СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/24-25 «29» августа 2024 приказом МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е от «29» августа 2024 № 151-ОД «29» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Человек в современном мире»» для обучающихся 11 класса Пояснительная записка. Рабочая программа части формируемой участниками образовательной деятельности. Данный курс предназначен для учащихся 11 класса Курс рассчитан на 35 часов, с недельной нагрузкой – 1 час. Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Составлена на основе примерной программы: Авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева А «Обществознание 10-11 классы , базовый уровень» в сб. «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень». Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой). С другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры, в мир искусства, формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций. При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Цель курса – выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нём своё место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высоких интеллектуальных функций. Задачами курса являются: -формирование или развитие представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах; -актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания; -выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития; -расширение общекультурного кругозора учащихся через выявление и установление разнообразных социальных связей, которые не осознавались ранее; -установление некоторых особенностей функционирования терминов и выражений «обществоведческого» языка в повседневной речи; -повышение общего уровня культуры; -создание условий для выработки метапредметных умений; Планируемые предметные умения: -знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; -называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; -сравнивать изученные социальные явления и объекты; -приводить собственные примеры; самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы; -давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; -демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учётом исторической перспективы и ретроспективы. Главной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Требования к уровню подготовки обучающихся знать: - обществоведческую терминологию; - ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах; уметь/владеть: - способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям; - решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации; - способами работы с различными видами информации; - обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты; - выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах. -создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий. -владение основными видами публичных выступление( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) Содержание курса Введение Человек в современном мире Тема 1 Человек Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Тема 2 Общество Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты. Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование Тенденции духовной жизни современной России Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Социальная сфера общества. Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Экономическая сфера общества Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики. Политико- правовая сфера общества . Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура. Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Тема. 3 Мир Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты. Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе. XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире. Экономика и экология. Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть. Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентско-парламентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи. Обобщение. Человек в современном мире Тематическое планирование № раздела (темы) 1 2 3 4 Название раздела (темы) Кол-во часов по рабочей программе 1 7 16 11 Итого: 34 Человек – общество- мир. Человек. Общество. Мир. Календарно-тематическое планирование № Название темы ЭОР 1 Человек – общество- мир. https://infourok.ru/prezenta ciya-chelovek-i-obshestvo6826341.html 2 Тема 1 Человек (7 ч.) Природа человека. Человек как результат Количеств о часов 1 1 3 биологической, социальной и культурной эволюции. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. 4 5 6 7 Деятельность человека и ее многообразие Познание и знание Истина и ее критерии Человек в системе социальных связей. 8 Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Тема 2 Общество (16 ч.) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Типология обществ Духовная жизнь общества. 1 Религия, ее роль в жизни общества. Социальная сфера общества. 1 3 Экономическая сфера общества 3 Политико- правовая сфера общества 3 Тема. 3 Мир (11 ч.) Процессы глобализация единого человечества. становление 3 Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. 3 Государство и свобода СМИ Особенности русской культуры. 1 1 911 12 13 14 15 16 18 19 21 22 24 25 27 28 30 31 32 33 34 и политической https://nsportal.ru/shkola/ob shchestvoznanie/library/201 6/08/14/duhovnaya-zhizncheloveka https://multiurok.ru/files/chi eloviek-v-sistiemie-sotsialnykh-sviaziei-urok-.html 1 1 1 1 1 3 1 2 2 35 Повторение курса 1