Основы 3D моделирования

1

Пояснительная записка
Программа реализуется в рамках национального проекта «Образование» и входящих в него
федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».
На базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка
роста» обеспечивается реализация программы «Основы 3D моделирования». Использование
инновационного оборудования в рамках центра «Точка роста» при реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности позволит
создать условия для: развития и поддержки детей, проявивших интерес и определённые
способности к 3D моделированию; формирования у обучающихся ряда компетенций:
информационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социальнотрудовых необходимых для дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной
сфере информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта при работе в
графических средах. Данная программа предназначена для организации деятельности учащихся
школы, ориентированной на проявление интересов и склонностей в области информатики,
математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В процессе образовательной
деятельности решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью
специализированного программного обеспечения.
Программа является модульной и состоит из 3 модулей. Каждый из модулей
предусматривает организацию определённого вида внеурочной деятельности подростков и
направлен на решение определенных задач. Преобладающей формой текущего контроля выступает
самостоятельные практические работы в виде проектов.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р.
2

Актуальность курса обусловлена его направленностью на овладение знаниями в области
компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в различных сферах
деятельности и становятся все более значимыми для полноценного развития личности. Данный курс
развивает творческое воображение, конструкторские, изобретательские, научно-технические
компетенции школьников и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий,
таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д. Поддержка и
развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным
потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Адресат программы: дети в возрасте от 12 до 13 лет. Состав группы может быть
переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный состав до 5 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час.
Объем: 34 часа.
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие.
Перечень форм подведения итогов: опросы, тестирование, самостоятельные работы,
проекты, 3D модели.
Проектирование — один из основных способов создания техники и других изделий,
создаваемых человеком. Современное проектирование невозможно без широкого применения 3D
технологий.
3D технология являются одним из столпов строящейся цифровой экономики. В основе 3D
технологий пространственное моделирование и изготовление изделий на управляемых
компьютером станках, устройствах, комплексах.
Новизна: программы состоит в том, что создание и реализация в образовательных
учреждениях программ дополнительного образования в области 3D моделирования обеспечивает
современного российского школьника определенным уровнем владения компьютерными
технологиями, а также социально-экономической потребностью в обучении. Дает дополнительные
возможности для профессиональной ориентации школьников и их готовности к
профессиональному самоопределению в области технических профессий. Занятия по 3D
моделированию формируют знания в области технических наук, дают практические умения и
навыки, воспитывают трудолюбие и дисциплинированность, культуру труда, умение работать в
коллективе. Полученные знания учащиеся могут применить при разработке мультимедийных
презентаций в образовательном процессе. Трехмерное моделирование является основой для
изучения систем виртуальной реальности. В качестве программной среды для курса выбраны
продукты, представляющие собой бесплатные и простые в использовании в области создания
трехмерной графики программы Blender, Tenkercad и др.
Цель: формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и
овладение навыками работы в различных программах.
Задачи образовательной программы:
1. Образовательные:
- дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении, промышленном и
бытовом применении, перспективах развития;
- познакомить с основными инструментами и возможностями создания и обработки изображения
в программе Blender, Tenkercad
- научить ориентироваться в трехмерном пространстве сцены;
- научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;
- научить создавать простые трехмерные модели;
2. Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D
3

моделирования;
- развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза пространственных
объектов;
- способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными
технологиями;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса;
3. Воспитательные:
- способствовать формированию потребности к осознанному использованию компьютерных
технологий при обучении в школе и в повседневной жизни;
- воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;
- воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых социальных
условиях;
- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного
человека;
Учебно-тематический план
№

Тема

Работа в среде Blender
Введение.
1
Основные
принципы
моделирова
ния в
Blender
Интерфейс. Текстовые
2
меню. Панели
инструментов
3
Базовые инструменты
рисования
4
Инструменты
модификаций
5
Инструменты камеры и
прогулки
6
Менеджер материалов
7
8

