Художественное выпиливание и выжигание

2

Оглавление:

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...............................................3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ...........................................................................................4
1.3. Учебный план.................................................................................................................6
1.4. Содержание программы.............................................................................................12
1.5. Планируемые результаты..........................................................................................15
РАЗДЕЛ

2.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ...................................................16
2.1. Календарный учебный график.................................................................................16
2.2. Условия реализации программы .............................................................................18
2.3. Формы аттестации ......................................................................................................18
2.4. Оценочные материалы...............................................................................................19
2.5. Методические материалы: ........................................................................................29
2.6. Список литературы.....................................................................................................30
Приложения… ....................................................................................................................31

4

Пояснительная записка
Выжигание по дереву считается старинным искусством России. Дерево – один из
наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных и художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в 9-10веках. В России,
богатой лесом, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных
промыслов.
Искусством обработки дерева славились издавна народные умельцы Севера, Верхнего
и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом мастера Архангельской, Вологодской,
Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. В настоящее время художественные изделия из дерева производят предприятия художественных промыслов почти во всех государствах ближнего зарубежья.
Выжигание по дереву - один из любимых видов прикладного творчества среди учащихся. В отличие от выжигания по ткани оно существует значительно раньше. В глубокой
древности наши предки стремились вносить в свой быт элементы украшений. На посуду,
шкафы, скамейки наносились различные украшения. Вместо выжигательного аппарата они
использовали раскалённую кочергу или железные гвозди.
Несложность оборудования, инструментов и приспособлений, доступность работы
позволяют заниматься выжиганием по дереву многим мальчишкам и девчонка Занятия выжиганием по дереву, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют влиять эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать своё время.
Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в объединении «Художественное
выжигание», способствуют выбору профессии, связанной с обработкой дерева.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное выжигание» - художественной направленности.
Обучение ведется на родном (русском) языке.
Новизна программы состоит в том, что в ходе обучения, обучающиеся не только
будут работать по готовому шаблону, но и воплотят собственные идеи. Темы и сюжеты для
воплощения в работе, учащиеся черпают из собственных наблюдений за природой, а так же
используют свою фантазию. К тому же помимо обучения основам изобразительной грамоты
и формирования художественных знаний программа позволяет усложнить и разнообразить
деятельность детей.
Актуальность программы в том, что технические умения, навыки нужны всегда и во
все времена. Но в настоящее время все меньше и меньше уделяется внимания данному виду
деятельности. А ведь занятия по художественному выжиганию, помимо технических навыков
и умений, развивают фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус,
внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют развитию ребенка,
осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Доказано, что создание
художественных изделий положительно влияют на психику, помогая переключаться на
другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного напряжения.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия открывают
для обучающихся широкий простор для творчества, возможность иметь уникальную вещь,
сделанную своими руками; способствуют развитию сенсомоторики, согласованности в работе
глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий;
помогают раскрыть таланты учащихся.
Отличительные особенности данной программы.
Данная общеобразовательная программа - модифицированная, разработана на основе
программ Симоненко В.Д., Неменского Б.М. для общеобразовательных школ
«Основы народного и декоративно - прикладного искусства 1-8 классы; технология для 5-9

5

классов; декоративно-прикладного творчества для дополнительных образовательных учреждений.
Адресат программы: в реализации программы принимают участие обучающиеся с 13
до 15 лет. Количество до 15 человек .
Уровень программы, объем и сроки: базовый, срок обучения 2 года, количество ча- сов
в год – 34.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Общее количество часов - 68.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав групп – постоянный. Проводятся групповые занятия с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку. Количество детей до 15 человек. Формы проведения
занятий : творческая мастерская; выставка; творческий отчет; мастер-класс; игра. Формы
организации деятельности: индивидуальные, групповые. Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3. Практические: практические занятия;
4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
5. Эвристический: продумывание будущей работы.
В программе предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории (по индивидуальному учебному плану), а также использование дистанционных и (или) комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе.
Программа реализуется на бюджетной основе, как за счет средств персонифицированного финансирования, так и за счет средств муниципального задания.
Программа сформирована на основе модульного принципа, что позволяет выделить
модули (блоки) в целях совершенствования организации учебного процесса, структурирования содержания программы, работы педагогов, участия обучающихся в освоении программы
с учетом различных условий ее финансирования. В структуре программы каждого года обучения по четыре модуля, которые являются последовательными: модуль 1 и модуль 3 реализуются за счет средств персонифицированного финансирования, а модуль 2 и модуль 4 – за
счет средств муниципального задания.
Распределение объема часов по содержанию учебного плана и срокам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное выжигание по дереву» в разрезе источников финансирования на текущий учебный год зависит от условий финансирования деятельности учреждения учредителем, а также спроса на
образовательную услугу по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе со стороны потребителей (обучающихся/\их родителей/законных представителей) при участии в системе персонифицированного финансирования.
Распределение объема часов по содержанию учебного плана и срокам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное выжигание по дереву» на 2021/2022 учебный год в разрезе источников финансирования представлено в Таблице 1 «Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное выжигание по дереву», на рисунке 1 «Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Художественное выжигание по дереву» (по годам обучения).
1.1. Цель и задачи программы
Общая цель программы: сформировать у учащихся познавательный интерес и обеспечить овладения ими базовыми знаниями, умениями и навыками в области художественного выжигания древесины.
Цель 1 года обучения: способствовать приобретению знаний по истории выжигания
по дереву; эволюции инструментов, приспособлений и материалов для выжигания; овладению приемами техники выжигания.

