ЧФУ РП Биология. Растения (6 кл)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е. протокол № 1/25-26
«27» августа 2025

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ № 9
имени Ландышевой А.Е от
«29» августа 2025 № 88-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Биология. Растения»
для 6 класса основного общего
образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии как
предмета — основные задачи современного образования.
Ребёнка необходимо заинтересовать, увлечь, но и этого не достаточно; главное показать
практическую значимость получаемых знаний и умений, сформировать необходимые
компетенции и научить способам их модификации и применения в обычных жизненных
ситуациях.
От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала
зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребёнка.
Необходимость решения этих задач и вызвала введение курса «Биология. Растения».
Изучение факультативного курса направлено на достижение следующих целей:
овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи исследования,
самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые
знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить
презентацию полученных знаний и опыта;
овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и
дискуссии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ
УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Курс «Биология.Растения» в доступной и интересной форме раскрывает сложные
закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе
практических работ в форме наблюдения, закладки опытов и анализа результатов
наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют
развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные ( анализ, синтез,
обобщение, использование разных источников информации, постановка и решение
проблемы или вопроса и др.) и предметные компетенции (выполнение лабораторных
работ, формулирование выводов, работа с лабораторным оборудованием, атласамиопределителями), расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности.
Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е.
носят практический характер.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые
учащиеся получают в начальной школе ( курс «Окружающий мир»), в 5 — 6 классе (
курс «Биология» ). Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях
и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является
предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах практического
применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах поведения в природе
и рационального природопользования; роли растений в жизни других организмов,
закономерностях сосуществования всего живого; необычных явлениях и тайнах
растительного мира.
Таким образом курс может изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии
для всех учащихся, так и факультативно для заинтересованных детей. Курс рассчитан
на 35 часов , 1 час в неделю. Основной формой работы является-лабораторная (
практическая) работа, что обеспечивает успешное применение технологий активного и
развивающего обучения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п Наименование раздела

1

Введение в курс

Колич.
часов

В том числе
практически
х
экскурсий
работ

2

1

2

Многообразие растений

4

2

3

Жизнедеятельность растений

7

5

4

5

Итого:

https://yandex.r
u/video/previe
w/7026231483
171554141

10

https://yandex.r
u/video/previe
w/4693851111
186905296

8

5

1

https://rosuchebn
ik.ru/upload/iblo
ck/a15/a153c442
dd43a45a88f75b
919866173f.pdf

34

23

1

Развитие растительного мира на
Земле
14

Растения в биогеоценозе

ЭОР

Перечень практических работ
Раздел 1.
1. Лабораторная работа № 1: « Рассматривание одноклеточных аквариумных
растений под микроскопом»
Раздел 2.
1. Лабораторная работа №2 : « Рассматривание гербарных образцов растений и
живых объектов разных отделов и классов»
2. Лабораторная работа № 3: «Рассматривание видоизменённых корней,
стеблей, листьев, цветов и выяснение их
значения» Раздел 3. Жизнедеятельность растений.
3. Практическая работа № 4: « Рассматривание живых клеток растений
одноклеточных и многоклеточных организмов, наблюдение фотосинтеза в
аквариуме»
4. Практическая работа № 5: « Наблюдение процессов транспирации у
бальзамина»
5. Практическая работа №6: «Наблюдение процессов передвижения веществ
внутри растения с использованием красящих растворов»
6. Практическая работа №7: « Наблюдение за жизнедеятельностью растения в
темноте»
7. Практическая работа № 8: « Исследование химического состава растения,
образование и складирование запасных питательных веществ»
Раздел 4. Развитие растительного мира на Земле
1. Практическая работа № 9: «Наблюдение процессов жизнедеятельности у
водорослей»
2. Эксперимент: « Изменение условий существования водорослей: солёность
воды, температура, освещение, изоляция»
3. Практическая работа №10: « Наблюдение гигроскопических возможностей
мха Сфагнум»
4. Практическая работа №11: « Исследование бактерицидных свойств сосновой и
еловой хвои»

