Наш город Реж

Пояснительная записка
Данный курс имеет пропедевтический характер, разработан для
учащихся 6-х классов и посвящен изучению Малой Родины.
Процесс модернизации российского образования связан с решением
широкого спектра проблем, связанных с системой обновления целей,
достижением нового качества, эффективности и результативности
образования, обеспечением его доступности. Согласно требованиям
современного этапа модернизации, одним из принципов построения НРК
образования Свердловской области является компетентностный подход. Он
заключается в овладении обучающимися практическими навыками
использования приобретенных знаний во всех видах деятельности. При этом
в учебном процессе массовой школы сохраняется противоречие между
преобладанием объяснительно-иллюстративного способа преподавания и
практическим характером учения, а, следовательно, остается нерешенной
проблема получения опыта практической деятельности.
Выбор темы курса дополнительного образования обусловлен
возможностью решения обозначенной проблемы через реализацию
краеведческого подхода. Изучение территории, где проживает человек,
побуждает ее познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретные
практические дела, осваивать и принимать традиции. Опора на близкий и
более понятный учащимся материал способствует развитию проблемнодеятельностного обучения, которое предусматривает соблюдение актуальных
для младших подростков принципов (принцип деятельности, непрерывности,
творчества, психологического комфорта).
В содержании программы курса выделено десять основных тем,
включающих в себя вопросы теории и практики. Достижение учебного
результата осуществляется через применение различных методов обучения:
исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
работа с краеведческой литературой, полевое исследование. Сочетание
урочной (учебные лекции, практикумы) и внеурочной (экскурсии, творческие
встречи) форм обучения дает возможность более глубоко и всесторонне
подойти к изучению территории, именуемой Малой Родиной. Проводимая
педагогическая диагностика (тестирование и анкетирование в нулевом и
итоговом вариантах, диагностика формирования общеучебных умений и
навыков школьников) позволяет оценивать результаты работы.

Цель курса: сформировать в сознании учащегося
объективную целостную картину родного края («осмысление
территории»).

1.
2.

3.

4.
5.

Задачи:
Формирование системных знаний о городе Реж (история,
топонимика, природные особенности, человеческий потенциал).
Содействие
успешной адаптации учащихся к условиям
обучения в средней школе через использование новых форм
организации учебного процесса и взаимодействия субъектов
образовательного процесса.
Формирование и конкретизация личностной системы ценностей
школьника: уважение истории и традиций города, почитание
семейного уклада жизни, воспитание сопричастности к культуре
своего края, сохранение природы территории.
Развитие
творческого
потенциала
учащихся
(умение
прогнозировать, оценивать, проектировать).
Вызвать интерес к изучению родного края.
Объект: г. Реж
1. Город как место постоянного проживания.
2. Город как объект для школьных исследовательских работ.

Результат: создание «портрета города» и осознание себя как
жителя города.

Учебно-тематический план

самостоятельные
работы

1

практикумы

Введение

экскурсии

Наименование
тем курса

теоретические занятия

№

Всего часов

В том числе

1

1

1

2

1

1. Лаборатория краеведа

2

2. История нашего города

6

3. История моей семьи

2

2

4. Топонимика – летопись
истории города и
района
5. Город сегодня

2

1

1

1

2

1

6. Знаменитые люди Режа

3

1

2

7. Путешествие в природу

4

1

2

8. Школьный двор

4

4

9. Любимые уголки
родного города

3

3

10 Итоговое занятие

2

2

5

Формы
контроля

1

1

1

2

Результаты тестирования и
анкетирования
Создание личного герба /
Исследовательская
работа
«Летопись
исчезнувших
деревень»
Диаграмма «Памятные даты
моей семьи» / Рассказ о
детстве родителей
Составление
топонимического словарика
Отчет
об экскурсии
/
Результаты
исследовательской
работы
«История одного дома»
Газетная статья «Девиз этого
человека»
/
«Мои
впечатления от экскурсии»
Походный дневник «Река
моего детства» / Минисочинение «Зачем человеку
кошка»
Проект по благоустройству
школьного двора / Конкурс
на самую красивую клумбу
Описание «Любимый уголок
родного города» / Разработка
маршрута краеведческой
экскурсии
Результаты
тестирования,
оформление
«сундучка
краеведа»,
презентация
лучших работ.

ИТОГО

34

4

5

20

5

Содержание
Введение (1)
Ознакомление учащихся с общей структурой курса и его
примерным содержанием, формами и объемами самостоятельных
работ. Определение темы и формы итогового занятия из
предложенных вариантов.

Тема 1 (2)
2. Учебный практикум «Лаборатория краеведа»
Определение уровня знаний учащихся о городе (тестирование) и
наиболее актуальных вопросов в его изучении (анкетирование).
3. Самостоятельная групповая работа «Наш город, какой он?»
Социологический опрос респондентов из разных возрастных
групп. Сопоставление и оформление полученных результатов.

Тема 2 (6)
4. Учебная мини-лекция «История нашего города»
Основные этапы развития города. Наиболее важные и яркие
события в истории города.
5. Учебный практикум «Символика города»
Знакомство с правилами составления герба. Чтение герба г. Режа.
6-7. Самостоятельная исследовательская работа «Летопись
исчезнувших деревень»
Сбор информации об истории исчезнувших деревень Режевского
района. Подробное описание одного из населенных пунктов.
8-9. Экскурсия в городской исторический музей

Тема 3 (2)
10. Учебный практикум «История моей семьи»
Определение роли
города в судьбе семьи. Составление
диаграммы «Памятные даты моей семьи». Составление круговой
диаграммы «Моя родословная».
11. Учебный практикум «Дверь в детство моих родителей»

Рассказы учащихся о детстве своих родителей по фотографиям
из семейного альбома.

Тема 4 (2)
12.Учебный практикум «Расскажи мне, речка…»
Изучение известных топонимических названий.
13. Самостоятельная индивидуальная работа «Если б камни
умели говорить»
Собственное исследование по происхождению топонимов Режа.
Составление топонимического словарика.

Тема 5 (5)
14. Учебная мини-лекция «Архитектура города»
Знакомство с особенностями строительства города в прошлом и
настоящем. Планировка города. Архитектурные памятники.
15. Самостоятельная исследовательская работа «История
одного дома»
Работа с различными источниками информации по изучению
истории возведения городских строений.
16. Учебный практикум «Традиции режевлян»
Изучение городских традиций, причин их возникновения.
Составление календаря внутрисемейных традиций.
17. Учебный практикум «Город мастеров»
Знакомство с профессиональным составом горожан. Беседа о
профессиональном выборе родителей учащихся.
18. Экскурсия в Режевскую ветеринарную станцию
Знакомство с работой ветеринарной службы города.

Тема 6 (3)
19. Учебный практикум «Архитектор иль поэт, ты их знаешь
или нет?»
Сообщения об известных людях города.
20. Творческая встреча «Девиз этого человека…»
Знакомство с творческими людьми города.
21. Экскурсия в художественную мастерскую г. Режа
Знакомство с творчеством режевских художников.

Тема 7 (4)
22. Учебная мини-лекция «Путешествие в природу»
Описание особенностей природы Режевского района.
23. Учебный практикум «Зачем человеку кошка»
Рассказ учащихся о своих домашних питомцах. Обсуждение
проблемы бездомных животных в городе.
24. Учебная экскурсия «Река моего детства»
Эмоционально-окрашенное восприятие реки как части природы.
Определение экологическое благополучия природного объекта.
Ведение походного дневника.
25. Учебный практикум «Жалобная книга природы»
Определение экологических проблем города, поиск возможных
путей их решения.

Тема 8 (4)
26-27. Учебный практикум «Школьный двор, каким ему быть»
Разработка и защита проектов по благоустройству школьного
двора.
28-29. Учебный практикум «Школьный двор - цветочный сад»
Посадка семян цветочных культур для благоустройства
школьного двора. Озеленение школьного двора.

Тема 9 (3)
30. Учебный практикум «Любимые уголки родного города»
Представление учащимися любимых уголков города Режа.
31-32. Учебный практикум «Я расскажу тебе о нем…»
Правила подготовки и проведения экскурсии по городу.
Разработка мини-экскурсии, составление маршрута по
достопримечательностям города для своих сверстников.
Презентация работ.

Тема 10 (2)
33. Учебный практикум «Лаборатория краеведа»
Определение качества знаний учащихся о городе по окончании
изучения курса (тестирование, просмотр слайдов о городе)
Оформление, корректировка итоговых работ.

34. Итоговое занятие. Планируемая форма: презентация
«сундучка краеведа», лучших работ, поощрение лучших
краеведов.

