Основы 3D моделирования

1

Пояснительная записка
Программа реализуется в рамках национального проекта «Образование» и входящих в него
федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».
На базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка
роста» обеспечивается реализация программы «Основы 3D моделирования». Использование
инновационного оборудования в рамках центра «Точка роста» при реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности позволит
создать условия для: развития и поддержки детей, проявивших интерес и определённые
способности к 3D моделированию; формирования у обучающихся ряда компетенций:
информационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социальнотрудовых необходимых для дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной
сфере информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта при работе в
графических средах. Данная программа предназначена для организации деятельности учащихся
школы, ориентированной на проявление интересов и склонностей в области информатики,
математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В процессе образовательной
деятельности решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью
специализированного программного обеспечения.
Программа является модульной и состоит из 3 модулей. Каждый из модулей
предусматривает организацию определённого вида внеурочной деятельности подростков и
направлен на решение определенных задач. Преобладающей формой текущего контроля выступает
самостоятельные практические работы в виде проектов.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р.
2

Актуальность курса обусловлена его направленностью на овладение знаниями в области
компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в различных сферах
деятельности и становятся все более значимыми для полноценного развития личности. Данный курс
развивает творческое воображение, конструкторские, изобретательские, научно-технические
компетенции школьников и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий,
таких как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д. Поддержка и
развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным
потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Адресат программы: дети в возрасте от 12 до 13 лет. Состав группы может быть
переменным: одновозрастным и разновозрастным, численный состав до 5 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час.
Объем: 34 часа.
Срок освоения: 1 год.
Перечень форм обучения: групповая и индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие.
Перечень форм подведения итогов: опросы, тестирование, самостоятельные работы,
проекты, 3D модели.
Проектирование — один из основных способов создания техники и других изделий,
создаваемых человеком. Современное проектирование невозможно без широкого применения 3D
технологий.
3D технология являются одним из столпов строящейся цифровой экономики. В основе 3D
технологий пространственное моделирование и изготовление изделий на управляемых
компьютером станках, устройствах, комплексах.
Новизна: программы состоит в том, что создание и реализация в образовательных
учреждениях программ дополнительного образования в области 3D моделирования обеспечивает
современного российского школьника определенным уровнем владения компьютерными
технологиями, а также социально-экономической потребностью в обучении. Дает дополнительные
возможности для профессиональной ориентации школьников и их готовности к
профессиональному самоопределению в области технических профессий. Занятия по 3D
моделированию формируют знания в области технических наук, дают практические умения и
навыки, воспитывают трудолюбие и дисциплинированность, культуру труда, умение работать в
коллективе. Полученные знания учащиеся могут применить при разработке мультимедийных
презентаций в образовательном процессе. Трехмерное моделирование является основой для
изучения систем виртуальной реальности. В качестве программной среды для курса выбраны
продукты, представляющие собой бесплатные и простые в использовании в области создания
трехмерной графики программы Blender, Tenkercad и др.
Цель: формирование базовых знаний в области трехмерной компьютерной графики и
овладение навыками работы в различных программах.
Задачи образовательной программы:
1. Образовательные:
- дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении, промышленном и
бытовом применении, перспективах развития;
- познакомить с основными инструментами и возможностями создания и обработки изображения
в программе Blender, Tenkercad
- научить ориентироваться в трехмерном пространстве сцены;
- научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;
- научить создавать простые трехмерные модели;
2. Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D
3

моделирования;
- развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза пространственных
объектов;
- способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с компьютерными
технологиями;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического вкуса;
3. Воспитательные:
- способствовать формированию потребности к осознанному использованию компьютерных
технологий при обучении в школе и в повседневной жизни;
- воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;
- воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых социальных
условиях;
- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного
человека;
Учебно-тематический план
№

Тема

Работа в среде Blender
Введение.
1
Основные
принципы
моделирова
ния в
Blender
Интерфейс. Текстовые
2
меню. Панели
инструментов
3
Базовые инструменты
рисования
4
Инструменты
модификаций
5
Инструменты камеры и
прогулки
6
Менеджер материалов
7
8

