игра «Сковородка». Работа со сценарием
«Масленица».
Занятие 9. Масленица.
Теория. Скоморошьи потехи на Масленицу. Мужские состязательные традиции :
борьба, кулачный бой, конские бега, поднятие гири и др.
Практика. Продолжение вокальной работы с разученными масленичными песнями.
Игра «Гори, гори ясно!» Работа со сценарием «Масленица».
Занятие 10. Масленица.
Итоговое занятие. Проведение праздника «Масленица».
4. Весенний цикл.
Занятие 1. Встреча весны.
Теория. Весна в русской деревни. Виды деятельности крестьян весной. Подготовка к
пахоте и севу. Закликанье весны.
Практика. Разучивание закличек « Жаворонок-дуда», «Чувиль-виль-виль». Загадки о
крестьянских инструментах труда ( соха, борона, кнут и др.). Работа над интонацией
зова в закличках. Работа над унисоном, расширением голосового диапазона.
Занятие 2. Встреча весны.
Теория. Праздник Сороки. Весенние хороводы.
Практика. Повторение выученных закличек. Работа над унисоном. Хоровод
«Вербочка» или «Заплетися плетень» - разучивание. Загадки о перелетных птицах вестниках весны. Игра « Ручеёк»
Занятие 3. Встреча весны.
Практика. Продолжение начатой вокальной работы на весеннем репертуаре - работа
над интонацией, артикуляцией, дыханием. Игра «Как из-под горы». Подготовка к
празднику Сороки. Устный опрос по пройденному материалу.
Занятие 4. Встреча весны.
Практика. Проведение праздника Сороки на основе пройденного материала и
выученных закличек, хороводов и игр.
Занятие 5. Народный костюм.
Теория. Праздничный костюм. Украшения. Головной убор. Просмотр фильма
«История русского костюма. Женский праздничный». Выполнение теста по
пройденной теме.
Занятие 6. Традиции Пасхи.
Теория. Рассказ о празднике Пасха. Народные обычаи и игры на Пасху. Просмотр
репортажа «Пасхальные традиции в народной культуре»
Занятие 7. Практика хорового пения.
Практика. Прслушивание и разучивание волочебных песен «Хозяюшка, Христос
Сыне Божий воскрес», «По улице, по широкой». Работа над двухголосием, унисоном,
артикуляцией, расширением певческого диапазона.
Занятие 8. Практика хорового пения.
Практика. Продолжение начатой вокальной работы. Весенние игры по выбору детей.
Игра на народных инструментах. Разучивание игрового хоровода «А мы сеяли лен».
Игровая викторина по теме «Пасха».
5. Летний цикл.
Занятие 1. Летние крестьянские праздники. Троица.
Теория. Троица. Обход дворов, завивание березки. Троицкие хороводы.
Практика. Разучивание троицкого хоровода Свердловской области «Во поле
березонька стояла». Работа над пением с движением. Работа над певческим дыханием,
артикуляцией. Повторение хоровода «А мы сеяли лен».
Занятие 2. Летние праздники. Петровки.
Теория. День Петра и Павла. Начало покоса. Обряды. Покосная праздничная одежда.
Практика. Повторение выученных хороводов. Продолжение работы над вокальными
навыками.
Занятие 3. Летние праздники. Купала.
Теория. Обычаи и обряды в купальскую ночь. Традиция сбора лечебных трав.
Практика. Разчивание песни « Купала, купала, где ж ты побывала?» . Тестирование по
теме «Летние праздники»
Занятие 4-6. Подготовка к отчетному концерту.
Практика. Составление сценария, выбор ролей, повторение,выученных за год песен.
Работа над певческим дыханием, интонацией, артикуляцией. Работа над сценическим
движением, сценической речью.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы
Вид результата
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Результаты освоения программы
— Знание жанров традиционной народной
песенной культуры (обрядовые, игровые,
календарные, лирические песни).
— Овладение основами традиционного
многоголосия, навыками народной манеры
пения.