5. Практическая работа № 12: « Искусственное опыление культурных растений(
на примере томатов)»
6. Практическая работа № 13 : « Изучение внутреннего строения семени фасоли

и зерновки пшеницы, их химический состав»
7. Практическая работа № 14: « Изучение и моделирование условий прорастания
семян культурных растений»
8. Практическая работа № 15 : « Изучение способов распространения семян и
плодов ( работа с коллекциями)»
9. Практическая работа № 16: « Подготовка почвы для выращивания рассады
культурных растений»
10. Практическая работа № 17: « Закладка семян в почву и правила ухода за
рассадой»
11. Практическая работа № 18 : « Моделирование условий выращивания рассады (
освещённость, температура, полив, подкормка)»
Раздел 5. Растения в биогеоценозе
1. Практическая работа № 19: « Ярусность у водных растений.
Приспособленность растений к жизни в воде , на поверхности воды. В
условиях избыточного увлажнения ( работа с аквариумными растениями,
таблицами, презентацией)»
2. Практическая работа №20: « Ярусность в биогеоценозе леса хвойного
(елового и соснового)- сравнительная характеристика»( Экскурсия)
3. Практическая работа № 21 : « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного»
4. Практическая работа №22: « Ярусность в биогеоценозе заливного луга».
5. Практическая работа № 23: « Изучение способов адаптации растений к
экстремальным условиям существования: пустыня жаркая, пустыня
антарктическая, влажные экваториальные леса, засоление почв»
( работа
с гербариями и презентациями)
6. Практическая работа № 24: « Изучение охраняемых растений своей местности
и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и презентацией)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ








Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение
следующих результатов.
Личностные результаты

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и
здоровью человека;

сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой;

овладение интеллектуальными и практическими умениями (анализировать,
сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:

обоснование признаков биологических объектов (организмов растений,
экосистемы, биосферы);

понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание,
выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);

определение связи строения и функций тканей, органов; объяснение связи
организма с окружающей его средой;

обоснование роли растений в природе и жизни человека;
 

определение принадлежности биологических объектов к определённой
систематической
группе;


выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;
 типов взаимоотношений организмов в экосистемах;

овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием
биологических объектов и процессов; проведением простых биологических
 экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости
 жизни на Земле;

понимание личностной и социальной значимости биологической науки и
 биологического образования;

знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа
жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
 
3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете
биологии,
на экскурсиях;


соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и
 биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
овладение способами ухода за комнатными растениями;
 
5. В эстетической сфере:

развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой
природы.


Метапредметные результаты

 Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной
литературой,

 умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников
(справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания,
ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
 овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи
исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его
основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов
или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;
 овладение опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения
диалога и дискуссии.
Учащиеся должны знать:
 особенности строения и жизнедеятельности растений
 влияние растений на другие организмы и здоровье человека
 значение растений в формировании биогеоценозов

 историческое развитие и значение растений
 растения своей местности , их состояние, охраняемые растениями
 основные источники научных знаний и правила работы с ними










 основные принципы построения простейшего эксперимента и правила
оформления отчёта о работе
 правила оформления и представления исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
 характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
 проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности и
условий существования растений
 использовать знания в повседневной жизни
 объяснять влияние растений на природу и человека
 пользоваться лабораторным оборудованием
 наблюдать ход эксперимента, вести учёт показателей и формулировать выводы
 принимать решения по улучшению условий существования растений
 создавать условия, необходимые для роста и развития растений
 оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
 оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам
растительного мира
 находить информацию о растениях в научно — популярной литературе,
биологических словарях, энциклопедиях, справочниках. Интернете;
анализировать и оценивать её, выделять главное
 прогнозировать, анализировать и оценивать свою деятельность по изучению
растений
 составлять отчёт о проделанной работе и представлять его в виде результатов
исследовательской, практической работы или презентации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
 Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского
университета Дружбы народов, 1999г.
 Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г.
 Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г.
 Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам
экологии», М., Дрофа,2002г.
 « Практикум по естествознанию и основам экологии», М.,2000г.
Электронные образовательные ресурсы
 http:// eor.edu.ru
 http://fcior.edu.ru
 http://scool- cоllection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».