Построение моделей
различных объектов
Творческий проект

Работа в среде TinkerCad
9
Введение. Техника
безопасности

Всего

Теория

1

1

Практи
ка

Электронные
Формы
(цифровые)
аттестации/конт
образовательны роля
ересурсы

http://proBlender.n Беседа
arod.ru/

1

1

http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа

1

1

1

1

1

1

http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Практическая
rod.ru/
работа
http://proBlender.na Творческий проект
rod.ru/

1

1

1

1

1

1

1

1

https://informatikae Беседа
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

4

10

Понятие моделирования
и модели

1

1

11

Объемные фигуры,
трехмерная система
координат

1

1

12

13

14

15

16

17

3D-моделирование в
программе TinkerCad.
Интерфейс программы

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

Практическая
работа

1

1

Инструментальная
панель.
Настраиваемые
примитивы
Отверстия Проект:
"Стакан для
карандашей"

1

1

1

1

Изменение модели,
группировка модели

1

1

1

1

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/

Использование
вспомогательной
плоскости. Проект:
"Домик"
Самостоятельная работа
по теме
«Геометрические
объекты»

18

Горячие клавиши.
Проект: "Лодка"

1

19

Шестерни. Проект:
"Простой механизм"

2

1

1

https://informatikae
Практическая
xpert.ru/3dработа
modelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
Практическая
xpert.ru/3dработа
modelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
Практическая
xpert.ru/3dработа
modelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae Практическая
работа
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

Практическая
работа

5

20

Проект: "Простой
механизм"

1

1

21

Самостоятельная
работа по теме
«Простые модели»

2

2

22

Редактирование детали

1

1

23

Операции «импорт» и
«конвертирование»

1

1

24

Операция «Удаление
части объекта»

1

1

25

Самостоятельная работа
по теме
«Редактирование
детали»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
Знакомство с моделью
3D принтера
«Picaso Designer X»
Архитектура 3D
1
принтера «Picaso
Designer
X»
1
Практический
блок:
моделирование и
печать 3D
объектов
ИТОГО: 34

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

Трехмерная печать
Знакомство с
26
программой «Cura»
Интерфейс программы
27
28
29
30
31

32

Ознакомление с
библиотекой программы
Вставка 3d моделей

https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/
https://informatik
aexpert.ru/3dmodelirovanie/Ble
nder/page/2/
https://informatik
aexpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
der/page/2/
https://informatikae
xpert.ru/3dmodelirovanie/Blen
d
er/page/2/

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Выставка

6

Содержание программы
Введение. Основные понятия 3D графики в программе Blender (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с инструментами.
Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов (2 часа)
Интерфейс Google Blender. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера,
рисование, инструменты, окно, помощь.
Практическая работа: изучение текстового меню.
Базовые инструменты рисования (2 часа)
Выбор, линия, дуга, кривая, поллиния, окружность, многоугольник, от руки, ластик,
палитра, группа, компонент.
Практическая работа: рисование объекта с помощью базовых инструментов.
Инструменты модификаций (2 часа)
Перемещение, вращение, масштабирование, тяни-толкай, следуй за мной, контур.
Практическая работа: рисование объекта с применением опций модификации.
Инструменты камеры (2 часа)
Стандартные виды, вращение, панорамирование, лупа, окно увеличения, показать все,
предыдущий вид, следующий вид.
Практическая работа: использование инструментов камеры для навигации в сцене
созданных объектов.
Менеджер материалов (2 часа)
Выбор, редактирование, текстура, непрозрачность.
Практическая работа: использование средств менеджера материалов для визуализации
созданных объектов.
Построение моделей (2часа)
Творческий проект (2 часа)
Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в
редакторе трехмерной графики Blender.
3D-моделирование в программе TinkerCad (2 часа)
Знакомство и работа в программе «Cura» (2часа)
Знакомство с интерфейсом программы. Изучение библиотеки программы.
Выставка 3D-моделей.
Архитектура 3D-принтера (2 часа)
Знакомство с моделью 3D принтера «Prusa i3 Hephestos». Изучение архитектуры принтера.
Практический блок (2 часов)
Создание и печать 3D-моделей по определенной тематике.
Условия реализации программы
Формы проведения занятий. Занятия проводятся в форме лекций, практических работ и
обсуждения.
При работе с детьми в учебных группах используются различные методы: словесные, метод
проблемного обучения, проектно-конструкторский метод.
Метод строго регламентированного задания. Задание должно быть понятно обучаемому,
он должен иметь представление о конечной форме модели, анимации.
Групповой метод (мини-группы). Групповое задания предполагает организацию малой
группы (2–5 человека), выполняющую одно задание. При групповой схеме занятия
предполагается определение ролей и ответственности в группе, выбор рационального способа
создания модели.
Метод самостоятельной работы. Свобода при выборе темы, методов и режима работы,
7

