СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/24-25 «29» августа 2024 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е от «29» августа 2024 № 151-ОД РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Углубленный курс биологии» для 7 класса общего образования 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Цели и задачи изучения учебного предмета 3 Место учебного предмета в учебном плане 3 Содержание учебного предмета 4 Планируемые образовательные результаты 5 Учебно-тематическое планирование 7 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии как предмета — основные задачи современного образования. Ребёнка необходимо заинтересовать, увлечь, но и этого не достаточно; главное показать практическую значимость получаемых знаний и умений, сформировать необходимые компетенции и научить способам их модификации и применения в обычных жизненных ситуациях. От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребёнка. Необходимость решения этих задач и вызвала введение курса « Занимательная биология. Растения». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс « Занимательная биология. Растения» в доступной и интересной форме раскрывает сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки опытов и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные ( анализ, синтез, обобщение, использование разных источников информации, постановка и решение проблемы или вопроса и др.) и предметные компетенции (выполнение лабораторных работ, формулирование выводов, работа с лабораторным оборудованием, атласами- определителями), расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии в 5 — 6 классе (программа под ред. И.Н. Пономарёвой ). Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах практического применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах поведения в природе и рационального природопользования; роли растений в жизни других организмов, закономерностях сосуществования всего живого; необычных явлениях и тайнах растительного мира. Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю. Основной формой работы является-лабораторная (практическая) работа, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п Наименование раздела Колич. В том числе часов практических работ экскурсий 1 Введение 2 1 2 Многообразие растений 4 2 3 Жизнедеятельность растений 7 5 4 Развитие растительного мира на Земле 14 10 5 Растения в биогеоценозе 8 5 1 34 23 1 Итого: Перечень практических работ Раздел 1. 1. Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом» Раздел 2. 1. Лабораторная работа №2 : « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов» 2. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения» Раздел 3. Жизнедеятельность растений. 3. Практическая работа № 4: « Рассматривание живых клеток растений одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в аквариуме» 4. Практическая работа № 5: « Наблюдение процессов транспирации у бальзамина» 5. Практическая работа №6: «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» 6. Практическая работа №7: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в темноте» 7. Практическая работа № 8: « Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ» Раздел 4. Развитие растительного мира на Земле 1. Практическая работа № 9: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у водорослей» 2. Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность воды, температура, освещение, изоляция» 3. Практическая работа №10: « Наблюдение гигроскопических возможностей мха Сфагнум» 4. Практическая работа №11: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и еловой хвои» 5. Практическая работа № 12: « Искусственное опыление культурных растений( на примере томатов)» 6. Практическая работа № 13 : « Изучение внутреннего строения семени фасоли 4 и зерновки пшеницы, их химический состав» 7. Практическая работа № 14: « Изучение и моделирование условий прорастания семян культурных растений» 8. Практическая работа № 15 : « Изучение способов распространения семян и плодов ( работа с коллекциями)» 9. Практическая работа № 16: « Подготовка почвы для выращивания рассады культурных растений» 10. Практическая работа № 17: « Закладка семян в почву и правила ухода за рассадой» 11. Практическая работа № 18 : « Моделирование условий выращивания рассады ( освещённость, температура, полив, подкормка)» Раздел 5. Растения в биогеоценозе 1. Практическая работа № 19: « Ярусность у водных растений. Приспособленность растений к жизни в воде , на поверхности воды. В условиях избыточного увлажнения ( работа с аквариумными растениями, таблицами, презентацией)» 2. Практическая работа №20: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного (елового и соснового)- сравнительная характеристика»( Экскурсия) 3. Практическая работа № 21 : « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного» 4. Практическая работа №22: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга». 5. Практическая работа № 23: « Изучение способов адаптации растений к экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв» ( работа с гербариями и презентациями) 6. Практическая работа № 24: « Изучение охраняемых растений своей местности и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и презентацией) ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих результатов. Личностные результаты Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой; овладение интеллектуальными и практическими умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). Предметные результаты 1. В познавательной сфере: обоснование признаков биологических объектов (организмов растений, экосистемы, биосферы); понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ); определение связи строения и функций тканей, органов; объяснение связи организма с окружающей его средой; 5 обоснование роли растений в природе и жизни человека; определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе; выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах; овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле; понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования; знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни; развитие чувства ответственности за сохранение природы. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях; соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. 4. В сфере физической деятельности: овладение способами ухода за комнатными растениями; 5. В эстетической сфере: развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы. Метапредметные результаты Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации; овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Учащиеся должны знать: особенности строения и жизнедеятельности растений влияние растений на другие организмы и здоровье человека значение растений в формировании биогеоценозов историческое развитие и значение растений растения своей местности , их состояние, охраняемые растениями основные источники научных знаний и правила работы с ними 6 основные принципы построения простейшего эксперимента и правила оформления отчёта о работе правила оформления и представления исследовательской работы Учащиеся должны уметь: характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности и условий существования растений использовать знания в повседневной жизни объяснять влияние растений на природу и человека пользоваться лабораторным оборудованием наблюдать ход эксперимента, вести учёт показателей и формулировать выводы принимать решения по улучшению условий существования растений создавать условия, необходимые для роста и развития растений оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира находить информацию о растениях в научно — популярной литературе, биологических словарях, энциклопедиях, справочниках. Интернете; анализировать и оценивать её, выделять главное прогнозировать, анализировать и оценивать свою деятельность по изучению растений составлять отчёт о проделанной работе и представлять его в виде результатов исследовательской, практической работы или презентации УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Темы урока и раздела кол-во часов Формы работы Электронные образовательны е ресурсы 1 Введение. Что изучает экология. Здоровье и образ жизни. Лаб. раб. №1 «Оценка состояния физического здоровья» Проектная деятельность №1 1 лекция 1 лекция https://resh.edu.ru/subj ect/lesson/5941/conspe ct/46742/ https://kpfu.ru/staff_fil es/F100359178/Metodi chka._samokontrol.pdf 1 семинар 4 Защита проектов. 1 семинар 5 Экскурсия №1 Влияние различных факторов на здоровье человека. 1 лекция https://68.rospotrebnad zor.ru/content/538/206 53/ 6 Экстремальные факторы среды. 1 ролевая игра https://znanio.ru/media/ prezentatsiya_po_ekolo gii_na_temu__ekstrem alnye_faktory_okruzha 2 3 7 yuschej_sredy_8_klass _ekologiya-283959 7 Аукцион знаний 1 8 Опорно-двигательная система. Лаб. раб. №2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физ. культурой». Проектная деятельность №2 1 конференция 1 лекция 10 Защита проектов 1 лекция 11 Иммунитет и здоровье. Лаб. раб. №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета». 12 Кровообращение. Лаб. раб. №4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки» 13 Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы. Лаб. раб.№5 «Определение стрессоустойчивости с/с системы» 14 Проектная деятельность №3 1 семинар 1 семинар 1 лекция 1 ролевая игра 15 Защита проектов 1 лекция 16 Правильное дыхание . Горная болезнь 17 Лаб. раб. №6 «Влияние холода на частоту дыхательных движений» 18 Состав и значение пищи – как экологический фактор. 19 Профилактика заболеваний. Прак. раб.№ 1 «О чем может рассказать упаковка» 1 лекция 1 семинар 1 семинар 1 лекция 9 https://moluch.ru/youn g/archive/65/3381/ 8 20 Проектная деятельность №. 4. Культура здоровья и рациональное питание. 21 Защита проектов 1 ролевая игра 1 лекция 22 Кожа. Прак. раб.№2 «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды» 23 Проектная деятельность №5. Закаливание и уход за кожей. 24 Защита проектов 1 лекция 1 семинар 1 семинар 25 Нервная система и высшая нервная деятельность. 26 Практическая раб. №3 «Развитие утомления» 1 лекция 1 ролевая игра 27 Анализаторы. Лаб. раб. №7 «Острота слуха». 28 Лаб.раб. № 8 «Оценка температурного режима помещений», 1 лекция 1 лекция 29 Лаб.р №9« Оценка суточных изменений физиологических показателей 30 Проектная деятельность №6. Бережное отношение к здоровью. 31 Защита проектов о значении сна 32 Культура здоровья. Особенности развития организма юноши и девушки. 33 Биологические и социальные причины https://studfile.net/prev iew/5351777/page:28/ https://nsportal.ru/shkol a/klassnoerukovodstvo/library/20 11/12/10/utomlenie-ipereutomlenie семинар 1 семинар 1 лекция 1 ролевая игра 1 лекция https://multiurok.ru/file s/nauchnyi-proiektuchashchikhsiavliianiie-sna-na-z.html https://probolezny.ru/in fekcii-peredavaemyepolovym-putem/ 9 заболеваний, передающиеся половым путём 34 Экскурсия №2 «Взаимное 1 лекция влияние человека и окружающей среды». Лаб. раб. ---- 9 Практич. раб. –3 Прект. деятельность – 6 Экскурсий --2 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского университета Дружбы народов, 1999г. Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г. Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г. Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М., Дрофа,2002г. « Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г. http:// eor.edu.ru http://fcior.edu.ru http://scool- cоllection.edu.ru 11