Требования к уровню усвоения материала
Линия
содержания
образования
1. Социальноправовая

2. Культурноисторическая

Основные составляющие образования
Предметная

Метапредметная

Осознание
своего Умение оценивать себя
места
в
системе в учебной деятельности
отношений «человек через
анализ
своих
– город»
знаний
и
знаний
сверстников

Личностная
Умение
высказывать
обосновывать
оценочные
суждения,
способность
самооценке
диалоге

и

к
в

Знание и ценностная Умение
применять Уважение
к
значимость
накопленный опыт в историческому
жизненного
опыта условиях современности опыту
освоения
своей семьи
района

3. Информационно Знание источников
-методическая
краеведческой
информации,
способов
ее
применения
в
различных
видах
деятельности

Умение получать и
трансформировать
полученную
информацию
в
результат практической
деятельности

Осознание
ценности
собранной
информации

4. Экологическая

Описание природных Умение
применять
особенностей
полученные знания в
территории
оценке экологического
благополучия
своей
среды обитания

Понимание
ценности
гармоничных
отношений
в
системе «человекприрода»

5. Культура
здоровья

Объяснение влияние Развивать способность к
промышленного
повышению культуры
города на здоровье здоровья
людей

Понимание
ценности
собственного
здоровья
как
важной
составляющей
благополучия
человека

Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков
балл

3
2
1
4
3
2
1
3
2
1

3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1

Виды работы на уроке
Интеллектуальные умения и навыки
Интеллектуальная обработка информации
способен самостоятельно выделять главное и новое в
предложенной информации
нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах
испытывает значительные затруднения
Результативность
предлагает оригинальный творческий ответ
способен дать развернутый и аргументированный ответ
дает ответ при помощи наводящих вопросов
необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения
Самооценка результата работы
дает объективную самооценку результату своей работы
не всегда дает объективную самооценку, при этом видит
допущенные ошибки
не может объективно оценить свою работу, не видит
допущенные ошибки
Организационные умения и навыки
Получив задание
планирует работу до ее начала
планирует действия в ходе работы
вообще не составляет плана
Закончив работу
проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки
результат не проверяет, т.к. довольствуется любым
результатом
результат проверяет, но не видит ошибок
Коммуникативные умения и навыки
Ведение дискуссии
формулирует корректные вопросы и ответы
формулировки не всегда понятны собеседнику
не может формулировать понятные вопросы и ответы
Взаимодействие в учебной группе
может разумно менять свою позицию при необходимости
не всегда может разумно менять свою позицию
не меняет позицию, не понимает необходимость этого
Соблюдение социальной дистанции в ходе общения
удерживает социальную дистанцию в ходе общения
не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе
общения
как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе
общения

Фамилии
учащихся

Учебно-методическое обеспечение
Политико-административная карта России
Физическая карта Свердловской области
Картосхема г. Режа
План-схема пришкольного участка
Топонимические словари
Подшивка периодических изданий г. Режа:
o «Режевская весть»
o «Новости Режа»
o «Планета молодых»
Фотографии с видами города Реж
Макет герба Режевского городского округа
Бланки для разработки личного герба
Комплект анкет нулевого и итогового вариантов
Комплект тестов нулевого и итогового вариантов
Диагностическая карта сформированности ОУНов

13

Список литературы для учителя
1. Борсук О.А. Деградация малых рек – угроза нашей безопасности // Г. в Ш. –
1999 – № 3 – с. 25-27
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. ||
Нар. образование. – 2000. №9. – с.177-180.
3. Вронский В.А. Экологические преступления. // Г. в Ш. – 1999 - № 3 – с.15-19.
4. Гальцева Л. Краеведение – работа живая, увлекательная (развитие краеведения
на Урале в 20-е годы) || Гальцева Л. В Урале Русь отражена. – Челябинск, 1991, с.11-15.
5. Гликман И.З. Педагогическая технология – одно из средств педагогической
методики / И.З. Гликман || Директор шк. – 2004. - №7. – с.46-50.
6. Ермошкина Г.Ф. Изучение топонимики в региональном курсе географии // Г. в
Ш. – 2003 – № 8 – с. 52-56
7. Загвязинский В.И. Современные образовательные (обучающие) технологии ||
Загвязинский В.И. Теория обучения: Соврем. интерпретация. - М., 2001. – с.95129.
8. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //
Директор шк..-.2002.-№1. – с.97-126.
9. Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и
интерпретации / Г.Б. Корнетов || Завуч. – 2005. – с.110-123.
10.Кочуров Б.И., Иванов Ю.Г. Особо охраняемые территории муниципальных
образований: учет и классификация || Г. в Ш. – 2004 – № 4 – с. 16-25
11.Кочуров Б.И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий) –
М., 1997.
12.Маймусов Д.Ф. Урал: природа, сокровища недр и человек /Маймусов||
География в шк. – 2003. - №10. – с.36-40.
13.Масленникова А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение
и классификация / Масленникова А.В. || Директор шк. – 2004.-№7. - с.50-57.
14.Популярная история архитектуры/ Авторы-сост. К.А.Ляхова, Г.В.Дятлова,
О.В.Лапшова, Е.В.Доброва, Ю.В.Рычкова – М.: Вече, 2001. – 528 с., илл.(32с.)
15.Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об
образовании»: [федер. закон: принят гос. Думой 10 июня 1992 года №3266-1]. –
М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005. – 64с. – (Образование в документах и
комментариях).
16.Сейненский А.Е. Родной край: Страницы истории: В помощь педагогукраеведу.- М.: Интерпракс, 1994. – 144с.-(прогр. Обновление гуманит.
образования в России).
17.Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и
навыков школьников. / Ступницкая М. || Школьный психолог: прил. к газ.
«Первое сент.» - 2006. - №7. – с.19-29.
18.Мунтагирова З.К. Краеведение: Программа курса для спец.:032500-География.
Форма обучения: очная / Мунтагирова; Урал.гос.пед.ун-т. Геогр.-биол.фак. Каф.
экон. географии и методики обучения географии. – Екатер.: Б.н.,2002.- 22с.
19.Тагильцева Н.Н. «Золотой век» уральского краеведения ||Уральское краеведение.
– Екатер.,1996. – с.8-17.

14

Список литературы для учащихся
1. Рычков А., Рычков Д. Город Реж: рекорды и достижения – Реж: Квант-2,
2002 – 246 с.
2. Старов А.П. Реж накануне перемен. – Реж, 1995
3. Матвеев А.К. Вверх по реке забвения – Свердловск: Сред.-Ур. кн. изд-во,
1992 – 174 с.
4. Человек пришел на Урал: мифы и легенды… - Екатеринбург: Сократ, 1998 –
160 с.
5. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» //
Экологическое законодательство – М.: Герда, 1998
6. Виталий Бианки «Слово о краеведении»
7. Соколова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4ч. Ч.
4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80
с. цв. ил.
8. Ушакова О.Д. Понятия и определения. Мировая художественная культура.
Словарик школьника. Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург,2005.
9. Юный краевед: науч.-популярн. журн. для детей сред. и старш. школьн.
возраста / учредители: Русская школьная библиотечная ассоциация ООО
«Школьная библиотека». – 2003. –М.: Журнал «Юный краевед», 2003 - .- 6
раз в год. 2003, №1-6; 2004, №1-6; 2005, №1-6; 2006, №1-6;

15

16

Элективный курс «Наш город Реж»
Урок 1
«Введение»
Цель:
вызвать интерес учащихся к предлагаемому элективному курсу
Задачи:
1. Познакомить учащихся с общей структурой курса и его примерным
содержанием; определить цели изучения данного курса.
2. Определить уровень интереса учащихся к теме краеведения через
анкетирование;
3. Познакомить учащихся с источниками краеведческой информации на
примере экспонатов краеведческого стенда кабинета географии;
4. Совместно с учащимися определить тему и форму итогового занятия.
Ход урока:
1. Знакомство с классом.
2. Представление курса, определение его целей и задач.
3. Анкетирование учащихся (см. приложение 1).

















Дорогой друг! Просим тебя ответить на вопросы анкеты.
Фамилия, имя
День, месяц и год рождения
Класс
Приходилось ли тебе раньше заниматься изучением своего города, края? Если да, то где?
От кого ты впервые услышал интересные сведения о нашем городе?
Какая тема в изучении города тебя интересует?
Какой период истории города тебе особенно интересен (прошлое, настоящее, будущее)?
Какой вид краеведческой деятельности тебя привлекает (выбрать нужное)
- заниматься исследовательской работой;
- писать и проводить экскурсии;
- участвовать в походах;
- участвовать в играх и конкурсах по истории города;
- затрудняюсь ответить;
- свой вариант ответа.
Чем ты еще увлекаешься, чем любишь заниматься в свободное время?
Есть ли книги о нашем городе в Вашей домашней библиотеке?

Дата заполнения

Подпись

4. Выбор темы и формы итогового занятия
5. Подведение итогов урока, д/з (нарисовать «портрет» нашего города)

17

Приложение 1
Нулевое анкетирование

Дорогой друг!
Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты «Наше знакомство»


















Фамилия, имя
День, месяц и год рождения
Класс
Приходилось ли Вам раньше заниматься изучением своего города? Если
да, то где?
От кого Вы впервые услышали интересные сведения о нашем городе?
Какая тема в изучении города Вас интересует?
Какой период истории города Вам особенно интересен (прошлое,
настоящее, будущее)?
Какой вид краеведческой деятельности Вас привлекает (выбрать нужное)
- заниматься исследовательской работой;
- писать и проводить экскурсии;
- участвовать в походах;
- участвовать в играх и конкурсах по истории города;
- затрудняюсь ответить;
- свой вариант ответа.
Чем Вы еще увлекаетесь, чем любите заниматься в свободное время?
Есть ли книги о нашем городе в Вашей домашней библиотеке?