создание условий для проявления творчества. Защита собственного проекта.
Соревновательный метод. Выявления наиболее качественной и оригинально
выполненной работы в конце занятия и проектов в конце обучения.
Словесный метод. Вербальное описания заданий и оценки результатов.
Метод визуального воздействия. Демонстрация визуализированных рисунков, примеров
разработанных моделей, анимаций.
Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.
С помощью дискуссии, обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном
мнении, учатся его отстаивать. Так как главной функцией дискуссии является стимулирование
познавательного интереса, то данным методом в первую очередь решается задача развития
познавательной активности обучающихся.
Методическое обеспечение
Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в
планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.
В процессе подготовки к занятиям продумывается вводная, основная и заключительная
части занятий, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся,
выделяется теоретический материал, намечается содержание представляемой информации,
подготавливаются наглядные примеры изготовления модели.
В конце занятия проходит обсуждение результатов и оценка проделанной работы.
Планируемые результаты. По итогам реализации программы.
Личностные:
Термины 3D моделирования.
Систему проекций, изометрических и перспективных изображений.
Основные приемы построения 3D моделей.
Способы и приемы редактирования моделей.
Основные понятия визуализации сцен
Основные понятия3D сканирования.
Принцип работы 3D принтеров и способы подготовки деталей для
печати.
Предметные
Создавать и редактировать 3D модели.
Подбирать материалы и текстуру поверхности моделей.
Выполнять визуализацию сцен.
Согласовывать параметры модели с параметрами других моделей,
разработанных другими участниками проекта.
Создавать модели интерьеров помещений из готовых элементов.
Осуществлять 3D сканирование.
Осуществлять подготовку моделей для печати.
Метапредметные
Способностью подготовить создаваемые модели к конкурсу.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль знаний является составной частью процесса обучения, он позволяет педагогу
оценивать получаемые обучающимися знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую
помощь и добиться поставленных целей обучения.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью
педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения
Программы.
Наблюдение. Опрос. Практическая деятельность. Текущий контроль проводится в
процессе обучения на итоговых занятиях по темам. При аттестации по программе учитывается
участие обучающихся в выставках и конкурсах различного уровня (муниципального, районного,
8

областного) и результативность.
- входящая диагностика - на первых занятиях;
- промежуточная диагностика - вторая декада декабря;
- итоговая диагностика - вторая, третья декада мая.
В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от наличия
необходимых материалов, индивидуальной подготовленности обучающихся, учета их интересов
и пожеланий.
Материально-технические условия реализации программы.
Для проведения занятий необходим компьютерный класс с необходимым программным
обеспечением.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала
и ТСО.
№ п/п
Наименование средств материально-технического оснащения Кол-во, шт.
1

Портативная ПЭВМ

10

2

Smart панель

1

3

3D принтер.

