Рабочая программа курса ВД Грамотный читатель (4 кл)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Режевского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» имени Ландышевой А.Е.

Рассмотрена на
Педагогическом совете
(протокол № 1/22-23)
«30» августа 2022 г

Согласовано
Зам директора по УВР
________ С.Н.Топоркова
«____»_____ 2022 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9
__________К.С.Середкина
приказ № 117-ОД
от «30» августа 2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности

«Грамотный читатель»

для 4 класса начального общего образования

с. Липовское 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Цели и задачи изучения учебного курса

3

Планируемые образовательные результаты

4

Содержание учебного курса

5

Тематическое и календарно-тематическое планирование

6

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

8

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Грамотный читатель» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Грамотный читатель» составлена на основе авторской программы «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» (автор М.К. Антошина).
Программа «Грамотный читатель» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Программа «Грамотный читатель» рассчитана на 34 часа и предполагает срок реализации 1 год (4 класс): 34 часа
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование воспитательного
потенциала уроков учебного курса «Грамотный читатель». Эта работа осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
— демонстрацию обучающимся примеров ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
— использование воспитательных возможностей содержания учебного курса для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
— инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым лицам, произведениям литературы и искусства.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных
общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании
содержания, специфические методы, приемы работы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
Среди учебных курсов и предметов, формирующих духовно-нравственное развитие школьников, чтение занимает
особое место. В ООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение
как осмысление цели чтения выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации». Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе
успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его
смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его
последующее осмысление. Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий ступени
— речи письменной.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
Цель программы: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных
видов, жанров и стилей.
Задачи:
– овладение учащимися технологии продуктивного чтения
– совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к чтению книг;
– формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; – развитие у детей способности
самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебный курс «Грамотный читатель» является составляющей части формируемой участниками образовательных отношений
и преподаётся в начальной школе. Содержание курса «Грамотный читатель» структурно представлено разделами
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего курса школьного
обучения. Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Формы организации занятий:

3

Театрализация; Теоретические занятия: работа с литературой, консультация учителя; Библиотечные уроки; Практические
упражнения.
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература»,
«Русский язык».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика содержания курса «Грамотный читатель» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство
трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты изучения курса:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений;
 сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в
соответствии с поставленным заданием;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться справочником и энциклопедией.
Регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные:
- участвовать в коллективной работе;
 планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
- готовить самостоятельно проекты; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное,
правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые
акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее,
выборочное, ознакомительное, просмотровое). Воспринимать фактическое содержание художественного, научнопознавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и
письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том
числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто
о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в
произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные
характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой
ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным
критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной
выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи
выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. Объяснять значение незнакомого
слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. В конце каждого учебного года проводится комплексная проверочная
работа, а также защита творческих работ.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: интонационная выразительность, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
- результаты выполнения творческих заданий, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

4

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку,
литературному чтению и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
Подготовка к работе по курсу
Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Интонационная выразительность
Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ
содержания стихотворения. Развитие артикуляции. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Актуализация всех знаний и умений
Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической
стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

Содержание программы 4 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п
1.

Раздел

Кол-во
часов

Подготовка к работе по
курсу

Итого
2.

Интонационная
выразительность

1
1
1

3,0
2
1
1
4
1

Содержание

Формы
проведения
занятий

Стихотворение Г. Ляховицкой
«Осеннее чудо»
Стихотворение Г. Ладонщикова
«Рисунок».
Занятие в компьютерном классе

Теоретические
занятия: работа с
литературой,
консультация
учителя.
Практические
упражнения

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о
большом колоколе»

Теоретические
занятия: работа с
литературой,
консультация
учителя.
Практические
упражнения

Экскурсия в библиотеку
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из «Сказки о
большом колоколе»

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Образовательная
платформа:
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

Образовательн
ая платформа:
https://urokicd.r
u

Рассказ Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из рассказа
«Фюнфкиндер»

3.