Дата заполнения

Подпись

Дорогой друг!
Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты «Наше знакомство»


















Фамилия, имя
День, месяц и год рождения
Класс
Приходилось ли Вам раньше заниматься изучением своего города? Если
да, то где?
От кого Вы впервые услышали интересные сведения о нашем городе?
Какая тема в изучении города Вас интересует?
Какой период истории города Вам особенно интересен (прошлое,
настоящее, будущее)?
Какой вид краеведческой деятельности Вас привлекает (выбрать нужное)
- заниматься исследовательской работой;
- писать и проводить экскурсии;
- участвовать в походах;
- участвовать в играх и конкурсах по истории города;
- затрудняюсь ответить;
- свой вариант ответа.
Чем Вы еще увлекаетесь, чем любите заниматься в свободное время?
Есть ли книги о нашем городе в Вашей домашней библиотеке?

Дата заполнения

Подпись

18

Элективный курс «Наш город Реж»
Урок 2
«Лаборатория краеведа»
Цель:
Развитие самопознания и самоконтроля учащихся.
Задачи:
1. Определить уровень знаний учащихся о городе через результаты
тестирования.
2. Продолжить знакомство учащихся с источниками краеведческой
информации (план-схема города, периодические печатные издания,
краеведческая литература).
3. Познакомить учащихся со способами подбора краеведческой
информации определенной тематики в периодической печати.
Ход урока:
1. Демонстрация и оценка рисунков учащихся с видами города
(домашнее задание).
2. Тестирование «Лаборатория краеведа» (см. приложение 2)
Дорогой друг! Предлагаем тебе проверить, насколько хорошо ты знаешь
наш город. Прочти внимательно текст с «дырками». Осмысли
прочитанное. Сначала устно сформулируй ответы, а затем аккуратно
заполни пропуски.
Наш город основан в _________году. На месте современного города
существовал _________, который выпускал железо. Название города
произошло от________. В нашем городе несколько микрорайонов:_____,
_____,_____. Центральная улица города_____. Украшают город реки
_____, _____,
____.
Гостям нащего города я хотел(а) бы
показать________. Мой любимый городской праздник ______.
3. Проверка и анализ результатов тестирования.
4. Обзор источников краеведческой информации (план-схема города; газеты
«Режевская весть», «Новости Режа», «Планета молодых»; книги о Реже и
режевлянах)
5. Подготовка к проведению социологического опроса
«Наш город, какой он?»
6. Подведение итогов урока, взаимооценка.
7. Д/з: новости Режа; социологический опрос «Наш город, какой он?».

19

Приложение 2
Нулевое тестирование

Тест «Лаборатория краеведа»
Дорогой друг! Предлагаем Вам проверить, насколько хорошо Вы знаете наш
город. Внимательно прочтите текст с «дырками». Осмыслите
прочитанное. Сначала устно сформулируйте ответы, а затем аккуратно
заполните пропуски.
Наш город основан в _________году. На месте современного города
существовал _________, который выпускал железо. Название города
произошло от________. В нашем городе несколько микрорайонов:_____,
_____,_____. Центральная улица города_____. Украшают город реки _____,
_____, ____. Гостям нащего города я хотел(а) бы показать________. Мой
любимый городской праздник ________________.

20

Нулевое тестирование

Тест «Лаборатория краеведа»
Дорогой друг! Предлагаем тебе проверить, насколько хорошо ты знаешь наш
город. Прочти внимательно текст с «дырками». Осмысли прочитанное.
Сначала устно сформулируй ответы, а затем аккуратно заполни пропуски.
Наш город основан в _________году. На месте современного города
существовал _________, который выпускал железо. Название города
произошло от________. В нашем городе несколько микрорайонов:_____,
_____,_____. Центральная улица города_____. Украшают город реки _____,
_____, ____. Гостям нащего города я хотел(а) бы показать________. Мой
любимый городской праздник ______.

Тест «Лаборатория краеведа»
Дорогой друг! Предлагаем тебе проверить, насколько хорошо ты знаешь наш
город. Прочти внимательно текст с «дырками». Осмысли прочитанное.
Сначала устно сформулируй ответы, а затем аккуратно заполни пропуски.
Наш город основан в _________году. На месте современного города
существовал _________, который выпускал железо. Название города
произошло от________. В нашем городе несколько микрорайонов:_____,
_____,_____. Центральная улица города_____. Украшают город реки _____,
_____, ____. Гостям нащего города я хотел(а) бы показать________. Мой
любимый городской праздник ______.

Тест «Лаборатория краеведа»
Дорогой друг! Предлагаем тебе проверить, насколько хорошо ты знаешь наш
город. Прочти внимательно текст с «дырками». Осмысли прочитанное.
Сначала устно сформулируй ответы, а затем аккуратно заполни пропуски.
Наш город основан в _________году. На месте современного города
существовал _________, который выпускал железо. Название города
произошло от________. В нашем городе несколько микрорайонов:_____,
_____,_____. Центральная улица города_____. Украшают город реки _____,
_____, ____. Гостям нащего города я хотел(а) бы показать________. Мой
любимый городской праздник ______.

21

Элективный курс «Наш город Реж»

Урок 3.
Самостоятельная групповая работа
«Наш город, какой он?»
Цель:
Развитие коммуникативных качеств учащихся
Задачи:
1. Познакомить учащихся с методикой проведения социологического
опроса как одним из способов сбора краеведческой информации.
2. Создание «портрета» города путем проведения социологического
опроса.
3. Развивать умение анализировать полученный результат, делать выводы
о проделанной работе.
Ход урока:
1. Проверка результатов опроса респондентов на тему
«Наш город, какой он?».
2. Составление обобщающей схемы (см. приложение 3):

красивый (5)
?
промышленный (4)
↑
↑
↑
зеленый (6) ← Наш город, какой он?→ ?
↓
↓
↓
?
?
?
3.
Подсчет количества совпадающих ответов, общего количества
участвующих в опросе респондентов.
4. Определение различий между ответами респондентов из разных
возрастных групп. Выводы об условности создания единого «портрета» города –
«Город у каждого свой».
5. Домашнее задание: подобрать информацию об истории нашего города.

22

Приложение 3

Составление обобщающей схемы
« Наш город, какой он?»

красивый (6)
↑

современный (4)
↑

↓
?

промышленный (8)
↑

↓
?
↓
?

красивый – вариант ответа
(4) - количество такого варианта ответа
(?) - возможные варианты ответов

↓
?
↓
?

23

Как взять интервью?
Интервьюист – это человек, ведущий интервью.
Интервьюируемый – человек, у которого берут интервью.
1. Внимательно выбрать место и время проведения интервью. Желательно вести
разговор в неофициальной обстановке. Время проведения с 10 до 12 часов, с 14
до 16 часов. Позднее нельзя.
2. Интервью должно быть назначено заранее (договориться о встрече «Заранее
благодарю…»).
3. Подготовить перечень вопросов, которые будут заданы.
4. При встрече поздороваться, представиться, показать удостоверение (школьный
пропуск)
5. Во время интервью:
o внимательно слушать собеседника;
o вопросы задаются по списку и не повторяются;
o задавать конкретные вопросы; не допускать двусмысленности;
o не перескакивать с вопроса на вопрос;
o нельзя удерживать человека и разговаривать на повышенных тонах;
o не перебивать собеседника.
6. Поблагодарить за интервью, попрощаться.

24

Элективный курс «Наш город Реж»

Урок 4.
Учебная мини-лекция « История нашего города»
Цель:
Способствовать воспитанию уважения и ценностного отношения
к историческому наследию города.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными этапами
города, их хронологией.
2. Развивать умение учащихся слушать рассказ
выделять главное в содержании, заносить в тетрадь
символы в определенном порядке.
3. Способствовать развитию аккуратности при
конспективных записей.

развития
учителя,
рисункиведении

Ход урока:
1. Актуализация темы урока.
Каждый город имеет свою историю. Чем старше город, тем богаче его
история. Начало истории нашего города положено в XVIII веке.
2. Формулировка целей учебной лекции.
Более чем двухсотлетняя история города богата яркими и важными
событиями, о которых мы сегодня будем говорить. Каждое событие мы
обозначим рисунком-символом. По ходу нашего рассказа рисунки будут
добавляться. К концу урока на доске и у Вас в тетрадях будет составлена
история города Реж, выраженная в рисунках-символах.
3. Чтение учебной лекции с элементами эвристической (частичнопоисковой) беседы. (См. приложения 4,5)
4. Закрепление знаний (расположите рисунки-символы в нужном
порядке по памяти), оценка эффективности лекции (какие события в
истории города Вам больше всего запомнились, заинтересовало ли Вас
использование рисунков-символов).
5. Домашнее задание: повторить содержание лекции; составить рассказ
о любом историческом событии с использованием рисунков-символов.

