СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. протокол
№ 1/24-25
«29» августа 2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2024 № 151-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Углубленный курс биологии»
для 7 класса общего образования
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Цели и задачи изучения учебного предмета
3
Место учебного предмета в учебном плане
3
Содержание учебного предмета
4
Планируемые образовательные результаты
5
Учебно-тематическое планирование
7
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии
как предмета — основные задачи современного образования.
Ребёнка необходимо заинтересовать, увлечь, но и этого не достаточно; главное
показать практическую значимость получаемых знаний и умений, сформировать
необходимые компетенции и научить способам их модификации и применения в
обычных жизненных ситуациях. От успешной интеграции полезного, интересного и
практически значимого материала зависит успешное развитие творческого
потенциала и коммуникабельности ребёнка. Необходимость решения этих задач и
вызвала введение курса « Занимательная биология. Растения».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи
исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на
его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ
фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения
диалога и дискуссии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс « Занимательная биология. Растения» в доступной и интересной форме
раскрывает сложные закономерности существования растений. Многие процессы
изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки опытов и
анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с
растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять
общеучебные ( анализ, синтез, обобщение, использование разных источников
информации, постановка и решение проблемы или вопроса и др.) и предметные
компетенции (выполнение лабораторных работ, формулирование выводов, работа с
лабораторным оборудованием, атласами- определителями), расширяют кругозор и
развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть
использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса и опирается на знания,
которые учащиеся получают на уроках биологии в 5 — 6 классе (программа под ред.
И.Н. Пономарёвой ). Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о
растениях и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е.
является предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах
практического применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах
поведения в природе и рационального природопользования; роли растений в жизни
других организмов, закономерностях сосуществования всего живого; необычных
явлениях и тайнах растительного мира.
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю. Основной формой работы
является-лабораторная (практическая) работа, что обеспечивает успешное
применение технологий активного и развивающего обучения.
3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п Наименование раздела
Колич.
В том числе
часов
практических
работ
экскурсий
1
Введение
2
1
2
Многообразие растений
4
2
3
Жизнедеятельность растений
7
5
4
Развитие растительного мира на Земле 14
10
5
Растения в биогеоценозе
8
5
1
34
23
1
Итого:
Перечень практических работ
Раздел 1.
1. Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных
растений под микроскопом»
Раздел 2.
1. Лабораторная работа №2 : « Рассматривание гербарных образцов растений и
живых объектов разных отделов и классов»
2. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней,
стеблей, листьев, цветов и выяснение их
значения» Раздел 3. Жизнедеятельность растений.
3. Практическая работа № 4: « Рассматривание живых клеток растений
одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в
аквариуме»
4. Практическая работа № 5: « Наблюдение процессов транспирации у
бальзамина»
5. Практическая работа №6: «Наблюдение процессов передвижения веществ
внутри растения с использованием красящих растворов»
6. Практическая работа №7: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в
темноте»
7. Практическая работа № 8: « Исследование химического состава растения,
образование и складирование запасных питательных веществ»
Раздел 4. Развитие растительного мира на Земле
1. Практическая работа № 9: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у
водорослей»
2. Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность
воды, температура, освещение, изоляция»
3. Практическая работа №10: « Наблюдение гигроскопических возможностей
мха Сфагнум»
4. Практическая работа №11: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и
еловой хвои»
5. Практическая работа № 12: « Искусственное опыление культурных растений(
на примере томатов)»
6. Практическая работа № 13 : « Изучение внутреннего строения семени фасоли
4
и зерновки пшеницы, их химический состав»
7. Практическая работа № 14: « Изучение и моделирование условий прорастания
семян культурных растений»
8. Практическая работа № 15 : « Изучение способов распространения семян и
плодов ( работа с коллекциями)»
9. Практическая работа № 16: « Подготовка почвы для выращивания рассады
культурных растений»
10. Практическая работа № 17: « Закладка семян в почву и правила ухода за
рассадой»
11. Практическая работа № 18 : « Моделирование условий выращивания рассады (
освещённость, температура, полив, подкормка)»
Раздел 5. Растения в биогеоценозе
1. Практическая работа № 19: « Ярусность у водных растений.
Приспособленность растений к жизни в воде , на поверхности воды. В
условиях избыточного увлажнения ( работа с аквариумными растениями,
таблицами, презентацией)»
2. Практическая работа №20: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного
(елового и соснового)- сравнительная характеристика»( Экскурсия)
3. Практическая работа № 21 : « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного»
4. Практическая работа №22: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга».
5. Практическая работа № 23: « Изучение способов адаптации растений к
экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня
антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв»
( работа
с гербариями и презентациями)
6. Практическая работа № 24: « Изучение охраняемых растений своей местности
и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и презентацией)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение
следующих результатов.
Личностные результаты
Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и
здоровью
человека;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению
биологии
и общению с природой;
овладение интеллектуальными и практическими умениями (анализировать,
сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
обоснование признаков биологических объектов (организмов растений,
экосистемы, биосферы);
понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание,
выделение,
обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
определение связи строения и функций тканей, органов; объяснение связи
организма с окружающей его средой;
5
обоснование роли растений в природе и жизни человека;
определение принадлежности биологических объектов к определённой
систематической
группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;
типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием
биологических объектов и процессов; проведением простых биологических
экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости
жизни на Земле;
понимание личностной и социальной значимости биологической науки и
биологического образования;
знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа
жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете
биологии,
на экскурсиях;
соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и
биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
овладение способами ухода за комнатными растениями;
5. В эстетической сфере:
развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой
природы.