6

Задачи:
Предметные:
 познакомить с принципами организации рабочего места и основными правилами
техники безопасности;
 познакомить с физико-механическими, технологическими, энергетическими, экологическими свойствами материалов;
 познакомить со способами разметки по шаблону и чертежу; способами отделки
древесины;
 познакомить с основами композиции; основными приёмами выжигания;
 познакомить с технологическим процессом изготовления изделий и декорирования их выжиганием;
 научить рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности; работать с различными инструментами и приспособлениями;
Личностные:
 развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику рук, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
 развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам
и явлениям действительности;
 получить навыки самостоятельной работы, в том числе удаленно, с применением
дистанционных образовательных технологий, сети Интернет;
 развивать пространственное представление, художественно – образное восприятие
действительности.
Метапредметные:
 пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным
направлениям народного творчества;
 воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие.
Цель 2 года обучения: способствовать расширению и углублению знаний, умений и
навыков учащихся в области художественного выжигания.
Задачи:
Предметные:
 научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
 способствовать овладению основами технологии и техники безопасности ручной
обработки древесины;
 научить работать различными инструментами, приспособлениями научить производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
 самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
 формировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе.
Личностные:
 развивать творческие способности;
 получить навыки самостоятельной работы, в том числе удаленно, с применением
дистанционных образовательных технологий, сети Интернет;
 развивать пространственное представление, художественно – образное восприятие
действительности.
Метапредметные:
 воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие.

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Художественное выжигание по дереву»

№
п/п

1
2
3

4

5.

Наименование разделов, тем

Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ 1:
Раздел 1. Вводное занятие. Выжигание по дереву - один из видов
1
прикладного творчества.
Раздел 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ
1
по выжиганию.
Раздел 3. Техника и приемы выжигания по дереву. Последова2
тельность выполнения работы в технике выжигания.

Раздел 4. Орнаменты для контурного выжигания.

2

Раздел 5. Итоговое занятие.
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 1:
МОДУЛЬ 2:

1

-

Беседа, наблюдение

1

-

Устный опрос

1

1

1

1

1

-

1

7

4

3

Источник
финансирования
при реализации
ДООП/части ДООП

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Выставка работ,
анализ
-

Бюджетная основа,
персонифицированное
финансирование

7
№
п/п
6.
7.

8.

Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля

Наименование разделов, тем
Раздел 6. Вводное занятие. Повторение.
Раздел 7. Выполнение простых работ: контурное выжигание.

Раздел 8. Итоговое занятие.
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 2:

1
5

1
1

4

Источник
финансирования
при реализации
ДООП/части ДООП

Беседа

1

-

1

7

2

5

Анализ работ,
выставка
Выставка работ,
анализ
-

Беседа, устный
опрос

Бюджетная основа,
муниципальное
задание

МОДУЛЬ 3:
9.

Раздел 9. Вводное занятие. Повторение.

2

1

1

10.

Раздел 10. Выполнение простых работ, контурное выжигание.

5

1

4
Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

Бюджетная основа,
персонифицированное
финансирование

8
№
п/п
11.
12.

13.

Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля

Наименование разделов, тем
Раздел 11. Использование красок в выжигании.
Раздел 12. Декорировании художественных изделий – художественная доска.
Раздел 13. Итоговое занятие.
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 3:

1

Источник
финансирования
при реализации
ДООП/части ДООП

1

2

1

1

1

-

1

11

3

8

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Выставка работ,
анализ
-

МОДУЛЬ 4:
14.

Раздел 14. Вводное занятие. Повторение.

1

1

-

15.

Раздел 15. Технология декорирования художественных изделий.

5

1

4

Беседа, устный
опрос
Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

16.

Раздел 16. Создание сложных композиций с использованием различных приемов выжигания.

2

-

2

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

Бюджетная основа,
муниципальное
задание

9
№
п/п
17.

1.
2.
3.

4.

5.

Наименование разделов, тем

Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля

Раздел 17. Итоговое занятие.
1
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 4:
10
2
ИТОГО ЗА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
34
11
-в том числе в рамках персонифицированного финансирования
34
- в рамках выполнения муниципального задания
34
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ 1:
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Выжигание по об1
1
разцу: подготовка досок. Выбор рисунка, выжигание рисунка.
Раздел 2 Антистрессовые рисунки.
3
Раздел 3. Креативные (творческие) темы. Разработка рисунка са3
мостоятельно.
Раздел 4. Коллективная работа на тему «Природа». Наблюдения за
изменениями в природе.
Раздел 5. Итоговое занятие.

1
8
23

Итоговая выставка
-

-

Беседа, наблюдение

3
3

1

-

1

1

-

1

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Выставка работ,

Источник
финансирования
при реализации
ДООП/части ДООП
-

Бюджетная основа,
персонифицированное
финансирование

10
№
п/п

Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля

Наименование разделов, тем

ИТОГО ПО МОДУЛЮ 1:

9

1

1
3
3

1
1
-

Источник
финансирования
при реализации
ДООП/части ДООП

анализ
-

8

МОДУЛЬ 2:
6.
7.
8

9.

