РП ЧФУ Человек в современном мире 11 класс

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 9 имени
Ландышевой А.Е. протокол №
1/24-25
«29» августа 2024

приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от «29»
августа 2024 № 151-ОД

«29» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Человек в современном мире»»
для обучающихся 11 класса

Пояснительная записка.
Рабочая программа части формируемой участниками образовательной
деятельности. Данный курс предназначен для учащихся 11 класса
Курс рассчитан на 35 часов, с недельной нагрузкой – 1 час.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно
организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты
освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе
состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции
ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний
тех, которые актуализируются в данном курсе.
Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева А
«Обществознание 10-11 классы , базовый уровень» в сб. «Обществознание, 10-11
классы,
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение,
2009, базовый уровень».
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к
пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования
входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений и
типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой). С другой
стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в
мир этической культуры, в мир искусства, формирование у учащихся готовности
искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и
эстетических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не
набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание
о незнании».
Цель курса – выработка у учащихся способности самостоятельно
ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нём своё место и
адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в
первую очередь формирование у учащихся высоких интеллектуальных функций.
Задачами курса являются:
-формирование или развитие представлений учащихся о социальных явлениях и
общественных процессах;
-актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных
процессов и тенденций мирового развития;
-расширение общекультурного кругозора учащихся через выявление и установление
разнообразных социальных связей, которые не осознавались ранее;
-установление некоторых особенностей функционирования терминов и выражений
«обществоведческого» языка в повседневной речи;
-повышение общего уровня культуры;
-создание условий для выработки метапредметных умений;

Планируемые предметные умения:
-знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия
и термины;
-называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
-сравнивать изученные социальные явления и объекты;
-приводить собственные примеры; самостоятельно интерпретировать изученные
социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и
объектов;
-демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в
широком историческом контексте, с учётом исторической перспективы и
ретроспективы.
Главной формой учения является поисково-исследовательская деятельность
учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе
самостоятельной работы учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных
примерах;
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов,
сравнивать,
сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные
социальные
ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные
выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной
формах.
-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью
мультимедийных технологий.
-владение основными видами публичных выступление( высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута)
Содержание курса
Введение Человек в современном мире
Тема 1 Человек
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное
существо.

Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.
Патриотизм и
гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность
и
ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и
ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания.
Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей.
Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности.
Тема 2 Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное
сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Социум как
особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
общества, их характерные черты. Духовная жизнь общества. Искусство и духовная
жизнь. его
формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование.
Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России Мораль и религия. Мораль, ее
категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и
социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия.
Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные
отношения.
Этнические
общности.
Межнациональное
сотрудничество и
межнациональные
конфликты.
Национальная
политика.
Культура
межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества.
Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука..
Взаимовлияние

экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес,
экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность
хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав
потребителя.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда.
Государственная
политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля.
Глобальные
проблемы экономики.
Политико- правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения.
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в
политической
системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское
общество и правовое государство. Демократические выборы и политические
партии. Участие
граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая
культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты.
Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.
Современное
российское законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского,
трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3 Мир
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия
процесса
глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства
современного
человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения.
Основные
направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив
человечества.
Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как
важнейшая
угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI
века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная
жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог
культур.

Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые
религии.
религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной
конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной
державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном
мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и
демократия.
Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и
гражданским
обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный
терроризм.
Всемирная информативно-коммуникативная сеть. Россия и " русский мир".
Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и
изменение политической культуры. Революции в России. Политическая
преемственность в российской истории. Политическая система современной
России. Россия -президентско-парламентская республика. Президент. Парламент.
Устройство исполнительной и судебной власти. Россия в глобальном мире:
вызовы и задачи.
Обобщение. Человек в современном мире
Тематическое планирование
№
раздела
(темы)
1
2
3
4

Название раздела (темы)

Кол-во часов
по рабочей
программе
1
7
16
11
Итого: 34

Человек – общество- мир.
Человек.
Общество.
Мир.

Календарно-тематическое планирование
№

Название темы

ЭОР

1

Человек – общество- мир.

https://infourok.ru/prezenta
ciya-chelovek-i-obshestvo6826341.html

2

Тема 1 Человек (7 ч.)
Природа человека. Человек как результат

Количеств
о часов
1

1

3

биологической, социальной и культурной
эволюции.
Духовная жизнь человека. Мировоззрение.

4
5
6
7

Деятельность человека и ее многообразие
Познание и знание
Истина и ее критерии
Человек в системе социальных связей.

8

Личность, факторы, влияющие на ее
формирование.
Тема 2 Общество (16 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность
людей. Общество и природа. Общество и
культура. Структура общества. Общество как
сложная динамичная система.
Типология обществ
Духовная жизнь общества.

1

Религия, ее роль в жизни общества.
Социальная сфера общества.

1
3

Экономическая сфера общества

3

Политико- правовая сфера общества

3

Тема. 3 Мир (11 ч.)
Процессы глобализация
единого человечества.

становление

3

Общество и человек перед лицом угроз и
вызовов
XXI
века.
Особенности
современного мира.
Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие.

3

Государство и свобода СМИ
Особенности
русской
культуры.

1
1

911

12
13
14
15
16
18
19
21
22
24
25
27
28
30
31
32
33
34

и

политической

https://nsportal.ru/shkola/ob
shchestvoznanie/library/201
6/08/14/duhovnaya-zhizncheloveka

https://multiurok.ru/files/chi
eloviek-v-sistiemie-sotsialnykh-sviaziei-urok-.html

1

1
1
1
1

3

1
2

2

35

Повторение курса

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».