Туристско-краеведческой направленности
12-15 лет
0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4 Планируемые результаты.
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Учебный план
2.2 Учебный (тематический) план
2.3 Содержание учебного тематического плана
2.4 Календарный учебный график
2.5 Текущий и итоговый контроль
2.6 Формы аттестации контроля
2.7 Оценочные материалы
2.8 Материально-техническое обеспечение
3.Список литературы
2
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный музеевед»
(далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Целесообразность
данной Программы выбранной направленности заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта
на ступени основного общего образования, в формировании социальных,
коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме. Так как уровень Программы базовый, то еѐ ценность обоснована не только
содержанием, но и направленностью на социокультурное, личностное, профессиональное
самоопределение обучающихся.
Данная программа разработана с профориентационным компонентом, в соответствии с
методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для
общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования (письмо Минпросвещения РФ от
01.06.2023 №АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»), а
также Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре» и Сборника нормативных актов и положений «Охрана и
использование памятников культуры» 2004 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный музеевед» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и основополагающими
документами:
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
3
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
«Положением о структуре, содержания и оформления дополнительной
общеобразовательной программы» МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А. Е. Уставом
МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А. Е.
Актуальность
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Подрастающий человек
должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв
при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям,
способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым,
наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее. Музейное дело
сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры. Опыт
отечественных и зарубежных музеев настойчиво говорит о том, что при всѐм
существующем многообразии форм культурного бытия памятников, многие задачи
музееведения остаются не решёнными. Уже сегодня трудно представить себе образование
или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Городская среда
может и должна стать образовательным ресурсом, формирующим личность школьника.
Реальные и воображаемые путешествия в пространстве и во времени, организуемые
музеями или при их участии, представляют собой идеальный ресурсный материал для
личностного самоопределения, а также для решения комплекса вопросов, связанных с
формированием российской идентичности на всех этапах жизни человека. Современный
мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского
долга, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому. Дополнительная
общеразвивающая программа «Юный музеевед» в полной мере отвечает этим
требованиям и является образовательно-воспитательным ресурсом в освоении
культурного пространства нашей Родины.
Отличительные особенности данной Программы
Новизной и отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный музеевед» являются её:
4
практическая ориентированность: прикладной характер обучения, обеспечивающий
возможности применения полученных знаний и навыков в условиях подготовки
обучающихся в области музееведения, изучения культурного наследии и туризма. В связи
с этим Программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса
непрерывного обучения обучающихся, освоения специализированных способов
деятельности, профессионализации деятельности; интерактивность программы:
использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме
отдельных проектов на разных площадках, а также в форме активного взаимодействия
обучающихся.
Адресат программы: Программа «Юный музеевед» предназначена для детей в
возрасте 12-15 лет.
Значимость использования краеведческого материала обусловлена тем, что знания
обучающихся в процессе обучения формируются не только путем усвоения словесного
описания тех или иных предметов и явлений, но и путем непосредственного восприятия
памятников истории и культуры родного края, с помощью экскурсии, через реальные
предметы, найденные на чердаке.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Срок освоения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный музеевед» составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на
34 академических часа в год. Экскурсии могут проводиться как в будний день, так и в
выходные дни в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Форма обучения: Занятия проводятся в очном режиме.
Обеспечить реализацию дополнительных программ для детей в очном и
дистанционном режимах (СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ). Очное обучение
проводить с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях
профилактики и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции
(CОVID-I9), в том числе сокращения количества обучающихся, находящихся в
помещении, при помощи деления группы обучающихся на подгруппы, корректировки
учебных планов и рабочих программ дисциплин (модулей), практик, предусматривающей
сокращение времени учебных занятий и акцент на освоение нового учебного материала,
без сокращения объемов педагогической нагрузки педагогических работников, с учетом
доступности материалов, методик и технологий обучения (в том числе и для обучающихся
с инвалидностью и ОВЗ). Программа направлена на инклюзивное образование.
При необходимости возможен переход на обучение с применением дистанционных
образовательных технологий.
Для организации дистанционного обучения будет
использована платформа для онлайн конференций.
Формы организации образовательного процесса при реализации программы
«Юный музеевед»: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии,
5
выполнение
творческих
проектов
и
детских
научно-исследовательских
работ,
практические работы.