25

Приложение 4
I. 1666-1680. Основание деревни Кочневы, состоящей из 2-х дворов.
II. 10 мая 1697 года. Царь Петр писал верхотурскому воеводе: «Да ведомо
нам, Великому Государю, учинилось, что в Верхотурском уезде по реке
Режу есть серебряные, медные и иные руды». Воеводе приписывалось
на указанное место послать «пристойного человека» для строительства
большого завода (для каких целей Великому Государю понадобилась
добыча руды и строительство завода?).
III. 1772 год. Савва Яковлев подал челобитную в Берг-коллегию с просьбой
дать разрешение на стройку чугуноплавильного и железоделательного
завода (сообщение учащегося о Савве Яковлеве)
IV. 22 мая 1773 года. Просьба удовлетворена. Началось строительство
завода и рабочего поселка возле реки Реж (как можно объяснить выбор
места для строительства завода?).
V. Середина XIX века. Завод становится одним из крупнейших и
технически хорошо оснащенных предприятий Урала. Слава о качестве
Режевского металла распространилась далеко за Урал.
VI. 1897 год. Расширение поселка. Перепись населения. 6045 жителей. По
левую сторону пруда находилось 334 дома, по правую -505. На левой
стороне
расположились
«господские»
дома,
госпиталь,
административные здания. В поселке было две школы для мальчиков
(почему быстрее шла застройка правобережной части поселка; почему
школы строились только для мальчиков?).
VII. 1916 год. Реж становится железнодорожной станцией на линии
Екатеринбург – Егоршино (чем объяснить важность строительства
железнодорожной станции для развития Режа?).
VIII. 1923 год. Реж преобразован в районный центр, объединивший бывшие
Режевскую, Глинскую, Липовскую и Черемисскую волости.
IX. 1933 год. Сельский поселок Режевской Завод получил статус рабочего
поселка.
X. 5 февраля 1943 года. Рабочий поселок Режевской Завод стал городом
районного подчинения.
XI. 1963 год. Реж – город областного подчинения, объединивший три
микрорайона: «Гавань», «Семь ветров», «Быстринский» (какие причины
повлияли на выделение этих микрорайонов?).
XII. 2006 год. Реж- административный центр Режевского городского округа.

26

Приложение 5

Рисунки-символы
к учебной мини-лекции « История нашего
города»

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Элективный курс «Наш город Реж»

Урок 5.
Учебный практикум «Символика города»
Цель:
Способствовать воспитанию гражданственности через изучение
символики города, а развивать самопознание учащихся через
составление собственного герба.
Задачи:
1. Сформировать представление об истории возникновения герба.
2. Познакомить учащихся с правилами составления и чтения
герба.
3. Знакомство с символикой Режевского городского округа.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Геральдика
Сегодня для вас открывается новая страничка, где вы
познакомитесь с такой интересной наукой, как геральдика. Точнее,
не с самой геральдикой как наукой о гербах, а с ее практическим
применением - гербами территорий. Гербы территорий - это и
гербы самих государств, и гербы их отдельных частей (штатов,
областей, краев, республик, регионов, провинций). Сюда же
относятся и гербы столиц, крупных городов или маленьких
деревень. Все это - территории, которые имеют гербы.
Герб – это графический образ данной территории,
нарисованный на щите в соответствии с правилами
геральдики.
В ходе нашего урока мы познакомимся с этими правилами.
2. Сообщения учащихся:
1) история возникновения герба (см. приложение 6);
2) правила составления и чтения гербов, геральдика.
Геральдика (нем.) – составление, истолкование и изучение гербов,
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как
исторические источники.
3. Рассказ Председателя Режевской Городской Думы Тактуевой
Л.Н.об истории создания герба Режевского городского округа
(либо рассказ учителя). (См. приложение 9)
4. Самостоятельная работа учащихся по составлению личного герба.
Коллаж «Мой герб» (см. приложение 7,8).

39

5. Д/з: вспомнить содержание урока; доработать содержание и
оформление герба.

40

Приложение 6

Геральдика
Геральдика – это гербоведение, историческая дисциплина,
изучающая гербы. В середине 12 века во времена крестовых
походов возникла рыцарская геральдика. Как средство
опознания средневекового рыцаря, который в доспехах и с
опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни
товарищами по оружию.
В начале символы писались на плащах, шлемах. Первым
гербом (по документам) в Европе в 1127 году был герб на щите
Жоффрея, графа Анжуйского. Распространению геральдики
способствовали рыцарские турниры.
В 1320 году был составлен древнейший справочник по
геральдике – «»Цюрихский гербовник».
Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича,
до которого существовали лишь печати с условными
обозначениями. В 1785 году составлен первый русский
«Гербовник». Гербы составлялись для всех родовитых дворян.
Гербы передаются по наследству, но два человека не
имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время.
Таким образом, гербы сыновей обязательно должны
отличаться. Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит
при этом мог быть только ромбовидным.

(сообщение подготовила
Кропотухина Яна,
ученица 5 «Б» класса. 2006-2007 уч. год)

41

Приложение 7
Коллаж «Мой герб»
Герб (польск./нем. наследство) – отличительный знак дворянского
рода, сословия, города или государства, изображаемый на флагах,
монетах, печатях. Первые гербы появились в XII веке на щитах
рыцарей-крестоносцев. Люди знатного происхождения гордились
своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того
или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии
его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания
воины покрывали щиты яркими красками (эмалями), украшали
деталями. Основой герба служит щит – главный атрибут герба. Щит –
это защита, помощник в трудную минуту.
Сегодня мы с вами постараемся создать для себя такую поддержку.
Каждый из Вас составит личный герб. Для этого Вы получите листы с
основой герба. Он разделен на пять частей.
В первой Вам надо изобразить то, что Вы умеете делать лучше
всего.
Во второй – место, где Вы чувствуйте себя хорошо: уютно и
безопасно.
В третьей – самое большое свое достижение.
В четвертой – трех человек, которым Вы можете доверять.
Все это Вы можете изобразить с помощью слов, рисунков,
аппликаций, символов.
В пятой части напишите три слова, которые Вы хотели бы о себе
слышать. Они станут Вашим жизненным девизом.
При желании Вы можете изменить форму щита, выбрав наиболее
понравившуюся из тех, что были показаны на уроке.

42

Приложение 8

Я умею
лучше
всего…

Мое
самое
большое
достижение…

Место,
где мне
хорошо
и уютно…

Три
человека,
которым
я могу
доверять…

43

Приложение 9
Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное образование Режевской район
РЕЖЕВСКАЯ ДУМА
третий созыв
РЕШЕНИЕ
от 29.01.2003

№4

О символике (гербе и флаге)
муниципального образования
Режевской район

Рассмотрев предложенные комиссией по символам Свердловской
области эскизы, описания и Положения о гербе и флаге муниципального
образования Режевской район, руководствуясь ст. 11 Федерального закона от
28.08.95 № 154 – ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации», ст. 12 Областного закона от 18.11.97 № 66-ОЗ «О
местном самоуправлении в Свердловской области», ст. ст. 4, 21 Устава
муниципального образования Режевской район, Режевская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить герб муниципального образования Режевской район и его
описание (приложение 1).
2. Утвердить флаг муниципального образования Режевской район и его
описание (приложение 2).
3. Утвердить Положение о гербе и флаге муниципального образования
Режевской район (приложение 3).
4. Направить в комиссию по символам Свердловской области
необходимый перечень документов по гербу и флагу муниципального
образования Режевской район для проведения экспертизы и регистрации в
Государственном регистре Российской Федерации.

Глава МО Режевской район –
Председатель Режевской Думы

А.А. Штейнмиллер

44

Приложение 3
к решению Режевской Думы
«О символике (гербе и флаге)
муниципального
образования
Режевской район»
от 29.01.2003 № 4
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕЖЕВСКОЙ
РАЙОН
Настоящее Положение устанавливает основные символы
муниципального образования Режевской район и порядок их официального
использования.
1. Общие положения
1.1. Герб и флаг муниципального образования Режевской район
являются основными опознавательно-правовыми знаками муниципального
образования Режевской район, составленными и употребляемыми в
соответствии с правилами геральдики и вексиллологии. Герб и флаг служат
символами Режевского района как муниципального образования и города Реж
как центра муниципального образования, символами единства его населения,
прав и процесса местного самоуправления.
1.2. Оригиналы герба и флага муниципального образования Режевской
район, а также их описания хранятся в администрации муниципального
образования, в месте, определяемым главой муниципального образования
Режевской район и доступном для ознакомления всеми заинтересованными
лицами.
2. Герб муниципального образования Режевской район
2.1. Герб муниципального образования Режевской район представляет
из себя:
«В лазоревом поле под вершиной опрокинуто-беличьего меха –
золотисто-горностаевая стоящая рысь настороже с червлеными глазами и
пастью, черными когтями и кисточками на ушах, сопровождаемая в
оконечности тремя окаймленными серебром камнями в пояс: зеленым,
черным и лазоревым».
2.2. Допускается воспроизведение герба муниципального образования
Режевской район в различной технике исполнения и из различных материалов
при
условии,
что
воспроизведение
герба
точно
соответствует
геральдическому описанию герба муниципального образования Режевской
район. Допускается одноцветное воспроизведение герба муниципального
образования Режевской район с применением специальной штриховки для
обозначения цвета.
2.3.
Герб
муниципального
образования
Режевской
район
воспроизводится
2.3.1) на бланках официальных документов;
2.3.2) на печатях и штампах органов местного самоуправления;
2.3.3) на обложках и бланках поздравительных адресов, грамот главы
муниципального образования, грамот и благодарственных письмах
администрации муниципального образования;