Построение моделей
различных объектов
Творческий проект

Работа в среде TinkerCad
9
Введение. Техника
безопасности

Всего

Теория

1

1

Практи
ка

Электронные
Формы
(цифровые)
аттестации/конт
образовательны роля
ересурсы

http://proBlender.n Беседа
arod.ru/

1

1

http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа

1

1

1

1

1

1

http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Творческий проект
rod.ru/

1

1

1

1

1

1

1

1

https://informatikae Беседа
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

4

10

Понятие моделирования
и модели

1

1

11

Объемные фигуры,
трехмерная система
координат

1

1

12

13

14

15

16

17

3D-моделирование в
программе TinkerCad.
Интерфейс программы

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

Практическая
работа

1

1

Инструментальная
панель.
Настраиваемые
примитивы
Отверстия Проект:
"Стакан для
карандашей"

1

1

1

1

Изменение модели,
группировка модели

1

1

1

1

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/

Использование
вспомогательной
плоскости. Проект:
"Домик"
Самостоятельная работа
по теме
«Геометрические
объекты»

18

Горячие клавиши.
Проект: "Лодка"

1

19

Шестерни. Проект:
"Простой механизм"

2

1

1

https://informatikae
Практическая
xpert.ru/3dработа
modelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
Практическая
xpert.ru/3dработа
modelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
Практическая
xpert.ru/3dработа
modelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae Практическая
работа
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

Практическая
работа

5

20

Проект: "Простой
механизм"

1

1

21

Самостоятельная
работа по теме
«Простые модели»

2

2

22

Редактирование детали

1

1

23

Операции «импорт» и
«конвертирование»

1

1

24

Операция «Удаление
части объекта»

1

1

25

Самостоятельная работа
по теме
«Редактирование
детали»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
Знакомство с моделью
3D принтера
«Picaso Designer X»
Архитектура 3D
1
принтера «Picaso
Designer
X»
1
Практический
блок:
моделирование и
печать 3D
объектов
ИТОГО: 34

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

Трехмерная печать
Знакомство с
26
программой «Cura»
Интерфейс программы
27
28
29
30
31

32

Ознакомление с
библиотекой программы
Вставка 3d моделей

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatik
aexpert.ru/3dmodelirovanie/Ble
nder/page/2/
https://informatik
aexpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Выставка

6

Содержание программы
Введение. Основные понятия 3D графики в программе Blender (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с инструментами.
Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов (2 часа)
Интерфейс Google Blender. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера,
рисование, инструменты, окно, помощь.
Практическая работа: изучение текстового меню.
Базовые инструменты рисования (2 часа)
Выбор, линия, дуга, кривая, поллиния, окружность, многоугольник, от руки, ластик,
палитра, группа, компонент.
Практическая работа: рисование объекта с помощью базовых инструментов.
Инструменты модификаций (2 часа)
Перемещение, вращение, масштабирование, тяни-толкай, следуй за мной, контур.
Практическая работа: рисование объекта с применением опций модификации.
Инструменты камеры (2 часа)
Стандартные виды, вращение, панорамирование, лупа, окно увеличения, показать все,
предыдущий вид, следующий вид.
Практическая работа: использование инструментов камеры для навигации в сцене
созданных объектов.
Менеджер материалов (2 часа)
Выбор, редактирование, текстура, непрозрачность.
Практическая работа: использование средств менеджера материалов для визуализации
созданных объектов.
Построение моделей (2часа)
Творческий проект (2 часа)
Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в
редакторе трехмерной графики Blender.
3D-моделирование в программе TinkerCad (2 часа)
Знакомство и работа в программе «Cura» (2часа)
Знакомство с интерфейсом программы. Изучение библиотеки программы.
Выставка 3D-моделей.
Архитектура 3D-принтера (2 часа)
Знакомство с моделью 3D принтера «Prusa i3 Hephestos». Изучение архитектуры принтера.
Практический блок (2 часов)
Создание и печать 3D-моделей по определенной тематике.
Условия реализации программы
Формы проведения занятий. Занятия проводятся в форме лекций, практических работ и
обсуждения.
При работе с детьми в учебных группах используются различные методы: словесные, метод
проблемного обучения, проектно-конструкторский метод.
Метод строго регламентированного задания. Задание должно быть понятно обучаемому,
он должен иметь представление о конечной форме модели, анимации.
Групповой метод (мини-группы). Групповое задания предполагает организацию малой
группы (2–5 человека), выполняющую одно задание. При групповой схеме занятия
предполагается определение ролей и ответственности в группе, выбор рационального способа
создания модели.
Метод самостоятельной работы. Свобода при выборе темы, методов и режима работы,
7