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий, с этой целью предусмотрено использование таких
форм проведения занятий:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
тематические занятия
игровые тренинги
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий
выпуск стенгазет
разработка проектов
встреча с работниками краеведческого музея г. Режа
просмотр видеофильмов
1.2 Цель и задачи программы
Цель:
Совершенствовать знания, умения, навыки и компетенции по основам музееведения,
экскурсионного дела, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений об историческом времени и пространстве, об
изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыков
социокультурной компетенции;
- закрепление умений применять различные компьютерные технологии – создание,
редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств;
- формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к
общению с музейными ценностями, а также навыков и умений в работе с историческими
документами;
- совершенствование навыков освоения музейного дела, организации поисковой,
проектной и исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитание музейной культуры, обучение музейной терминологии;
создание условий для воспитания патриотизма, гражданственности москвичей через
приобщение к культурному наследию города и страны;
- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой и социальной
активности обучающихся для реализации в общественно полезной деятельности;
6
- выявление организаторских способностей
потребности детей в общении;
детей
и
подростков,
удовлетворение
- развитие профессиональных интересов и профессиональной ориентации обучающихся в
области музееведения.
Развивающие:
- мотивация обучающихся на выявление в предметном мире наиболее интересных
документальных сведений культурологического характера определенного периода
истории, беречь и ценить их;
- развитие личностных качеств, обучающихся: интеллектуальных (любознательность,
наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевых
(самообладание,
решительность,
настойчивость),
эмоциональных
(чуткость,
эмоциональность, толерантность);
- развитие способности к аналитическому мышлению, навыков самостоятельной работы,
умения проводить сравнительный анализ и обобщать;
- развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи и
усиление еѐ коммуникативных свойств (выразительность), овладение художественными
образами, выразительными свойствами языка;
- поиск эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Педагогическая целесообразность
Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных
отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного дела.
В основе Программы «Юный музеевед» лежит принцип воспитания и образования
личности музейными средствами. Основное внимание в Программе уделяется
характеристике музея как социокультурного института, а также истории музейного дела,
знакомству с музеями, коллекциями и экспозициями.
Программа «Юный музеевед» является проектом позитивной занятости обучающихся и
способствует развитию личности, активной учебно-познавательной деятельности,
формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию. В основе Программы реализуется системно-деятельностный
подход к организации деятельности обучающихся, лежит хронологический принцип
взаимосвязанного и последовательного рассмотрения тем по истории музейного дела от
античности до современности и основам экскурсоведения. С соблюдением принципа «от
простого к сложному» в Программе представлены основные музееведческие вопросы и
прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Помимо этого,
Программа предполагает не только изучение основ музейного дела, посещение музеев и
выставок города и области, но и ознакомление учащихся с окружающим предметным
миром, в котором они сами научатся находить предметы, имеющие ценность. Таким
образом, Программа существенно углубляет и расширяет знания учащихся по музейному
7
делу, предлагая не только новое содержание учебного материала, но и совершенствование
ранее полученных знаний и умений.
Ребята знакомятся с основными понятиями и методами археологии, источниковедения,
этнографии, топографии, музееведения и т. д. Помимо этого, они овладевают навыками
исследовательской деятельности. Новые достижения в области коммуникации и
информации, новые способы социальных отношений открывают для них всё новые и
новые горизонты музейного дела. В итоге обучения по Программе у учащихся
формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение
ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации,
объективное от субъективного, находить взаимосвязь между частным и общим, между
основным и второстепенным и т. д. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный
музеевед» ориентирует детей и подростков на выбор будущей профессии
культурологического профиля или в сфере туризма.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
- систему значимых социальных и межличностных отношений;
- ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в
деятельности;
- социальные компетенции, правосознание;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Предметные результаты:
- Знаниевые: виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета.
- Деятельностные: преобразование и применение нового знания в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой
деятельности, ценностей.
- Компетентностные: формирование научного типа мышления, применение знаний и
умений в учебной деятельности и речевой практике.
- предпосылки научного типа мышления;
- виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Метапредметные результаты:
8
- способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях;
- формирование коммуникативной компетенции;
- умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного;
- способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать
результаты, анализировать их.