Раздел 6. Вводное занятие. Повторение.
Раздел 7. Разработка изделий на тему «Новый год».
Раздел 8. Свободное творчество.

Раздел 9. Итоговое занятие.
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 2:

2
3

Беседа

1

-

1

8

2

6

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Выставка работ,
анализ
-

1

1

-

Беседа

5

-

5

2

-

2

Бюджетная основа,
муниципальное задание

МОДУЛЬ 3:
10.
11.
12..

13.

Раздел 10. Вводное занятие. Повторение.
Раздел 11. Выполнение работ на районные и областные конкурсы и
выставки.
Раздел 12. Выжигание готовых изделий: брелоки, серьги, магниты,
шкатулки и др.

Раздел 13. Итоговое занятие.

1

-

1

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Выставка работ

Бюджетная основа,
персонифицированное
финансирование

11
№
п/п

Формы аттестации/
Всего Теория Практика
контроля

Наименование разделов, тем
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 3:

9

1

8

Беседа

Источник
финансирования
при реализации
ДООП/части ДООП

МОДУЛЬ 4:
14
15.

Раздел 14. Вводное занятие. Повторение.
Раздел 15. Панно «Полевые цветы».

1
3

1
1

2

16.

Раздел 16. Выжигание на объемных формах.

2

1

1

17.
18.

Раздел 17. Посещение выставки.
Раздел 18. Итоговое занятие. Оформление и презентация выставки.
ИТОГО ПО МОДУЛЮ 4:
ИТОГО ЗА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
-в том числе в рамках персонифицированного финансирования
- в рамках выполнения муниципального задания
ВСЕГО ПО ДООП:
-в том числе в рамках персонифицированного финансирования
- в рамках выполнения муниципального задания

1
1
9
34
34
34
68
68
68

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ

3
7

1
1
6
27

Практическая
работа, анализ и
просмотр работ
Посещение музея,
итоговая выставка
-

18

50

-

Бюджетная основа,
муниципальное
задание

1.2. Содержание программы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ 1
Раздел 1. Вводное занятие. Выжигание по дереву - один из видов прикладного
творчества.
Теория. ТБ. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Правила поведения в Центре.
Раздел 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. ТБ при работе с электровыжигателем. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон,
нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Раздел 3. Техника и приемы выжигания по дереву. Последовательность выполнения работы в технике выжигания.
Теория. Инструменты и приспособления для выполнения учебных работ по выжиганию. Порядок работы с выжигателем. Отличие работы с иглой от карандаша. Регулировка
накала иглы при работе с деревом различных пород. Приемы выжигания: точечное, пунктирное, линейное, ретушь. Этапы выполнения работы. Повторение правил техники безопасности.
Практика. Отработка навыка работы с иглой в разных техниках выжигания.
Раздел 4. Выполнение простых работ. Контурное выжигание.
Теория. Технология подготовки и обработки древесины, выбора и переноса рисунка.
Повторение правил техники безопасности и порядка работы с выжигателем. Виды орнамента. Основные законы композиции.
Практика: Подготовка материалов (подбор древесины), ошкуривание, зачистка); перевод рисунка (выбор и нанесение рисунка на деревянную поверхность, используя копировальную бумагу).
Выжигание на тему: «Орнаменты».
Раздел 5. Итоговое занятие. Выставка работ.
МОДУЛЬ 2
Раздел 6. Вводное занятие. Повторение. Техника безопасности при работе с выжигателем.
Раздел 7. Выполнение простых работ: контурное выжигание.
Теория. Технология подготовки и обработки древесины, выбора и переноса рисунка.
Повторение правил техники безопасности и порядка работы с выжигателем. Виды орнамента. Основные законы композиции.
Практика: Подготовка материалов (подбор древесины), ошкуривание, зачистка); перевод рисунка (выбор и нанесение рисунка на деревянную поверхность, используя копировальную бумагу).
Выжигание на темы: «Орнамент», «Цветы», «Виноград», «Герои из мультфильмов»,
«Животные и птицы», «Бабочки», «Рыбы и насекомые», «Деревья».
Раздел 8. Итоговое занятие. Выставка работ.
МОДУЛЬ 3
Раздел 9. Вводное занятие. Повторение. Техника безопасности при работе с выжигателем.
Раздел 10. Выполнение простых работ, контурное выжигание.
Теория. Технология подготовки и обработки древесины, выбора и переноса рисунка.
Повторение правил техники безопасности и порядка работы с выжигателем. Виды орнамента. Основные законы композиции.

