ВД РП Функциональная грамотность 2-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» имени Ландышевой Александры Евгеньевны

Рассмотрена на
Педагогическом совете
(Протокол №6/23-24)
«14» февраля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №9
__________К.С. Середкина
приказ № 31-ОД
от «15» февраля 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ

«Функциональная грамотность»
для обучающихся 2-4 классов
(с использованием средств обучения и воспитания
центра образования естественно-научной и технологической направленностей
«Точка роста»)

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

3

Цели и задачи изучения учебного курса

3

Тематическое и календарно-тематическое планирование

5

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

9

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 2–4 классов «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Программа курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 52 часа и предполагает срок реализации 3 года (2-4 класс):
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование воспитательного
потенциала уроков учебного курса «Функциональная грамотность». Учебный процесс учащихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего
образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Использование многофункциональных устройств (принтер, сканер, копир) в рамках центра «Точка роста» при
реализации программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» позволит создать условия для
создания:
- различных видов информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, дерево,
список и др.)
- обработки графической информации.
У обучающихся расширятся познания в области школьного экологического и биологического образования;
повысится познавательная активность в естественнонаучной области.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Учебый курс позволяет выработать у школьников способность вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и экологично функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность есть интегрирующий уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий
нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым
для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной-экологической среде.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа делает упор на изучение блока «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
и для принятия соответствующих решений.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание курса «Функциональная грамотность» структурно представлено разделами (тематическими линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего курса школьного обучения.
Изучение курса «Функцинальная грамотность» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся,
участие в мероприятиях, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с
такими дисциплинами образовательной программы, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Математика»,
«Иностранный язык» и др.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;

3

 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика содержания курса «Функциональная грамотность» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое
единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении экологических проблем.
- овладевать начальными навыками адаптации в мире экологических отношений.
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. В конце каждой четверти дети создают совместные коллективные
работы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;

4

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса представляет собой связанные между собой блоки экологического просвещения обучающихся
начального звена. Темы подобраны в модульном ключе.

Содержание программы 2 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

1

Раздел

Естественно-научная
грамотность

Кол-во
часов

34

Содержание

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы

Формы
проведения
занятий

Занимательные
особенности яблока

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения.

Полевой хомяк
Про полевого хомяка
Ловушки для денег
Про хомяка и его запасы

Образовате
льная
платформа:
Российская
электронна
я
школа
https://resh.
edu.ru

Про бобров
Бобры- строители
Такие разные деньги
Материал для плотин
Позвоночные животные
Встреча друзей
Итог: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Естественно-научная грамотность»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Занимательные особенности яблока
Полевой хомяк
Про полевого хомяка
Ловушки для денег
Про хомяка и его запасы
Про бобров
Бобры- строители

2
3
2
2
4

1
2
1
1
2

1
1
1
1
2

4
2

2
1

2
1
5

8. Такие разные деньги
9. Материал для плотин
10. Позвоночные животные
11. Встреча друзей
Итог: 34 ч.

2
2
9
2

1
1
4
0

1
1
5
2

Содержание программы 3 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

1.

Раздел

Естественно-научная
грамотность

Кол-во
часов

34

Содержание

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы

Формы
проведения
занятий

Дождевые черви

Библиотечные
уроки;
Полезный кальций
Деловые
беседы;
Про облака
Участие
в научноПро хлеб и дрожжи
исследовательс
ких
Мел
дискуссиях;
Практические
Чем интересно мыло и как упражнения
оно «работает»

Образов
ательна
я
платфо
рма:
https://u
rokicd.r
u

Про свечи
Волшебный магнит
Мир вокруг нас
Как сохранить
целости

мир

в

Поможем миру зверей!

Итог: 34 ч.
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Естественно-научная грамотность»

1.
2.
3.
4.
5.

Дождевые черви
Полезный кальций
Про облака
Про хлеб и дрожжи
Мел

3
4
4
4
2

2
2
2
2
1

1
2
2
2
1
6

Чем интересно мыло и как оно
«работает»
7. Про свечи
8. Волшебный магнит
9. Мир вокруг нас
10. Как сохранить мир в целости
11. Поможем миру зверей!
Итог: 34 ч.
6.

2

1

1

2
3
4
3
3

1
1
1
1
1

1
2
2
2
2

Содержание программы 4 класс (34 ч)
Тематическое планирование
№
п/
п

2.

Раздел

Естественно-научная
грамотность

Кол-во
часов

34

Содержание

Живой органической мир
Клетка
Одноклеточные
живые
организмы
Бактерии. Виды Бактерий
Растения и их разнообразие
Органы и системы органов
растений
Разнообразие животных
Органы и системы органов
животных
Грибы и их разнообразие
Роль грибов в жизни
человека
Нервная система. Стрессы
Внимание и память
Пищеварительная система
ГМО
Нормы питания правильное
питание
Психика. Психология
Темперамент
Бодрствование и сон
Космические системы
Земля в солнечной системе
Изображения
земной
поверхности
Формы рельефа
Виды водных объектов
Географическое положение

Формы
проведения
занятий

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Электро
нные
(цифров
ые)
образов
ательн
ые
ресурсы
Образов
ательна
я
платфо
рма:
https://u
rokicd.r
u

Итог: 34 ч.

7

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе
Теория

Практика

Блок «Естественно-научная грамотность»

Живой органической мир
Клетка
Одноклеточные живые организмы
Бактерии. Виды Бактерий
Растения и их разнообразие
Органы и системы органов растений
Разнообразие животных
Органы
и
системы
органов
животных
9. Грибы и их разнообразие
10. Роль грибов в жизни человека
11. Виды здоровья. Здоровье и красота

1
1
2
1
1
1
1
1

0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
2
1

0,5
1
1

0,5
1
0

12. Кожа. Гигиена кожи
13. Генетика человека. Генеалогическое
древо
14. Нервная система. Стрессы
15. Внимание и память
16. Пищеварительная система
17. ГМО
18. Нормы питания правильное питание
19. Психика. Психология
20. Темперамент
21. Бодрствование и сон
22. Космические системы
23. Земля в солнечной системе
24. Изображения земной поверхности
25. Формы рельефа
26. Виды водных объектов
27. Географическое положение

1
2

1
1

0
1

1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0
1
1
0
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Итог: 34 ч.

8

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивное оборудование.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивное оборудование.
Многофункциональное
устройство.
Интерактивная доска.
Компьютерное оборудование.
Ноутбук учителя

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».