По окончании освоения Программы учащиеся:
- будут иметь представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и
преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыки социокультурной
компетенции;
- будут уметь применять различные компьютерные технологии – создание,
редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств; - будут уметь выделять
в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного
периода истории, беречь и ценить их;
- смогут использовать личностные качества: интеллектуальные (любознательность,
наблюдательность, зрительная память,
воображение,
ассоциативное
мышление), волевые (самообладание, решительность,
настойчивость),
эмоциональные (чуткость,
эмоциональность, толерантность)
в
практической деятельности и повседневной жизни;
- будут иметь ценностное отношение к культурному наследию и вкус к общению с
музейными ценностями, а также навыки и умения работать с историческими
документами;
- будут уметь применять навыки экскурсоводов, а также навыки в организации поисковой,
проектной и исследовательской деятельности;
- смогут использовать способность к аналитическому мышлению, навыки
самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать,
организационный подход к участию в общественно полезной деятельности учащихся в
практической деятельности и повседневной жизни.
Обучение по Программе способствует формированию готовности к публичному
выступлению, которая предполагает:
- проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного
материала);
- подготовку тематических вопросов;
- изучение культуры речи (постановка голоса, приобретение умения держаться перед
публикой и аудиторией и т. д.).
№
Название раздела
2.1 Учебный план
Количество часов (теория/практика)
Формы
9
п/п
1.
2.
562222222
3.
3
4.
5.
6.
7.
(модуля)
Вводное занятие
Музей как институт
социальной памяти
Музейный предмет и
способы его изучения
Проведение научных
исследований активом
школьного музея
Фонды школьного
музея.
Определение понятия,
основные направления
фондовой работы
аттестации/контроля
1 (1/0)
3 (3/0)
Сообщение о музее
3 (2/1)
Самостоятельная
работа
Составление
маршрута похода
4 (2/2)
6 (1/5)
Заполнение
документации
Экспозиция
школьного музея
Работа с аудиторией
6 (4/2)
Посещение музея
7 (4/3)
Изучение истории
школьного музея
4 (4/0)
Заполнение
документации
Изучение и
посещение музея
Всего по программе:
34 (21/13)
2.2 Учебно - тематический план
Название Кол-во Теория Практ
Формы
раздела, часов
ика
аттестации или
темы
контроля
1
1
Музей как 3
институт
социально
й памяти.
1
ЭОР
http://semantic.uraic.ru/object/o
bjectedit.aspx?object_id=20036
&project=1
Вводное
занятие.
2
Создание проекта https://www.tripadvisor.ru/Attra
об одном из музеев ctions-g2323977-Activitiesнашей страны.
c49Sverdlovsk_Oblast_Urals_Distr
ict.html
10
Музейны 3
й предмет
и
способы
его
изучения.
2
Проведен 4
ие
научных
исследова
ний
активом
школьног
о музея.
Фонды
6
школьно
го музея.
Определ
ен ие
понятия,
основны
е
направле
ния
фондово
й
работы.
Экспози 6
ци
я
школьно
го музея.
2
1
2
Создание
проекта
«История
одного
музейного
экспоната»
https://www.elibrary.ru/defaultx
.asp?
Участие во
всероссийском
конкурсе «История
России.
Россия-20 век»
https://pionerschool.uoirbitmo.r
u/oblastnye-konkursy/konkursistoriya-rossii-vstihah_20230522/
http://svts.ru/upload/iblock/e25
/e25d6d758205d948ff45a7782
6c66aa7.pdf
https://fenix.help/works/isledov
atelskaya-rabota/muzejnoedelo/sgups/istoriya-odnogomuzejnogo-yeksponata
3
3
Проведение
викторины на
знание понятий и
терминов
музееведения.
3
3
Оформление
https://dzen.ru/list/education/of
новых экспозиций ormlenie-ekspozitcii-vв школьном музее. shkolnom-muzee
Работа с 7
аудитори
ей
.
3
4
Проведение
экскурсий в
школьном музее.
https://orioncentr.ru/wpcontent/uploads/documents/sch
ool_museum/metod/napisaniyu
_i_oformleniyu_ekskursii_v_
muzee.pdf
Изучени 4
е
истории
школьно
го музея.
2
2
Создание
презентации.