45

2.3.4) на знаках отличия граждан, удостоенных почетных званий
муниципального образования;
2.3.5) на зданиях и в залах проведения заседаний Режевской Думы,
администрации муниципального образования, иных органов местного
самоуправления;
2.3.6) в рабочем кабинете главы муниципального образования, глав
сельских (поселковой) администраций;
2.3.7) на официальных печатных изданиях органов местного
самоуправления;
2.3.8) в помещениях для голосования по выборам представителей в
органы
местного
самоуправления
и
должностных
лиц
местного
самоуправления и (или) в помещениях для проведения местного
референдума;
2.3.9) на указателях границ муниципального образования.
2.4. Изображение герба муниципального образования Режевской район
допускается:
2.4.1) на печатной продукции, кино-, видео- и фотоматериалах,
выпускаемых органами местного самоуправления;
2.4.2) на рекламно-информационной и сувенирной продукции
(проспекты, буклеты, календари, значки, вымпелы, часы, посуда, медальоны,
папки и другие изделия), изготовляемой по заказу органов местного
самоуправления;
2.4.3) на личных бланках, визитных карточках депутатов Режевской
Думы,
главы
муниципального
образования
и
лиц,
замещающих
муниципальные должности муниципальной службы;
2.4.4) на элементах внешнего архитектурно-художественного и
декоративного оформления муниципального образования в дни празднеств и
проведения сельских, городских и районных торжественных мероприятий;
2.4.5) при оформлении детских дошкольных учреждений, школ, учебных
заведений, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры,
физической культуры и спорта.
2.5. Использование герба муниципального образования Режевской
район в качестве товарного знака допускается только в соответствии с
решением Режевской Думы в случае обращения заинтересованного
юридического или физического лица.
2.6. Герб муниципального образования не подлежит использованию на
печатях, штампах, бланках, вывесках органов государственной власти и
подчиненных им учреждений, организаций, предприятий, действующих на
территории муниципального образования.
2.7. Искажение или вольная трактовка рисунка и цветов всех
составляющих герба муниципального образования при любом разрешенном
виде использования недопустимо.
2.8. Не допускается произвольное, противоречащее настоящему
Положению, использование герба муниципального образования в публичном и
внутриведомственном употреблении, как нарушающие права муниципального
образования Режевской район.
Уполномоченным
лицом
от
администрации
муниципального
образования, контролирующим соблюдение условий использования герба
муниципального образования, является управляющий делами администрации
муниципального образования Режевской район.
2.8. Герб муниципального образования Режевской район является
единым символом муниципального образования Режевской район и города
Реж, являющегося его центром. В случае разграничения органов местного

46

самоуправления города и района герб остается исключительным символом
города Реж.
3. Флаг муниципального образования Режевской район
3.1. Флаг муниципального образования Режевской район представляет
собой:
«Прямоугольное синее полотнище с соотношением сторон 2:3, несущее у
древка полосу сине-белого орнамента в виде геральдического беличьего
меха,
занимающую 1/12 от длины полотнища, и в центре основной части полотнища
– рысь над тремя камнями из районного герба, выполненные белым, желтым,
черным, зеленым и красным цветами и занимающие 5/8 от высоты
полотнища. Обратная сторона зеркально воспроизводит лицевую».
3.2. Допускается воспроизведение флага муниципального образования
Режевской район различных размеров при соблюдении отношения
ширины к длине, из различных материалов и в виде вымпела. При
воспроизведении флага муниципального образования Режевской район
должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие
прилагаемому изображению и описанию.
3.3. Флаг муниципального образования Режевской район поднимается:
3.3.1) на зданиях органов местного самоуправления – постоянно;
3.3.2) на зданиях муниципальных предприятий, учреждений и
организаций – в дни государственных праздников, а также памятных событий,
перечень которых устанавливается органами местного самоуправления;
3.3.3) на жилых зданиях, зданиях общественных объединений,
предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности –
по желанию проживающих в жилых зданиях, руководства объединений,
предприятий, учреждений, организаций.
3.4. Флаг муниципального образования Режевской район может
использоваться (подниматься, вывешиваться, устанавливаться) в кабинетах
руководителей и в залах заседаний органов местного самоуправления,
муниципальных предприятий, учреждений, организаций; при проводимых ими
церемониях и иных торжественных мероприятиях; во время частных торжеств.
3.5. При поднятии, установке Государственного флага Российской
Федерации, флага Свердловской области и флага муниципального
образования Режевской район, он не должен быть по размерам больше
Государственного флага Российской Федерации, флага Свердловской
области и должен размещаться слева от Государственного флага Российской
Федерации (при виде от зрителя).
При одновременном подъеме флага муниципального образования
Режевской район и флага организации, если они размещены рядом, флаг
организации не должен быть по размерам больше флага муниципального
образования Режевской район и должен размещаться справа от него (при
виде от зрителя).
3.6. Флаг муниципального образования Режевской район может быть
поднят, установлен в знак траура. В таких случаях в верхней части древка
(мачты) флага крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища
флага. В знак траура флаг муниципального образования Режевской район
может быть приспущен до половины древка (мачты) флага.
4. Контроль и ответственность за нарушение настоящего
Положения

47

4.1. Контроль за правильностью воспроизведения и использования
герба и флага муниципального образования Режевской район осуществляет
администрация муниципального образования Режевской район.
4.2. В случае употребления герба и флага муниципального образования
Режевской район в противоречии с настоящим Положением ответственность
несет сторона, допустившая нарушение.
4.3. Надругательство над гербом и флагом муниципального
образования Режевской район, а также нарушение настоящего Положения
влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

48

49

Символика гербовой композиции
Синий цвет служит указанием на мирный труд и чистоту окружающей природы. Рысь
символизирует зоркость и наблюдательность местных жителей, способствовавшие
нахождению в недрах месторождений железа, меди и никеля, которые обеспечили
процветание территории и символизируются в гербе тремя камнями. Окраска рыси и главы
служат указанием на принадлежность района Свердловской области, горностаевые хвостики
– на высочайшее качество и чистоту добываемых здесь металлов, а число шлемиков – на
число входящих в состав городского округа территорий сельских и поселковых
администраций.
Символика гербовой композиции
Синий цвет служит указанием на мирный труд и чистоту окружающей природы. Рысь
символизирует зоркость и наблюдательность местных жителей, способствовавшие
нахождению в недрах месторождений железа, меди и никеля, которые обеспечили
процветание территории и символизируются в гербе тремя камнями. Окраска рыси и главы
служат указанием на принадлежность района Свердловской области, горностаевые хвостики
– на высочайшее качество и чистоту добываемых здесь металлов, а число шлемиков – на
число входящих в состав городского округа территорий сельских и поселковых
администраций.
Символика гербовой композиции
Синий цвет служит указанием на мирный труд и чистоту окружающей природы. Рысь
символизирует зоркость и наблюдательность местных жителей, способствовавшие
нахождению в недрах месторождений железа, меди и никеля, которые обеспечили
процветание территории и символизируются в гербе тремя камнями. Окраска рыси и главы
служат указанием на принадлежность района Свердловской области, горностаевые хвостики
– на высочайшее качество и чистоту добываемых здесь металлов, а число шлемиков – на
число входящих в состав городского округа территорий сельских и поселковых
администраций.
Символика гербовой композиции
Синий цвет служит указанием на мирный труд и чистоту окружающей природы. Рысь
символизирует зоркость и наблюдательность местных жителей, способствовавшие
нахождению в недрах месторождений железа, меди и никеля, которые обеспечили
процветание территории и символизируются в гербе тремя камнями. Окраска рыси и главы
служат указанием на принадлежность района Свердловской области, горностаевые хвостики
– на высочайшее качество и чистоту добываемых здесь металлов, а число шлемиков – на
число входящих в состав городского округа территорий сельских и поселковых
администраций.
Символика гербовой композиции
Синий цвет служит указанием на мирный труд и чистоту окружающей природы. Рысь
символизирует зоркость и наблюдательность местных жителей, способствовавшие
нахождению в недрах месторождений железа, меди и никеля, которые обеспечили
процветание территории и символизируются в гербе тремя камнями. Окраска рыси и главы
служат указанием на принадлежность района Свердловской области, горностаевые хвостики
– на высочайшее качество и чистоту добываемых здесь металлов, а число шлемиков – на
число входящих в состав городского округа территорий сельских и поселковых
администраций.
Символика гербовой композиции
Синий цвет служит указанием на мирный труд и чистоту окружающей природы. Рысь
символизирует зоркость и наблюдательность местных жителей, способствовавшие

50

нахождению в недрах месторождений железа, меди и никеля, которые обеспечили
процветание территории и символизируются в гербе тремя камнями. Окраска рыси и главы
служат указанием на принадлежность района Свердловской области, горностаевые хвостики
– на высочайшее качество и чистоту добываемых здесь металлов, а число шлемиков – на
число входящих в состав городского округа территорий сельских и поселковых
администраций.

51

Элективный курс «Наш город Реж»
Урок 6-7.

