1. Основные характеристики образовательной программы
1.1.Пояснительная записка
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому
умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного
образования обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится
развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой.
Программа дополнительного образования ориентирована на то, чтобы
обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной
программе предполагают личностно-ориентированный подход, который
учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески
мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося,
его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного
таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии,
нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации
потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство
ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением
(родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой
программе даёт учащимся возможность общаться.
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа дополнительной
художественное направление.
программы
Нормативно-правовая
для
основа
«Медиацентр»
разработки
и
реализует
реализации
программы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
2
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
3
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей- 5 инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Устав МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А.Е.;
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля
успеваемости,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №9» имени Ландышевой Александры Евгеньевны.
Актуальность программы.
Пресса, выпускаемая подростками, даёт им возможность определиться в
сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить
себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых
отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные
качества, определиться в мире профессий. Изменение информационной
структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми.
Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные
сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь.
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания
мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия
от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Новизна программы дополнительного образования «Медиацентр» связана
с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как
социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация,
социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно
4
возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов
общества.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых
образовательных программ по всеобщему и специальному журналистскому
образованию и современных образовательных технологий. Необходимо
одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного
слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих
событиях, высказать свое мнение.
Социальная значимость программы
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране
созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий
простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует
развития
коммуникативных
возможностей
человека.
Реализуя
данную
программу, педагог решает важный блок задач, таких, как социально-творческое
развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков,
формирование активной жизненной позиции личности в процессе общения.
Пресса, выпускаемая учащимися, дает им возможность определиться в сфере
массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и
свои успехи в общественном мнении. Включает их в систему новых отношений,
помогающую вывить свои способности, адаптироваться в социуме.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ
Главной отличительной особенностью данной программы от уже
существующих является ее многофункциональность. Она может быть
полностью реализована на базе пресс-центра любого образовательного
учреждения. В программе используется межпредметные связи с другими
областями (филологией, психологией, этикой). Педагогические технологии
ориентированы на сотрудничество педагога с учащимися, на создание ситуаций
5
успешности, поддержки, взаимопомощи, на преодоление трудностей – на всё то,
что способствует самовыражению ребёнка.
Адресат программы
Возраст и категория обучающихся
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Медиацентр» ориентирована на детей от 11 до 15 лет, проявляющих интерес к
журналистскому
искусству.
дифференцированный
подход
Данная
к
программа
обучению,
учет
предусматривает
индивидуальных
психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся и характеристика возрастных категорий
Возраст (11 до 14 лет) считается переходным от детства к юности. Период
трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот
возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления.
Учитывая возможности этого периода, педагог на своих занятиях постоянно
предлагает обучающимся решать проблемные задачи, сравнивать, выделять
главное, находить сходные и отличительные черты. Кроме того, принимая во
внимание то, что процесс обучения – это не только процесс усвоения знаний, но
и процесс воспитания личности, педагог постоянно обращает свое внимание на
формирование
устойчивых
нравственных
идеалов,
системы
оценочных
суждений, моральных принципов обучающихся. Любая жизненная ситуация,
конфликтные моменты на обычных занятиях в коллективе служат поводом для
обсуждения, оценки, диалога педагога с обучающимся, что особенно важно
именно в этом возрасте, когда закладываются основы его нравственных и
социальных качеств. Похвала, выделение позитивных моментов в деятельности
подростка особенно важны, когда они совершаются в присутствии товарищей,
значимых для него людей. Важность данного периода в жизни человека
объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и
социальных установок личности. В этом возрасте происходят многочисленные
качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей,
6
интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно,
скоротечно). Изменения в этом возрасте сопровождаются субъективными
трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические
трудности).
Психологи называют этот возраст – «время 5 не»: не хотят: учиться как могут,
слушать советов, не убирают за собой, не делают домашние дела, не приходят
вовремя.
Биологический фактор в развитии подростка. В это период происходят
следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка
моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце
растет быстрее, чем кровеносная система в целом, и это приводит иногда к сбоям
в середечно-сосудистой системе). Как следствие, формируется половое
влечение, резкие изменения состояний, настроения (неуравновешенность,
раздражительность,
возбужденность
и
т.п.),
неловкость,
угловатость,
недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное
выражение эмоций.
Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками.
Поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение
личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное
снижение мотивации учения. Важно заинтересовать подростка, в данном случае
это может быть коллективное изготовление классной газеты.
В этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за
рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность).
Принцип формирования учебных групп
На
обучение
по
программе
могут
быть
зачислены
все
желающие,
соответствующие заявленной возрастной категории. Основанием для зачисления
является заявление от родителей, согласие на обработку персональных данных.
Наполняемость групп 10 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и
разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. Возможен
переход на следующий год обучения (по результатам входящего контроля) если
уровень знаний и умений ребенка соответствует «базовому» уровню обучения.
