РП ЧФУ Углубленный курс биологии (7 кл)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. протокол
№ 1/24-25
«29» августа 2024

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2024 № 151-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Углубленный курс биологии»
для 7 класса общего образования

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Цели и задачи изучения учебного предмета

3

Место учебного предмета в учебном плане

3

Содержание учебного предмета

4

Планируемые образовательные результаты

5

Учебно-тематическое планирование

7

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

11

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии
как предмета — основные задачи современного образования.
Ребёнка необходимо заинтересовать, увлечь, но и этого не достаточно; главное
показать практическую значимость получаемых знаний и умений, сформировать
необходимые компетенции и научить способам их модификации и применения в
обычных жизненных ситуациях. От успешной интеграции полезного, интересного и
практически значимого материала зависит успешное развитие творческого
потенциала и коммуникабельности ребёнка. Необходимость решения этих задач и
вызвала введение курса « Занимательная биология. Растения».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи
исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на
его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ
фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; 
 овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения
диалога и дискуссии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс « Занимательная биология. Растения» в доступной и интересной форме
раскрывает сложные закономерности существования растений. Многие процессы
изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки опытов и
анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с
растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять
общеучебные ( анализ, синтез, обобщение, использование разных источников
информации, постановка и решение проблемы или вопроса и др.) и предметные
компетенции (выполнение лабораторных работ, формулирование выводов, работа с
лабораторным оборудованием, атласами- определителями), расширяют кругозор и
развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть
использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса и опирается на знания,
которые учащиеся получают на уроках биологии в 5 — 6 классе (программа под ред.
И.Н. Пономарёвой ). Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о
растениях и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е.
является предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах
практического применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах
поведения в природе и рационального природопользования; роли растений в жизни
других организмов, закономерностях сосуществования всего живого; необычных
явлениях и тайнах растительного мира.
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю. Основной формой работы
является-лабораторная (практическая) работа, что обеспечивает успешное
применение технологий активного и развивающего обучения.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п Наименование раздела

Колич.

В том числе

часов

практических
работ

экскурсий

1

Введение

2

1

2

Многообразие растений

4

2

3

Жизнедеятельность растений

7

5

4

Развитие растительного мира на Земле 14

10

5

Растения в биогеоценозе

8

5

1

34

23

1

Итого:

Перечень практических работ
Раздел 1.
1. Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных
растений под микроскопом»
Раздел 2.
1. Лабораторная работа №2 : « Рассматривание гербарных образцов растений и
живых объектов разных отделов и классов»
2. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней,
стеблей, листьев, цветов и выяснение их
значения» Раздел 3. Жизнедеятельность растений.
3. Практическая работа № 4: « Рассматривание живых клеток растений
одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в
аквариуме»
4. Практическая работа № 5: « Наблюдение процессов транспирации у
бальзамина»
5. Практическая работа №6: «Наблюдение процессов передвижения веществ
внутри растения с использованием красящих растворов»
6. Практическая работа №7: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в
темноте»
7. Практическая работа № 8: « Исследование химического состава растения,
образование и складирование запасных питательных веществ»
Раздел 4. Развитие растительного мира на Земле
1. Практическая работа № 9: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у
водорослей»
2. Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность
воды, температура, освещение, изоляция»
3. Практическая работа №10: « Наблюдение гигроскопических возможностей
мха Сфагнум»
4. Практическая работа №11: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и
еловой хвои»
5. Практическая работа № 12: « Искусственное опыление культурных растений(
на примере томатов)»
6. Практическая работа № 13 : « Изучение внутреннего строения семени фасоли

4

и зерновки пшеницы, их химический состав»
7. Практическая работа № 14: « Изучение и моделирование условий прорастания
семян культурных растений»
8. Практическая работа № 15 : « Изучение способов распространения семян и
плодов ( работа с коллекциями)»
9. Практическая работа № 16: « Подготовка почвы для выращивания рассады
культурных растений»
10. Практическая работа № 17: « Закладка семян в почву и правила ухода за
рассадой»
11. Практическая работа № 18 : « Моделирование условий выращивания рассады (
освещённость, температура, полив, подкормка)»
Раздел 5. Растения в биогеоценозе
1. Практическая работа № 19: « Ярусность у водных растений.
Приспособленность растений к жизни в воде , на поверхности воды. В
условиях избыточного увлажнения ( работа с аквариумными растениями,
таблицами, презентацией)»
2. Практическая работа №20: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного
(елового и соснового)- сравнительная характеристика»( Экскурсия)
3. Практическая работа № 21 : « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного»
4. Практическая работа №22: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга».
5. Практическая работа № 23: « Изучение способов адаптации растений к
экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня
антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв»
( работа
с гербариями и презентациями)
6. Практическая работа № 24: « Изучение охраняемых растений своей местности
и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и презентацией)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение
следующих результатов.
Личностные результаты

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и
здоровью
человека;


сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению
биологии
и общению с природой;


овладение интеллектуальными и практическими умениями (анализировать,
сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
 обобщения и выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:

обоснование признаков биологических объектов (организмов растений,
 экосистемы, биосферы);

понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание,
выделение,
обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);


определение связи строения и функций тканей, органов; объяснение связи
организма с окружающей его средой;

5

обоснование роли растений в природе и жизни человека;
 

определение принадлежности биологических объектов к определённой
систематической
группе;


выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;
 типов взаимоотношений организмов в экосистемах;

овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием
биологических объектов и процессов; проведением простых биологических
 экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости
 жизни на Земле;

понимание личностной и социальной значимости биологической науки и
 биологического образования;

знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа
жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
 
3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете
биологии,
на экскурсиях;


соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и
 биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
овладение способами ухода за комнатными растениями;
 
5. В эстетической сфере:

развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой
природы.