Создание
виртуальной
экскурсии.
https://nsportal.ru/shkola/kraev
edenie/library/2021/05/18/mast
er-klass-kak-sozdat-prostoyvirtualnyy-tur
11
Итого
№
п/п
34
Время
проведе
Месяц,
ния
число
занятия
1
22
2.3 Содержание учебно-тематического плана
Форма
Тема занятия
Место
Колзанятия
проведения
во
часов
Лекция
сентяб
рь
12
1
Беседа
Тема 1. Музей как
институт социальной
памяти (3 ч)
сентяб
рь
2-3
Лекция.
Лекция
Происхождение музея.
Профили и типы
музеев.
1
Специфика школьного
музея как центра
музейнопедагогической
и краеведческой
работы в школе.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
Тема
2. Музейный предмет
и способы его
изучения (3ч)
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
Понятия: музейный
предмет – предмет
музейного назначения
– экспонат.
Классификация
музейных предметов
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
октябр
ь
5-6
Лекция
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
2
Просмотр
видеофильмов
о музеях
нашей
страны
4
Вводное занятие.
2
Форма
контроля
Посещен
ие и
подготов
ка
сообщен
ий о
музеях
Самостоя
тельная
работа:
изучение
и
описание
музейных
предмето
в.
12
7
Практикум
1
Ноябрь,
апрель
8-9
Лекция
2
Просмотр
презентации
«На страже
Отчизны»
1011
Практическая
работа
2
Декабрь,
май
12
Лекция
1
13
Работа с
экспонатами
1
Способы
изучения
музейных
предметов.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
Тема 3.
Проведение
научных
исследований
активом
школьного
музея
(4 ч)
Экспедиции и
краеведческие
походы основная форма
комплектования
фондов.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
Другие способы
комплектования
фондов
школьного
музея.
Тема 4. Фонды
школьного
музея.
Определение
понятия,
основные
направления
фондовой
работы
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
(6 ч)
Фонды
МБОУ
школьного музея «СОШ
№9 имени
и их значение.
Ландышевой
А.Е.
Комплектование
музейных
фондов
Составление
маршрута
краеведческого
похода
Заполнение
основной
учетной
документации
по фондам
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
13
1415
Работа с
экспонатами
2
Учёт музейных
фондов.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
1617
Занятие
2
Хранение
музейных
фондов
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
Тема 5.
Экспозиция
школьного
музея
(6 ч)
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
Составление
словаря
музейных
терминов
Сентябрь,
январь
1819
Лекция
2
Понятия:
экспонат,
экспозиция,
экспозиционный
комплекс.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е.
2021
Музейный
урок
2
Выставка как
актуальная для
музея форма
презентации его
коллекций.
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
2223
Практическая
работа
2
Этапы создания
экспозиции.
Тексты в
экспозиции –
виды и функции,
правила
составления.
Тема 6. Работа с
аудиторией (7 ч)
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
Понятие:
аудитория
школьного
музея.
Разнообразие
форм работы с
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
Октябрь,
февраль
2425
Лекция
2
Посещение
музеев
подготовка
презентаций
«Виртуальны е
экскурсии»;
составление
проекта,
оформления и
монтажа
тематической
экспозиции
музея
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
Разработка
экскурсии.
Составление
технологичес
кой карты
маршрута.
14
Проведение
экскурсий в
школьном
музее
аудиторией.
2627
Лекция
2
2830
Практикум
3
«Составление
памятки
экскурсовода»
март
3132
Лекция
2
3334
Музейный
урок
2
Основные
требования к
музейной
экскурсии и
этапы её
подготовки.
Работа
экскурсовода
Тема 7.
Изучение
истории
школьного
музея
(4 ч)
Промежуточная
аттестация.
Защита
творческой
работы на
выбранную тему
История
создания
школьного музея
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
Изучение и
посещение
музея (выбор
учащихся)
МБОУ
«СОШ
№9 имени
Ландышевой
А.Е
Введение (1ч)
Задачи, содержание и значение работы кружка «Юный музеевед». Особенности работы
историков-краеведов.
Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3ч)
Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые
национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как
центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы
– важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация
музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и
типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного
15
предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов
владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма
комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах
государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных
вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка
школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам
научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления
фондовой работы (6ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд
и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование,
учёт и хранение.