Самостоятельная исследовательская работа
«Летопись исчезнувших деревень»
Цель:
Развивать краеведческие знания учащихся на основе передачи
знаний от старшего поколения режевлян младшему; вызвать
понимание учащимися исторической ценности собранной
информации,
важности
и
необходимости
данной
исследовательской работы.
Задачи:
1. Сбор и систематизация сведений о деревнях, некогда
существовавших в границах современного Режевского
городского округа.
2. Формирование
умений
систематизировать
собранную
информацию, выстраивать ответ согласно заданному плану.

Урок I
1. Актуализация темы урока, пояснение содержания темы
(«летопись», «деревня»)
Деревня – крестьянское селение.
Летопись – погодная запись исторических событий, производимая
современником.
2. Рассказ об истории исследовательской работы в Свердловской
области «Летопись уральских деревень».
3. Рассказ знатока истории Режевского района Филатова В.А. об
истории исчезнувших деревень «Пачкун» и «Костоусовский рудник».
4. Д/з: найти информацию о деревнях, прежде существовавших в
границах современного Режевского округа (беседа с родственниками,
работа в библиотеке), подготовить рассказ по заданному плану (см.
приложение 9).

Урок II
Представление учащимися результатов своего исследования. Выявление
интересных и трудных моментов в исследовательской работе.
Совместная оценка проделанной работы.

52

Приложение 9

План выполнения исследовательской работы
«Летопись исчезнувших деревень»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название деревни.
Где была расположена?
В каком году была основана? Кем?
Кто из родственников или знакомых проживал в этой деревне?
Чем занимались ее жители? Какое хозяйство они вели?
Чем эта деревня отличалась от других деревень?
Когда и почему исчезла деревня?

53

Время первых поселений людей в деревне Старые Кривки и
Новые Кривки достоверно не известно. Также неизвестно и
происхождение названия «Кривки». Можно только предположить, что в
районе Старых Кривков река Нейва вниз по течению делает большую
петлю и у скалы « Гладкий Камень» вновь приближается к деревне (течёт
криво, извилисто). Но это только догадки.
Деревня стоит на живописном высоком (метров 100) берегу реки
Нейва, на границе между Режевским и Алапаевским районами. Через
деревню идет грунтовая дорога в поселок Асбест и поселок НейвоШайтанский Алапаевского района.
Нейва была полноводной и богатой рекой. Земли вокруг этих
деревень плодородные. Поля большие. Недра богаты полезными
ископаемыми. Достоверно известно, что в годы Великой Отечественной
войны жители занимались добычей золота по левому берегу реки.
Шурфы можно увидеть и сейчас. Каждому подворью давалось задание по
заготовке леса. Эти бревна потом сплавляли по р. Нейве в Алапаевск.
Было бондарное производство (изготовление деревянных бочек, кадок,
ушатов). Стояла ветряная мельница, работала кузница. Жители разводили
коров, овец, свиней, был конный двор. В обеих деревнях имелись
часовни, которые стояли в центре на самом высоком месте.
Население Старых Кривков до 1917 г. было около 1000 человек.
Было три улицы. Работал клуб, ясли-сад. Была четырехлетняя школа.
Дальше нужно было ездить учиться в Леневку. Выезд населения из
деревни начался в конце 60-х годов 20 века. Когда в деревне закрыли
больницу, люди стали уезжать, не смотря ни на какие уговоры. Уезжали в
Глинку и в Реж, где были школы-десятилетки. Когда жители разъехались,
постройки сравняли с землей.
Об этих деревнях мне рассказал мой дедушка Субботин Леонид
Михайлович.
Сообщение подготовила Мокроносова Екатерина,
ученица 5 «В» класса, 2007/2008 уч. год

54

1.
2.
3.
4.

Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».

1.
2.
3.
4.

Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».

1.
2.
3.
4.

Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».

1.
2.
3.
4.

Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.

Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».
Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».
Учебный практикум «История моей семьи»
Побеседуйте с родителями об истории Вашей семьи.
Определите, кто из Ваших родственников первым приехал жить в город Реж.
Посчитайте примерное количество лет, которое Ваша семья проживает в Реже.
Попробуйте вместе ответить на вопрос «Какую роль сыграл наш город в судьбе
семьи?».

55

Элективный курс «Наш город Реж»
Урок 14.

Учебная мини-лекция «Архитектура нашего города»
Цель:

Развитие умений поисково-исследовательской
деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности городской застройки в разные периоды
развития города.
2. Познакомить учащихся с городскими зданиями, имеющими
архитектурную ценность; ввести понятие «памятник архитектуры».
3. Определить круг профессий, связанных со строительством города.
Ход урока:

1. Актуализация темы урока, пояснение содержания
темы («архитектура»)
Сегодня мы не только представляем нашим гостям школу №2, новый
предмет «Наш город Реж», но и наш рассказ о городе.
На уроке мы поведем разговор, связывая воедино историю города и
его строительство. Узнаем новые для нас слова (термины)
«архитектура», «памятник архитектуры».

Архитектура (лат. строительное искусство) – искусство
проектировать и строить различные здания. В русском
языке этому слову есть синоним «зодчество».
Памятники архитектуры - здания, которые отличаются
красотой постройки и охраняются государством.
Познакомят нас с архитектурой города ребята, учащиеся 5 «а» класса.
Сегодня они попробуют себя в роли экскурсоводов.

2. История архитектуры Режа
1) Архитектура города связана с его историей. Начало нашему городу
положил железоделательный завод. Место для его строительства было
выбрано не случайно. Быстрая река была перекрыта плотиной, а
падающая с высоты вода привела в движение заводские механизмы
(молоты, меха кузнечных горнов). Старая деревянная плотина
«проработала» почти 200 лет. В середине 20 века началась её
перестройка. В 1973 году начала работу новая железобетонная плотина.

56

2) Деревня, основанная братьями Кочневыми, стала расширяться.
Заводские рабочие рубили себе избы из леса, окружавшего завод и
деревню. Дома строили там, где было удобно. Улиц в поселке не
существовало. Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
так писал об истории возникновения заводских поселков: «В прежние
времена, когда еще не было заводов, в этих местах прятались всего два
раскольничьих
выселка…Место
было
глухое,
леса
непроходимые…Осевшее здесь население сбежалось на Урал из коренной
России, а потом пополнялось беглыми и непомнящими родства…Когда, в
середине прошлого столетия, эта полоса целиком попала в одни крепкие
руки, образовался завод. Если смотреть на …завод откуда-нибудь с
высоты, то можно было залюбоваться открывавшейся …панорамой. На
западе синели горы…а к востоку местность быстро понижалась широким
обрывом. Первоначальное «жило» расположилось на левом крутом
берегу реки…Утесистый берег точно был усыпан бревенчатыми избами,
поставленными по- раскольничьи: избы с высокими коньками,
маленькими окошечками и глухими, крытыми со всех сторон дворами.»
Объясните значение словосочетания «первоначальное жило»
(первое поселение людей, первые постройки»
3) По сохранившимся сведениям, в заводском поселке по левую сторону
пруда стояло 334 дома, по правую – 505. По соседству с деревянными
домиками заводских рабочих стояли господские дома, торговые лавки,
административные здания, сделанные из камня.
Рядом с заводом было построено здание заводоуправления. Над
центральной частью здания возвышалась надстройка. Как она
называлась? С какой целью её соорудили? (Пожарная каланча. С
площадки этой башни велось наблюдение: нет ли где пожара)
Памятником промышленной архитектуры является здание старой
заводской конторы.
4) На другой стороне улицы расположены дома управляющего заводом.
Здания построены в первой половине 19 века. Господский дом имеет
необычное решение – круглая постройка с куполообразной крышей.
Является украшением центральной части города. Дома предназначались
для проживания служащих администрации завода.
Что может рассказать о хозяине его дом? (Дома горожан говорили о
бедности или состоятельности хозяина. Особо выделялись дома
купцов (дом купца Меншикова, улица Почтовая)
5) Символом города является Иоано-Предтеченский храм на Орловой
горе. Первый построенный на горе храм был деревянным. В 1902 году
возвели каменную церковь. Её архитектура выдержана в руссковизантийском стиле. Почему для строительства храма была выбрана
Орлова гора? (Жители города были людьми верующими, бог был
свыше. Улицы города сходились к храму)

57

6) В городе были открыты школы: церковно-приходская школа для
мальчиков при Богоявленском храме и земская школа. Какие здания Вы
узнали на этих фотографиях(1- здание техникума и здание
исторического музея;2- здание школы № 5)? В здании школы №1
располагалось министерское училище. Подумайте, почему в старину
это здание прозвали «пряничком»? (разнообразие декоративной
отделки)
7) Старинные каменные здания являются украшением современного
Режа. Памятником архитектуры считается дом по улице Ленина,
построенный в стиле «модерн». Архитекторы положили в основу этого
стиля мотив вьющегося растения, использовали необычную
декоративную отделку. Что является украшением этого здания?
Особую ценность имеют «арки».
8) До настоящего времени городские постройки делятся на деревянные и
каменные. Пятиэтажные дома могут похвастаться большим количеством
квартир, а деревянные дома – непохожестью друг на друга. Я хочу
рассказать о доме моей бабушки.
Дом расположен в селе Липовское.
Построен он был в начале 20 века. Первым его хозяином был Минеев
Николай Осипович, затем его хозяйкой стала Соколова Анна Петровна.
Бабушка Магдалена и дедушка Анатолий Яковлевич Силины стали
третьими хозяевами этого дома, заехали в него в 1973 году.
Окна дома украшены резными наличниками. Их в 1977 году
изготовил Воронов Степан Васильевич. Раньше дом был со ставнями,
которые закрывали в сильные холода. Ворота сохранились со времени
постройки дома. Со стороны двора они закрываются на металлический
стержень, который называется баут.
В доме есть две печки. В русской печи бабушка печёт хлеб и пироги.
У круглой печи, которая называется «голландка», вбит в потолок крюк,
куда крепили детскую люльку.
Потолок в доме высокий, сделан мастером без гвоздей. В доме
сохранилась лавка. Её используют вместо стульев. На ней очень удобно
сидеть.
Вспомните разговорные выражения со словом «лавка» («посидеть
на лавочке», «воспитывать ребенка, пока поперек лавки лежит», «брысь
под лавку», «печки-лавочки») (Рассказ Поняева Егора)
9) Над обликом современного Режа трудятся архитекторы, создавая
проекты новых зданий и планировку улиц. Примерами современных
зданий являются дворец культуры «Металлург» и здание казначейства.
Как изменится город в будущем и в какую сторону будет расти?
Архитекторы говорят, что, кроме микрорайонов «Семь ветров», «Гавань»,
«Быстринский» будут расти поселки «Лесной» и район между городом и
садами в стороне села Останино.