13

Практика: Подготовка материалов (подбор древесины), ошкуривание, зачистка); перевод рисунка (выбор и нанесение рисунка на деревянную поверхность, используя копировальную бумагу).
Выжигание на темы: « «Герои из мультфильмов», «Животные и птицы», «Бабочки»,
«Рыбы и насекомые».
Раздел 11. Использование красок в выжигании.
Теория: Цветовой круг, сочетание цветов. Основные цвета, их смешивание. Практика: тематическая игра «Радуга», подборка цветосочетаний, использование красок в оформлении выжженных рисунков. Подбор нужных красок по цвету, смешивание различных красок и получение новых тонов для фона и заливки рисунка.
Раздел 12. Декорировании художественных изделий – художественная доска.
Теория: Использование техники выжигания в художественном оформлении деревянных изделий. Ассортимент изделий.
Практика: Выполнение контурного рисунка на изделии (деревянное яйцо, шкатулка,
разделочная доска и т.д.); выжигание по контурам рисунка используя различные техники
выжигания; оформление работы используя краски. Оформление деревянной разделочной
доски.
Раздел 13. Итоговое занятие. Выставка работ.
МОДУЛЬ 4
Раздел 14. Вводное занятие. Повторение.
Раздел 15. Технология декорирования художественных изделий.
Теория: Использование техники выжигания в художественном оформлении деревянных изделий. Ассортимент изделий.
Практика: Выполнение контурного рисунка на изделии (деревянное яйцо, шкатулка,
разделочная доска и т.д.); выжигание по контурам рисунка используя различные техники
выжигания; оформление работы используя краски. Выполнение работ – «Яйцо», «Номер на
квартиру», «Шкатулка», «матрешка».
Раздел 16. Создание сложных композиций с использованием различных приемов выжигания.
Теория: Понятие о композиции. Ознакомление детей с сюжетом, картиной, композицией; понятие о составлении сюжетных композиций, Диалоги о любимых сказках, сказочных
героях. Особенности изображения пейзажей, иллюстрация, просмотр пейзажей.
Практика: Подбор иллюстраций; обработка доски; перенос рисунка; выжигание по
рисунку, используя все техники выжигания; оформление рисунка штриховым и точечным
выжиганием. Выжигание на темы: «Пейзаж», сюжетные композиции на темы сказок, использование иллюстраций из интернета. Оформление работ красками.
Раздел 17. Итоговое занятие. Выставка детского творчества. Оценка результатов работы объединения за год. Поощрение детей за хорошие результаты работы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
МОДУЛЬ 1
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в ЦДО Техника
выжигания. Повторение изученного материала.
Практика: Выжигание по образцу: подготовка досок. Выбор рисунка, выжигание рисунка. Применение изученных техник выжигания.
Раздел 2 Антистрессовые рисунки. Выполнение эскизов работ.
Раздел 3. Креативные (творческие) темы.
Теория: Разработка рисунка самостоятельно по теме «Подарок».
Практика: Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых
штриховок.
Раздел 4. Коллективная работа на тему «Природа».

14

Теория: Наблюдения за изменениями в природе. Беседы о природе.
Практика: Составление рисунка, подготовка досок, перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка одним из изученных способов. .Раскрашивание работы.
Раздел 5. Итоговое занятие. Выставка работ.
МОДУЛЬ 2
Раздел 6. Вводное занятие. Повторение. Техника безопасности при работе с выжигателем.
Раздел 7. Разработка изделий на тему «Новый год».
Теория: Разработка сюжета. Беседа о традициях в Новогодние праздники.
Практика: Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка «точечным способом» с использованием фоновых штриховок.
Раздел 8. Свободное творчество.
Теория: Выбор или составление рисунка.
Практика:. Выжигание рисунка любым способом по желанию обучающихся. Выбор рисунков на темы: «Мир животных», «Хищники», «Подводный мир», «Пейзаж», картина
«Натюрморт».
Раздел 9. Итоговое занятие. Выставка работ.
МОДУЛЬ 3
Раздел 10. Вводное занятие. Повторение. Техника безопасности при работе с выжигателем.
Раздел 11. Выполнение работ на районные и областные конкурсы и выставки.
Теория: Разработка сюжетов.
Практика: Нанесение рисунка на деревянную поверхность. Выжигание работ в течение всего учебного года.
Раздел 12. Выжигание готовых изделий: брелоки, серьги, магниты ,шкатулки и
др.
Теория: Разработка изделия.
Практика: Выжигание готовых изделий. Изготовление фигурных поделок с последующим выжиганием: магниты, брелоки, серьги, шкатулки и др
Раздел 13. Итоговое занятие. Выставка работ.
МОДУЛЬ 4
Раздел 14. Вводное занятие. Повторение.
Раздел 15. Панно «Полевые цветы».
Теория: Разработка рисунка с использованием гербария.
Практика: Выжигание изделия. Панно «Полевые цветы». Включает работу над композицией с использованием засушенных растений, копирование на доску с дальнейшим выжиганием без раскрашивания
Раздел 16. Выжигание на объемных формах.
Теория: Разработка и нанесение рисунка на изделие.
Практика: Выжигание на объемных формах. Включает работу над объемными поделками, сувенирами: тарелки, ложки, пасхальные яйца, карандашницы и др.
Раздел 17. Посещение Художественного музея г. Сочи.
Раздел 18. Итоговое занятие. Оформление и презентация выставки. Оценка результатов работы объединения за год. Поощрение детей за хорошие результаты работы.