Метапредметные результаты

 Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной
литературой,

 умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания,
ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
 овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи
исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его
основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов
или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;
 овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения
диалога и дискуссии.
Учащиеся должны знать:
 особенности строения и жизнедеятельности растений
 влияние растений на другие организмы и здоровье человека
 значение растений в формировании биогеоценозов

 историческое развитие и значение растений
 растения своей местности , их состояние, охраняемые растениями
 основные источники научных знаний и правила работы с ними

6










 основные принципы построения простейшего эксперимента и правила
оформления отчёта о работе
 правила оформления и представления исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
 характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
 проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности и
условий существования растений
 использовать знания в повседневной жизни
 объяснять влияние растений на природу и человека
 пользоваться лабораторным оборудованием
 наблюдать ход эксперимента, вести учёт показателей и формулировать выводы
 принимать решения по улучшению условий существования растений
 создавать условия, необходимые для роста и развития растений
 оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
 оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам
растительного мира
 находить информацию о растениях в научно — популярной литературе,
биологических словарях, энциклопедиях, справочниках. Интернете;
анализировать и оценивать её, выделять главное
 прогнозировать, анализировать и оценивать свою деятельность по изучению
растений
 составлять отчёт о проделанной работе и представлять его в виде результатов
исследовательской, практической работы или презентации

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Темы урока и раздела

кол-во
часов

Формы работы

Электронные
образовательны
е ресурсы

1

Введение.
Что изучает экология.
Здоровье и образ жизни.
Лаб. раб. №1 «Оценка
состояния физического
здоровья»
Проектная деятельность
№1

1

лекция

1

лекция

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5941/conspe
ct/46742/
https://kpfu.ru/staff_fil
es/F100359178/Metodi
chka._samokontrol.pdf

1

семинар

4

Защита проектов.

1

семинар

5

Экскурсия №1 Влияние
различных факторов на
здоровье человека.

1

лекция

https://68.rospotrebnad
zor.ru/content/538/206
53/

6

Экстремальные факторы
среды.

1

ролевая игра

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya_po_ekolo
gii_na_temu__ekstrem
alnye_faktory_okruzha

2

3

7

yuschej_sredy_8_klass
_ekologiya-283959

7

Аукцион знаний

1

8

Опорно-двигательная
система.
Лаб. раб. №2 «Оценка
подготовленности
организма к занятиям физ.
культурой».
Проектная деятельность
№2

1

конференция

1

лекция

10 Защита проектов

1

лекция

11 Иммунитет и здоровье.
Лаб. раб. №3 «Оценка
состояния
противоинфекционного
иммунитета».
12 Кровообращение.
Лаб. раб. №4 «Реакция
сердечно-сосудистой
системы на нагрузки»
13 Профилактика
заболеваний сердечнососудистой системы.
Лаб. раб.№5
«Определение
стрессоустойчивости с/с
системы»
14 Проектная деятельность
№3

1

семинар

1

семинар

1

лекция

1

ролевая игра

15 Защита проектов

1

лекция

16 Правильное дыхание .
Горная болезнь
17 Лаб. раб. №6 «Влияние
холода на частоту
дыхательных движений»
18 Состав и значение пищи –
как экологический фактор.
19 Профилактика
заболеваний.
Прак. раб.№ 1
«О чем может рассказать
упаковка»

1

лекция

1

семинар

1

семинар

1

лекция

9

https://moluch.ru/youn
g/archive/65/3381/

8

20 Проектная деятельность
№. 4.
Культура здоровья и
рациональное питание.
21 Защита проектов

1

ролевая игра

1

лекция

22 Кожа.
Прак. раб.№2 «Реакция
организма на изменение
температуры окружающей
среды»
23 Проектная деятельность
№5.
Закаливание и уход за
кожей.
24 Защита проектов

1

лекция

1

семинар

1

семинар

25 Нервная система и высшая
нервная деятельность.
26 Практическая раб. №3
«Развитие утомления»

1

лекция

1

ролевая игра

27 Анализаторы.
Лаб. раб. №7 «Острота
слуха».
28 Лаб.раб. № 8
«Оценка температурного
режима помещений»,

1

лекция

1

лекция

29 Лаб.р №9« Оценка
суточных изменений
физиологических
показателей
30 Проектная деятельность
№6.
Бережное отношение к
здоровью.
31 Защита проектов о
значении сна
32 Культура здоровья.
Особенности развития
организма юноши и
девушки.
33 Биологические и
социальные причины

https://studfile.net/prev
iew/5351777/page:28/

https://nsportal.ru/shkol
a/klassnoerukovodstvo/library/20
11/12/10/utomlenie-ipereutomlenie

семинар

1

семинар

1

лекция

1

ролевая игра

1

лекция

https://multiurok.ru/file
s/nauchnyi-proiektuchashchikhsiavliianiie-sna-na-z.html

https://probolezny.ru/in
fekcii-peredavaemyepolovym-putem/

9

заболеваний,
передающиеся половым
путём
34 Экскурсия №2 «Взаимное
1
лекция
влияние человека и
окружающей среды».
Лаб. раб. ---- 9 Практич. раб. –3 Прект. деятельность – 6

Экскурсий --2

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

 Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского
университета Дружбы народов, 1999г.
 Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г.
 Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г.
 Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам
экологии», М., Дрофа,2002г.
 « Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г.
 http:// eor.edu.ru
 http://fcior.edu.ru
 http://scool- cоllection.edu.ru

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».