Аннотация к рабочей программе История 5-8 классы

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «История» для учащихся 5-8 классов
Программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания,
разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации».
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85
часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России».
Основная цель реализации программы:
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Предметные результаты
5 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией:  объяснять смысл основных хронологических
понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);  называть даты важнейших событий истории
Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;  определять
длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до
нашей эры и нашей эры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:  указывать (называть)
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; 
группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 3. Работа с исторической картой: 
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; 
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и
их занятиями. 4. Работа с историческими источниками:  называть и различать основные типы
исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников
разных типов;  различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи, приводить примеры;  извлекать из письменного источника исторические факты
(имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые
знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5. Историческое
описание (реконструкция):  характеризовать условия жизни людей в древности;  рассказывать о
значительных событиях древней истории, их участниках;  рассказывать об исторических личностях
Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);  давать краткое
описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций. 6. Анализ,
объяснение исторических событий, явлений:  раскрывать существенные черты: а) государственного
устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований
людей в древности;  сравнивать исторические явления, определять их общие черты;  иллюстрировать
общие явления, черты конкретными примерами;  объяснять причины и следствия важнейших событий
древней истории.  Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:  излагать оценки наиболее значительных
событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;  высказывать на уровне
эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:  раскрывать значение памятников древней истории и культуры,
необходимость сохранения их в современном мире;  выполнять учебные проекты по истории
Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома.
6 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией:  называть даты важнейших событий
Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;  называть этапы
отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды

Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);  устанавливать длительность и
синхронность событий истории Руси и всеобщей истории. 2. Знание исторических фактов, работа с
фактами:  указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;  группировать, систематизировать факты
по заданному признаку (составление систематических таблиц). 3. Работа с исторической картой: 
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное
описание их местоположения;  извлекать из карты информацию о территории, экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой
истории. 4. Работа с историческими источниками:  различать основные виды письменных источников
Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного
происхождения);  характеризовать авторство, время, место создания источника;  выделять в тексте
письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения
(причин, сущности, последствий исторических событий);  находить в визуальном источнике и
вещественном памятнике ключевые символы, образы;  характеризовать позицию автора письменного
и визуального исторического источника. 5. Историческое описание (реконструкция):  рассказывать о
ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках; 
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и
всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества,
основные деяния);  рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах;  представлять описание памятников материальной и
художественной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: 
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя
на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
представлений средневекового человека о мире;  объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к
данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических
событий, ситуаций;  объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в
нескольких текстах;  проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям и личностям прошлого:  излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья,
приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны; 
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического
контекста и восприятия современного человека. 8. Применение исторических знаний:  объяснять
значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость
сохранения их в современном мире;  выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том
числе на региональном материале).
7 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией:  называть этапы отечественной и всеобщей
истории Нового времени, их хронологические рамки;  локализовать во времени ключевые события
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; определять их принадлежность к части века
(половина, треть, четверть);  устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:  указывать (называть) место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–
XVII вв.;  группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по
их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем). 3. Работа с исторической
картой:  использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–
XVII вв.;  устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития. 4. Работа с историческими
источниками:  различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и др.);  характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его
информационную ценность;  проводить поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи;  сопоставлять и систематизировать информацию из
нескольких однотипных источников. 5. Историческое описание (реконструкция):  рассказывать о

ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., их участниках;  составлять
краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.
(ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);  рассказывать об образе жизни
различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;  представлять описание
памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение
исторических событий, явлений:  раскрывать существенные черты: а) экономического, социального
и политического развития России и других стран в XVI–XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых
веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI–XVII вв. в европейских странах;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;  объяснять причины и следствия
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом
тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение
причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;  проводить сопоставление
однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся
черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.  7. Рассмотрение исторических
версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям
прошлого:  излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные
мнения;  выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI– XVII вв. с учетом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей. 8. Применение исторических
знаний:  раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени,
как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных
ценностей;  объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII вв.
для времени, когда они появились, и для современного общества;  выполнять учебные проекты по
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (в том числе на региональном материале).
8 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией:  называть даты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду,
этапу;  устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в. 2. Знание
исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;  группировать,
систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и
др.); составлять систематические таблицы, схемы. 3. Работа с исторической картой:  выявлять и
показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических
и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в. 4. Работа с
историческими источниками:  различать источники официального и личного происхождения,
публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности); 
объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность; 
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей
истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):  рассказывать о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XVIII в., их участниках;  составлять характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и
дополнительных материалов;  составлять описание образа жизни различных групп населения в России
и других странах в XVIII в.;  представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации). 6. Анализ, объяснение исторических
событий, явлений:  раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в
разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г)
абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж) внешней
политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;  объяснять причины и следствия
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте
суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах;  проводить сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты

исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.  7. Рассмотрение исторических
версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям
прошлого:  анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей
истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать
степень их убедительности);  различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные
категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое
отношение к ним. 8. Применение исторических знаний:  раскрывать (объяснять), как сочетались в
памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на
примерах;  выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе
на региональном материале).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».