15

1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
По окончании 1 года обучения учащиеся
будут знать:
 принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
 физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства
материалов;
 способы разметки по шаблону и чертежу;
 способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, полирование;
будут уметь:
 рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
 производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
 самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
 экономно расходовать материалы и электроэнергию.
По окончании 2 года обучения учащиеся
будут знать:
 основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
 основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных
видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием
будут уметь:
 выполнять коллективные работы;
 выполнять творческие работы на свободные темы.
Личностные результаты:
 видение и оценка прекрасного в предметах, явлениях действительности, декоративно-прикладного творчества; психоэмоциональное развитие, овладение установками умственного и физического труда;
 развитие самостоятельности, коммуникабельности, пространственного мышления,
художественно-эстетического вкуса.
 знание истории выжигания по дереву; эволюции инструментов, приспособлений и
материалов для выжигания;
 знание технологического процесса подготовки деревянной поверхности и техники
выжигания.
Метапредметные результаты:
 алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
 определение организационных и материально-технических условий, способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
 соблюдение норм и правил культуры труда, норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИХ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график
Рисунок 1. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Художественное выжигание по дереву»
Первый год обучения: сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

17

Рисунок 2. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Художественное выжигание по дереву»
Второй год обучения: сентябрь 2022 г. - май 2023 г.

2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
 учебный кабинет оборудованный столами, розетками с заземлением, защитными
дощечками для столов мультимедийным оборудованием, компьютер с выходом в Интернет.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
 электровыжигатель,
 карандаши,
 линейки, ластики, циркуль,
 акварель или гуашь,
 кисти, копирка.
Информационное обеспечение:
 готовые рисунки
Кадровое обеспечение: Педагог должен иметь высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование, иметь специальные знания в области декоративно-прикладного искусства, технологии выжигания по дереву.
2.3. Формы аттестации
Процесс обучения включает следующие формы и виды контроля:
Вводный контроль: проводится в форме наблюдения. Проверяются умения правильно
пользоваться карандашом, копировальной бумагой, знание правил безопасности при работе с
выжигателем.
Текущий контроль: собеседование по темам: «Контурное выжигание», «Орнамент»,
«Способы выжигания и оформление работ». ТБ и порядок работы с выжигателем. Проверяется умение аккуратно и равномерно выжигать линии по контурам рисунка; аккуратность
выполнения работы. Зачётная работа: «Сюжетная композиция». Проверяется умение составления сюжетов; знание и соблюдение этапов выполнения работы, уровень техники выполнения.
Итоговый контроль: Выставка. Анализируется творческий подход, качество выполненных работ.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки и конкурсы декоративноприкладного творчества; итоговая выставка лучших творческих работ; персональные выставки.
Виды, формы организации контроля, подведения итогов реализации программы
представлены в таблице 2:
Таблица 2. Формы и виды организации контроля по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Художественное выжигание по дереву» (по укрупнённым тематическим разделам)
№

1

Наименование раздела и /темы
Охрана труда,
электро- и пожарная
безопасность при
производстве художественных изделий.

Форма
занятий
Беседа

Приемы и
методы
Словеснонаглядный.
Приучение к
выполнению
требований

Форма подведения итогов

Средства
обучения

Вводная
диагностика

Раздаточный материал

2

Основы материаловедения.

Объяснение

Словеснонаглядный

Обобщающая
беседа

3

Инструменты и при-

Беседа

Словесно

Анализ работ,

Таблицы, инструменты и принадлежности
инструменты и

19

4
5
6
7
8
9
10
11
12

способления для выполнения работ по
выжиганию.
Техника выжигания.
Последовательность
выполнения работ
Основы композиции.
Подготовка заготовок
к работе.
Технология декорирования художественных изделий
выжиганием.
Основные приёмы
выжигания.
Технология выполнения приёмов выжигания
Отделка изделия.
Изготовление изделий
и декорирование их
выжиганием.
Выставка детского
творчества

наглядный

Выставка

принадлежности

Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка

инструменты и
принадлежности

Словесно
наглядный
Словесно
наглядный

Анализ работ,
Выставка
Анализ работ,
Выставка

инструменты и
принадлежности
инструменты и
принадлежности

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка

инструменты и
принадлежности

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
Выставка

инструменты и
принадлежности

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка

инструменты и
принадлежности

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
Выставка

инструменты и
принадлежности

Объяснение

Словесно
наглядный

Анализ работ,
выставка

инструменты и
принадлежности

Показ

-

-

-

Объяснение
Объяснение
Объяснение

Формы подведения итогов: творческие выставки, конкурсы, защита творческих
проектов.
Рекомендации к организации педагогического контроля:
 индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого учащегося;
 систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные материалы: дидактические материалы (тесты, творческие задания,
творческие задачи).
Объектами мониторинга в творческом объединении «Художественное выжигание по
дереву» являются:
 уровень обученности каждого обучающегося (теоретические знания и
практические умения)
 уровень развития;
 уровень воспитанности
Проверка образовательных результатов проходит по определенному плану, органически вписываясь в учебную деятельность.
В процессе обучения применяется вводный, текущий, промежуточный, итоговый,
контроль.
Вводный контроль проводится педагогом с целью выяснения уровня подготовленности детей в области прикладного творчества и технологии. Для проведения данного вида
контроля используются следующие формы: опрос, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование.