7
При наличии свободных мест возможен дополнительный прием обучающихся на
всех этапах обучения в течении учебного года. Обучение проводится на русском
языке. Обучение детей по программе - очное, в случае экстренных обстоятельств
- дистанционное.
Общий объем ОП по учебному плану 68 часов.
Срок реализации общеразвивающей программы определяется
содержанием программы - 34 учебных недели в течение 9 календарных месяцев
необходимых для ее освоения.
Режим занятий
Занятия
проводятся
2
раза
в
неделю
по
2
академических
часа.
Продолжительность 1 академического часа - 40 минут для обучающихся с 8 лет.
Между занятиями 10 минутный перерыв для проветривания кабинета и отдыха
детей.
Уровень программы – «стартовый», предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.2 Цель программы: создание условий для развития творческих и
интеллектуальных способностей учащихся, социализация ребенка посредствам
включения его в журналистскую деятельность
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи:
- развить устойчивый интерес к журналистской деятельности;
- способствовать овладению основными навыками журналистского творчества;
- вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность с применением
приобретенных знаний на практике;
8
- повысить уровень знаний учащихся в области современного русского
языка, умение логически выстраивать свои мысли, грамотно и интересно
излагать полученную информацию;
- дать представление о профессии и этике журналиста;
- формировать умения работать в таких жанрах, как информация, заметка,
интервью;
- привлекать учащихся к занятию фотографией.
Развивающие задачи:
- развить познавательную активность и мотивацию личности к творчеству;
-развить уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные
навыки и умение контактировать с людьми;
-развивать
литературные
способности
учащихся;
способности
к
словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;
-развивать умение устного выступления;
-развивать умение письменно излагать свои мысли в форме очерков, эссе,
репортажей, интервью;
-развить образное и логическое мышление, творческие способности учащихся.
Воспитательные задачи:
- воспитывать гражданскую активность личности учащегося;
- формировать культуру общения, уважительное отношение к людям;
- содействовать выработке у подростка собственной позиции по вопросам
морально-нравственной направленности и общественной жизни;
-вырабатывать культуру журналистского поведения;
-формировать навыки здорового образа жизни.
Основой организации работы с обучающимися в данной программе является
система дидактических принципов:
психологической
комфортности
–
создание
образовательной
среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
9
вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы
интегрируют
современные
творческого
развивающего
научные
взгляды
обучения
и
об
основах
обеспечивают
организации
решение
задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у детей устойчивого интереса к занятиям журналистикой, развивать
ораторские навыки, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на
занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие
системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает
психоэмоциональный настрой каждого ребенка, помогает быть уверенным в
своих силах, уметь оценивать свои успехи.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
игровые технология;
технология креативного мышления;
проектная технология;
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология системно-деятельностного подхода;
здоровьесберегающие технологии.
10
Формы работы с родителями
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают
при выполнении творческих заданий и проектов, становятся участниками и
организаторами мероприятий, выступают сопровождающими в различных
поездках. В течение учебного года предусматривается проведение 3
родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий, где можно
наглядно проследить успехи своего ребенка, совместных праздников и
творческих конкурсов.
Воспитательная деятельность по реализации программы
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение
всего года в ненавязчивой и доброжелательной форме.
Цель – воспитание в детях чувства гордости за свою страну, развитие их
кругозора, стимулирование любознательности, воспитание самостоятельности и
самокритичности.
Задачи воспитательной работы:
сформировать уважительное отношение к старшим, людям труда, педагогам,
сверстникам;
воспитывать в детях духовное начало, тягу к самосовершенствованию,
нравственному развитию;
воспитывать характер, умение стойко переносить поражения и извлекать из
них уроки, развивать творческие качества: здоровое соперничество, смелость,
выносливость;
познакомить обучающихся с историей развития журналистики в России;
сформировать умение работать в команде;
сформировать способности к анализу и представлению своей нравственной
позиции;
воспитывать волю, настойчивость, ответственность и самостоятельность.
В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы обучающиеся усваивают информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются нравственные ориентации.
Дополнительные беседы педагога направлены на формирование личностных
качеств обучающегося, таких как справедливость, уважение к окружающим,
коммуникабельность, патриотизм, культура поведения.
11
Продуктивное участие в занятиях, в выполнении творческих задач
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых участвуют обучающиеся объединения «Медиацентр». В игровых
занятиях проявляются и развиваются личностные качества обучающихся:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Методы воспитательной работы:
Убеждение.
Упражнение.
Пример.
Опора на нравственные идеалы.
Поощрение.
Формы и методы организации образовательного процесса
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические;
индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных
сведений педагога обучающимся);
репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности
обучающихся при усвоении учебного материала).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает
мероприятия, которые направлены на повышение интереса обучающихся к
данному курсу:
встречи и беседы с родителями учащихся, совместные творческие мастерские,
мастер-классы;
сбор и систематизация наглядного материала;
участие в конкурсах.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный;
наглядный;
практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
12
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский –
самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Формы и методы организации образовательного процесса, виды занятий
Формы проведения занятий:
Ведущая форма организации занятий - групповая.