Метапредметные результаты
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной
литературой,
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания,
ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи
исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его
основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов
или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения
диалога и дискуссии.
Учащиеся должны знать:
особенности строения и жизнедеятельности растений
влияние растений на другие организмы и здоровье человека
значение растений в формировании биогеоценозов
историческое развитие и значение растений
растения своей местности , их состояние, охраняемые растениями
основные источники научных знаний и правила работы с ними
6
основные принципы построения простейшего эксперимента и правила
оформления отчёта о работе
правила оформления и представления исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности и
условий существования растений
использовать знания в повседневной жизни
объяснять влияние растений на природу и человека
пользоваться лабораторным оборудованием
наблюдать ход эксперимента, вести учёт показателей и формулировать выводы
принимать решения по улучшению условий существования растений
создавать условия, необходимые для роста и развития растений
оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам
растительного мира
находить информацию о растениях в научно — популярной литературе,
биологических словарях, энциклопедиях, справочниках. Интернете;
анализировать и оценивать её, выделять главное
прогнозировать, анализировать и оценивать свою деятельность по изучению
растений
составлять отчёт о проделанной работе и представлять его в виде результатов
исследовательской, практической работы или презентации
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы урока и раздела
кол-во
часов
Формы работы
Электронные
образовательны
е ресурсы
1
Введение.
Что изучает экология.
Здоровье и образ жизни.
Лаб. раб. №1 «Оценка
состояния физического
здоровья»
Проектная деятельность
№1
1
лекция
1
лекция
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5941/conspe
ct/46742/
https://kpfu.ru/staff_fil
es/F100359178/Metodi
chka._samokontrol.pdf
1
семинар
4
Защита проектов.
1
семинар
5
Экскурсия №1 Влияние
различных факторов на
здоровье человека.
1
лекция
https://68.rospotrebnad
zor.ru/content/538/206
53/
6
Экстремальные факторы
среды.
1
ролевая игра
https://znanio.ru/media/
prezentatsiya_po_ekolo
gii_na_temu__ekstrem
alnye_faktory_okruzha
2
3
7
yuschej_sredy_8_klass
_ekologiya-283959
7
Аукцион знаний
1
8
Опорно-двигательная
система.
Лаб. раб. №2 «Оценка
подготовленности
организма к занятиям физ.
культурой».
Проектная деятельность
№2
1
конференция
1
лекция
10 Защита проектов
1
лекция
11 Иммунитет и здоровье.
Лаб. раб. №3 «Оценка
состояния
противоинфекционного
иммунитета».
12 Кровообращение.
Лаб. раб. №4 «Реакция
сердечно-сосудистой
системы на нагрузки»
13 Профилактика
заболеваний сердечнососудистой системы.
Лаб. раб.№5
«Определение
стрессоустойчивости с/с
системы»
14 Проектная деятельность
№3
1
семинар
1
семинар
1
лекция
1
ролевая игра
15 Защита проектов
1
лекция
16 Правильное дыхание .
Горная болезнь
17 Лаб. раб. №6 «Влияние
холода на частоту
дыхательных движений»
18 Состав и значение пищи –
как экологический фактор.
19 Профилактика
заболеваний.
Прак. раб.№ 1
«О чем может рассказать
упаковка»
1
лекция
1
семинар
1
семинар
1
лекция
9
https://moluch.ru/youn
g/archive/65/3381/
8
20 Проектная деятельность
№. 4.
Культура здоровья и
рациональное питание.
21 Защита проектов
1
ролевая игра
1
лекция
22 Кожа.
Прак. раб.№2 «Реакция
организма на изменение
температуры окружающей
среды»
23 Проектная деятельность
№5.
Закаливание и уход за
кожей.
24 Защита проектов
1
лекция
1
семинар
1
семинар
25 Нервная система и высшая
нервная деятельность.
26 Практическая раб. №3
«Развитие утомления»
1
лекция
1
ролевая игра
27 Анализаторы.
Лаб. раб. №7 «Острота
слуха».
28 Лаб.раб. № 8
«Оценка температурного
режима помещений»,
1
лекция
1
лекция
29 Лаб.р №9« Оценка
суточных изменений
физиологических
показателей
30 Проектная деятельность
№6.
Бережное отношение к
здоровью.
31 Защита проектов о
значении сна
32 Культура здоровья.
Особенности развития
организма юноши и
девушки.
33 Биологические и
социальные причины
https://studfile.net/prev
iew/5351777/page:28/
https://nsportal.ru/shkol
a/klassnoerukovodstvo/library/20
11/12/10/utomlenie-ipereutomlenie
семинар
1
семинар
1
лекция
1
ролевая игра
1
лекция
https://multiurok.ru/file
s/nauchnyi-proiektuchashchikhsiavliianiie-sna-na-z.html
https://probolezny.ru/in
fekcii-peredavaemyepolovym-putem/
9
заболеваний,
передающиеся половым
путём
34 Экскурсия №2 «Взаимное
1
лекция
влияние человека и
окружающей среды».
Лаб. раб. ---- 9 Практич. раб. –3 Прект. деятельность – 6
Экскурсий --2
10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского
университета Дружбы народов, 1999г.
Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г.
Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г.
Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам
экологии», М., Дрофа,2002г.
« Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г.
http:// eor.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://scool- cоllection.edu.ru
11