— Формирование умений коллективного
хорового пения: слушание партнёров,
согласование голосов, участие в совместном
творчестве.
— Знакомство с традициями песенных обрядов
своего региона и народов России.
— Опыт участия в творческих мероприятиях,
концертах и фестивалях.
— Развитие коммуникативных навыков и
умения работать в коллективе.
— Формирование исследовательских умений
при изучении фольклорного материала.
— Навыки проектной деятельности: подготовка
концертных программ, участие в творческих
проектах.
— Развитие сценической культуры, навыков
самопрезентации и публичного выступления.
— Формирование представлений о взаимосвязи
народной песни с историей, бытом, традициями
народной культуры.
— Воспитание уважения к культурному
наследию своего народа и народов России.
— Формирование интереса к традиционной
культуре и творческой деятельности.
— Развитие ответственности за общее дело,
трудолюбия, настойчивости,
самостоятельности.
— Осознание ценности коллективного
творчества, формирование чувства
сопричастности к традициям своего рода,
семьи, края.
— Развитие эмоционально-эстетического
восприятия, музыкального слуха, творческой
инициативы.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
Окончание учебного года
34
34
1
16
18
сентябрь
31 декабря-8 января
27.10.2024 – 04.11.2024
29.12.2024 - 08.01.2025
23.03.2025 – 30.03.2025
26 мая
Условия реализации программы:
материально - технические условия:
- класс, стол, стулья, костюмерная со шкафами, для
хранения наглядного др. материала, вешалками для костюмов; полками для атрибутов;
- ноутбук, мультимедийное оборудование.
материально-техническое оснащение занятий:
- комплект народных инструментов;
- сценические костюмы и танцевальная обувь для выступлений;
- атрибуты для вокально-хореографических композиций и народных сцен.
Кадровое обеспечение - в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средним специальным или высшим педагогическим
образованием, любой квалификационной категории, обладающий знаниями и навыками
для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы:
- флеш-носители с музыкальным сопровождением вокально - хореографических
композиций.
Информационно-дидактические материалы:
- нотный материал для проведения занятий;
- картинки для наглядной иллюстрации праздников народного календаря, народного
костюма.
Список литературы
Список литературы педагога:
1. Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе
«Русский фольклор» Л.Л. Куприянова. - М.,2006
2. Хрестоматия «Русский фольклор» -М.,2008
3. Программа дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение»
Науменко Г.М.
4. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному творчеству (1-2 год обучения).-М.,2006
5. Алтарёва С.Г. «Календарные фольклорные праздники» (1-4 классы). -М.,2007
6. Анисимов В. П. " Диагностика музыкальных способностей детей" Учебное пособие
для высших учебных заведений. - М., 2004
7. Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». Программы и конспекты занятий для
педагогов дополнительного образования. - М.,2009
Рекомендуемая литература для обучающихся и родителей:
1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному творчеству (1-2 год обучения-М., 2006
2. Журнал «Народное творчество- М.,2012
3. Ладушки: энциклопедия детского фольклора: [для чтения взрослыми детям] / [ред.
Н. Астахова]. - Москва: Белый город, 2007. - 141, [2] c.: цв. ил., портр.; 28 см. - (Моя
первая книга).; ISBN 978-5-7793-1278-3 (В пер.)
4. Энциклопедия детского фольклора. – М.,2008
Интернет ресурсы:
1. Народные праздники. URL:https: //www.calend.ru/narod/holidays/
2. Русские народные праздники. URL:http://prezent
decor.blogspot.com/p/blogpage_28.html
3. Народный календарь. URL:https://fairysoft.ru/online-narod/
Оценочные материалы:
Вводный (первичный) контроль проводится при работе по данной программе на первых
занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей.
Он может быть в форме собеседования, предварительного прослушивания, диагностики
(Приложение-таблицы» №1, №2, №3)
Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы в
форме зачётных занятий, контрольных упражнений.
Оптимальным вариантом итогового контроля могут стать концерты, конкурсы, тематические
открытые мероприятия, фестивали, диагностика.