создание условий для проявления творчества. Защита собственного проекта.
Соревновательный метод. Выявления наиболее качественной и оригинально
выполненной работы в конце занятия и проектов в конце обучения.
Словесный метод. Вербальное описания заданий и оценки результатов.
Метод визуального воздействия. Демонстрация визуализированных рисунков, примеров
разработанных моделей, анимаций.
Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.
С помощью дискуссии, обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном
мнении, учатся его отстаивать. Так как главной функцией дискуссии является стимулирование
познавательного интереса, то данным методом в первую очередь решается задача развития
познавательной активности обучающихся.
Методическое обеспечение
Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в
планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.
В процессе подготовки к занятиям продумывается вводная, основная и заключительная
части занятий, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся,
выделяется теоретический материал, намечается содержание представляемой информации,
подготавливаются наглядные примеры изготовления модели.
В конце занятия проходит обсуждение результатов и оценка проделанной работы.
Планируемые результаты. По итогам реализации программы.
Личностные:
Термины 3D моделирования.
Систему проекций, изометрических и перспективных изображений.
Основные приемы построения 3D моделей.
Способы и приемы редактирования моделей.
Основные понятия визуализации сцен
Основные понятия3D сканирования.
Принцип работы 3D принтеров и способы подготовки деталей для
печати.
Предметные
Создавать и редактировать 3D модели.
Подбирать материалы и текстуру поверхности моделей.
Выполнять визуализацию сцен.
Согласовывать параметры модели с параметрами других моделей,
разработанных другими участниками проекта.
Создавать модели интерьеров помещений из готовых элементов.
Осуществлять 3D сканирование.
Осуществлять подготовку моделей для печати.
Метапредметные
Способностью подготовить создаваемые модели к конкурсу.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу
оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую
помощь и добиться поставленных целей обучения.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью
педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения
Программы.
Наблюдение. Опрос. Практическая деятельность. Текущий контроль проводится в
процессе обучения на итоговых занятиях по темам. При аттестации по программе учитывается
участие обучающихся в выставках и конкурсах различного уровня (муниципального, районного,
8

областного) и результативность.
- входящая диагностика - на первых занятиях;
- промежуточная диагностика - вторая декада декабря;
- итоговая диагностика - вторая, третья декада мая.
В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от наличия
необходимых материалов, индивидуальной подготовленности обучающихся, учета их интересов
и пожеланий.
Материально-технические условия реализации программы.
Для проведения занятий необходим компьютерный класс с необходимым программным
обеспечением.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала
и ТСО.
№ п/п
Наименование средств материально-технического оснащения Кол-во, шт.
1

Портативная ПЭВМ

10

2

Smart панель

1

3

3D принтер.