58

Слушая рассказ экскурсовода, мы как будто прокрутили ленту
времени назад и снова вперед. Что нового вы узнали для себя на этом
уроке? Сведения о строительстве нашего города были взяты из
краеведческих книг, а один рассказ – это настоящая исследовательская
работа. Эту серьезную работу проделали Поняев Егор и его мама
Наталья Анатольевна.

59

3. Современная архитектура города.
1) Люди каких профессий должны потрудиться над тем, чтобы город
выглядел современным, красивым, непохожим на другие города?
(архитекторы, строители, ландшафтные дизайнеры).
2)Строительство города ведется согласно генеральному плану. Для
строительства любого здания необходимо разрешение от главного
архитектора города, так как застройка территории ведется согласно
генеральному плану.

4. Закрепление знаний.
«Лента времени»: расположите рисунки-символы (см. приложение в
том порядке, в котором шло строительство города.

5. Домашнее задание:
1) исследовательская работа «История одного дома»;
2) «лента времени»: каким помнят город Реж Ваши бабушки и
дедушки;
3) в каком году была построена школа №2 (1987).

60

Приложение 10

Рисунки-символы
к учебной мини-лекции «Архитектура нашего
города»

61

Элективный курс «Наш город Реж»
Урок 25.

Учебный практикум «Жалобная книга природы»
Цель:
Воспитание чувства ответственности за экологическое состояние
города.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с экологическими проблемами города
Реж через учебные ситуации.
2. Развивать умение прогнозировать развитие экологической
ситуации.
3. Способствовать воспитанию чувства ответственности за свое
отношение к природе.
Оборудование:
картосхемы города; фотографии с видами Режа; репродукция картины
Саврасова «Грачи прилетели»; подборка материалов газеты «Уральский
рабочий» из рубрики «Вопросы натуралисту».
Ход урока:
1. Актуализация темы урока.
Сегодняшний урок мы начнем с рассмотрения репродукции картины
Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
 Кому посвящена эта картина?
 Кто является главным объектом изображения? (грачи)
 Какими Вы видите этих птиц? (веселые, галдящие, деловито
взявшиеся за устройство своего жилища)
 Какие чувства вызывает у Вас содержание картины?
Образы и настроение этой картины созвучны стихам Ивана Бунина:
Бушует полая вода
Шумит и глухо, и протяжно
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
Эта картина была написана Саврасовым в марте 1871 года в селе
Молвитино (нынешнее -Сусанино) Костромской области, вскоре после
дня Герасима-Грачевника, когда, по народному поверью, «грач зиму
расклевывает». В начале апреля 2006 года в телевизионных новостях
прошел репортаж, в котором рассказывалось о том, что грачи в это село
уже не прилетают. И на это есть свои причины.

62



2. Аналитическая часть
Назовите возможные причины происшедшего.

 Село разрослось, вокруг появились пугающие птиц шум и суета.
 Старые березы, на которых были свиты гнезда, пришлось спилить.





Вспомните свои чувства, которые Вам пришлось испытать,
надолго уехав из дома?
Чем мог помочь человек птице, потерявшей свой дом?
Возможны ли подобные ситуации в нашем городе?
Знаете ли Вы такие ситуации?

3. Работа в творческих группах
Перед Вами лежат фотографии. Я думаю, Вы без труда узнали уголки
родного города.
 Все ли радует глаз на этих фотографиях? Что настораживает?
 Что мешает любоваться красотой города?
Прочитаем на доске тему сегодняшнего урока («Жалобная книга
природы»)
 Какие слова могут быть записаны в этой книге?
 Под какой из фотографий могут быть написаны слова
благодарности?
Вам нужно прокомментировать содержание фотографий. Ваше мнение
может быть выражено через рисунок, стихотворение, короткую
инсценировку. Слова могут быть написаны от имени Природы и от
Вашего имени.
4. Заключительная часть
Выступление каждой группы - это обращение к жителям нашего
города, к нам с вами. Преобразуя природу, важно помнить, что Земля у
нас одна, ничего подобного нет во всей Вселенной. Все прекрасное на
Земле – от солнца и все хорошее – от человека.
Конституция Российской Федерации
Ст.58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам.

63

Элективный курс «Наш город Реж»
Урок 30.

Учебный практикум «Любимые уголки родного города»
Цель:
Способствовать воспитанию ценностного отношения к городу как
к месту постоянного проживания. Приобретение учащимися опыта
эмоционально-ценностных отношений.
Задачи:
1. Формирование навыков описания конкретной территории.
2. Создание условий для творческого и эмоционального
самовыражения учащихся.
3. Развитие коммуникативных качеств учащихся.
Ход урока:
1. Актуализация темы урока
Наш урок мы вновь посвящаем изучению города, в котором мы живем,
о котором мы говорим «Мой город – Реж».
Сегодня мы превратим наш урок в подарок. Как Вы считаете, что
можно дарить друг другу? (заслушивание ответов учащихся)
Друг другу мы будем дарить радость знакомства с нашим городом, в
котором родились многие из Вас, а любимому городу подарим теплые
слова и признание в любви. Расскажем друг другу о тех уголках Режа,
где мы любим бывать, куда нам хочется вернуться снова и снова.
Поэтому тема нашего урока «Любимые уголки нашего города»
2. Основное содержание урока
Немало городов, станиц и сел
На голубой крутящейся планете,
Но небольшой уральский городок
Дороже всех других на целом свете.
Итак, знакомство начинается…

64

Выступления учащихся. Показ фотографий и рисунков с
изображением

любимых уголков города. Работа с планом города,

определение примерного местоположения описываемых территорий.
3. Аналитическая часть
Знакомство с любимыми уголками города состоялось. Нам пора
возвращаться в кабинет географии и ответить на мои вопросы:
1) для чего мы изучали эту тему; 2) вы узнали что-то новое, а что
конкретно; 3) как вы считаете, мы достигли цели урока?
На этом уроке мы посмотрели на город иначе, мы увидели его глазами
друг друга, постарались передать свои чувства, которые испытываем,
бывая в любимых уголках нашего города. А еще более ценным является
то, что мы стали ближе друг другу.
А над речкою Реж солнце хмурится,
Облака утонули в реке,
Я иду по знакомым мне улицам
В нашем маленьком городке.
Всюду вижу я лица знакомые,
Их во век не смогу позабыть,
Человек жить не может без Родины,
Ну а мне без Режа не прожить.
4. Заключительная часть
Оценка урока учителем и учащимися.
Сегодняшние оценки подсказывают мне, что Вы готовы к изучению
следующей темы.
Знакомство продолжается…

22

Приложение 7

Итоговое тестирование
Дорогой друг! Предлагаю Вам проверить свои знания по курсу
«Наш город Реж». Оцените, насколько точно Вы запомнили основные
сведения о городе. Для этого в предложенном тексте найдите
неверные утверждения и исправьте их.
Город Реж – центр Режевского городского округа. Он

был

основан в 1873 году. Начало нашему городу дал завод, на котором
плавили медь. Основатель города – Савва Яковлев.
Главным сооружением была заводская контора. В городе было
несколько храмов. Работали школы и министерское училище. Здание
училища (современная школа №1) из-за красивой архитектуры в
народе прозвали «пирожком».
Наш город богат традициями, в том числе трудовыми. Горожане
празднуют день машиностроителя, день шахтера, день печатника.
Город славится творческими людьми. В этом году у нас состоялось
знакомство

с

_____________________________________________________________
__.
Лучшее украшение Режа - городской пруд. На правом его берегу
расположены скалы «Пять братьев», один

из десяти памятников

природы нашего округа.
После взаимопроверки оцените качество своей работы.