20

Промежуточный контроль проводится в середине учебного года и является с одной
стороны – подведением итогов работы за первое полугодие, с другой стороны – позволяет
наметить пути дальнейшей работы в соответствии с полученными результатами. Промежуточный контроль может проводиться в форме беседы, опроса, тестирования, наблюдения,
выполнения практических заданий с последующим анализом и самоанализом.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Ее цель – выявление уровня
знаний, умений и навыков, личностного развития учащихся, в результате освоения программы за учебный год. Формы итогового контроля: соревнования, конкурсы, выставки.
Наряду с указанными видами контроля необходимо учитывать данные систематического текущего контроля, который рекомендуется проводить после изучения темы или модуля программы.
Использование разнообразных форм контроля позволяет учащимся проявить навыки
самостоятельной работы, совершенствовать знания, повышает сознательность, стимулирует
творчество.
Результатом обучения по программе является также результаты участия учащихся в
соревнованиях, турнирах, конкурсах.
Мониторинг образовательных результатов согласуется с задачами программы и ожидаемыми результатами проводится в соответствии с данными Таблицы 3.
Для оценки результатов выбраны уровни: низкий, средний, высокий.
1. Высокий уровень.
Ребенок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы,
имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной
деятельностью, активен и инициативен. Ребенок выполняет задания без особых затруднений.
2. Средний уровень.
Ребенок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с
программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не
обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.
3. Низкий уровень.
Ребенок в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но
реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса,
самостоятельности не проявляет.
Формы подведения итогов реализации программы предполагаются разнообразные:
- выставки различного уровня (тематические, персональные, итоговые);
- участие в конкурсах;
Чтобы проследить качество обученности по образовательной программе, необходимо
организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы:
1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
2. Мониторинг личностного развития обучающихся.
3. Реализация творческого потенциала обучающегося
Мониторинг результатов обучения дополнительной общеразвивающей программе
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированной
основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг
результатов обучения обучающегося по дополнительной общеразвивающей программе»
(таблица 3). Дважды в течение учебного года заносятся данные об обучающихся в диагностическую карту №1 (таблица 5). Технология определения результатов обучения ребенка по
дополнительной общеразвивающей программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, методы диагностики.
Мониторинг личностного развития обучающихся. Для мониторинга личностного
развития обучающихся
используются Таблицы 6,7 (диагностическая карта №2). В

21

совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность
личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко
наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют
привлечения других специалистов. Работа по предложенной технологии позволяет
содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился,
каким стал через некоторое время. В качестве методов диагностики личностных изменений
ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование и другие.
Реализация творческого потенциала обучающегося. В диагностической карте №3
(таблица 8) заполняются достижения обучающихся: на уровне учреждения, на уровне района,
города, на уровне региона, страны, на международном уровне.

Таблица 3. Мониторинг согласования образовательных результатов с задачами дополнительной общеразвивающей
программы «Художественное выжигание по дереву» и ожидаемыми результатами
Задачи

Критерии

Обучить теоретическим основам: научить познавать и
использовать красоту и свойства древесины для создания
художественных образов и предметов быта; способствовать овладению основами технологии и техники безопасности ручной обработки древесины.

Уровень соответствия теоретических знаний
программным требованиям

Обучить детей практическим навыкам по программе,
способствовать выполнению сложных по форме и содержанию композиций с использованием дерева; различными инструментами, приспособлениями научить производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их.

Уровень соответствия сформированных
навыков программным требованиям.

Развивать когнитивные функции учащихся: логическое
и образное мышление, память, внимание, фантазию.

Уровень развития логического и образного
мышления, памяти, внимания, фантазии

Развивать навыки работы в команде, чувство уважения
к сопернику.

Формирование личностные качеств: вежливость, доброжелательность, креативность, рассудительность, самокритичность, усидчивость, настойчивость, трудолюбие,
чувство ответственности не только за себя, но и за свою
команду. толерантность, умение сохранять выдержку,
критическое отношение к себе и коллективу.
Формировать бережное отношение к национальной
культуре и мировой культуре.

Уровень развития навыков работы в команде, чувства уважения к сопернику

Уровень сформированности личностных качеств: вежливость, доброжелательность, креативность, рассудительность, самокритичность,
усидчивость, настойчивость, трудолюбие, волю к победе, чувство ответственности нетолько
за себя, но и за свою команду. толерантность, умение сохранять выдержку, критическое отношение к себе и сопернику.
Уровень формирования отношения

Показатели
Низкий уровень (усвоил менее 50 процентов знаний по программе).
Средний (усвоил более 50 процентов
знаний по программе).
Высокий уровень (теоретическими знаниями владеет в полном объёме).
Низкий уровень (усвоил менее 50 процентов знаний по программе).
Средний (усвоил более 50 процентов
знаний по программе).
Высокий уровень (теоретическими знаниями владеет в полном объёме).
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень (иногда пассивен, может создать конфликтную ситуацию).
Средний уровень (взаимодействует со
сверстниками, не всегда проявляет умение слушать, неконфликтен).
Высокий уровень (активен во взаимодействии со сверстниками, проявляет
умение слушать и вступать в диалог,
неконфликтен).
Низкий (не все личные качества проявляет на должном уровне).
Средний (личные качества проявляет
на должном уровне).
Высокий (личные качества проявляет
всегда, может быть примером).
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Методы
Опрос, наблюдение

Наблюдение,
анализ

Наблюдение,
анализ

Наблюдение,
анализ

Наблюдение

Наблюдение

Таблица 4. Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеразвивающей программе
«Художественное выжигание по дереву» (диагностическая карта №1)
Показатели
(оцениваемые
параметры)

1. Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана
программы)
2. Владение специальной терминологией

1.Практические умения
и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана)
2.Владение специальным оборудованием и
оснащением