Наряду с групповой формой проводятся индивидуально-групповая, работа в
парах и мини группах, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:
- в первой части занятия обучающимся преподается теория, они учатся
стратегическим и тактическим приемам ораторского мастерства, построению
плана организации новостного текста;
- вторая часть занятия посвящена съемочному процессу, где обучающиеся
применяют на практике полученные знания путем создания видеофрагментов.
Все применяемые формы работы с детьми систематизированы следующем
образом:
- теоретические занятия;
- практические занятия:
- решение творческих задач;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения на развитие ораторских
навыков;
- съемочный процесс;
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, работа с текстом;
наглядный – показ педагогом вариантов развития текстового сообщения,
просмотр видеороликов;
практический –тренинги, мастер-классы, видеосъемка.
13
по степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные - обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные фрагменты;
исследовательский – овладение обучающимися методами креативности и
словестности.
Виды занятий
В программе предусмотрены следующие виды занятий:
комбинированные занятия обобщающего и углубленно познавательного типа,
на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления
о журналистике как науки;
интегрированные занятия.
Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в
единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные
занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой
познавательный интерес;
занятия с применением электронных ресурсов.
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить
информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала,
способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
коллективные творческие работы усиливают психологические связи между
детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты,
сотрудничать, создают условия для воспитания у детей терпимости,
доброжелательности, развития творческих способностей;
обобщающие занятия, позволяющие проводить текущий контроль уровня
усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в
организацию учебного процесса.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения учащимися программы
Личностные.
У учащихся будут:
воспитана гражданская активность;
сформированы культура общения, уважительное отношение к людям;
выработана собственная позиция по вопросам морально-нравственной
направленности и общественной жизни;
14
выработана культура журналистского поведения;
сформированы навыки здорового образа жизни.
Метапредметные:
развита познавательная активность и мотивация к творчеству;
развит уровень владения письменной и устной речью; коммуникативные навыки
и умение контактировать с людьми;
развиты
литературные
способности;
способности
к
словотворчеству, индивидуальные особенности языкового стиля;
развито умение письменно излагать свои мысли в форме очерков,
статей, эссе, репортажей, интервью;
сформировано умение устного выступления;
развиты образное и логическое мышление, творческие способности.
Предметные:
развит устойчивый интерес к журналистской деятельности;
вовлечены в активную познавательную деятельность с
применением приобретенных знаний на практике;
повышен уровень знаний в области современного русского языка, умение
логически выстраивать свои мысли, грамотно и интересно излагать полученную
информацию;
дано представление о профессии и этике журналиста;
сформированы умения работать в таких жанрах, как информация, заметка,
интервью;
привлечение к занятию фотографией.
Формы подведения итогов реализации программы
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в
объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих
знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося
производится в начале, середине и конце учебного года. Результативность
образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на
каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе
обучения
информации,
коммуникативных
навыков,
социализации
в
общественной жизни.
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он
позволяет педагогу оценивать получаемые обучающимися знания, умения и
15
навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения.
В организациях дополнительного образования педагогами реализуются
преимущественно нетрадиционные формы контроля (творческие задания,
импровизация и другие), что способствует раскрытию индивидуальных
особенностей обучающихся, повышению уровня развития познавательных
способностей и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Формы контроля деятельности
Опрос,
тестирование,
творческая
работа,
зачет,
практическая
работа,
самостоятельная работа, конкурс.
Способами определения результативности программы являются диагностика,
проводимая в конце года обучения в виде педагогического наблюдения и
отчетного спектакля.
Также способами определения результативности прохождения программы
являются:
- входящий контроль (сентябрь-октябрь);
- промежуточная аттестация (декабрь-январь);
- итоговая аттестация обучающихся (апрель-май).
Внешним результатом деятельности будет участие в конкурсах. Внутренним
результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств
детей:
16
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1.
Учебный план
Формы аттестации/
Кол-во часов
контроля
№
Разделы
п/п
1
Вводный курс
в
т
п
2
1,5
0,5
Опрос,
тестирование
2
Правила дорожного движения
2
1
3
Журналистика
3
3
4
Средства массовой информации
6
3
1
Опрос
Опрос
3
Опрос,
творческая
работа, конкурс
5
Мир газет и журналов
21
12,5
8,5
Опрос,
тестирование,
практическая
работа
6
Художественно-техническое оформление
6
5
1
издания
Опрос,
практическая
работа, конкурс
7
Как работать с информацией
2
0,5
1,5
Опрос,
практическая
работа
8
Текст и его жанры
11
4
7
Практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятельная
работа, опрос
9
Социология
3
2,5
0,5
Самостоятельная
работа
10
Печатные издания
11
4
7
Опрос,
тестирование,
творческая
работа,
самостоятельная
работа, проект
11
Итоговое занятие. Итоговая аттестация
1
1
Тестирование,
практическая
работа
17
Итого: 68
2.2.
