Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является
одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения
их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе
рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
-обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на
получение бесплатного образования;
-организация
качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными
формами отклонений в развитии;
-сохранение и
укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе
совершенствования образовательного процесса;
-создание
благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
-расширение
материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей
с ОВЗ и детей-инвалидов;
-совершенствование
системы кадрового обеспечения.
Основополагающим
законодательным актом, регламентирующим процесс образования, является
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - ФЗ №273)), регламентирующий право детей с ОВЗ и
инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы,
органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования
лицами названных категорий, коррекции нарушений развития и социальной
адаптации. В нескольких статьях ФЗ №273 говорится об организации образования
лиц с ОВЗ с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79,
регламентирующая получения образования лицами с ОВЗ.
Инвалид - лицо, которое
имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Лицам, в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
При определении статуса
"ребенок с ограниченными возможностями здоровья" необходимо следовать
определению: "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ
№273,ст. 2, п.16).
Основанием для создания
специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную
организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных
представителей. При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными
представителями) в образовательную организацию создание специальных условий
обучения является обязательным.
В школе созданы
следующие специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
В МБОУ СОШ №9 имени
Ландышевой А.Е. реализуются Адаптированные образовательные программы начального
общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья ("Адаптированная образовательная программа - это образовательная
программа, адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц" (ФЗ №273, ст. 2, п. 28; ст. 79, п.1):
-прием детей с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций
ПМПК;
-по медицинским
показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей)
обучающихся организуется обучение на дому;
-в целях обеспечения успешного
освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме
образовательных программ, а также коррекции недостатков развития в школе
осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, которое включает работу
с детьми педагога-психолога, учителя логопеда, учителя-дефектолога и
социального педагога;
-для обеспечения
эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном
учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории детей, со всеми участниками образовательного процесса– обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками;
-обеспечение доступа в
здание образовательного учреждения:
входная
группа оборудована пандусом, установлены расширенные дверные проемы и поручни;
для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрено обучение на
первом этаже здания;
приказом
директора назначены сотрудники организации, прошедшие необходимое обучение
(инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях школы и на
прилегающей территории;
приобретено
кресло-коляска;
наличие
специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений: туалетная кабина
соответствует требованиям СанПиН, имея площадь для разворота кресла-коляски;
наличие опорных поручней; крючков для костылей, тростей.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ОО имеется кабинет коррекционно-развивающей направленности для работы учителя логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога.
Специально оборудованный кабинет предназначен для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. В кабинете имеется предметно-развивающая среда, специалистами разработаны программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Для инвалидов и учащихся с ОВЗ имеется гимнастический зал для занятий адаптивной физкультурой.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к объектам для проведения практических занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах химии, физики, биологии. Кабинеты оснащены лабораториями, соответствующими требованиям санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. В школе имеются помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Для проведения уроков по предмету "Технология" оборудованы специальные кабинеты для девочек - кройки, шитья и кулинарии, а для юношей - мастерская.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется информационно-библиотечный центр с медиатекой. Помещение библиотеки оборудовано компьютерами с выходом в сеть Интернет для самостоятельных занятий обучающихся. На все оборудование в школе установлена Контент-фильтрация, что обеспечивает безопасность информационной среды.
Доступ к библиотечным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется спортивный зал - 189.4 кв.м
Раздевалки, оснащенные душевыми кабинами:
·для девочек - 10.4 кв.м
·для мальчиков - 13.3 кв.м
Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и
воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению
эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и
впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на
всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники,
учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы,
раздаточный материал, энциклопедии, словари).
2. Электронные
образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые
образовательные ресурсы).
3. Аудиовизуальные
(презентации, слайд-фильмы, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях).
4. Наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
5. Демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
6. Учебные приборы
(компас, барометр, колбы, глобус и т.д.).
7. Спортивное
оборудование.
8.Актовый зал и
кабинеты оборудованы экранами-проекторами и звукоусиливающей аппаратурой.
9. Приобретена
программа "Сурдофон".
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован пандусом, кнопкой вызова персонала и тактильной полноцветной информационной табличкой с шрифтом Брайля. Зоны целевого назначения и санитарно-гигиенические помещения (туалетная комната) доступны полностью всем: площадь соответствует требованиям СанПиН; наличие опорных поручней; крючков для костылей, тростей.
Имеется выделенная стоянка для автотранспортных средств инвалидов
Специальные условия питания
Услугу по организации питания обучающихся МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. представляет ООО "Общественное Питание" г.Екатеринбург.
В столовой школы созданы условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Питание детей осуществляется в школьной столовой. Помещение для питания обучающихся рассчитано на 60 человек. Также в школе имеется помещение для хранения и приготовления пищи, что дает возможность качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков и обедов. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы и производится согласно локальным актам Учреждения. В школе создана комиссия по контролю над организацией и качеством питания обучающихся. Для лиц с ОВЗ организовано двухразовое горячее питание за счет бюджета.
Специальные условия охраны здоровья
Создание необходимых условий охраны здоровья учащихся - один из самых важных факторов успешного обучения детей в школе. Включает в себя несколько направлений ,в том числе применение здоровьесберегающих технологий
Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания обучающихся ;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Обеспечение необходимых условий охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ в МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой А.Е. осуществляется в соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Локальная сеть МБОУ СОШ №9 имени Ландышевой А.Е. имеет выход в глобальную сеть "Интернет". Компьютеры установлены в учебных кабинетах, библиотеке, служебных кабинетах, что позволяет обеспечить свободный доступ к информационно-телекоммуникационным сетям педагогическим работникам и обучающимся.
Для обеспечения безопасности работы обучающихся в сети Интернет используется система сетевой контентной фильтрации .
Разработана инструкция для педагогических работников при осуществлении контроля за использованием обучающимися сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Электронные образовательные ресурсы в сети Интернет, используемые в образовательном процессе
http://resh.edu.ru/- Российская электронная школа
Ссылки на видеоуроки ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» для обучающихся:https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=680(источник: сайтМинистерство образования и молодежной политики Свердловской области).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.