1

Кадровое обеспечение:
Уровень квалификации педагога дополнительного образования, реализующего
дополнительную общеобразовательную программу, соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.
Методические материалы:
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов,
пособий и иллюстраций.
Упражнения, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагога:
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] :
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. –
(Стандарты второго поколения).
Учебно-методическое обеспечение курса
2. Петелин А. Blender. Базовый учебный курс. Электронное издание. 2015
Руководство пользователя программой Google Blender.
3. Тозик В. Т. Самоучитель Blender / Тозик В. Т., Ушакова О. Б. – СПб: БХВПетербург, 2013. – 192с.
Электронные ресурсы
http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php
Blender – видеоуроки. http://rutube.ru/video/person/250762/
Сайт «Просто Blender». http://proBlender.narod.ru/
9

Уроки по Blender 8. Для начинающих https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I
Уроки по Blender на русском https://www.youtube.com/user/starketchup
https://informatikaexpert.ru/3d-modelirovanie/Blender/page/2/ уроки по 3D моделированию
Список литературы для учащихся и родителей:
1. Как пользоваться Blender для начинающих (Электронный ресурс). – Режим доступа:
https://losst.pro/kak-polzovatsya-blender-dlya-nachinayushhih;
2. Что такое Blender 3D (Электронный ресурс). – Режим доступа:
https://junior3d.ru/article/blender-3d.html

10

Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые
Степень выраженности Оцениваемого Возможное колКритерии
Методы диагностик
параметры)
качества
во баллов
I. Теоретическая
Соответствие
минимальный уровень (ребенок овладел
1-3
Наблюдение,
подготовка ребенка:
теоретических знаний
менее чем 1/2 объема знаний,
тестирование,
ребенка программным
предусмотренных программой);
контрольный опрос и др
1. Теоретические знания (по требованиям;
средний уровень (объем усвоенных знаний 4-7
основным разделам учебносоставляет более 1/2);
тематического плана
программы)
максимальный уровень (ребенок освоил
8-10
практически весь объем знаний,

2. Владение специальной
терминологией

предусмотренных программой за
конкретный период).
Осмысленность и
минимальный уровень (ребенок, как
правильность использования правило, избегает употреблять
специальной терминологии специальные термины);

1-3

Собеседование

4-7
средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);
максимальный уровень (специальные
8-10
термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием)
II. Практическая
подготовка ребенка:
1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)

Соответствие практических •
минимальный уровень (ребенок
1-3
умений и навыков
овладел менее чем 1/2 предусмотренных
программным требованиям
умений и навыков);
4-7
•
средний уровень (объем
8-10
усвоенных умений и навыков составляет
более 1/2);
•

максимальный уровень (ребенок

овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными

Контрольные задания

программой за конкретный период).
2.Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие затруднений в •
минимальный уровень умений
1-3
использовании специального (ребенок
испытывает
серьезные
оборудования и оснащения
затруднения при работе с оборудованием);

Контрольные задания

4-7
•
средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);

8-10

•
максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).

З.Творческие навыки

Креативность в выполнении начальный (элементарный) уровень
практических заданий
развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога);

1-3

Контрольные задания

4-7

•
репродуктивный уровень
8-10
(выполняет в основном задания на основе
образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
III. Общеучебные умения и Самостоятельность в
навыки ребенка:
подборе и анализе
литературы
1. Учебно-

• минимальный

уровень

(обучающийся

испытывает

интеллектуальные умения:

нуждается

1.1 Умение

контроле педагога);

подбирать

анализировать

и

умений 1-3
серьезные

затруднения при работе с литературой,
в

постоянной

помощи

и

• средний уровень (работает с литературой

с помощью педагога или родителей)

4-7

Наблюдение, анализ
способов деятельности
детей, их учебноисследовательских работ

специальную литературу

1.2. Умение пользоваться
компьютерными
источниками информации

• максимальный уровень (работает с
литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)

8-10

Самостоятельность в
минимальный уровень умений
пользовании компьютерными (обучающийся испытывает серьезные
источниками информации
затруднения при работе с
компьютерными источниками
информации, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
• средний

уровень

(работает

компьютерными

1-3

Наблюдение, анализ способов
деятельности детей, их
учебноисследовательских
работ

с 4-7

источниками

информации с помощью педагога или
родителей)

8-10

• максимальный

1.3. Умение осуществлять
Самостоятельность в
учебно-исследовательскую учебно-исследовательской
работу (писать рефераты, работе
проводить самостоятельные
учебные исследования)