Тема 5. Экспозиция школьного музея (6ч)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция
временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции –
виды и функции, правила составления.
Тема 6. Работа с аудиторией (7ч)
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ,
родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы
с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные
требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
Тема 7. Изучение истории школьного музея (4ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного
музея Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.
Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея,
исследовательская деятельность.
2.4 Календарный учебный график
№ п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
34
3
Количество часов в неделю
1
4
Количество часов
4
5
Недель в 1 полугодии
16
16
6
Недель во 2 полугодии
18
7
Начало занятий
11 сентября
Окончание занятий
28 мая
8
Каникулы
28 октября по 4 ноября
9
Выходные дни
29 декабря по 8 января
2.5 Текущий и итоговый контроль. Механизм оценки усвоения программы
Уровень усвоения обучающимися Программы «Юный музеевед» определяется
соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей
каждого ребёнка.
Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела Программы в форме
презентаций, подготовки материалов экскурсий, результативности участия в
мероприятиях по музейной деятельности и экскурсиях и т. д.
Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):
- умение кратко рассказать о главном в установленное время (10 мин.);
- умение связать рассказ с показом объектов;
- логическое построение рассказа экскурсии;
- умение создать интересный продукт (наличие заключения); - творческий подход.
Итоговый контроль состоит из двух этапов:
- теоретического: тестирование по основам предметной области «Юный музеевед»,
основам экскурсоведения, темам: «Вклад исторических личностей в развитие музейного
дела», «Историко-культурные места Свердловской области», «Историко-культурные
места столицы России»; - практического: подготовка и демонстрация экскурсионного
продукта.
Формы подведения итогов обучения по Программе
Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы
«Юный музеевед» является тестирование и демонстрация экскурсионного продукта.
Знания оцениваются по 5-балльной системе.
2.6 Формы аттестации (контроля)
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный музеевед» применяются входящий, текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы
и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
17
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению
работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и
отрицательные
стороны
осуществляется
с
работы,
помощью
корректируются
заданий
педагога
недостатки.
(тесты,
Контроль
кроссворды,
знаний
викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся,
позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки:
тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах, устный зачет.
Итоговый контроль: промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного
года. Форма промежуточной аттестации: итоговое тестовое задание «Я в этом поселке
живу, я этот поселок знаю».
Мониторинг
личностного
развития
учащегося
в
процессе
освоения
им
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный музеевед»
будет осуществляться по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий
блок личностных качеств.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организаци
онно-волевые
качества
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.
Самоконтроль
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Способность
переносить нагрузки в
течение
определенного
времени
терпения хватает меньше
чем на половину занятия
терпения хватает больше
чем на половину занятия
терпения хватает на все
занятие
Способность активно
побуждать себя к
волевые усилия
практическим
побуждаются извне
действиям
иногда самим ребенком
всегда самим ребенком
Умение
контролировать свои
поступки
- постоянно находится под
воздействием контроля извне
- периодически контролирует
себя сам
- постоянно контролирует себя
сам
Возмож
ное
количес
тво
баллов
1
Методы
диагнос
тики
2
3
Наблюд
ение
1
2
3
1
2
3
18
2.Ориентацио
нные качества
2.1..Самооцен
ка
Способность
оценивать себя
адекватно реальным
достижениям
-
2.2.Интерес к
занятиям
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы
интерес к занятиям
продиктован извне
- интерес периодически
поддерживается самим ребенком
интерес постоянно
поддерживается самим ребенком
3.Поведенческ Умение воспринимать
ие качества
общие дела как свои
3.1.Тип
собственные
сотрудничества
Отношение к
общим делам
4.Творческие
способности
Креативность в
выполнении
творческих работ
завышенная
заниженная
нормальная (адекватная)
избегает участия в общих
делах
участвует при
побуждении извне
инициативен в общих
делах
- начальный уровень
- репродуктивный уровень
- творческий уровень
1
2
3
1
2
Тестиро
вание
Анкети
рование
3
1
Наблюд
ение
2
3
1
2
3
Анкети
рование
Критерии оценки личностного развития:
•
10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
•
13 – 21 балл – средний уровень развития;
•
22 – 30 баллов – высокий уровень развития
•
2.7 Оценочные материалы
Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выполнения
обучающимися творческих (проектных) работ по истории родного края.