1

Кадровое обеспечение:
Уровень квалификации педагога дополнительного образования, реализующего
дополнительную общеобразовательную программу, соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.
Методические материалы:
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов,
пособий и иллюстраций.
Упражнения, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагога:
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] :
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. –
(Стандарты второго поколения).
Учебно-методическое обеспечение курса
2. Петелин А. Blender. Базовый учебный курс. Электронное издание. 2015
Руководство пользователя программой Google Blender.
3. Тозик В. Т. Самоучитель Blender / Тозик В. Т., Ушакова О. Б. – СПб: БХВПетербург, 2013. – 192с.
Электронные ресурсы
http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php
Blender – видеоуроки. http://rutube.ru/video/person/250762/
Сайт «Просто Blender». http://proBlender.narod.ru/
9

Уроки по Blender 8. Для начинающих https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I
Уроки по Blender на русском https://www.youtube.com/user/starketchup
https://informatikaexpert.ru/3d-modelirovanie/Blender/page/2/ уроки по 3D моделированию
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Как пользоваться Blender для начинающих (Электронный ресурс). – Режим доступа:
https://losst.pro/kak-polzovatsya-blender-dlya-nachinayushhih;
2. Что такое Blender 3D (Электронный ресурс). – Режим доступа:
https://junior3d.ru/article/blender-3d.html

10

Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые
Степень выраженности Оцениваемого Возможное колКритерии
Методы диагностик
параметры)
качества
во баллов
I. Теоретическая
Соответствие
минимальный уровень (ребенок овладел
1-3
Наблюдение,
подготовка ребенка:
теоретических знаний
менее чем 1/2 объема знаний,
тестирование,
ребенка программным
предусмотренных программой);
контрольный опрос и др
1. Теоретические знания (по требованиям;
средний уровень (объем усвоенных знаний 4-7
основным разделам учебносоставляет более 1/2);
тематического плана
программы)
максимальный уровень (ребенок освоил
8-10
практически весь объем знаний,

2. Владение специальной
терминологией

предусмотренных программой за
конкретный период).
Осмысленность и
минимальный уровень (ребенок, как
правильность использования правило, избегает употреблять
специальной терминологии специальные термины);

1-3

Собеседование

4-7
средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные
8-10
термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
II. Практическая
подготовка ребенка:
1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)

Соответствие практических •
минимальный уровень (ребенок
1-3
умений и навыков
овладел менее чем 1/2 предусмотренных
программным требованиям
умений и навыков);
4-7
•
средний уровень (объем
8-10
усвоенных умений и навыков составляет
более 1/2);
•

максимальный уровень (ребенок

овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными

Контрольные задания

программой за конкретный период).
2.Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие затруднений в •
минимальный уровень умений
1-3
использовании специального (ребенок
испытывает
серьезные
оборудования и оснащения
затруднения при работе с оборудованием);

Контрольные задания

4-7
•
средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);

8-10

•
максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).

З.Творческие навыки

Креативность в выполнении начальный (элементарный) уровень
практических заданий
развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога);

1-3

Контрольные задания

4-7

•
репродуктивный уровень
8-10
(выполняет в основном задания на основе
образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
III. Общеучебные умения и Самостоятельность в
навыки ребенка:
подборе и анализе
литературы
1. Учебно-

• минимальный

уровень

(обучающийся

испытывает

интеллектуальные умения:

нуждается

1.1 Умение

контроле педагога);

подбирать

анализировать

и

умений 1-3
серьезные

затруднения при работе с литературой,
в

постоянной

помощи

и

• средний уровень (работает с литературой

с помощью педагога или родителей)

4-7

Наблюдение, анализ
способов деятельности
детей, их учебноисследовательских работ

специальную литературу

1.2. Умение пользоваться
компьютерными
источниками информации

• максимальный уровень (работает с
литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)

8-10

Самостоятельность в
минимальный уровень умений
пользовании компьютерными (обучающийся испытывает серьезные
источниками информации
затруднения при работе с
компьютерными источниками
информации, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
• средний

уровень

(работает

компьютерными

1-3

Наблюдение, анализ способов
деятельности детей, их
учебноисследовательских
работ

с 4-7

источниками

информации с помощью педагога или
родителей)

8-10

• максимальный

1.3. Умение осуществлять
Самостоятельность в
учебно-исследовательскую учебно-исследовательской
работу (писать рефераты, работе
проводить самостоятельные
учебные исследования)