№ п/п
Учебный (тематический) план обучения.
Название раздела, темы
в
1.
2.
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
т
Раздел 1. Вводный курс
Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Входная
1
0,5
диагностика (первичный контроль знаний).
Пресса для детей
1
1
Раздел 2. Правила дорожного движения
Правила поведения пешехода на улицах города.
1
0,5
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Дорожные знаки. Езда на велосипеде.
1
0.5
Раздел 3. Журналистика
Первая русская газета. Первый русский
1
1
профессиональный репортёр.
Обзор СМИ до революции. Пресса Великой
1
1
Отечественной войны.
Обзор современных СМИ
1
1
Раздел 4. Средства массовой информации
Ознакомление с ведущими группами современной
1
0,5
российской прессы. Периодическая печать в
системе современных СМИ.
Электронные СМИ. Телевидение. Радио.
1
0,5
Интернет формат
1
0,5
Ознакомление с жанрами фотографий,
1
1
представленных в СМИ
Изобразительные средства и выразительные
1
0,5
возможности фотографии
Как делать фотографии.
1
_
Знакомство с древом
жанров
Мастерская жанров
Информация
Моё интервью
Обозрение. Комментарий
Пресс-релиз
п
Формы аттестации/
контроля
0,5
Опрос
__
Тестирование
0,5
Опрос
0.5
Опрос
–
Опрос
–
Опрос
–
Опрос
0,5
Опрос
0,5
0,5
–
Опрос
Опрос
Опрос
0,5
Опрос
1
Творческая работа,
конкурс
_
Опрос
Количество часов
Раздел 5. Мир газет и журналов
1
1
Рецензия,
корреспонденция
Статья
Очерк
Зарисовка
Фельетон, памфлет
Эссе
Что такое социология?
Культура речи. Техника речи
Общение. Виды общения. Невербальные виды
общения.
Речевые жанры
Публицистическая речь
Официально-деловой стиль речи
Логическая организация выступления
Презентация и выступление
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0.5
_
_
_
_
0,5
1
0,5
0,5
Опрос
Опрос
Опрос
Тестирование
Опрос, практическая
работа
Опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
_
0,5
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
_
_
-0,5
0,5
1
1
Опрос
Опрос
Практическая работа
Практическая работа
Опрос
18
21.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Создание презентации в MSPowerPoint
1
_
Раздел 6. Художественно-техническое оформление издания
Вводная лекция. Значение заголовка
1
1
Типы и виды школьных
1
1
газет
Полиграфический комплекс, процесс выпуска газет,
1
1
журналов, акцидентной продукции
Полиграфический комплекс, процесс выпуска газет,
1
1
журналов, акцидентной продукции
Ознакомление с программами компьютерной
1
1
верстки и дизайном, применяемом в печатных
СМИ. Виртуальная экскурсия.
Выпуск газеты
1
_
Раздел 7. Как работать с информацией
Основные методы сбора, обработки и формы
1
0,5
подачи информации: изучение документов,
наблюдение Этические нормы в работе с
источниками информации, работа с людьми.
Информационный отчёт и его основные черты.
1
Информационная корреспонденция
Раздел 8. Текст и его жанры
Особенности написания материала для средств
1
массовой информации. Основные приёмы
редактирования. Совершенствование рукописи
Написание материала на заданную тему
1
_
Заметка и её основные черты, виды заметок Вопрос1
0,5
ответ, блиц-опрос. Искусство задавать вопросы.
Этапы работы над информационным интервью.
1
_
Классификация вопросов
Творческие и технические аспекты деятельности
1
0,5
фотожурналиста. Фоторепортаж.
Общая характеристика аналитических жанров
1
0,5
Колонка. Аналитический отчёт.
1
0,5
Художественно-публицистические жанры
1
Способы написания зарисовок. Очерк. Типы
1
очерковых публикаций
Житейская история. Легенда. Пародия.
1
Сатирический комментарий. Шутка и игра
Написание материала на заданную тему.
1
Оформление письменной речи в любом выбранном
жанре.
Раздел 9. Социология
Правила составления анкеты. Опрос и его виды
1
1
Практическая работа
---
Опрос
Опрос
--
Опрос
--
Опрос
-
Опрос
1
Практическая работа,
конкурс
0,5
Опрос
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
0,5
Творческая работа
Самостоятельная работа
1
Практическая работа
0,5
Опрос
0,5
0,5
1
0,5
_
0,5
0,5
0,5
Опрос
Самостоятель
ная работа
Опрос
Самостоятель
ная работа
Практическая работа
_
1
Творческая работа
0,5
0,5
Самостоятель
ная работа
Самостоятель
ная работа
Самостоятель
ная работа
Беседа. Комментарий. Аналитическое интервью
1
-
1
Социологическое резюме
1
-
1
Раздел 10. Печатные издания
Редакционный коллектив и нормы служебной этики
1
0,5
Процесс создания печатного издания
1
1
Газета, стенгазета и журнал: типология, структура;
1
0,5
виды формата и постоянные элементы издания
Композиционно-графическое моделирование
1
0,5
Приёмы выделения, шрифтовое оформление текста.