Компоненты развития музыкально-творческих способностей детей школьного возраста
и критерии их оценки
Компоненты музыкально Критерии оценки
-творческих способностей способностей
компонентов
музыкально-творческих
1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
I. Музыкальный слух.
2. Владение широким диапазоном голоса (не менее 6-7 звуков).
3. Слуховое внимание.
1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального
материала.
II. Музыкальная память.
III. Чувство ритма.
2. Наличие музыкального "багажа" памяти и
пользоваться.
Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
умение
им
IV.
Музыкальные Запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать
движения.
характер того или иного образа.
1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
V. Творческие навыки.
VI. Знание терминологии
2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных
видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на
музыкальных
инструментах)
различными
выразительными
средствами.
Объяснить фольклорные термины: сказка, частушка, хоровод,
былина, обряд.
Таблица 2
Уровни развития компонентов музыкально-творческих способностей
Компоненты
Музыкальный
слух
Чувство ритма
Музыкальная
память
Уровни развития
Высокий уровень
чистое
интонирование
мелодической линии;
Средний уровень
Низкий уровень
правильное
инто- нечистое
интонирование
нирование отдель- мелодической линии;
ных
отрывков;
улучшение
показателей после
повторного показа;
четкая,
точная передача отдельных нет
точности
передачи
передача
элементов
ритмического рисунка;
ритмического
ритмического
нет улучшений показателей
рисунка.
рисунка;
после повторного показа.
улучшение
показателей
после
повторного показа
быстрое запоминание, неточное
запоми- несформированность
узнавание,
вос- нание и воспроиз- навыков
запоминания,
произведение
ведение
воспроизведения,
узмузыкального
музыкального мате- навания
музыкального
материала;
риала;
материала;
отсутствие
музыкального
"багажа" памяти.
запас ограниченный запас отсутствие
запаса
танцевальных
танцевальных дви-жений
движений;
Музыкальные
движения
достаточный
танцевальных
движений;
Творческие
навыки
умение
сочинить неуверенность
в
мелодию,
сочинении мелодии,
ритмический рисунок. ритмического
рисунка.
Владеет
Не совсем владеет
Знание
терминологии
отсутствие
навыка
сочинения
мелодии,
ритмического рисунка.
Не владеет
Критерии и уровни оценки развития музыкально-творческих
детей по группам
способностей
Входной (первичный) контроль.
Задание 1 выявить наличие у детей развитого мелодического слуха и
звуковысотного слуха (исполнение русской народной песни, точное интонирование звуков
или музыкальной цепочки, которые играются на инструменте).
Задание 2 - определить наличие и развитость чувство ритма у детей
(хлопание в ладоши различных ритмических рисунков).
Задание 3 - выявить наличие у ребенка музыкальной памяти.
(предлагается распевка «калина моя на ветру росл на ветру росла скоро
выросла»)
Задание 4 - определить наличие у детей двигательных навыков,
умения
импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.
(звучит музыка, под которую ребёнок должен двигаться).
Задание 5 - выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и
ритмический рисунок на заданный текст. (даётся четверостишие
На Руси уж так идёт,
что талантливый народ
сам себе и жнец и швец
и на ложачках игрец.
Задание 6 - определить наличие знаний по вокальной терминологии.
Таблица 3
Критерии и уровни оценки развития музыкально-творческих способностей детей по
группам
Критерии оценки уровня готовности
Музыкал Музыкал Чувс Музыкал Творче Знание
ьный
ьная
тво
ьные
ские
термино
память
ритм движени навыки логии
Фамилия слух
а
я
, имя
каждый критерий оценивается по 5 бальной системе
обучающ
егося
23 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 22 баллов – средний уровень
6 – 13 баллов – низкий уровень
Всего аттестовано __обучающихся
Из них высокий уровень имеют __обучающихся
Результат
ы
диагности
ки
Бал
лы
Уро
вень
достаточный уровень имеют __обучающихся
средний уровень имеют __обучающихся
низкий уровень имеют ___обучающихся