3. Творческие навыки

1.Учебноинтеллектуальные умения анализировать специальную литературу

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Теоретическая подготовка
 (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний,
Соответствие теорепредусмотренных программой)
тических знаний ре (С) средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);
бёнка программным
 (В) высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний,
требованиям;
предусмотренных программой за конкретный период).
Осмысление и пра (Н) низкий уровень (знает не все термины);
вильность использо (С) средний уровень (знает все термины, но не применяет);
вания специальной
 (В) высокий уровень (знание терминов и умение их применять).
терминологии
Практическая подготовка
 (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем1/2 предусмотренных
Соответствие практиумений и навыков);
ческих умений и
 (С) средний уровень;
навыков программ (В) высокий уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и
ным требованиям
навыками, предусмотренными программой за конкретный период).
 (Н) низкий уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при
Отсутствие затруднеработе с оборудованием);
ний в использовании
 (С) средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
специального обору (В) высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
дования и оснащения
испытывает особых трудностей).
 (Н) начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
Креативность в вы (С) репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе
полнении практичеобразца);
ских заданий
 (В) творческий уровень (выполняет практические задания с элементами
творчества)
Общеучебные умения и навыки
 (Н) низкий уровень умений обучающийся испытывает серьёзные
Самостоятельность в
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
подборе и анализе ликонтроле педагога;
тературы
 (С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или

Методы диагностик
(выбирает ПДО в
соответствии с образовательной программой)
Наблюдение.
Тестирование.
Контрольный
опрос.
Собеседование

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

Анализ исследовательской работы

24
Показатели
(оцениваемые
параметры)

2 Умение пользоваться
компьютерными источниками информации

1 Умение организовать
своё рабочее место

2 Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
3 Умение аккуратно, ответственно, дисциплинарно выполнять работу

Критерии

Самостоятельность в
использовании компьютерными источниками

Способность готовить
своё рабочее место к
деятельности и убирать его за собой
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным
требованиям
Аккуратность и ответственность в работе

Степень выраженности оцениваемого качества
родителей);
 (В) высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
 (Н) низкий уровень умений обучающийся испытывает серьёзные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога;
 (С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или
родителей);
 (В) высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
Учебно-организационные умения и навыки
 (Н) низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные
затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
 (С) средний уровень (большую часть работы выполняет самостоятельно);
 (В) высокий уровень (всё делает сам).
 (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма навыков
соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
 (С) средний уровень (объём усвоенных навыков составляет более ½);
 (В) высокий уровень (воспитанник освоил практически весь объём
навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
 (Н) удовлетворительно
 (С) хорошо
 (В) отлично

Методы диагностик
(выбирает ПДО в
соответствии с образовательной программой)

Анализ исследовательской работы

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

25

Таблица 5. Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеразвивающей программе «Художественное
выжигание по дереву»
Диагностическая карта №1 для
года обучения, группа №
направленность: художественная
ФИО педагогов:
Минеев А.Г.

№ п/п

ФИ обучающегося

Теоретическая
подготовка
обучающегося
1 полу- 2 полу0 срез
годие
годие

Практическая подготовка
обучающегося
0 срез

1 полугодие

2 полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.
Низкий уровень - нет первоначальных умений и навыков работы в соответствии с программой
Средний уровень – работу выполняет с помощью педагога
Высокий уровень – работает самостоятельно, творчески

Общеучебные умения и
навыки обучающегося
0 срез

1 полугодие

2 полугодие

За год

26

Таблица 6. Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Художественное выжигание по дереву» (диагностическая карта №2)
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Уровень
развития

Методы
диагностики

 Терпения хватает меньше. чем на ½ занятия;
 Терпения хватает больше. чем на ½ занятия
 Терпения хватает на всё занятие

Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Наблюдения








Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества
1. Организационно- волевые качества

1. Терпение

2.Воля

3. Самоконтроль

Способность переносить
(выдерживать ) известные
нагрузки, уметь преодолевать трудности.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям
Умение контролировать
поступки (приводить к
должному действию)

1. Самооценка

Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознание участия воспитанника в освоении образовательной программы

1.Конфликтоность

Умение воспитанника контролировать себя в любой
конфликтной ситуации

2.Тип сотрудничества

Умение ребёнка сотрудничать

1 Участие в мероприятиях учреждения

Степень и качество участия

Волевые усилия воспитанника побуждаются извне;
Иногда - самим воспитанником;
Всегда -- самим воспитанником;
Воспитанник постоянно действует под воздействием контроля;
Периодически контролирует себя сам;
Постоянно контролирует себя сам
2 Ориентационные качества
 Завышенная
 Заниженная
 нормальная
 интерес к занятиям продиктован извне;
 интерес периодически поддерживается самим воспитанником;
 интерес
постоянно
поддерживается
воспитанником
самостоятельно.
3. Поведенческие качества
 желание участвовать (активно) в конфликте (провоцировать
конфликт);
 сторонний наблюдатель;
 активное примирение.
 нежелание сотрудничать (по принуждению);
 желание сотрудничать (участие);
 активное сотрудничество (проявляет инициативу).
4. Личностные достижения воспитанника
 не принимает участия;
 принимает участие с помощью педагога или родителей;
 самостоятельно выполняет работу.