Итого
Актуализация всех знаний и
умений

9,0
1
2
2
1
1
2
3
2
2
2
2
2

«Воробей-весельчак».
Калмыцкая сказка
Научно-познавательный
текст
«Воробей».
Рассказ Н. Носова «Когда мы
смеёмся»
Готовимся к выразительному
чтению рассказа «Когда мы
смеёмся»
Рассказ Н. Сладкова «Подводные
ежи»
Научно-познавательный
текст
«Ёрш».
Готовимся
к

Библиотечные
уроки;
Теоретические
занятия: работа с
литературой,
консультация
учителя.
Практические
упражнения

Образовательная
платформа:
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

5

выразительному чтению рассказа
«Подводные ежи»
Стихотворение Тима Собакина
«Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы»
и «Медузы»
Готовимся к выразительному
чтению
стихотворения
«Подводная песня»
Рассказ А. Саломатова «Его
последний день»
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из рассказа «Его
последний день»
Стихотворение В. Капустиной
«Обиженный
портфель».
Готовимся к выразительному
чтению
стихотворения
«Обиженный портфель»
Стихотворение Н. Анишиной
«Чем пахнет лето». Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «Чем пахнет
лето»

Итого

22,0

Итог: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Стихотворение Г. Ляховицкой
«Осеннее чудо»
Стихотворение Г. Ладонщикова
«Рисунок».
Занятие в компьютерном классе
Рассказ Е. Пермяка «Сказка о
большом колоколе»
Рассказ Е. Пермяка «Сказка о
большом колоколе»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из «Сказки о
большом колоколе»
Рассказ Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Рассказ Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Рассказ Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Рассказ Н. Богданова
«Фюнфкиндер»
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из рассказа
«Фюнфкиндер»
«Воробей-весельчак».
Калмыцкая сказка
Научно-познавательный текст
«Воробей».

Всего
часов

В том числе
Теория
Практика

1

0,5

0,5

1

0,25

0,75

1
1

0,5
0,25

0,5
0,75

1

0,5

0,5

1
1

0,5
1

0,5
0

1

1

0

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

1

0

1

0

1

Дата проведения
Планир.
Факт.

6

15. Научно-познавательный текст

1

1

0

16.

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,25

0,75

1

0,5

0,5

1

0,25

0,75

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

1

0

1

17.
18.
19.
20.

21.

22.

23.

24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.

«Воробей».
Рассказ Н. Носова «Когда мы
смеёмся»
Рассказ Н. Носова «Когда мы
смеёмся»
Готовимся к выразительному
чтению рассказа «Когда мы
смеёмся»
Рассказ Н. Сладкова «Подводные
ежи»
Научно-познавательный текст
«Ёрш». Готовимся к
выразительному чтению
рассказа «Подводные ежи»
Научно-познавательный текст
«Ёрш». Готовимся к
выразительному чтению
рассказа «Подводные ежи»
Стихотворение Тима Собакина
«Подводная песня». Научнопознавательные тексты
«Акулы» и «Медузы»
Стихотворение Тима Собакина
«Подводная песня». Научнопознавательные тексты
«Акулы» и «Медузы»
Стихотворение Тима Собакина
«Подводная песня». Научнопознавательные тексты
«Акулы» и «Медузы»
Готовимся к выразительному
чтению стихотворения
«Подводная песня»
Готовимся к выразительному
чтению стихотворения
«Подводная песня»
Рассказ А. Саломатова «Его
последний день»
Рассказ А. Саломатова «Его
последний день»
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из рассказа
«Его последний день»
Готовимся к выразительному
чтению отрывка из рассказа
«Его последний день»
Стихотворение В. Капустиной
«Обиженный портфель».
Готовимся к выразительному
чтению стихотворения
«Обиженный портфель»
Стихотворение В. Капустиной
«Обиженный портфель».
Готовимся к выразительному
чтению стихотворения
«Обиженный портфель»
Стихотворение Н. Анишиной
«Чем пахнет лето». Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения «Чем пахнет
лето»

7

34. Стихотворение Н. Анишиной

«Чем пахнет лето». Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения «Чем пахнет
лето»

1

0

1

Итог: 34 ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Методические пособия.
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбу учителя

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».