1
0,5
Дизайн и художественное оформление издания
Фотонаполнение номера
1
Врезка и её роль в полосе
1
-
0,5
0,5
Опрос
Тестирование
Тестирование
0,5
0,5
Практическая работа
Практическая работа
1
1
Практическая работа
Практическая работа
19
8.
9.
1.
Значение рекламы в издательской деятельности
1
Типы и виды школьных газет
1
1
Раздел 11. Итоговое занятие. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация
1
Всего:
68
34
1
-
Самостоятельная работа
Творческая работа
1
Тестирование,
практическая работа
34
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводный курс.
Вводное занятие. Введение в программу.
Теория: Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями.
Инструктаж по технике безопасности. Пресса для детей
Практика: Входная диагностика (первичный контроль знаний).
Раздел 2. Правила дорожного движения.
Теория: Дорожные знаки. Правила перехода дороги.
Правила поведения пассажиров в транспорте.
Практика: Игра «Я-пешеход». Разыгрывание ситуаций поведения пешеходов.
Раздел 3. Журналистика.
Теория: «Ведомости» – первая русская газета. Газета «Ведомости». Издатель.
Аудитория. Тираж. Первый русский репортер.
Практика: Обзор СМИ до революции. Пресса Великой Отечественной войны:
К. Симонов - военный корреспондент.
Раздел 4. Средства массовой информации.
Теория: Ведущие группы современной российской прессы . Обзор современных
СМИ. Их формат и особенности: общественно-политическая пресса, деловая
пресса.
Научно-публицистические
и
научно-популярные
издания.
Специализированные издания. Рекреативная периодика и сервисные издания.
Периодическая печать в системе современных СМИ. Функционирование
прессы. Дифференциация системы прессы. Сеть газетных изданий РФ.
Еженедельники газеты и еженедельники журналы. Система российской
журнальной периодики.
20
Теория:
Электронные
СМИ.
Интернет
издания.
Интернет
как
многофункциональная система. Профессиональные интересы журналистов в
Интернет.
Практика: Анализ информационного поведения аудитории, поисковые запросы.
Теория: Телевидение. Система телевидения. Школа советского телевидения и ее
влияние на современное функционирование ТВ. Программные и вещательные
организации ТВ. Дифференциация по способу трансляции: антенное,
спутниковое, кабельное. Дифференциация по типу деятельности: вещательные,
программа
производящие
(продюсерские
фирмы),
дистрибьютеры.
Дифференциация по охвату территории (общероссийские, региональные,
местные, межгосударственные. Межрегиональные теле-ассоциации (Кубань,
Восток и др). Проблемы и перспективы развития системы.
Радио. Система радиовещания РФ. Тенденция к монополизации и централизации
вещания. Радиорынок. Информационные агентства, как развивающаяся система.
Теле-радио-концерны.
Интернет формат, его стилистические особенности. Периодичность
вывешивания информации. Методы развития системы потребителей.
Теория: Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные
возможности фотографии. Понятие композиции. Построение фотоснимка.
Сюжетно-композиционный центр.
Практика: Подготовка фотоснимков.
Раздел 5. Мир газет и журналов.
Теория: Знакомство с жанрами журналистики.
Теория: Речевые жанры. Публицистическая речь. Официально-деловой стиль
речи.
Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический,
художественный.
Жанры публицистического стиля:
а) ораторские выступления (обращение, напутственное слово, юбилейная,
митинговая,
парламентская речи, проповедь);
б) жанры газетно-журнальной публицистики.
Информационные жанры: хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью,
отчет, путевые заметки, обозрение, репортаж.
21
Аналитические жанры: корреспонденция, статья, обзор, рецензия, проблемная
статья. Художественно-публицистические жанры: эссе, очерк, фельетон,
памфлет, пародия, эпиграмма.
Жанры официально-делового стиля: объявление, биография, автобиография,
заявление, расписка, деловое письмо, объяснительная записка, протокол,
договор, деловой разговор по телефону, переговоры и другие.
Практика: Анализ текстов различных стилей, жанров. Написание текста в жанре
репортаж «Мой Подольск». Создание небольших текстов на одну тему, но в
разных стилях (тема: «Кремль»). Проведение интервью – игровая ситуация.
Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера.
Теория: Подготовка речи. Логическая организация выступления.
Как готовиться к публичным выступлениям? Основные приемы поиска
материала.
Практика: Подготовка к выступлению на тему «Наш Подольск».
Практика: Использование презентации во время выступления. Создание
презентации в MS PowerPoint. Работа с MS PowerPoint, создание презентации,
основные требования к оформлению. Выступление с использованием
презентации.