уровень

(работает

с

компьютерными
минимальный уровень уменийисточниками 1-3
(обучающийся
серьезные не
информации испытывает
самостоятельно,
затруднения при выполнении
испытывает
особых
трудностей)
самостоятельной
работы,
нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
• средний

уровень

самостоятельной

работы

(выполнение
с

помощью

4-7

педагога или родителей)
8-10
• максимальный

уровень

(работает

самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)

Наблюдение, анализ способов
деятельности учащегося, его
учебно-исследовательских
работ

Адекватность восприятия
2. Учебнокоммуникативные информации, идущей от
умения:
педагога
..
Умение слушать и
слышать педагога

минимальный уровень умений
1-3
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения в восприятия информации,
идущей от педагога, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
• средний

уровень

Наблюдение, анализ
способов деятельности
учащегося

(воспринимает

информацию с помощью педагога или

4-7

родителей)
• максимальный уровень (в восприятии

’. Умение выступать
перед аудиторией

8-10

информации, идущей от педагога, не
Свобода владения и подачи минимальный уровень умений (...)
1-3
испытывает особых трудностей)
обучающимся
4-7
подготовленной информации • средний уровень(...)
• максимальный уровень(.)

8-10

2.3. Умение вести полемику, Самостоятельность в
минимальный уровень умений (...)
участвовать в дискуссии
построении дискуссионного
• средний уровень(.)
выступления, логика в
построении доказательств
• максимальный уровень(.)

1-3

3. Учебноорганизационные

1-3

Способность самостоятельно минимальный уровень умений (...)
готовить свое рабочее место к
умения и навыки:
деятельности и убирать его за • средний уровень(.)
собой
3.1. Умение
организовать
• максимальный уровень(.)
свое рабочее (учебное) место

4-7
8-10

4-7
8-10

Наблюдение

3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности

3.3. Умение аккуратно
выполнять работу

Соответствие реальных
минимальный уровень умений (...)
навыков соблюдения правил
безопасности программным • средний уровень(...)
требованиям
• максимальный уровень(.)

1-3

Аккуратность и
ответственность в работе

1-3

удовл.-хорошо-отлично

4-7

Наблюдение,
собеседование

8-10

4-7
8-10

Наблюдение, практическая
работа

Приложение 2
Параметры
Мотивация

Самооценка

Нравственно-этические
установки

Познавательная сфера

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Критерии
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе
наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее
результатами)
Выраженность интереса к
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
занятиям
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за
пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету,
стремится получить дополнительную информацию
Самооценка деятельности
на занятиях

Ориентация на
общепринятые моральные
нормы и их выполнение в
поведении

Баллы
1
2
3
4
5

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке
своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои
возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает
лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных
ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении
задачи, учитывая изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи,
учитывая изменения известных способов действия
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

3

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их
выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда
частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения,
осознанно их принимает
Уровень развития
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при
познавательной активности,
выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция,
самостоятельности
любознательность не проявляется

4
1

3
4
5
1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении
заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов
довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,
находит новые способы решения заданий
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из- за
возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто
Произвольность деятельности отвлекается, трудности преодолевает только при психологической
поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает
адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности
в работе, доводит дело до конца
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных
ошибок

Регулятивная сфера

Уровень развития контроля

Способность к
сотрудничеству

3
1

2

3

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку,
ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно
выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская
ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием
усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Коммуникативная сфера

2

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти
к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная
работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

4
5
1
2
3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать
собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

Приложение 3
Критерии оценки для учеников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы 3D
моделирования»:
Критерии оценки
1.
навыки

Технические

Описание
Умение собирать и разбирать механизмы 3D принтера, дорабатывать детали после
печати, знание принципов работы компонентов.

Оценка
1-5

2. Моделирование

Уровень освоения программ по моделированию, качество построение моделей.

1-5

3. Креативность

Оригинальность идей, способность находить нестандартные решения.

1-5

Командная

Умение работать в команде, делиться знаниями, участие в обсуждениях.

1-5

5.
Проектная
деятельность

Полнота и качество выполненных проектов, умение представить проект.