уровень

(работает

с

компьютерными
минимальный уровень уменийисточниками 1-3
(обучающийся
серьезные не
информации испытывает
самостоятельно,
затруднения при выполнении
испытывает
особых
трудностей)
самостоятельной
работы,
нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
• средний

уровень

самостоятельной

работы

(выполнение
с

помощью

4-7

педагога или родителей)
8-10
• максимальный

уровень

(работает

самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)

Наблюдение, анализ способов
деятельности учащегося, его
учебно-исследовательских
работ

Адекватность восприятия
2. Учебнокоммуникативные информации, идущей от
умения:
педагога
..
Умение слушать и
слышать педагога

минимальный уровень умений
1-3
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения в восприятия информации,
идущей от педагога, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
• средний

уровень

Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося

(воспринимает

информацию с помощью педагога или

4-7

родителей)
• максимальный уровень (в восприятии

’. Умение выступать
перед аудиторией

8-10

информации, идущей от педагога, не
Свобода владения и подачи минимальный уровень умений (...)
1-3
испытывает особых трудностей)
обучающимся
4-7
подготовленной информации • средний уровень(...)
• максимальный уровень(.)

8-10

2.3. Умение вести полемику, Самостоятельность в
минимальный уровень умений (...)
участвовать в дискуссии
построении дискуссионного
• средний уровень(.)
выступления, логика в
построении доказательств
• максимальный уровень(.)

1-3

3. Учебноорганизационные

1-3

Способность самостоятельно минимальный уровень умений (...)
готовить свое рабочее место к
умения и навыки:
деятельности и убирать его за • средний уровень(.)
собой
3.1. Умение
организовать
• максимальный уровень(.)
свое рабочее (учебное) место

4-7
8-10

4-7
8-10

Наблюдение

3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности

3.3. Умение аккуратно
выполнять работу

Соответствие реальных
минимальный уровень умений (...)
навыков соблюдения правил
безопасности программным • средний уровень(...)
требованиям
• максимальный уровень(.)

1-3

Аккуратность и
ответственность в работе

1-3

удовл.-хорошо-отлично

4-7

Наблюдение,
собеседование

8-10

4-7
8-10

Наблюдение, практическая
работа

Приложение 2
Параметры
Мотивация

Самооценка

Нравственно-этические
установки

Познавательная сфера

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Критерии
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе
наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее
результатами)
Выраженность интереса к
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
занятиям
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за
пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Самооценка деятельности
на занятиях

Ориентация на
общепринятые моральные
нормы и их выполнение в
поведении

Баллы
1
2
3
4
5

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке
своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает
лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных
ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении
задачи, учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

3

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их
выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения,
осознанно их принимает
Уровень развития
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при
познавательной активности,
выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция,
самостоятельности
любознательность не проявляется

4
1

3
4
5
1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов
довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,
находит новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из- за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
Произвольность деятельности отвлекается, трудности преодолевает только при психологической
поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности
в работе, доводит дело до конца
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных
ошибок

Регулятивная сфера

Уровень развития контроля

Способность к
сотрудничеству

3
1

2

3

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку,
ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно
выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская
ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Коммуникативная сфера

2

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти
к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная
работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

4
5
1
2
3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать
собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

Приложение 3
Критерии оценки для учеников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы 3D
моделирования»:
Критерии оценки
1.
навыки

Технические

Описание
Умение собирать и разбирать механизмы 3D принтера, дорабатывать детали после
печати, знание принципов работы компонентов.

Оценка
1-5

2. Моделирование

Уровень освоения программ по моделированию, качество построение моделей.

1-5

3. Креативность

Оригинальность идей, способность находить нестандартные решения.

1-5

Командная

Умение работать в команде, делиться знаниями, участие в обсуждениях.

1-5

5.
Проектная
деятельность

Полнота и качество выполненных проектов, умение представить проект.

1-5

6.
мышление

Умение анализировать проблемы, адаптироваться к изменениям.

