Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» имени Ландышевой Александры Евгеньевны Рассмотрена на Педагогическом совете (Протокол №6/23-24) «14» февраля 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №9 __________К.С. Середкина приказ № 31-ОД от «15» февраля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Функциональная грамотность» для обучающихся 2-4 классов (с использованием средств обучения и воспитания центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста») 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Общая характеристика учебного курса 3 Цели и задачи изучения учебного курса 3 Тематическое и календарно-тематическое планирование 5 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 9 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 2–4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 52 часа и предполагает срок реализации 3 года (2-4 класс): 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №9 реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков учебного курса «Функциональная грамотность». Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Использование многофункциональных устройств (принтер, сканер, копир) в рамках центра «Точка роста» при реализации программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» позволит создать условия для создания: - различных видов информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, дерево, список и др.) - обработки графической информации. У обучающихся расширятся познания в области школьного экологического и биологического образования; повысится познавательная активность в естественнонаучной области. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Учебый курс позволяет выработать у школьников способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и экологично функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть интегрирующий уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной-экологической среде. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа делает упор на изучение блока «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание курса «Функциональная грамотность» структурно представлено разделами (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения курса на протяжении всего курса школьного обучения. Изучение курса «Функцинальная грамотность» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в мероприятиях, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Математика», «Иностранный язык» и др. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; 3 Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика содержания курса «Функциональная грамотность» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении экологических проблем. - овладевать начальными навыками адаптации в мире экологических отношений. - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. В конце каждой четверти дети создают совместные коллективные работы. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; 4 - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по окружающему миру. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса представляет собой связанные между собой блоки экологического просвещения обучающихся начального звена. Темы подобраны в модульном ключе. Содержание программы 2 класс (34 ч) Тематическое планирование № п/ п 1 Раздел Естественно-научная грамотность Кол-во часов 34 Содержание Электро нные (цифров ые) образов ательн ые ресурсы Формы проведения занятий Занимательные особенности яблока Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения. Полевой хомяк Про полевого хомяка Ловушки для денег Про хомяка и его запасы Образовате льная платформа: Российская электронна я школа https://resh. edu.ru Про бобров Бобры- строители Такие разные деньги Материал для плотин Позвоночные животные Встреча друзей Итог: 34 ч. Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п Тема занятия Всего часов В том числе Теория Практика Блок «Естественно-научная грамотность» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Занимательные особенности яблока Полевой хомяк Про полевого хомяка Ловушки для денег Про хомяка и его запасы Про бобров Бобры- строители 2 3 2 2 4 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 4 2 2 1 2 1 5 8. Такие разные деньги 9. Материал для плотин 10. Позвоночные животные 11. Встреча друзей Итог: 34 ч. 2 2 9 2 1 1 4 0 1 1 5 2 Содержание программы 3 класс (34 ч) Тематическое планирование № п/ п 1. Раздел Естественно-научная грамотность Кол-во часов 34 Содержание Электро нные (цифров ые) образов ательн ые ресурсы Формы проведения занятий Дождевые черви Библиотечные уроки; Полезный кальций Деловые беседы; Про облака Участие в научноПро хлеб и дрожжи исследовательс ких Мел дискуссиях; Практические Чем интересно мыло и как упражнения оно «работает» Образов ательна я платфо рма: https://u rokicd.r u Про свечи Волшебный магнит Мир вокруг нас Как сохранить целости мир в Поможем миру зверей! Итог: 34 ч. Календарно-тематическое планирование (3 класс) № п/п Тема занятия Всего часов В том числе Теория Практика Блок «Естественно-научная грамотность» 1. 2. 3. 4. 5. Дождевые черви Полезный кальций Про облака Про хлеб и дрожжи Мел 3 4 4 4 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 6 Чем интересно мыло и как оно «работает» 7. Про свечи 8. Волшебный магнит 9. Мир вокруг нас 10. Как сохранить мир в целости 11. Поможем миру зверей! Итог: 34 ч. 6. 2 1 1 2 3 4 3 3 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 Содержание программы 4 класс (34 ч) Тематическое планирование № п/ п 2. Раздел Естественно-научная грамотность Кол-во часов 34 Содержание Живой органической мир Клетка Одноклеточные живые организмы Бактерии. Виды Бактерий Растения и их разнообразие Органы и системы органов растений Разнообразие животных Органы и системы органов животных Грибы и их разнообразие Роль грибов в жизни человека Нервная система. Стрессы Внимание и память Пищеварительная система ГМО Нормы питания правильное питание Психика. Психология Темперамент Бодрствование и сон Космические системы Земля в солнечной системе Изображения земной поверхности Формы рельефа Виды водных объектов Географическое положение Формы проведения занятий Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Электро нные (цифров ые) образов ательн ые ресурсы Образов ательна я платфо рма: https://u rokicd.r u Итог: 34 ч. 7 Календарно-тематическое планирование (4 класс) № п/п Тема занятия Всего часов В том числе Теория Практика Блок «Естественно-научная грамотность» Живой органической мир Клетка Одноклеточные живые организмы Бактерии. Виды Бактерий Растения и их разнообразие Органы и системы органов растений Разнообразие животных Органы и системы органов животных 9. Грибы и их разнообразие 10. Роль грибов в жизни человека 11. Виды здоровья. Здоровье и красота 1 1 2 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2 1 0,5 1 1 0,5 1 0 12. Кожа. Гигиена кожи 13. Генетика человека. Генеалогическое древо 14. Нервная система. Стрессы 15. Внимание и память 16. Пищеварительная система 17. ГМО 18. Нормы питания правильное питание 19. Психика. Психология 20. Темперамент 21. Бодрствование и сон 22. Космические системы 23. Земля в солнечной системе 24. Изображения земной поверхности 25. Формы рельефа 26. Виды водных объектов 27. Географическое положение 1 2 1 1 0 1 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 1 1 0 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Итог: 34 ч. 8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивное оборудование. Интерактивная доска. Компьютерное оборудование. Ноутбук учителя. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Интерактивное оборудование. Многофункциональное устройство. Интерактивная доска. Компьютерное оборудование. Ноутбук учителя 9 10