Раздел 6. Художественно-техническое оформление издания
Теория: Вводная лекция. Творческое мышление и варианты его выражения.
Понятие мастерства как творческого, свободного владения методами
профессиональной деятельности, поиска новых форм и методов.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.
Теория: Выразительность документализма.
Разные уровни достоверности. «Искусство умолчания». Многообразие
использования выразительных возможностей. Документального факта.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.
Теория: Образ журналиста в тексте.
Документализм и личностная окрашенность текста. Образ автора в творческом
тексте. Авторская интонация. Авторская позиция.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов
22
Теория: Мастерство заголовка.
Значимость заголовка. Возможности вариабильности. Допустимая и не
допустимая креативность заголовка.
Практика: Освоение практики написания заголовков.
Теория: Профессиограмма профессии.
Профессиональные и личностные качества журналиста, их
профессиональной деятельности. Моральный кодекс журналиста.
место
в
Практика: Анкетирование.
Теория: Основные жанры новостной журналистики.
Чувство формы. Уровни комментирования. Жанры как выразительные средства.
Информационные, аналитические, художественно-политические жанры.
Система, целостная картина мира, учет приоритетов.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.
Аудитория.
Теория: Целевая, реальная, потенциальная аудитория. Портрет потенциального
читателя. Коммуникативный фонд аудитории.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.
Теория: Сроки подготовки новостного материала.
Современные требования к оперативности. Значимость передачи информации с
места происшествия.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов
Теория: Штамп и его место в журналистике.
Понятие штампа. Откуда берутся штампы их понятийная значимость. Надо ли с
ними бороться.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.
Теория: Технология журналистского творчества.
23
Замысел, формирование, конкретизация, реализация, авторское редактирование
материала. Умение видеть свой материал чужими глазами. Проблема
последнего абзаца. Чрезвычайная новость, главная новость. Понятие лида.
Заголовок. Понятие информационного голода. Статья, обозрение, рецензия,
эссе, комментарий (колонка). Информация общественного значения. Погода.
Практика: Освоение навыков написания информационных материалов.
Раздел 7. Как работать с информацией.
Теория: Зарождение информационной службы. Из истории детской прессы.
Журналистика: призвание, ремесло, профессия. Слагаемые журналистской
профессии. Правовая и этическая культура журналиста. Образ журналиста.
Основные понятия и термины журналистики. Информационный отчёт и его
основные черты. Информационная корреспонденция.
Практика: Виртуальная экскурсия «Из истории возникновения журналистики».
Игра-викторина «Мой компьютер». Работа с энциклопедиями, справочной
литературой, работа со словом. Ролевая игра. Презентация детской печатной
продукции «Разнообразный мир детских и подростковых СМИ». Работа с
текстом «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Игравикторина.
Раздел 8. Текст и его жанры.
Теория: Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. Создание
текста – процесс творческий. Основные методы сбора, обработки и формы
подачи информации: изучение документов, наблюдение, работа с людьми.
Этические нормы в работе с источниками информации. Особенности написания
материала для средств массовой информации. Основные приёмы
редактирования. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
Творческая лаборатория: написание материала на данную тему.
Совершенствование рукописи. Основные понятия и термины журналистики.
Практика: Работа с периодической печатью. Работа с текстом «Пакт о жанрах и
журналистских стандартах». Сопоставительный анализ текстов. Собирание
материала о последних школьных новостях. Подготовка материала к
публикации. Кроссворд. Упражнения. Упражнения в редактировании текста.
Теория: Виды журналистских текстов и принципы их построения.
Индивидуальный стиль журналиста. Оперативность, точность, правдивость,
проверка фактов, привязка к месту и времени. Жанровая классификация
24
публицистических текстов: сфера применения и характеристика. Общая
характеристика информационных публицистических жанров. Информационные
новости в газете, на телевидении. Заметка и её основные черты, типы заметок.
Виды заметок: информационная, хроникальная, дискуссионная, заметка с
выводами и предложениями. Вопрос-ответ, блиц-опрос. Классификация
вопросов.
Искусство задавать вопросы. Этапы работы над информационным интервью.
Творческие и технические аспекты деятельности фотожурналиста.
Фоторепортаж. Общая характеристика аналитических жанров. Колонка.
Аналитический отчёт. Рецензия.
Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Способы
написания зарисовок. Очерк. Типы очерковых публикаций. Житейская история.
Легенда. Пародия. Сатирический комментарий. Шутка и игра. Написание
материала на заданную тему. Оформление письменной речи в любом выбранном
жанре. Основные понятия и термины журналистики.
Практика: Упражнение в самостоятельном написании информационной заметки,
информационного
отчёта,
информационной
корреспонденции,
информационного
интервью,
аналитического
отчёта,
аналитической
корреспонденции, аналитического интервью, зарисовки, очерка, легенды.