Наблюдения

Наблюдения

Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Наблюдения

Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Наблюдения

Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Наблюдение

Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Наблюдение

Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)

Выполнение
работы

27

Таблица 7. Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения
дополнительной общеразвивающей программы «Художественное выжигание по дереву»
Диагностическая карта №2 для
года обучения, группа №
направленность: художественная
ФИО педагогов:
Минеев А.Г..

№

ФИ
обучающегося

Организационноволевые качества
0 срез

1 полу- 2 полугодие годие

Ориентационные
качества
0
срез

1 полугодие

2 полугодие

Поведенческие качества
0 срез

1 полугодие

2 полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.

Личностные достижения
воспитанника
0
срез

1 полугодие

2 полугодие

За год

28

Таблица 8. Реализация творческого потенциала обучающегося объединения «Художественное выжигание по дереву»
Диагностическая карта №3 для
ФИО педагогов:
Дата

Ф.И.О. обучающегося,
название объединения
(кол-во участников)

года обучения, группа №

Минеев А.Г.
Название мероприятия, результат

Внутри учреждения

Район

Город

Регион

Российская Федерация,
международный уровень

2.5. Методические материалы:
В структуре программы 8 модулей – по четыре в каждом году обучения - которые
реализуются последовательно. Организация учебно-воспитательного процесса построена на
комбинированной форме сочетания теории и практики.
Модуль 1, Модуль 3 первого года и второго годы обучения реализуются за счетсредств
персонифицированного финансирования, а Модуль 2, Модуль 4 первого и второго годов
обучения - за счет средств муниципального задания.
На занятиях применяются следующие методы обучения, использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Основной формой занятий в освоении данной программы является работа в мастерской, где педагог, мастер и наставник, основной акцент делает на индивидуальной практической работе, как главном этапе занятия, в ходе которого ребята перенимают опыт и мастерство. Однако для достижения поставленных задач следует включать в структуру занятия такие формы работы, как фронтальный, групповой; применять игровые методики, метод проектов, проблемно-поисковый метод, метод «Знай, где узнать».
Обучение осуществляется несколькими этапами - вначале обучающиеся работают по
классическим образцам разных народных промыслов, осваивая приемы изготовления традиционных изделий и художественной обработки природного материала, познавая их технологические возможности и особенности создания изделий декоративно-прикладного искусства.
В дальнейшем занятия носят творческий, самостоятельный характер с ориентаций на индивидуальные художественные способности ребёнка.
При изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства обучающимся постоянно приходится думать над тем, как добиться единства традиционного функционального
назначения и декоративности изделия, как сделать его более совершенным, эстетически выразительным. Все это создает дополнительные возможности для развития творческого воображения. Приступая к изготовлению изделия, обучающиеся рассматривают различные варианты образцов, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант. Постепенно у них вырабатывается критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия. Кроме того, у
обучающихся формируются и такие качества личности, как аккуратность, воля, целеустремленность, настойчивость, ответственность, умение самостоятельно решать творческие задачи. Результативность обучения зависит от отношения ребенка к работе, от его самореализации, от согласованности работы его ума, глаз и рук.
2.6. Список литературы
а) для педагога:
нормативно-правовые акты:
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года №1726-р) // Дополнительное образование: сборник нормативных документов. – М: издательство «Национальное образование», 2015.
– 48 с.
2. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и
взрослых //Официальные документы в образовании. -2о15. -№34. – С. 33-57.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»
(Электронный
ресурс)
/Режим
доступа:
http//publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034 (Дата обращения: 16.05.2020
г.).
иные источники:
основная литература:
1. Двойникова Е., Лямин И.В. «Художественные работы по дереву» .-М.:1992. -248 с.
2. Демина И. «Чудеса из дерева» -М.:2001.-176 с.

30

дополнительная литература:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2008. –
272с. 2. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. -Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2002. -320с.
3. Титкова Т.В. Подарки своими руками. – М.: Изд-во «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. –
320с.
б) для обучающихся и родителей:
1. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению М., «Просвещение» 2007.
2. Программы общеобразовательных учреждений: Черчение. В.В. Степакова, Л.Е.
Самовольнова М. «Просвещение» 2007.
3.
Справочник по техническому труду. Под ред. А.Н. Ростовцева и др. М., 1996.
4.
Сборник нормативных документов, «Технология» Федеральный компонент Государственного стандарта. «Дрофа» М., 2004.
5. Жданова Т.А. Технология обработки конструкционных материалов 5 класс. Волгоград 2003.
6. Засядько Ю.П. Технология (мальчики) 8 класс. Волгоград. 2003.
7. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников М., «Вентана – Граф» 2003.
8. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. М. «Народное творчество 2004.
9. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. М. «Народное творчество 2004.
10. Поляк Д.А., Зуев П.В. Формирование преобразовательных умений у школьников
в процессе обучения технологии. Екатеринбург 2005.
в) Интернет-источники:
1. Страница педагога дополнительного образования МБУ ДО
«Центр дополнительного образования «Ступени» г. Сочи Корниловой
Ирины
Васильевны
/Режим
доступа:
http://cdoadler.sochischools.ru/distantsionnoe-obuchenie-2/kornilova-irina-vasilevna/ (Дата обращения: 16.05.2020 г.).
2. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
3. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
3. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
4.
.Академия
художеств
«Бибигон»
http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5.
5. Словарь терминов искусства: http://www.artdic.ru/index.htm

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».