Пояснительная записка
Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7) МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. (далее – Учебный план) в целом соответствует
обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о
включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе
коррекционной работы.
Учебный план
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана основного общего
образования обучающихся с ЗПР № 1 Федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной
приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025. Вариант № 1 предназначен для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме
пятидневной учебной недели.
Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный план МБОУ СОШ № 9 разработан на основе следующих документов:
Конституции Российской Федерации (ст.43);
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18);
Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (актуальная редакция с учетом
последних изменений);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 N 287 (зарегистрирован в Минюст России от 05.07.2021
№64101) (актуальная редакция с учетом последних изменений);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28.01.2021;
Приказа Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников» (актуальная редакция с учетом
последних изменений);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Федеральной адаптированной образовательной программы основногообщего
образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от
24.11.2022 № 1025;
Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в
некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся ФАОП»;
Адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ЗПР (вариант 7) МБОУ СОШ № 9;
Устава МБОУ СОШ № 9.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и
учебные предметы:
Недельный учебный план
для обучающихся с ОВЗ
(адаптированная образовательная программа)
5 – 9 классы
Предметные области
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Учебные
предметы
5
6
Обязательная часть
Русский язык
5
6
Литература
3
3
Иностранный язык 3
3
Математика
5
5
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
Классы
7
8
Всего
9
4
2
3
3
2
3
3
3
3
3
2
3
2
3
2
21
13
15
10
9
6
1
1
1
1
1
1
3
3
Общественно-научные
предметы
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
История России,
всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Адаптивная
физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность
Коррекционный курс «Коррекционноразвивающиеся занятия
психокоррекционные (психологические и
дефектологические)
Коррекционный курс «Логопедические
занятия»
Другие направления внеурочной
деятельности
3
3
3
1
1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
3
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
10
2
8
7
4
7
4
3
8
10
2
2
2
2
2
2
27
28
30
1 1
31
32
2
2
2
2
1
9
29
10
30
10
32
10
33
10
33
10
157
50
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
5
5
5
5
5
25
148
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной
организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся
возможность выбора занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и
способностей школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность включает
коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс освоения
содержания АООП ООО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов,
из них 5 часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее
недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи;
восполнение образовательных дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в
освоении АООП ООО. Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области
определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться
рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционно-развивающая область включает:
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
(психологические и дефектологические» - 3 часа в неделю на каждого обучающегося
с ЗПР). Коррекционный курс «Логопедические занятия» - 2 часа в неделю (на
каждого обучающегося с ЗПР). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам, учебным курсам,
учебным модулям проводится в 5-9 классах в соответствии с «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ № 9».
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной
образовательной программы основного общего образования всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы за учебный год
(годовое оценивание). Все предметы обязательной части учебного плана, как и
предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений,
оцениваются по пятибалльной системе. Освоение основных образовательных
программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией.
В соответствии с частью 17 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.06.2020 № 164-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации"») промежуточная аттестация может быть проведена с применением
электронного обучения. Освоение адаптированной основной образовательной
программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией
обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе
с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется рабочими программами учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей и календарным учебным графиком основного общего образования.
Промежуточная аттестация в 5-9 классах может проводиться в следующих формах:
комплексная контрольная работа;
итоговая контрольная работа предметного характера;
осложненное списывание;
сочинение или изложение с творческим заданием;
тестирование;
устный зачет;
защита проектной или исследовательской работы и др.;
сдача нормативов
В 9 классе предусмотрены итоговое устное собеседование по русскому языку как
условие допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации, защита
индивидуального проекта в 9 классе (январь) – отметка зачет/незачет.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам
учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Обучающиеся, имеющие
академическую
задолженность,
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора школы на
основании решения педагогического совета, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включается
время болезни обучающегося. При устойчивой неуспеваемости по нескольким
учебным предметам обучающийся с ОВЗ (ЗПР) направляется на ПМПК с целью
уточнения/изменения ранее данных комиссией рекомендаций.