Аннотация к рабочей программе учебного предмета «История» для учащихся 5-8 классов
Программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания,
разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации».
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85
часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России».
Основная цель реализации программы:
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Предметные результаты
5 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических
понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории
Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять
длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до
нашей эры и нашей эры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть)
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и
их занятиями. 4. Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы
исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников
разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты
(имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые
знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5. Историческое
описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о
значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях
Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); давать краткое
описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций. 6. Анализ,
объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного
устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований
людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать
общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий
древней истории. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных
событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне
эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников древней истории и культуры,
необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории
Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома.
6 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий
Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду; называть этапы
отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды
Средневековья, этапы становления и развития Русского государства); устанавливать длительность и
синхронность событий истории Руси и всеобщей истории. 2. Знание исторических фактов, работа с
фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья; группировать, систематизировать факты
по заданному признаку (составление систематических таблиц). 3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное
описание их местоположения; извлекать из карты информацию о территории, экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой
истории. 4. Работа с историческими источниками: различать основные виды письменных источников
Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного
происхождения); характеризовать авторство, время, место создания источника; выделять в тексте
письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения
(причин, сущности, последствий исторических событий); находить в визуальном источнике и
вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного
и визуального исторического источника. 5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о
ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и
всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества,
основные деяния); рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах; представлять описание памятников материальной и
художественной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя
на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
представлений средневекового человека о мире; объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к
данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических
событий, ситуаций; объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в
нескольких текстах; проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям и личностям прошлого: излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья,
приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического
контекста и восприятия современного человека. 8. Применение исторических знаний: объяснять
значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость
сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том
числе на региональном материале).
7 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть этапы отечественной и всеобщей
истории Нового времени, их хронологические рамки; локализовать во времени ключевые события
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; определять их принадлежность к части века
(половина, треть, четверть); устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–
XVII вв.; группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по
их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем). 3. Работа с исторической
картой: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–
XVII вв.; устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития. 4. Работа с историческими
источниками: различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и др.); характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его
информационную ценность; проводить поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи; сопоставлять и систематизировать информацию из
нескольких однотипных источников. 5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о
ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., их участниках; составлять
краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.
(ключевые факты биографии, личные качества, деятельность); рассказывать об образе жизни
различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время; представлять описание
памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение
исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономического, социального
и политического развития России и других стран в XVI–XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых
веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI–XVII вв. в европейских странах;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; объяснять причины и следствия
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом
тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение
причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; проводить сопоставление
однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся
черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия. 7. Рассмотрение исторических
версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям
прошлого: излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные
мнения; выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI– XVII вв. с учетом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей. 8. Применение исторических
знаний: раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени,
как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных
ценностей; объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII вв.
для времени, когда они появились, и для современного общества; выполнять учебные проекты по
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (в том числе на региональном материале).
8 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду,
этапу; устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в. 2. Знание
исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; группировать,
систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и
др.); составлять систематические таблицы, схемы. 3. Работа с исторической картой: выявлять и
показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических
и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в. 4. Работа с
историческими источниками: различать источники официального и личного происхождения,
публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);
объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей
истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XVIII в., их участниках; составлять характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и
дополнительных материалов; составлять описание образа жизни различных групп населения в России
и других странах в XVIII в.; представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации). 6. Анализ, объяснение исторических
событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в. в
разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г)
абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения; е) революций XVIII в.; ж) внешней
политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; объяснять причины и следствия
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте
суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах; проводить сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия. 7. Рассмотрение исторических
версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям
прошлого: анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей
истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать
степень их убедительности); различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные
категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое
отношение к ним. 8. Применение исторических знаний: раскрывать (объяснять), как сочетались в
памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на
примерах; выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе
на региональном материале).