22

Приложение 8
Итоговое анкетирование
Дорогой друг! Изучение курса «Наш город Реж» завершается.
Мне важно знать Ваше мнение о проделанной нами совместной
работе, о том, насколько интересны и важны для вас темы, которые
мы изучили.
Определите тему, которая была Вам наиболее интересна в этом
курсе._______________________________________________________
___
Какую

тему

Вы

бы

добавили

в

данный

курс?________________________________________________________
___
Какая

тема

не

вызвала

у

Вас

никакого

интереса?____________________________________________________
___
Назовите тему курса, изучение которой Вы

хотели бы

продолжить

в

дальнейшем.__________________________________________
Хотели бы Вы при этом продолжить сотрудничество с учителем,
преподающим

курс

«Наш

город

Реж»?_______________________________________________________
__
В завершении работы поставьте отметки за проделанную
работу себе «___», учителю «___», его величеству уроку «___».
Спасибо. Ваш учитель

22

Приложение

«История моей семьи»
Я, Николина Наталия Николаевна, родилась в г. Кургане 31
декабря 1995 года. В этом городе познакомились и поженились мои
родители: Ирина Станиславовна и Николай Яковлевич.
Моя мама – уроженка г. Режа, а папа родился в Пермской
области. Сейчас наша семья живет в г. Реже. В этом же городе
живет моя бабушка – Попова Валентина Михайловна. Она
родилась в городе Пенза, который стоит на реке Сура – притоке
реки Волга. Бабушка работает в Управлении образования.
Другая моя бабушка – Николина Елизавета Ивановнародилась в 1939 г. в Пермской области. Она сейчас на пенсии,
живет в городе Курган.
Мой дедушка Попов Станислав Борисович родился в 1941 году
в г. Реже. Он работал технологом на Режевском механическом
заводе. А дедушка Николин Яков Савельевич родился в 1939 году в
Пермской области. К сожалению, моих дедушек нет в живых.
Прабабушка Попова Зоя Алексеевна родилась в 1914 году в г.
Реже. Она стала первой Режевской воспитательницей в детском
саду в 1933г., а в 1936 г. она впервые организовала в г. Реже первый
новогодний праздник.
Попов Борис Владимирович – мой прадедушка, уроженец г.
Нижнего Тагила, 1910 г.р. Он воевал на фронте в годы Великой
Отечественной войны, имел много медалей и орденов. После войны
работал термистом на Режевском механическом заводе.
Мои прабабушка и прадедушка Трушины Ольга Николаевна и
Михаил Федорович родились в г. Пензе в 1908 и 1905 г.г. Они в годы
войны работали на заводе спец. автомобилей, который был
эвакуирован в Пензенскую область из города Мелитополя.
Прадедушка был парторгом завода, а бабушка секретарем.
В Пермской области родились и жили мои прабабушка и
прадедушка Мартина Татьяна Николаевна (1907 г.р.) и Мартин
Иван Иванович (1904 г.р.). Там же жили и работали прабабушка и
прадедушка Николина Анна Николаевна (1903 г.р.) и прадедушка
Николин Савелий Иванович (1904 г.р.). Оба прадедушки воевали в
годы Великой Отечественной войны и пропали без вести в 1941
году.
Николина Наташа, ученица 5 «Б» класса,

68

2006-2007 уч. год.

68

69

Самостоятельная индивидуальная работа
«Если б камни умели говорить»
«Мраморные слезы»
Есть на реке Реж скала, которую в народе называют «Белый
Камень». У геологов – своя версия о происхождении этой скалы и
её названии. А люди сказывают такую легенду.
Жила в одном селении светловолосая девушка. Звали её
Анастасия. Полюбила она красивого юношу Никиту.
Но недолго длилось счастье молодых – забрали бравого
Никиту на войну. Очень сильно тосковала Анастасия по своему
суженому. Уходила она далеко вдоль реки, садилась на берегу и
плакала. А слезы её были не простые, а белые, словно мрамор. И
так много она слез пролила, что появился на берегу реки сначала
белый бугорок, потом холм и выросла целая скала. Так прозвали в
народе эту скалу – «Белый Камень».
А девушка та дождалась с войны своего Никиту, и долго они
жили вместе. А как посмотрят на белый камень, так и вспомнят
былое!

Учебный практикум «Город мастеров»
Профессия моей мамы - химик-инженер. Ещё в школе маме
очень нравился предмет химии. Химия – это интересно, сейчас
химия быстро развивается, за ней будущее. Поэтому мама
выбрала эту профессию и работает на Курганском заводе
медицинских препаратов, проверяла качество лекарственных
средств.
Профессия моего папы – связист. Сейчас много видов связи:
телефонная, сотовая, радиосвязь и Интернет. Эта профессия
требует точности, сосредоточности. Кроме того, она имеет
очень большое значение, так как помогает людям общаться.
Отрасль связи стремительно развивается. Вот поэтому папа
выбрал эту профессию.
Николина Наташа, ученица 5 «Б» класса,
2006-2007 уч. год.

69

70

Самостоятельная исследовательская работа
«История одного дома»
До настоящего времени городские постройки делятся на
деревянные и каменные. Пятиэтажные дома могут похвастаться
большим количеством квартир, а деревянные дома –
непохожестью друг на друга. Я хочу рассказать о доме моей
бабушки. Дом расположен в селе Липовское. Построен он был в
начале 20 века. Первым его хозяином был Минеев Николай
Осипович, затем его хозяйкой стала Соколова Анна Петровна.
Бабушка Магдалена и дедушка Анатолий Яковлевич Силины стали
третьими хозяевами этого дома, заехали в него в 1973 году.
Окна дома украшены резными наличниками. Их в 1977 году
изготовил Воронов Степан Васильевич. Раньше дом был со
ставнями, которые закрывали в сильные холода. Ворота
сохранились со времени постройки дома. Со стороны двора они
закрываются на металлический стержень, который называется
баут.
В доме есть две печки. В русской печи бабушка печёт хлеб и
пироги. У круглой печи, которая называется «голландка», вбит в
потолок крюк, куда крепили детскую люльку.
Потолок в доме высокий, сделан мастером без гвоздей. В
доме сохранилась лавка. Её используют вместо стульев. На ней
очень удобно сидеть.
Вспомните разговорные выражения со словом «лавка»
(«посидеть на лавочке», «воспитывать ребенка, пока поперек лавки
лежит», «брысь под лавку», «печки-лавочки»)
Поняев Егор, ученик 5 «А» класса
2006-2007 уч. год

70

71

«Летопись исчезнувших деревень»
Деревня Притчино
Деревня исчезла в 50-х годах 20 века. Она располагалась у реки
Мостовка, там же был чистый ключик «Брозок».
В деревне занимались скотоводством и земледелием. Деревня
насчитывала примерно 50 дворов, в ней была школа из 4-х классов.
Свет в деревне провели только после Великой Отечественной
войны.
Вокруг Притчино много болот, богатых ягодами, куда
приезжали ягодники из четырех деревень. Рядом с деревней рос
красивый Кармиловский бор, где росло много ягод и грибов.
Сейчас на месте деревни растет бурьян.
Деревня Галанино
Прекратила свое существование в 1968-69 годах. Деревня
насчитывала около 75 дворов.
Галанино располагалось на левом берегу реки Реж, рядом
протекала река Медвежка. Воздух в тех местах был чистым, реки
прозрачными, песок вдоль рек чистым и красивым. Вокруг деревни
было болото под названием «Моховое», где росло много брусники.
Жители также собирали чернику.
В 30-х годах в Галанино образовался колхоз «Молодой
колхозник». Имелась автобаза. Были построены детский сад и
четырехлетняя школа. В организованном здесь заповеднике
разводили оленей и уток. Когда жители стали покидать деревню,
животных выпустили на волю.
Кропотухина Яна, ученица 5 «Б» класса,
2006-2007 уч. год.

71

72

«История моей семьи»
Мои бабушка и дедушка приехали на Урал из Казани. Они
поселились в деревне Малое Клевакино, которой сейчас уже не
существует. Затем они переехали в село Клевакино и всю свою
жизнь там прожили. 13 февраля 1973 года родилась у них дочь –
моя мама. Когда мама выросла, она уехала из села в город Реж.
Там 11 февраля 1995 года родилась я, 2 мая 2004 года появился мой
братик Даниил.
Родители моего папы живут в селе Глинское. Бабушка
приехала туда из Тавды, а дедушка – из Саранской области. 1 июня
1975 года у них родился сын – мой папа. Папа после школы окончил
институт, отслужил в армии и приехал работать в Реж, где и
познакомился с моей мамой. У нас очень дружная семья.
«Дверь в детство моих родителей»
Моя мама в детстве увлекалась коллекционированием
открыток и календариков, вела сборники современных песенок и
рецептов блюд. Папа увлекался музыкой и собирал значки.
Мама и папа очень любили и любят читать художественную
литературу. Их любимый праздник – Новый год. Мама
рассказывала, как перед Новым годом дом наполнялся ароматом
мандарин и елки.
Детство родителей отличалось от нашего тем, что они были
дружнее. Мальчики защищали девочек. В школе было посвящение в
октябрята, пионеры и комсомольцы.

Митясова Кристина,
ученица 5 «Б» класса,
2006-2007 уч. год.

72

73

Учебный практикум «Традиции режевлян»
Формирование понимания учащимися себя как
продолжателей традиций семьи, земляков, своего народа

73

74

Топонимика-наука, изучающая происхождение, смысловое
развитие и использование географических названий.

значение,

74


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».