Раздел 9. Социология
Теория: Социология как составная часть журналистских знаний. Правила
составления анкеты. Опрос и его виды. Беседа. Комментарий. Аналитическое
интервью. Социологическое резюме.
Практика: Упражнение в самостоятельном составлении интервью.
Раздел 10. Печатные издания.
Теория: Мир журналистики: печатные СМИ. Редакционный коллектив и нормы
служебной этики. Процесс создания печатного издания. Газета, стенгазета и
журнал: типология, структура; виды формата и постоянные элементы издания.
Композиционно-графическое моделирование. Приёмы выделения, шрифтовое
оформление текста. Дизайн и художественное оформление издания.
Фотонаполнение номера. Врезка и её роль в полосе. Реклама в издательской
деятельности. Типы и виды школьных газет. Основные понятия и термины
журналистики. Проект «Мой номер школьного издания».
Практика: Кроссворд «Древо профессий». Мастер-класс «Печатные издания».
Упражнения в подборе иллюстраций и обработке изображений. Анализ
25
печатных изданий. Упражнения в определении задач и способов оформления
материала в издании. Упражнения в подборе заголовков к текстам. Упражнения
в создании рекламы. Работа с текстом «Европейский кодекс профессионального
поведения в области PR», «Российский рекламный кодекс». Собирание
материала о последних школьных новостях. Упражнения в подготовке текстов к
публикациям. Деловая игра «Редакция». Создание и презентация своего номера
школьной печатной продукции. Защита проекта. Беседа на тему «Роль
журналистики в жизни человека». Подготовка к работе. Правила подготовки
эскиза – проекта будущей стенгазеты. Оформление, украшение
дополнительными материалами. Изготовление шаблонов из плотного картона
(дублирование). Пробная раскладка материала на листе ватмана. Практические
упражнения: «Подбери по цвету, качеству, длине», «Аккуратный плакат».
Применение дополнительных материалов для оформления и украшения плаката.
Использование как средство создания объёма. Упражнения и практические
задания по раскладке и сборке деталей.
Раздел 11. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Выпуск номера школьного издания. Итоговая
Обсуждение: достоинства и недостатки.
3. Организационно-педагогические условия
№ п/п Основные характеристики образовательного
аттестация.
1 год обучения
процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
68
3
Количество часов в неделю
2
4
Количество часов
68
5
Недель в I полугодии
16
6
Недель во II полугодии
18
7
Начало занятий
09.01.2025
8
Выходные дни
31 декабря – 8 января
9
Окончание учебного года
23 мая
3.2 Условие реализации программы
материально - технические условия:
отдельный кабинет с рабочими столами, стульями, шкафом, для хранения
наглядного материала;
26
мультимедийное оборудование;
материально-техническое оснащение занятий:
В соответствии с материально-технической базой, основываясь на социальном
заказе, родители (законные представители) самостоятельно обеспечивают
обучение
ребенка
соответствующим
комплектом
оборудования
индивидуального пользования по выбранной программе (микрофоны,
штативы, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня).
Кадровое обеспечение - в реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования со средним специальным или высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной
категории,
обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по данной
программе.
Методические материалы:
Дидактико-методическое обеспечение:
книги и иллюстрации для детей по истории журналистики;
Цифровые образовательные ресурсы: презентации по темам:
введение в журналистику;
специфика журналистского искусства;
основы ведения новостных передач;
материалы для проведения входящего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций.
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы:
входящий контроль (сентябрь-октябрь) в форме опроса и наблюдения;
промежуточная аттестация (декабрь-январь) творческая новостная
работа;
27
итоговая
аттестация
обучающихся
(апрель-май)
в
качестве
интервьюеров, видео операторов.
Педагогическая диагностика
Критерии оценки освоения образовательной программы:
наличие устойчивого интереса к занятиям;
приобретение навыков общения со специализированной аппаратурой;
умение словесно действовать в новостном формате;
владение основными элементами журналистского мастерства;
участие в постановке новостных роликов;
участие в конкурсах.
Критериями оценки результативности обучения являются:
уровень развития речи;
уровень развития памяти;
уровень эмоционального развития;
глубина восприятия и вербализации материала;
Уровни освоения образовательной программы:
высокий уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность,
быстрое осмысление заданий, точное выразительное выполнение, ярко
выраженная эмоциональность.
средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание
включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий.
Требуются дополнительные объяснения.
28
низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно и
без интереса относится к заданиям.
Механизм оценки результативности освоения программы
Для определения результативности освоения программы используются
следующие формы аттестации и контроля: зачет, практическая работа,
тестирование, опрос. Все эти формы предполагают оценку теоретического или
практического задания.
Критерии оценки теоретического задания
Оценка
Критерии оценки
Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
Ответ полный. Вносит дополнения, использует развернутый
ответ на вопрос. Отвечает на дополнительные вопросы (при
необходимости). Делает правильные, обоснованные выводы.