1-5

4.
работа

Проблемное

Оценочная шкала:
Отлично (5): Превосходные результаты по всем критериям.
Хорошо (4): Хорошие результаты, есть небольшие недочеты.
Удовлетворительно (3): Удовлетворительные результаты, требуется улучшение.
Неудовлетворительно (2): Значительные проблемы, требуется помощь и поддержка.
Неудовлетворительно (1): Неудовлетворительные результаты, отсутствие активности.

Приложение 4
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется не реже одного раза в год. Результат
промежуточной аттестации определяется оценкой «аттестован»/«не аттестован».
Промежуточная аттестация обучающихся по Программе проводится в форме опроса, в ходе
которого оценивается их теоретическая подготовка. Обучающимся предлагается ответить на 3 вопроса
из разных тем. Результат опроса определяется оценкой «аттестован» в случае, если обучающийся набрал
не ниже 4 баллов в соответствии со следующими критериями: 2 балла – ответ полный, развернутый, 1
балл – допущены незначительные ошибки, ответ неполный; 0 баллов – обучающийся затрудняется дать
ответ на поставленный вопрос.
Вопросы для проведения опроса.
1. Инструктаж по технике безопасности
1.1. Техника безопасности работы на компьютере
1.2. Правила поведения в клубе
1.3. Правила пересечения автомобильных и железных дорог
2. Изучение основ технического черчения
2.1. Общие определения конструкторских документов
2.2. Штриховка в разрезах и сечениях
2.3. Линии чертежа
2.4. Форматы чертежей
2.5. Расположение видов (проекций) на чертежах
3. Знакомство с программой «KOMПAC-3D v17»
3.1. Основные компоненты программы. Интерфейс.
3.2. Контекстные меню.
3.3. Главное меню и панели инструментов
3.4. Общие приемы работы. Компактная панель. Панель свойств.
3.5. Инструментальная панель.
3.6. Панель Геометрия
4. Документ - Чертеж. 2D-моделирование
4.1. Оформление чертежа
4.2. Параметры текущего чертежа
4.3. Использование видов.
4.4. Получение изображения в разных масштабах
5. Документ - Деталь. ЗD-моделирование
5.1. Рабочее пространство.
5.2. Дерево модели

21

5.3. Вспомогательная геометрия.
5.4. Создание модели с помощью операции Выдавливание и вырезать
Выдавливанием.
5.5. Дополнительные элементы: фаски, скругления
6. Знакомство с системой TINKERCAD
6.1. Интерфейс. Основные компоненты программы.
6.2. Верстаки. Командные панели
6.3. Панели инструментов.
6.4. Дерево проекта
7. 3D- печать трехмерных моделей
7.1. Применение 3D-принтеров в различных сферах человеческой деятельности
7.2. Программное обеспечение для печати 3D-моделей.
7.3. Техника безопасности при работе с 3D-принтерами
7.4. Контроль установки стола
7.5. Виды пластиков
8. Инструктаж по технике безопасности 2год обучения
8.1. Техника безопасности при работе с 3D-принтерами
8.2. Техника безопасности при работе с компьютерной техникой
8.3. Правила пересечения автомобильных и железных дорог.
9. Проектирование в программе «TINKERCAD».
9.1. Формообразующие операции
9.2. Операция выдавливание
9.3. Привязки и ограничения
10. Построение трехмерной модели с использованием инструментов
различных верстаков
10.1. Методы построения твёрдотельных моделей
10.2. Операции «вытягивание» и «вращение»
10.3. Оболочка
10.4. Фаска и скругление
11. Приемы соединения отдельных деталей
11.1. Склейка различных материалов
11.2. Подготовка деталей к склейке
12. Приемы доработки и обработки поверхности деталей
12.1. Необходимость и виды доработки и обработки поверхности деталей

22

12.2. Подготовка поверхности детали к окраске
12.3. Инструмент для обработки поверхности деталей
12.4. Виды красок и способы их нанесения на поверхности деталей

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».