1-5

6.
мышление

Умение анализировать проблемы, адаптироваться к изменениям.

1-5

4.
работа

Проблемное

Оценочная шкала:
Отлично (5): Превосходные результаты по всем критериям.
Хорошо (4): Хорошие результаты, есть небольшие недочеты.
Удовлетворительно (3): Удовлетворительные результаты, требуется улучшение.
Неудовлетворительно (2): Значительные проблемы, требуется помощь и поддержка.
Неудовлетворительно (1): Неудовлетворительные результаты, отсутствие активности.

Приложение 4
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется не реже одного раза в год. Результат
промежуточной аттестации определяется оценкой «аттестован»/«не аттестован».
Промежуточная аттестация обучающихся по Программе проводится в форме опроса, в ходе
которого оценивается их теоретическая подготовка. Обучающимся предлагается ответить на 3 вопроса
из разных тем. Результат опроса определяется оценкой «аттестован» в случае, если обучающийся набрал
не ниже 4 баллов в соответствии со следующими критериями: 2 балла – ответ полный, развернутый, 1
балл – допущены незначительные ошибки, ответ неполный; 0 баллов – обучающийся затрудняется дать
ответ на поставленный вопрос.
Вопросы для проведения опроса.
1. Инструктаж по технике безопасности
1.1. Техника безопасности работы на компьютере
1.2. Правила поведения в клубе
1.3. Правила пересечения автомобильных и железных дорог
2. Изучение основ технического черчения
2.1. Общие определения конструкторских документов
2.2. Штриховка в разрезах и сечениях
2.3. Линии чертежа
2.4. Форматы чертежей
2.5. Расположение видов (проекций) на чертежах
3. Знакомство с программой «KOMПAC-3D v17»
3.1. Основные компоненты программы. Интерфейс.
3.2. Контекстные меню.
3.3. Главное меню и панели инструментов
3.4. Общие приемы работы. Компактная панель. Панель свойств.
3.5. Инструментальная панель.
3.6. Панель Геометрия
4. Документ - Чертеж. 2D-моделирование
4.1. Оформление чертежа
4.2. Параметры текущего чертежа
4.3. Использование видов.
4.4. Получение изображения в разных масштабах
5. Документ - Деталь. ЗD-моделирование
5.1. Рабочее пространство.
5.2. Дерево модели

21

5.3. Вспомогательная геометрия.
5.4. Создание модели с помощью операции Выдавливание и вырезать
Выдавливанием.
5.5. Дополнительные элементы: фаски, скругления
6. Знакомство с системой TINKERCAD
6.1. Интерфейс. Основные компоненты программы.
6.2. Верстаки. Командные панели
6.3. Панели инструментов.
6.4. Дерево проекта
7. 3D- печать трехмерных моделей
7.1. Применение 3D-принтеров в различных сферах человеческой деятельности
7.2. Программное обеспечение для печати 3D-моделей.
7.3. Техника безопасности при работе с 3D-принтерами
7.4. Контроль установки стола
7.5. Виды пластиков
8. Инструктаж по технике безопасности 2год обучения
8.1. Техника безопасности при работе с 3D-принтерами
8.2. Техника безопасности при работе с компьютерной техникой
8.3. Правила пересечения автомобильных и железных дорог.
9. Проектирование в программе «TINKERCAD».
9.1. Формообразующие операции
9.2. Операция выдавливание
9.3. Привязки и ограничения
10. Построение трехмерной модели с использованием инструментов
различных верстаков
10.1. Методы построения твёрдотельных моделей
10.2. Операции «вытягивание» и «вращение»
10.3. Оболочка
10.4. Фаска и скругление
11. Приемы соединения отдельных деталей
11.1. Склейка различных материалов
11.2. Подготовка деталей к склейке
12. Приемы доработки и обработки поверхности деталей
12.1. Необходимость и виды доработки и обработки поверхности деталей

22

12.2. Подготовка поверхности детали к окраске
12.3. Инструмент для обработки поверхности деталей
12.4. Виды красок и способы их нанесения на поверхности деталей

23

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».