Соблюдает нормы литературной речи. Количество правильных
ответов > 90%
Учащийся
выполняет
задание
самостоятельно
с
«Хорошо»
незначительными ошибками. Ответ неполный. Делает
правильные выводы. Соблюдает нормы литературной речи.
Количество правильных ответов > 70%,
Учащийся выполняет задание с помощью педагога, допускает
ошибки. Ответ неполный. Не всегда может сформулировать
вывод. Допускает нарушения последовательности изложения,
«Удовлетворительн норм литературной речи. Количество правильных ответов
о»
>50%.
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не
представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не
раскрываются причинно-следственные связи между явлениями
и
событиями. Выводы отсутствуют. Имеются заметные
нарушения норм литературной речи. Количество правильных
«Плохо»
ответов < 50%.
«Отлично»
29
Критерии оценки практического задания
Оценка
Критерии оценки
Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
«Отлично»
Проявляет творчество, импровизирует. Количество правильных
действий > 90%.
Учащийся
выполняет
задание
самостоятельно,
с
«Хорошо»
незначительными ошибками. Проявляет элементы творчества.
Количество правильных действий > 70%.
Учащийся выполняет задание с незначительной помощью
«Удовлетворительн педагога, допускает ошибки. Использует репродуктивный
о»
повтор образца действия. Количество правильных действий >
50%.
Учащийся выполняет задание со значительной помощью
«Плохо»
педагога, допускает серьезные ошибки. Не может повторить
образец действия. Количество правильных действий < 50%.
Тесты, контрольные теоретические и практические задания используются
при осуществлении входного, текущего и итогового контроля, которые
оформляются с помощью диагностических таблиц. При проведении диагностики
1 балл ставится, если ребенок не справляется с заданием. 2 балла ставится, если
ребенок выполняет задание ошибками. 3 балла ставится, если ребенок
справляется с заданием без ошибок. Диагностика проводится в начале, середине
и конце учебного года (сентябрь, декабрь, май). В конце года обучения (май)
проводится итоговая аттестация.
Примерная диагностическая таблица
№
п/п
Фамилия, имя
Показатели
1
2
3
4
5
6
7
Балл
ы
8
9
10
1.
2.
3.
Уровень:
низкий: 10 – 15 баллов,
средний: 16 – 30 баллов,
высокий: 25 – 30 баллов.
30
Показатели разрабатываются педагогом в соответствии с содержанием
дополнительной общеразвивающей программы.
В конце учебного года педагог проводит общую диагностику обучения по
программе:
Показатели
Балл
№
Фамилия, имя
ы
п/п
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10
4.
5.
6.
Показатели качества обучения:
1. Теоретические знания по предмету.
2. Практические умения и навыки по предмету.
3. Организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).
4. Ориентационные качества (самооценка, интерес к занятиям).
5. Поведенческие качества (конфликтность, коммуникабельность).
6. Активность участия в мероприятиях.
Уровень:
Низкий уровень – 6 – 9 баллов (… человека, …%).
Средний уровень – 10 – 14 баллов (… человека, …%).
Высокий уровень – 15 – 18 баллов (… человека, …%).
31
4. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
32
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по 37
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
33
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Список литературы для педагога
1.
Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. – Саранск,
2018.
2. Бобков А. К. Газетные жанры: учеб. пособие.– Иркутск: Иркут. ун-т, 2018.
3. Богданов.В., Засурский Я. Формула доверия. Энциклопедия жизни
современной российской журналистики. М., Союз журналистов России.
2018.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи,
Ростов н/Д: Феникс, 2018.
5. Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст]
/ Е. Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». -2014.- №5.
6. Ворошилов, В. И. История журналистики в России - СПб. : Изд-во Михайлова
В.А., 2014.
7. Галкин С.И. Техника и технология СМИ. М., Аспект Пресс. 2018.
8. Генне Ж. Школьные и лицейские газеты //Народное образование. — 2019.
9. Голованова Д., Михайлова Е. Русский язык и культура речи. Краткий курс. 2016.
10. Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. — Ростов-на-Дону,
2018.
11.Кузнецов И.Н. (авт.-сост.) Риторика: Учебное пособие / – 6-е изд. – М. :
Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2014.
13.Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки
речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. СПб.:
«Паритет», 2019.
14. Субботина Н. Н. Детская газета в образовательном учреждении. —
Ярославль,2018.
15. Шаповал Ю. Г. Изображение и текст в журналистике. — Львов, 2018.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Богданов.В., Засурский Я. Формула доверия. Энциклопедия жизни
современной российской журналистики. М., Союз журналистов России. 2018.
2. Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]:
практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М.: АРКТИ, 2015.
34
3. Бовин, А. Профессия - журналист [Текст] / А. Бовин // Журналист. - 2017. -№
3.
4. Васильева, Л. А. Делаем новости! [Текст]: учебное пособие / Л. А. Васильева.
- М.: Аспект Пресс, 2017.
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин.- М., 2018.
6. Черникова Е. Грамматика журналистского мастерства, 2017
35
36