Критерии оценивания творческой (проектной) работы
Высокий уровень – 40-50 баллов
Средний уровень –30-40 баллов Низкий уровень – 0-30 баллов Данная таблица
заполняется на каждого ребенка. Каждый критерий оценивается по 10-балльной
шкале. Максимальное количество баллов, которое обучающийся может набрать за
проектную работу- 50.
19
Критерий
1
Качество
2
3
4
5
6
7
8
9
10
наблюдений
(достигнутых результатов);
Качество
описаний
выполненных наблюдений
(достигнутых результатов);
Результаты и способность
к
сопоставлению
выполненных
наблюдений
(результатов), а также с
наблюдениями
(результатами)
других
авторов;
Понимание
темы
исследований, а также ее
места в общей
проблематике
выбранной
области знания
Качество
презентации
проекта
(по
результатам
публичного
прослушивания)
Диагностика результативности освоения дополнительной общеобразовательной
программы: «Юный музеевед»
Цель диагностики
Направление
диагностики
Формы
диагностики
Срок
проведения
20
I. Теоретическая подготовка Соответствие
ребенка
Зачетная работа
Май 2025
Зачетная работа
Май 2025
Зачетная работа
Апрель 2025
теоретических
знаний
ребенка
программным
1.1. Теоретические знания требованиям
(знания).
(по
основным
учебно-
разделам
тематического
плана программы)
1.2. Владение специальной
Осмысленность и
терминологией
правильность
использования
специальной
терминологии
II
Практическая
практических
подготовка ребенка.
2.1. Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по основным
разделам
тематического
Соответствие
умений и навыков
программным
требованиям
учебноплана
программы)
2.2.
Творческие
навыки Креативность в
Проектные работы
(творческое отношение к выполнении
делу и умение воплотить его практических заданий
в готовом продукте
III. Общеучебные умения и
навыки ребенка
3.1 Умение подбирать и Самостоятельность в
анализировать специальную подборе и анализе
литературу
литературы
Проектные работы
Март-май
2025
Декабрь 2024март 2025
21
3.2 Умение пользоваться
Самостоятельность в
компьютерными источниками пользовании
информации
компьютерными
источниками
информации
3.3 Умение
Проектные работы
осуществлять Самостоятельность в Проектные работы
Ноябрьдекабрь 2024
Март-май 2025
проектной и учебноучебно-исследовательскую
работу (писать рефераты, исследовательской
проводить самостоятельные
работе
учебные исследования)
3.4 Учебно-
Адекватность
коммуникативные
умения:(умение слушать и
слышать педагога, умение
выступать перед аудиторией,
вести полемику, участвовать в
дискуссии)
восприятия
Конференция
Октябрь 2024
информации, идущей
от педагога. Свобода
владения
и
подачи
обучающимся
подготовленной
информации.
Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика
2.8 Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и
технике безопасности;
2. Круглый стол для учащихся – 1 штука;
3. Стулья – 10 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования,
конструкторских материалов;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы,
схемы, книги, видео презентации по темам;
7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты,
опросники.
22
8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
9. Методическое обеспечение программы: Историческое краеведение Урала.
Учебное пособие для студентов / Под ред. проф. Г.Е. Корнилова; ФГБОУ ВПО
«Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2015
10. Кадровое обеспечение:
Занятия ведет педагог дополнительного образования.
3.Список использованных ресурсов
Литература для педагога
1. Охрана культурного наследия в России. XVII–XX вв. Хрестоматия. – М., 2000.
2. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., 2005.
3. Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности обучающихся. // Краеведческий альманах. – М, 2010.
4. Персин А.И. Школьный музей. Из века XX в XXI // Музей и образование. – № 7. –
2010.
5. Музееведение: учеб. пособие для студентов специальности «Музеология» / Л. Г.
Гужова [и др.]; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. – Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010.
6. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской
области. Под редакцией Н. С. Чекмарѐвой. 2005.
7.
Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – ТТ. 1–2.
8.
Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. –
Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp
9.
Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2009.
Литература для детей и родителей
1.
Полякова Т. П. Как делать музей.
2.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/Мво культуры РФ. Ин-т культурологии. –М., 2001.
3.
Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной
службы РФ (ФАС РФ). /Под ред. В. Л. Воронцовой – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.
4.
Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим
обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp
5.
Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2009.
23